Огласительные беседы, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена Посвящается блаженной памяти Митр. Антония (Храповицкого)Глава 16. О почитании икон.В. Говоря о прославлении святых, мы еще не коснулись темы почитания икон. Ведь это вопрос столь же пререкаемый со стороны протестантов. Действительно ли нет у нас оснований для иконопочитания, как они нас уверяют? О. Об иконопочитании ничего не говорится в Новом Завете. Но в предании Церкви изготовление священных изображений известно с незапамятных времен, и долгое время эта традиция не вызывала никаких недоумений. Христианская живопись известна со времен римских катакомб, и постепенно все христианские храмы украсились святыми иконами. Лишь в VIII веке впервые возникло учение, отрицавшее поклонение иконам. Почти полтораста лет с незначительными передышками иконоборцы искореняли иконопочитание в Византийской империи, не стесняясь при этом в средствах. Множество исповедников пострадало тогда за приверженность к церковному преданию, а сами иконоборцы обнаружили пред всеми свое нечестие и жестокость. В конце концов эта ересь прекратилась, исчерпав постепенно своих приверженцев. История иконоборчества наглядно свидетельствует, на чьей стороне была правда. В. Почему еще в Ветхом Завете запрещено было творить какое-либо изображение Бога? О. Потому что Бог неизобразим. И православная иконописная традиция не пытается изобразить Неизобразимого, т.е. саму Божественную сущность. Однако это не значит, что в Ветхом Завете воспрещались всякие священные изображения. Напротив, Моисею было велено поставить в скинии златошвейные изображения Херувимов. Объяснение этому просто. Божество не изобразимо. Изобразимо то, что люди могли видеть наяву. Пророки и боговидцы видели Ангелов, иногда являвшихся им по повелению Божию. Ангелы – существа ограниченные, а потому представляемые и изобразимые, в отличие от Самого Владыки. Вот их изображения и оказались в скинии. Но запрет израильтянам на иные божественные изображения имел не только принципиальное, но и воспитательное значение. Ведь как легко в те времена евреи отпадали в идолопоклонство! И даже почитание Иеговы было у них весьма смутным и приземленным. О Вседержителе, сотворившем Небо и землю, могли помыслить весьма немногие из них. Остальные же покланялись Богу Израиля, как некоему племенному духу-предводителю, как своего рода почетному председателю синедриона. Подобно и прочие язычники воспринимали всегда свои национальные божества. А потому, даже изменяя Господу, евреи не разрушали, например, Иерусалимского храма. По выражению пророка Илии, они тогда хромали на оба колена: и Ваал, и Иегова, и прочие божества соседних народов легко включались ими в один пантеон. Обратите внимание, что истинного Бога легко можно начать чтить по-язычески, если не покланяться Ему в духе и истине. Именно за такое почитание Иеговы Христос осудил их и назвал детьми диавола (см. Ин. 8, 44) . Итак, если, даже не изготовляя идолов, израильтяне постоянно были на грани того, чтобы чтить Иегову чисто по-язычески, то до какого нечестия они тотчас бы дошли, если попустить им изображать своего Бога! Они ничем не отличались бы от поклонников Ваала. В. Что же изменилось после пришествия Христова? О. Для иконопочитания важен сам факт явления Христа во плоти. Мы исповедуем теперь, что Бог открылся людям не в видении или во гласе, не избранным Своим пророкам и боговидцам, а явился на земле, приняв наше человечество, так что все могли видеть Его, как Человека и общаться с Ним по-человечески. Икона Иисуса Христа есть не что иное, как наше исповедание Его воплощения, как бы краткий Символ веры, переданный средствами изобразительного искусства. Вот вкратце богословское обоснование почитания иконы Христовой. Существует древнейшее предание, что во времена проповеди Спасителя в Него заочно уверовал князь города Едессы по имени Авгарь и послал ко Христу своего живописца с письмом, в котором просил себе исцеления от тяжелой болезни. Живописцу же наказал изобразить портрет Чудотворца. Христос написал краткий ответ. Посланный же художник никак не мог запечатлеть лик Христов по причине необычной Божественной силы, исходившей от него. Тогда Спаситель Сам взял убрус (полотенце), приложил к лицу Своему, и на убрусе чудесным образом появилось Его изображение. Князь Авгарь получил просимое исцеление, а Нерукотворенный образ Христов несколько столетий стоял в особо устроенной нише над городскими воротами Едессы у всех на виду. На этот пример, как на общеизвестный исторический факт, постоянно ссылались и современники, и потомки в обоснование иконопочитания. В. Хорошо, а почему на иконах иногда изображают Бога Отца в виде старца? О. Такое изображение неправильно и является довольно поздним нововведением в иконописание. При этом ссылаются на видение пророка Даниила, видевшего Ветхого деньми. Но эта ссылка неосновательна, ибо мы не можем себе представить видение Даниила, а слова Ветхий деньми могут относиться не только к человеку-старцу. Бога Сына мы изображаем после того, как Он стал Человеком и по причине того, что Он стал Человеком. Бог Отец не воплощался и пытаться изображать его в человеческом виде не следует. В. Теперь скажите, на чем основано писание икон святых угодников Божиих? И почему их не писали прежде пришествия Христа? О. Потому что икона призвана отразить в какой-то мере мир горний, небесный. Иконное изображение всегда является стилизованным по особым правилам. Это не портрет. Икона призвана передать некую вышеземную реальность. Святые во Христе сподобились обожения, соединились с Господом по благодати. Это и пытаются передать иконописцы методами своего творчества, которые мы здесь обсуждать не будем. Изображать святых на иконах стали также очень давно. Первые изображения Богородицы принадлежат кисти св. евангелиста Луки. Изображения св. Апостолов и мучеников известны были также еще во времена гонений на христиан в первые века. В. Я не против того, чтобы храмы украшались святыми иконами. Некоторые протестанты тоже не против картин на евангельские темы. Конечно, священные изображения призваны возбуждать и священные воспоминания, что само по себе полезно. Но наибольшее пререкание вызывает вопрос о поклонении иконам. Нет ли здесь какого-то элемента идолопоклонства? О. Если вас беспокоит вопрос о телесном преклонении перед иконою, то давайте спросим чуть шире: должно ли тело участвовать в молитве? В. Вроде бы, да. О. Конечно, должно по причине своей связи с душою. Тело – рабочий орган души и своими движениями способно выразить душевный настрой и поддержать его в должном направлении. Согласны? В. Да. О. Тогда, если тело участвует в поклонении Богу, а кланяться перед иконою вам не нравится, напоминает об идолопоклонстве, - уберите икону и кланяйтесь. Какой-то предмет находится перед вами? Стена, угол, дерево, чистое поле… Не может же перед вами не быть ничего. Тогда я обвиняю вас в идолопоклонстве за то, что вы покланяетесь предметам, не просто бездушным, но и не несущим никакого мало-мальски заметного религиозного содержания. В. Но я покланяюсь невидимому Богу, - так скажет протестант, - а не изделию своих рук. О. Если вы судите по тому предмету, перед которым склоняется тело, то все равно и без иконы вы покланяетесь бездушному предмету. Если вы способны допустить, что при этом дух ваш покланяется Невидимому Богу, то извольте допустить такую же возможность и для тех, кто молится перед иконами. Они тоже не доску с красками почитают предметом поклонения, а то святое лицо, которое изображено на иконе. Или, как учит Церковь, честь воздаваемая иконе на первообразное восходит. А равно и безчестие, причиняемое святому изображению, относится не только к нему, но и к тому, кто на нем изображен. В. И все же иконопочитание, судя по всему, хранит в себе опасность идолопоклонства. О. С этим трудно спорить. Если мы покланяемся иконе, а духом при этом не восходим к первообразному, то мы идолопоклонствуем. Но и вообще, если мы читаем молитву, не вникая в ее смысл, и надеемся при этом, что она сама собою обережет нас, то мы занимаемся идолопоклонством, если не сказать: ворожбою. Но я уже говорил вам, что и вне всякого иконописания большинство израильтян почитало Невидимого Творца неба и земли просто национальным духом-вождем, и такое богопрославление было угодно Богу не более, чем какое-нибудь почитание дикарями духов своих предков. Для избежания идолонеистовства нет никакого внешнего средства. Есть язычники, не изготавливающие идолов. Деревенские колдуны, никаких идолов кроме икон, не признают, а есть и не признающие икон. И все они остаются во тьме язычества и диаволопоклонства. Если и вы утратите возвышенное представление о Христе, которое дано вам поначалу, рискуете и из Него сделать себе идола, даже без всяких иконных изображений. И такое в жизни случается весьма часто. Таким людям и скажет Христос в последний день: Я никогда не знал вас, отойдите от меня делающие беззаконие (Мф. 7, 23). |
© Catacomb.org.ua |