Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Память 10/23 января
Инокиня Татиана (Спектор),
Свято-Богородичный Леснинский монастырь,
Франция

 

Святитель Феофан, Затворник Вышенский

память 10/23 января

Святитель Феофан, один из самых значительных русских духовных писателей, оказал своими трудами сильное и глубокое влияние на многие поколения православных людей во всём мiре. Вскоре после его кончины о святителе говорили, что сочинения его не уступят творениям древних подвижников. И в наши дни мы более всего ценим в нём глубокое знание Слова Божия и верность святоотеческому преданию.

Свят. Феофан (Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 – 6 января 1894) родился в селе Чернавское, Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его был приходским священником, и, как большинство выходцев из российского духовного сословия, Георгий тоже готовился стать священнослужителем и окончил Ливенское духовное училище, а потом Орловскую духовную семинарию. Добродетели, которыми он славился в более зрелом возрасте, проявились уже в семинарии, где учителя давали ему такую характеристику: «склонен к уединению, молчалив и кроток». Окончив семинарию, он поступил в Киевскую духовную академию, где провёл четыре года (1837-1841). В Киеве Георгий познал азы монашеской жизни, часто посещая Киево-Печерскую лавру, где очутился под благодатным влиянием старца иеросхимонаха Парфения (Пётр Иванович Краснопевцев, 1790-1855). 

Окончив академию, Георгий принял монашество с именем Феофан и в том же году был рукоположен вo иеродиакона и иеромонаха в Киево-Печерской лавре. Очень одарённый, склонный к интеллектуальной деятельности, он был ректором Киево-Софийского духовного училища, инспектором Новгородской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. После этого он служил семь лет (1847-1854) в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Именно тогда он в совершенстве овладел греческим языком, что помогло ему прочесть святых отцов в оригинале или греческом переводе. Эти знания он блестяще применил позднее, работая над переводами духовной литературы или создавая собственные труды. За труды в Миссии он был в 1853 возведён в сан архимандрита. Вернувшись в Россию в 1855, он преподавал право в Санкт-Петербургской духовной академии, затем, возведённый в сан архимандрита, он был ректором Олонецкой семинарии, а в 1856-1857 служил настоятелем посольской церкви в Константинополе и посетил святую гору Афон. В 1857 его назначили ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а в 1859 он был хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа и служил семь лет в архиерейском чине сначала в Тамбове, а потом во Владимiре, посвятив себя не административной, но пастырской деятельности. Во время его правления начали выходить Тамбовские епархиальные ведомости и Владимiрские епархиальные ведомости, вышла его книга Письма о христианской жизни (1860) и было основано Богоявленское православное братство для борьбы с расколом.  

Однако, сердце свят. Феофана всё более склонялось к уединённой затворнической молитве, и в 1866 году он оставил кафедру и ушёл на покой в скромный провинциальный Вышенский монастырь Тамбовской епархии, где и провёл последние двадцать восемь лет своей жизни. Сначала он исполнял все иноческие уставы и порядки, участвовал  в служении в монастырской церкви и принимал посетителей, но с 1872 года ушёл в полный затвор, никуда не выходя и ни с кем не встречаясь, кроме своего келейника, а также духовника и игумена монастыря. Свят. Феофан жил аскетически-просто, в двух бедно обставленных келлиях, а его крошечная домашняя церковь, снабжённая только самым необходимым, не имела даже иконостаса. Здесь, в этой церкви, он и совершал Божественную Литургию сначала по субботам и воскресеньям, а последние одиннадцать лет жизни – каждый день. Он служил Литургию «по служебнику молча», «совсем один пред Господом в сослужении святых ангелов».

В затворе свят. Феофан поровну распределял своё время между молитвой и писательским трудом. Большую часть дня он проводил, отвечая на многочисленные письма, которые получал со всех концов России. Для отдыха он писал иконы и немного столярничал. Стол его был аскетически-скуден: утром он выпивал чашку чаю с кусочком хлеба, около 2 часов дня съедал одно яйцо (в скоромный день) и выпивал ещё чашку чаю, вечером – снова чашка чаю с кусочком хлеба. Больше ничего. 

Свят.Феофан был одним из самых образованных людей в России своего времени. Уезжая в Вышенскую пустынь, он взял с собой богатую, прекрасно подобранную библиотеку, которая включала произведения современных ему западных и отечественных философов и психологов, но главным её достоянием были святоотеческие труды, и среди них полное собрание Патрологии Миня (Migne. Patrologiae cursus completus). Всё, написанное свят. Феофаном, свидетельствует о его глубочайшем почтении к святым отцам: несмотря на то, что он сравнительно редко цитирует их слова, он предельно точно и глубоко выражает их мысли.

Почти тридцать лет напряжённого труда в затворе оказались весьма плодотворными, и свят. Феофан оставил богатое литературное наследие. Он перевёл с греческого языка на русский и подготовил к изданию многочисленные и разнообразные произведения духовной литературы, много книг написал сам, а также составил несколько томов комментариев (толкований) на Послания св. ап. Павла, 118 и 33 псалмы и Евангелие. В 1868 были изданы его труды Путь ко спасению, основу которого составили лекции святителя в Санкт-Петербургской академии, и О покаянии, причащении Святых Христовых тайн и исправлении жизни – сборник проповедей, сказанных в Тамбове и Владимiре. Затем вышли ещё десять книг, построенных на материале проповедей. С 1875 по 1890 святитель трудился над составлением русского Добротолюбия. Очень ценной частью собрания его сочинений является обширная переписка, от которой сохранилось около полутора тысяч писем. Несмотря на всю свою учёность, свят. Феофан выражал свои мысли очень просто и непосредственно. Он отвечал в своих письмах на самые разнообразные вопросы – от практических житейских до глубоко личных, – и отвечал с такой прямотой и искренностью, что слова его проникали глубоко в сердца духовным чадам, которых он очень хорошо понимал, хотя и никогда не видел. Глубоко укоренённый в православной духовной традиции и в то же время прекрасно осведомлённый (через переписку) о современных проблемах, свят. Феофан в своих работах предоставляет читателю лучшее из того, что может дать аскетическая и духовная литература Православной Церкви.

Скончался святитель в праздник Богоявления, особо им почитаемый (имя, данное ему при постриге, – Qeoqania Theophania – означает Богоявление) и был погребён во Владимiрском приделе Казанского собора Вышенской пустыни. На могиле его происходили исцеления, и сам почивший являлся страждущим, утешая и исцеляя их. Прославлен в 1988. Память – 10 января.

 

По материалам:

Ÿ  Introduction. The Art of Prayer. An Orthodox Anthology. Compiled by Igumen Chariton of Valamo. Translated by E. Kadloubovsky and E. M.Palmer. Edited with an Introduction by Timothy Ware. London: Faber and Faber. 1966, 9-38.

Ÿ  Преосвященный Феофан Говоров, епископ Владимiрский и Суздальский (1815-1894). Краткое жизнеописание. Сост. Ирина Хэй. В кн.: Епископ Феофан (Затворник). Мысли на каждый день года. Holy Trinity Monastery. Jordanville, New York. 1982, 7-20.

Ÿ  Аннотированный указатель лиц. В кн.: Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. Под ред. Елены Помельцовой. М.: Отчий дом. 1997. СС. 393-394.

 

 


© Catacomb.org.ua