Общие указания к курсу апологетики. Учебный план Пастырское Училище Св. прав. о. Иоанна Кронштадтского
Апологетика – совокупность всего объективного человеческого знания, подтверждающего основные истины христианской веры. Эти знания нужны всем верующим, пастырям же необходимо уметь их преподать в соответствии с уровнем теоретической подготовки слушателя. Этот предмет понадобится слушателям пастырских курсов даже независимо от принятия ими в будущем (или прошлом) священного сана, поскольку проповедниками веры призваны быть все наши выпускники. Вера же должна иметь прочное обоснование со стороны рассудочной. Наш предмет имеет целью не столько убедить самих студентов в непротиворечивости науки и христианской веры, сколько научить их способности убеждать в этом людей маловерующих. Естественный (падший) человек обычно не утрачивает до конца своего богоданного стремления к познанию истины. Истина же, как категория Божественная, познается только от Самого своего Источника непосредственным откровением. Человек, не имеющий требуемого к тому духовного опыта, этого еще не понимает. Для него единственно доступным средством познания истины остается рассудочное (научное) познание. В своем религиозном поиске не все люди вообще ищут Истину о бытии, как таковую, как предмет самостоятельного поиска. Чаще ищут того, как “пристроить” свою душу с ее запросами в свойственном ей духовном бытии, не желая самостоятельно исследывать соотношений этого духовного бытия с миром чувственным. Таким людям наука и научная апологетика не нужны. Такие чуть лучше “застрахованы” от атеистической пропаганды, и все же следует признать некоторую ущербность их веры. Религия должна заниматься поиском Истины о Бытии, как целом. И такое стремление к Истине следует в людях пробуждать. Научная полемика с атеистами, занимающими посты в научном обществе, никогда не прекратится. Деятели науки религиозны, как бы по определению. Атеисты из научного сообщества в силу этой своей религиозности являются наиболее “упертыми” из всех атеистов. Почему? – Именно потому, что это суть люди ищущие истину о бытии, как целом, и полагающие, что они в какой-то мере обладают ею, если владеют знанием фундаментальных законов чувственной природы. Они религиозно веруют в то, что Истина действительно раскрывается через эти законы. Поэтому поражение в дискуссии для них значит гораздо больше, нежели просто признание своей ошибки. В собственных глазах они – жрецы Истины, а их с этого жреческого священного места пытаются подвинуть. Эти научные атеисты показали уже, что они будут стоять до конца, но, естественно, и христиане не должны отдавать им без боя научное поле. Необходимо четко представлять себе и проповедывать другим, что законы чувственной природы настоятельно требуют над собою существования своей сверхчувственной причины. Занятие научной апологетикой вознаграждается сторицею возможностью перехода от знаний чувственных к откровениям сверхчувственным. Занимаясь видимым с искренним поиском истины человек может обрести веру в невидимое, которая подается ему от Бога и напрямую не вытекает из научных соображений, которыми человек занимался. Возможность и желательность такого перехода пастырь (катехизатор) всегда должен иметь в виду, понимая, что именно здесь заключается весь успех и венец его работы. В силу того же обстоятельства наставнику не следует унывать от того, что слушатели, даже лежа на обеих лопатках в научном единоборстве, тем не менее далеко не всегда примут истину. Апологетика принципиально ограниченна, она не может ввести человека в Царство Истины, но лишь способна подвести к его порогу. Мы предлагаем сборный курс современной естественно-научной, исторической и нравственной апологетики. Первая его часть наиболее обширна, но не требует знаний, выходящих за рамки средней школы. Пособием по первой части курса может служить любая литература по креационизму, например, список, приводимый в конце книги, но следует помнить, что и эта литература обладает разным научным качеством. Наиболее интересующиеся студенты могут проследить полемику креационистов с эволюционистами, приводимую в Интернете. Приводимый ниже план очерчивает необходимый минимум знаний для сколько-нибудь успешной апологетической проповеди. Пункты этого плана по сути и будут использованы в качестве экзаменационных вопросов. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ АПОЛОГЕТИКИТема первая. Общие понятия 1. Общие понятия о предмете апологетики. 2. Соотношение чувственного и сверхчувственного знания в религии. Необходимость внешних знаний. Переход от внешнего знания к личному опыту веры. 3. Виды апологетики в зависимости об области человеческого знания: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ АПОЛОГЕТИКАТема вторая. Законы природы – свидетельство разумности замысла. 1. Наличие, постоянство и взаимная непротиворечивость законов природы, их принципиальная доступность человеческому разуму. 2. Антропный принцип: вселенная чудесным образом точно настроена на появление в ней разумного наблюдателя. “Ненастроенную” вселенную изнутри созерцать было бы некому. Примеры этого принципа Естественно-научная и философская ограниченность антропного принципа, который не разрешает спора между теизмом и пантеизмом. 3. Обратимые и необратимые процессы в природе. Обратимые процессы полностью основаны на законах сохранения. Их связь с окончанием недели Творения. 4. Примеры необратимых процессов. Диаграмма ядерных потенциалов и ее физический смысл. Направление ядерных реакций и их конечные стадии. 5. Второе начало термодинамики. Концепция тепловой смерти. 6. Вывод из существования в природе необратимых процессов. Конечность вселенной в пространстве и времени. Тема третья. Астрономия. 1. Эволюция звезд. Существуют ли протозвезды? Предполагаемый сценарий и конечные стадии звездной эволюции. Много ли во вселенной звезд, эволюционировавших до конца? 2. Большой взрыв – не единственно возможный космологический сценарий. 3. Разумное и сверхточное устроение солнечной системы, жестко требующее специального сотворения. Тема четвертая. Невозможность самопроизвольного возникновения жизни. 1. Основные органические молекулы в клетке. Белки и ДНК. Информация, передаваемая ими и ее минимальный объем, необходимый для жизни и воспроизведения клетки. Сборка, недопускающая упрощения. 2. Термодинамические проблемы синтеза высокоэнергичных и высокоупорядоченных органических молекул. 3. Опыты Л. Пастера. Гипотеза А. Опарина. Опыты С. Миллера. 4. Расчет вероятности сборки и оценка его результата. 5. Дополнительные проблемы возникновения жизни: 6. Химическая кинетика обычных реакций и реакций в живой клетке. Тема пятая. Возраст земли. 1. Предположение о долговременном накоплении осадочных пород. Теория Лайеля. Униформизм и стандартная геологическая колонка. Датировка по фауне. 2. Проблемы колонки: Современное безбожное толкование этих фактов. Тектоника и эрозия. Мультикатастрофизм и его неспособность снять названные проблемы. 3. Радиодатировка и ее основные принципы. Изначальные предположения. - проблема начальных условий, Прямые экспериментальные проверки радидатировок. 4. Углеродная датировка. Принцип действия, временные диапазоны. Равновесная модель и гипотеза накопления С-14 в атмосфере. Неравновесная модель и проблема применимости углеродных часов. Решающий аргумент – наличие С-14 в каменных углях и нефти. 5. Другие методы датировки: 6. Окаменелости – свидетели катастроф. Образование окаменелостей, внезапность гибели. Полистратные окаменелости. Тема шестая. Опровержение биологической макроэволюции. 1. Палеонтологические проблемы эволюции. Полнота или неполнота летописи. Соотношение по количеству между известными живущими и вымершими видами. Требование к цепочкам переходных форм и отсутствие переходных форм вообще. Проблемы самых резких скачков: 2. Теория прерывистого равновесия и ее экспериментальная необоснованность. Логическая неувязка эволюционного сценария, в котором каждый предок порождает только одного потомка и на миллионы лет застывает в неприкосновенной форме. 3. Сравнительные доказательства эволюции и их логическая условность. 4. Биохимическое свидетельство против эволюции. Одинаковая сложность биомолекул у всех организмов. Прыжок и замирание химической эволюции. Отсутствие восходящих цепочек усложнения биомолекул. 5. Генетическое свидетельство против эволюции. Классическая генетика Менделя, как выборка и перетасовка изначально заданного и неизменного информационного объема. 6. Креационная теория видообразования. Понятие о сотворенном роде. Адаптации, расщепления. Принципы селекции естественной и искусственной. 7. Неклассическая генетика. Мутации, как порча изначального информационного запаса. Трехступенчатая защита организма от мутаций: внутриклеточный контроль, половое разделение, естественный отбор. Вероятность случайной полезной мутации. Эксперименты по искусственному видообразованию путем мутагенного давления. 8. Естественный отбор и многообразие видов. Примеры сложнейших и тонких биологических структур. Безполезные и вредные для выживания морфологические структуры и их возможное происхождение. Эстетический принцип в природе и его объективные математические закономерности. Факт полового отбора в природе и его необъяснимое сочетание с эстетическим принципом, противоречащим принципу выживания приспособленных. Конец первого семестра. Далее приводится краткий план по второму семестру. Тема седьмая. Происхождение человека. 1.Объективное скелетное отличие человека от обезьян: 2. Скандальная хроника: 3. Современное состояние вопроса. Фрагментарность всех остатков. Линия: австралопитек – хабилис – эректус – неандерталец и ее звенья. “Отвод” австралопитека и хабилиса. Безконечность дискуссий по вопросам: 4. Объяснения происхождения эректуса: 5. Неандерталец – нормальный человек. Человеческое бытие неандертальца и причины его “ненормальности”: рахит, артрит, сифилис. Тема восьмая. Креационные модели ранней истории земли. 1.Модель водно-парового экрана. Ее возможности и проблемы. 2. Вулканическая и тектоническая модели потопа. Преимущества и проблемы обеих. Возможность комбинированной модели. Потопная теория образования большинства геологических слоев, речных русел, каньонов, окаменелостей, залежей ископаемых и современного рельефа местности. Объяснение гео-колонки в потопной модели. 3. Физические принципы окончания потопа. Ледниковый период в модели “теплого океана и холодной суши”. 4. Вулкан Св. Елены в США – природная лаборатория креационизма. Ход образования торфа и угля. Прямая проверка радиодатировки. Скорость отложения осадков, образование каньона. 5. Ноев ковчег. Обоснование возможности его заселения. Проблема количества видов и корма. Роль непосредственного промысла Божия и ограниченность возможности объективного научного исследования. 6. Расселение животных после потопа. Сухопутные мосты. Происхождение флоры и фауны, характерной для конкретной местности. ИСТОРИЧЕСКАЯ АПОЛОГЕТИКАТема девятая. Книга Бытия – общечеловеческая история. 1. Человек – существо духовное. Отличие души человека от животной души. 2. Невозможность происхождения от животных предков следующих не археологических признаков человека: 3. Общечеловеческое сходство раннего космогонического мифа. 4. Расселение людей после потопа. - демографические оценки численности населения, 5. Ледниковый период и книга Иова. 6. Человек и динозавр – современники. Свидетельства древних хроник и патристической литературы. Тема десятая. Библейские пророчества о Христе и их сбытие на Иисусе из Назарета. Тема одиннадцатая. Подлинность евангельских событий. Распространение христианской проповеди, как исторически труднообъяснимый факт. Тема двенадцатая. Нравственная апологетика. Коренное отличие и превосходство евангельских заповедей по сравнению с заповедями, иудаизма, индуизма и ислама. Согласие евангельских заповедей с естественным законом совести |
© Catacomb.org.ua |