Огласительные беседы, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена


Посвящается блаженной памяти Митр. Антония (Храповицкого)

Глава 10. О Святой Троице. Сущность и энергии Божества.

В. каких словах Писания мы можем найти учение о Трех Лицах Божества?

О. Сын Божий открыл нам обо всех трех Лицах по отдельности. Сказал и об Отце Небесном, и о Своем равенстве с Отцом, и об Утешителе, исходящем от Отца. Повелел ученикам Своим крестить верующих во имя Отца и Сына и Святаго Духа (см. Мф. 28, 19). Затем и Апостол Иоанн Богослов засвидетельствовал, что: три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5, 7). И хотя, конечно, Тройческое богословие в Писании представлено в довольно кратких словах, оно служит изначальной верой Христовой Церкви. Спаситель неслучайно предрек, что многое потом сообщит ученикам Утешитель. Так и вышло в учении о Троице – наиболее таинственном и неприступном для духовного зрения богословском предмете.

В. Теперь поясните мне, как соотносятся между собою Три Лица Божества? Как Они три суть Едино?

О. Не пугайтесь, если для вас все дальнейшее прозвучит сухой схоластической теорией. Созерцание Святой Троицы – высшее из доступных смертным. А чем выше духовное состояние, тем труднее оно передается в словах, тем скупее и сами слова.

Три Лица не суть три бога. Божество едино, но в трех Лицах. Все Лица имеют единую Несотворенную сущность, единую Божественную славу. Это положение, за отсутствием собственного духовного умозрения, мы принимаем, веруя опыту св. Отцов – созерцателей Троицы. Веруем, что Отец есть Бог, убедились что и Слово есть Бог, и что Утешитель – Бог. Притом знаем, что Бог Един. Вот так и принимаем эту тайну, в надежде узреть Святое Триединое Божество в веке будущем.

Помните, как мы говорили о Воплощении: во Христе есть иное и иное (божество и человечество) но не иной и иной. Здесь наоборот. В Троице есть Иной, Иной и Иной, но не иное и иное, а одно Божественное существо, одна Божественная природа, одно Божественное хотение и одно Божественное действие (по-гречески – энергия, это тоже вполне церковное слово). Одно действие, но Трое действующих. Одна жизнь, но Трое живущих. Одно существо, но Три Лица или (выражаясь греческим словом) Три Ипостаси.

А различия между Лицами просты и, так сказать, минимальны. От Отца рождается предвечно Сын и столь же предвечно, но иным непостижимым образом, от Отца же исходит и Дух. Только тем и отличаются Лица между Собою.

В. Значит, все-таки Отец существует прежде Сына и Духа?

О. Все Три Лица существуют прежде сотворения времени и вообще вне всякого времени, потому никто не предвечнее другого.

В. Но все-таки Отец рождает Сына, а не наоборот? Пусть не во времени, но в самом бытии Отец предшествует Сыну и Духу?

О. В бытии предшествует. Но тоже не совсем. Бог неизменен и всегда существует в Отце, Слове и Духе. Эта тайна поясняется для нас лишь простым, классическим сравнением. Посмотрите на солнце - само небесное тело, излучающее свет и тепло. Солнце нельзя представить без света и тепла, хотя причиною того и другого служит само солнце. Оно есть образ Отца, свет - образ Сына, тепло – образ Духа.

В. У света и теплового излучения одна природа - электромагнитная.

О. Я повторяю, что сравнение это классическое, древнее, придуманное, когда о длине световых и инфракрасных волн еще не имели понятия. Не нравится - читайте вместо слова "тепло" слово "гравитация". Но никакая тварная аналогия не может выразить полностью внутреннюю жизнь Существа несотворенного. Конечным не мерится безконечное, тварным не объяснить всего о Творце.

В. Итак, Отец служит причиною Сына, а не наоборот?

О. Да, но вне времени и, главное, вне воли. Божество существует в Трех Лицах по самой Своей природе, а не потому, что Отец захотел бы рождать Сына или изводить Духа.

Существуют важные различия между понятиями рождения и творения. То, что рождается (или исходит, если речь идет о Духе), имеет свое начало в природе рождающего. То, что творится, образуется не из сущности творящего, а либо из ничего, либо из чего-то иного, прежде созданного. Это первое важнейшее различие.

То, что рождается (изводится), есть акт природы, а не воли. То, что творится, - зиждется по воле Творца, в соответствии с его свободным намерением и его творческим замыслом.

То, что рождается (изводится), имеет одну сущность, одну природу с рождающим. Сотворенное же всегда по своей природе есть нечто отличное от Творца.

Таковыми свойствами обладают всякие рождения в живой природе, а равно и всякие творения рук человеческих. Бог творит из ничего, человек творит из сотворенных Богом вещей, но по названным выше трем признакам творчество Бога и человека совершенно сходны между собою.

Теперь, если вы понимаете это различие философских понятий "рождение – сотворение", то слова Символа веры: рожденна, не сотворенна, сказанные о Сыне Божием, должны наполниться для вас новым, хотя и несколько отвлеченным содержанием.

В. Примерно так же следует понимать и исхождение Духа от Отца. Почему это исхождение не именуют рождением?

О. Нам открыто, что Сын у Отца Единородный, то есть единственный, а Дух не рождается, а исходит. Значит, это совершается неким иным образом, хотя так же предвечно и так же не по воле, а по природе. Но ведь это есть таинство внутритройческой Божественной жизни, о которой мы здесь не в силах составить себе понятия.

В. Может быть, тогда следует считать, что Отец и Сын вместе изводят Духа?

О. Таково было учение Латинской Церкви, которое никогда не принималось Церковью Православной. Не принималось именно на основании православного тайнозрения Святой Троицы. Если Отца и Сына считать Единым Началом для исхождения Духа, то стираются и личные различия между Отцом и Сыном. Кроме того, нарушается равенство между Духом, Отцом и Сыном. Дух становится ниже Первых Двух Лиц. И в Священном Писании мы не находим обоснований этому странному латинскому учению, искажающему все тройческое богословие.

В. Видимо, решающим здесь должен выступить опять-таки мистический опыт.

О. Давайте поверим православным подвижникам и богословам здесь более, нежели латинянам. Когда вы ознакомитесь с латинской мистикой, вам станет очевидною ее ущербность и ложность.

Но при этом помните еще, что сущность Божественной жизни и тайна Пресвятой Троицы недоступна и вовсе никакому сотворенному уму, который по необходимости ограничен. Бог же безконечен и абсолютен по любому Своему качеству. Конечным нельзя охватить безграничное.

В. Иными словами, существуют догматы веры, которые недоступны вообще никакому духовному опыту?

О. Скорее, сущность Божественной жизни и вовсе невыразима для нас ни в каких догматах. То, что Бог благоволил нам открыть о Себе, человек способен созерцать и разуметь. А то, что человеку недоступно, то и не содержится ни в каком откровении, ни в писанном, ни в умозрительном.

По признаку постижимости и непостижимости в Божестве принято различать сущность и энергию (действие). Сущность Божества, или Бог Сам в Себе – нечто абсолютно недоступное тварям. А то, чем Бог открывается тварям, именуется Его энергией.

В. Что это за энергии?

О. В отличие от сущности Божества, которая проста, энергии разнообразны. Это не есть какие-то личные сущности, это суть проявления Божественного присутствия, доступные тварям в некоторой мере.

В. Приведите примеры.

О. Творческие и промыслительные действия Божии. Когда Творец изрекает во времена Шестоднева: да будет свет, твердь, да прорастит земля и т.п., то под этим словом нужно понимать всякий раз особую Божественную энергию. Когда Вседержитель творит чудеса, нарушая на время Свои законы – это явные проявления Божественных энергий. Постоянство законов природы – менее явное, но тоже проявление Божественных энергий.

Для разумных же тварей поддержание их бытия также совершается Божественной энергией. Обожение человеческой природы – есть причастие Божественной энергии, самой высшей из всего доступного твари. Еще эта энергия именуется благодатью.

В. Какому Лицу Святой Троицы какие принадлежат энергии?

О. Энергии принадлежат равно всем трем Лицам. Божественное существо и воля едины. Соответственно, и действие Божества одно. Творение мира, промышление о нем есть дело всей Святой Троицы. Даже воплощение Сына Божия совершается благоволением Отца и осенением Святаго Духа над Пречистою Девою.

Божественная энергия есть Сам Бог, но не в сущности Своей, а в действии Своем. Потому энергии эти не есть что-либо сотворенное. Они суть нетварны. Бог не разделяется на сущность и энергии. Энергии - это только человеческое именование тех проявлений Божества, которые нам постижимы, хотя, конечно, лишь отчасти, а не полностью. Постижимы нам отчасти Божественное творение и промышление. Постижима благодать обожения, хотя лишь в малой части и не всем людям одинаково.

В. Почему так важно учение о нетварности Божественных энергий?

О. Если энергии Божества суть силы сотворенные, то наше обожение, то самое причастие Божеского естества, о котором, как вы помните, учил нас Апостол Петр, для человека недоступно. Приняв такую мысль, мы теряем необходимость признавать Сына Божия Богом, равно и Духа Святаго. Об этом мы говорили подробнее, беседуя о Божестве Слова.

Благодать обожения подается лишь сердцам, очищенным от страстей многолетним скорбным подвигом. Причастие Божеского естества есть причастие не сущности Божией, а энергии. Такие подвижники, когда входят в состояние близости к Богу, общения с Ним, то обычно видят умными очами, (а иногда и особо отверстыми телесными) Божественный свет. Этот свет, тот же, который видели и избранные ученики Христовы на горе преображения, есть Божественная энергия. Это Сам Бог присутствует и открывает Себя Своим истинным друзьям. Не сотворяет им свет какой-то новой необычной природы, но Сам служит для них этим светом.

Сущность же Божества для твари является Божественным мраком, подобным тому, в котором пребывал Моисей на горе откровений. Отказано было Моисею в прошении узреть Самого Господа, или лице Его. Только сзади, только отражение Божественной славы, то есть не сущность Божества, а Его энергию способен лицезреть человек, и то не всякий человек, притом не вполне.

В. Тогда какая для нас разница, является ли этот Божественный свет сотворенным или нет?

О. Правильный ответ на этот вопрос является основанием мистического опыта и делания. Свет нетварный терпеливо ждут в смиренной молитве и скорбном подвиге. Свет тварный, напротив, пытаются зажечь самостоятельно при помощи какой-либо психофизической техники. Отсюда и две, до противоположности разных мистических школы: православного Востока и латинского Запада. Латиняне учат, что Божественные энергии, или благодать, суть вещи сотворенные. Оттого вся мистика их пронизана чувственностью. Они физически ощущают всякое явление им из невидимого мира. И всякий раз получают подтверждение: да, мол, мы имеем дело с чем-то сотворенным.

Изучайте по книгам мистический опыт святых Отцов Православной Церкви, и вы вскоре поймете, с чем таким сотворенным имеют дело латинские мистики, и почему их духовность именуется бесовской прелестью. Просто в эту область мы не станем углубляться, ведя речь лишь о вероучительных положениях.

В. Я слышал споры о том, является ли имя Божие Самим Богом?

О. Здесь очень кстати такой вопрос. Этот вопрос вызывает такую полемику в православной среде, что считать его полностью решенным рановато. Выскажем лишь частное мнение. Безусловно, благоговейное молитвенное произнесение имени Божия, призывание его не всуе, оказывает на молящегося особое благодатное воздействие. Из этого совершенно справедливо будет заключить, что имя Божие есть особая Божественная энергия, доступная для принятия благоговейно взыскующим ее. В таком смысле имя Божие Божественно.

Если же в изречении: "имя Божие – Сам Бог", не делать различия между сущностью и энергией, то получится нелепица. К сущности Божества неприложимо никакое имя. Всякое имя Бога: Господь, Творец, Вседержитель, Вышний и т.д. именует какое-либо отношение Творца к Его тварям, то есть обозначает какую-либо Божественную энергию или какое-либо свойство Божие в отношении к тварным предметам и качествам. Таковы суть имена: Вечный, выражающее свойство Божие по отношению ко времени; Непостижимый - по отношению к человеческому уму и знанию; Всемогущий – по отношению к явлениям видимой природы; Вездесущий – по отношению к пространству; Судия – по отношению к Его нравственным созданиям. Имя, доступное для понимания сотворенным существам, не может не подразумевать в своем значении какую-либо сотворенную вещь или стихию, а Бог в сущности Своей вполне отличен от всего тварного. Даже главное имя Божие: Сущий обретает смысл лишь для существ, способных осознать свое собственное существование.

Как бы мы ни старались, мы не найдем имя или понятие, которым можно было бы отобразить сущность Божества. Она есть неименуема. Потому неправильно говорить, что "имя Божие есть Сам Бог", имея в виду Его сущность, а не действие.


© Catacomb.org.ua