О загробной жизни и вечных мучениях Блаженнейший Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) ОТ РЕДАКЦИИ: Имя Блаженнейшего Антония (Храповицкого), Митрополита Киевского и Галицкого (1863 - 1936), незаслуженно забыто и по достоинству не оценено в России. А в последние годы еще и оклеветано. Между тем, заслуги его перед Русской и Вселенской Церковью сопоставимы, пожалуй, с Апостольскими. Достаточно напомнить, что, в значительной степени, именно трудами Вл. Антония, многие годы почти в полном одиночестве отстаивавшего идею восстановления в России патриаршества, Русская Церковь в годы тяжких испытаний вновь стала на твердый канонический путь. Обращение богословской науки от сухой схоластики к живому святоотеческому преданию, обретение Русской Церковью (в лице Русской Зарубежной и Катакомбной Церкви) своих древле-православных корней - это тоже заслуга Митрополита Антония. Среди его учеников и постриженников более 40 стали епископами (двое из них - будущие патриархи Сербской Церкви и один - Московский Свт. Тихон), и безчисленное множество игуменами и архимандритами. Вдохновенные его строгим монашеским аскетизмом и неустанной ревностью по Истине Божией, многие из них впоследствии вошли в сонм Новомучеников Российских, как, например, Святители Василий и Пахомий Черниговские, а иные прославлены Церковью за свои великие подвиги и чудеса (Свт Иоанн Шанхайский и Сан-Франциссий). Были у Блаженнейшего Митрополита Антония и ошибки, как были они у Свт. Иоанна Златоустого и Блаженного Августина. Но ведь "не ошибается только тот, кто ничего не делает". А Церковь Христова всегда снисходила к слабостям чад Своих, и прославляла их за заслуги, труды и подвиги. Верим, что и в России настанет такое время, когда заслуги ее великого сына и архиерея-отца будут, наконец-то, по достоинству оценены его неблагодарными соотечественниками. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий)О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ И ВЕЧНЫХ МУЧЕНИЯХМы привыкли представлять себе загробную участь грешников по притче о Богатом и Лазаре. Осужденные в адском пламени будут тщетно оплакивать свои грехи, и безуспешно взывать к Богу и святым о помиловании: покаяние от умерших не принимается, исправляться уже поздно! - Почему это так? Почему душа, осудившая свои падения и изменившая настроение, все-таки отвергается Божественным правосудием, - это остается непонятным. Отсюда весьма естественные попытки создать вымыслы о каком-то новом, всеобщем примирении-апокатастасисе. Но это учение осуждено Церковью и оригенисты признаны еретиками. Да и вполне последовательно: все попытки толковать вечность мучений, как весьма большую продолжительность, но не безконечность, противоречат слову Божию и преданию Церкви. Достаточно указать на слова Божии у Исаии: "червь их не умрет и огонь их не угаснет" (66, 24). Эти слова уже невозможно перетолковать в пользу большой продолжительности вечных мучений, ибо прямо указано, что конца им не будет. (Ср. Откр. 14, 11; 20, 10). Впрочем, если бы даже ни Св. Библия, ни ясно выраженное учение Церкви не открыли людям учения о вечности мучений, наш разум все равно не мог бы отклониться от такого печального вывода о загробной участи сознательных противников Божиих или нераскаянных грешников. Действительно, оставалось бы допустить, что Господь насильно сделает их праведными и привлечет к Своей радости: но, ведь, где насилие, там нет уже нравственных ценностей, там исчезает самая разность между добром и злом, а с тем вместе и весь смысл Искупления и Домостроительства. Итак, учение о вечности мучений вытекает не только из ясного смысла слова Божия и церковного предания, но его невозможно избежать и при чисто рассудочном решении вопроса. Однако, это совсем не то, что в притче о Богатом и Лазаре, возразит нам читатель: там речь идет не о нераскаянном и ожесточенном злодее, но о душе, горько оплакивающей свои грехи и, мало того, исполненной сострадания к другим грешникам, еще пребывающим на земле; почему для такой души не найдется милости у Господа? - Возражение, по нашему крайнему мнению, вполне основательное и с ним трудно было бы справиться, если бы в этой притче была описана окончательная участь умерших. Но вспомним, что Господь говорил сие иудеям до Своего сошествия во ад: неужели оно не было спасительным для раскаявшегося в своей греховной жизни богача? Конечно да, ибо Апостол свидетельствует, что не одни праведники, но и грешники были спасены Победителем ада: "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши. Праведный за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя" (1 Петр. 3, 18-20). Из этих слов Апостола мы делаем ясный вывод о том, что слова Авраама в притче о великой пропасти, утвердившейся между праведниками и грешниками, которую не могут перейти ни те, ни другие, - имели значение до явления Господа Иисуса Христа, перешедшему эту пропасть в день Своей спасительной смерти и воскресения. Он воззвал оттуда не только праведников, но и многих, бывших "некогда непокорными", но не ожесточившихся окончательно в своем противлении Истине. Итак, состояние грешных душ, навеки осужденных, будет отнюдь не то, которое испытывал приточный богач, покорно умолявший о вразумлении живущих на земле его братьев. Где же нам найти указаний в Божественном откровении о том, как будут себя чувствовать погибшие души за гробом? - "Ту будет плач и скрежет зубом", так определяет Господь в Своих притчах участь отверженных. Слова эти прилагаются им к изгнанному с брачной вечери злому гостю, желавшему омрачить общую радость непринятием брачной одежды, и к ленивому рабу, не возрастившему данного таланта и злобно объяснявшемуся со своим возвратившимся господином. Этими же словами Господь отгонит от Себя тех, кто будет стучаться к Нему совне и говорить: "отвори нам - мы ели и пили пред Тобою и на улицах наших учил Ты" (Матф. 24, 51; 25, 30. Лук. 13, 28). Наконец, выражением этим определяется окончательное состояние грешников (Матф. 8, 12; 13, 42, 50; 24, 51). Итак, это состояние уподобляется тому, которое будет испытывать приглашенный злой гость и отвергнутый озлобленный раб. "Тьма внешняя", т.е. та темная ночь, которая так ужасна после прекрасного светлого чертога брачного или царского дворца. Здесь ужасны не отвне наносимые страдания, а состояние отринутости от общей радости, которая стала совершенно недоступна только этим несчастным за то, что они сами пренебрегли ею, и пытались внести в нее свою злобу, омрачить ее своим безпричинным ожесточением. Что значит плач и скрежет зубов? Обозначаются ли этими словами только невыносимо тяжкие страдания, или иное что? О приточном богаче не сказано, что он скрежетал зубами, а только мучился в пламени сем. Какой же частнейший смысл этого выражения? Выражаются ли в скрежете зубов именно страдания? Нет, скрежет зубов - это признак напряженной злобы и борьбы. Так скрежещут зубами злые псы, бросаясь на врагов, и вообще хищные животные. В Библии зубовный скрежет определяет напряженную злобу и угрозу, часто безсильную злобу грешников на праведника. - "Собирались ругатели против меня; не знаю, за что поносили и не переставали. С лицемерными насмешками скрежетали на меня зубами своими (Пс. 34, 16-17). Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмеивается над ним" (Пс. 36, 12-13); то же значение в Плаче 2, 16. Но особенно характерно смысл этого явления - скрежета зубов - выразился в неправедной казни первого Христова мученика Стефана. Когда этот блаженный юноша свидетельствовал непорочность своей веры согласно закону и пророкам, и с великим помазанием обличил пророкоубийц и христоубийц, имея сам лицо, "как лице ангела", то враги его что испытывали? - "Слушая это, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами" (Деян. 7, 59). Итак, "плач и скрежет зубов" обозначает не просто страдание, но злобу и страдание от безсильной злобы, от невозможности излить ее на ненавистное им Царство Божие. Вот, значит, в чем будут состоять загробные муки. Это отнюдь не мучения совести: при наличии последних, следовало бы покаяние, а при покаянии - прощение. Невозможно представить себе всеблагого Господа, Который бы не внимал вековому покаянию грешников и не облегчил бы их участи. Но возможно ли представить себе такое ожесточение в злобе, которое не образумилось бы при открытии судов Божиих, при посрамлении царства диавольского? - Зачем спрашивать о возможности того, что уже имело место в действительности? - Наше будущее предстание Лицу Господню надо уподоблять тому, как приняли люди здесь явившегося и жившего среди них Господа: добрые радостно познали Его, борющиеся между добром и злом признали Его с внутреннею борьбою и мученьем, как исцеляемые бесноватые, как разбойник на кресте, как Никодим, князь жидовский, а злые, чем больше познавали Его, тем более ненавидели, а когда узрели воскрешение Им Лазаря, тогда "с этого дня положили убить Его" (Иоан. 11, 53). Это и выразил Господь в словах Своей прощальной беседы, приведенных нами в начале сей статьи. А Апостол Иоанн все свое Евангелие, свои послания и Апокалипсис построил именно на раскрытии того печального закона борьбы Бога и мiра, который заключается в непримиримой вражде последнего против Христа и Его Царства, - вражде не ослабевающей, но, напротив, усиливающейся по мере откровения Божиих судеб. "Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце, и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили Имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу". Вот так и будут поступать грешники в огне адском, и его вечность будет зависеть единственно от их нераскаянности. Но слушайте дальше Апокалипсис: "Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя, и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих, и не раскаялись в делах своих" (Апок. 16, 8-12; 9, 20, 21). Я готов согласиться с правильностью такового истолкования и библейских изречений, и настроения осужденных грешников, - скажет читатель: но как можно допустить вечное упорство в таком безумном ожесточении против Бога, вечную нераскаянность Его врагов? А что такое раскаяние? - Спросим мы в свою очередь, и ответим так. - Раскаяние есть перелом воли, перелом настроения человеческого, вызванный либо новым познанием себя самого, т.е. пробуждением вновь обнаружившегося, а дотоле скрытого, содержания его души, его внутренней жизни, - либо уразумением, усвоением своей душе нового содержания от воздействия других людей, книг, внешнего мiра, наконец Самого Господа, как это было с Закхеем, когда он слушал Его святые словеса и уразумел Его сострадательное снисхождение к себе. - Но все эти условия имеют место только в продолжении познания себя и судеб Божиих, а когда все это закончится, когда "времени уже не будет" (Апок. 10, 6), когда судьбы Божии завершатся, и познавать будет уже нечего ни в себе самом, ни вне себя, - когда вся благость и премудрость Божия обнаружится пред всеми во всем своем величии, а ненависть врагов Божиих похулит и проклянет ее и отвернется от нея совсем, не приняв вразумления ни в своей земной жизни, ни в долгий промежуток между своею кончиной и Страшным Судом, когда возносились молитвы верующих и святых за души умерших: то уже никакого нового побуждения не останется для внутреннего изменения ожесточенных душ; останется лишь внутренняя необходимость и для праведных, и для грешников утверждаться в своем настроении - блаженной любви и благодарении, или напротив, - в безсильной злобе и тяжком чрез то мучении. А что такое огонь, жгущий грешников? - Прежде всего - тот же огонь, который будет просвещать праведников с того дня, "в онь же огнем испытаются дела, благая же и злая", как мы читаем в каноне Ангелу-Хранителю, - как и халдейская пещь "действа разделяше, халдеи убо опаляющи, верныя же орошающи". Огонь жжет дерево, сено и солому, но просветляет золото и серебро. Грешники будут ввергнуты в пещь огненную; "там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники возсияют как солнце в царстве Отца их" (от Матфея, глава 13, 42- 43). Подобно сему и Апостол Павел поясняет, что один и тот же огонь - Божие прикосновение - различно воздействует на разные души. "Каждого дело обнаружится, ибо день покажет; потому что в огне открывается и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон" (1 Кор. 3, 13-15). Не желаете ли вы сказать, что со стороны внешней, участь праведных и грешных будет одна и та же: созерцание Бога и невозможность от Него укрыться, но для одних это будет источником наслаждений, а для других источником мучений, происходящих единственно от их ненависти и безсильной злобы? - что вечный огонь есть только Божественное присутсвие, столь тягостное для Его врагов? Я не сказал: только, а сказал: прежде всего. Сказать: "только" возможно будет лишь в том случае, если кто согласит сие с церковным преданием о вещественном огне, которое для нас столь же свято, как слова святой Библии, и если сие только возможно будет согласить с тою несомненною истиною воскресения плоти, которою так дорожили древнейшие христиане, и которая совершенно ясно открыта нам в Слове Божием. - Впрочем, в пространном курсе догматики не приведено ни одного отеческого изречения об огне вещественном во аде. Но, конечно, телесных мучений там, мы отрицать не посмеем, - а только говорить о душе в отношении к будущей жизни легче, чем в отношении к воскресшей плоти, ибо и в этой жизни душа для нас понятнее, чем тело, чем материя, как справедливо говорит один, недавно умерший, русский философ. Определить, что такое материя, никто еще не сумел, а еще мудренее представить себе, какие именно свойства материи останутся в воскресшей плоти. Зато без всякого труда можно выяснить, с точки зрения приведенного нами истолкования загробной жизни, учение Церкви о мытарствах, о молитвах за умерших, о приношениях и милостынях за упокой их душ, но это мы отложим до другого раза. 1911 г. Печатается по книге: Жизнеописание и творения Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. В 17 томах. Нью-Йоркъ, 1969., т. 16, стр. 10-15.
Дополнительно на данную тему см.: Десять аргументов против существования чистилищного огня http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=578 |
© Catacomb.org.ua |