ЗАПАДНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ВЕЩАНИЕ НА СССР. Доклад на Международной научной конференции "Церковное подполье в СССР". Чернигов, 19 ноября 2011 г. Юрий Боголепов, Международное Канадское радио, Монреаль, Канада
Юрий Боголепов ЗАПАДНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ВЕЩАНИЕ НА СССР
Религиозное подполье в СССР было духовным противостоянием советскому тоталитарному режиму. Верующие, не признававшие богоборческую власть и их ручную церковь, не пытались завладеть оружием и бороться с коммунизмом насильственным путем. Не было у них и надежных средств коммуникаций, которые так необходимы любому подполью. Речь идет о таких примитивных, с нашей точки зрения, средствах связи как почта, телеграф, телефон. Последний нередко был роскошью, особенно для религиозных общин, селившихся часто в отдаленных районах, чтобы не привлекать к себе внимания. Все средства коммуникаций могли легко контролировать власти. Одно только не подпадало под их прямой контроль – это западное вещание на русском языке. Его глушили, но глушение не всегда было эффективным. Оно охватывало в основном большие города и мало покрывало сельскую местность. Случались и природные явления, мешавшие глушению. Одно из них – параллельное движение радиоволн – источника и станций, создававших помехи. Так или иначе, передачи до слушателя доходили. Коротковолновое вещание было, конечно, односторонним коммуникативным средством. Выстроить широкий диалог со слушателями не было никакой возможности по причинам вполне понятным. Да и перед западными станциями не ставилось такой задачи. Кое-какие контакты все же были. Несмотря на угрозу неприятностей со стороны властей, советские граждане все же писали на западные вещательные центры, и случалось, что письма доходили. Некоторые были написаны провокаторами, но были и искренние послания, за которые могли последовать санкции от властей. Они были разными: от беседы в КГБ с предупреждением до лишения свободы. Я помню, как посадили на длительный срок советского моряка, который, находясь в Австралии, вступил в контакт с одной из западных станций, отправив туда письмо с критикой советского режима. На конверте своего почтового отправления он написал вместо адреса получателя адрес отправителя, то есть свой собственный. Он не знал, что на Западе и в Советском Союзе адреса отправителя и получателя писались в разных углах почтового конверта. В результате почта отправила письмо не на радиостанцию, а в СССР. Оно было перехвачено советской цензурой. На Советский Союз вещало на русском языке около 35 государств. Многие сохранили свои русскоязычные передачи до сих пор. Религиозные программы были не у всех. Надо отметить, что существовали и существуют до сих пор радиостанции чисто религиозного направления, распространяющие точку зрения какой-нибудь одной конфессии. Это Радио Ватикана, Голос Анд, баптистской направленности, Транс-мировое Радио из Монте-Карло. Во времена холодной войны были две радиостанции в Париже под одним названием Голос Православия, принадлежавшие разным юрисдикциям уже тогда расколотого Православия. Они выпускали по одной получасовой программе на короткой волне, покупая время у коммерческого коммуникационного предприятия. Передачи с трудом доходили до слушателя из-за слабого сигнала. Но все-таки кто-то их слушал. Владыка Антоний Женевский, РПЦЗ, говорил мне в интервью в 1983 году, что письма от слушателей приходили. Из радиостанций с сильным сигналом религиозные программы были у Би-Би-Си, Голоса Америки, Радио «Свобода», Международного Канадского Радио. Одним из первых редакторов западного религиозного вещания на СССР был такой выдающийся человек, как отец Владимир Родзянко, внук председателя Государственной Думы. Впоследствии, после смерти матушки, он принял монашество и стал епископом Василием. Мне посчастливилось встречаться с ним в Ванкувере в 1983 году, на Ассамблее Всемирного Совета церквей, куда я был послан нашей радиостанцией. Владыка Василий принадлежал к Московскому Патриархату, но критически относился ко многим аспектам его деятельности. В своих передачах, кроме богословских бесед, рассчитанных в основном на людей мало знакомых с религией (таких было большинство в СССР), он обличал преследование верующих. Это, как мы знаем, отрицали иерархи Московского Патриархата, как, например, в Ванкувере на Ассамблее Всемирного Совета церквей. Мы познакомились с владыкой Василием в зале для прессы, где, среди журналистов радио, телевидения и печатных изданий, я увидел человека в полном облачении – православного епископа, подошел к нему, мы разговорились. Владыка Василий родился в Югославии, свободно говорил и писал по-русски, а также на других языках. Несколько раз ему позволяли посещать СССР, ведь как-никак он был иерархом Московского Патриархата. Поездки позволяли владыке Василию ближе познакомиться с религиозной обстановкой в Советском Союзе, и эта осведомленность отражалась на его программах. Религиозные программы Голоса Америки вел священник Русской Зарубежной Церкви, настоятель вашингтонского храма Святого Иоанна Предтечи отец Виктор Потапов. Передачи Би-Би-Си и Голоса Америки были очень информативными. Интересно было вещание из Ватикана. В русскоязычных программах немало говорилось о Православии. Передавались православные песнопения, что было важно для верующих в те времена, особенно живших в местах, где поблизости не было ни одного храма. Академик Игорь Шафаревич вспоминает, как на Закарпатье он видел крестьян греко-католиков, которые включали передачу греко-католической литургии из Рима, вставали на колени и молились. Из крупных вещателей передач, посвященных религии, не было у Немецкой волны и Международного Французского Радио. У каждой радиостанции есть своя политика. Например, Международное Канадское Радио основное внимание уделяет канадскому содержанию в своих программах на иностранные государства. В мире о Канаде говорят мало, поэтому RCI должно заполнять этот пробел. В канадских религиозных передачах на СССР говорилось много о Русской Зарубежной Церкви, поскольку в Монреале находилась кафедра вначале архиепископа, а затем митрополита Виталия. Первоиерархом Русской Церкви в изгнании он стал в 1986 году. После своего избрания владыка Виталий оставил монреальскую кафедру за собой. Он считал монреальское подворье своим домом и регулярно приезжал туда. Митрополит Виталий был частым гостем наших религиозных программ. Он выступал с обращениями к важным праздникам, давал интервью, где высказывался по вопросам богословским, церковным, историческим, объяснял, почему РПЦЗ не имеет канонического общения с Московским Патриархатом. Все западные радиостанции освещали преследование верующих в Советском Союзе. Подробно рассказывалось о возбужденных против них делах, об их пребывании в лагере, о петициях в их защиту, направлявшихся разным западным политикам и инстанциям, протестных акциях в их защиту в свободном мире. ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ В своей работе на Международном Канадском Радио (RCI) я всегда старался высветить ту информацию, которая скрывалась от наших слушателей советскими властями, подавалась ими тенденциозно или в ложном свете. Меня особенно интересовала тема религиозного подполья, в частности Истинно-Православной Церкви и истинно-православных христиан. Интерес этот можно, наверно, объяснить моим личным опытом. В пятилетнем возрасте я побывал у бабушки со стороны матери Степановой Анны Ивановны, в городе Алатырь (Чувашская республика). В этом городе, основанном Иваном Грозным, была до революции интенсивная религиозная жизнь. Большевики позакрывали почти все храмы и монастыри. По городу ходили монашествующие, просившие у людей приюта. Моя бабушка поселила в своем доме, купленном еще до большевицкого переворота, четырех монахинь. Они отказывались жить бесплатно, платили символические деньги, правда, при этом помогали по огороду. Мне запомнился рассказ о визите какой-то чиновницы из «собеса», уговаривавшей монашек получать полагавшуюся им пенсию. Они наотрез отказались, сказав после ее ухода, что не будут брать антихристовы деньги. Вторая встреча с верующими, не соблюдавшими официальных советских правил, произошла в Херсонесе Таврическом, в Севастополе, куда в старые времена многие жители города ездили на пляж либо пикник. Случилось так, что мы были там в праздник Святого Владимира 28 июля. Перед руинами собора святого Владимира, принявшем в Херсонесе – Корсуни, как называли его славяне – православную веру, стояла группа примерно из 20 женщин и пела какую-то молитву. Очевидно, это был тропарь. Я спросил одну из молящихся, что означает их собрание у разрушенного храма. Она объяснила мне, кто такой Святой Владимир и рассказала о крещении Руси. Уже позднее я узнал, что подобные публичные моления были строго настрого запрещены в СССР. Молебен явно не был санкционирован местным духовенством, ходившим по струнке перед властями. Не исключено, что эта группа верующих принадлежала какому-нибудь подпольному приходу, собиравшемуся на молитвы в частных домах. Таковые в Севастополе были. Накануне моего отъезда из СССР, в году 75-76 в местной газете «Слава Севастополя» появилась антирелигиозная статья, написанная довольно примитивно и глупо. В том, что такая статья была опубликована, ничего удивительного нет. Интересно было другое: в материале говорилось, естественно в пренебрежительных тонах, об истинно-православных христианах, которые собирались для молитвы в частном доме на Балаклавской улице. «Кто это такие истинно-православные?», – вопрошал автор публикации. Далее шли советские клише о «темных церковниках» и об «опиуме для народа». Существование истинно-православного прихода в провинциальном Севастополе, в военном городе, где местному населению довольно интенсивно промывали мозги, подтверждают слова белоэмигранта Александра Чернова, насильно возвращенного из Болгарии в СССР после Второй мировой войны. В интервью выходившему во Франкфурте-на-Майне журналу «Посев», данному в 1979 году после своего отъезда из СССР, он сказал, что катакомбников в СССР были миллионы. Как мы теперь знаем достоверно, их действительно было очень много. Информация об их существовании стала поступать во времена перестройки. До этого на Западе не верили, что Катакомбная Церковь в СССР смогла сохраниться. Некоторые иерархи РПЦЗ допускали существование отдельных лиц либо небольших групп, посещавших приходы МП, но хранивших верность истинному Православию. Большинству, в том числе и экспертам, казалось, что общество в СССР настолько контролируется КПСС, что существование истинно-православных общин невозможно. Считалось, что они были ликвидированы в тридцатых годах. Однако появление в провинциальной прессе материалов с нападками на истинно-православных опровергало такую точку зрения. В этих материалах было больше ругани, чем информации, поэтому подлинную картину православного подполья в СССР создать по ним было невозможно. Центральные газеты воздерживались от таких публикаций. Статьи в местной периодике появлялись в районах, откуда сообщалось о существовании общин ИПЦ и ИПХ. Целью подобных статей было запугать местное население. Людям фактически говорилось, что если вы будете заниматься несанкционированной религиозной деятельностью, вами займутся соответствующие органы. В 1978 году на Запад попал самиздатский документ о десяти женщинах, истинно-православных верующих, которых содержали в мордовских лагерях. Их посадили за то, что они оставляли в храмах записки с обращением к духовенству прекратить сотрудничество с советской властью. Эти женщины отказывались брать советские паспорта, они нигде не были прописаны, нигде не работали. Очевидно, что они принадлежали к Катакомбной Церкви. В конце 70-х в СССР вышла пропагандная брошюра Эдуарда Филимонова, озаглавленная «Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства». В ней признавалось существование истинно-православных верующих. По словам Филимонова, в центральном Черноземье их насчитывалось около полутора тысяч человек. Статистика, приведенная Филимоновым, явно лживая, о чем свидетельствуют более поздние и новейшие исследования. Катакомбников было намного больше, чем полторы тысячи человек. В конце концов Катакомбная Церковь установила с РПЦЗ контакт, а в 1982 году в СССР был тайно хиротонисан епископ для истинно-православных общин Катакомбной Церкви. Им стал владыка Лазарь (Журбенко). За его хиротонией последовали рукоположения катакомбных священников. К концу перестройки епископ Лазарь Тамбовский посетил Монреаль, где присутствовал на церемонии причисления к лику святых Оптинских старцев. Русская Зарубежная Церковь прославила их в мае 1990 года. Вскоре за владыкой Лазарем Монреаль посетил катакомбный священник, ныне архиепископ Вениамин (Русаленко). Он принял участие во Всезарубежном съезде Православной молодежи и заявил тогда, что Катакомбная Церковь открыто вышла из подполья в год празднования тысячелетия крещения Руси, то есть в 1988 году. К сожалению, за годы гонений и жизни в подполье катакомбникам не удалось сохранить единства. РПЦЗ вошла в общение с тем движением истинно-православных верующих, которые сохранили апостольское преемство. РАДИОВЕЩАНИЕ НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ Украиноязычное вещание на СССР было меньше по объему, чем вещание на русском языке. Крупными вещателями были Радио «Свобода», Голос Америки, Международное Канадское Радио. Украиноязычная служба отсутствовала у Би-Би-Си, Немецкой волны и Международного Французского Радио (RFI). Би-Би-Си и Немецкая волна начали вещать по-украински в 90-х годах. RFI воздержалось от этого, и вряд ли будет открывать какую-нибудь новую языковую секцию. По моим данным, там идут большие сокращения. Жертвой урезания бюджета стала украинская секция Международного Канадского Радио. Она была закрыта не так давно. В религиозных передачах украиноязычного вещания на СССР доминировала тема Греко-католической церкви. Оно и понятно. На этих станциях работали активисты украинской диаспоры, среди которых было немало послевоенных эмигрантов, бежавших из нынешних районов Западной Украины. Тем не менее, затрагивались и темы Православия, в частости автокефалии. Преимущество отдавалось Автокефальной церкви митрополита Мстислава, племянника С. Петлюры. Украиноязычные программы нередко отличались пассионарностью, что противоречило программной политике крупных вещателей. Она предписывала взвешенность, объективность, плюрализм мнений. Такая ситуация продолжается до сих пор. Если вы зайдете на сайт украинской службы какой-нибудь западной радиостанции, то в заголовках выставленных там текстов можно нередко увидеть много знаков вопросов. В утвердительной форме эти заголовки выглядели бы как спорные суждения. Знак вопроса смягчает экстравагантный характер сказанного, а в западном мире еще и может защитить от судебного преследования. С другой стороны, смысловая нагрузка такого высказывания остается фактически той же самой. Особенно для слушателя в бывшем СССР. Передачи Радио Ватикана на Украину были большой помощью греко-католическому подполью. Мы уже упоминали свидетельство Игоря Шафаревича о крестьянах на Закарпатье, молившихся под трансляцию литургии из Рима. У православного подполья таких покровителей не было, и оно должно было рассчитывать на собственные силы. Советские власти, хотя и преследовали греко-католиков, но все же вынуждены были считаться с западной реакцией на такие гонения. Высвечивание их радиостанциями имело большое значение. РЕАКЦИЯ СОВЕТСКИХ ВЛАСТЕЙ Кроме глушения, советские власти пытались воздействовать на западное вещание другими способами. Они засылали шпионов на Радио «Свобода». В 1986 году нашумел случай, когда заведующий службой новостей Радио «Свобода» Олег Туманов вдруг появился на пресс-конференции в Москве. Туманов бежал из СССР в 1965 году, выпрыгнув с корабля в Средиземном море, и попросил на Западе политическое убежище. В опубликованных в Германии и США в 1993 году мемуарах он утверждает, что был завербован КГБ до побега, получив задание инфильтрировать эмигрантские организации и обнаружить связи между ними и ЦРУ. Он срочно возвратился в СССР через Восточный Берлин после разоблачения советского агента в Греции, кадрового офицера пятого управления КГБ Виктора Гундарева, знавшего о его подрывной деятельности. Она состояла большей частью в информировании советские спецслужбы о ситуации на Радио «Свобода». В советское прессе время от времени появлялись статьи о западных радиостанциях. Там было много лжи, но, как рассказывали сотрудники РС, информация об отношениях между сотрудниками, инструкциях начальства, интригах и прочих чисто внутренних делах в большинстве случаев соответствовала действительности. Это было своего рода послание сотрудникам русской службы: «Мы о вас знаем все». Туманов был не единственным агентом. Были и другие. Советские власти пытались вмешиваться во внутренние дела радиостанций отрыто. В 1967 году Международное Канадское Радио передало по случаю 50-летия октябрьского переворота в России интервью с бывшим главой Временного правительства Александром Керенским. Многие в СССР считали, что он давно умер либо был расстрелян во время гражданской войны. Поэтому интервью с ним на коротких волнах произвело большое впечатление на слушателей. Советская сторона выразила Канаде по поводу передачи интервью с Керенским протест. Сейчас многие забыли о периоде так называемого «детанта», разрядки напряженности в семидесятых годах. Детант начался после визита Никсона в СССР, а затем Брежнева в США. Западные голоса смягчили свою редакционную политику, а советские власти усилили репрессии, а также вмешательство в работу международного вещания. Советский посол в Канаде Александр Яковлев, известный впоследствии перестройщик, выразил в конце 70-х годов недовольство Международным Канадским Радио. В эмигрантской печати писали, что он якобы встретился в супермаркете в Оттаве с премьер-министром Канады Пьером Трюдо, политиком левых взглядов, и пожаловался на антисоветские передачи Международного Канадского Радио. Позднее, к нам на радиостанцию заявился некий Reverend Pipe, священник протестантской конфессии в Монреале, активист в защиту мира. Он вернулся из СССР, где встречался с представителями всех вероисповеданий, официальных, разумеется, и ему там пожаловались на религиозные передачи из Канады. Пастор пришел к нашему начальству, чтобы передать недовольство своих собеседников в СССР. Поскольку священник Пайп не мог привести ни одного конкретного факта или примера, с ним вежливо поговорили и поблагодарили за интерес к нашей деятельности. На этом все закончилось. Случаи успешного давления советской стороны на западных вещателей были. Они немногочисленны и в основном имели место в эпоху разрядки 70-х годов. «Детанту» был положен конец советским вторжением в Афганистан в конце 1979 года. Начавшееся свертывание русскоязычного вещания и, в частности, вещания религиозного, было остановлено. Восьмидесятые годы были периодом усиления активности западных голосов, что послужило катализатором политических процессов за железным занавесом.
Западное радиовещание выполнило свою задачу. Оно сорвало монополию КПСС на информацию и сыграло большую роль в падении коммунистических режимов. В начале девяностых западные голоса были героями дня. Сегодня ситуация иная. Но это уже тема для других научных семинаров.
Источники: 1. «Пирожки с душком», статья в газете «Слава Севастополя» 1975 или 1976 г. 2. «Об “истинно-православных” христианах в СССР», газета «Русская мысль», 20 апреля 1978 г. 3. Александр Чернов, интервью журналу «Посев»: «Полвека служения России», № 10, октябрь 1979 г. Стр. 40-46 4. «Нийоле Садунайте рассказывает о своих православных соузницах», газета «Русская мысль», 13 марта 1987 г. 5. «Новомученики», журнал «Гласность» № 28, апрель 1989 г.
|
© Catacomb.org.ua |