Пособие по Православной Аскетике для современного юношества (Глава 4)
ГЛАВА 4. МIР И УДАЛЕНИЕ ХРИСТИАНИНА ОТ НЕГО
В час обращения ко Христу ты посмотрел на освещенную Его светом твою душу и увидел, что она грязна и нуждается в очищении. В ней содержится множество греховных, гадких или просто лишних, сорных мыслей, чувств, желаний. Все они подлежат удалению вон. До обращения душа наша представляет собою проходной двор для демонов, мы в ней сами не хозяева, а лишь какие-то пользователи ею. И сама душа наша нуждается в том, чтобы стать ей на положенное место: подчиняться духу и властвовать над телом.
Христос уже начал превращать тебя в своего раба, сына и друга. И начал он это с самого святилища духа твоего: приоткрыл тебе Свою милость, возбудил совесть, даровал тебе самосознание христианина и решимость быть им. И вот дух твой уже с христианской точки зрения смотрит на душу и тело и видит их полное расстройство и болезненность. Вся душа, как некая сплошная гнойная рана, на которой почти нет живого места, принесена теперь в лечебницу Христову на исцеление. И коль скоро речь зашла о лечебнице, то первое ее свойство и требование к ней - чистота. Так и душа никогда не станет внутренне чистою, если прежде не очистить все внешние входы и отправления ее. Страсти души не победить, если не перекрыть сначала все их внешние питательные источники.
Больному телу часто прописывается диета. Больной душе она еще более необходима. Душа и тело могут быть исцелены только при условии всестороннего воздержания, прежде всего - удалением себя от греховных соблазнов и мiрского образа жизни.
1. Аскетическое понятие мiра.
Что такое "мiр" в святоотеческом понимании?
Это слово следует отличать от слова "мир", означающего дружбу, согласие, отсутствие вражды. По дореволюционной орфографии эти слова, как видишь, даже пишутся по-разному, хотя произносятся одинаково. Но и само слово "мiр", отличаясь от "мира", имеет не одно значение. Оно означает всю тварь, созданную Богом и оскверненную грехом человека. Оно же означает и человеческое общество в совокупности. Оно же означает общество людей, не являющихся христианами и окружающих Христову Церковь. Кроме того, оно же означает и совокупность понятий, интересов и правил жизни, господствующих в обществе безбожном и проникающих в душу христианина.
От мiра в последнем понимании этого слова нам и должно удаляться.
Обратим внимание, что одно и то же слово взято для обозначения и всего сообщества людей и всего собрания страстей. Случайно ли это? - Нет, ибо на протяжении всей истории человечества большинство в обществе служило не Богу, а своим греховным намерениям и страстям, возведенным в правила жизни и противопоставленным Божиим заповедям. Верные же Господу почти всегда оказывались в меньшинстве и собственно к ним применялось именование: люди не от мiра сего.
Исключение составляют, впрочем, времена, когда православная вера была господствующей в государстве и обществе. Тогда целые народы стали христианскими, а общественные нравы глубоко пропитались христианскими началами. И это, конечно, были благословенные времена, принесшие в небесную Церковь великое множество спасенных душ. Но и тогда истинно верные Христу, служившие Ему от всего сердца, отмечали в своих согражданах холодность и лицемерие, объясняемые господством в них мiрского противобожного духа. Именно в те времена многие истинные рабы Божии удалились от мiра в пустыни и горы, в поисках истинного, не возмущаемого соблазнами служения Господу.
Можно и иначе пояснить, почему одно и то же слово означает и общество людей и совокупность страстей. У людей мiрских и интересы в мiре сем, они касаются лишь предметов земных, временных, преходящих. У христиан же главная цель и смысл существования не в этом мiре, не на земле, а за его пределами - в вечности, почему они и именуются "не от мiра сего".
Каким бы ни был мiр во времена христианского царства, но нам важнее (и гораздо проще) понять, каков он теперь. Мiр тогдашний был сложен, непостоянен, изменчив в своем отношении ко Христу. А ныне уже нет места оценкам половинчатым: мiр сей Богу прямо враждебен. Будучи когда-то воспитан на христианских понятиях о смирении, милосердии, честности, бескорыстии, благородстве (или, по меньшей мере, испытав глубокое влияние сих начал), он в целом добровольно отказался от них, а прежде, конечно, от Самого Того, Кто принес в языческий погибающий мiр эти высокие благородные начала.
Нынешний мiр враждебен Христу уже не по неведению, а по сознательному отказу, отступлению от Него. Само собою понятно, что такой отказ еще хуже, чем древнее дохристианское незнание и заблуждение.
Особо следует сказать о нынешнем духовном состоянии нашего отечества. О, если бы ты мог себе представить, насколько оно в самом деле ужасно! Православный русский народ практически полностью перемолот в долголетней большевицкой мясорубке, остатки его, сохранившие еще православное сознание, вымирают заграницею и в глухих углах России, не успев преемственно передать свою традицию, свой духовный опыт нынешнему поколению. Обращающиеся ко Христу в наше время русские люди вынуждены преодолевать крепко вбитое в умы и сердца наследие советчины и, кроме того, активно навязываемые ныне народу гуманистические идеи Запада. Поэтому возвращение к православным истокам удается лишь немногим и с большим трудом, если удается вообще.
Мiр враждебный Христу технически переоснастился, вооружился такими средствами воздействия на общественное сознание, которых наши предки не знали. И если тогда им было трудно противостоять мiрскому духу, то что же теперь! Главным средством, формирующим сознание людей, воспитывающим не только ум, но и сердце, стало телевидение и радио. Ими владеют крупнейшие банкиры, которые на разграблении нашей страны сделали себе фантастически огромные состояния. Христа лично и Православие в особенности они ненавидят по своей старой национально-религиозной традиции. Чему они смогут нас научить?
Вдобавок, они не вполне самостоятельны, а связаны со своими международными коллегами, которые финансировали большевиков в революцию, которые сделали все для уничтожения нашей Церкви и Родины. Теперь же, когда наша страна проиграла долголетнее противостояние Западу - экономическое, военное, идеологическое - мы попали под колониальную зависимость от этих самых финансовых хозяев мiра. Кроме старой иудейской ненависти ко Христу и Его последователям, они руководятся в своей политике жадным экономическим интересом к нашей стране. Население России (благодаря революциям, репрессиям да коллективизациям) к настоящему времени равно населению Японии. Огромная богатая земля, на которой живем мы с тобою и фактом своего жития мешаем им пользоваться этими богатствами в полной мере.
Поэтому, естественно, русскому народу нет места в их планах будущего мiрового порядка. Он должен быть уничтожен. Тихо и эффективно это можно сделать при помощи телевидения, насаждающего массовый разврат, а также при помощи искусственно созданных социально-экономических трудностей: безработицы, бедности, преступности, наркомании, пьянства и т.п.
Уничтожение нашего народа, как этнической и духовной единицы, ведется совершенно сознательно. Ни одно нормальное правительство не допускает у себя в стране такого попустительства наркомании, алкоголизму, порнографии, абортам, "планированию семьи" в сторону ее сокращения. У нас это все делается, потому что мы страна не свободная, а проигравшая войну и планомерно очищаемая от коренного населения. Так поступают только с побежденными государствами и народами.
К примеру в Америке правительством вот уже несколько лет проводится в школах работа по воспитанию у юношества половой воздержанности, проповедуется единобрачие, осуждаются аборты и извращения. На эти цели государство тратит весьма солидные деньги. Уровень религиозности американских школьников, по недавним опросам, оказался неожиданно высоким. Ведь и в школах у них преподается не только атеистический, но и христианский взгляд на мiр и человека. Так поступает разумное правительство самостоятельной страны, но поступает так - у себя дома. К нам, как видишь, мерки совсем другие.
Все это отступление от темы сказано тебе не для зависти, не для ненависти. За американских школьников, имеющих возможность в школе научиться вере во Христа, хотя бы неполной и искаженной, можно порадоваться. Но при этом нужно верно и глубоко осознать, кто, зачем и как формирует общественное сознание в нашей стране, чтобы всеми силами сопротивляться этому ядовитому мiрскому влиянию.
Что могут нынешние оппозиционные, патриотические голоса противопоставить этой телевизионной монополии банкиров на умы и сердца? Чтобы получить голос в нынешнем российском информационном поле, нужно каким-то образом "вписаться" в те рамки, которые зададут хозяева этого поля. Поэтому всей правды и от оппозиции практически не слышно. Увы, и патриоты большей частью рассуждают в понятиях мiра сего, ищут только земного блага для своего отечества. Да и всегда ли для него, а не для самих себя?
Вдобавок и официальная церковная позиция направлена на дружбу и сотрудничество с сильными мiра сего, на тесные экономические связи с ними, а вовсе не на проповедь какой-либо "неотмiрности" для своих чад. Все это привело к тому, что православный христианин, ищущий Царства Небесного и правды его, стал редкостью не только в обществе, но даже в православном храме.
Между тем единственное возможное, физически доступное средство выхода из такого положения состояло бы в том, чтобы уничтожить развратное информационно- идеологическое влияние в нашей стране. Патриоты оказались не в силах захватить останкинскую башню и многие сложили головы под ее стенами осенью 1993 г. Но мы в силах уничтожить останкинский филиал в своей квартире - собственный телевизор. И поверь, что если бы это сделали большинство русских людей, если бы они не пошли в пивные, в дискотеки, в публичные дома и абортарии, если бы пожалели отдавать свои копейки на развратные видеокассеты и на газеты тех же банкиров - вот тогда наша страна жила бы совсем по-другому. Вся власть наших духовных поработителей стоит ТОЛЬКО на нашей греховной привязанности к мiру сему.
А пока для христианина первая задача на его тесном пути суметь не поддаться общему лицемерию, плотскому мудрованию и поиску благ земных, жить не так, как живет большинство. Христианин современный неизбежно будет ощущать трагическое одиночество в мiре сем, иногда скрашиваемое лишь немногими единомышленниками, также избегающими мiрского духа.
2. Библейское наставление об уклонении от мiра (Ветхий Завет).
Что же заповедуют нам Св. Писание, св.Отцы, здравый смысл и собственный опыт? Вот, первая благодать посетила и нас, мы обещались Христу, вверились Ему, хотим идти за Ним и сохранить Его дар. Следует прислушаться, сколь много говорят и Сам Спаситель и Его пророки и Апостолы о необходимости удаления от мiрских, безбожных обычаев и сообществ, причем поставляют они это главною необходимостью.
В первой же книге Библии мы читаем, что как только возникло общество людей, появилась и необходимость его разделения. Первый братоубийца Каин был изгнан с сестрой- женою и положил начало особому нечестивому народу, потомки которого именуются "сынами человеческими". Остальные же потомки Адамовы, именуемые "сынами Божиими", не отпадали в такое нечестие и жили обособленно. Так продолжалось около тысячи лет, во всяком случае до смерти самого Адама. Потом Бытописатель прямо говорит, отчего произошло всеобщее развращение в роде людском: оттого, что "сыны Божии" переженились на "дочерях человеческих", позабыв свою обособленность. В этих браках рождались "исполины", которые в отличие от чахлых потомков трясущегося Каина имели здоровье, телесные и душевные силы "сынов Божиих", а направили эти силы и способности на нечестивые дела "сынов человеческих". Эти страшные человеческие "гибриды" наполнили землю такими злодействами и беззакониями, что Богу ничего не оставалось, кроме как истребить их потопом. При этом Бог избрал, отделил от этого нечестивого мiра праведного Ноя и семью его, которых спас в ковчеге и от которых произвел новый род человеков.
Пока Ноевы потомки жили вместе, благочестие Ноя иссякло в нескольких поколениях, и если бы люди совместно затеяли бы какое-нибудь общее дело, то, зная их природу, можно заранее было бы предположить, что оно будет направлено не к добру. Так и получилось. Деянием всего человечества стала Вавилонская башня - памятник собственной гордости и безбожию. И опять Господь разводит людей в разные стороны, чтобы живущие еще более-менее благочестиво могли сохранить свои добрые нравы, не перенимая злых. Ведь арифметика человеческого греха немного необычна: добрый пример + злой пример = совместное злодейство. Среднее между добрым и злым воспитанием не есть полу-добро, а именно зло, если не сказать двойное зло.
Поэтому постоянным делом Бога-Промыслителя во всю историю Ветхого Завета стало отделять праведников от нечестивых, которых всегда оказывалось больше. Ведь человеческая природа поражена грехом, ей проще и удобнее всегда выбирать зло. "Прилежит помысл человека на лукавая от юности его" (Быт.6.5 и 8.21). Эти слова Бог повторяет дважды: до и после потопа во объяснение Своих промыслительных действий.
Среди нечестивого большинства Бог избирает праведного Авраама и велит ему выйти из своего отечества. Он не повелевает праведнику бороться с нечестивыми, убивать их, но велит просто жить отдельно. Так Он поступает и с Лотом, изводя его из развратного Содома, который наказывает огненным дождем. Так поступает Бог и далее предпочитая Исаака Измаилу, а Иакова Исаву. Так заботится Он об избранном племени, в котором еще хранится ведение Единого Бога, выводя это племя из сообщества нечестивых: то из Халдеи в Палестину, затем оттуда в Египет, затем опять обратно. Все эти перемещения имели лишь одну цель: поселить этот народ более-менее независимо и обособленно, чтобы не перенимал он мерзкие идолослужения и нравы окружающих племен.
Выведя израильтян из Египта, Господь очистил этот народ сорокалетним блужданием в пустыне, потому что не хотел, чтобы люди, развращенные психологией сытого египетского раба, донесли свои нравы до земли обетованной и передали их потомству. И действительно, эти ропотники, хулители Божией воли вымерли за годы блужданий. В самой Палестине многократно повелевал Господь своим избранным жить отдельно, даже попускал им истребить множество язычников, потому что общение с язычниками всегда очень быстро приводило к забвению Бога и отпадению в идолослужение и таким образом, было большим злом в сравнении даже с жестокостями войны. Израиль же постоянно противился в этом Богу, постоянно изменял Ему и отпадал в идолопоклонство, перенимая и прочие отвратительные нравы язычников. Вновь отделяет Господь два еще относительно благочестивых колена, создавая им Иудейское царство, отделенное от прочего Израиля, чтобы хотя бы в этом малом царстве сохранить остатки верных.
Когда и это не помогает, согрешивший народ попадает в тяжкий плен вавилонский. Господь и там повторяет нечто подобное "пустынному очищению" от скверн египетских. За 70 лет в этом плену вымирают духовные блудодеи, а остальным предоставляется возможность вернуться на свою родину и отстроить храм. На этот трудный путь встают не все, а лишь лучшие, остальные же предпочитают сытную спокойную жизнь Божиему избранию. Таким образом, Господь совершает очередное разделительное действие.
Мы еще не вспомнили о том, что за все время этой истории Бог постоянно избирает из народа своего пророков, возвещающих волю Его и им также заповедует совершенно отдельный образ жизни.
Видишь ли этот исторический процесс? Постоянный выбор, затем выбор из выбранного, постоянное отделение благочестивых (или хотя бы не безнадежно развратных) от всех остальных - безнадежных в духовном плане людей. Главный же итог всего этого многократного ветхозаветного выбора Преблагословенная Дева, от Которой воплощается Спаситель, и те ученики, которых Он избирает и соделывает основанием Своей новой Церкви, нового избранного народа Своего. Кто поверил их проповеди о смерти и Воскресении Иисуса Христа, получают Божие избрание, остальным же израильтянам выносится приговор отвержения: се оставляется вам дом ваш пуст (Мтф. 23.38).
Мы скажем чуть ниже, что заповедуют нам Христос и Апостолы относительно мiра, окружающего Церковь, а пока закончим ветхозаветные свидетельства на эту тему, но уже не из исторических книг, а из нравоучительных.
Помнишь ли с чего начинается Псалтирь, первый стих первого псалма? Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе. Это первая строка, начало начал всякой добродетели.
С чего начинается книга Притчей Соломоновых? После краткого введения мы читаем в первой же главе: "Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся. Если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины...жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас",- сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови" (Прит.1.10-16).
Не правда ли, не слишком уж сложное наставление, но оно идет самым первым. Если юноша не смог преодолеть такое искушение со стороны нечестивых людей, всю прочую премудрость в него не вложить и никакой добродетели его не обучить. Конченный будет человек!
И не стоит думать, что это наставление не имеет прямого отношения к нам с тобою. Против какого праведника замышляют засаду и убийство человеки мiра сего? Не против ли Того Самого, Который совсем недавно посетил твою душу? По их прихотям Ему не должно более жить в душе твоей. Там они и уготовляют Ему убийство. Пусть, то есть, живет где-нибудь, только не в твоей душе. Это не образное сравнение, это сущая правда, ужасная правда о нашей духовной жизни! "Сын мой! Не соглашайся!".
С чего начинается книга Екклесиаста? Опять же с размышлений о суете мiрской, о пустоте всех земных дел человеческих, о том, что в них нет ничего вечного и постоянного, а потому достойного того, чтобы посвятить им свою душу и сердце. И кончается она так: "выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом - все для человека, ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо. (Еккл.12.13).
3. Новозаветные наставления на ту же тему.
Послушаем теперь, чему учит Христос Своих учеников. Вот Его слова, сказанные названным братьям, которые еще не уверовали в Него: "вас мiр не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы" (Ин.7.7). На последней Тайной вечери с учениками, уже уверовавшими в Него, говорит немного иначе: "Если мiр вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое, а как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр" (Ин.15.18-19).
Из сопоставления этих двух изречений видно, что чем ближе человек ко Христу, тем меньше у него общего с мiром сим, который постепенно возненавидит любого верующего христианина.
В другой раз Спаситель сказал фарисеям: вы выказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом" (Лк.16.15). Что же высоко у людей? То самое, что ценит мiр безбожный: слава, богатство, напускная добродетель, лицемерное богопочитание.
Потому, как свидетельствует евангелист Иоанн в целом о пришествии Мессии: "мiр через Него начал быть и мiр Его не познал" (Ин.1.10).
Что же заповедал Господь Своему малому стаду, которое Он избрал от мiра? Уклониться от духа этого мiра, перенести гонения от него, но при этом и просветить его, избрать из него тех, кто уверует.
Евангельское наставление продолжили Апостолы. В самый день Сошествия на них Святого Духа св.Петр учит уверовавших в Воскресшего Христа: "спасайтесь от рода сего развращенного" (Деян. 2.40), понимая под этим родом неверующих в Господа.
Эта же мысль встречается постоянно в посланиях Апостолов. Так св. Иаков, нареченный брат Господень, пишет: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу" (Иак.4.4). Здесь не было речи о каких-то супружеских изменах, поэтому слово "прелюбодеи" относится просто к мiролюбцам, которые, любя мiр, изменяют своему Богу, своему христианскому имени.
Не менее категоричен и св.Иоанн: "Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего. И мiр проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек." (1 Ин.2.15-17) Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская суть основные страсти, удобно поддерживаемые и развиваемые жизнью по правилам мiра. Сюда можно отнести и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие (похоть плоти), постоянное рассеяние и окамененное нечувствие (похоть очей), тщеславие и честолюбие (гордость житейская в отличие от гордости духовной). Без отречения от мiра никому не освободить своего сердца от этих страстей.
Апостол Павел также постоянно делает различие между "внутренними" (Церковью) и "внешними" (мiром) и велит устраняться от соблазнительных примеров: "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками. Впрочем, не вообще с блудниками мiра сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мiра сего, но я писал вам не сообщаться с тем, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, с таким даже и не есть вместе" (1 Кор.5.9-11). Имеется в виду, что контакты с "блудниками мiра сего" поневоле остаются, но на самом поверхностном уровне: соседских, торговых, совместных рабочих отношений. Там же, где предполагается общение тесное, душевное, братское - а именно, в Церкви - там явно греховные соблазнительные примеры совершенно нетерпимы и недопустимы. Они подлежат общему осуждению и либо врачуются покаянием, либо носители их изгоняются, чтобы дурной пример, через общее попустительство не заразил бы многих.
В другом месте Апостол Павел высказывается еще короче и прямее: "не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор.15.33). И еще: "не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? - и продолжает словами пророка Исаии: и потому выйдете из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас". (2 Кор. 6.14-17, Ис.52.11). Те же слова независимо повторяет и ап. Иоанн в своем Откровении, когда описывает суд Божий над Вавилонской блудницею, под которою понимается некое церковное сообщество последних времен, пропитавшееся духом мiра и полностью изменившее через это Господу: "выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее" (Откр.18.4)
Свидетельства и наставления Апостолов на эту тему можно и продолжить, но мы, ограничившись приведенным, обратим внимание на то, какими людьми и при каком их служении все это сказано. Апостолы не в пустыню бежали, а шли к людям, в мiр, в города и селения, проповедывали в больших собраниях и перед иудеями, и перед язычниками. Их первою и прямою задачею было принести мiру то спасение, которое даровано человеку Иисусом Христом. И Апостолы своею проповедью опять же ВЫДЕЛЯЮТ спасаемую (желающую спасения, принимающую спасение) часть мiра, превращают ее в Церковь Бога Живого, а Церковь эта - не от мiра сего, как и говорил Сам Христос о Своих учениках.
4. Святоотеческое наставление о мiре и современность.
Быть может, не стоило бы приводить всю эту массу свидетельств Писания, если бы удаление от мiра было бы лишь некою составною частью христианского жительства, некой частною заповедью. Но это гораздо больше. Удаление от мiра - основа основ. Без этого невозможно не только какое-то духовное и нравственное улучшение человека, но даже просто сохранение христианской веры.
Если мы с тобою не стяжали еще, допустим, кротости, чистоты сердца, не научились правильно молиться, то для нас еще не все потеряно. Мы можем еще, занимаясь всем этим, как-то духовно расти, исправляя свои греховные уродства души. Но если при этом мы не удалимся от мiра, будем продолжать жить, как все вокруг, будем ценить и любить то, что ценит и любит безбожное большинство, то в духовном смысле мы не дойдем даже до начальной точки. Ни о какой нашей добродетели, ни о каких духовных приобретениях не может быть и речи, пока образ жизни нашей, наши понятия и вкусы решительно не изменятся.
Что же означает для наших условий удаление от мiра? На этот вопрос отвечали в свое время и для своего круга слушателей практически все св.Отцы, аскетические наставники. Мы же выслушаем внимательно близкого нам по времени свт. Феофана Затворника, обращавшегося в своей проповеди к простым прихожанам.
"Есть удаление от мiра телом - это удаление в пустыню. Но есть удаление от мiра, не выходя из мiра, - удаление от него образом жизни. Первое не всем уместно и не всем под силу; а второе для всех обязательно и всеми должно быть выполнено. И вот к сему-то приглашал нас св.Андрей в своем каноне, когда советовал удалиться в пустыню благозаконием. Итак, брось обычаи мiра и всякое твое действие, всякий шаг так совершай, как повелевает благий закон Евангельский, и среди мiра будешь жить, как в пустыне. Между тобою и мiром сие благозаконие станет как стена, из-за которой невиден будет мiр. Он и перед глазами у тебя будет, но не для тебя. У мiра будут свои чередования изменений, а у тебя свой чин и свои порядки. Он пойдет в театр, а ты в церковь; он будет танце вать, а ты класть поклоны; он будет на гуляньи, а ты дома в уединении; он в празднословии и смехотворстве, а ты в молчании и богохвалении; он в утехах, а ты в трудах; он в чтении пустых романов, а ты в чтении Божия слова и отеческих писаний; он на балах, а ты в беседе с единомысленными или с духовным отцем; он в корыстных расчетах, а ты в самопожертвовании; он в мечтаниях страстных, а ты в богомыслии. И так начертай во всем себе правила и заведи порядки жизни, противоположные обычаям мiра, и будешь в мiре вне мiра, как в пустыне. Ни тебя не будет видно в мiре, ни мiра в тебе. Ты будешь в мiре пустынножитель."
(Слова к говеющим о покаянии и причащении, 45)
Итак, от нас требуется изменение порядков жизни на противоположные обычаям мiра. Человек, в наши дни искренне пришедший ко Христу, отбрасывает целый ряд ненужных мiрских знакомств, привычек, удовольствий и развлечений. Несомненно, накануне обращения он их уже не любил своим сердцем, иначе и само обращение его вряд ли бы состоялось. Но эти мiрские узы имеют свойство порабощать нас, опутывать при помощи привычек, и мы держимся ими, даже если и не любим их. Но первая благодать обращения подает нам все необходимые силы, чтобы более-менее просто и безболезненно оторваться от этих уз, только бы мы сами этого захотели.
5. Мы в мiре и мiр в нас.
Апостол Павел учит нас своим примером все мiрские преимущества: мнение людей, славу, богатство, связи, социальное происхождение и воспитание ради Христа, по его выражению, почитать тщетою или вменять в уметы (Фил.3.8). Уметы - значит, сор, подметаемый мусор. Вот правильная оценка мiрским ценностям и отличиям! И действительно, от них не так сложно избавиться, что и подчеркивает Апостол, употребляя это слово: уметы. Нечто мы должны просто смахнуть со своей жизни, как подметаемый веником мусор. Это относится к телевизору, зрелищам, танцам, безбожным газетам и компаниям безбожных приятелей, к стяжательству вещей и деланию мiрской карьеры. Все это, действительно, мусор, с которым, повторим, сравнительно просто расстаться конечно, тому только человеку, который пережил обращение ко Христу и прикоснулся к жизненным ценностям более высокого порядка.
Гораздо труднее будет расстаться с теми страстями, которые живут в нашем сердце и постоянно порождают в нем мiрские привязанности. Изгнать из сердца похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, этих "представителей мiра сего" в нашем сердце - вот, труд всей жизни, который мало кому еще удается. Сребролюбие, чревоугодие, глазерство, лень, блудные помыслы будут жить в нас долгое время после того, как мы выбросим телевизор и оставим худые знакомства. Но не думай справиться с этими душевными недугами пока не выполнишь этих первейших действий, пока не расчистишь хотя бы внешний двор души своей.
Апостол Павел достиг того состояния, когда по его выражению, "мiр для меня распят, и я для мiра" (Гал.6.14). Общепринятое святоотеческое объяснение этих слов таково. Мiр распят для человека, когда он не живет по-мiрски, а человек распят для мiра, когда он по-мiрски уже не мыслит, не чувствует и не желает, когда ничего мiрского в его душе уже не обретается. Вот тот предел, к которому должно стремиться в отречении от мiра.
У сознательно верующих христиан складывается свой особый быт и круг знакомств, свои порядки жизни и темы для бесед. Кстати, знаешь ли, что значит слово "свобода"? Оно означает "свое бытие", т.е. особый уклад жизни. Свободен от мiра не тот, кто самовольно попирает законы общежития, но тот, чей уклад жизни посвящен Богу.
Преодолевай привязанность мiрскую воспоминанием своего обращения. Не потеряй всуе великую силу этого первотолчка своей веры. Победишь хотя бы один соблазн таким напоминанием первой благодати - получишь благодать воз благодать (Ин.1.16).
Вероятно, ты слышал житие Марии Египетской. Когда она после своего обращения и покаяния удалилась в пустыню, то не только тяжкие скорби этой уединенной жизни мучили ее, но и жгучая тяга обратно к мiру, его пирам и блудам. Но преподобная стойко преодолевала эти искушения, не помнишь ли, чем именно? - Воспоминанием своего обращения и обета, данного перед иконою Божией Матери в притворе Иерусалимского храма, и, естественно, горячей молитвою. Поступай так и ты.
Поможет тебе в этом и обыкновенный юношеский максимализм и меньшая, чем у зрелых людей, связанность общественным мнением. Мiр нас осуждает, это неудивительно, как говорит Апостол, "они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас" (1 Пет.4.4), но все-таки мы станем жить по своим, христианским понятиям, имея с мiром лишь самые внешние, гражданские отношения, но отнюдь не допуская его до ума и сердца.
6. Удаление от мiра, гордость и любовь к ближнему.
Как бы ни презирали и не оскорбляли нас представители мiра за презрение к мiру, они непременно станут нас уважать. Впрочем, при одном условии: при отсутствии гордости и превозношения в нашем сердце и в поведении.
Презрение к мiру не должно демонстрировать. Везде, где начинается с позы и с фразы, ими обычно и кончается. Неприятие мiра должно по мере христианской жизни углубляться в сердце все глубже. А все глубокое не терпит показных проявлений.
Мiр обречен, привязанное к нему человечество не увидит жизни вечной. Делать вид, будто мы этого не понимаем, было бы лицемерием. Но когда перед тобой стоит конкретный человек, не рассматривай его, как наследника геенны. Презирай мiр, как некое абстрактное целое, но конкретного ближнего нам заповедано любить - каков уж он есть.
Гуманисты да коммунисты поступают наоборот. Ради блага человечества они постоянно, тихо или громко, убивают конкретного человека. Вот в чем давно замеченное отличие заповеди Христовой от безбожного "человечестволюбия", противоположного настоящему человеколюбию Божию.
Будь особенным (не в наружности, но в общей линии поведения) и при этом не гнушайся никем. В учебе, в труде, в беде (но не в грехе!) помоги всякому, и безбожнику, и недоброжелателю. Только сердце с ними не разделяй, чтобы не остыло и не прилепилось к греху. При этих двух условиях спустя еще долгое время в сердце начнет расти и укрепляться христианская любовь к ближнему. Пока же для нас доступны лишь отдельные мелкие фрагменты ее, да и те мы часто оскверняем тщеславием или презрением.
Трудный это путь. Обращение современного молодого христианина зачастую встречает семейное сопротивление. Исполняется слово Христово: "враги человеку - домашние его" (Мтф.10.36). Это - самая тяжкая из всех мiрских уз, когда главные представители мiра для нас - наши ближайшие родственники.
Если такая ситуация уже сложилась и в твоей семье, не мечтай, что есть какие-то общие рецепты и решения. Много раз согрешишь и в ту, и в другую сторону: и соблазнам поддашься, и ближних несправедливо обидишь. Пока-то найдешь золотую середину. Одно утешение здесь: это удел многих современных христиан, ты не один такой.
Такие семейно-нравственные проблемы решаются уже частным порядком, но все же нужно сделать общее замечание. Названная "золотая середина" всетаки проходит ближе ко Христу, чем к мiру, в лице даже ближайших неверующих родственников. Спаситель говорит: "кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня" (Мтф.10.37). Это не просто Его воля, это верно даже по человеческому размышлению. Узы собственного греха еще преодолимы. Узы же греха, закрепленные мiрскими узами, гораздо более тяжки.
Когда отвращение от мiра лицемеры противопоставят любви к ближнему и тем больно ударят в твою совесть, вспомни пример св. ап.Иоанна Богослова. В юности он был так горяч в своей преданности Иисусу, что Тот Сам дал ему имя Сын Громов. Он, вопреки воле Христовой, запретил некоему человеку, изгонявшему бесов именем Господа Иисуса, но не ходившему вслед за апостолами. Он предлагал свести с неба огонь на самарян, не принявших Иисуса с учениками, за что также получил порицание от Учителя своего (Лк.9.49-55). Это было, когда Иоанн был еще юношей.
Затем в зрелом возрасте в своих посланиях Апостол учит всячески избегать общения с людьми порочными и еретиками. А под конец жизни именно он, глубокий старец, узнав, что один из его учеников, возлюбив мiрскую жизнь, отпал от веры и стал преступником, разыскивает его и умоляет покаяться. Грешник от отчаяния и стыда бежит прочь, но Иоанн догоняет его, забыв старость, обещает взять на себя уготованные злодею сему вечные казни, только бы он покаялся - и тем побеждает сердце ожесточенного юноши, возвращает заблудшую овцу ко Христову стаду. О, святой Иоанн! Не ты ли полвека назад собирался свести огонь на таких человеков? Но ты и свел его, только это не попаляющий пламень, как в Содоме, а огонь той чистейшей Божественной любви, которую ты приобрел с юных лет своей ревностью!
Бывали и другие случаи, когда святые подвижники, давно уже умершие для всего суетного, покидали на краткое время свои пустыни и навещали какое-нибудь греховное пристанище, где прибились их падшие ученики, и таким движением сердец приводили грешников к покаянию и исправлению.
И что говорить о святых, когда и Сам Христос допускал нечистым устам блудниц прикасаться к Его ногам (чему в житиях святых мы не имеем подобных примеров), не говоря уж о совместных трапезах с мытарями и грешниками. Только после этих бесед и трапез мытари и блудницы оставляли свои преступные мiрские привязанности, а вовсе не Сам Господь или ученики Его обращались к пути мiрскому.
Но поверь, что мы с тобою к этому неспособны, мы еще не знаем, что есть настоящая Божественная любовь, которую Спаситель имел изначально во всем совершенстве, а некоторые из верных учеников и последователей Его достигли лишь под конец жизни многими скорбями. Если бы св.Иоанн не был в двадцать лет Сыном Громовым, то к восьмидесяти годам не стал бы и Апостолом любви.
Лукава и обманчива распространенная ныне мысль: ну и что, если я верующий, не стану отличаться от других, чтобы быть к ним ближе, быть может и их приведу к вере. Не буду идти с ними ни на какие споры и конфликты, стану жить, как они. - Кончится такая любовь не тем, что мытари и блудницы пойдут за Христом, а тем, что ученики Христовы обратятся в мытарей и блудниц. Таков опыт.
На первых порах после обращения нас тянет к "апостольству", хочется со всеми поделиться своим духовным открытием, которое досталось так просто. Но Бог не благословляет этого, и практически не дает таким начинаниям успеха. Мiр и чада его не поверят ни Христу, ни твоему обращению. Твое духовное приобретение останется для них пустым звуком, пока они не переживут его сами, а это случается с немногими. Нам же заповедано спасаться от рода сего развращенного.
Потом, после многих скорбей это придет: твоя молитва и беседа, может быть, станут действенными, приводящими людей ко Господу. Но только сначала нужно, чтобы мiр умер в тебе. Пока же самое лучшее, чем мы можем послужить чадам века сего - это не быть похожими на них. Они будут противиться нашей вере, но кое-кого из них мы с Божией помощью переиграем. Это будет нескоро, и десять, и двадцать лет может пройти, только бы нам остаться верными своему христианскому званию и избранию. И они сдадутся, поймут, что только с виду они богаче, благополучнее, мудрее, лучше понимают жизнь, чем мы. А на самом-то деле все будет наоборот. Сбудутся слова Апостола, для которого мiр распят и он для мiра: "сокровище сие (веру и благодать - с.Т) мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам; мы отвсюду притесняемы, но не стеснены, мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставляемы, низлагаемы, но не погибаем; всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2 Кор.4,7-10).
Не говорю, что мы в этом отношении уподобимся Апостолу: исполнить эти его слова буквально можно только через мученичество или истинное монашество; но смысл сих слов для нас тот, что чем дальше человек от мiра, тем нужнее он мiрским людям. "Всех люби, от всех беги",- вот завет преп. Арсения Великого всем истинным подвижникам. Мiр задыхается в своей ограниченности, ему нужны люди не от мiра. Кто знает, быть может, когда-то и мы пригодимся кому-то именно как христиане, как носители духа иного, но всему свое время. Нам еще надлежит пострадать сколько-то за свои грехи, научиться оплакивать их, лишь после этого научимся мы сострадать и ближним нашим - конкретным людям, и всей нашей несчастной, разоренной родине.
Входя в свою веру поглубже, ты не раз встретишься с необъяснимым и парадоксальным. Это начинается с самого момента обращения. Как одновременно ощущать бездну греха своего и чувствовать к себе милость Божию, даже дерзновение перед Ним? Помнишь, мы уже говорили об этом. Как совмещаются эти два несовместимых чувства, знает только духовный опыт.
Подобно и отношение христианина к мiру. Как одновременно соединить в одном сердце и отвращение от него и плач о погибающих в нем, горький плач до боли сердечной? Ответ на это словами не высказать, но святые знали это состояние и пребывали в нем. Если не погасишь ревности о славе Божией, если сам не будешь мiрским, если избежишь лицемерия века сего, тогда опытом узнаешь, о чем мы вели разговор.
7. Мiр преходит и похоть его.
Временные блага преходящего мiра обольщают многих, по крайней мере, до тех пор, пока они еще имеются у людей, а те верят в постоянство сих благ. Но ныне наша Россия стала наглядной иллюстрацией недолговечности житейского благополучия: отнялось оно от всей страны, исчезло быстро и безнадежно.
Найдешь ли ты рядом счастливого человека, довольного своей жизнью? Вряд ли. Разве только христианина, который не от мiра сего и умеет быть довольным и в пустыне, и в темнице. Посмотри: людям стало жить незачем, а большинству просто не на что. Хозяйство развалено, армия распущена, наука и культура на последнем издыхании. Ни работы, ни заработка и никакого просвета впереди. Живет только мiр торговый и преступный. Но в такой стране не позавидуешь и обеспеченным людям. Богатые плачут ничуть не меньше бедных. У них не жизнь, а сплошная борьба за поддержание уровня жизни и постоянный страх за нее. Жизнь каждого из них уже оценена на киллерском рынке и составляет незначительную часть от их состояния. Долго ли продолжается их благополучие, хотя бы внешнее? И можно ли назвать благополучием сытость и комфорт, если постоянными заложниками его являются члены собственной семьи?
Так преходит этот мiр и похоть его. Все убегает, все течет между пальцев. Не только смерть (такая дешевка на нынешнем всеобщем рынке жизни!) отберет все, но и задолго до смерти не сумеешь удержать в руках никакого мiрского достояния. Имущество уплывает, карьера рушится, друзья изменяют, близкие умирают. И даже те из мiрских людей, кто способен перенести все эти невзгоды, вдруг в какой-то момент поражаются жестокой, пронзительной мыслью: да ЗАЧЕМ же все это? Зачем я все гоняюсь за тенью и хватаю руками воздух?
Вся страна наша ныне встала перед этим вопросом, от которого уклонялась годами: для чего жить? Можно и теперь уклониться от ответа на какое-то время, вновь увлекшись грубыми плотскими страстями, развратом и пьянством, но потом вопрос снова встанет. И если бежать от него уже некуда, то есть только два ответа: положительный - стать христианином и соответствовать цели бытия, и отрицательный - покончить с собою.
В юности каждый выбирает свою жизненную дорогу. В нашей юности перед нами было много обманчивых тропинок, а вам теперь мiр цинично предлагает только две: в тюрьму или в публичный дом. По мiрскому суждению идти нам больше некуда, никто из ста миллионов русского населения для строящегося мiрового порядка не нужен, каждый русский труп для его устроителей - вздох облегчения. Но это не значит, что наша жизнь и вовсе безцельна. Есть и узкий путь Христов, хотя, как и предупреждал Господь, немногие его находят, но и отнять его от нас мiр не в силах.
Давай же не пойдем по дороге мiра, и Бог пропитает нас как-нибудь на его задворках. Нужно только верить нашему Спасителю и Промыслителю, и тогда окажется, что сыны века сего даже со своей житейской точки зрения, даже не думая о вечности, в конце концов вынуждены будут признать правильность пути нашего, а не своего - кривого и гибельного.
8. Мiр и среда церковная.
Ждет тебя и еще одно тяжелое испытание и разочарование. Обитание в церковной среде, жизнь церковным бытом, хотя и необходимы, но вовсе недостаточны, чтобы убежать от мiра. Более того, столько мiрского духа, сколько в церковной среде, ты еще редко где встретишь. И, конечно, страдать от такого соблазна придется тебе немало.
В официальной православной церкви ты увидишь массовое стяжательство, тщеславие, карьеризм, лицемерие, зависть, клеветы, дружбу с сильными мiра ради постыдной корысти и более страшные грехи. Знай про себя, что громадное большинство русских протестантов, католиков, сектантов - жертвы этого тяжкого зрелища. И все же они оказались неправы, отказавшись от Православия.
Пройдет время и ты, быть может, увидишь, как даже пережившие обращение ко Христу, но "застрявшие" в этой церковной системе, ставшие там клириками, семинаристами, старостами, завхозами, духовными чадами официальных старцев, холодеют сердцем, начинают мудрствовать по-земному, по-мiрскому, забывают о небесном. Конечно, они заучивают всякие православные фразы, в том числе и о вечности, и об отречении от мiра, но при этом, честно сказать, полагают, что церковь в реальной нашей действительности все- таки начинается с прочной юридической крыши и с экономического фундамента, а целью имеет "охватить" народные массы, всех крестить, причастить, повенчать, освятить все рестораны, атомные станции и личные автомобили.
Есть такое выражение: бытие определяет сознание. В глубоком смысле это неверно. Человек все-таки свободен, путь за Христом на Небо или путь по земле в преисподнюю он выбирает сам. Но если он выберет второй путь, то земное бытие действительно определит ему все рамки сознания, все понятия и сердечные привязанности. Когда бытие начнет определять человеку сознание, то на аскетическом языке это называется греховным рабством. Посмотри, кому на Руси теперь жить хорошо, кто в наибольшей степени предстоит душою в храме мамоны? Не те ли же это лица, которые телом предстоят в храме Божием? Мамона же прочно "ставит сознание" свое всем с верою приходящим к ней.
Убойся же подражать им. По совету свт. Игнатия Брянчанинова "изучи дух века сего, чтобы по возможности избегнуть влияния его". Тот же святитель характерной чертой этого духа века именует лицемерие, контраст между формой и содержанием, между словом и жизнью. Ты же ищи Царствия Божия и правды его, а к искушению мiрским духом в самой церковной среде приготовься заранее. Его провидел еще Апостол Павел, указавший на "людей поврежденного ума, которые думают, будто благочестие служит для прибытка" и велевший "удаляться от таких". (1 Тим.6.5). Сколь много ныне с виду православных людей во всех сословиях и возрастах на любом уровне образования, которые именно так и понимают цель православного благочестия!
Впрочем, конечно, Православная Церковь по обетованию Христову должна пребыть до скончания века и пребыть верною. Принадлежит ли к ней ТАК живущий "церковный мiр" ? Где же она? Это непростые вопросы, выходящие за пределы нашей темы - нравственного наставления. Человеку с неслишком искаженными нравственными понятиями Сам Господь откроет, где Его Церковь. Прежде нужно уяснить, что она из себя представляет, что основал Христос на земле и чему дал именование Церкви. Поняв, ЧТО мы ищем, проще будет решить, ГДЕ нужно искать, и вообще нужно ли искать. Но это тема отдельной книги, да и не одной.
Пока же довольно и сказанного. Прости за еще одну неразрешенную загадку.
|