Учебный план по Патрологии
Пастырское Училище Св. прав. о. Иоанна Кронштадтского

 


 

Учебный план по Патрологии (2 семестр)

 

 Восточные отцы IV века.

 

I. Основные вопросы богословской мысли IV века.

 

1. Тринитарные споры. Арианство и его происхождение из Антиохийской богословской школы Лукиана. Распространение его идей среди последователей Оригена. Основные положения арианства: только Отец является Богом в собственном смысле, как имеющий бытие в Себе, все остальное тварно. Неразличение между рождением и творением. Все происшедешее существует во времени, поэтому « было время, когда Сына не было». Сын и Дух обязаны своим происхождением задаче творения мира. Смешение внутритройческой жизни с внешним по отношению к Богу актом творения. Искажение арианством христологии и сотериологаи.

 

2. Никейский собор (1 Вселенский) 325 г, осуждение арианства, его Символ Веры. Ключевое слово "единосущный", подчеркивающее единство природы Отца и Сына. Менее четкое различение лиц Троицы, чем подчеркивание единства Ее природы. Непонимание Никейского Символа большинством восточного епископата, боязнь савеллианства. Изоляция и устранение после Собора активных «никейцев». Антиникейская коалиция, ее состав: идейные ариане, полуариане-оригенисты, слабо понимающее вопрос большинство. Соборы, фактически упраздняющие Никейский Символ (Антиохийский, Селевкийский, Ариминский, Сирмийский, Константинопольский). Расход антиникейской каолиции на партии: аномеев (крайних ариан), омиев, омиусиан. Выделение из партии омиусиан «новоникейцев» во главе с Отцами-каппадокийцами. Более четкое разъяснение каппадокийцами различия между «сущностью» и «ипостасью», принятие формулы: «Одна сущность и три ипостаси в Троице». Объединение новоникейцев на Антиохийском Соборе 379 г. Второй Вселенский Собор 381 г в Константинополе и кокнчательная победа Православия.

 

3. Начало христологических споров. Ересь Апллинария Лаодикийского, его антропология и христология. Опровержение его Афанасием Великим и Григорием Богословом. Главное положение Аполлинария - неполнота человеческой природы во Христе, отсутствие ума( духа). Сотериологическое возражение Григория Богослова: «все, что не воспринято Христом, то и не спасено», спасен весь человек, значит и воспринят целый человек. Противоположная ересь Диодора Тарсского и его ученика Феодора Мопсуэтского: подчеркивание во Христе полноты человеческой природы до ее особой ипостаси (Двоица сынов, Сын Божий и Сын человеческий).

 

 

II. Святой Афанасий Великий.

 

1. Жизнь и труды. Церковное служение в борьбе с арианством. Основные творения: «Слово против язычников», «Слово о воплощении Бога-Слова», толкование на псалмы, на Евангелие от Матфея и Луки. Догматико-полемические сочинения: 4 слова «против ариан», 4 послания к Серапиону «О Божестве и единосущии Духа Святаго», «О Троице и Духе Святом», «О явлении Бога-Слова во плоти, против ариан», «О воплощении, против Апллинария». Исторические сочинения: «Апология против ариан», «Апология к царю Констанцию», «Апология о своем бегстве», «История ариан», «О постановлениях Никейского Собора», «О мнениях Дионисия Александрийского», «О соборах в Аримине и Селевкии». Окружные послания. Историко-аскетическое «Житие преподобного Антония», пасхальные послания.

 

2.  Сотериологический метод святого Афанасия (продолжение малоазийской традиции святого Иринея Лионского). Действительность нашего спасения свидетельствует о Божестве воплотившегося Слова. Только воплощение Единородного может быть спасительным. Спасение есть соединение тварного с Богом, обожение (феозис). Противопоставление тварного и нетварного. Все творение существует через причастность Слову, которым все сотворено. Слово есть отпечаток и подобие Отца. Различие творения Отцом мира из ничего от «рождения» Им из Своей сущности Слова.

Грехопадение человека, лишение благодати и повреждение образа Божия. Восстановление человека через Боговоплощение. Смерть и Воскресение - победа над смертию. Искупление, как воскрешение человека Христом и во Христе.

Двойственность речений Священного Писания о Христе, как о Боге и как о человеке. Две природы и Один и Тот же действующий. Единство Христа, как Богочеловека и неслиянная двойственность в Нем единосущного Отцу Божества и сродного нам человека.

Обожение человека по благодати. Воскресение, как завершение и восстановление творения.

 

3. Тройческое единосущие.

Из действительности спасения во Христе вывод о единосущии Сына с Отцем: только единосущный Сын дарует общение с Отцом.

Истина вечного рождения и единосущия Единородного Сына и Слова. Слово есть рождение Отца и рождение из сущности Отца. Отец всегда был Отцом собственного Сына, полная и совершенная совечность между ними. Сын есть образ Отчий, в котором созерцается и познается Отец.

Преодоление святым Афанасием Оригенова субординатизма. Учение о Троице, как о завершенной и замкнутой полноте Бытия и Жизни, вне всякого отношения к Откровению Бога в мире.

Отец и Сын едины в единстве сущности, «в тождестве естества», в нераздельном «тождестве единого Божества». Сын имеет Отчую природу, термин «единосущный» означает не только равенство, но единство бытия, неслиянную неотъемлемость Сына от Отца. Неразличение святым Афанасием терминов «сущность» и «ипостась».

Слово Отца, Сын Божий есть по преимуществу Творец мира и начало Божественного Откровения в мире. Опровержение арианского учения о Слове, как орудии творения. Бог не нуждается в орудиях. «Для Бога творить - второе, а первое - рождать». Творение -общее дело Святой Троицы: «Отец все творит Словом во Святом Духе».

Учение святого Афанасия о Божестве Святого Духа. «Вся Троица есть единый Бог, Она нераздельна и во всем Себе подобна». «Если Дух есть тварь, тогда нет Троицы, ибо что это слагаемое из Создателя и твари?» Действительность обожения свидетельствует о божественности Духа. Дух исходит от Отца, отличаясь этим от рождения Сына. Спасительно крещение, совершаемое по преданной вере во имя Святой Троицы, единой и нераздельной.

 

 

III. Святой Кирилл Иерусалимский.

 

1. Основные творения: Слова к просвещаемым огласительные (18) и тайноводственные (5).

 

2. Оглашение в древней Церкви: наставление в вере, испытание решимости. Дисциплина секретности. Догматическое содержание предкрещального оглашения. Учение о Троице православное, по Священному Писанию, хотя без Никейского термина «единосущный». Боговоплощение и Искупление.

 

3. Церковь и таинства. Объяснение символов при таинстве крещения. Крещение, как вступление в завет со Христом и начало новой жизни в Нем. Миропомазание. Евхаристия, в которой верующие становятся сотелесниками и единокровными Христу. Молитвы при Евхаристии, их смысл. Евхаристия, как Жертва.

 

 

IV Святой Василий Великий.

 

1.  Жизнь и пастырская деятельность: объединение партий «старо»- и «новоникейцев», организация монашеской жизни, литургическое творчество.

Творения: «Против Евномия», «О Духе Святом», «Беседы на шестоднев», «Беседы на псалмы» (13), Толкование на пророка Исайю, беседы догматические и нравственные (21), Канонические правила, монашеский устав, письма.

 

2. Космогония святого Василия. Мир имеет начало, причинное и временное, существует во времени. Само время создано Богом, как среда для материального мира. Видимый мир Бог творит сразу и устрояет его в шесть дней во всем совершенстве и красоте. Сотворение человека, как вершины творения, отлично от остальной твари. Образ Божий в человеке, Состав человека. Грех, как отлучение человека от жизни Божией.

 

3. Богопознание. Путь богопознания, открытый человеку через созерцание мира и восхождение к Богу, как причине и Творцу мира. Путь самопознания своей души и ее сил. Непостижимость для твари сущности Божией. «Я знаю, что Бог есть, но что такое Его сущность поставляю выше постижения».

Полемика с Евномием. Положение Евномия: имена выражают сущность, доступны человеку, например, сущность Божия выражается словом «нерожденный». Положение святого Василия: имена описывают отдельные свойства предметов, но не выражают саму сущность, которая отчасти постигается возвышением над видимыми свойствами. Созерцание. Постижение Божественных предметов даруется Божественным откровением. В именах Божиих мы познаем Бога в Его действиях, «энергиях», но не в Его непостижимой сущности. Троические имена говорят о Боге в себе, но и они говорят применительно к нашим понятиям и не раскрывают до конца внутрибожественной жизни.

 

4. Тройческое богословие. Главное дело святого Василия - четкое определение тройческих понятий «сущность» (усия) и «ипостась». Троица - Три единосущные Ипостаси. «Сущность и ипостась отличаются, как общее и особенное». Тройческие имена ипостасны, т.е. реальны. Не просто тричисленность ипостасей, но триединство Бога. Отличие ипостаси от савеллианского «модуса» или «лица». Единый Бог познается и пребывает в Триединстве ипостасей, а не модусов и не индивидуумов. Ипостасные различия даны Откровением. Троица не счисляется - истина Триединства не есть арифметическая истина. «Бога исповедуем единого не числом, но естеством». Число есть понятие ограничения, не приложимого к Богу.

Отличительные признаки Ипостасей по святому Василию: Отечество, Сыновство, Святыня. Образ Божественного Триединства из тварных подобий - радуга, «в ней один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен».

Единство и нераздельность Божественных действий. «В этом едином действовании мы различаем Тройственность: Отец есть причина первоначальная, повелевающая, Сын есть причина зиждительная, и Дух - причина совершительная. Отец повелевает, творит Сын и совершает Дух».

Учение святого Василия о Святом Духе против Евномия и «духоборов», свидетельство о Божестве Святаго Духа от Писания и литургического предания Церкви.

 

 

V. Святой Григорий Богослов.

 

1.  Жизнь подвижника-созерцателя, неволей призванного к пастырству, его деятельность в Константинополе и на 2-ом Вселенском соборе.

 

2.  Основные творения: 45 слов о «богословии», слова на Рождество, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу, слова в честь святого Василия и святого Афанасия, о священстве; стихотворения, письма (243), особенно к Нектарию и Клидонию против Аполлинария (христологические).

 

3. Богопознание для святого Григория путь и задача жизни, путь спасения и обожения, ум тварный встречается и воссоединяется с Богом. «Ум соединяется с умом, как с ближайшим и наиболее сродным». Правое учение о Богопознании святого Григория против еретических крайностей: рационализма Евномия и гнушения человеческим умом у Аполлинария. Против первого - о пределах Богопознания и смирении, против второго - о богоподобии человеческого ума. «Бог есть Великий ум, совершенная сущность, постигаемая только напряжением ума». Человек носит образ Божий, «потому что в обоих царствует естество ума». Человек призван к уподоблению, «хранить в себе образ и уподобляться Первообразу». «Только через Богообразный ум может приблизиться человек к Богу».

Путь обожения есть прежде всего путь очищения и восхождения ума (катарсис), путь отрешения от чувственного мира, от материи, внутреннего собирания, сосредоточенности, истинная жизнь есть умирание для этого мира, в котором невозможна полнота Богоподобия и Богообщения.

Богопознание есть путь обожения и потому путь аскетический. «Не всякий и не всегда смеет говорить о Боге. Для этого нужна чистая или, по крайней мере, очищенная душа. Памятовать о Боге надлежит непрестанно. Но богословствовать неблаговременно недопустимо». «Говорить о Боге -великое дело, но гораздо больше очищать себя для Бога».

Бог есть предел желаний, высшее из благ - знание Бога, и оно открывается в созерцании (феория). Созерцать - значит соединяться с Богом, и к этому нужно восходить через очищение. На пути восхождения человек становится новым, «изменяется Божественным изменением». Однако и на этих высотах Бог сокрыт от человека, открывается не Бог Сам в Себе, но только Его слава и великолепие. Божество непознаваемо по природе для твари.

Это неполное созерцание есть однако истинное, созерцание Бога, хотя и не в Его неприступном Существе, но в нисходящих Его энергиях, проникающих всю тварь. Бог познается не только в умозаключениях и не только по аналогии с выражающими Его совершенства дела. Бог бывает видим Своим избранным не по существу, но и не в образах. Это свидетельство благодатного опыта. «Уразуметь Бога невозможно, а изречь еще более невозможно». Только богооткровенное имя Сущий принадлежит только Ему, как самобытному. Бог выше всех тварных определений и аналогий. «Если и отыскивается малое некое сходство, то гораздо большее ускользает». Через отрицание точнее

опиисуются тайны созерцания. Богопознание есть путь снизу вверх, который встречается с Богооткровением сверху вниз. Здесь есть ступени и постепенность. «Только чистые узрят Чистого -трисолнечное сияние Божества»,

 

4. Тройческое богословие.

Для святого Григория тройческое богословие не только главная тема борьбы с ересями, но, прежде всего, спедоточие всей его духовной жизни. Вся молитвенная лирика его есть тройческая лирика. Совершенное единство Божественного бытия, «совершенная Троица из Трех совершенных», «Трех безконечных безконечная соестественность». «Каждое из Трех, созерцаемое по Себе есть Бог, и все Три, созерцаемые вместе, суть также единый Бог».

Святой Григорий отводит тварные подобия для тройческой тайны, т.к. они «вводят мысль о естестве непостоянном и изменяемом - а это непригодно». Созерцание Троицы в Ее единосущии и неслиянности есть результат духовного опыта святого Григория. Он видит и описывает, а не только размышляет. Бог вечен по природе и «сосредоточивает в Себе Самом целое бытие, которое не начинается и не прекратится». В Божестве нельзя мыслить какие-либо изменения или деления времени. «Рождение Слова и исхождение Духа нужно мыслить прежде всякого «когда». «Сын и Дух со-вечны, но не со-безначальны Отцу, Они от Отца, хотя и не после Отца».

Совершенное и непреложное единство Божественного бытия определяет единосущие Троических ипостасей - тождество сущности. Единство Божества означает тождество сущности и единоначалие - от Отца и ко Отцу. Нельзя прилагать тварных аналогий к ипостасным именам. «Ты слышишь о рождении - не допытывайся, каков образ рождения. Ведают сие родивший Отец и рожденный Сын». Ипостасные имена выражают взаимные отношения Лиц. Три Лица суть три образа бытия, неслиянного и нераздельного.

Святой Григорий особо подчеркивал Божество Святого Духа. Он ссылался на крещальную формулу. «Как Дух не Бог, если меня делает богом в крещении?» Святой Григорий объясняет недосказанность догмата о Духе в Писании постепенностью Откровения. Но и полнота духоносного опыта в Церкви есть тоже Откровение Духа, показывающего ясные признаки Своего Божества.

 

5. Домостроительство спасения.

Цель человеческой жизни - обожение, действительное соединение с Богом. Оно возможно в силу Боговоплощения. Отсюда - сотериологическая важность учения о полноте двух соединяющихся естеств, Божественного и человеческого, в Лице Богочеловека. Против Аполлинария святой Григорий резко подчеркивает полноту человечества во Христе. «Что не воспринято Христом, то не уврачевано, не спасено» - основа его сотериологии.

Воплощение есть восприятие человеческого естества. Человечество во Христе «помазано» всецелым присутствием Бога. «В Спасителе есть иное и иное (естество), но не иной и иной (лица)». Полнота соединения естеств не есть поглощение и слияние и не есть сложение, «а всецелое и взаимное соединение двух, так что при этом каждое в соединении сохраняет свою сущность и ее свойства». «Во Христе два естества, одно, которое подлежит страданию, и другое неизменяемое, которое выше страданий», - но при этом «Один из двух». Путь к обожению открывается нам через единосущное нам человечество Слова, обоженное срастворением с Богом.

Аполлинарий отрицал возможность совершенного единства двух совершенных естеств. Ему казалось, что для такого единства подходит только неполное человеческое естество. Он отрицал во Христе человеческий ум, а признавал только одушевленную плоть, признавал «воплощение», но не «вочеловечение». Он отрицал, что человечество Христа единосущно нам.

Святой Григорий опровергает Аполлинария сотериологически, подчеркивает неразложимое единство человеческой природы. «Божество с одною плотию еще не человек, воплощение, которое не может быть названо вочеловечением, не спасительно».

Соединение Бога и человека есть тайна, ее нельзя представлять телообразно. «Ум в человеке есть высшее и Богообразное и именно с умом может соединяться Бог, Ум высочайший, как с ближайшим и наиболее сродным». «Восстановление образа Божия в человеке и есть смысл спасения, и Слово приходит к человеку, как Первообраз образу». Рассуждениям Аполлинария святой Григорий противопоставляет исповедание веры, основанное на личном духовном опыте. Воплощением Слова спасение начинается, но заканчивается оно Крестною Смертию. Крест есть Жертва -«очищение целого мира на веки». Христос есть истинный Агнец и Жрец, Примиритель и Архиерей. Христос приемлет на Себя весь грех человеческий и «страждет, как Глава целого рода». Смысл Крестной Смерти, по святому Григорию, до конца не выражается в понятиях жертвы и выкупа. В пасхальном слове он показывает, что не Отцу и не диаволу приносился выкуп. Святой Григорий не дает ответа на вопрос: «кому приносится сия жертва?» - «прочее молчанием да почтится». Крест есть победа над сатаною и адом, но не выкуп им. Крест есть Жертва, благоприятная Богу, но не выкуп и не плата Ему. Крест есть необходимость восстановления человеческой природы, но не необходимость Божественной Правды. Плоть очищается от греха через Крест, «Крест есть крещение мучением и кровию». Крест есть новое рождение, потому крещение есть причастие Кресту, соумирание и спогребение, возрождение из гроба. На Кресте восстанавливается первозданная чистота человеческой природы. Тайна Креста в том, что за смертию следует Воскресение.

Для всего рода человеческого «Христос есть некая закваска для всего смешения». Дарованное во Христе спасение дано для всех, кто соединяется с Ним через Таинства и подвиг восхождения.

 

 VI Святой Григорий Нисский.

 

1. Жизнь: младший брат и соратник святого Василия Великого, епископ Нисский, участник 2-го Вселенского Собора, борец с арианством и аполлинаризмом.

 

2. Творения: а) экзегетические: «Об устроении человека», «О шестодневе», «О жизни Моисея-Законодателя», комментарии на «Песнь песней», на Экклизиаста, «О надписании псалмов». Везде главная тема - богопознание и нравственное совершенство, б) догматико-полемические: «Против Евномия», «К Авлалию о том, что не три Бога», «Против Аполлинария», «Слово о Духе Святом против македониан». Другие догматические творения: «Большой Катехизис», «О вере», «Диалог о душе и воскресении», в) нравственно-аскетические: «О девстве», «Что значит имя христианина», «Каким должно быть монаху», «О цели жизни по Богу», «О житии Макрины». Проповеди На Рождество, Богоявление, Пасху, Пятидесятницу. Каноническое послание к Литоию.

 

3. Путь богопознания.

Бог есть предел всех желаний человека, однако, предел никогда не достигаемый. «Как конец жизни есть начало смерти, так и остановка на пути к Богу становится началом движения к пороку».

Бог выше познания, но во всем открыт для познания. Он вне и выше мира, выше всякого естества, но Он Творец мира и потому в мире виден и познается. Бог видим и в душе человеческой, носящей образ Божий, хотя бы под нечистотой. В очищенной подвигом душе отражается Бог. Через самопознание приходим к Богопознанию. Душа собирается в себе и очищается от вещественных образов - и так приходит к Богу. В образе Моисея-законодателя святой Григорий видит пример духовного восхождения. Особенно он останавливается на Синайском Богоявлении. Богоявление начинается огнем неопалимой купины, а заканчивается мраком. Первое удаление от вещественности есть свет, более внимательное созерцание вводит «в мрак непостижимости Божией, несозерцаемости Божественного естества, ибо «Божество там, куда не восходит понятие». Это первая истина богословия: созерцание в понятиях. На высотах сверхумного созерцания душа соединяется с Богом, живет в Нем,»уподобляясь неприступному естеству чистотою и безстрастием». Это таинственный брак души,»ее безплотное, духовное сочетание с Богом». Эта жизнь в Боге неизреченна.

Понятия человеческого ума слагаются на основе познания видимого, тварного мира, и они становятся пустыми, когда ум возвышается за пределы тварного естества. Бог выше всякого имени, ибо всякое имя, понятие предполагает ограниченность, а Божественное бытие бесконечно и неопределимо. Божественная сущность не может быть постигнута через выделение отличительных и характерных признаков.

Нужно различать созерцательную жизнь души в Боге и знание человека о Боге. На высотах духовной жизни человек близок Богу, живет Им, но и тогда познание о Боге недоступно ему.

Два типа Божественных имен: первый - имена отрицающие, дающие представление о Божественном бытии через противопоставление свойствам бытия тварного, через освобождение мысли от тварных признаков. И второй тип имен, производных от Божественных действий или энергий, ибо «невидимый по естеству делается видимым в действиях». Эти имена не касаются существа Божия. Тварный мир слишком мал, чтобы быть точным и полным образом премирного Божества.

Священное Писание есть символ, указующий на духовную реальность. Поэтому недостаточно и обманчиво иудейское буквальное понимание Писания. «Тело Писания, как некая завеса, часто закрывает Славу, заключенную в Писании. Если снять телесный покров слов, остающееся есть Господь, Жизнь и Дух».

 

4. Тройческое богословие.

Бог есть прежде всего полнота бытия, единственное подлинное бытие, бытие по самой своей природе. Бог есть полнота и источник бытия, блага и красоты. Полнота Божественной жизни выражается в тайне Троичности, единосущной и нераздельной. Троичность Ипостасей не нарушает Божественного единства, различаемого, но не разделяемого. Действия, энергии Троицы едины, как едино Божественное естество.

Ипостасные признаки святой Григорий определяет: нерожденность и единородность, как соответствующие двум образам бытия: быть нерожденно (для Отца) и быть единородно (для Сына).

Основное в Троическом созерцании святого Григория - живое единство бытия, единая Жизнь Трех. Это трех-образное единство Жизни и есть единство сущности - бытие в нераздельном единстве. В Божестве не мертвое единство, но полнота жизни, открывающейся, как Триединство.

 

5. Бог и мир.

Для мира Бог есть источник существования и цель всех стремлений. Творческая воля Божия есть единственная опора твари. Бог не только создал мир, но и содержит его, как Вседержитель своим вездеприсутствием. Бог пребывает в мире, не смешиваясь с ним, как душа не расплывается в оживотворяемом ею телесном составе.

Бог творит не «из Себя», ибо иноприроден твари, и не из какого-то «несозданного вещества». Творческая воля Божия становится делом. Творение мира завершается созданием человека. Человек - полнота природы, микрокосм, «малый мир, содержащий в себе все, чем наполнена вселенная». Главное достоинство человека в том, что он создан по образу Божию и через это становится проводником Божественного действия в мире.

 

6. Творение человека.

Образ Божий в человеке в том, что «отличает его от остальной природы, в разумной части, в уме», и в том, что отображает Божественные совершенства, т.е. вся совокупность благ, вложенная в человеческое естество». Образ Божий допускает приращение и умаление, имеет разную точность и полноту. Образ Божий в человеке предполагает живую связь человека с Богом, уподобление человека Богу.

Свобода есть необходимое условие добродетели, вне свободы нет разума, со свободой связаны стремление к благу, любовь. Некая непостижимость естества человеческого принадлежит именно к образу Божию в человеке, - по непостижимости Первообраза. Первый человек создан, как родоначальник всего человечества, всех людей, единосущных между собою. Образ Божий дан не только Адаму, «но на весь род людской простирается его сила». Различие полов не относится к образу Божию, ибо не может быть возведено к Первообразу. В предвидении падения Бог добавляет к Своему образу разделение на полы.

Святой Григорий отвергает предсуществование и перевоплощение душ. «Ни душа не происходит без тела, ни тело без души, но у обоих одно начало».

Смысл греховности в низвержении Божественного порядка, в подчинении высшего - низшему. Сохранение Божественного порядка делало человека причастным Божественной энергии, нетленным и бессмертным. Господство человека над землею, прежде сего, предполагало его господство над бессловесными страстями, над земными устремлениями.

 

7. Восстановление твари.

Источник зла - в повороте свободной воли. Этот поворот противен естеству и потому разрушает его. «Отпадение от истинно Сущего есть разрушение существующего». «Поведено прародителям вместе с познанием добра не приобретать познания того, что противоположно ему, наслаждаться чистым благом, не причастным зла». Зло по своей природе всегда двойственно, обманчиво, имеет обличие добра. Через грехопадение человек становится смертным и тленным. Исцеление греховной порчи совершится в воскресении, которое есть вместе с тем восстановление первозданной нетленности.

 


© Catacomb.org.ua