В Одессе прошло летнее заседание Архиерейского Синода РИПЦ (июнь 2012 г.) В июне 2012 г. в г. Одессе (Украина) в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского в присутствии чудотворной иконы Божией Матери Иверской-Благоухающей состоялось летнее заседание Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви. В работе Синода приняли участие Председатель Синода Архиепископ Тихон Омский и Сибирский, заместитель Председателя Синода Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский, Епископ Гермоген Черниговский и Гомельский, Епископ Савватий Винницкий. Преосвященный Епископ Стефан Трентонский и Северо-Американский не смог приехать на заседание Синода в Одессу, поэтому прислал письмо с размышлениями о разных церковных вопросах. Для участия в работе Синода были приглашены благочинная Леснинского Свято-Богородичного монастыря во Франции монахиня Евфросиния (Молчанова), а также члены Церковного Совета РИПЦ протопресвитер Виктор Мелихов (США) и игумен Илия (Емпулёв) (г.Москва). Каждый день работы Архиерейского Синода РИПЦ сопровождался служением Божественной Литургии в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского. В ходе работы Архиерейского Синода были рассмотрены вопросы о положении дел в епархиях РИПЦ. Архиепископ Тихон доложил членам Синода о положении дел в Омско-Сибирской Епархии, а также в Одесско-Харьковской и Австралийской Епархиях. Рассказал о строящихся храмах РИПЦ в Омске, Новосибирске, Екатеринбурге, Подмосковье и др. местах, о жизни приходов и общин РИПЦ в разных регионах Российской Федерации: Омске, Новосибирске, Ишиме, Когалыме, Челябинске, Екатеринбурге, Шадринске, Оренбурге, Уссурийске, Щучинске, Дивеево, Сызрани, на Алтае, в Тюменской обл. и Красноярском крае, в Алма-Ате и пос. Бурном, о жизни катакомбных общин РИПЦ в Башкирии, Кемеровской обл. и других регионах. Кроме того, Архиепископ Тихон известил о приеме в РИПЦ из РПЦЗ(А) иеромонаха Гермогена и иерея Сергия с паствой (г. Ишим), а также о присоединении в Москве из РПЦЗ(А) группы прихожан с домовым храмом в честь Свв. Царственных Мучеников, расположенном в доме чтеца А.М. Хитрова. Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский известил членов Синода о положении дел в Черноморско-Кубанской Епархии РИПЦ. В частности, рассказал о строительстве храма и колокольни в Краснодаре, о приходах и общинах РИПЦ в Ростове, Азове, станице Саратовской, в Астрахани, Минводах, Армавире и Ейске, в Курске, Тамбове и Воронеже, о строящемся храме во Владикавказе и т.д. Рассказал о мужском ските в Курской области и о строящемся там деревянном храме и братском корпусе, о жизни монашеских общин в Воронеже, на Кубани и других областях. Показал фотографии росписи стен в кафедральном храме в Краснодаре. Епископ Гермоген Черниговский и Гомельский рассказал о положении дел в Чернигово-Гомельской Епархии, о жизни и нуждах катакомбных приходов и общин в Белоруссии, а также открытых приходов в Чернигове и в Брянской области, окормляемых иеромонахом Филаретом (Лещёвым). Викарий Одесско-Харьковской Епархии РИПЦ Епископ Савватиий Винницкий сообщил о жизни приходов и общин РИПЦ на Украине: в Киеве, Одессе, Харькове, Виннице, в Донецкой, Луганской, Сумской, Запорожской, Житомирской, Винницкой и Хмельницкой областях, в Крыму, Закарпатье, во Львовской и Ивано-Франковской областях. Сообщил о присоединении к РИПЦ группы прихожан в Мариуполе, о поступивших прошениях от двух священников МП о переходе в РИПЦ. Подробно рассказал об окормлении им небольшой группы верующих в Винницкой тюрьме пожизненного заключения, а также о катакомбных общинах на Донбассе и Луганщине. Благочинная Леснинского Свято-Богородичного монастыря во Франции монахиня Евфросиния (Молчанова) рассказала о жизни Леснинской обители и о деятельности Православной миссии в Западной Европе. В Миссию на сегодняшний день входят общины в Стасбурге (Франция), Барселоне (Испания), Хэннеф (под Бонном, Германия; в этой общине также состоят прихожане из Бельгии и Голландии), Гилфорде (под Лондоном, Англия) и Мюнхене (Германия). С осени должны начаться богослужения в Руане (Франция), и возможно в Цюрихе (Швейцария). Окормляют приходы иеромонах Евфимий, начальник Миссии, и духовенство Леснинского монастыря. Матушка отметила рост интереса русских людей в Западной Европе к Истинно-Православной Церкви, в связи с чем растут и перспективы для развития Миссии. Приняв к сведению доклад, Архиерейский Синод поблагодарил игумению Леснинского монастыря матушку Макрину, начальнка Миссии иеромонаха Евфимия и матушку Евфросинию за неустанный труд по привлечению к Церкви Христовой соотечественников, волей обстоятельств оказавшихся за границей Отечества. Решением Архиерейского Синода в соответствии с поданными Прошениями в лоно Русской Истинно-Православной Церкви принят настоятель Скита Рождества Пресвятой Богородицы в Бразилии иеромонах Даниил (Фернандес). Также Архиерейский Синод рассмотрел Прошение принадлежащих к РИПЦ монаха Никона и монаха Варсонофия, которые просят благословение на открытие иноческого скита РИПЦ в Закарпатье. В этом крае имеется немало прихожан, которые могли бы окормляться в скиту. По рассмотрении данного вопроса, Архиерейский Синод постановил: благословить монаху Никону и монаху Варсонофию создание иноческого скита РИПЦ в Закарпатье. Также на Архиерейском Синоде было выслушано Прошение о приеме в Русскую Истинно-Православную Церковь бывшего архимандрита РПЦЗ Владимiра (Левицкого), в настоящее время являющегося епископом одного из неканонических ответвлений УАПЦ. Ввиду ряда вопросов в биографии, возникших в результате опроса архимандрита Владимiра, Архиерейский Синод постановил окончательное решение вынести на осеннем заседании Архиерейского Синода. При этом было отмечено, что в РИПЦ не может быть признана законность хиротонии, которую архимандрит Владимiр получил в расколе. Отдельно на Архиерейском Синоде было выслушано письмо Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского, посвященное отношению к РПЦЗ(А) и киприанизму. Епископ Стефан, в частности, говорит о недопустимости, с точки зрения православия, высказываний, имеющихся в соборном послании РПЦЗ(А) о сергианстве. Было выслушано сообщение мон. Евфросинии (Молчановой) о необходимости составления синодального документа о киприанизме под условным названием «Предупреждение паствы», поскольку очень многие русские за рубежом не разбираются в сути этого учения и соблазняются им. Рассмотрев данный вопрос, Архиерейский Синод постановил поручить составление проекта синодального документа по киприанизму, при этом письмо Преосвященного Епископа Стефана к Синоду взять за основу. Большое внимание Архиерейский Синод уделил вопросу проведения в 2013 г. очередного Освященного Собора РИПЦ. В связи с этим Синод утвердил списки членов Предсоборной комиссии по подготовке документов Освященного Собора, Богослужебно-Литургической комиссии и Комиссии по сбору средств для проведения Собора. В частности, в состав Предсоборной комиссии по подготовке документов Освященного Собора решено ввести: Епископа Савватия (Винница), протоиерея Василия Савельева (Омск), протоиерея Алексия Парло (Воронеж), протоиерея Георгия Цап (Монреаль), игумена Илию (Емпулёва, Москва), иерея Виктора Бабицына (Екатеринбург), иерея Артемия Варламян (Руан), иеромонаха Филарета (Лещёва, Брянск), чтеца Виталия Шумило (Чернигов), Елену Редлих (Мюнхен). В состав Богослужебно-литургической комиссии решено ввести: Епископа Савватия, монахиню Евфросинию (Молчанову), иеромонаха Тихона (Смыслина, Краснодар), иеромонаха Алексия (Лапаника, Краснодар), Марину Трембовлеву (Харьков), Светлану Шумило (Чернигов). В состав Комиссии по сбору средств для проведения Освященного Собора решено ввести: протопресвитера Виктора Мелихова, монахиню Евфросинию, игумена Кирилла, игумена Илию, иеромонаха Поликарпа. Выслушав предложение о. Виктора Мелихова провести в следующем году за границей предсоборную конференцию, поскольку из-за рубежа не многие смогут приехать на Освященный Собор, Архиерейский Синод постановил изучить возможность проведения такой конференции, для чего связаться по этому вопросу с Епископом Стефаном. Обсудив возможность приглашения наблюдателей на Освященный Собор из других поместных Церквей и юрисдикций, Архиерейский Синод решил пригласить в качестве наблюдателей на Освященный Собор РИПЦ: · от ИПЦ Греции – Епископа Фотия; · от Сербской ИПЦ – Епископа Акакия; · от РПАЦ – Архиепископа Серафима, протоиерея Алексия Лебедева. Приглашение наблюдателей от других юрисдикций решено обсудить на следующем заседании Архиерейского Синода РИПЦ. Кроме того, Архиерейский Синод, обсудив темы выступлений на Освященном Соборе РИПЦ, постановил поручить составление докладов на следующие темы: · О состоянии современного официального православия; · О каноническом положении разных частей бывшей РПЦЗ; · Историческая записка об имяславии и имябожии; · Исторический обзор трех Всезарубежных Соборов РПЦЗ; · О современных электронных технологиях, о возможности электронного контроля над личностью. Также постановили к Освященному Собору РИПЦ подготовить и издать сборник материалов международной научной конференции «Церковное подполье в СССР» (прошедшей в Чернигове в ноябре 2011 г.), посвященных истории Катакомбной Истинно-Православной Церкви в СССР. Отдельно были выслушаны Докладная записка об отношении к Бостонскому Синоду (HOCNA) и Записка о статье Митрополита Ефрема «Спящие, проснитесь». Приняв к сведению оба документа, Синод попросил мон. Евфросинию (Молчанову) изучить богословские утверждения митр. Ефрема и результаты исследования представить Архиерейскому Синоду. Кроме того, члены Архиерейского Синода выслушали статью Епископа РПАЦ Андрея (Маклакова) «Церковный разгром», в которой имеются оскорбительные и недостоверные высказывания в адрес Архиепископа Лазаря и РИПЦ. По обсуждении данной статьи, Архиерейский Синод констатировал, что подобные ложные и оскорбительные высказывания официальных представителей разных частей бывшей РПЦЗ не способствуют установлению диалога с этими церковными юрисдикциями. Архиерейский Синод высказал сожаление, что в современной церковной полемике вообще допускается очернение оппонентов, как это принято в светской политике, что недопустимо для православного христианина, тем более для архиереев и духовенства. На Синоде был выслушан доклад игумена Илии (Емпулёва) о культуре ведения полемики. По словам о. Илии, культурой ведения полемики, особенно по острым церковным вопросам, мало кто владеет; оппоненты друг друга легко оскорбляют, запросто навешиваются ярлыки («ересь», «еретик», «враг православия» и т.п.) с целью заведомо дискредитировать оппонента, и т.п. По мнению игумена Илии, если не выработать определенных правил поведения и ведения полемики на Соборе, могут возникать некрасивые и конфликтные ситуации. Синодом было решено подготовить соответствующий материал о культуре ведения церковной полемики. Рассмотрев вопрос о канонических и нравственных нарушениях рядом клириков, Архиерейский Синод постановил запретить в священнослужении иеромонаха Дамаскина (Михайленко), иеромонаха Стратоника (Свищева) и иерея Константина Шимко. В частности, бывший клирик Черноморско-Кубанской Епархии иеромонах Дамаскин (Михайленко) уже подвергался частично прещениям со стороны Архиерейского Синода РИПЦ за недопустимые методы духовничества, несовместимые с практикой православного пастырства. Так в 2007 и 2009 гг., в надежде на осознание и исправление иером. Дамаскина, решением Архиерейского Синода ему запрещалось проведение исповедей и совершение монашеских постригов. Однако иером. Дамаскин не только не исправился, но усугубил свое поведение, вошел к конфликт с игуменией монастыря Венедиктой и с сестрами обители. Этот конфликт рассматривался на осеннем заседании Синода в 2011 г., на котором были вынесены решения о запрещении иеромонаху Дамаскину совершения иноческих и монашеских постригов, о временном приостановлении статуса монастыря для женской монашеской общины в хуторе Еремеевка Ростовской обл., о расследовании Архиепископом Вениамином конфликта и пастырской деятельности иеромонаха Дамаскина. На основании этого решения Архиерейского Синода 19 ноября 2011 г. Архиепископом Черноморским и Кубанским Вениамином иеромонах Дамаскин был запрещен в священнослужении, после чего он ушел в раскол. 14/27 мая 2012 г. иеромонаху Дамаскину было направлено очередное увещание, в котором сообщалось, что если не последует с его стороны покаяния, Архиерейский Синод будет вынужден принять решение о лишении его священного сана. К сожалению, иеромонах Дамаскин не внял увещеванию, но усугубил свое положение тем, что увел с собою в раскол нескольких сестер обители, а также совершил постриг в монашество замужней женщины, у которой есть муж и ребенок, самочинно расторгнув церковный брак и похулив таинство Церкви. Тщательно рассмотрев данный вопрос, Архиерейский Синод постановил подтвердить решение Архиепископа Вениамина Черноморского и Кубанского о запрещении в священнослужении иеромонаха Дамаскина (Михайленко), а также выслать ему последнее увещание с призывом к покаянию и осознанию, что методы его духовничества противоречат православному пастырству. Все монашеские постриги, самочинно совершенные им после 19 июня 2009 г. Архиерейский Синод признал недействительными. Кроме того, в случае нераскаяния и продолжения совершения священнослужений в запрещенном состоянии, решено лишить священного сана иеромонаха Дамаскина. Архиерейский Синод в своем определении признал ошибку в том, что не запретил иеромонаха Дамаскина (Михайленко) в священнослужении еще в 2007 г., когда на методы его пастырства поступили первые жалобы со стороны прихожан. Синод испрашивает прощения у всех, кто в той или иной степени столкнулся с неправославными методами пастырства иеромонаха Дамаскина. Также на Архиерейском Синоде было рассмотрено дело иеромонаха Стратоника (Свищева), принятого в РИПЦ из МП летом прошлого года. Как было отмечено, при приеме в РИПЦ иеромонах Стратоник скрыл то обстоятельство, что у него есть серьезное каноническое препятствие к совершению священнослужения. Впоследствии этот грех повторился, после чего Архиепископом Вениамином иеромонах Стратоник был запрещен в священнослужении, и дело передано на рассмотрение Архиерейского Синода. Однако, уклонившись от Церковного суда, иеромонах Стратоник сбежал в РПЦЗ(А) и был принят там в качестве служащего клирика. Рассмотрев этот вопрос, Архиерейский Синод постановил утвердить запрещение иеромонаха Стратоника (Свищева) в священнослужении, наложенное на него его правящим архиереем, Архиепископом Черноморским и Кубанским Вениамином. Также было рассмотрено дело иерея Константина Шимко, принятого в РИПЦ из МП два года назад. За это время иерей Константин сменил несколько приходов Одесско-Харьковской и Черноморско-Кубанской Епархий, но нигде не прижился, вел себя дерзко и грубо, оскорбительно по отношению к своим собратьям-священнослужителям и к пастве. Поскольку попытки провести разъяснительную беседу о том, что «его грубое поведение, неуважительное и оскорбительное отношение к людям дискредитирует авторитет священника в глазах паствы и несовместимо с образом истинно-православного пастыря», не возымели должного результата, ему было предложено временно пойти на покой. Однако когда и эти меры канонического вразумления не возымели должного результата, Архиерейский Синод постановил запретить иерея Константина Шимко в священнослужении впредь до осознания недопустимости такого поведения и принесения покаяния. В связи с проявлением в ряде случаев неадекватного поведения, а также неправославных взглядов со стороны некоторых новопринимаемых из МП клириков, Архиепископ Тихон Омский и Сибирский предложил более тщательно присматриваться к новообращающимся, для чего установить применение обязательного испытательного срока при приеме в РИПЦ клириков из МП и письменного подписания ими Исповедания веры, поскольку, как показала практика, без испытательного срока и тщательного опроса при приеме возможны серьезные ошибки. По рассмотрении данного вопроса, Архиерейский Синод постановил восстановить прежнюю практику чиноприема в РИПЦ из МП – совершение хиротесии только после прохождения испытательного срока на одном из приходов или монастырей РИПЦ под наблюдением архиерея или настоятеля прихода или монастыря, с обязательным письменным подписанием Исповедания веры. Текст Исповедания веры, утвержденного Архиерейским Совещанием РИПЦ в 2003 г., решено отредактировать с тем, чтобы окончательный вариант, после всестороннего обсуждения членами Синода и Церковного Совета, утвердить на следующем заседании Архиерейского Синода. Отдельно на Архиерейском Синоде было рассмотрено предложение установить церковное празднование Собора Духовных Наставников Русской Церкви. По рассмотрении данного предложения, Архиерейский Синод утвердил его, установив почитание русских святых, духовных наставников и учителей благочестия – Собор Духовных Наставников Русской Церкви, с тем, чтобы в дальнейшем можно было вносить в этот список новые имена русских святых – духовных наставников и учителей благочестия. Синодом решено внести в этот список имена Святителей Иннокентия Херсонского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Богослужебной комиссии предложено рассмотреть разные даты памяти Собора Духовных Наставников Русской Церкви с тем, чтобы на следующем заседании Синода установить конкретную дату почитания. Выслушав предложения протопресв. Виктора Мелихова, мон. Евфросинии (Молчановой) и других о необходимости создания Попечительского фонда о нуждах Русской Истинно-Православной Церкви, Архиерейский Синод постановил учредить такой Фонд, как это было в РПЦЗ. Председателем Попечительского фонда о нуждах Русской Истинно-Православной Церкви назначен о. Виктор Мелихов, которому поручено зарегистрировать его в США. Представительства Попечительного Фонда будут открыты в России, Украине, Западной Европе, США и Австралии. Отдельно был выслушан доклад о м. Евфросинии (Молчановой) о подготовке Календаря и Богослужебных указаний на 2013 г. Поскольку в календаре за 2012 г. был допущен ряд ошибок, Синод благословил сестрам Леснинского монастыря принять участие в работе по подготовке к изданию календаря и типикона за 2013 г. Помимо вышесказанного, на Архиерейском Синоде был рассмотрен и ряд других вопросов, касающихся внутренней жизни Русской Истинно-Православной Церкви. Заседание Архиерейского Синода закончилось пением молитвы «Достойно есть».
|
© Catacomb.org.ua |