Учебный план по предмету Основы церковного искусства Пастырское Училище Св. прав. о. Иоанна Кронштадтского УЧЕБНЫЙ ПЛАНПредмет: «Основы церковного искусства» Объем предмета: 2 семестра первый год обучения, 2 семестра третий год обучения. Основной учебник: Л.А. Успенский, «Богословие иконы Православной Церкви». Изд-во Западно- вропейского экзархата МП, 1989 г. Дополнительная литература: 1) «Настольная книга священнослужителя», том 4, РПЦ, Изд-во МП, 2001 г. 2) Архиепископ Вениамин, «Новая скрижаль», С-Пб, 1859 г.; существует несколько современных переизданий. 3) Н.В. Покровский, «Очерки памятников христианского искусства», Изд-во «Лига Плюс», С-Пб, 1999 г. 4) Святой Иоанн Дамаскин, «Точное изложение Православной веры», Москва, 1894 г. 5) Минея-август. Служба перенесения нерукотворного Образа Господня (Убруса) из Эдессы в Константинополь. 6) Триодь постная. Служба на неделю Торжества Православия. 7) Свящ. П. Флоренский, «Иконостас», журнал «Богословские труды», № 9, М., 1972 г. 8) А.Ф. Лосев, «Проблемы символа и реалистическое искусство», М., 1976 г. 9) Ю.Г. Бобров, «Основы иконографии древнерусской живописи», МИФРИЛ, С-Пб, 1995 г. 10) Князь Евгений Трубецкой, «Умозрение в красках». «Два мира в древнерусской иконописи». «Россия в ее иконе». - в брошюре «Три очерка о русской иконе», Изд-во Новосибирск, 1991 г. 11) В.В. Кандинский, «О духовном искусстве», М., 1992 г. I-й семестр. Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства. II-й семестр. Иконография, памятники христианского искусства. История церковного искусства. V-й семестр. Богословие православной иконы. Церковное искусство, как визуальное выражение догматов Православия. Канон. VI-й семестр. Теория образа. Изобразительное средство иконы. Организация домашнего храма. I-й семестр Объекты приложения церковного искусства Православный храм. 1. Небесное и земное в символике Православного храма. 2. Архитектура Православного храма. 3. Алтарь. 4. Святой престол. 5. Горнее место, семисвечник, жертвенник, ризница. 6. Живописное изображение в алтаре. 7. Иконостас, средняя часть храма. 8. Свет и светильники. 9. Притвор. 10. Колокола, колокольные звоны. 11. Кладбище, часовня и их назначение. Богослужебная утварь. 1. Дискос, потир, звездица, копие, лжица. 2. Утварь для совершения особых богослужений, треб и таинств. 3. Принадлежности архиерейской службы. Одеяния духовенства. 1. Повседневное облачение. 2. Кресты, панагия, посох. 3. Богослужебные одеяния дьякона и иерея. 4. Богослужебное одеяние архиерея. 5. Цвета богослужебных облачений. II-й семестр Церковная археология 1. Живопись катакомб. Символы, сюжеты, литургические изображения, ранняя иконография Спасителя. 2. Древнехристианская скульптура, иконография в скульптуре саркофагов, древнехристианские перстни, энколпии, книжные оклады. 3. Мозаики древнехристианского периода. 4. Византийское искусство, общий характер художественного стиля. 5. Мозаики Константинопольские, София Константинопольская, Храмы Италии. 6. Возрождение греческого искусства на Афоне XVI-XVIII век. 7. Домонгольское искусство на Руси, мозаики Киево-Софийского Собора. 8. Фрески новгородские. 9. Фрески Владимiро-Суздальские. 10. Русское искусство Московского периода XV-XVI веков. 11. Розыск по делу дьяка Висковатого и Собор 1554 г. 12. Определения Московского Собора 1667 г. 13. Русские иконописные школы. 14. Русские иконописные подлинники. 15. Ставрология.
V-й семестр Догматическое обоснование иконопочитания и иконопись в богослужебной жизни Церкви 1. Происхождение христианского образа. 2. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. 3. Первое христианское искусство. 4. Церковное искусство в эпоху Св. Константина Великого. 5. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе. 6. Пред-иконоборческий период. 7. Краткая история иконоборческого периода. 8. Иконоборческое учение и ответ на него Церкви. 9. Смысл и содержание иконы. 10. Храм - икона преображенного космоса. 11. Икона в составе Священного предания Православной Церкви. 12. После-иконобоческий период. 13. Исихазм и гуманизм. Палеологовский расцвет. 14. Исихазм и расцвет Русского искусства. 15. Московские соборы и их роль в церковном искусстве. 16. Искусство XVII века, расслоение и отход от церковного образа. 17. Большой Московский Собор и Образ Бога Отца. 18. Пути искусства живописного направления в Синодальный период. 19. Возрождение иконы в начале XX века. 20. Московский Собор 1917-18 гг. об иконе. 21. Икона в современном мiре.
VI семестр. Изобразительные средства Православной иконы и их символика 1. Понятие о символе, схема, аллегория, архетип. 2. Символика цвета, психофизика цвета и света. 3. Образ, композиция, перспектива, свет, масштаб, трактовка. 4. Символика золота. 5. Пространство Православной иконы. 6. Понятие об Образе в светском искусстве («девиз времени»). 7. Подлог и заблуждение в формировании образа. 8. Понятие о «предельном» смысле изображения. 9. Визуальная агрессия и гигиена глаза, (кино, ТВ, интернет, пресса). 10. «Идеальный храм». 11. Канонический минимум и реальные возможности устройства домашнего храма. 12. Освещение, вентиляция, обустройство, ксерокопирование. 13. Реставрация и уход за иконами. Темы семестровых сочинений: 1. Икона Пресвятой Богородицы Иверская-Монреальская. 2. Образ Пресвятой Троицы Преп. Андрея Рублева. 3. Сравнительный анализ икон «Новомученики и Исповедники Российские» РПЗЦ и МП. 4. Иконы «Преображение», Феофан Грек. 5. Картина «Явление Христа народу», А. Иванов. 6. Роспись Владимiро-Киевского Храма, В.М. Васнецов. 7. Церковный цикл Нестерова. 8. Картина «Тысячелетняя Россия», И. Глазунов. 9. Эскиз обустройства домашнего Храма (конкретного с размерами). 10. "Черная икона" (псевдохристианские образы), богоборчество модернизма. 11. Оклады икон: благочестие или иконоборчество? 12. Владимiрская икона Божией Матери. |
© Catacomb.org.ua |