Проповеди викарных Епископов (под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия)
В ДЕНЬ ИХ ХИРОТОНИЙ
Слово иеромонаха Тихона
при наречении во Епископа Шадринского
Святые Владыки, Преосвященные Архипастыри!
В этот ответственный момент моей жизни приходят на память слова, которые сказал Господь Своему ученику, будущему Апостолу Петру: «Егда бе юн, поясашася сам, и хождаше, аможе хотяше; егда же состареешися и воздежиши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши».
Когда я пришел в Церковь, то хотел просто прилепиться к Ней и спасаться, трудясь в ней во славу Божию в меру своих сил. Но я не думал о служении Церкви в каком бы то ни было священном сане. Меня влекло монашество и я стремился к нему всей душой; это было пределом моих желаний. Но не долго я был свободен, вскоре я был опоясан непостижимым Божественным Промыслом; и будучи Им вырван из мірской жизни, был поставлен в Божием храме на клиросное послушание в чине чтеца. А затем все тот же непостижимый Божественный Промысел возводил меня по ступенькам церковного служения, вплоть до священства.
Но сейчас, когда Вы, святые Владыки, призываете меня на эту высокую ступень – архиерейское служение, -- невольно задаю себе вопрос: соответствую ли я этому призванию, готов ли я к нему и достоин ли я? Ответ очевиден – не готов и не достоин; ибо я не знаю, что мне представить Вам кроме множества немощей и недостатков моих.
Непростительным легкомыслием грешат те, кто дерзает принимать это высокое призвание из-за внешних почестей и славы, и я это решительно отвергаю; ибо вижу в этом призвании тяжелый повседневный труд и огромную, без преувеличения, ответственность пред Богом за души словесных овец стада Христова, за судьбы нашей Церкви, которая ныне подвергается яростным нападкам древнего змия. Его человеческие орудия – отступники и предатели-иуды, ревнители не по разуму и явные и тайные провокаторы, предпринимают отчаянные усилия, чтобы раздробить, расколоть, и в конце концов уничтожить Русскую Церковь.
Это высокое призвание – тяжелый Крест архипастырского служения в наше время – мог бы показаться непосильным, если бы не осознание того, что помогает его нести, дает благодатные силы для этого Сам Глава Церкви – Господь Иисус Христос.
И все же страшно принимать это призвание при мысли о своем убожестве. Страшно вместо устроения и руководственной премудрости, вместо пользы и назидания принести в Церковь соблазн для братий. Страшно отступить от пути, по которому шли Новомученики и Исповедники Российские – Свт. Исповедник Тихон, Патриарх Московский, Священномученики Кирилл Казанский и Иосиф Петроградский, по которому вели нашу Церковь Первосвятители, блаженной памяти Митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, ныне здравствущий Митрополит Виталий, а также выдающиеся архипастыри Русской Церкви Архиепископы Виталий (Максименко), Аверкий (Таушев), Леонтий Чилийский. Ибо как мы оправдаемся на Суде Христовом, если испугаемся угроз сильных міра сего? И немощь моя искушает меня, внушая, что лучше было бы оставаться и далее в сущем иерейском сане, как более соответствующем моим силам.
Но в то же время страшно и это – следовать воле своей, вместо послушания воле Божией, и этим навлечь на себя справедливый гнев Божий. И потому, смиряясь перед Божественным Промыслом, отвергаю человеческое во мне и предаю свою участь в руце Бога моего.
Осознаю, что тяжесть этого служения может сокрушить меня, недостойного, поэтому прошу Вас, святые Владыки, не оставьте меня без помощи, когда приду к Вам за советом и назиданием Вашим, ибо в Писании сказано: «вопроси отца твоего, и возвестит тебе, и старцы твоя, и рекут тебе».
Благодарю Вас, святые Владыки, за то, что Вы явились для меня выразителями воли Божией, которой я подчиняюсь безусловно, и исповедую перед Вами все множество моих немощей. Нахожу успокоение и опору в словах Господа, которые он сказал Апостолу Павлу: «сила Моя в немощи совершается».
Уповаю на молитвы и предстательство Святителя Исповедника Тихона, Святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских, а наипаче Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. И прошу Вас, святые Владыки, преподать мне недостойному Божие благословение на этот святой труд.
Слово Епископа Тихона при вручении жезла в день хиротонии
Святые Владыки, Преосвященные отцы-архипастыри.
Нет на земле большего служения человека Богу, чем архипастырское служение. И вот сегодня я призван Вами, святые Владыки, на это высокое служение. Не могу не отдавать себе отчет в том, что с этого момента начинается неизбежное восхождение на Крест, которое уподобляет архиерея Самому Пастыреначальнику, Господу Иисусу Христу.
Приступая к этому служению, необходимо готовить себя к решению триединой задачи, заключающейся в нем: это священнослужение и священнодействия, это вопросы церковного управления и душепопечения, и, наконец, – учительство, в строгом соответствии с учением Церкви. Причем учительство не только народа, находящегося в церковной ограде, но и тех, кто находится в начале своего пути к Богу, к Церкви.
В этом высоком призвании не могу не видеть проявления воли Божией, которая, щадя мою неокрепшую, немощную душу, вела меня к этому святому и ответственному рубежу, вразумляя и просвещая меня при неожиданных искушениях и многообразных испытаниях.
По мере приобретения пастырского опыта, приходило осознание своих немощей и недостатков, своего убожества и греховности и, как следствие - глубокое понимание немощи человеческого естества, начало зарождения собственного смирения, снисхождение, в допустимых пределах, к душам пасомых.
Вспоминаются слова, сказанные Господом к согрешившему, но кающемуся ученику Петру: «аще любиши Мене, паси агнцы Моя, паси овцы Моя». Здесь Господь нам открывает: как велик в Его глазах подвиг пастырского служения. Но насколько труднее и ответственнее обязанности архипастыря, который призывается заботиться о спасении не только всех словесных овец стада Христова, но и самих пастырей. Архипастырь должен сострадать болезням своих пасомых, и этим способствовать их исцелению, уподобляясь в этом Господу Иисусу Христу, «раною Которого мы исцелехом» (Ис. 53, 5).
У архипастыря нет личной жизни, ибо, отвергнув себя, он отдает себя в добровольную жертву Богу, посвящая свою жизнь делу уловления и спасения душ человеческих, увлекая их за собою в Царство Небесное. Не может оставаться за пределами его внимания, его сознания – жизнь Церкви, как мистического Тела Христова.
Церковь, Невеста Христова, с древних времен подвергалась нападкам древнего змия, «человекоубийцы искони». Имея огромный опыт в деле погубления человеческих душ, этот змий продолжает использовать для этого тончайшие и коварнейшие козни, вливая в души современных людей свой излюбленный яд – яд гордыни, властолюбия, сребролюбия.
К сожалению, даже люди воцерковленные не всегда могут должным образом противостоять, давать отпор искушениям подобного рода. Играя на страстях человеческих, этот змий вползает в Церковь, находя в ней свои жертвы, внося в общество верных, через свои человеческие орудия, дух ревности не по разуму, дух зависти, неприязни, властолюбия, человекоугодия. Этим он разрушает Тело Церкви, доводя ее до разделений и расколов.
В наше время, которое по многим признакам можно считать преддверием последних времен, это особенно чувствуется. Все мы, находящиеся в ограде Истинной Русской Церкви, испытываем эти нападки непосредственно. И здесь необходимо самоотверженное, твердое стояние в Истине самих архипастырей как столпов Церкви.
Таким примером нам могут служить Отцы-основатели нашей Церкви, блаженной памяти Митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, ныне здравствующий Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий, и наш Первосвятитель РИПЦ Преосвященнейший Архиепископ Лазарь.
Архипастыри должны идти впереди стада овец Христовых, проводя их сквозь бурное море разделения и раздоров, ересей и сектантства, не теряя ни одной овцы на пути к Царству Небесному. И сейчас как никогда необходима духовная взаимосвязь, братолюбие и единомыслие между самими архипастырями нашей Церкви, как преемницы Церкви Патриарха Тихона, Митрополитов Кирилла Казанского и Иосифа Петроградского.
Сейчас мы переживаем поистине исторический момент, когда Зарубежная Русская Церковь, сохранив неповрежденным все учение Церкви и ее предания, передала это богатое духовное наследие Русской Церкви в России и, таким образом, выполнила по существу свою духовную и историческую миссию. Нельзя не видеть того, что это явление означает начало новой, заключительной фазы развития міровой истории в плане эсхатологическом.
Но, несмотря на все, жизнь Русской Церкви продолжается. И для продолжения ее спасительной миссии на русской земле, наш первосвятитель Архиепископ Лазарь и преосвященнейший Епископ Вениамин, в духе братского единомыслия и соборного единства с Первоиерархом Русской Церкви Митрополитом Виталием, приняли очень важное, историческое решение -- восстановление полноты епископата Истинной Русской Церкви в России.
Сегодня и аз недостойный становлюсь причастным этому желанному процессу возрождения и восстановления церковного управления. Радостно сознавать, что я ныне вступаю в число преемников апостольских, святых отцев-архипастырей Церкви Христовой. Но на свои слабые человеческие силы я не надеюсь, ибо сейчас отметается все человеческое – идет Суд Божий, -- исполняется все предопределенное непостижимым Божественным Промыслом.
Благодарю Вас, святые Владыки, отцы-архипастыри за то, что оказали мне высокое доверие и честь этим избранием, и прошу Ваших молитв, дабы Господь дал мне сил подвизаться за Истину до конца моей жизни. Испрашиваю Вашего архипастырского благословения на это нелегкое и святое служение.
Слово иеромонаха Дионисия
при наречении во Епископа Боровического
Ваши Преосвященства, высокочтимые владыки.
Вашим избранием жребий епископского служения пал на меня. С какими мыслями и чувствами принимаю это служение? Вспоминаю слова великого Святителя Православной Церкви св. Григория Богослова, сказанные им при его рукоположении во Епископа Сасимского: «Паки на мне помазание и Дух и паки плача и сетуя хожду. Вы может быть удивитесь сему. Но Исаия, доколе не сподобился видеть Господа Саваофа, седящего на престоле высоце и превознесения, смело обличает Израиля за грехи, а когда сподобился сего страшного лицезрения, умилился и вопиял: о окаянный аз, ничистые устне имый. Доколе человек пребывает далече от Бога, не сподобился Духа, то смело обличает чужие грехи. Когда же дано ему приблизиться к Богу, он чувствует свою низость и нечистоту и сокрушается о себе».
Великий дар божественной благодати, сообщаемый в таинстве рукоположения, заставляет задуматься о своей греховности. Греховность падшего человека делает его мало способным к принятию божественной благодати и способным быстро ее утратить. Два свойства падшего человека – это во-первых, непостоянство его воли, неустойчивость и переменчивость – и во вторых, его ограниченность в добре. Первое свойство состоит в том, что даже искренне благонамеренный человек часто не имеет необходимого напряжения воли на добро, легко угасает в ревности от встречающихся препятствий, останавливается на месте или даже возвращается вспять. Почему и сказано про таких делателей Самим Господом, что никто возложивший руку на рало и обратившийся вспять, не будет управлен в Царство Небесное.
Второе свойство падшего человека – его греховная ограниченность. Это касается как ограниченности понимания умом человека откровенных истин Божиих, так и ограниченности сердечного сочувствия к ближним. Себялюбие и привязанность к міру держат человека в плену и не допускают его всецело стремиться к Богу, не дают ему служить ближним так, как того требует христианский долг. Мы мало можем посвятить своих сил Богу, а потому и мало способны к восприятию благодатных дарований.
Следствием такого общего греховного повреждения человека является то, что он, даже сподобившись по божественному смотрению благодатных даров, легко их утрачивает. Свт. Григорий Богослов в том же слове на свое рукоположение приводит пример израильского царя Саула, который был помазан пророком Самуилом, сподобился дара Святаго Духа и даже пророчествовал, но впоследствии утратил благодать и подпал под влияние духа злобы. Можно получить благодать в таинстве священства, но не возгревая, не усвоить ее себе, и даже совсем потерять. Таких печальных примеров церковная история представляет нам достаточно много.
Поэтому полученную в таинстве священства благодать необходимо возгревать, чтобы она милостью Божией, соделалась как бы постоянно присущей и самому человеку священнику. Святые отцы пишут, что по образу Христа, в Котором соединены два естества, божественное и человеческое, в одном Лице – и в христианине должно произойти срастворение его человеческого естества с божественной благодатью, так что новый благодатный человек становится как бы двухприродным, возвышается над своим тварным естеством.
Этот путь усвоения благодати, для священнослужителя включает в себя служение Богу и ближнему. Апостол Павел говорит, что «всякий священник, из человеков избираемый, для человеков поставлляется на служение Богу». Здесь обозначены две стороны священного служения: священник приносит жертвы и моление Богу и служит алтарю Господню. Но избирается он из человеков, и поставляется для человеков. За них, своих братьев, приносит он жертвы и моления к общему всех Владыке.
Апостольский муж Дионисий Ареопагит пишет о церковной иерархии, как отображающей небесную ангельскую иерархию, в которой все служат Богу в строгом богоустановленном порядке, и в которой высшие передают божественную благодать и просвещение низшим. Подобно этому в Церкви Епископ занимает место в богоустановленной иерархии, и потому должен иметь ум направленный к Богу, сам просвещаться божественным светом, озаряться полученными от Бога знаниями, передавая их следующим чинам церковным. Но это – лишь одна сторона епископского служения.
Другая, более важная, связана с великой тайной Божиего воплощения и всем домостроительством нашего спасения. Первосвященник Нового Завета, ходатай и совершитель нашего спасения Господь наш Иисус Христос принес Себе Самого в жертву за спасение человеков, и совершил очищение наших грехов Своею кровию. В своем священнослужении Епископ Православной Церкви носит образ Христа, и потому должен стараться быть подобным своему великому Первообразу, Архиерею Нового Завета. Таковыми были все истинные архипастыри Христовой церкви, самоотверженно проходившие свое служение и своими страданиями вшедшие в Царство Небесное, те, про которых Церковь воспевает: «И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, /…/ сего ради слово истины справляя, и веры ради пострадал еси даже до крови».
В таком исповедническом и мученическом служении архиерея особенно ярко выражается закон христианский о духовном возрождении и созидании через страдание и умирание, о воскресении после смерти. В жизни отдельного христианина-подвижника подлинное духовное воскресение происходит не иначе, как через умирание, причем не только греху, но и всей мірской жизни, всякой привязанности к земному и тленному. В архипастырском служении страдание и смерть за Христа предстоятеля алтаря Господня служат самым действенным средством духовного созидания его паствы. Сбываются слова Христовы о том, что если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то остается одно, а если умрет, то принесет много плода. Из истории Церкви мы знаем, что обильные духовные плоды часто произрастали после долгих лет, протекших после страдальческой кончины архиерея Божия, кончины часто безславной с мірской точки зрения. Неуспех внешней деятельности подлинного раба Божия, завершившийся изгнанием и смертью, впоследствии приносил сторичный плод для Церкви. Например страдания святого Златоуста дали мощный духовный толчек не столько для его современников, сколько для последующих поколений христиан. Таки примеров в истории Церкви много. И наши Новые Священномученики и Исповедники Российские своими страданиями за церковную правду явились семенем Истинной Русской Церкви, ее основанием и утверждением.
Поэтому великий пастырь Русской Церкви Митрополит Антоний (Храповицкий) писал, что пастырь Христов в своем служении должен воспроизводить не только нагорную проповедь, но и Гефсиманское моление и Голгофское страдание. Этим уподоблением пастыря Христу Церковь созидается более, чем только преподанием правильного учения и добросовестного служения.
Вот какой высокий идеал архипастыря начертывает перед нами Святая Церковь. Поэтому возможно ли без страха приступить к сему служению? И я, принимая священный сан Епископа, вижу его высоту и величие и сознаю свое глубокое недостоинство. Основная причина принятия мною архиерейского сана – чрезвычайная ситуация, сложившаяся в нашей Церкви. Наша Истинная Русская Церковь – наследница Зарубежной и Катакомбной Церкви, недавно пережила тяжелое потрясение, связанное с отпадением от Истины большинства зарубежного епископата. Для окормления паствы в России и для строительства здесь церковной жизни, необходимо восполнить ряды иерархии. В исключительных обстоятельствах, по недостатку достойных кандидатов, приходится обращаться к тем, кто есть. Подобное бывает и на войне, когда из-за убыли старших командиров, частями командуют младшие, не желающие сдаваться врагам в плен. От себя могу принести только благое поизволение, включающее верность идеалам Истинной Русской Церкви и желание послужить ей. В остальном уповаю на божественную благодать, «немощная врачующую, и оскудевающее восполняющую». Верю, что и при недостоинстве можно послужить Церкви, если иметь руководство и помощь со стороны старших архипастырей, сочувствие и поддержку со стороны сопастырей и братьев. Уповаю на Бога, который Своим Промыслом ведет их по стези служения, определяет сроки их жизни и деятельности, и имиже веси судьбами Сам вразумляет их. Да поможет и мне Господь совершить свое служение неосужденно, о чем прошу святых молитв вас, всечестные архипастыри, и всех сопастырей и сослужителей во Христе.
Проповедь Епископа Гермогена
при вручении жезла в день хиротонии
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
В сей день Праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Милость Божия Своим неиповедимым и недоведомым для меня Промыслом поставила меня на Крест Архиерейского служения. Исповедая свою немощь, призываю Силу Божию, которая только в подлинном сораспятии с Господом совершается, и символом которой и является сей вручаемый мне Архипастырский Жезл.
По вере нашей да будет нам, Милосердный Господи!
В дни этих церковных событий, -- которые большинством, особенно сравнительно недавно воцерковившимися членами нашей Церкви, воспринимаются полностью драматически, - я хочу сказать и напомнить всем нам о восприятии нашей Матери-Церкви, прежде всего земного колена Тела Христова - и как Креста. Тогда многое происходящее становится закономерным и даже необходимым.
Переживание этого созерцания Церкви как Креста, как места принесения Жертвы Сыновней любви Отцу - Жертвы, которая совершается в душе каждого, кого Сын Божий воспринимает и в ком Он воплощается, это восприятие Церкви и как виноградника Христова, и как жертвенника, на котором приносится плод от всего человечества Святой Троице благоволением Отца, через Сына, содействием Святаго Духа — такое восприятие Церкви наиболее близко нам сейчас.
Именно апокалиптическое понимание событий жизни міра и Церкви в нем, заставляет говорить, прежде всего, об этом лике Церкви Христовой. Поиск любой истины требует надежных критериев. Крест Христов является для нас непреложным критерием Истины. Крест и является знаменем этой Истины – Христа. Этим критерием мы можем надежно определить границы Церкви спасаемых – как всех сораспявшихся Христу.
Любовь Бога к нам и наша к Нему – Создателю, Отцу, Искупителю, Спасителю, усыновляющему нас и обожающему, реализуется для нас на Кресте. И, прежде всего, этот Крест дается нам Самим Богом, а не подменяется нами через собственные мудрования и страсти. Спасителен для нас только этот, каждому Богом зданный Крест.
Но есть Крест, зданный всем, без которого наше внутреннее и внешнее делание не получит должной меры благодати и не будет спасительным. Это --Крест стояния за чистоту Веры Апостольской, чистоту Предания церковного, стояния в верности Христу перед лицом апостасийного, вновь озверевшего міра, отвергнувшего Истинную Церковь Христову. Без любви к Богу не определить, где начинается этот Крест. Именно архипастыри, как избранники Божественной любви на свое служение, первые должны осознать: где и как хитрый и умный зверь, человекоубийца от начала, замышляет подменить служение и верность Христу служением ему. Положение Церкви в міре, -- где вновь царствует ложь, лесть и лицемерие, свершается тайна беззакония, пытающаяся отравить и растлить своим ядом весь церковный организм, -- требует особого мужества, решимости и самопожертвования прежде всего от архипастырей в обличении и уничтожении яда ереси и предательства.
Известны случаи очень давнего проникновения “тайны беззакония”, в иерархию Русской Церкви, и давно оно пытается всеми своими сатанинскими методами добиться контроля и управления над епископатом. Евлогианский и Платоновский расколы в РПЦЗ произошли именно под ее управлением. И последние события в РПЦЗ, по своей откровенно предательской сути в отношении к российской и жестокости к французской пастве и клиру, заставляют предполагать те же методы управления.
Характерной формой борьбы с Церковью Христовой стали заговор и подлог. На глазах у нас заговором разрушается Крестное стояние Русской Зарубежной Церкви, и у нас на глазах совершается подлог возрождения России и подлог исповеднической Церкви церковью лукавнующих в лице МП.
На Крест противостояния заговору разрушения Русской Церкви взошел Старец Митрополит Виталий. Крест – Богом зданный ему, предвещенный в видении мученнику Иосифу Муньосу. Распятие Исповедника-Митрополита своими бывшими духовными чадами, обличило отсутствие между его распинателями – архиереями Синода их митр. Лавра -- подлинных сыноотеческих, отвечающих образу Божьему, отношений, -- и свидетельствует об их отпадении от Христа не менее, чем евхаристическое общение с экуменическими церквями, в том числе уже и с константинопольской патриархией. Не обнаружив подлинного желания нести Крест Христов, они обнаружили отсутствие подлинной любви ко Христу.
Поношения и физические страдания Старца Митрополита Виталия попущены Богом, чтобы даже неискусные умом, доверчивые по-детски чада Церкви сердцем смогли уразуметь, на чьей стороне Христос. И отныне уже многие могут услышать на свой призыв ко Господу суровый ответ: «Не вем вас!». Рядом с Митрополитом Виталием на Кресте Противостояния разрушению Русской Церкви встал второй Старец – архиепископ Лазарь. Два немощных плотию Старца, которых долгое время враги Церкви интригами пытались разобщить, протянули друг другу руки. В этом Крестном стоянии соединились два канонических корня единого древа Русской Церкви. В немощи их плотских сил свершилось Силою и Промыслом Божиим восполнение исповеднического епископата Русской Церкви, особая миссия которой в міре сем продолжается.
Сейчас мы, исполняя Волю Божию, заложили очищенную от яда лукавствующего беззакония, – масонства, -- основу будущей Иерархии Поместной Русской Церкви, пребывая в полной канонической преемственности с Ее Историческим Телом, как оно обозначило себя на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., -- оставаясь верными чадами Первосвятителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Гермогена и Тихона.
Вместе с тем мы видим, что змей пустил и вслед спасающихся с Митрополитом Виталием и Архиепископом Лазарем огненную реку клевет, поношения и интриг. И эту реку может поглотить только земля подлинной сыноотеческой любви всех нас, окруживших их в Крестном стоянии верности Христу Русской Истинной Православной Церкви.
Подлинная любовь ко Христу, подлинные сыноотеческие и братские отношения в Иерархии Церкви, между Иерархией и пасомыми должны быть заложенными в основу церковного домостроительства, и они соберут еще плод Господу от семени крови Новомученников, который продолжает прорастать даже на камнях вавилонских. И всегда, если мы в спасительной ограде сораспявшихся Господу, можем радостно повторить слова Апостола: «Се ныне время благоприятно, се ныне время спасения»!
Аминь.
|