Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1917 год.
Лев Регельсон

1917

2 марта (ст. стиль)

"Акт об отречении Государя Императора Николая II от престола Государства Российского за себя и за сына в пользу Великого Князя Михаила Александровича.
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требует доведения войны, во что бы то ни стало, до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думою, признали Мы за благо отречься от престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть. Не желая расставаться с любимым сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на престол Государства Российского. Заповедуем брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут им уставлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины, призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.

Город Псков, 2-го марта, 15 час., 1917 г."
Церк. Вед., 1917,
№ 9-15, стр. 55-56

3 марта

"Акт об отказе Великого Князя Михаила от восприятия верховной власти до решения Учредительного Собрания.
Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных.
Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего блага Родины Нашей, принял Я твердое решение в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном Собрании, установить образ правления и новые основные законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотой власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.
3-го марта  1917 г. Петроград."
Церк. Вед., 1917,
№ 9-15

9 марта

Обращение Св. Синода ко всем чадам Православной Российской Церкви по поводу отречения Николая II и отказа Вел. Князя Михаила воспринять власть до решения Учредительного Собрания.
"Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути.
Возлюбленные  чада Святой  Православной Церкви!
Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.
Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных Родиною на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.
Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения".
Подписали Члены Синода: Владимир, митр. Киевский; Макарий, митр. Московский; Сергий, арх. Финляндский; Тихон, арх. Литовский; Арсений, арх. Новгородский; Михаил, арх. Гродненский; Иоаким, арх. Нижегородский; Василий, арх. Черниговский; протопресв. Александр Дернов.
Церк. Вед., 1917,
 № 9-15, стр. 57

6—20 марта

Постановление Св. Синода об увольнении на покой:
митр. Петроградского Питирима,
митр. Московского Макария,
арх. Тобольского Варнавы (с назначением еп. Гермогена),
арх. Сарапульского Амвросия
В дальнейшем уволено еще восемь архиереев, поставление которых было связано с влиянием Распутина.
Церк. Вед., 1917,
№ 9-15, стр. 69-70

20 марта

Постановление Врем. Правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений.
Церк. Вед., 1917,
 № 9-15, стр. 64-66

Начало апреля

Закрытие обер-прокурором В. Н. Львовым, во время перерыва работ Синода на праздничное время, официального органа Синода "Церк. Вестник" и передача этого органа в ред. коллегию СПб Дух. Академии. Из трех членов Синода, оставшихся в Петербурге, этот акт подписал Финляндский арх. Сергий (Страгородский) и еще один член Синода, тогда как арх. Литовский Тихон (Белавин) дать свою подпись отказался.
1. Боголепов, стр. 132
2. Деян. Соб., Прил. III
к Деян. XXXI, кн. III, стр. 37

14 апреля

Указ Врем. Правительства об освобождении от присутст вия в Св. Синоде:
митр. Киевского Владимира (первенств. член Синода)
арх. Новгородского Арсения
арх. Литовского Тихона, арх. Гродненского Михаила, арх. Нижегородского Иоакима, арх. Черниговского Василия,
протопресв. Александра Дернова, протопресв. Георгия Шавельского
с оставлением на летнюю сессию:
арх. Финляндского Сергия
и вызовом для присутствия в Синоде:
экзарха Грузии арх. Платона, арх. Ярославского Агафангела, еп. Уфимского Андрея, еп.Самарского Михаила, протопресв. Ник. Любимова, проф. прот. Александра Рождественского
членов Государственной Думы: проф. Петроградского университета Александра Смирнова и Феодора Филоненко.
В изданной в 1926 г. брошюре Донского епархиального совета, утвержденной членом ВВЦС митр. Донским Митрофаном (Симашкевичем), о митр. Сергии, в связи с этим изменением состава Синода, сообщается следующее: "Мы знаем, что он способен нарушить клятвенное обещание. В 1917 году митр. Сергий (Страгородский) поклялся присутствующим в Св. Синоде иерархам, что не войдет в состав нового Синода, организованного новым обер-прокурором Синода Львовым, но через короткое время нарушил эту клятву и вошел в состав этого Синода, что ему было поставлено на вид собранием архипастырей на Соборе 1917 года". ("Правда о ВВЦС и о Нижегор. митр. Сергии", 1926 г.).
Церк.  Вед., 1917,
 № 16-17, стр. 83

29 апреля

Обращение Св. Синода к Церкви о восстановлении принципа выборности епископата и о подготовке к предстоящему Собору. Учреждение Предсоборного Совета.
Церк. Вед., 1917,
№ 18-19

13 мая

Первое явление Пресвятой Богородицы в Фатиме (Португалия) трем детям. Богородица призывает детей "принять... страдания... для искупления... людских грехов, дабы спасти грешников, искупить их богохульства и оскорбления", наносимые Господу и Пресвятой Богородице. Обещание Богородицы являться 13-го числа каждого месяца до октября.
"Фатима", стр. 9-10

20 июня

Принятие Св. Синодом "Временного Положения о православном приходе".
Из Пункта 2 Положения: "Составляя особую церковную общину, приход состоит через своего епископа в тесной связи со всею единою, святою, соборною и апостольскою Церковью..."
Церк. Вед., 1917,
№ 28, стр. 193-199

20 июня

Постановление Врем. Правительства об объединении всех учебных заведений, включая церковные школы (около 37.000) — в ведомстве Мин. народного просвещения (до этого они входили в ведомство Св. Синода).
Протесты против этого постановления всех церковных кругов, включая левые.
Церк. Вед., 1917,
 № 28, стр. 191

23 июня

Поставление Св. Синодом на Московскую кафедру арх. Литовского Тихона, "избранного свободным голосованием клира и мирян Московской епархии".
Церк. Вед., 1917,
 № 28, стр. 11

3 июля

Выход из Врем. Правительства министров-кадетов в связи с решением социалистов о признании автономии Украины (узурпация социалистами права Учредительного Собрания на решение основных вопросов государственного устройства России).
Речь, 1917, 4(17) июля

13 июля

Третье явление Пресвятой Богородицы в Фатиме. Видение ада ("огненное море, в котором купались грешники, похожие на прозрачные раскаленные угли...").
Слова Богородицы (записаны Люсией Марту):
"Вы видели ад, куда падают грешники. Чтобы спасти их, Господь хочет установить в мире почитание Моего Пречистого Сердца. Если люди будут делать то, что Я скажу, много душ спасется и наступит мир. Война идет к концу. Но если люди не перестанут оскорблять Господа, то при следующем папе начнется новая война, хуже этой".
"Когда вы увидите ночь, освещенную неведомым ярким сиянием, то знайте, что это знамение, посланное вам Богом, означающее, что близится наказание мира — война, голод и преследования, направленные против Церкви и Святейшего Отца".
"Чтобы не допустить этого, Я буду просить о посвящении мира Моему Пречистому Сердцу и о причащении в первую субботу каждого месяца во искупление грехов".
"Если люди послушаются Моих слов, то Россия снова обратится к Богу и наступит мир на земле, иначе она распространит свои лжеучения по всему миру, вызывая войны и преследования против Церкви; многие праведники претерпят мучения; Святейший Отец будет много страдать; многие народы исчезнут с лица земли... Но в конце концов восторжествует Мое Пречистое Сердце".
"Фатима", стр. 15-16

22 июля

Принятие Св. Синодом послания к чадам Церкви и гражданам России "о чрезвычайных обстоятельствах переживаемого времени".
"...Пробил час общественной свободы Руси. Вся страна, из конца в конец, единым сердцем и единой душой возликовала о новых светлых днях своей жизни, о новом, благоприятном для нее лете Господнем. И расцветала надежда на то, что Русь, сбросив с себя сковывавшие ее политические цепи, обратит всю мощь свою на освобождение свое от немецкого ига, и весь разум свой — на мирное внутреннее развитие и устроение государства и общего народного блага.
Однако, к глубокой скорби страны, не долго было суждено исстрадавшейся Родине жить этой надеждой. Вслед за свободой к нам проник новый злой враг и посеял на Руси плевелы, которые не замедлили дать всходы, заглушающие ростки желанной свободы. Хищения, грабежи, разбои, насилия и обострившаяся партийная политическая борьба стали достоянием нашей новой жизни и поселили в народе озлобление и рознь, повлекшие за собой внутреннюю братоубийственную войну, неоднократное кровопролитие. И в результате, с одной стороны, приостановка блестяще начатого наступления на врага, с другой, вместо свободы — новое взаимное угнетение, вместо братства — охлаждение любви, упадок добрых, мирных, братских общественных отношений. Страна пошла по пути гибели, а в будущем ее ждет та страшная бездна, которая заполнена для всех нас ужасающим отчаянием, если только не прекратится "Смятение и попрание и замешательство от Господа Бога" (Ис. 27,5).
Церк. Вед., 1917,
№ 30, стр. 231-233

25 июля

Назначение обер-прокурора А. В. Карташева.
Боголепов, стр. 134

2 авг.

Определение Св. Синода о мерах к повышению в воинских частях и в народе религиозно-нравственного сознания и воинского долга.
"...Ныне в рядах нашего воинства, рядом с доблестными защитниками родины, находится немало людей, забывших и Бога, и совесть, и Отечество. Несмотря на совершившийся переворот, призывающий всех к обновлению и усовершенствованию народной жизни, разложение проникло далеко вглубь России и по всей земле водворилась смута. Совершающиеся ежедневно в разных местах нашего Отечества события порождают мысль, что близится гибель России, раздираемой и внешними и внутренними врагами... Забвение христианских начал ведет к пробуждению животных и зверских инстинктов в жизни и грозит разрушением всей христианской культуры и основ всякого разумного человеческого общежития..."
Церк. Вед., 1917,
 № 32-33, стр. 263

5 авг.

Постановление Врем. Правительства об учреждении Министерства Исповеданий. Назначение А. В. Карташева.
1. Церк. Вед., 1917,
№ 34, стр. 280
2. Боголепов, стр. 134

10 авг.

Назначение на Владимирскую кафедру арх. Финляндского Сергия, "избранного свободным голосованием клира и мирян Владимирской епархии".
Церк. Вед., 1917,
 № 34, стр. 282

13 авг.

Возведение арх. Московского Тихона, арх. Петроградского Вениамина и экзарха Грузии Платона в сан митрополита.
Церк. Вед., 1917,
 № 35, стр. 295

15 авг.

Открытие Всероссийского Церковно-Поместного Собора Православной Российской Церкви, в день Успения Пресв. Богородицы, в Успенском Соборе Кремля (588 членов).
Церк. Вед.,
1917, № 34

16 авг.

Назначение Св. Синодом на Харьковскую кафедру пребывавшего на покое арх. Антония (Храповицкого), "избранного свободным голосованием клира и мирян Харьковской епархии".
Церк. Вед., 1917,
№ 35, стр. 295

24 авг.

Обращение Собора ко всему православному русскому народу.
"...Братие возлюбленные, услышьте голос Церкви. Родина гибнет. И не какие-либо не зависящие от нас несчастия тому причиною, а бездна нашего духовного падения — то опустошение сердца, о котором говорит пророк Иеремия: "два зла сотворили люди Мои: Меня, источник воды живой, оставили и выкопали себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды". (Пророч. Иерем. 2,13).

Совесть народная затуманена противными христианству учениями. Совершаются неслыханные кощунства и святотатства; местами пастыри изгоняются из храмов. Люди всех званий и состояний стремятся использовать народную беду для легкой наживы. Изо дня в день возрастает дерзость грабежей. Захват чужого добра провозглашается как дозволительный. Люди, живущие честным трудом, становятся предметом глумления и хулы. Забывшие присягу воины и целые воинские части позорно бегут с поля сражения, грабя мирных жителей и спасая собственную жизнь. А в это время на несчастную Россию надвигается ужас междоусобной войны. Наша Родина стала притчей во языцех, предметом поношения среди иноземцев из-за алчности, трусости и предательства ее сынов.

Православные! Именем Церкви Христовой, Собор обращается к вам с мольбою. Очнитесь, опомнитесь, отбросьте вашу взаимную ненависть и внутренние распри, встаньте за Россию. Вспомните предостерегающие слова Предтечи Христова: "уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь". (Лук. 3,9). Не допустите Родину до поругания и до позорного конца.
...Прежде всего и больше всего да возгорятся сердца ваши любовью Христовой. Явите в делах ваших эту любовь к многострадальной, измученной России..."
Церк. Вед., 1917,
 № 36-37, стр. 311-313

24 авг.

Обращение Собора к армии и флоту.

"...С болью душевной, с тяжкой скорбью Собор взирает на самое страшное, что в последнее время выросло во всей народной жизни и особенно в армии, что принесло и грозит еще принести Отечеству и Церкви неисчислимые беды. В сердце русского человека стал затуманиваться светлый образ Христов, начал гаснуть огонь веры православной, начало слабеть стремление к подвигу во имя Христа. Что поддерживало наш народ, что утешало и укрепляло его во дни великих испытаний среди многих скорбей тяжкой доли, что вдохновляло нашего воина служить до смерти, страдать не укоряя, умирать благословляя? — Образ Христа Страдальца, распятого за грехи человечества; примеры шедших по стопам Христа подвижников и страдальцев; заветы и благословения Церкви Святой. Начало все это меркнуть в русских сердцах — непроглядная тьма окутала русскую землю, и стала гибнуть великая, могучая Святая Русь...

Вы, забывшие Бога и совесть, растлители в воинах чистой веры, убийцы их духа, разрушители устоев, на которых доселе крепла и развивалась воинская мощь и сила, ужаснитесь вашего сатанинского дела! Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих (Мф. XVIII, 6), а вашим ядом отравлены целые полки, может быть на всю жизнь развращены у многих сердца. За ваше безумие Родина уже заплатила врагу теми ужасными поражениями, которые он так легко, без жертв и усилий, нанес нам на нескольких фронтах. Вы виновники тех бесчисленных жертв, которые в последнее время бесплодно принесены лучшими сынами Родины, павшими не только от вражеских, но и от своих мечей и пуль. Вы сделали то, что надежда России, ее богатырь-солдат теперь для многих мирных граждан стал предметом ужаса и отвращения. Вы будете виновны, если сраженная Россия склонит свою голову, лишится своей свободы и подпадет под немецкое рабство, которое сильнее татарского придушит народ, вас же и ваших детей и внуков. Если вы делаете это по неразумию, раскайтесь и принесите плод достойный покаяния. Верните армии то, что вы безбожно отняли у нее — ее могучий дух. Если вы делаете это по злому умыслу — горе вам! Придет пора, что преданный вами народ, народ прозревший, наученный великим страданием, поймет и жестоко осудит вас. Души замученных, зарезанных, расстреливаемых по вашим наветам и советам своими же братьями наших героев долга призовут вас к суду Всевышнего. Кровь бесчисленных мучеников наших воинов, пролитая в эту войну, падет на вашу голову. Опомнитесь! Ведь и вы сыны России! Ужель мученья и смерть матери не трогают вас? Ужель ее проклятие не страшит вас?
Обманутые врагами и предателями, изменой долгу и присяге, убийствами своих же братии, грабежами и насилиями запятнавшие свое высокое священное звание воина, — молим вас, — опомнитесь! Загляните в глубину своей души, и ваша, придушенная вражьими наветами, совесть — совесть русского человека, христианина, гражданина — может быть, скажет вам, как далеко вы ушли по ужасному, преступнейшему пути, какие зияющие, неисцелимые раны нанесли вы Родине — матери своей. Ужель вы хотите свое благополучие построить на развалинах и пожарище Святой Руси? Иль вы думаете свое личное счастье купить гибелью Родины? Не может быть счастья изменнику, предателю. Ужасно Каиново счастье! "Нет мира нечестивым, говорит Бог мой" (Ис. VII, 11). Молим вас: вернитесь к Богу, к правде, к своему великому долгу!.."
Церк. Вед., 1917,
 № 38-39, стр. 327-330

28 авг.

Требование ген. Корнилова о передаче ему полномочий для создания нового кабинета, с участием Керенского и Савинкова.
Речь, 1917, 28 авг.

30 авг.

Согласие ген. Корнилова подчиниться требованиям Врем. Правительства. Керенский — верх. главнокомандующий.
Речь, 1917, 28 авг.

31 авг.

Подчинение ген. Крымова, возглавлявшего войска, идущие на Петроград, приказу Временного Правительства. Самоубийство ген. Крымова после личной беседы с Керенским.
Речь, 1917, 1 сент.

1 сент.

Постановление Собора "по поводу угрожавшей Родине братоубийственной войны".
"...Теперь, когда вера русского воина ослаблена соблазнами противных христианству учений и власть русского военачальника подорвана, русское войско перед лицом внешнего врага готово распасться на два враждующих стана. Не со вчерашнего дня началась эта междоусобная распря. За последние месяцы от руки своих же братьев солдат погибло великое множество офицеров, преданных долгу Родины. Верная своим священным заветам, Церковь Православная не принимает участия в борьбе политических партий. И, однако, ныне, как и в дни священномученика Патриарха Ермогена, она не может оставаться равнодушною зрительницею распада и гибели Родины.

Собор свидетельствует, что упавший воинский дух русской армии может быть восстановлен не прельщением вещественными благами, а только верою Христовой, которая побуждает к бескорыстным подвигам. Этим создается та дисциплина духа, которой утверждается дисциплина внешняя.

...Междоусобие должно быть предотвращено, братоубийство должно быть оставлено окончательно, примирение обоих враждующих станов должно быть полным и прочным. Не должно быть места для недостойных актов кровавой мести. Памятуя о лежащей на нем обязанности служить делу мира во Христе, Собор указывает, что непременным для того условием должно служить отрешение от односторонних точек зрения класса и партий. Власть должна быть не партийною, а всенародною. А народно-русскою может быть только власть, просветленная верою Христовою.
Несокрушимо веруя, что для спасения Родины требуется Божья помощь и самоотверженная любовь ее сынов, Собор ждет от русской государственной власти тех подвигов этой любви, которая сделает ее достойною благословения Божия".
Церк. Вед.,1917,
 № 40-41, стр. 359-360

2 сент.

Провозглашение Российской Республики Врем. Правительством (узурпация права Учредительного Собрания на выбор формы правления) и передача власти "Совету пяти".
Речь, 1917, 3/1Х

14 сент.

Всенародное моление в день Крестовоздвижения о спасении Державы Российской.
Церк. Вед 1917,
№ 36-37, стр. 313
4 окт.

Послание Собора всем чадам Церкви по поводу приближающихся выборов в Учредительное Собрание.

"Великое дело предлежит народу православному. Уже не в первый раз в нашей истории рушится храмина государственного его бытия, а Родину нашу постигает гибельная смута. И опять, как три века назад, призывается Русь разумом всенародным скрепить правовые устои, возродить пошатнувшуюся мощь, твердыми законами оградить свободу и порядок в земле нашей...

...Непримиримостью партий и сословным раздором не созидается мощь государства, не врачуются раны от тяжкой войны и всегубительного раздора. Царство, раздельнееся на ся, изнеможет. Не надлежит обращать соревнования партий, сословий, народностей в междоусобную распрю. Всенародным единением, озаряемым общею верою, просветляемым неподкупною совестью, искони утверждаются царства, с пошатнувшейся верой, с затемнившейся совестью расточаются силы, рушатся державы. О том вещает мудрость веков, эту истину скорбным путем познает теперь Родина наша, отравленная злобной завистью и лютой корыстью. Пусть победит в себе наш народ обуревающий его дух нечестия и ненависти, и тогда дружным усилием легко и светло совершит он государственный труд свой. Соберутся кости сухие, облекутся плотию и оживут по велению духа. Но без любви, смирения, кротости, всуе приступим к великому делу... В родине видится оку веры земля святая... И по истине не мила нам и родина без святой веры нашей. Пусть же носители веры призваны будут уврачевать ее болезни..."
Церк. Вед., 1917,
 № 42, стр. 375-377

13 окт.

Последнее (шестое) явление Пресвятой Богородицы в Фатиме. Великое чудо — "пляска солнца", явленное собравшейся толпе (50-70 тыс. человек). Чудо было заранее (13 июля) обещано в этот день Богородицей для свидетельства ("чтобы люди поверили в Нее"), но 19 авг. Богородица сказала детям, что "из-за гордого противления злых людей" обещанное Ею чудо в октябре будем менее значительным. Явление трем детям Св. Семейства во время "пляски солнца".

Последние слова Богородицы в Фатиме: "Нужно, чтобы люди исправились и просили прощения в грехах своих. Пусть они перестанут оскорблять Господа. Он и без того претерпел уже слишком много оскорблений".

Пляска солнца (описание по Н. М. Гаврилову, "Фатима"):

"...Вдруг солнце задрожало, закружилось наподобие огненного колеса, бросая во все стороны снопы яркого света, принимавшего поочередно различную окраску... Все созерцавшие это небесное знамение люди ясно увидели, как один человек, что солнце отделилось от тверди небесной и зигзагообразными скачками устремилось на них, излучая сильное тепло... Солнце, внезапно остановившись во время своего головокружительного падения, зигзагообразно поднялось на небо и, мало-помалу, стало сиять своим обычным светом среди ясного неба. Толпа поднялась с колен и, как один человек, пропела "Верую". "Пляска солнца" продолжалась всего минут десять. Ее видели все... Небывалое движение солнца наблюдалось за пять и более километров от Кова-де-Ирия (места явления)".
"Фатима", стр. 20-26

20 окт.

Послание Собора по поводу расхищения церковного имущества и земли.

"Печальные вести доходят до Церковного Собора с разных мест земли русской. То и дело слышим об ограблениях церквей, монастырей, землевладельцев, а нередко и об убийствах служителей Божиих и мирных обывателей мирского звания...
...Опомнитесь, православные христиане! Устыдитесь хотя бы всех иноверцев, живущих на нашей земле: они в настоящем году умножили свои заботы, свое усердие к своим храмам и духовным лицам, и все сословия их, сплотившись вместе, вместе стоят друг за друга; неужели же самый благочестивый народ русский, а равно и прочие православные народы на св. Руси окажутся лютым врагом своей Церкви, своих священников и прочих своих сограждан...
...Возвратитесь к честному труду над своим собственным добром, а чужого не касайтесь, пока высшая власть, т. е. Учредительное Собрание, не установит каких-либо новых земельных законов...
...Самое пожелание завистливое есть нарушение заповеди, а грабеж — тяжкое преступление, привлекающее гнев Божий на весь народ..."
Церк. Вед., 1917,
№ 43-45, стр. 399-401

23 окт.

Определение Собора "по поводу правительственного законопроекта о церковно-приходских школах".

Собор "...считает долгом заявить Временному Правительству, что закон 20 июня 1917 г. о передаче церковно-приходских школ в ведомство Министерства народного просвещения причиняет большой вред Православной Церкви в ее христианско-просветительной деятельности, внезапно отнимая у православных приходов незаменимое средство выполнять свое важное назначение..."
Опр. и Пост.,
вып. 2, стр. 16-20

25 окт.

Вооруженный захват Военно-революционным комитетом правительственной власти.
Известия  ЦИК,
1917, 27 окт.

26 окт.

Избрание большевистской частью Съезда Советов раб. и солд. деп. Совета Народных Комиссаров.
Известия ЦИК,
1917, 25 окт.

27 окт.

Конфискация Военно-революционным комитетом газеты "Изв. Веер. Сов. Крест. Деп.". Закрытие кадетской газеты "Речь" и ряда правых газет.
Известия  ЦИК,
1917, 27 окт.

27 окт.

Постановление Совета Нар. Комиссаров о созыве Учредительного Собрания в намеченный срок.
Известия  ЦИК,
1917, 28 окт.

28 окт.

Декрет Совнаркома о печати (об ограничении свободы печати).
"...Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону..."
Известия  ЦИК, 1917, 28 окт.

28  окт.—4  ноября

Восстания юнкеров в Петрограде и Москве. Признание Ленина на заседании ЦИК о том, что "во имя свободы печати было устроено восстание юнкеров, объявлена война в Петрограде и Москве".
Известия  ЦИК, 1917, 7 ноября

30 окт.

Принятие Собором решения о восстановлении патриаршества и о порядке избрания Патриарха. Первое голосование — выбор кандидатов: митр. Антоний — 101; арх. Кирилл — 27; митр. Тихон — 23. Признано недействительным ввиду отсутствия кворума.
Деян. Соб, 30 окт.

31 окт.

Вторичное голосование (митр. Антоний — 159; арх. Арсений — 148; митр. Тихон — 125), первый кандидат — митр. Антоний. Выборы второго и третьего кандидатов: арх. Арсений и митр. Тихон.
Деян. Соб., 30 окт.

2 ноября

Извещение Н. И. Львова и И. Т. Евсеева (члены Собора от Гос. Думы) о том, что они сложили с себя полномочия членов Собора.
Деян. Соб., 2 ноября

2 ноября

Доклад Собору членов соборного посольства (возглавл. митр. Платоном), посетившего Москов. воен.-рев. комитет для переговоров о прекращении кровопролития на улицах Москвы.
Деян. Соб., 2 ноября

2 ноября

Отклонение Собором предложений о немедленной организации крестного хода.
Деян. Соб., 2 ноября

2 ноября

Призыв Собора к обеим сражающимся сторонам о прекращении кровопролития, недопущении расправы с побежденными и сохранении святынь Кремля.

 "...Во имя Божие Всероссийский Священный Собор призывает сражающихся между собой дорогих наших братьев и детей ныне воздержаться от дальнейшей ужасной кровопролитной брани. Священный Собор от лица всей нашей дорогой Православной России умоляет победителей не допускать никаких актов мести, жестокой расправы и во всех случаях щадить жизнь побежденных. Во имя спасения Кремля и спасения дорогих всей России наших в нем святынь, разрушения и поругания которых русский народ никогда и никому не простит, Священный Собор умоляет не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу..."
Деян. Соб., 2 ноября

4  ноября

Принятие Собором общих положений о высшем управлении Православной Российской Церкви.
1. В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстановляется патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.
3. Патриарх является первым среди равных ему епископов.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.
1. Деян. Соб., 4 ноября
2. Опр. и пост.
вып. 1, стр. 3

4  ноября

Воззвание Собора о помощи солдатам, находящимся в немецком плену.
Деян. Соб., 4 ноября

4  ноября

Принятие Собором решения об избрании Патриарха на следующий день — 5(18) ноября — в Храме Христа Спасителя и принятие порядка церемониала избрания.
Деян. Соб., 4 ноября

5 ноября

Избрание Патриарха по жребию в Храме Христа Спасителя. Слово преосв. Тихона при встрече депутации, сообщившей ему об избрании в Патриархи.

Описание избрания митр. Евлогнем:

"Все с трепетом ждали, кого Господь назовет... По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец — иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни (неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: "Тихон, митрополит Московский". Словно электрическая искра пробежала по молящимся... Раздался возглас митрополита: "Аксиос!", который потонул в единодушном "Аксиос!... Аксиос!..." духовенства и народа. Хор вместе с молящимися запел "Тебе Бога хвалим"... У многих на глазах были слезы. Чувствовалось, что избрание Патриарха для всех радость обретения, в дни русской смуты, заступника, предстателя и молитвенника за русский народ... Всем хотелось верить, что с Патриархом раздоры как-то изживутся...
Когда мы расходились и надевали шубы, протопресвитер Шавельский сказал: "Вижу, Господом Церковь наша не оставлена..."
1. Деян. Соб., 5 ноября
2. митр. Евлогий, стр. 302-303

11 ноября

Принятие Собором решения об отпевании погибших обеих сражавшихся сторон.
Деян. Соб., 11 ноября

11 ноября

Обращение Собора к победителям в гражданской войне.
"...Священный Собор во всеуслышание заявляет: довольно братской крови, довольно злобы и мести.
Мести не должно быть нигде и никогда; тем более она не допустима над теми, кто, не будучи враждующей стороной, творил лишь волю их посылавших.
Победители, кто бы вы ни были и во имя чего бы вы ни боролись, не оскверняйте себя пролитием братской крови, умерщвлением беззащитных, мучительством страждущих! Не причиняйте нового горя и позора истерзанной Родине, и без того слишком обагренной кровью своих сынов!
Вспомните о несчастных матерях и семьях и не примешивайте еще новых слез и рыданий о пролитой крови. Даже и те, кто отказался от Бога и Церкви, кого не трогает голос совести, остановитесь хотя бы во имя человеколюбия.
Собор взывает и к вам, руководители движения: употребите все свое влияние на обуздание кровожадных стремлений тех, кто слишком упивается своей братоубийственной победой".
Деян. Соб., 11 ноября

11 ноября

Воззвание Собора к православному народу с призывом к покаянию за грех братоубийства и с осуждением "лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия".
"...Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга. Происходит всеобщее затемнение совести и разума.
...Давно уже в русскую душу проникают севы антихристовы и сердце народное отравляется учениями, ниспровергающими веру в Бога, насаждающими зависть, алчность, хищение чужого. На этой почве обещают они создание всеобщего счастья на земле...
...Русские пушки, поражая святыни Кремлевские, ранили и сердца народные, горящие верою православною. Но не может никакое земное царство держаться на безбожии: оно гибнет от внутренней распри и партийных раздоров. Посему и рушится Держава Российская от этого беснующегося безбожия. На наших глазах совершается праведный суд Божий над народом, утратившим святыню. Вместе с Кремлевскими храмами начинает рушиться все мирское строение Державы Российской. Еще недавно великая, могучая, славная, она ныне распадается на части. Покинутая благодатию Божией, она разлагается как тело, от которого отлетел дух.
...Для тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом, не существует родины и ее святыни. Они становятся изменниками Родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших. Но к нашему несчастью, доселе не родилось еще власти воистину народной, достойной получить благословение Церкви Православной. И не явится ее на Русской земле, пока со скорбною молитвою и слезным покаянием не обратимся мы к Тому, без Кого всуе трудятся зиждущие град.
...Покайтесь же и сотворите достойные плоды покаяния! Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!..."
  Деян. Соб., 11 ноября

11 ноября

Определение Св. Синода о возведении преосв. Тихона на Патриаршую кафедру.
Церк. Вед., 1917,
 № 46-47

21 ноября

Торжественная интронизация Патриарха Тихона в Успенском Соборе.
Церк.-общ. Вестн.,
1917, №№ 148, 153,154

28 ноября

Указ Патриарха о возведении в  сан  митрополита:
Антония Харьковского
Арсения Новгородского
Агафангела Ярославского
Сергия Владимирского
Иакова Казанского.
митр. Мануил,
"Словарь епископов"

2 дек.

Определение Собора о правовом положении Православной Российской Церкви. Первые 8 пунктов положения (из 25):
"1. Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском Государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское Государство.
2. Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти и, руководствуясь своими догматико-каноническими началами, пользуется в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределения и самоуправления.
3. Постановления и указания, издаваемые для себя Православной Церковью в установленном ею порядке, со времени обнародования их церковною властью, равно и акты церковного управления и суда, признаются Государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы.
4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью.
5. Церковная иерархия и церковные установления признаются Государством в силе и значении, какие им приданы церковными постановлениями.
6. Действия органов Православной Церкви подлежат наблюдению государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам, в судебно-административном и судебном порядке.
7. Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными.
8. Во всех случаях государственной жизни, в которых Государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь".
Далее в определении говорится: об уголовном наказании за поношение и поругание Церкви; о законной силе церковного брака; о полноправии церковных школ; о преподавании Закона Божия в школах для православных детей; об обеспечении военнослужащих армейским духовенством; о запрещении конфискации и отобрания церковных имуществ; о государственном ассигновании на нужды Церкви; о беспрепятственном получении прав юридического лица церковными установлениями и др.
Опр.  и Пост.,
вып. 2, стр. 6-8

2 дек.

Приветственная телеграмма Патр. Тихона королю Великобритании по случаю взятия Иерусалима английскими войсками.
"Петроград. Великобританскому послу.
Всероссийский Церковный Собор просит Вас передать Его Величеству, королю Англии, поздравление и радость Православного русского народа по поводу великого события в жизни всего христианского мира, взятия Иерусалима войсками Его Величества. Да благословит Господь начало освобождения Святой земли от иноверного владычества. Уповаем, что отныне великие христианские святыни навсегда останутся в обладании христиан".
Церк. Вед.,
1918, № 17-18

7 дек.

Определение Собора о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете.
Св. Синод: Патриарх и 12 членов — постоянно Киевский митрополит, шесть иерархов избираются Поместным Собором на три года, пять иерархов вызываются по очереди на один год.
Высш. Церк. Совет: Патриарх и 15 членов — три иерарха из Св. Синода по выбору Патриарха, и по избранию Собора на три года: один монах из иноков, пять клириков и шесть мирян.
Опр. и Пост.,
вып. 1, стр. 7-11

8 дек.

Определение Собора о правах и обязанностях Патриарха.
В частности, Патриарх:
д) сносится с автокефальными Православными Церквами по вопросам церковной жизни,
е) имеет долг печалования перед гос. властью,
м) дает архиереям братские советы, как относительно личной их жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае же невнимания к его советам предлагает о том Свящ. Синоду,
п) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход.
О суде над Патриархом:
"10. В случае нарушения Патриархом прав или обязанностей его служения вопрос о признании в его действиях наличности поводов, могущих повлечь за собою его ответственность, разрешается соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Самое же предание его суду и суд над ним совершается Всероссийским Собором епископов с приглашением по возможности других Патриархов и предстоятелей автокефальных Церквей, причем как для предания суду, так и для обвинительного приговора требуется не менее 2/3 наличных голосов".
Опр. и Пост.
вып. 1, стр. 4-6

8 дек.

Определение Собора о круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления.
Опр. и Пост.,
вып. 1, стр. 12-16

9 дек.

Письмо Патриарха Тихона вдове убитого в Петрограде протоиерея Иоанна Кочурова.
"...Храним в Своем сердце твердое упование, что украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова".
 Церк.-общ. Вестн.,
1977, № 165

18 дек.

Послание Патриарха Тихона к Церкви о вступлении на Патриарший Престол.
"...В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные, вступили Мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войной и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего..."
Церк. Вед.,
 1918, № 1

29 дек.

Послание Патриарха Тихона по поводу объявления грузинской автокефалии.
"...Только Собор кириархальной Церкви может даровать независимость той или иной Поместной Церкви, без Собора же кириархальной Церкви всякие акты провозглашения Церковной независимости признаются недействительными и не имеющими канонической силы... Если это требование не соблюдается, Церкви угрожает схизма...
Умоляем вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа: да не будет между нами разделений и да будем все мы соединены в одном духе и в одних мыслях. Станем на путь мира и взаимной любви и совместно обсудим создавшееся положение..."
Церк. Вед.
 1918, № 3-4


© Catacomb.org.ua