Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1918 год. Лев Регельсон
1918
1/14 янв.
Слово Патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя перед новогодним молебном. "...Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?.. ...И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3,17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, пожирающее в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь "Плач Иеремии", невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину...
...И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы. Желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были слову Его (Пл. Иерем., 1,18). Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, - и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит - прилежати же о душе - вещи бессмертней - совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании "храмин и житниц" постигает неудача. Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге..." Церк. Вед., 1918, № 1
5/18
Расстрел демонстрации в поддержку Учредительного Собрания в Петрограде. Известия ВЦИК, 1918, 7 янв.
5/18 янв.
Открытие Учредительного Собрания. Количество депутатов по результатам выборов: русских с.-р. 338; с.-р. других национальностей 99; большевиков 168; меньшевиков 18; других социалистов 16; "буржуазных" и националистических партий 64. Собралось около 400 депутатов, из них за избрание председателем Чернова - 244; против - 153 (большевики и левые эсеры). Депутатов "буржуазных" партий (в том числе к.-д.) были единицы. Из речи Бухарина: "...Вопрос о власти партии революционного пролетариата есть коренной вопрос текущей действительности, который будет решен гражданской войной". Из речи Церетели: "...С того момента, как вы вступили на путь диктатуры меньшинства, линия гражданской войны прошла через сердце демократии, и единства в рядах этой демократии нет". Разгон Учредительного Собрания в ночь с 5 на 6 января. 1. Известия ВЦИК, 1918, 6 янв. 2. Милюков, т. 2, стр. 12-14
9/22 янв.
Похороны жертв расстрела 5 янв. в Петрограде. Расстрел демонстрации в Москве ("по предварительному подсчету" число "случайных жертв" - убитых более 50, раненых - более 200). Известия ВЦИК, 1918, 11 янв.
12/25 янв.
Статья М. Рейснера в "Известиях" о разделении Церкви и государства в связи с готовящимся декретом. Известия ВЦИК, 1918, 12 янв.
14/27
"Россия в проказе..." Слово Патриарха Тихона, сказанное им при служении в Николо-Воробьинском храме г. Москвы (на Воронцовом поле). "...Где же выход из современного печального положения нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что "только чудо может спасти Россию". Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Св. Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверствие жителей (Матф. 13,58), и, с другой стороны, Господь, предуказуя ученикам Своим грядущие бедствия - войны, глады, моры, землетрясения - изрек, что избранных ради прекратятся эти тяжелые дни (Матф. 24,22). Есть ли среди нас, братие, хотя бы немногие праведные мужи, ради коих Господь милует народы? То ведает один Бог! А мы, подобно Евангельским прокаженным, ставши издалеча, вознесем глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны (Лук. 17,12-13). Да не взыщеши дел, оправдывающих нас. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистого помилуеши, ничтоже дивно: достойны бо суть милости Твоея, но на нас грешных удиви милость Твою (из вечерн. молитвы) и спаси ны, прежде даже до конца не погибнем". Церк. Вед., 1918. № 11-12
19 янв./1 февр.
Послание Патриарха Тихона с анафематствованием участников расправы над невинными людьми и гонителей Церкви. "...Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на Нее врагов неистовых? Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей. Враги Церкви захватывают власть над Нею и Ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Святого Апостола: "Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч". (Рим. 8,35). А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в нашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и Мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ей". Церк. Вед., 1918, № 2
19 янв./1 февр.
Попытка красногвардейцев проникнуть в Александро-Невскую лавру. Убийство о. Петра Скипетрова. Церк. Вед., 1918, № 2, стр. 82-83
Февраль
Выступления инославного и иноверного духовенства в печати в защиту Русской Православной Церкви (по поводу событий в Александро-Невской лавре). Евангельский пастор Вальтер:
"Нельзя не высказаться против тех фактов, которыми сопровождается отделение церкви от государства. Религиозные чувства людей, привыкших с особым трепетом входить в храм, не могли не быть глубоко оскорблены в тяжелые недавние дни... Каковы бы ни были теоретические решения, положение Православной Церкви в настоящую минуту является очень трагичным, и в этом наши глубокие симпатии всецело на ее стороне".
Священник армяно-григорианской Церкви Тер-Грегориан:
"В переживаемый нами вообще и Православной Церковью в частности момент... нельзя останавливаться на разрешении теоретических вопросов: слишком трагическая яркая картина развертывается перед нами в церковной жизни, чтобы не привлечь к себе всю силу нашего внимания своими тяжелыми подробностями. Не останавливаясь на фактах последних дней, нельзя не высказаться определенно и прямо против всего того, что глубоко оскорбляет религиозное чувство верующих, ибо есть вещи, к которым нельзя прикасаться так жестоко, как ко всему остальному".
Петроградский раввин Каценелеибоген:
"С чувством особого волнения может говорить еврей о том, чему подвергается в настоящее время Православная Церковь. Только сам носивший кандалы, носивший их долго и бесконечно тяжело, может понять переживания того, кому хотят эти кандалы надеть. Мы знаем одно: религиозное чувство, в течение ряда веков бывшее единственным прибежищем миллиона людей, задето... Мы, только несколько месяцев тому назад освободившиеся от кошмара религиозного гнета, не можем не высказать Православной Церкви и всем ее сынам нашего глубокого сочувствия, не можем отделаться от великой и искренней печали. Однако такое пассивное сочувствие недостаточно. Нужно заявить о нем громко и прямо. Поэтому я считаю необходимым, чтобы евреи, своими долгими страданиями купившие себе право быть первыми в ответе на угнетения, выступили с решительным протестом против фактов, подобных имевшим место в Александро-Невской лавре".
Магометанский имам Давлеканов:
"Мы, мусульмане, так бережно охраняющие заветы своей религии, относимся с громадным уважением к религиозному чувству инаковерующих, и потому с особою грустью мы следим за терниями, выпавшими на долю Православной Церкви и ее прихожан". Самарские Еп. Вед., 1918, № 6, стр. 262-263
20 янв./2 февр.
Оповещение ЧК по охране Петрограда о предстоящем 21 января крестном ходе и запрещение препятствовать ему. Известия, 1918, 21 янв., № 16
20 янв./2 февр.
Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Известия, 1918, 21 янв., № 16
20 янв./2 февр.
Открытие 2-ой сессии Собора. Деян. Соб., 20 янв.
21 янв./З февр.
Крестный ход в Петрограде. Церк. Вед., 1918, № 2, стр. 85-87
22 янв./4 февр.
Постановление Собора об одобрении послания Патриарха Тихона от 19 янв./1 февр. 1918 г. Деян. Соб., 22 янв.
22 янв./4 февр.
Воззвание большевиков к населению Москвы по поводу Декрета.
"...Церковь владела не только человеческими душами, но и большими капиталами. Церковные власти и монахи наживали свои богатства не на небе, а на земле; огромные народные богатства отнимали у бедных и нуждающихся, чтобы создать удобную и сытую жизнь духовным властям, церковным служащим и многочисленным тунеядцам... Народные комиссары все это отныне отняли у церковников и возвратили народу. Пусть церковное имущество принадлежит тем, кто его создал... Что народ дал, то он же теперь и взял". Реслер
24 янв./6 февр.
Передовая статья в газ. "Известия" по поводу Декрета об "отделении" Церкви от государства. Известия, 1918, 24 янв., № 18
25 янв./7 февр.
Убийство в Киеве митрополита Владимира. Польский, т. 1, стр. 20-24
25 янв./7 февр.
Статья в "Известиях" В. Славского: "Последняя ставка". По поводу Патриаршей анафемы. Известия, 1918, 25 янв., № 19
25 янв./7 февр.
Постановление Собора "на случай болезни, смерти и других печальных для Патриарха возможностей, предложить ему избрать нескольких блюстителей патриаршего престола, которые в порядке старшинства и будут блюсти власть Патриарха и преемствовать ему".
3/16 февр. при обсуждении вопроса о порядке местоблюстительства кн. Трубецкой упоминает о "закрытом заседании Собора", на котором "было постановлено, что вся полнота прав Патриарха переходит к местоблюстителю", и о том, что "неудобно в открытом заседании говорить о всех мотивах принятого решения".
В 1926 г., в одном из своих писем митр. Агафангелу, митр. Сергий сообщал об этом факте:
"...Собор 1917-18 гг. сделал Св. Патриарху поручение, в изъятие из правил, единолично назначить себе преемников или заместителей на случай экстренных обстоятельств. Имена же этих заместителей Патриарх должен был, кроме их, не объявлять, а только сообщить Собору в общих чертах, что поручение исполнено. Я знал о таком поручении Собора Патриарху, но на заседании том не был. Преосвященный же Прилукский Василий (Зеленцов) подтверждает, что он был и на первом (закрытом) заседании, когда Патриарху было дано поручение, и на втором, когда Патриарх доложил Собору, что поручение исполнено".
1. Церк. Вед., 1918, № 3-4, стр. 160 2. Деян. Соб. 76-е, кн. 6, стр. 249 3. Письмо митр. Сергия митр. Агафангелу от 17/30 апр. 1926 г.
26 янв./8 февр.
Расстрел крестных ходов в г. Воронеже и г. Шацке Тамбовской губернии. Церк. Вед., 1918, № 9-10
27 янв./9 февр.
Публичные доклады в Петрограде помощника наркома образования Л. Шпицберга с призывами "отвергнуть Царя Небесного", с сообщением, что готовятся декреты о запрещении причащения как "колдовского акта", об изъятии священных сосудов, закрытии церквей и объявлении духовенства "контрреволюционным". Прозрачные намеки: "Патриарх еще жив..." (Л. Шпицберг - член одной из комиссий Синода по приглашению обер-прокурора В. Н. Львова). Церк. Вед., 1918, № 5, стр. 205 2. Реслер
29 янв./11 февр.
Прекращение деятельности Святейшего Синода в Петрограде ввиду отобрания властями его помещений. Церк. Вед., 1918, № 3-4
30 янв./12 февр.
Статья на 1-й стр. "Известий": "Воинствующая Церковь". Известия, 1918, 30 янв., № 23
30 янв./12 февр.
Открытое письмо Патр. Тихона свящ. Томской епархии Николаю Троицкому. Церк. Вед., 1918, № 5
1/14 февр.
Статья "Известии" "В Александро-Невской лавре" - о предложении нескольких служащих лавры поставить на голосование вопрос о передаче помещений лавры Комиссариату Призрения. Известия, 1918, 14(1) февр., № 25
2/15 февр.
Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т. ч. 2 рабочих оружейного завода. Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с "Декретом" и гонениями на Церковь. Церк. Вед.,1918, № 5, стр. 209
2/15 февр.
Статья В. Славского в "Известиях": "Мобилизация Церкви". Известия, 1918, 15(2) февр.
3/16 февр.
Сообщение Патриарха Тихона об убийстве митр. Владимира. Деян. Соб., 3 февр., кн. 6
3/16 февр.
Открытие в Москве заседаний новых органов высшего церковного управления: Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Церк. Вед., 1918, № 7-8
3/16 февр.
Обсуждение на Соборе вопроса о местоблюстительстве (при нормальном ходе церковной жизни). Деян. Соб. 76-е, кн. 6
6/19 февр.
Статья в "Известиях" С. Данилова "Черное воинство", направленная против духовенства. Известия, 1918, 19(6) февр.
7/20 февр.
Статья в "Известиях" Рюрика Ивикова: "Великий гнев или великое кощунство" - о Патриаршей анафеме. Известия, 1918, 20(7) февр.
7/20 февр.
Извещение в советской печати о "трагической гибели митр. Владимира Киевского от неизвестных лиц". Известия, 1918, 20(7) февр.
7/20 февр.
Публикация молитвы о спасении Церкви Православной для чтения на литургии. Церк. Вед., 1918, № 5
9/22 февр.
Расстрел толпы верующих при реквизиции имущества Белогорского подворья (Пермская епархия). Тобольские Еп. Вед., 1919, № 15-16
11/24 февр.
Статья в "Известиях" С. Данилова: "Отделение Церкви от государства" с оценкой размеров церковных земель. Известия, 1918, 24(11) февр.
1-9/14-22 февр.
Обсуждение и принятие Собором определения о епархиальном управлении. Некоторые пункты определения: "1. Епархией именуется часть Православной Российской Церкви, канонически управляемая епархиальным архиереем". "15. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян". п. 16 предусматривает правила избрания епархиального архиерея клиром и мирянами епархии. Примеч. I к п. 16: "В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение архиереев высшею церковною властью". "18. Архиерей пребывает на кафедре пожизненно и оставляет ее только по церковному суду или по постановлению высшей церковной власти, в случаях, указанных выше, в примеч. к ст. 16". "19. Архиерей пользуется, по Божественному полномочию, всей полнотой иерархической власти в делах веро- и нравоучения, священнодействия и пастырского душепопечения". Опр. и Пост., вып. 1, стр. 17-33
15/28 февр.
Постановление Св. Патриарха Тихона и Св. Синода с наставлением о действиях пастырей и мирян в защиту гонимой Церкви. Церк. Вед., 1918, № 7-8
15/28 февр.
Доклад Собору депутации, посетившей народных комиссаров. Церк. Вед., 1918, № 7-8
15/28 февр.
Торжественное заседание Собора, посвященное памяти убиенного митр. Владимира. Речи Патр. Тихона, арх. Серафима Челябинского, митр. Арсения Новгородского, прот. И. Восторгова и др. лиц. Церк. Вед., 1918, № 9-10, стр. 339-358
2/15 марта
Публикация послания Патриарха Тихона с призывом к прекращению междоусобной брани.
"...К ужасам жизни, полной бедствий, скорбей и лишений, когда голод, холод и страх за свою жизнь сковали помыслы всех одною заботой о нуждах земных, когда в междоусобной кровавой борьбе земля наша, по слову Псалмопевца, "упоена кровми неповинных сынов и дщерей наших" (Пс. 105, ст. 37), прибавилось ныне еще новое, тягчайшее для любящего Родину сердца русского, горе: тот сильнейший враг, с которым уже более трех лет вел русский народ кровавую брань, в борьбе с которым погибли целые миллионы лучших сынов русской земли, ныне устремляясь с своей боевой силой в глубину нашей Родины, чтобы овладеть и "главою" и "сердцем" ее, с неслыханной дерзостью шлет нам свои требования и предписывает принять самые позорные условия мира. И позор совершился: условия приняты... Куда же девалась былая мощь нашей Родины?
...Ведь гремят же орудия смерти во взаимной братоубийственной брани; ведь в жестоких кровавых боях, только не с врагами отчизны, а с братьями же вашими по крови и вере, проявляется и сила мышц ваших, и пламенная ревность вашего сердца... А с поля ратного, пред лицом врага иноземного, бежите вы с оружием в руках, чтобы этим же оружием расстреливать друг друга в междоусобной борьбе... Поистине "осквернися земля наша в делах ваших и заблудились вы в начинаниях своих" (Пс. 105, ст. 39).
...Исстрадавшиеся сыны Родины нашей готовы даже малодушно кинуться в объятия врагов ее, дабы искать среди них и под их властью успокоения жизни общественной, прекращения ее ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния! Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество русской земли..." Церк. Вед., 1918, № 7-8
3/16 марта
Приветствие лютеран Св. Патриарху Тихону с выражением возмущения насилием над Православной Церковью и с пожеланием успеха трудам Собора. Церк. Вед., 1918, № 9-10
5/18 марта
Послание Патриарха Тихона о Брестском мире. "Благословен мир между народами, ибо все братья, всех призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех уготовал Он Свои неисчислимые блага. И Святая Церковь непрестанно возносит молитвы о мире всего мира, уповая, что восторжествует на земле правда Христова и соединит враждующих братьев в единое стадо под водительством единого небесного Пастыря. И несчастный русский народ, вовлеченный в братоубийственную кровавую войну, нестерпимо жаждет мира, как некогда народ Божий жаждал воды в палящей зноем пустыне. Но не было у нас Моисея, который бы напоил свой народ чудодейственной водой, и не ко Господу своему Благодетелю воззвал народ о помощи - явились люди, отрекшиеся от веры, гонители Церкви Божией, и они дали народу мир.
Но тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ?... ...А между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше Отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем. Голод усиливается, и, чтобы ослабить его, грозят даже изгонять из столиц мирных жителей, не знающих, где им преклонить голову. Рабочим угрожает лишение заработка, возвращающиеся из полков воины не находят работы. Умножаются грабежи и убийства, и для борьбы с ними часто прибегают к ужасному самосуду. Устранит ли объявленный мир эти вопиющие к небу нестроения? Не принесет ли он еще больших скорбей и несчастий? Увы, оправдываются слова пророка: "Они говорят мир, мир, а мира нет". Нет мира и нет радости, спутницы мира.
Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения...
...Этот мир, подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества...
К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостию до смерти. "Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое" (Плач Иеремии, II,11) при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больших скорбей. Не радоваться и торжествовать по поводу мира призываем Мы вас, Православные люди, а горько каяться и молиться пред Господом.
Пред лицем страшного, совершающегося над страной нашею суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенные..." Церк. Вед., 1918, № 9-10
11/24 марта
Ответ Чичерина кардиналу Каспари с отрицанием факта гонения на Церковь. "После отделения церкви от государства, произведенного в России, религия рассматривается как частное дело, поэтому безусловно ошибочно говорить о преследованиях представителей религии в России. Принимая во внимание тот особый интерес, который Вы проявляете по отношению к религии, которую римско-католическая церковь рассматривала как еретическую и которую Вы рассматриваете теперь как православную, я могу Вам гарантировать, что ни один представитель этой религии не потерпел за свои религиозные убеждения. Свидетельство солидарности церквей является к нам в тот самый момент, когда наши власти вывели на чистую воду тот обман, при помощи которого клир обманывал народные массы. Считаю необходимым отметить, что как раз в момент наших ограничений по отношению к духовенству были произведены многочисленные зверства врагами русского народа. Истинная человечность, за которую борется наша революция, не уважается теми, которые рассматриваются как Ваши приверженцы". 1. Известия, 1919, № 57. 2. Рев. и Церк., 1919, №3-5 3. Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 8-9, стр. 144
16/29 марта
Постановление Патриарха и Синода о поминовении Патриарха на великом входе во время литургии. Церк. Вед., 1918, № 13-14
19 марта/1 апр.
Назначение арх. Тамбовского Кирилла (Смирнова) митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским.
31 марта/13 апр.
Заупокойная литургия по убиенным за веру и Церковь Православную, совершенная Патр. Тихоном в храме Моск. Дух. Семинарии.
Из проповеди прот. Павла Лахостского:
"...Мы собрались на Священный Собор, дабы благоустроить, или даже, как смело выражаются некоторые, "обновить нашу церковную жизнь"... Ясно, что дело благоустроения жизни церковной - угодное Богу. Но "обновление" жизни Церкви придет только свыше, от Главы Церкви. А Он, Спаситель наш, "стяжал Церковь честною кровию Своею", на земле утвердил и укрепил Ее, "яко багряницей и виссоном", кровию (подч. о. Павел. - Л. Р.) святых мучеников. Очевидно и ныне Он Сам, Всемогущий, увенчивая наше дело благоустроения церковного, возрождает и обновляет Церковь кровию новых священно-мучеников и мучеников..."
Форма молитвенного возношения:
"О упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных: (далее имена) и иных многих священного, иноческого и мирского чина, их же имена Ты, Господи, веси".
Мученики, помянутые Патр. Тихоном за литургией 31 марта: Митр. Владимир Протоиереи: Иоанн (Александрович Кочуров, Петроградск. епархии) Петр (Иоаннович Скипетров, Петрогр. епархии) Иосиф (Смирнов, Костромской еп.) Павел (Александрович Дернов, гор. Елабуга Вятской еп., и чада его) Игумен: Гервасий (Брянского Успенского м-ря) Иереи: Павел (Кушников, Новгор. еп.) Петр (Покрывало, Тульск. еп.) Феодор (Афанасьев, Орловск. еп.) Михаил (Чафранов, г. Севастополь) Владимир (Ильинский, Костр. еп.) Василий (Углянский, Симфер. еп.) Константин (Снятиновский, Владим. еп.) Иеромонах Герасим (Брянск. Успенского м-ря) Диакон Иоанн (Касторский, Костром. еп.) Послушник Антоний (Брянск Усп. м-ря) Раб Божий Иоанн (Павлович Перебаскин, смотритель Солигаличского дух. училища) (Фамилии и места служения мучеников указаны в "Церк. Ведомостях" в примечании). Церк. Вед., 1918, № 15-16, стр. 501-505, 519
Весна 1918
Отказ Патриарха Тихона благословить Белое Движение. Сообщение кн. Г. И. Трубецкого в газ. "Руль", 1923 г., 17 июля: при "моем посещении Патриарха Тихона перед отъездом на юг России, в начале добровольческого движения", "я не просил разрешения Патриарха передать благословение его войскам Добровольческой Армии, и Святейшему Тихону не пришлось мне в этом отказывать, но я просил разрешения Его Святейшества передать от Его имени благословение лично одному из видных участников белого движения, при условии соблюдения полной тайны. Патриарх, однако, не счел и это для себя возможным, настолько он держался в стороне от всякой политики..." Валентинов, стр. 160-161
5/18 апреля
Определение Собора "о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь". "1. Установить возношение в храмах за Богослужением особых прошений о гонимых ныне за Православную Веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках. 2. Совершить торжественные моления: а) поминальное об упокоении со святыми усопших и б) благодарственное о спасении оставшихся в живых. 3. Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25-го января, или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников. 4. Устроить в понедельник второй седмицы по Пасхе во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти. 5. Преподать благословение от Священного Собора "всем исповедникам". "17. От имени Священного Собора оповестить особым постановлением, что Священный Собор Православной Российской Церкви, возглавляемый Святейшим Патриархом и Преосвященными Иерархами, состоящий из избранников всего православного народа, в том числе и крестьян, есть единственный законный высший распорядитель церковных дел, охранитель храмов Божиих, святых обителей и всего церковного имущества, которое веками составлялось главным образом из добровольных приношений верующих людей и является Божиим достоянием. Никто, кроме Священного Собора и уполномоченной им церковной власти, не имеет права распоряжаться церковными делами и церковным имуществом, а тем более такого права не имеют люди, не исповедующие даже христианской веры или же открыто заявляющие себя неверующими в Бога". Опр. и Пост., вып. 5, стр. 55-57
Ночь со 2 на 3 (с 15 на 16) апр.
Арест еп. Гермогена Тобольского. Тобольск. Еп. Вед. 1919, № 1-2
5/18 апреля
Деяние Собора о прославлении Святителя Софрония, епископа Иркутского. Церк. Вед., 1918, № 19-20
6/19 апреля
Определение Собора "о мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни" - по поводу епископов, клириков и мирян, противящихся церковной власти, прибегающих к "враждебному Церкви гражданскому начальству" и "навлекающих через то на Церковь... многоразличные беды". Опр. и Пост., вып. 3, стр. 58-60
6/19 апреля
Сообщение об открытии спец. комиссии при Нар. Комиссариате Юстиции по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, с целью упорядочения действий местных органов власти и выяснения осложнении с Церковью. Известия, 1918, 19 ап., № 77
7/20 апреля
Окончание 2-й сессии Собора. Церк. Вед., 1918, № 15-16
14/27 апреля
Перевод Николая Романова и части семьи из Тобольска в Екатеринбург. Известия, 1918, 16 мая
15/28 апреля
Крестный ход в Тобольске на Вербное Воскресение во главе с еп. Гермогеном. Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 1-2
15/28 апреля
Статья М. Горева в "Известиях": "Задачи комиссии по проведению в жизнь церковного декрета". Известия, 1918, 28 апр., № 85
9/22 мая
Крестный ход в Москве. Орловск. Еп. Вед., 1918, № 11
15/28 мая
Послание Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Герману V о воздвигнутых на Церковь Божию в России гонениях.
"...В братоубийственной распре, под влиянием тлетворных человеческих страстей, распались многовековые связи, объединявшие благочестивый русский народ в благодатном союзе спасаемых смиренною верою во Христа... Широким потоком разлился по русской земле дух своеволия и любостяжания и, как последствие его, всякие злодеяния и братоубийственная брань... В тесноте своей обращаем духовные взоры наши к Великой Константинопольской Церкви... И будет любовь Церкви Матери и Сестры елеем радости для страждущей Церкви Российской, верим, что взойдут молитвы их к престолу Божию..." ЧС-1
15/28 мая
Письмо Патриарха Тихона последователям протестантского вероисповедания в России (ответ на их обращение от 3/16 марта).
"С душевным умилением восприняли Мы и Священный Собор Православной Российской Церкви исполненное глубоким христианским чувством послание последователей протестантского вероисповедания по поводу постигшего Русскую землю лихолетья и угнетающих Церковь Православную "тесноты и гонения" (Рим. VIII, 35); по выслушании в заседании 26 марта (8 апр.) сего послания Священный Собор постановил благодарить Вас через наше смирение.
Повинуясь велению сердца, выражаем Вам и Вашим братьям по вере искреннюю благодарность за любовь и пожелание успеха трудам Священного Собора Православной Российской Церкви и молим Господа, да не оставит Вас Благий Человеколюбец без небесной награды за сострадательный отклик на скорби чающих Христова утешения. В печалях и бедах постигшего Православную Церковь гонения Мы непрестанно памятуем о Христе Иисусе, ублажающем "плачущих и изгнанных за правду" (Матф. V, 4,10), и твердо уповаем, что Небесный Пастыреначальник "не попустит нам быть искушаемыми сверх сил" (I Кор., Х, 13), но "Сам искушен быв, может и искушаемым помощи" (Евр. II,18).
В совершенном с Вами единомыслии исповедуем, что на всем протяжении своего нередко скорбного исторического пути русский народ лишь под знаменем Креста и сению Церкви мог достигать духовного развития и исполнять свое мировое призвание; и ныне Мы несокрушимо уверены, что лишь положив в основу своего возрождения духовного и государственного животворные начала Христова Евангелия, русский народ преодолеет испытания, навлеченные им на себя отступлением от исторических заветов веры и правды.
Православная Церковь, всегда отдававшая Свои силы и достояние на спасение Своих чад и благо родной земли, и теперь не останавливается даже до мученической крови Своих служителей и впредь не остановится ни перед какими жертвами для возрождения Родины и для обновления в сознании и сердцах русских людей духа Христова. Труды Священного Собора, основанные на Слове Божием, как на краеугольном камне, полагают твердое основание устроению и укреплению жизни церковной и, объединяя в ограде Церкви верных чад Ее, окажут могучее содействие воссозданию единства и мощи Родины.
В Вашем любезном послании Мы желали бы видеть также верный залог того, что христиане всех вероисповеданий вместе с нами положат свои силы во благо Родины и подвигнутся за едино противостать "во всеоружии Божием" (Еф. VI, 11) "вратам ада" (Матф. XVI, 18) и светом Христовым разогнать объявшую Россию тьму христоборчества, дабы "в лето Господне благоприятное" (Лук. VI,19) на общей пажити единого стада Христова (Ин. X. 9,16) совершать свое спасение во славу Божию. Аминь". Церк. Вед., 1918, № 17-18
10/23 мая
Письмо еп. Гермогена из тюрьмы с просьбой к Собору и Патриарху "пребывание в тюрьме и всякое другое насильственное задержание вне епархии считать за продолжение его служения во вверенной ему епархии". Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 1-2, стр. 21
Конец мая
Аресты церковных деятелей в Москве: прот. Н. Восторгова, еп. Ефрема, свящ. Д. Корнеева, старосты Успенского Собора Н. Н. Ремезова. Орловск. Еп. Вед., 1918, № 12
Июнь
Начало широкого гонения на Церковь. Газетная кампания, кощунственные процессии, закрытие помещений 3-й сессии Собора, обвинение Патриарха в участии в заговоре Хонгара, опись церковных имуществ, закрытие домашних церквей, закрытие всех духовно-учебных заведений, прекращение преподавания Закона Божия в школе на частные средства, начало осквернений мощей и массовых расстрелов духовенства. Из лекции проф. Н. Н. Фиолетова 9/22 февр. 1919 г. в Омске. Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 6, стр. 101-102
25 мая/8 июня
Статья в "Известиях": "Коммерческая сделка Патриарха Тихона, протоиерея Восторгова и К°" (по поводу предоставленного последним денежного займа "до благоприятного времени"). Возбуждение следствия против "контрреволюционной" группы духовенства. Известия, 1918, 8 июня, №116
29 мая/11 июня
Прибытие Патриарха Тихона в Петроград и торжественная встреча его верующим народом. Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 21-22
Ночь 2-3 (15-16) июня
Убийство еп. Гермогена Тобольского. (Утоплен в р. Тоболе с камнем на шее. Останки через месяц извлечены и захоронены). Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 5
Ночь 4-5 (17-18 июня)
Арест архиепископа Пермского Андроника. Описание ареста в "Тобольск. Еп. Вед." (перепечатка из газ. "Уральская Жизнь"): "С 14 июня окружающим архиепископа стало известно, что с часа на час надо ждать ареста Владыки, однако, хотя на стороне епископа стояли приходские советы, имеющие за собою тысячи прихожан, готовых пострадать за любимого архипастыря, было решено активно на его защиту не выступать, во избежание пролития крови. Знал о предстоящем аресте и сам архиепископ Андроник и относился к этому вполне спокойно. В ночь с 17 на 18 июня, едва лишь пробило 12 час. ночи, к парадному крыльцу подошла банда красноармейцев, состоящая из мотовилихинских рабочих, руководимых каким-то нерусского типа брюнетом. Взломав входную дверь и наполнив коридор, красноармейцы, хватая всех встречных, направились вверх в покои Владыки. Спокойно встретил, в сообществе двух священников, бодрствующий Владыка собравшихся и, когда предводитель спросил: "Который из вас архиепископ Андроник?" - он ответил: "Я". ...Предводитель заявил, что он явился арестовать архиепископа, однако никаких мандатов, несмотря на требование таковых со стороны архиепископа, предъявлено не было. Как раз в этот момент произошло событие, внесшее смятение в группу явившихся в покои Владыки красноармейцев. Монах о. Михаил забрался на колокольню соборной церкви, заперся и ударил в набат. Красноармейцы спешно увезли архиепископа в Мотовилиху. По колокольне открыли ружейный и пулеметный огонь. Всех захваченных в архиерейском доме повезли в Чрезвычайку. Архиепископ попал в руки кровавого руководителя мотовилихинского застенка Мясникова. Этот зверь в образе человека, как передают, подвергнув Владыку самым тяжелым пыткам, в конце концов закопал его живым в землю". (Это сообщение, видимо, ошибочно - закопан был другой человек, похожий на арх. Андроника. Очевидец сообщил, что видел его в группе арестованного духовенства еще в декабре 1919 г. Тогда же, видимо, он и был расстрелян вместе с другими. - "Тобольск. Еп. Вед.", 1919, № 17 - Л. Р.). Среди посмертных бумаг найден конспект одной из его речей: "1. Моя речь кратка: радуюсь быти судимым за Христа и Церковь. Вы дорого стоите, а моя жизнь - плевок. 2. Контрреволюция! Политика - не мое дело. Ибо погибшая Россия (не) спасется в нашей взаимогрызне от отчаянности. 3. Но церковное дело святыня моя. Всех всюду зовя, отлучаю, анафематствую восстающих на Христа и посягающих на Церковь. 4. Кто слов не принимает, тот может быть убоится Суда Божия за захват Священного. 5. Посему, только через мой труп захватите святыню. Это мой долг, почему и христиан зову к стоянию до смерти. 6. Судите меня, а прочих освободите - они должны исполнять мою волю, пока христиане. Иначе - анархия, развал, презрение от всех". Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 6, стр. 96
12/25 июня
Сообщение "Известий" о манифесте Михаила Романова, в котором он говорит, что отказался от власти лишь условно, предоставив решение этого вопроса Учредительному Собранию, сообщает о своем намерении водворить порядок и об амнистии всем участникам переворота. Известия, 1918, 25 июня, № 129
12/25 июня
Сообщение "Известий" о том, что Председатель Екатеринбургского Исполнит. Комитета категорически опровергает слух об убийстве Николая Романова. Известия, 1918, 25 июня, № 129
15/28 июня
Сообщение в "Известиях": "слухи об убийстве Николая Романова - провокация". Известия, 1918, 28 июня, № 132
19 июня/2 июля
Первое частное совещание членов Собора, собравшихся на 3-ю сессию, созванное в связи с отобранием зданий Московской Духовной Семинарии. ЧС-1 Выписка из деяния 132-го
5/18 июля
Заседание ВЦИК под председательством Свердлова, одобрившее расстрел Николая Романова, имевший место "16 июля в Екатеринбурге", "ввиду опасности приближения чехословацких войск". Принятие окончательного текста Конституции Российской Социалистической Федерат. Республики. Известия, 1918, 19 июля, № 151
6/19 июля
Резолюция Патриарха Тихона на протоколе совещания Соборного Совета, созванного по вопросу о служении соборной панихиды по расстрелянном бывшем Императоре Николае II: "Благословляю Архипастырей и пастырей молиться о сем на местах". Плаксин
8/21 июля
Сообщение прот. П. Н. Лахостского Собору о слове, произнесенном после литургии в Казанском Соборе Патриархом Тихоном, записанном Лахостским и просмотренном Патриархом, - по поводу убийства Николая Романова. "...На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... и высшее наше правительство - Исполнительный Комитет - одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его... Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены Слова Спасителя нашего: "Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие е". ЧС-1 Выписка из 132-го деяния Собора
15/28 июля
Внесение гроба с останками еп. Гермогена в Тобольский кафедральный собор. Проповедь с паперти при встрече гроба прот. Владимира Хлынова.
"...Второй раз пришлось приветствовать тебя при вступлении в этот, дорогой для тебя, наш кафедральный собор 6 декабря минувшего года, когда ты явился в наш тихий город Тобольск из Москвы после неслыханной, небывалой еще в истории России братоубийственной бойни между так называемыми большевиками с одной стороны и лучшей частью русского общества в лице самоотверженно настроенной интеллигентной молодежи с другой. Тогда ты обратился к нам с горячим призывом к миру и в знак того, что твои слова не пустой звук, ты тут же дал нам поразительный пример братского примирения. О, как глубоко расстрогала нас эта душу потрясающая картина истинно христианского, истинно братского примирения!
...По поводу мученической кончины нашего дорогого Архипастыря наша совесть ставит перед нами очень острый, жгучий вопрос: за что?.. За что так жестоко пострадал этот молитвенно настроенный старец, этот талантливый проповедник, этот замечательный человек нашего времени?..
О, дорогие братие! Если мы вдумаемся в этот вопрос, то несомненно решим его в том смысле, что наш дорогой Архипастырь пострадал за нас, явившись жертвою за наше неустройство, за наши беспорядки, за все зло и за всю жестокость переживаемого нами времени. Разве мы не видим, что настала полоса в нашей жизни, когда неизбежными становятся человеческие жертвы? Разве мы не слышим, не знаем и не читаем, какими широкими потоками уже в течение целого года лилась и до сего времени льется человеческая кровь на всем пространстве обширной матушки Руси? Разве мы укажем, разве мы назовем хотя бы один город, где бы не было пролито человеческой крови, где бы не было принесено человеческих жертв кровавому Молоху революции?
...Эта кровавая участь, эта доля явиться жертвою, эта необходимость восприять мученический венец выпала на дорогого для нас Владыку Гермогена... К нему в полной мере приложимы слова пророка: "Он дал душу свою в избавление за многих"... Он принес себя в непорочную, чистую жертву и этим заставил содрогнуться человеческие сердца от кошмарного зрелища той сатанинской злобы, жертвою которой он пал. Он до наглядности очевидно убедил в том, что нельзя, что некуда идти дальше по пути человеческого озлобления, что необходимо осмотреться, остановиться, покаяться и твердо встать на путь всяческого исправления - и нравственного, и экономического, и государственного - словом, исправления народного, чтобы вновь зажить не звериною, а человеческою жизнью, чтобы кончилось бессмысленное зверское самоистребление русских людей, сменившись братскою любовию и взаимною поддержкою..." Тобольск. Еп. Вед., 1918, № 21-22, стр. 350-355
20 июля/2 авг.
Торжественная панихида в Тобольском Кафедральном соборе по еп. Гермогену. Из проповеди свящ. Ильи Фокина.
"...Выросло зло в нашей жизни, расширилось, заполнило собою все. Дерзко вознеслась к небу Вавилонская башня современной гордыни, неверия, богоборства и себялюбия. И обрушились удары назревшего зла на хранительницу истины - Церковь Христову, и потребовались от Нее жертвы великие, лучшие, святые. Потребовалось искупление смрада и греха нашей жизни, великое очищение ее страданием и даже кровью лучших сынов Церкви Божией. И вот пролилась кровь праведников, и праведники взошли на Голгофу и приняли тяжкие муки за спасение и возрождение всех. И когда они взошли на эту Голгофу и выпили до самого дна чашу искупительных страданий, то тем самым и дали нам великие, навеки незабвенные и яркие уроки. А мы, если не умерли духовно, если есть слух и слышание у нас, - должны понять и усвоить эти уроки, с Голгофы современных мучеников нам принесенные. Ибо не понявши их, умрем духовно, погибнем нравственно, явим пример пустыни бесплодной, неисправимой жестоковыйности и конечного падения. Тогда скажется нам последнее и страшное: "Се оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23,38), тогда сгинет Святая Русь и останется звериное царство диких злодеев...
...Перед гробницей мученика - кайся же во грехе противления Богу, православная Русь! Пролей свои слезы, народ побивающий камнями своих пророков и апостолов, "найдя себя в себе", познай свои неправды, отрекись от своих заблуждений языческих!
"...Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. Х,28), - гласит навеки слово Христово. На костях и страданиях возросла Вселенская Церковь и "кровь мучеников была семенем христианства!" Яркие цветы и зелень на этом гробе мученика - показательный символ вечной жизни, они свидетельствуют, что жизнь жительствует, что "свет во тьме светит и тьма его не объяла" (Ин. 1,5).
...Так оставим же, христиане, оставим все "крест, яко ярем вземши" печаль и уныние: Церковь наша жива. Церковь наша славится новыми мучениками, в ней подлинная жизнь духа, в ней одной Путь, Истина, вечная Правда!
А те, которые как наш святитель-мученик, пришли, по слову Откровения, от великой скорби, те, которые омыли и убелили одежды свои кровью Агнца, что же они? Они, по слову Откровения, за это пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. VII, 14-17).
Вот их награда на небе. А на земле им всяческая любовь, вечная преданность их слову и учению, на земле им вечная, вечная память!" Тобольск. Еп. Вед., 1918, № 21-22, стр. 362-367
Июль
Обращение к пастве епископа Томского Анатолия о новых мучениках. "...В Ветхом Завете Господь установил жертвы. В жертву умилостивления за грехи человеческие приносились непорочные животные. Кровь этих животных, вместо крови человеческой, являлась очистительным приношением. Господь наш Иисус Христос пролил Свою собственную кровь за грехи всего мира и, приняв крестное страдание и смерть, явился искупительною жертвою за грехи всего мира.
Ветхозаветные агнцы являлись только прообразом сего непорочного и чистого Агнца. Он искупил человечество от греха, проклятия и смерти, показав пример, путь и нам для борьбы со грехами человеческими и злом. Весь мир, по апостолу, лежит во зле, и грех царствует в нем. Только путем крестным, путем борьбы и страданий и даже смерти достигается победа над ними. Всегда побеждающая мир - есть только вера наша. Никогда зло и грех, которые есть беззаконие, не поднимали так высоко головы своей, как в наши дни. Удивительно ли, что потребовались агнцы искупления и кровавые жертвы и из нашей среды. Эти жертвы являются искупительными за всех нас и победой над тем злом и грехами, которые царят в среде нашей... Все наше отечество сделалось полем борьбы и усеяно бесчисленными жертвами.
...Наш долг преклонить свои главы пред подвигом тех, кто пал жертвой борьбы. Их Господь избрал агнцами и они закланы быша, яко же агнцы. Наш долг пред ними - молиться. Мы все должники перед ними..." Тобольск. Еп. Вед., 1918, № 18-20, стр. 271-274
26 июля/8 авг.
Послание Патриарха Тихона ко "всем верным чадам Православной Российской Церкви с призывом к всенародному покаянию в грехах, в связи с наступающими днями Успенского поста.
"...Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего её...
...Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову пророка, отнял у нас и посох и трость и всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливого и старца (Ис. III,1-3).
Грех помрачил наш народный разум и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные (Иов, XII,25).
Грех разжег всюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемой братской рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою. Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу.
Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших.
Грех тяжкий, нераскаянный грех - вызвал сатану из бездны, извергающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь..." Томские Еп. Вед., 1919, № 10
28 июля/10 авг.
Определение Собора о Местоблюстителе Патриаршего Престола (общее положение, в отличие от чрезвычайного постан. от 25 янв. 1918 г.). "По освобождении патриаршего престола", под председательствует на Соборе. В период междупатриаршества во Церк. Совета тайным голосованием избирают Местоблюстителя из числа присутствующих членов Св. Синода. Местоблюститель созывает Собор для избрания Патриарха и председательствует на Соборе. В период междупатриаршества во всех храмах возносится моление о Местоблюстителе и о Св. Синоде. Опр. и Пост., вып. 4, стр. 7-8
31 июля/13 авг.
Определение Собора о порядке избрания Святейшего Патриарха. В трехмесячный срок по освобождении патриаршего престола созывается Собор. Тайным голосованием в два этапа избираются три кандидата в Патриархи, после чего избрание совершается жребием. В случае единогласного избрания жребий не применяется. Опр. и Пост., вып. 4, стр. 3-6
3/16 авг.
Заявление членов Собора по поводу открытия отдела воссоединения христианских церквей. "Освященный Собор Православной Русской Церкви, собравшийся и работающий в таких исключительно тяжких для всей христианской церкви условиях, когда волны неверия и безбожия грозят самому существованию христианской церкви, взял бы на себя огромную ответственность перед историей, если бы не поднял вопрос о соединении христианских церквей и не дал бы этому вопросу соответствующего направления в тот момент, когда огромная опасность со стороны неверия и безбожия угрожают не одному какому-либо христианскому исповеданию, а всему христианству. Задача отдела - подготовить материал для решения настоящего Собора по этому вопросу и дальнейшего направления дела в период междусоборный". Орловск. Еп. Вед., 1918, № 5
2/15 авг.
Определение Собора о возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по церковному суду. "1. Лица, лишенные священного сана приговорами духовных судов, правильными по существу и по форме, не могут быть восстановлены в сане. 2. Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными". Опр. и Пост., вып. 4, стр. 45
2/15 авг.
Определение Собора о признании недействительным лишение сана священнослужителей по политическим мотивам; применение этого положения к арх. Арсению Мацеевичу и свящ. Григорию Петрову. Упразднение общеобязательной церковной политики и предоставление на волю каждого члена Церкви заниматься или нет этой церковной политикой, но с обязательством, чтобы никто не занимался политикой от имени Церкви, а только от своего имени и не переносил ответственности на Церковь за свою или чужую политическую деятельность и чтобы не стремился вредить Церкви своей политической деятельностью. Изложение определения. Снычев, §12
13/26 авг.
Определение Собора о восстановлении дня памяти всех святых Российских. Опр. и Пост., вып. 4, стр. 27
21 авг./З сент.
Определение Собора о порядке прославления святых к местному почитанию. "3. Для причтения угодника Божия к лику местно чтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его". "5. При проверке чудес заявители о них и свидетели дают показания под присягой о действительности записанных чудесных знамений". "6. Свидетельствование и открытие мощей для причтения угодника Божия к лику местно чтимых святых необязательно..." Опр. и Пост., вып. 4, стр. 25-26
30 авг./12 сент.
Определение Собора об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания. "1. Святые храмы и часовни со всеми священными предметами, в них находящимися, суть достояние Божие, состоящее в исключительном обладании Святой Божией Церкви в лице всех православно верующих чад ее, возглавляемых Богоучрежденною иерархией. Всякое отторжение сего достояния от Церкви есть кощунственный захват и насилие". "10. Лишившаяся храма и его святынь община православных христиан объединяется около своего пастыря, который с разрешения епархиального архиерея может совершать для нее Божественные службы, не исключая и литургии, в частном доме или ином приличествующем помещении". "11. Необходимые для Богослужения предметы приобретаются в таких случаях на добровольные даяния верующих, причем священные сосуды могут быть без всяких украшений на них, а облачения из простой ткани: да будет ведомо вам, что Церковь Православная дорожит своими святынями по их внутреннему значению, а не ради материальной ценности, и что насилия и гонения бессильны отнять у нее главное сокровище - святую веру, залог ее вечного торжества, ибо "сия есть победа, победившая мир: вера наша" (I Ин. 5,4)". Опр. и Пост., вып. 4, стр. 28-30
13/26 окт.
Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров. "Все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26,52).
Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя "народными" комиссарами. Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?
Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7,9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир "без аннексий и контрибуций".
От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.
Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что "больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други свои" (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями.
Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска.
Против кого вы их ведете?
Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве "заложников", этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной "контрреволюционности". Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения - напутствия Св. Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения. Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много потерпели от жестоких властей.
Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями - контрибуций, реквизиций и национализации - вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем "буржуев" грабили людей состоятельных, потом, под именем "кулаков", стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.
Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния - убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами и преступлениями. Вы обещали свободу...
Великое благо - свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств, грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, когда семьи, а иногда население целых домов, выселяются, а имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного осуждения и обличения заглушен; печать, кроме узко большевистской, задушена совершенно.
Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль - это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины - приход, уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные просветительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи.
"И что еще скажу. Не достанет мне времени" (Евр. XI,32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя. Сбываются слова пророка - "Ноги их будут ко злу и они спешат на пролитие невинной крови, мысли их - мысли нечестивые, опустошения и гибель на стезях их" (Ис. 59,7).
Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься "столп злобы" вашей, тем вернейшим будет оно свидетельством справедливости наших обличений.
Не наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась "Божиим слугой" на благо подчиненных и была "страшная не для добрых дел, а для злых" (Рим. XIII, 34). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. XI, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. XXVI, 52). Тихон Патриарх Московский и всея России. Томск. Еп. Вед., 1919, № 13-14. Вестник РСХД, 1968, № 89-90
|