Учебный план по Истории Русской Церкви
Пастырское Училище Св. прав. о. Иоанна Кронштадтского

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

 

Предмет: «История  Русской Церкви» (учебный план)

Объем предмета: – 3 семестра

Основной учебник:  Н. Тальберг «История Русской Церкви» 

(любое издание) Джорданвилль 1959 г.

 

Дополнительная литература:

1) Митр. Макарий (Булгаков). «История Русской Церкви»  (любое издание).

2) Архиеп. Филарет (Гумилевский). «                                                » (любое издание).

3)  Е. Сумароков.  «Лекции по истории Русской Церкви». Харбин 1944

4). Карташов.  «Очерки по истории Русской Церкви» М. 1997 г.

5) Е. Голубинский.  «История  Русской Церкви»

 

I  семестр.  От крещения Руси до разделения Русской митрополии  (1469 г.)

 

II семестр.  От разделения митрополии  до разделения патриаршества (1721 г.)

(московский период)

 

III  семестр. Синодальный период (петербургский период).

 

 

I   семестр 

Домонгольский и монгольский период.

 

I   Введение

1.      Системы построения Истории Церкви. Литература предмета.

2.      Проповедь апостолов на территории будущей России. Начатки христианства в Северном Причерноморье

3.      Первое крещение киевлян при Аскольде и Дире.

4.      Св. кн. Ольга и ее деятельность.

 

 

II. Период домонгольский

 

1. Обращение к вере кн. Владимира, его крещение и деятельность.

       Русская  Церковь при св. кн. Владимире, ее организация, отношение к Византии и        Болгарии.  Распространение  христианства после св. Владимира. Миссионеры. Сопротивление  Язычества. Причины мирного и скорого распространения христианства на Руси.

 

2.    Церковное управление   в Киевский период.

        Митрополия всея Руси, ее отношения с Константинопольскими патриархии. Епархии и  епископы.  Церковные законы. Приходское духовенство. Взаимоотношение властей  церковной  и государственной. Церковные соборы. Попытки автокефалии при Ярославе Мудром и Изяславе  Мстиславиче.

 

3. Учение

Училища в Киеве, в Новгороде. Собрания книг и переводы. Учителя Русской Церкви. Митр. Иларион, Св. Кирилл Туровский. Митр. Климент Смолятич. Преп. Нестор Летописец. Св. Симон Владимирский. Борьба с богомильской ересью. Отвержение латинства.

 

4. Богослужение и храмоздательство

Строительство Храмов в Киеве, Новгороде и др. городах. Византийские образцы храмоздательства, мозаики и иконописи. Богослужение по-славянски. Студийный  устав. Совершение таинств

 

5. Монашество

Основание Киево-Печерской Лавры, ее значение, ее подвижники. Распространение монастырей, их устройство и жизнь. Преп. Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский, преп. Авраамий Смоленский. Затворники  и столпники.

 

6. Христианская жизнь

Быстрый переход к христианству и остатки язычества. Главные черты русского Православия. Нравственность личная и общественная. Новые типы святых: Страстотерпцы. Юродивые Христа ради. Благоверные князья.

 

III. Период монгольский

 

1.      Татарское нашествие -

“погибель Русской Земли”. Татарское иго: политическое и экономическое, нравственные последствия ига. Отношение татар-язычников и татар-мусульман к христианству. Свв. Мученики  кн. Михаил Черниговский и кн. Роман Рязанский. Обращение части татар к христианству.

 

2.      Церковное управление

Возстановление власти Митрополитом  Кириллом, Владимирский Собор 1274 г. Перенесение кафедры из Киева во Владимир и Москву. Сарайская епархия. Отношение митрополитов   с Константинополем. Отношения церковной власти с ханами. Взаимодействия с князьями.

 

3.      Распространение веры

Обращение к вере зырян св. Стефаном  Пермским. Просвещение поволжских и северных народов. Православная вера в Литве.

 

4.      Учение Церкви

Состояние книжного дела. Сношения с Византией, влияние византийского исихазма в  XIV  веке. Проповеди и послания, новые переводы. Ересь  стригольников и ее обличение. Натиск латинства  и противостояние ему.

 

5.      Богослужение

Разстройства  от татарского нашествия. Собор митр. Кирилла для исправления богослужебной практики. Разности  богослужебных чинов, Митр. Киприан и его литургическая реформа.

 

6.      Монашество

Преп. Сергий и его ученики, их значение  для духовного возрождения Руси. Другие подвижники  XIV –XV вв. «Северная Фиваида». Связи с исихастами Византии и Балкан.

 

7.      Христианская жизнь

Общественная  нравственность по татарским игом. Влияние  общественных бедствий на духовное состояние народа. Благоверные князья и княгини. Юродивые Христа ради.

 

8.      Борьба  за единство Русской митрополии и ее разделение.

Смута в церковном управлении после м. Алексея. Михаил-Митяй, Пимен, Киприан. Митр. Фотий, Митр. Исидор и Флорентийская уния. Самоуправление Москвы после изгнания м. Исидора. Митр. Иона. Окончательное разделение Русской митрополии. Осознание Москвой себя наследницей Византии, III-м Римом.

 

II  семестр.

Московский период (от разделения Русской Митрополии до упразднения  патриаршества) 1469-1721 гг.

 

 

I.   От разделения Митрополии до установления патриаршества. (1469-1589 гг) 

 

1.      Церковное управление

Митрополит  Московский и подчиненные ему епископы. Непризнание Константинополем Московской автокефалии и свертывание отношений с греками. Отношения церковной и государственной власти. Митрополиты Варлаам, Иоасиф, их смещение. Подвиг Митр. Филиппа.

 

2.      Церковно-государственная  симфония, как идеал Москвы.

Учение  о  III Риме старца Филофея Псковского, как о последнем оплоте Православия. Место  Церкви в таком государстве по учению преп. Иосифа Волоцкого. Церковное «тягло» в государстве. Церковно-государственная симфония на всех уровнях  Московского общества. Церковный быт московского человека. «Домострой».

 

3.      Распространение христианства

Крещение лопарей, корелов, чуди (преп. Феодорит, преп. Корнилий). Распространение христианства среди поволжских народов. Взятие Казани и Астрахани и обращение к вере части татар.

 

4.      Учение и богословские споры

Отвержение  унии и борьба с латинством при Филиппе I, Максиме Греке и Иоанне Грозном. Ересь  жидовствующих и борьба с ней  архиеп. Геннадия и преп. Иосифа, Соборы  1490 и 1504 г. Опровержения  жидовствующих  преп. Иосифом. Ереси Башкина  и Косого. Максим Грек, его деятельность и судьба. Недостаток учения в Москве, отсутствие училищ.

 

5.      Богослужение и храмоздательство

Новые Московские Храмы  при Иоанне  III, Василии III и Иоанне  IV. Состояние богослужебных книг, исправления Максима Грека. Великая Четья-Минея  Митр. Макария. Макарьевские соборы и канонизация русских святых. Иконописание, дело дьяка  Висковатого.

 

6.      Монашество

Развитие скитского и пустынного жительства. Дионисий Глушицкий, Зосима Соловецкий, Павел Обнорский, Савва Вишерский, общежития  Пафнутия Боровского. Волоколамский монастырь преп. Иосифа. Скит преп. Нила Сорского и его устав. Споры о нестяжании.

 

7.      Юго-Западная митрополия

Отношения  Киевских митрополитов к Константинополю, отношения их с  литовскими князями, натиск латинства. Упадок монашеской жизни, упадок иерархии, ее равнение на латинян. Распространение реформации.

 

8.      Брестская уния (1596 г.)

Польско-литовская государственная уния 1569 г. Иезуиты в Польше и Литве.  Подготовка унии  и ее проведение. Братства  и их литературная борьба с латинством. Брестский собор и его последствия для православных. Кн. Константин Острожский его деятельность по защите Православия.

 

 

II. От установления  патриаршества до его упразднения (1589-1721 гг.)

  

1.      Установление патриаршества и церковное управление.

Борьба  с Константинополем за признание русской автокефалии и венчающее  ее патриаршество. Патр. Иов. Организация церковного управления. Смута и деятельность патр. Иова и Гермогена. Лже-патр. Игнатий. Патр. Филарет.

 

2.    Деятельность Патр. Никона:

исправление книг и обрядов, начало раскола. Вмешательство Никона  в государственные дела, его преувеличенные значение о патриаршем достоинстве, разрыв с царем Алексеем, отречение от патриаршества, Соборы 1660 г. и 1667 г

 

3.    Раскол  старообрядчества его причины и последствия.

Новый и старый обряды. Грубость при введении нового обряда. Главная тема раскола – не обряд, а антихрист. Прелесть вождей раскола, их невменяемость и изуверства (гари, запощеванство). Раздробление  раскола  на толки и согласия. Поповцы и безпоповцы. Роковые последствия раскола.

 

4.      Западное влияние после смуты

Влияние на быт и нравы.  Иностранцы и выходцы из Западной Руси. Влияние на иконопись  и богослужение.  Увлечение западным образом жизни верхнего слоя. Враждебность западного гуманизма  православию.

 

5.      Киевская митрополия после Брестского собора.

Насильственное введении унии, страдания православных. Роль братств, как главных защитников православия. Возстановление православной иерархии патр. Феофаном Иерусалимским. Митр. Петр Могила и его деятельность, его школы латинского образца. Возстание Хмельницкого. Присоединение Киевской Руси к Москве, а Киевской  митрополии к Моск. Патриарху.

 

6.      Последующие патриархи Московские и их деятельность.

Борьба с расколом. Попытки создания училища в Москве. Отношения с царями: Алексием, Феодором, цар. Софьей. Начало царствования Петра I. Его анти-церковные выходки. Запрещения избрания нового патриарха.

 

 

III  семестр.

Петербургский (сvнодальный) период 1721-1917 гг.

 

 

I.   Время Петра I. (1721-1725 гг) 

 

1. Внешние (государственные) причины реформы Петра I

а) усиление роли государства во всех сферах жизни страны в связи с преодолением смуты предыдущего правления Софьи; б) государственные усилия в связи с внешними войнами, требующие мобилизации всех сил; в) протестантские влияния (модель церковно-государтсвенных отношений) ближайшего окружения Петра; г) личный произвол Петра I, не получившего должного церковного воспитания в юности; д) нарушением симфонии церковно-государтсвенных отношений царем Алексеем.

 

1.      Внутренние (церковные) причины реформы Петра I.

а) паление авторитета патриарха и иерархии после конфликта патр. Никона с царем Алексеем; б) притязания иерархии на особые права в государстве; в) обогащение Церкви, обширные церковные владения; г) конфликт старообрядческого раскола, неразрешимый церковными средствами, обращение иерархии за помощью к государству; д) отсутствие духовной школы, невежество большинства духовенства; е) низкий нравственный уровень значительной части духовенства, отсутствие пастырства, низкий уровень духовной жизни на приходах.

 

3. Общий дух реформ Петра I - секулярный, гуманистический. Освобождение государства от юридических и нравственных обязательств перед Церковью. Расцерковление общественной жизни, введение множества западных греховных обычаев и развлечений. «Выход из Церкви» значительной части высшего общества, «прививка» западного гуманизма, начало вольнодумства. Личная религиозность Петра I - смешение православных традиций с протестантскими уклонами, ненависть к папизму, неприязнь к патриаршеству и монашеству, греховность личной жизни и случаи Бож. заступления, христианская кончина Петра I.

 

4. Реформа в церковном управлении. Отмена патриаршества и замена его Сvнодом. Протестантское происхождение идеи Cvнода. Сvнод как государственный орган надзора за Церковью с государственным чиновником. Подмена иерархического управления в Церкви мiрским чиновничеством. Строгий учет и контроль всех сторон церковной жизни государством. Нарушение церковной свободы и внутреннего самоуправления. Государственный контроль над архиереями и монастырями, взятие под контроль церковных земель и доходов с них.

 

5. Открытие духовных семинарий. Роль ученых-малороссов, их латинское умонастроение и влияние. Образовательный ценз для духовенства.

 

6. Святители петровской эпохи. Свт. Митрофан Воронежский, его отношение к государственным начинаниям и греховным западным обычаям Петра I. Свт Димитрий Ростовский - первый русский духовный писатель, пастырь и подвижник. Сибирские святители: Иоанн Тобольский и Иннокентий Иркутский.

 

7. Другие иерархи петровской эпохи. Митр. Стефан Яворский, его борьба  с протестантизмом. Недостойные иерархи: Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. «Церковный регламент» Прокоповича - антиправославный памфлет. Начало превращения части иерархов в государственных чиновников.

 

 

II.   Дальнейшие царствования XVIII века. 

 

1. Царствование Анны. Усиление протестантского влияния. Дело Феофилакта Лопатинского. Притеснение иерархии, духовенства и монашества при Бироне.

 

2. Царствование Елизаветы. Облегчение положение иерархии и духовенства. Издание исправленной славянской Библии. Свт. Иосаф Белгородский - пример святого епископа сvнодального периода, подвижника и пастыря.

 

3. Царствование Екатерины II. Усиление вольнодумства в высшем обществе, появление масонства. Отобрание в казну монастырских имений, закрытие большинства монастырей. Дело митр. Арсения Мациевича - поборника имущественных прав Церкви.

 

4. Церковные деятели екатерининского времени. Митр. С.-Петербургский  Гавриил и митр. Московский Платон, их деятельность, двусмысленность их положения, личное благочестие и сервилизм в отношение власти.  Развитие митр. Платоном духовно-учебных заведений. Возрождение митр. Гавриилом ряда монстырей и издание им славянского Добротолюбия.

 

5. Свт. Тихон Задонский - подвижник и духовный писатель. Прп. Серафим Саровский и его значение для России, как молитвенника, пророка и духовника.

 

6. Прп. Паисий Величковский и его школа. Начало возрождения монашества.

 

7. Введение единоверия и его ограниченность. Распространение раскола, его усиление в торговой жизни.

 

8. Первый раздел Польши 1773 г. Архиеп. Георгий Конисский и его деятельность по ликвидации унии в восточной Белоруссии. Присоединение 2-х миллионов униатов к Православной Церкви.

 

9. Итоги периода. Повреждение церковного управления и западное влияние. Сохранение Русской Церковью православной веры и преемства иерархии. Свидетельства святых XVIII столетия о жизни Церкви. Появление к концу XVIII века возможности исправления недостатков Петровской реформы.

 

 II.   Царствования XIX  века. 

 

1. Царствование Александра I.  Распространение масонских лож, в частности мистического масонства. «Сугубый министр» кн. А.Н. Голицын. «Библейское общество» и его деятельность.  Архим. Фотий Спасский и его борьба с масонством. Закрытие лож и «Библейского общества» в 20-х годах XIX века. Отечественная война 1812 г. и вызванный ею религиозно-патриотический подъем. Русская Церковь и Отечественная война.

 

2. Царствование Николая I. Общее направление - борьба с вольнодумством, анти-христианством и революцией. «Контрреволюция Николая против революции Петра» (Пушкин). Покровительство Церкви, открытие новых духовно-учебных заведений и монастырей. Активизация православной миссии на окраинах империи: в Сибири, на Аляске, в Закавказье. Митр. Иннокентий (Вениаминов) - апостол Америки и Аляски.

 

3. Окончательная ликвидация унии в Западном крае. Митр. Иосиф (Семашко) и его деятельность по присоединению 3-х миллионов униатов к Православной Церкви (1839 г.).

 

4. Подъем монашества. Духовные центры: Оптина пустынь, Глинская, Белобережская, Валаам и их подвижники. Влияние оптинских старцев на образованное общество.

 

5. Становление самостоятельной русской богословской школы. Труды митр. Филарета Московского, архиеп. Филарета (Гумилевского), митр. Макария (Булгакова), архиеп. Иннокентия (Борисова) и др. История Церкви, догматика, гомилетика.

 

6. Аскетические писатели-подвижники: Еп. Игнатия (Брянчанинов) и еп. Феофан Затворник, их труды.

 

7. Возникновение раскольничьей белокриницкой иерархии (40-е годы XIX века) и её пагубное значения в деле распространения раскола.

 

8. Царствование Александра II.  Общее направление - освободительные реформы. Освобождение крестьян, судебная и земская реформы, отмена телесных наказаний. Ограничение бюрократии и расширение прав личности. Использование этих реформ революционными, разрушительными силами. Нарастание нигилизма и материализма в обществе. Противодействие этим тенденциям со стороны церковных проповедников. Связанность Церкви бюрократией и недостаточность ея апологетических усилий.

 

9. Сословность духовенства - достоинства и недостатки этого. Отсутствие личного желания священного служения. «Невольник - не богомольник» (митр. Филарет). Превращение духовных школ в бесплатную сословную школу детей духовенства, но не пастырское училище. Нежелание большинства детей духовенства служить Церкви. ¾ русской революционной интеллигенции - выходцы из духовного сословия.

 

10. Царствование Александра III. Общее направление - охранение веры и монархии, борьба с революцией. Покровительство Церкви. Деятельность обер-прокурора К.П. Победоносцева. Открытие 30 тыс. церковно-приходских школ. Храмоздательство, открытие новых монастырей. Усиление миссии на окраинах: в Западном и Прибалтийском краях, в Абхазии, Осетии, Закавказье, Туркестане, на Алтае, в Китае. Свт. Николай (Касаткин) и его японская миссия. Свт. Макарий (Томский) и Алтайская миссия.

 

11. Св. прав. Иоанн Кронштадский  - всероссийский духовник, молитвенник и чудотворец. Другие святые приходские священники (о. Иона Атаманский, о. Георгий (Чекрякров), о. Алексий (Мечев) и др.).

 

12. Архим. Антоний (Храповицкий) и его школа пастырства. Расцвет православного богословия.

 

13. Поляризация сил в самой Церкви. Разделение на сторонников традиционного православия и будущих обновленцев.

 

14. Отход значительной части народа от Церкви: учащейся молодежи и фабрично-заводских рабочих («интеллигентский нигилизм и простонародное хулиганство»), высшего общества и народившейся буржуазии. Падение нравов, потеря религиозных интересов, замена их на политические и экономические.

 

15. Распространение в обществе ложной духовности - спиритизма, оккультизма, ложной религиозной философии в декадентских кружках. Новые секты моралистического направления: пашковцы и толстовцы, проникновение с Запада штунды (баптизма). Распространение в народе хлыстовства, появление лже-пропроков.

 

16. Состояние Русской Церкви к началу XX века. Наиболее высокий за всю историю уровень богословия, пастырства и нравственности, образованное духовенство, налаженная организация и управление, широкая миссионерская деятельность, наличие святых. Наличие ряда негативных явлений. Отход большинства народа от такой Церкви. Потеря религиозности как главная причина этого отхода и последующей революции, и ея необъяснимость с рациональной точки зрения.

 


© Catacomb.org.ua