Слово о покаянии Святитель Филарет (Вознесенский)
Икона Святителя Филарета (Вознесенского)
СЛОВО О ПОКАЯНИИ
Святое Евангелие нам говорит, что когда в пустыне был глас Божий к Иоанну, сыну Захарии, и он вышел к берегам Иорданским, тогда проповедь Крестителя загремела по всей Палестине. И знаем мы, что начал он свою проповедь призывом к покаянию: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!"* Евангелие же нам говорит, что и Сам Спаситель Мiра, когда вышел на Свое великое служение, то начал Свою проповедь теми же словами: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!"** Прямое указание на то, что если Царство Небесное и приблизилось, то в него только можно войти чрез покаяние! Вот мы с вами сейчас приближаемся к Великому посту, который как раз и есть - пора покаянных молений, время поста, молитвы и покаяния. Кажется - просто покаяться: сознал свои грехи, осудил себя самого, дал Господу обещание не грешить... Чего проще! - как думают некоторые. Но если человек действительно постарается после исповеди и покаяния внести добрую перемену в свою жизнь и отказаться от привычных грехов, то он тут как раз и почувствует, насколько грех уцепился за его сердце, насколько он глубоко проник в него, насколько собою пропитал всю его природу: и душевную, и духовную, и телесную. Вот почему Церковь, как мы только что слышали сейчас, от лица каждого из нас обращается к Господу с молитвою: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!" - Я-то ведь подошел к этим дверям покаяния, - как бы говорит грешник, - но они закрыты предо мною, и я сам не могу их отворить, ибо сколько раз я уже приносил покаяние, а покаяние мое - бесплодно оказалось. В самом деле, вспомни, душа христианская, сколько раз приносила ты это покаяние? Когда человек кается, как будто бы искренне, от всей души, исповедует Господу свои грехи, с желанием от них оторваться, их прекратить... А что дальше? - Вспомни, как снова и снова ты грешил, давши Богу обещание не грешить больше! Господь и определеными случаями в жизни, и наставлением добрых людей, и в твоей совести Своей милующей и спасающей рукай тебя останавливал, а ты эту руку отрывал и опять устремлялся на прежнее! Ведь это, по существу, каждый из нас и может и должен сказать о себе! Вот, скоро будет читаться в Церкви Евангелие о блудном сыне. Там указано, что когда он опомнился и пришел в себя, и сказал, что я пойду к отцу моему и признаюсь в своей вине, то он не остановился на признании своей греховности, а пошел и исполнил, то, что задумал. И - исправил свою жизнь и был принят по- прежнему, как раньше в объятия отеческой любви. Так вот, будем помнить, что врата покаяния - пред нами. Мы туда подходим, к ним, но не можем мы их сами открыть. Потому-то и молимся: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!", чтобы Господь Своей силою всемогущей и благодатней Своей милостию открыл пред нами эти заветные двери покаяния, и мы бы могли в них взойти. Потому что, как тут было сказано, иного входа туда, в Царство Божиих обетований - нет, как только - вход покаяния. И вот, когда будет, когда наступит эта пора покаянных молитв, строгого поста, то вспомни, всегда вспоминай, как ты раньше каялся, но не исправлялся, и поэтому моли Господа, чтобы Господь, принимая твое покаяние - и послал тебе силу на исправление себя. Иоанн Предтеча, когда приходили к нему люди, говорил: "Сотворите плоды достойные покаяния!"*** Великий русский праведник, Оптинский старец Амвросий говаривал: "Какое настало время! Раньше, когда человек исповедуется и покается, то по его жизни видно, что он не напрасно каялся." Не напрасно исповедовался. Видно, как он старается жизнь свою сделать лучше и лучше в духовном отношении. "А теперь, - говорил старец Амвросий (в те еще, далекие уже от нас времена), - а теперь, - как он говорил, - и придет человек, и расскажет свои грехи, и, как будто бы, даже оплачет их с покаянием, а потом опять - за то же принимается без всякой перемены." Вот и молись христианин, чтобы Господь, повторяю, принимая твое покаяние, послал тебе силу и решимость на то, чтобы объявит войну своим грехам. Господь не требует от нас безгрешности, ибо знает нашу слабость и немощь. Но Он ждет от нас и искреннего покаяния и ждет, что мы отойдем от равнодушного отношения к своим грехам, вступим с ними в борьбу, и тогда Он нам поможет исправиться к лучшему. Аминь. *Лк. 3, 2-3; Мф. 3, 1-2.
Источник: http://www.geocities.com/ppav2002/propov2_3.htm
Дополнительно см.:
1. Слова, проповеди, послания, письма Святителя Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха РПЦЗ http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1490
2. Служба Святителю Митрополиту Филарету (Вознесенскому) и святому праведному Филарету Милостивому http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1492
3. Видео-репортаж с прославления на Освященном Соборе РИПЦ Святителя Филарета (Вознесенского) и Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1479
4. Слово на прославление Святителя Филарета (Вознесенского) и Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1472
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1470
6. Доклад Освященному Собору РИПЦ о подвиге святительского служения Митрополита Филарета (Вознесенского) http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1468
|
© Catacomb.org.ua |