Общие замечания к курсу Катехизиса. Учебный план
Пастырское Училище Св. прав. о. Иоанна Кронштадтского

 

Наш курс ставит своей целью не катехизическое обучение самих студентов, а их подготовку к проведению катехизации оглашаемых и утверждению их в вере, в объеме катехизиса. Предполагается, что знанием самого катехизиса обладает уже всякий, принятый на курсы, а возможные частные пробелы будут заполнены при изучении догматического и нравственного богословия.

Наш предмет есть как-бы маленькие курсы катехизаторов, охватывающие ту часть их работы, когда православное вероучение необходимо уже раскрывать непосредственно. Раскрывать перед тем оглашенным, для которого предварительные аргументы апологетики уже возымели свое положительное действие.

В соответствии с такой целью в нашем курсе предполагается компоновка материала катехизиса в порядке, по нашему мнению, наиболее удобном для восприятия его человеком, постепенно приходящим к христианской вере. Этот порядок соответствует наблюдаемым ступеням духовного роста оглашенного. И катехизатор должен всегда иметь в виду наличный духовный уровень катихумена, чтобы прподавать те истины веры, которые тот способен в данный момент воспринять. Если это иметь в виду, то, к примеру, изложение Тройческого догмата, даже на уровне обычного катехизиса, перемещается из начала книги в ее вторую половину. Меняет место и разговор о соотношении между Священным Писанием и Преданием Церкви – на эту тему следует начинать разговор, когда сама Церковь стала для оглашенного каким-то авторитетом; и так далее.

Особо отметим реально существующую тесную связь между христианским догматическим и нравственным учением. Некоторые нравственные положения христианства вытекают из общей христианской философии бытия, из представлений о Творце, о грехе, о зле. С другой стороны, и обратно: усвоение самих догматов не будет полноценным при отсутствии понимания нравственных идей всякого важнейшего догмата. Некоторые догматы невозможно начинать преподавать, если оглашаемый не полюбил еще евангельского нравственного идеала, не проникся горячим сочувствием к евангельским заповедям, к учению Иисуса Христа. Поэтому здесь мы намеренно смешиваем догматическую и нравственную части обычного катехизиса, располагая материал в желательном порядке для его преподания оглашенным. Ибо и нравоучение, и догматика в христианстве раскрываются для оглашенного параллельно в своем взаимном переплетении. Игнорирование этой связи приводит к тому, что и догматический и нравственный курс "засыхают" в своем преподавании. Требуется предварительное укрепление в вере для того, чтобы изучать далее нравственное богословие и догматику порознь, по-академически. Катихумен же не имеет еще этой крепости веры! Потому для него оглашение должно быть максимально живым, интересным, отвечающим на его собственные духовные запросы, на его личные требования пробуждающейся христианской совести.

Для изучения курса необходимо предварительное ознакомление с каким-либо катехизисом, придерживающимся традиционной схемы. Схема эта есть разбор Символа веры по членам в первой части, разбор молитвы Господней (во второй), и разбор Декалога и Блаженств (в третьей). Знание катехизиса составляет предварительную основу, но с другой стороны, изучение только этой основы для слушателя пастырских курсов не стоит того, чтобы вводить целый предмет катехизиса. Поэтому далее все усвоенные прописные истины катехизиса следует привести в логическую взаимосвязь между собою, притом в связь, удобную для постижения человеком, только приходящим к вере. Требуется вспомнить по своему опыту, что из начальных положений нашей веры человек способен понять сразу, а что потом и в каком взаимном соотношении.

Экзамен по данному курсу должен представлять собою образец огласительной беседы экзаменуемого перед воображаемым оглашенным того уровня, которому будет соответствовать экзаменационный билет. Вопросы билетов приводятся в методическом плане.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ КАТЕХИЗИСА

Тема первая. Общие понятия об основных вероучительных положениях.

1. Эмпирическое и откровенное познание Истины. Богооткровенность всего церковного учения. Принятие его верою. Необходимость познания догматов при посредстве не только разума, но и личного духовного опыта.

2. Апологетическая обоснованность догматов, ее необходимость и ограниченность.

3. Нравственные идеи некоторых догматов. Сотношение между вероучением и аскетическим идеалом.

4. Взаимная связь догматов между собою, их непротиворечивость, и взаимная незаменимость.

Тема вторая. Учение о Едином Боге Творце.

Предварительное знание апологетики, самостоятельный поиск человеком смысла жизни служат условием разумения этой темы.

1. Краткое апологетическое обоснование бытия Божия и единственности Божества.

2. Откровенное учение о Боге- Творце.

А) Творение по воле,

Б) Творение по благости, как они обоснованы в Библии.

3. Отсюда: Бог – Личен. Апологетические и откровенные доводы против пантеизма.

4. Апологетические доводы и откровенные свидетельства в пользу единоначалия Благого Бога. Опровержение дуализма.

5. Бог – Вседержитель. Сущность учения деизма и его опровержение. Апологетические доводы и откровенные свидетельства в пользу Божественного промышления над миром. Соотношение послетворческих чудес и законов природы. Смысл Божественного покоя в седьмой день после творения.

6. Свойства Божии, постигаемые по отношению к сотворенным предметам и к нравственным категориям разумных созданий.

Тема третья. Учение о человеке.

Предварительные собственные нравственные упражнения, прислушивание к голосу совести, личное вникание в вопросы добра и зла служат необходимым предварительным условием к разумению этой темы.

1. Библейская истина о специальном сотворении человека. Что образовано из персти и что вдохновенно Богом в эту землю. Особое сотворение женщины и его особый же смысл. Единство происхождения всего человеческого рода.

2. Образ и подобие Божие в человеке. Наличие, первозданные черты образа и их искажение грехом. Потенциальные возможности человека, их нереализованность и единственно законный путь к их реализации.

3. Трихотомия человека. Соотношение духа, души и тела. Души тричастное. Отличие человеческой души от животной. Духовная сущность человека.

4. Человеки и ангелы – существа нравственные. Свободное произволение и его соотношение с естественной волей. Грех, его сущность и его тайна. Сравнение между согрешением ангелов и первых людей. Свобода произволения и Божественное предведение.

5. Грехопадение человека и его последствия для человеческого естества. Апологетическое и откровенное свидетельства о наследности грехопадения. Соотношение между личной ответственностью и наследностью греха, как отражение связи между неповторимостью личности и единством человеческого рода.

6. Греховность ветхозаветного человечества. Роль естественного закона совести и богоданного закона в приостановке распространения греховности. Недостаточность того и другого средства и причины сей недостаточности.

7. Проблема зла в вещественном мире. Грехопадение, как космическая катастрофа и апологетические обоснования ее. Обращение Богом в добро человеческого зла и неоправданность этим согрешающей твари.

Тема четвертая. Уникальность евангельского нравоучения.

Опытное познание человеком своей греховности служит условием разумения евангельского нравоучения в его уникальности.

1. Декалог и Блаженства. Содержание того и другого. Сходство и принципиально разная система законоположения.

2. Евангельское углубление заповедей Декалога вообще и конкретно по заповедям:

А) третьей и девятой (о клятве и ответственности за слово),

Б) четвертой (об отношении к субботе),

В) пятой (о долге перед родителями и его относительности в фарисейском и евангельском смысле),

Г) шестой (по Нагорной проповеди),

Д) седьмой (там же),

Е) восьмой и десятой – учение о Евангельской нищете.

Почему невозможно спастись по любому писанному закону? Почему невозможно построить жизнь на земле без аппеляций к строгим правилам закона?

3. Парадоксальность евангельского нравоучения в целом. Парадокс свободы заповедей и их максимальной трудности. Парадокс крестоношения и любви. Евангельские иллюстрации. Общий вывод о личности такого парадоксального Нравоучителя.

4. Учение Христа о девстве и браке, о нестяжании и собственности, о мученичестве и об уклонении от гонения. Единство нравственного идеала при разных способах его реализации. Критика латинского учения об обязательных и сверхдолжных заповедях.

5. Общий вывод: Иисус Христос – Человек безгрешный, нравственный идеал человека, выполнивший первым Свои заповеди во всем совершенстве. Неосуществимость для нас евангельского законодательства без Божественной благодати. А потому Христос – не только совершенный Человек.

Тема пятая. Божество и человечество Сына Божия.

Принятие человеком Иисуса Христа, как своего Спасителя – условие разумения всей этой темы.

1. Новозаветные свидетельства о Божестве Иисуса Христа. Путь от признания Его Мессианского достоинства к исповеданию Его Божества.

2. Решительное свидетельство в пользу Божества Христова – Его Воскресение. Апологетические данные в пользу реальности Его Воскресения. Исповедание Фомы и необходимость такого же личного исповедания для каждого христианина.

3. Божество Христово и учение об обожении человека. Апостольское свидетельство. Опровержение арианства и полуарианства от этого аргумента.

4. Важнейшие христологические ереси и их опровержение.

А) несторианство,

Б) докетизм и монофизитство,

В) аполинаризм, и лже учение о "трубе воплощения".

Значение события Вознесения в утверждении православной христологии.

5. Халкидонский орос и его основные идеи.

Тема шестая. Искупление.

1. Описание Искупления в образах военного и торгового права. Невозможность прямого толкования этих образов с точки зрения милости и праведности Божией.

2. Постановка вопроса о субъекте, принимающем Жертву. Объективная сторона Искупления, ее образное раскрытие и таинственная сущность.

3. Субъективная сторона Искупления. Воздействие Искупителя на конкретного человека. Нравственный приоритет в понимании догмата. (по М. Антонию и его критикам)

4. Обоснованность евангельского нравоучения в свете нравственно-приоритетного толкования догмата Искупления. Неизбежное искажение оного нравоучения при юридическом понимании.

Тема седьмая. Догмат о Святом Духе и о Св. Троице.

1. Свидетельства Нового Завета о самостоятельном ипостасном бытии Утешителя. Взаимная связь Слова и Духа.

2. Дарования Святаго Духа, особенные и незаметные.

3. Тройческий догмат. Соотношение естества и Лиц. Различие понятий между рождением (исхождением) с одной стороны и творением – с другой.

4. Нравственный смысл догмата св. Троицы (по М. Антонию). Единство человеческого рода по образу Св. Троицы.

Тема восьмая. Догмат о Церкви.

1. Происхождение и роль Священного Предания Церкви. Соотношение Писания с Преданием. Попытки избавиться от Предания и, наоборот, охватить преданием все стороны религиозной жизни. Принцип св. Викентия.

2. Церковь, как Тело Христово, Богочеловеческий организм. Реальность образа Тела. Понятие о таинствах.

3. Церковные таинства, каждое по отдельности, включая постриг и помазание на царство. Происхождение, установление, внешняя форма, суть благодатного дара, внешние условия и внутренние требования к человеку, принимающему таинство.

4. Почитание святых и молитвы за усопших. Обоснование из Предания, обоснование догматическое (в связи с какими догматами оно состоит) и нравственное.

5. Историческое, догматическое и нравственное основание иконопочитания. Опасность идолопоклонства и отвержение ее.

Тема девятая. О последних временах.

1. Причины ограничения мира во времени. Конкретные пророчества, логически связанные с этими причинами.

2. Отступление в мире и в Церкви. Антихрист и основные предсказания о его времени.

3. Удерживающие факторы и удерживающий субъект. Политический идеал Церкви.

Тема десятая. Загробная жизнь и общее воскресение.

1. Доводы в пользу самобытного существования души после смерти тела. Отсутствие прямых ветхозаветных указаний и его причины.

2. Бытие души вне тела. Частный суд и мытарства, их отличие от различных чистилищных концепций.

3. Общее воскресение. Богословские обоснования и смысл. Свидетельства Откровения.

4. Вечные воздаяния. Обоснование реальности вечных мучений.


© Catacomb.org.ua