Святые Новомученики о Г. Распутине*
Подборка Валерия Леоничева, Москва

 

1. Владимiр, Митрополит Киевский и Галицкий **:

В 1912 г., когда скончался пepвoиepapx Православной Российской Церкви, Антоний Митрополит Петербургский и Ладожский, на его место был назначен Митрополит Владимiр. Три года Владыка управлял Петербургской eпapxией и это было труднейшее время для церковно общественной работы, ибо тогда усиливалось в Петербурге влияние «темных сил», т. е. «распутинство». Митрополит Владимiр со свойственными его характеру прямолинейностью и твердостью убеждений вел посильную борьбу с темными силами.

Борьба эта была особенно трагична по своему внутреннему смыслу, при наличии того тягостного и рокового недоразумения, которое существовало между лучшими кругами русского общества, к каковым примыкал Митрополит Владимiр — с одной стороны и Государыней Императрицей Александрой Федоровной —с другой стороны.

Государыня — самоотверженная, безпредельно любящая мать, более всего в жизни любила своего сына —- наследника-Цесаревича и более всего трепетала за его судьбу. И вот этой-то силой материнской любви воспользовались тёмныe силы. Случайным ли стечением обстоятельств, или действием темных нам неведомых сил произошло то, что Императрица глубоко уверовала, что судьба Наследника Цесаревича тесно связана с судьбой «старца» Григория  Распутина. На этом убеждении Царицы построено было его громадное, почти неограниченное влияние.

Когда это влияние стало оказывать действие в сфере церковной жизни, Митрополит Владимiр счел для себя невозможным дальнейшее молчание и попросил аудиенции у Государя.

Apxиереи вообще имели очень редко аудиенцию у Императора. Все сношения между ними обычно поддерживались чрез Обер-Прокурора.

Обер-Прокурор, в данном случае — В. К. Саблер, узнав о цели, с какой Митрополит Владимiр желал видеть Государя, предупреждал Владыку о том, что это очень болезненная и сложная тема. Но Митрополит смело шел на исполнение того, что он считал непременным своим священным долгом и как Первосвятителя Церкви и как верноподданного.

Добившись аудиенции, Митрополит Владимiр смело и прямо указал Государю на все сплетни и грязные рассказы, которые ходили в обществе в связи с именем Распутина, указал на гибельность его влияния, особенно в церковных делах.

Государь, прослушав Владыку Митрополита, сказал, что, быть может, он и прав во многих отношениях, но что Царица-мать никогда с этим не согласится.

Государыня, узнав о разговоре Государя с Митрополитом, была страшно возмущена и горячо негодовала против Митрополита за его вмешательство в семейную жизнь Царской Семьи. Государыня заявила, что Митрополит — не верноподданный, если он может допустить грязные сплетни и разговоры о царской семье и передавать их Государю, когда в действительности ничего этого нет. В ответ на обвинения против Распутина, она говорила, что «старец Григорий неоднократно спасал жизнь нашего сына Наследника Цесаревича и никогда грязной мысли о старце она не допустит».

Государыня была права по-своему. Конечно, никакой грязной тени, ничего кроме самого светлого, кристально чистого, не было в жизни и во взаимоотношениях Царской Семьи. Но грязь, связанная с Распутиным, проникла в некоторый сферы, близкие ко Двору и об этом-то и говорил Митрополит Владимiр Государю, а Государыня не знала и не хотела знать ничего об этой грязи.

Такова была трагедия тех тяжелых лет: оба чистые, высокие духом, праведные перед Богом, Царица и Митрополит не поняли друг друга. И Государыня не захотела выслушать того, кто воистину был и верноподданным и добрым святителем Божиим, того, кому предлежала такая же мученическая кончина, как и всей Царской Семье.

Митрополит Владимiр в 1915 году впал в немилость и был удален из Петрограда на кафедру Митрополита Киевского. Здесь будет кстати вспомянуть слова, сказанные этому великому иepapxу одним архиереем: «Вы были первенствующий иерарх между нами не только по своему общественному положению, но и по Вашим высоким духовным качествам, когда Вы светили нам в тяжкие годины церковной жизни. Именно когда люди совершенно изолгались и постоянно изменяли своим убеждениям, Вы не боялись говорить «правду царям», сознательно подвергая себя огорчениям и страданиям, и в то же время претерпевая все житейские скорби со смирением и покорностью Божественному Промыслу и с величайшею твердостью души».

 

2. Гермоген, Епископ Тобольский***:

Саратовский Епископ Гермоген, аскет, образованный человек, добрейший и чистый, до конца и безраздельно был увлечен борьбой с нараставшим революционным брожением. Увидев вред Распутина, он хотел взять с него клятву, что он больше не переступит порога Царскаго дворца. Распутин этой клятвы давать не хотел и Еп. Гермоген, стоя в епитрахили и с крестом в руке, проклял Распутина. Он стал телеграммами просить и умолять Государя не принимать Распутина. Это обстоятельство и непорядки в управлении Епархией привели Еп. Гермогена к лишению Епархии и к заточению в Жировицкий монастырь Гродненской губерни. После революции его выпустили и назначили Епископом Тобольским, в каковом звании он и был членом Всероссийского Церковного Собора.

В 1918 году Патриарх Тихон благословил, чтобы по всей России двинулись крестные ходы. Владыка Гермоген благословил на крестный ход и Тобольск. Накануне Владыке пришли приказать, чтобы никакого крестного хода не было или Владыку арестуют. На другой день, в Тобольском Кремле, Владыка служил обедню и молебен. Все знали, что крестный ход запрещен. Но загудели колокола и Владыка с духовенством, под хоругвями и крестами, вышел из собора. Крестный ход совершился. Громадные толпы народа потекли вдоль стены, вокруг Тобольского Кремля, с пением «Спаси Господи люди Твоя».

Тобольский Кремль возвышается над городом, дом Государя и Царской Семьи ниже Кремля. Со стены были хорошо видны окна Тобольского дома и за окнами узники: Государь, Государыня, царевны, цесаревич.

Владыка остановил крестный ход на том месте стены, откуда был виден Тобольский дом. Запели молебен. Потом Владыка один подошел к краю стены. Один стоял он над Тобольском, с деревянным крестом. Он высоко поднял крест и благословил Царскую Семью****.

 

Примечания: 

* «Новые мученики Российские». Первое собрание материалов, Часть 1. Составил Протопресвитер М. Польский, 1949 год

** Новсвщмч. Владимiр, Митр. Киевский (Богоявленский, + 25 января 1918 г), именно в день его мученической кончины Св. Собор Всероссийской Православной Церкви (1917-1918 г) и установил ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и мучеников.

1 ноября 1981 года прославленный Богом на Небе, причислен зарубежной Русской Православной Церковью к лику святых, которых, по слову Ап. Павла «Не достоин был весь мiр».

*** Новсвщмч. Гермоген, Архиеп. Тобольский, +19 июня 1918 года. 1 ноября 1981 года причислен РПЦЗ к лику святых Церкви Христовой.

**** Так благословляющий Царственную Семью и изображен Архиеп. Гермоген на иконе «Собор Святых Новомучеников Российских от безбожников избиенных» (РПЗЦ).

 

 


© Catacomb.org.ua