Рождественское Послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Рождество Христово 2009/2010

 

 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского,

Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

Христос раждается прежде падший возставити образ.

 

Дорогие о Господе Собратья Архипастыри, честное пресвитерство, во Христе диаконство, монашествующие и иночествующие, братие и сестры!

Вот и наступил долгожданный день Рождества Христова, который собрал нас в храмах Божиих, объединил молитвой и рождественской радостью. Закрыв за собой двери храма, мы вступили как бы в иной мiр, где радостно и чисто едиными устами люди вместе с Ангелами восхваляют Христа и Богородицу; мы будто перенеслись на время в Вифлеемскую пещеру и забыли о том, в какое время и в каком мiре мы живем.

Но закончилось богослужение, мы снова открываем двери храма, но теперь уже для того, чтобы выйти в современный мiр, где невольно придется видеть и слышать все, что происходит вокруг, и что так мало напоминает о торжестве сегодняшнего дня. Мiр радуется своим радостям, гремит своей музыкой, увлекает в водоворот страстей. А мы живем среди этого, наблюдаем за мiром, и его шум и внешняя привлекательность отчасти входит и в нас. Мы общаемся с окружающими нас людьми и внутренне ужасаемся тому, насколько велика пропасть между радостями мiра и рождественской или пасхальной радостью православного христианина. Ужасаемся и скорбим о том, как порой далеки наши близкие от настоящей радости, хотя вот она, рукой подать – только подними глаза к небу и воздохни от сердца: «Господи, помилуй!»

Есть в Откровении Иоанна Богослова такие, относящиеся к последним временам, слова: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр. 22, 11). То есть одна из примет последних времен - резкое разделение людей, словно два потока реки расходятся каждый в свою сторону. 

Такое разделение происходит сейчас на наших глазах. На одном полюсе – Церковь и Ее святость, на другом – потеря каких бы то ни было представлений о честности, безкорыстности, искренности, целомудрии… Какой-то страшный, фантастический разврат.

Мы не можем не замечать, что мiр все дальше отходит от Бога. Если раньше люди делились на верующих и атеистов, то теперь распространилось равнодушие к вере в Бога. Воинствующего атеизма, пожалуй, уже и не встретишь, а вот равнодушия – сколько угодно. Люди научились находить компромисс с собственной совестью: они и не верят, и не отрицают Бога, они просто не думают об этом, не пытаются решать эту проблему для себя. Это очень удобный способ существования – комфортный, ни к чему не обязывающий, но в то же время унижающий образ Божий в человеке и  низводящий достоинство человека на уровень безсловесного животного, которому не свойственно решать проблему личного спасения, а все заботы которого ограничиваются лишь удовлетворением низменных инстинктов.  

Безразличие есть духовная смерть, строго осужденная Богом в Откровении Апостола Иоанна Богослова: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»…

Человек, созданный Богом, наделен разумом, и разум дан человеку для того, чтобы не отмахиваться от вопроса о существовании Божием, а напротив – думать над этим, решать для себя проблему спасения и вечной жизни, искать непреходящей радости существования, искать непрестающей любви. Для того же дана человеку и свободная воля: думать, искать, учиться на своих ошибках, а в результате – быть уверенным в своем выборе.

Поиск истинной радости и истинного смысла жизни приводит нас к мысли о том, что мало лишь уяснить для себя истинность христианства, мало называть себя православным, мало соблюдать устав и не делать того, что уставом запрещается… Нужно еще что-то. Нужно не только осознать, что Бог создал тебя и смотрит на тебя с высоты, но научиться общаться с Богом, принять Бога в себя, уподобиться Ему и соединиться с Ним. Только в этом источник настоящей радости, только в этом и смысл жизни, о чем свидетельствует тысячелетний опыт отцов-подвижников благочестия Православной Церкви. Богу не нужны богатые храмы или пышные праздники, ему нужна только наша взаимность – ответное чувство на Его любовь к нам. Но, помните, что ответил Христос некоему книжнику, пожелавшему следовать за Господом? Что Ему, Христу, негде главу приклонить. Не так ли бывает с нами, когда мы изъявляем желание принять Господа внутрь сердца, но Господь не находит в нашем сердце места, где главу приклонить. Сердце наше полно всего, что вдыхает в него мiр, что мы принимаем в него из мiра, и Господу не остается в нашем сердце даже крошечного уголка – не вмещает оно ответного чувства к Богу, не способно оно  любить…

Пусть же забота о приуготовлении сердца к принятию Господа станет нашим постоянным деланием. Пусть мысли о Боге, о Его Промысле, о смысле жизни, о стяжании любви станут нашими постоянными мыслями. Пусть именование себя православными будет сопряжено в нас не только с выполнением устава, но с глубоким пониманием сути православия, с рассудительностью, с мудростью, ибо для этого Господь дал нам разум и свободу мыслей и действий. Пусть сердце наше наполнится непрестанным славословием и благодарностью Творцу за дарованную нам жизнь и теми чувствами, которые уподобляют создание Создателю: любовью, милостью, пониманием, состраданием, вниманием к ближним, заботой о других, желанием прощать и помогать. Пусть православие станет для нас не чем-то внешним, не только системой запретов и обязательств, но нашей внутренней сущностью, источником радости для нас и наших ближних. И только тогда внутри подготовленного нашего сердца произойдет то, что две тысячи лет назад произошло в Вифлеемской пещере – родится Христос.

Если это произойдет, то, открыв после службы двери храма и выйдя в мiр, мы сохраним у себя в сердце Воплотившегося Христа. Рождественское торжество не закончится для нас с окончанием богослужения и с выходом из дома Господня. Мы вынесем его в мiр и, как свечу, пронесем по этому мiру, светя не только себе, но и другим, даря радость ближним. А они, видя наши добрые дела и наши радостные сердца, тоже станут славить Отца нашего Небесного, по слову Спасителя. Наше сердце теперь не сможет принимать в себя пустые прелести мiра, потому что оно будет переполнено любовью Божией.

Теперь, когда Христос в сердце, окружающий нас во зле лежащий мiр уже не так страшен, мы имеем разумение отличить в нём добро от зла, не поддаться искушению, увидеть в окружающих Образ Божий. Теперь мы не будем так болезненно ощущать границу между храмом и мiром, потому что с нами и в нас постоянно будет Христос, и мы почувствуем в себе силы жить в современном мiре, раз так благословил Господь.

Всё ближе второе пришествие Христово, всё определённее его предзнаменования. Нашей Церкви, и с Нею всем нам – чадам Её, предстоит пройти через многие тяжкие испытания, искушения, которые в это лукавое время особенно тонки, коварны и смертельно опасны. Но с помощью Божией, неся в сердце родившегося ныне Богомладенца Христа, мы найдем свое место в этом мiре, и на нем будем служить Богу и ближним. Может быть, наше незлобие, наши добрые дела, наше внимание к ближним сделают этот мiр хотя бы немного чище и продлят хоть немного его существование.

Будем же радоваться о родившемся ныне Спасителе, будем очищать и приуготавливать для Него наши сердца, будем искренно служить Богу, и это служение да станет источником непреходящей радости для нас и наших ближних!

Аминь.

+ Тихон
Архиепископ Омский и Сибирский,
Председатель Архиерейского Синода
Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua