Пасхальное Послание Председателя Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского
Пасха Христова, 2010 г.

Воскресение Христово

 

Пасхальное Послание

Архиепископа Тихона Омского и Сибирского

 

 

Христос Воскресе!

Дорогие о Господе братья и сестры, вот и еще раз Господь сподобил нас Своей неизреченной милости – мы снова встречаем светлое Воскресение Христово. Каждый год радуешься этому празднику, каждый год ждешь его вместе со всей Церковью, ибо этот Праздников Праздник является центром всего круга годовых богослужений, главной и конечной целью Вочеловечения Сына Божия. На память приходят впечатления от встречи Пасхи в прошлые года и особенно вспоминается та Пасха, которая была в твоей жизни самой первой – встреченной с верой и великой, необыкновенной радостью.

У каждого из нас сохранился в памяти наш первый Великий пост в жизни и первая Пасха. Даже у тех, кто с детства в Церкви, кто с детства привык к постам и праздникам, есть тот самый первый Пост, впервые проведенный с осознанным благоговением и благочестием, и первая, встреченная с необыкновенною радостью Пасха. Именно эта пасхальная радость, которая тогда, когда мы ощутили её впервые, казалась небесной, превышающей всё земное существование, согревает душу христианина на протяжении всей жизни, является как бы залогом будущей райской радости. И как в центре богослужебного года находится венчающая Великий пост Страстная седмица и праздник Пасхи, так и в центре всей человеческой жизни и человеческого мiровосприятия должна пребывать память о Крестной смерти и Воскресении Спасителя. Память об этом будет краеугольным камнем нашего духовного бытия, нашей жизни, на котором, как на крепком фундаменте, будет возвышаться наша твердая вера в Бога. Память о смерти и Воскресении Господа будет придавать осмысленность всей нашей жизни, будет нашим руководителем в жизни, нашим помощником в решении сложных жизненных вопросов, нашей опорой на пути к Богу.

Говорю это потому, что крестные страдания Спасителя раскрывают нам самую суть законов бытия, указывают нам на то, как, каким образом нужно воплощать в жизнь главные заповеди Божии – заповеди о любви к Богу и ближним. Однажды Христос сказал, что в этих двух заповедях заключены весь Закон и все пророки. Это отнюдь не значит, что исполняющий Закон от «а» до «я» автоматически выполняет и эти Христовы заповеди. Как раз наоборот. Иудеи – те самые книжники и фарисеи, которые распяли Христа, выполняли закон со  скрупулезной точностью, но не стяжали любви и потому явились распинателями своего Бога. Само распятие они пытались совершить якобы в точном соответствии с законом, создавая видимость соблюдения всех его предписаний. Но это не уберегло иудеев от совершения небывалого преступления – Богоубийства, которое явилось следствием их неумения любить.

Любовь превышает букву закона, повелевает иногда даже нарушить закон – достаточно вспомнить, как вопреки всем законам и традициям иудеев Христос исцелял страждущих в субботы. Господь показал нам, что Любовь выше закона о субботе. На протяжении всей жизни Церкви эти два разных начала – дух и буква, милость и жертва, любовь и справедливость, икономия и акривия – то притягиваются, то отталкиваются друг от друга, хотя и исходят из одного источника. Сегодня я должен с горечью сказать, что в наше время все реже и реже во взаимоотношениях среди верных Христу и Его Церкви берет верх любовь, всё чаще мы поступаем, ревнуя не по разуму: «по канону», «по закону», «по правилу» – и не решаемся ни на йоту отступить от канона ради любви. Даже помыслить боимся о таком дерзновении, потому что нас сразу осудят за это «ревнители» не по разуму.

Но вспомним, для чего приходил на землю Христос, чему учил? Разве Он не пытался заставить иудеев посмотреть на закон иначе? Разве не было в Его учении самым главным милостивое отношение к ближним и горячее, сердечное чувство к Богу? Разве не в этом радость нашей жизни, радость общения с Творцом, чтобы ощущать свободу своего выбора и от души, по любви, а не по страху, служить Богу?

Иногда посмотришь на современное православие и задумаешься: чем отличается оно от ветхозаветной религии времен пришествия Спасителя? Не стало ли оно набором правил, обрядов и запретов? Не превратилось ли оно в фарисейство? Не забыли ли мы того самого главного, о чем учил Христос? Чем больше думаешь об этом, тем яснее понимаешь: всем нам нужно меняться. Нужно еще раз с чистым сердцем перечитать Евангелие, вспомнить, какой радостной и чистой была наша первая Пасха, сколько надежд теплилось в нашем сердце – и пересмотреть свою жизнь. Задать себе один простой вопрос: умею ли я любить людей, как учит Евангелие? Научился ли этой любви за все годы, проведенные мною в Церкви? Соблюдая все каноны и обряды, соблюл ли я две главные заповеди Божии?

Будем помнить, что пребывая в любви, мы тем самым пребудем в Боге (1 Иоан. IV, 16), что Любовь – есть сила, которая, усваиваясь нами, при обращении в мiре, в то же время сохранит нас от всего мiрского, с нею мы будем далеки от зависти, превозношения, гордости, бесчинства, раздражения, неправды, злорадства и недоверия (1 Кор. XIII, 5-7). С любовью не страшны искушения, её больше всего трепещет диавол, ее выше всего похваляет Христос.

В любви есть и великая мудрость. Только мудрость может превысить закон, иногда даже нарушить его, не совершив при этом греха. Этой мудрости и учил Христос, ибо она лежит в центре божественного Промысла, в ней – главный закон бытия.

Будем же готовить свои сердца и души для принятия Воскресшего Христа очищением от греха, и будем стремиться к стяжанию этой евангельской любви, её положим во главу угла, и тогда наша жизнь наполнится радостью, которую несет в себе любовь. Именно она переполняла Христа во время Тайной вечери, на Его крестном пути и во время крестных мучений. Ради неё Он подъял этот подвиг, ради нее был распят и – 

Воистину Воскрес!

 

+Архиепископ Тихон,

Пасха Господня, 2010 г. от Р.Х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua