«О харизматизме и разделениях, им порождаемых» Иеродиакон Никон (Смирнов), Челябинский приход Св. Архистратига Божия Михаила
Доклад, прочитанный на Освященном Соборе РИПЦ в ноябре 2008 г. (Одесса, Украина). --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ваше Высокопреосвященство, дорогие архипастыри, пастыри, участники Освященного Собора Русской Истинно-Православной Церкви! Вспомним случай, когда Святейший Синод письменно запросил старца схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни, дать свое суждение об Афонских спорах об Имени Иисусовом, на что старец отвечал: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью»[1]. Вот рассуждения истинно православного человека. Любовь – это то, что должно быть движущей силой христианина. Любовь к Богу и ближним должна сопровождать мысль христианина при любых рассуждениях, но в наше время всё, увы, не так. 49-я статья Конституции РФ гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Мы можем дискутировать на тему, выполняется ли эта статья или нет, но она есть, причем в светском законе светского государства. О чем это говорит? О том, что власть безбожников боится осудить невиновного. Не так ли должно быть и у нас, у православных? Так, и даже больше чем так. «Говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своем: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». (Матф. 5, 22) Но некоторые в этом высказывании Господа ключевым считают слово «напрасно», а потому оправдывают любые свои поношения других тем, что делают они это не напрасно, а якобы борясь с ересью. Попросту же обвиняют друг друга в ереси, причем, основываясь на своих собственных измышлениях, зачастую подгоняя под них выхваченные из контекста цитаты св. Отцов и св. Канонов. Обвинители редко утруждают себя изучением основ богословия и церковного права, не видят разницы между ересью, теологуменом или частным богословским мнением, а потому в пылу своей полемики все, что не согласно с их разумением по тому или иному вопросу, сразу записывают в разряд ереси. Напомню: на языке церковной догматики понятие ереси означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного догмата веры и вместе с тем — выделение из состава церкви нового общества. Ересь – это сознательное уклонение от догмата. Более того, зачастую подобные обвинения приводят к тому, что Господь попускает самому обвинителю впадать в ереси. Например, изменение обрядовых форм не является ересью, но вот старообрядцы, усмотрев в этом ересь и необоснованно обвинив православие, сами в дальнейшем уйдя в раскол, в ересях и погрязли (безпоповство и пр. – прим.). Также не являются ересью непреднамеренные ошибки в том или ином догматическом учении, происшедшие вследствие того, что спорный вопрос не был предрешен или предусмотрен соборно. Такие ошибочные мнения, именуемые частными богословскими мнениями, встречаются нередко, притом у многих авторитетных учителей и даже отцов Церкви (например, у св. Блаж. Августина, Оригена, Дионисия Великого). Поэтому исторически практика применения термина получает законный статус только после закрепления обвинения Собором. Тем не менее, среди православных то тут, то там звучат взаимные обвинения в ереси, которые в большинстве своем безпочвенны, а потому не столько очищают или врачуют церковную атмосферу, сколько наоборот – взрывают её. Обвиняющие делят друг друга на имяславцев и имяборцев, народопоклонников и царебожников, и не видно конца взаимным войнам. Это на руку только врагам православия, стремящимся уничтожить Церковь Христову, как пытались уничтожить и Самого Христа. Теме: «Кто, зачем и как пытается уничтожить Церковь» посвящен данный доклад. I Ни для кого не секрет, что враг рода человеческого во все времена пытался уничтожить Церковь Христову, но времена меняются, меняются люди, а оттого и дьявольские козни становятся все изысканнее. И если в первые века христианства верных просто мучили и убивали, то сегодня пытаются купить, обмануть, прельстить. Одна из громких волн нападок на Церковь инициирована представителями науки. Инициирована, можно сказать, гордостью научного мiра, авторитетнейшим физиком-теоретиком, академиком РАН, нобелевским лауреатом Гинзбургом Виталием Лазаревичем. Гинзбург давно позиционировал себя как противник христианства, его статьи часто носили ярко выраженный антихристианский и националистический характер. Вот одно из его высказываний: "Мне неважно, существовал или нет Христос. С тех пор прошло две тысячи лет… И я не понимаю, как современный взрослый человек может верить во все эти религиозные сказки". Не секрет, что он еще и убежденный сталинист: «При Сталине было лучше, чем при Путине», – заявил он в интервью "Sunday Telegraph". Гинзбург является возглавителем группы Российских ученых – противников православия. В последнее время нападки его и его группы на Церковь стали особенно агрессивными. Было подготовлено открытое обращение к Президенту РФ с требованием недопущения преподавания в учебных заведениях Закона Божьего, а газете "Вести образования" N3(75) от 1-15 февраля 2007 г., комментируя усилия Церкви, направленные на введение в школах предмета "Основы Православной культуры", Гинзбург буквально сказал следующее: "Преподавание религии, закона божьего, чего-то такого в школах абсолютно недопустимо. <…> У нас светское государство, и в школе нельзя иметь что-то религиозное. Православными церковь считает всех крещенных <…> преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей….» и пр., и пр. В такой научной среде, где признанными авторитетами являются Гинзбург и его соратники, такие как нобелевский лауреат, коммунист Жорес Алферов, именующий себя русским, но по матери Розенблюм, Абелев Гарри Израйлевич и др., не могут не поощряться исследования, пытающиеся очерненить историю Церкви. Как следствие появляются «ученые», успешно доказывающие, что Церковь и Её иерархия суть падшие с дореволюционных времен, а с февраля 1917г. – вообще клятвопреступники, виновники падения монархии в России, а также убийства последнего Императора и Его семьи. Естественно Гинзбург горд за науку, когда молодой историк М.А. Бабкин, защищая диссертацию, приводит в подтверждения своих идей доселе никому не известные документы, из сверх секретных архивов, а по сути, поливает грязью Церковь и её историю. Под аплодисменты научной среды, описывая, как будущие священномученики во главе с будущим Патриархом Тихоном, якобы предают Царя, Бабкин получает ученые степени и уважение «коллег по цеху», но никто не задумывается, откуда взялись факты для его научных трудов. Как никому не известный историк смог заполучить доступ к документам, которые, по общепризнанному мнению, держались в секрете многие десятки лет, и почему, например, большевики, люто ненавидевшие Св. Патриарха Тихона и все с ним связанное, никогда в своей пропаганде не использовали эти архивы?! Вопросов много, ответов тоже хватает. Вполне возможно, что историка использовали «в темную», может еще что-то, но не это важно. Важно понять, кому это все выгодно. А выгодно это, прежде всего, тем, кому ненавистна Святая Церковь. Казалось бы ничего нового. Предки этих людей распинали Христа… Чего уж нам-то удивляться?! Но книги Бабкина сразу становятся чрезвычайно популярны в православной среде, а люди, считающие себя ревнителями православия, их распространяют, всячески рекламируя. В МП даже епископы становятся носителями идей Бабкина, а на так называемых «патриотических» сайтах книги Бабкина выставлены для свободного скачивания. Это что ж за патриотизм такой: поливать Св. Церковь и Её мучеников грязью? Почему народ-мученик, десятки лет угнетаемый безбожниками, не может отличить черного от белого? Да потому, что привыкли только жидов винить, а дальше этого мысль не идет. Конечно, такие как Гинзбург – враги Церкви, они это и не скрывают, но это лишь пешки в мировой борьбе зла и добра. Мiровое еврейство в большинстве своей массы также предапокалиптически разлагается, как и христианство. Нет, еврейство не умирает и не начинает любить Христа, но оно обмирщвляется, и вопросы веры, не говоря уже о религиозной борьбе, мало интересуют его. В преддверие антихриста на поле битвы выходят новые, доселе мало кому ведомые, диавольские идеи, более изощренные, а, главное, людям в них хочется верить, им хотят служить, потому что внешне они чисты и святы. Эти идеи будоражат умы представителям всех религиозных конфессий от православных до язычников, невидимо объединяя их в подобие всемiрного экуменического интернационала. Мы живем во времена чудовищного засилья подделок. Под видом натуральных продуктов нам продают химию, под видом заботы нас разоряют, а под видом лечения убивают. Но обо всем по порядку. II То, что сейчас происходит в мiре, по сути, является апофеозом двойных стандартов, апофеозом диавольской лжи и лицемерия! Мы должны ясно себе представлять, через кого действует сатана и на кого опирается. Вспомним, что антихрист – это извращенная пародия на Христа, и если Христос призывает к любви, то антихрист будет призывать к ненависти; Христос учит смирению, антихрист будет учить гордыне, потому что Бог – это правда, а дьявол – ложь. И что бы ни было создано темными силами, все это построено на лжи, обмане, прельщении. Кроме масонов, хасидов и других явных врагов, диавол породил на земле великое количество богопротивных учений, маскирующихся под христианство. Но корень всех этих учений – греховная человеческая страсть, культивируемая самим же человеком, и имя ей – гордыня. Одно из порождений гордыни – харизматизм [2]. Это не новое учение или секта, не ересь, а гораздо хуже. Это – страстный человеческий образ мышления, управляемый диаволом, подобно раковой опухоли разъедающий душу, созданную по подобию Божьему. Этот грех породил одно из самых массовых и влиятельных на сегодняшний день движений – харизматическое. Харизматическое движение очень гибкое и вездесущее, потому что оно не имеет единого центра управления. Множество входящих в него сект и течений имеют свои структуры, различаются учением, но все они объединены желанием «стяжания Даров Духа Святаго». Стяжанием, причем не через православную аскезу, не через искреннее покаяние (предполагающее исправление – прим. сост.), не через смирение и длительную борьбу со страстями, что является основной обязанностью христианина, а через истребование, в прямом смысле, от Бога чудес и даров. Краеугольный камень идеи – «крещение духом святым» и, как следствие этого, глоссолалия (бессвязное бормотание или истошные крики – прим. сост.), что у харизматистов считается говорением на языках, т.е. признаком посещения духа, а в Православии считается одержимостью или беснованием. Харизматизм порочен не столько идеологией (внешне он может рядиться под любое учение – прим. автора), сколько образом мышления страстного человека, ищущего чуда, причем, для своекорыстных целей. Диапазон же исканий харизматов простирается от банального шарлатанства с целью заработать на чудесах до пагубной прельщенности. Многие историки сегодня констатируют, что ряды масонства во всем мире сильно поредели. Люди, жаждущие влияния, славы, желающие достигнуть своих тайных целей, больше не вступают в организацию, давно себя скомпрометировавшую. Они идут к харизматам. Условно харизматов можно поделить на явных и латентных (скрытых – прим. сост.). Явные – это те, кто открыто себя называет харизматистами (неопятидесятники – прим. сост.), а латентные – те, кто являются таковыми по духу, образу мыслей и действий (в России – это Богородичники, Рафаилиты, Виссарионовцы, «Белое братство» и пр. подобные секты – прим. сост.). Родившись внутри христианства, вернее, выродившись из протестантской церкви, движение получило огромное распространение и в католичестве, но на сегодня основная мишень харизматов – это Православие. Один из их лозунгов гласит: «Боже, дай нам Россию». Они не просят у Бога присоединения к ним Православия, они молятся о православных, чтобы «Дух охватил эту Церковь так же, как он охватил католическую». Насколько это у них получается, более подробно рассмотрим далее. III Харизматизм в той или иной степени существует очень давно. Одним из первых запечатленных в истории харизматов был Симон волхв, пытавшийся получить дары Духа Святаго за деньги, чтобы в последствии более полно потакать своим страстям, за это он был осужден апостолами (Деян. 8, 9–24). Заметим, что случаи симонии, т.е. приобретения священного сана, особенно архиерейства, за деньги – не редкость и в наше время. В сегодняшнее апостасийное время, когда в мiре преобладает идеология потребления, жажда обладания благодатью становится особым предметом рынка. Есть спрос – значит диавол делает предложение. Рождается идеология групп потребителей, нацеленных на быстрое приобретение сверхъестественных способностей, которые должны обеспечить им уверенность в будущем, уверенность в своем спасении после смерти, благосостояние, уважение при жизни и даже здоровье. Ведь именно такими харизматисты видят плоды «благодатных даров», которые они стремятся заполучить для достижения комфортной жизни с помощью разных обрядов и психотехник. Православное же делание построено на покаянии, смирении и длительной борьбе со своими страстями. Только через это возможно постепенное приближение к Богу и получение каких-либо даров Духа, которые в свою очередь не есть самоцель христианина, но даются Господом в помощь для свидетельствования Истины. Харизматы же сразу после «крещения духом» считают себя максимально приближенными к Богу, а потому допускают вполне законным без всякого труда получить дары пророчества, языков, учительства и пр. Вспомните обещание сатаны: «Все <…>дам Тебе, если пав, поклонишься мне» (Матф. 4.9) Вот тут как раз тот случай. Призови в себя сатану, и требуй все что пожелаешь. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Все виды бесовской прелести <...> возникают оттого, что в основание молитвы не положено покаяние». Харизматисты часто сужают идею покаяния до обычного сожаления о некоторых поступках. Именно на этом преткнулось католичество, которое так же принижает покаяние, считая сокрушение более радикальным средством. Сокрушение культивируется, оно принимает самые острые формы, на грани истерик и неврозов. Пример тому – харизматистское движение флагеллантов [3], в котором сокрушение связывалось с публичным кровавым самобичеванием. И если по ходу церковной истории харизматизм встречается не так часто, то с началом Реформации становится поистине массовым явлением. Протестантизм в своем безумии уничтожает монашество, а тем самым и опыт умного делания, совершенствовавшегося веками. Подмена монашеской аскезы протестантской этикой ослабляет духовный иммунитет верующих. А ведь протестанты, читая Новый Завет, собирались восстанавливать жизнь древней Церкви. Подъём на мистические вершины апостольства без аскетической подготовки превращает протестантов в харизматов. В XVI в. протестантизм порождает харизматистское анабаптистское движение. В г. Мюнстере анабаптисты ввели тоталитарный режим. Правила сектантского режима заменяли исполнение заповедей (борьбу со страстями). Анабаптист Мюнцер исповедывал: «Пророческий дух – ждать видений и доверяться им». Лжепророческая ненависть к людям, вместо заповеданной Богом ненависти к страстям, сделала Мюнцера вождём и идеологом Крестьянской войны, в результате пролились реки крови. В 20-х гг. XVIII в. в Оксфорде англиканин Джон Уэсли [4] создал неопротестантскую общину методистов. Он искал методично организованной жизни на трех ступенях духовного роста: 1. Обращение. 2. В результате нравственной жизни — возрождение. 3. Освящение возводит человека по степеням совершенства. Методистское учение о трех ступенях и практика собраний вне церковных стен сыграли ключевую роль в популяризации харизматизма. XVIII-й век открыл новую эру харизматизма, когда американцы организовались в движение за духовное возрождение – ревивализм [5]. С этого харизматистского движения началась серия харизматистских волн. Миссионерский успех ревивализм имел благодаря кэмп-митингам (собраниям на природе – прим. сост.). Духовная атмосфера кэмп-митинга в разных вариантах культивируется и сегодня. Опишем ее словами Феофана Затворника: народ «…вздыхает, или вскрикивает, или делает жесты, руки и глаза поднимает быстро к небу, или падает ниц стремительно, или искривляет черты лица и т. п. Эти движения и в домашней молитве не хороши, а тем более <...> в церкви». Святитель предупреждает: конвульсии и падения не суть дары Божии, а неврологические феномены; бурное непроизвольное проявление чувств, входя в привычку, совершается для возобновления их или для показа чувств, которых нет. В итоге выходит фиглярство, а не духовное возрождение. Мистика ревивалистов, основанная на воображении духовных видений, в православии называется кумиротворением. На кэмп-митингах боролись с бесконечными случаями блуда. Опытный пастор-организатор митингов замечает тут сложность: «Религиозная страсть заключает в себе все другие страсти; вы не можете возбудить первую, не расшевелив вместе с тем и других». Связь с блудной страстью обнажает корни прелести у ревивалистов. «Один из двух видов прелести происходит от сладострастия, бес непотребства представляет прельщаемым лица и слова святых, внушает лжепророческое слово» (преп. Григорий Синаит – прим. сост.). На смену ревивализму в середине XIX в. пришло «Движение святости». «Движение святости» сделало важное открытие: оказывается, «освящение» (высшая ступень, согласно Уэсли) мгновенно достижимо через переживание внутреннего кризиса. Это еще больше открыло доступ к постижению нездоровой мистики. Отдельные «святые» переживали освящение как «крещение Духом Святым» и говорили языками; именно этот опыт лег в основу следующей волны. Согласно святителю Игнатию Брянчанинову, желающие совершать знамения движимы страстями, хотя бы и считали, что руководятся ревностью к делу Божию. В таком же состоянии самообольщения находятся и те, которые хотят видеть знамения. Апостолы говорением на языках проповедовали Христа иностранцам, а пятидесятники миссионерствуют с помощью переводчиков. Говорение языками у них выливается в безумный экстаз, он достигается психотехниками, вроде тех, которые практикуются у спиритов. Следом за этим выросла волна пятидесятничества (начало XX в.). Пятидесятники сделали общеобязательной традицией опыт «крещения Духом», непременно подтверждаемый знамением (чаще всего говорением на языках – прим. сост.). Пятидесятническая волна создала традицию получения чуда, и этим была запущена цепная реакция харизматизма. Пятидесятников спрашивали: почему у вас обнаружились духовные дары? В свое оправдание те выдвинули эсхатологическое учение о позднем дожде. Бог в Иоил. 2, 23–28 обещал излить Духа в дожде раннем и позднем, что будет сопровождаться дарами пророчества и мистических видений. На Апостолов сошел дождь ранний (Деян. 2, 17), потом была долгая засуха. Дождем поздним сошли пятидесятнические дары предантихристова века. В 1960 г. запущена волна неопятидесятничества. Неопятидесятники (или, как они стали открыто себя назвать, «харизматы» – прим. сост.) поставили чудотворение на конвейер и завалили чудотворческой продукцией разные христианские исповедания: неопротестантов (баптистов и др.), протестантов («харизматы» духовно разрушили англиканство – прим. сост.) и даже католиков. Неопятидесятники до некоторой степени унаследовали от предыдущих волн апокалиптичность. Они усмотрели признак скорого Пришествия в возникновении массового харизматизма. В 70-х у неопятидесятников заметно снизилась активность. Но тут появились лидеры, такие как пастор Дэвид Уилкерсон [6], пробуждавшие «харизматов» с помощью апокалиптической «Божией шоковой терапии». Действительно, эсхатологизм всегда придает харизматизму дополнительную энергию, что выливается в сектантские смуты вплоть до религиозных войн. «К сожалению, оказалось, что Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против неопятидесятничества <...> в ближайшем будущем мы можем столкнуться с феноменом неопятидесятничества и в Православной Церкви», – пишет проф. А. Дворкин. Но Дворкин боится признаться, что мы давно уже столкнулись с неопятидесятничеством. Судите сами: сейчас в России 300 тыс. пятидесятников и «харизматов», что по сути одно и то же, а большинство из них по своим корням — православные. В Америке уже более сорока лет проповедует харизматизм для православных архимандрит Евсевий Стефану. Несколько раз он был запрещен в служении, и сейчас сложно сказать, к какой юрисдикции он принадлежит, но называет он себя православным. Евсевий крестит «духом», и его паства говорит «языками», а московский священник Георгий Кочетков (в МП считающийся обновленческим – прим. автора) на своем сайте рекламирует его деятельность как пример христианского возрождения (аналогично и в самосвятских псевдоправославных группах Рафаила Прокопьева, Стефана Линицкого и др. – прим.) . Каждая волна пыталась поднять уровень харизматизма, восстановить гаснущую энергию предыдущей, опиралась на нее и делила ее на два полюса: поспокойнее и повозбужденнее. Возбужденные вливались в новую волну, но и сравнительно спокойные не избегали ее влияния. Современное харизматистское движение образует силовое поле, многократно превышающее возможности самых крупных отдельных сект, оно оказывает большое влияние на общины, которые и сектами трудно назвать. Границы этого движения подобны границам шторм – их очень сложно определить. В нем участвуют по разным оценкам от 120 до 300 млн. исповедающих себя христианами. Число их растет. Ведущие «харизматы» берут на вооружение духовный опыт (из псевдоиндуистских и псевдобуддийских источников – прим. сост.) движения Нью-эйдж [7] (в Росси представлено «Белым братством» – прим. сост.), а ньюэйджеры обращаются за энергетической подпиткой к «харизматам». «Харизматы», как и положено, гнушаются языческими религиями за их связь с демонами, но применяют их способы связаться с духовной реальностью – обращаясь не открыто к падшим духам, а к т.н. «Духу Святому». Среди действий «Духа» неопятидесятники, помимо говорения языками и исцеления, числят «святой (истерический– прим. сост.) смех» и «слово знания» (ясновидение – прим. сост.). На первый план выдвигается теология процветания, согласно которой дары Божии гарантируют христианам преуспевание в земных делах. Радикальные теологи процветания доходят до самообожествления, издеваются над крестным обнищанием Господа, изгоняют «духа бедности» из банкротов, считая финансовые неудачи признаком действия бесов. В 80-х гг. XX в. возникает волна пауэр-ивэнджелисма. [8] Пауэр-ивэнджелисм базируется на том, что все духовные дары принадлежат общине верующих и находятся в распоряжении каждого, а проповедь знамением – действеннее, чем проповедь словом. Меж тем у Апостолов «знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенный деятель – слово <...>. Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств» (святитель Игнатий). На чувства плотского человека и ориентирован харизматизм, у духовного человека знамение не стоит на первом плане. Эти волны харизматизма породили немало тоталитарных и отрицающих основы христианства сект, например, отрицающих веру в Св. Троицу. При этом отступники не утратили «даров» харизматизма, потому что «дары» эти – нехристианские. Я сделал этот краткий экскурс в сектоведение для того, чтобы были более понятны те движения, которые начались совсем недавно. IV С 1974 г. на товарно-потребительском рынке вводится штрих-код. Неопятидесятники вскоре получают «откровение», что в коде скрыта печать антихриста. Испуганные люди бросаются к «пророкам»: как выжить при антихристе?! Их утешают; вот как выход из опасного положения предлагает Давид Уилкерсон: «Это – вопрос жизни и смерти. Если в вас нет свидетельства Духа в эти последние дни, то <...> подпадете под власть грядущего духа антихриста!». Далее следует утверждение, что «свидетельство Духа» может иметь лишь тот, кто «крещен Духом». Что это такое, было рассмотрено выше. На откровении о штрих-кодах строится миссионерская программа, которая в точности копирует классическую рекламную стратегию: человека пугают жуткими перспективами, и он покупает, что велят рекламщики. Вот так шоковая рекламная стратегия и неопятидесятнический «Дух» породили апокалиптическое движение против кодов (далее ДПК– прим. сост.). Вы спросите, при чем тут Православие?! А вот при чем. Самое «интересное» началось с неопятидесятницы Мэри Рэлф (M.S. Relfe). Ее труды сделали ДПК массовым явлением. Как это произошло? «Святой Дух» открыл Рэлф: в штрих-коде зашифровано 666, покупающий товары с кодом принимает печать антихриста. В 1980 г. Рэлф начинает читать лекции. «Бог» дал название ее курсу и побудил Рэлф выпустить на основе курса книгу «Когда ваши деньги теряют смысл». Книга прогремела взрывом в 1981 г. На следующий год вышел второй бестселлер – «Новая финансовая система». Рэлф описала апокалиптическую картину: нельзя покупать и продавать без начертания с числом зверя (см. Откр. 13, 16–17), то есть штрих-кода. Начертание ставят на товары и скоро поставят на людей. С обложки первой книги смотрит лицо, похожее на президента со стодолларовой купюры. Лоб его украшает штрих-код. Читателю объясняется: система 666 заменит оборот наличности на безналичные компьютерные расчеты. Для убедительности приводятся цитаты из ученых и библеистов, хотя все началось не с их монографий, а с мистики. Книги Рэлф вызвали лавину похожих мистических триллеров, обличающих антихристовы технологии. В первых рядах читателей Рэлф оказались заинтересованные православные, ее откровения попали на Афон, к некоторым крайним «зилотам». Афонский монах Парфений выпустил перевод обеих книг откровений «харизматички» под общим названием «Тревожные знамения времен». Парфений хотел, чтобы «побелевшие нивы были пожаты», т.е. [греки] пришли в духовное движение. И хотя он сомневался: не в прелести ли Рэлф – тем не менее, это не помешало ему начать проповедь на основе инославных «откровений». Согласно воспоминаниям греческого митрополита Мелетия Никопольского, после публикации Рэлф вспыхнул бушующий и поныне пожар страстей. Появлось православное ДПК. Первоначально митрополит Мелетий сам стал жертвой пропаганды харизматов и выпустил книгу под названием "Чудеса и знамения", где также цитировал Рэлф в православном варианте, предложенном монахом Парфением, но потом одумался. Вот что он пишет в своей книге «Печать антихриста в Православном Предании»: «…Во всем мiре сегодня ведутся споры по поводу числа 666 и печати антихриста, которая, будучи поставлена кому-либо, останется неизгладимой на всю жизнь. В эти споры оказались вовлечены и простые мiряне, и духовенство, и монашествующие – насельники Святой горы Афон. Уместно поинтересоваться, кто и зачем поднимает столько шума, почему эта проблема так привлекает внимание и интересует обывателя. Ведь все это больше напоминает очередную газетную сенсацию, чем споры, вызванные "ревностью по Бозе". Следует также выяснить, насколько новейшие "откровения" согласны с преданием нашей Церкви, и если не согласны, то нужно противостать им, облекшись во всеоружие Божие, чтобы ниспровергнуть замыслы диавола (2 Кор. 10, 4). Если же они вполне согласуются с духом и буквой учения Святой Церкви, то, несомненно, надо предостеречь народ Божий от соблазнов, возникающих в мiре от диавола.<…> Я обратился к учению святых отцов, – пишет митрополит, – Священному Преданию и обнаружил, что и сам когда-то допустил ошибку в своей давней книге "Чудеса и знамения". Разумеется, я руководствовался благими намерениями, но человеку свойственно ошибаться. Благословлю Бога, взразумившего меня (Пс. 15, 7), и на своем опыте могу посоветовать всем постоянно проверять себя, следуя словам апостола Павла: Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте (2 Кор. 13, 5). Догматы веры открываются только смиренным искателям, готовым в любой момент отказаться от своего понимания ради истины. <…> понимаю, что все равно подвергнусь разного рода обвинениям, но огонь испытает дело каждого (1 Кор. 3, 13). То, что я написал, я написал во славу Христову, и Ему предаю себя на суд, потому что суд, как мы знаем, вверен Ему Отцом. Начнем с 1981 г., когда, если вы помните, впервые стали широко обсуждаться вопросы, связанные с числом 666 и концом света. До того времени в православной среде им не уделялось такого внимания. Известно, что никто из святых отцов не учил, что это число как таковое и есть печать самого антихриста. Во-первых, число 666 не могло рассматриваться как число зверя, поскольку мы знаем, что в эпоху развития христианской письменности использовались буквенные, а не современные арабские числа, которых тогда не было. Из всех попыток счесть число зверя явствует, что древние авторы употребляли буквенный счет. <…> Итак, именно с 1981 г. стало распространяться мнение, совершенно не согласное с православным Преданием. Его приверженцы утверждают, что принимающие печать антихриста приобщаются бесам, и их личность соответствующим образом изменяется. А принимается она, как считают глашатаи конца света, при покупке товаров со ставшим сегодня столь распространенным штриховым кодом. Печать эта якобы не стирается и остается с человеком навсегда. <…>Известно, что они почерпнуты совсем не из святоотеческой литературы; данные мнения возникли в не православной среде, в США - стране, являющейся рассадником всевозможных ересей, безумия и демонизма. Одной из первых их распространительниц была некая Мэри Стюарт Рэлф, которая написала на эту тему две книги, ставшие бестселлерами: "Когда ваши деньги теряют смысл" ("When your money fails") и "Новая финансовая система" ("New Financial System"). Госпожа Рэлф заявляет, что мiровая экономическая система через глобальную компьютерную сеть Интернет и штриховые коды подготавливает нас к принятию антихриста, а пользующиеся ими получают печать антихриста. Вот эти-то утверждения и породили столь бурный ажиотаж вокруг означенной проблемы. Для привлечения внимания г-жа Рэлф прибегает к обычным приемам. Она цитирует авторитетных ученых, богословов, духовных лиц, мнение которых никому не приходит в голову оспаривать, и, используя их имя, начинает исподволь знакомить читателей со своими собственными "духовными" изысканиями. Так, она сообщает, что некто Джон Х. Шеперд известил ее "по вдохновению от Христа", что число 666 как таковое и есть печать антихриста. А "Святой Дух" открыл уже ей самой, что штриховой код имеет цифру 666, и тот, кто приобретает товары с этим кодом, получает в придачу печать антихриста. Изложив эти и другие "откровения", г-жа Рэлф приходит к выводу, что сама она является пророчицей, посланной спасти мiр от вторжения сатанинских компьютерных технологий, столь стремительно захватывающих все области жизнедеятельности человека. Этот бред не может вызвать ничего, кроме улыбки, однако совсем не смешно, что басни американской протестантки, претендующей на роль пророчицы и не умеющей отличить черного от белого, стали учебным пособием в православной среде! Странно и больно видеть, как богословы, монашествующие, священнослужители, вдохновленные идеями и «откровениями» г-жи Рэлф, рьяно протестуют против использования штрих-кода. Они рассуждают об антихристе и его печати, хотя очевидно, что эти рассуждения никак не могут быть названы богословскими, поскольку все доводы заимствованы из чуждой Церкви среды. <…> На сегодня уже много написано "за" и "против" того, что штрих-код есть антихристова печать. Как бы то ни было, 666 остается самым обычным числом и ничем более, оно обозначает определенное количество и используется, как и все прочие цифры. Кроме того, что с ним связаны некие ассоциации, оно ничем не отличается от других чисел и само по себе отнюдь не является печатью антихриста. <…> Давайте рассуждать: если с г-жой Рэлф говорил не Святой Дух, то, значит, какой-то другой дух, а какой именно, можно узнать по плодам ее учения. Нельзя запугивать народ и наносить вред Церкви, тем более в такое сложное для нее время. Нужно критически относиться к любой информации, учитывая, что под ней может таиться злонамеренная и социально опасная ложь. Небезынтересно проследить, каким путем попал в Грецию свежесостряпанный бестселлер американской "пророчицы". Первым перевел и издал книжки г-жи Рэлф... насельник Святой горы Афон монах Парфений. Его перевод, включивший оба ее "труда", назывался "Тревожные знамения времен". Из слов переводчика явствует, что он опасался, не находится ли автор изложенных в этих книгах пророчеств в духовной прелести: "Я не берусь об этом судить. Только Церковь является компетентным судьей в таких вопросах, поэтому решающее слово я оставляю за ней и молю Бога, чтобы Он послал делателей на жатву, а также вразумил и просветил нас". Однако, несмотря на такое заявление, монах Парфений не озаботился различением духов. Он не смог отличить "откровений" г-жи Рэлф, внушенных демонами, от одного из величайших даров Святого Духа - дара пророчества. Может ли Святой Дух изрекать ересь или обитать в еретике? Чем руководствовался монах Парфений, когда переводил с английского языка книгу, которая грешит явно не православным подходом к рассматриваемой проблеме и не соответствует традиции святоотеческого богословия? И как он мог спутать учение Церкви с мистификациями американской сектантки? Кроме того, интересно, почему монах Парфений, заявивший, что он оставляет последнее и решающее слово за Церковью, не попытался узнать ее суждения и не представил свой перевод в комитет духовной цензуры Священного Синода? Напротив, он издал его, после чего сразу вспыхнул бушующий и поныне пожар страстей. Известно, что многие афонские монахи читали книги г-жи Рэлф. Например, иеромонах Христодул Ангелоглу пишет об этом в книге "Старец Паисий". Подумать только, что к этой фантастике отнеслись как к серьезной книге! Оказывается, свет во откровение языков сияет с Запада, из США! Люди, одержимые навязчивой идеей о наступившем конце света, выдвигают лозунги типа: "Кто не борется против числа 666, тот продался антихристу!" Так сатана сегодня воюет против Церкви, пытаясь вселить в нее дух раскола. Подобные настроения, суть которых сводится к утверждениям типа: "Все плохо, победу лукавый торжествует, что делать, не знаем!" – есть проявления психологии уныния. Понятно, к чему может привести доверие к писаниям г-жи Рэлф. Мы знаем, что диавол всегда стремится нарушить святое единство Церкви. О такой опасности предупреждал еще святой Косьма Этолийский. И, как видим, враг рода человеческого не упустил удобного случая. Церкви нанесен вред, и немалый. Тот, кто имеет хоть какое-то представление о православном святоотеческом богомыслии и мiроощущении и знаком с творениями святых отцов, чуждых нездорового мистицизма, прекрасно понимает, что писания Мэри С. Рэлф являются плодом бесовского наваждения, или прелести. Желающим подробнее ознакомиться с учением святых отцов о прелести можно рекомендовать следующие сочинения: ответы преподобного аввы Варсонофия; "Добротолюбие", т. 4; "Приношение современному монашеству", "Священное безмолвие" и "Ревность духовная и ревность душевная" святителя Игнатия (Брянчанинова)…»[9] Откровение о штрих-кодах в 80-е гг. распространялось среди православных греков, с начала 90-х – в России и Украине. Первоисточник страхов перед штрих-кодом был тот же – харизматический. Святогорский монастырь МП издал сборник “Печать антихриста”, в котором со странной неразборчивостью публикует рассказы пятидесятников. Еще несколько слов о «харизматичке», книги которой зачитаны православными до дыр. М. Рэлф возглавляет «Лигу молитвы», ее девиз – непрестанно молитесь. Рэлф сравнивает себя с Девой Марией и Неемией. Согласно ее пророчеству, в 1999 г. должно было произойти второе Пришествие. В 1985 г. она получила неопятидесятнический дар – «слово знания», которое сопровождалось указом сотрудничать с пастором Йонгги Чо (он возглавляет крупную корейскую секту «Йоидо Церковь Полного Евангелия» – прим. сост.). Пришествие Христа будет 28 октября 1992 г., – так пророчила дружественная Йонгги Чо «Церковь Тами» из корейского харизматического движения «Хье-го» (в пер. «Восхищение на небо» – прим. сост.). Эти «харизматы» оклеили Москву листовками с изображением, где у мужчины отпечатан на лбу штрих-код. Внизу подпись: «Меченный лазарем [лазером] <...> будет подвержен посланию в ад». Идеи ДПК также проповедует такое оскандалившееся на почве псевдомистического разврата порождение неопятидесятничества, как секта «Семья», не отстают от неё – пресловутая ньюэйджевская секта «Белое братство», псевдокатолическая секта «Орден святого Шарбеля» и многие другие секты разных на первый взгляд направлений. Группы активистов ДПК обретаются у баптистов, пятидесятников, мормонов... В мiре противники штрих-кода составляют движение, напоминающее «третий интернационал» большевиков. И хотя они есть во всех религиозных течениях, и везде сеют смуту, но основу ДПК все-таки пока составляют сектанты. V Почему ДПК нашло живой отклик у греков и у нас? Видимо, потому, что Византийская и Российская империи для многих являются оплотом вселенского Православия и их падение переживается как апокалиптическое горе. Кроме того, у нас семя ДПК упало на почву, подготовленную эсхатологическими веяниями, отмеченными духом харизматизма. Вот тут значительный вклад привнесло возникшее в XVII в. старообрядческое движение, породившее множество изуверских сект, включая хлыстовство. Сегодня духом харизматизма пропитаны всевозможные течения от выходцев из МП псевдокатокомбников (Богородичники, Рафаиловцы и другие рядящиеся под Православие секты – прим. сост.), до духовно одичавших без пастырского окормления катакомбников. Бывает, что эти движения причудливо переплетаются между собой и одинаково используют общую литературно-пророческую базу. Один из ведущих авторов ДПК, участник Союза православных хоругвеносцев, Союза православных братств Андрей Алексеевич Щедрин (литературные псевдонимы Николай Козлов и Б. Ольховский) борьбу православния с хлыстовством называет гонениями Синода на истинно-верующих христиан. Православное крыло ДПК и вживую контактирует с близкими ему по духу старообрядцами. Есть и новообразовавшиеся общины, выделившиеся из МП, где семена «откровений» Рэлф легли на питательную почву, веками возделываемую темными эсхатологическими страхами тех же старообрядцев, и расцвели всевозможными фобиями – от страха перед всесильными жидо-масонами до боязни ИНН и новых паспортов. Община Петра Кузнецова («схимонаха Максима» – прим. сост.), называющая себя «истинной Русской Православной Церковью», ушла в пещеры дожидаться конца света, о котором получила откровения, пригрозила в случае вмешательства властей самосожжением. Разве это не угрозы «сотворить гарь» в духе старообрядцев? Кузнецов перед телекамерой читает Апокалипсис, глядя в книгу: «Время близко. Иоанн семи церквам, находящимся в Расии». Не в Асии (Откр. 1, 3–4), но в Расии! Увидевший в Библии то, чего нет, он комментирует увиденное: «Апокалипсис дан только россиянам». Телерепортеры не задумываются, верно ли Кузнецов цитирует православное Писание. У них задача – подать сенсацию, что Православие порождает бесчеловечные секты и не может помочь в борьбе с «православным сектантством». Веря в то, что он спасается, Кузнецов не понимает, что является орудием в планах дьявола по прельщению душ. Он одержим харизматическими идеями сам, и пытается вести за собой людей, но, по сути, оказывается в числе безумцев, пытающихся своими действиями уничтожить Церковь, только в отличии от Гинзбурга делает он это безсознательно. В Ставропольском крае под Пятигорском развернула деятельность такая же секта. Она отвергает штрих-коды, ИНН, российские паспорта и именуется «истинно-православным монастырем». Её возглавитель – игумен Василиск, бывший настоятель одного из местных храмов МП, присвоил пожертвования, которые несколько лет собирались на строительство новой церкви, и отделился от МП. Проповедник скорого пришествия антихриста, провозгласив себя «истинно православным» епископом (предположительно епископство получил от одной из неканонических групп «секачевцев» - прим.) из, заставляет своих духовных чад с утра до вечера, без выходных, работать на своем поле и ферме. По его приказанию люди безропотно продают дома и квартиры, отдавая отцу Василиску все деньги. Схожую картину уже несколько лет можно наблюдать в деревне Кощеево Любимского района Ярославской области. В ней расположена столица «Опричного братства Иоанна Грозного». Основатель и предводитель «братства» – вышеназванный Андрей Щедрин, околоцерковный публицист, выступающий под псевдонимами Николай Козлов и Б. Ольховский. Поначалу «опричники» ходили в местную церковь МП, но потом перестали: «барин», как именуют они Щедрина, объяснил, что на МП нашла порча. Посему надо создавать свою «церковь верных». Соседи «опричников» говорят, что слышали, как «барин» грозился тем, кто его ослушается, отрубить голову. Любопытно, что на сайте «Опричного братства» размещено «Пояснение духовным чадам» вышеупомянутого игумена Василиска. Этот документ объясняет, почему доверчивые православные так легко становятся жертвами подобных личностей. «За несколько лет до ИНН, – повествует Василиск, – мне было предсказано, что я отделюсь от Московской патриархии. Моя духовная дочь Любовь Леонтьевна знала игумена Григория (ныне епископ Белгородский РОСПЦ Д.Балабанова – прим. сост.). Однажды, когда отец Григорий был уже в Зарубежной Церкви, духовная дочь была у него. Сам отец Григорий, хотя и молод, как говорит Любовь, был высокой духовной жизни. И вот что он сказал в 1996 г.: «Корабль «Титаник», у которого рулевой Алексий II, идет прямо на айсберг, и спасения нет». Когда выходил после беседы, он остановился у порога, повернулся и сказал: «А игумен Василиск пересядет в лодочку и немногие с ним». И опять пошел на выход. Потом остановился за дверью, опустил голову в раздумье и сказал: «Океан холодный и опасный. Кормчий должен быть опытным. Видимо, игумен Василиск таковой и есть...» <…> На протяжении вот уже 15 лет существует «Церковь Божией Матери Нового Завета». Она же «Церковь Божией Матери Державной», она же «Богородичный Центр» – перерегистрировали ее не раз под самыми причудливыми названиями. Лидеру секты Вениамину Береславскому, именующему себя архиепископом Иоанном, по его словам, в 1984 г. явилась Богородица. С тех пор он якобы ежедневно слышит ее голос. «Наговоренное» девой Марией составило более 20 томов. «Богородичники» также, как и все харизматы, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, верят, что наступили последние времена. А среди канонизированных ими святых также, как у «опричников», – Григорий Распутин. Поначалу г-н Береславский призывал своих адептов освободиться от культа женщины, который «держится на генитальном уровне». Потом анти-женская направленность вмиг испарилась, был признан отрицавшийся раньше институт брака, и сегодня среди «прихожан» этой «церкви» большинство – нервные дамочки. <…> Лидеры псевдо-православных групп осознают, что привлечь людей могут лишь чем-то необычным, экзотическим. Логика проста: в православном храме каждый день одно и то же, а народ просит и хлеба, и зрелищ. <…> Как народный целитель начинал бывший полковник Главного разведывательного управления СССР «Святейший архиепископ Московский, митрополит Всероссийский» Рафаил (Прокопьев). Целительницей именует себя и «матушка Фотинья» – бывший директор торгово-закупочной базы Горьковской железной дороги Светлана Фролова. Она была осуждена за мошенничество, а выйдя на свободу, «прозрела». По ее словам, Второе пришествие уже совершилось. Патриарх Алексий II – реинкарнация Понтия Пилата, а Владимир Путин – новое воплощение апостола Павла. В общине «матушки», расположенной в Нижегородской области, есть даже иконы «святого президента». Казалось бы, глупость, но в «храме», где совершает «богослужения» первая «православная» женщина-«священник», всегда людно. Мошенничество обречено на успех там, где царит невежество.[10] Также ДПК крепко завязано с МП в виде царебожнического движения. Идея, что св. Государь Император искупил своей кровью грех народного богоотступничества и тем самым уподобляется Христу, распространяется благодаря ДПК, а самому ДПК оно дает идеолого-мистическую базу. Радеющий «за чистоту Православия» епископ Диомид в документальном фильме «Духа не угашайте» открыто исповедует так называемое царебожие. По патриархийным киоскам продаются записи царебожницы Ж. Бичевской. Часто из среды царебожников формируются лжеправославные – тоталитарные секты, такие как секта лжестарца Киприана Цибульского, бывшего игумена МП, изгнанного из Троице-Сергиевой Лавры за разврат и лишенного сана. Кроме этого, ДПК поддерживают и обыкновенные православные люди. Чувство всемирного неблагополучия побуждает их доверять ДПК, о харизматистских истоках которого они и не догадываются. Это происходит оттого, что ДПК подается в приспособленном для православных виде. Особо мешают людям разобраться две передающиеся благоговейным шепотом легенды про истоки ДПК. Первая легенда: прозорливым старцам пришло откровение об электронной печати антихриста, они и начали ДПК. Действительно, греческое ДПК набирало силу именем афонского монаха Паисия (Эзнепидиса), но самая ранняя его беседа об электронной печати относится к 1987 г., когда он посетовал иеромонаху Христодулу Святогорцу: «В Америке уже начертывают имя «зверя» лазером». Паисий тогда вынес из кельи и «показал книгу американки М. S. Relfe». Через считанные дни после беседы Паисий написал выступление против кодов; назвал созвучно американо-греческим публикациям Рэлф — «Знамения времен: 666». Православный опыт безмолвия учит осторожно относиться к помыслам. Преподобный Силуан замечал: «Мудрость в том, чтобы не принимать помысла». Помысел о штрих-коде шел от прельщенных неопятидесятников. Его надо было отвергнуть, Паисий, увы, его принял. А когда помыслу Паисия пытались придать статус частного мнения, он протестовал: «Я не выражаю своего собственного мнения, а <…> мнение Церкви». По словам Паисия, он спрашивал на молитве об электронной печати и получил ряд откровений. <…> Вторая легенда гласит: инженеры натолкнулись на зашифрованное в компьютерной программе число антихриста и подняли тревогу. Легенду обслуживает растиражированное выступление инженера Кола Сандерсена, который участвовал в проектировании подкожных чипов. Летом 1993 Сандерсен выступил против микрочипов, он буквально заявил: «Бог мне сказал: «Посмотри на число 666». И я сказал: «Господи, я же не знал об этом»». Итак, инженер узнал о 666 не из технической документации, а из беседы с «Богом», точнее, из «слова знания». Отечественные публикаторы харизматизм Сандерсена замаскировали, чтобы не отпугнуть православных. Однако и в их искаженной публикации видно, как этот «христианин библейской веры» заканчивает выступление серией цитат из Д. Уилкерсона (возглавляющего неопятидесятническую «Церковь на Таймс Сквер»). Часто проповедь ДПК среди православных подкрепляется чудесами типа: в «храме Святителя Николая, после того как община решила не принимать ИНН прихода, чудесно замvроточил образ Святителя». Почитающийся старцем в ДПК протоиерей МП Владимир Шикин утешает: «Вы не представляете, какие чудеса в последние времена будет творить Господь». Но ведь это учение пятидесятников о позднем дожде! Противоположное этому учению сообщает архимандрит Софроний (Сахаров) (ученик преп. Силуана Афонского – прим. сост.): «Есть предсказания святых отцов IV в., что в последние времена Бог скроет от верных Своих, где они (то есть на какой ступени духовного развития находятся – прим. сост.). Не будут творить чудеса. И будут ощущать себя как бы покинутыми Богом, в состоянии истощания. Это единственный верный путь». Но харизматы другого мнения, и чудеса у них не прекращаются. Например, на двусторонней листовке, распространяемой по храмам МП, на одной стороне выступление харизмата Сандерсена, на второй — икона Спасителя из Оренбургской области: с 1999 г. (начало активного присвоения ИНН) икона замvроточила, а когда был запущен проект «Карта москвича», икона закровоточила. Подобное есть и у «богородичников», они тоже доказывают чудесами правоту своих пророчеств… Все попытки обосновать текстами старцев и технической документацией откровение о кодах появились в православном ДПК на втором десятилетии его жизни. Они все сделаны задним числом. ДПК началось не со старчества, не с инженерии, а с харизматизма. Кроме всего вышеперечисленного, православное крыло ДПК регулярно печатает новости сектантов из ДПК, избегая ссылок на конфессиональную принадлежность своих источников. Вот тут мы и видим настоящий межконфессиональный интернационал – экуменизм. Православные из ДПК считают экуменизм всеересью и признаком последних времен. Почему же они распространяют откровения иных исповеданий и даже религий? Думаю, потому, что они уверены в непременном содействии им Духа истины, Который не допустит им обмануться, то есть они настроены харизматически. К сожалению, формат выступления не дает возможности не то что подробно рассмотреть, но и просто перечислить всех апологетов ДПК. На самом деле, их великое множество. Среди них лжестарцы и экстрасенсы-шарлатаны, пророки и одурманенные пророчествами. Не дай нам Бог оказаться в их числе. VI Отцы и братия! Кодификация и чипизация нашей жизни есть не что иное, как подготовка пришествия антихриста, но никто не может сказать, когда это будет. Откровения харизматиков говорят о кодификации то, что понимает любой здравомыслящий человек, но эти откровения не несут за собой решение вопроса. Они несут злобу, одержимость, бегство в пещеры и леса, но не несут бегство от грехов. Одержимая духом прорицательным (Деян. 16, 16–18) сообщила людям, что Павел возвещает спасение, но Апостол выгнал из нее духа не потому что информация неверна, а потому, что бес вредит, даже когда сообщает правдивые сведения. ДПК у «харизматов» началось благодаря информации «Духа» о кодах, а продолжилось новыми «крещениями Духом». Неопятидесятническое ДПК не стремится передать информацию о чуде, оно стремится передать чудотворческий дух харизматизма. ДПК легло на православную почву силами самостоятельных в своем мистицизме (или харизматизме – прим. сост.) православных. И хотя «православные» харизматисты составляют в ДПК меньшинство, но они стараются влиять на нормальных православных из ДПК, вызывая у них харизматистский настрой. Уровень харизматизма в православной среде повышается с помощью ДПК, так что желание «харизматов» передать «Дух» отчасти сбывается. [11] Вспомним опять про ученых. Сегодня мы можем найти множество научно-технических доказательств, что штрих-код является носителем сатанинского числа, но насколько они научны и доказательны?! Впечатляет то, с каким доверием штрихофобы (люди, боящиеся штрих-кодов – прим. сост.) относятся к экстрасенсам. Например, В. Ахрамеев - один из "специалистов", "доказавших" в газете "Русский вестник" наличие сатанинского числа в штрих-кодах, является членом-корреспондентом Международной Академии информатизации, а это – общественная организация, которая трудно назвать иначе, как оккультная секта [12]. Но более всего «ревнители» гордятся результатами суда в г. Приозерске Ленинградской области, на котором в феврале 2002 года было оглашено творение местного "эксперта", который также "доказал" антихристов характер ИНН и штрихов <…> Цитата: "В качестве эксперта был приглашен заведующий лабораторией Центра энергоинформационных технологий при Государственном институте точной механики и оптики Алексей Ипатов. Кандидат технических наук, признанный специалист в этой области, он изучил документацию по ИНН и схватился за голову". На деле схватиться за голову тут должен был православный читатель, ибо у церковных людей при упоминании терминов типа "энергоинформация" ассоциации возникают только с мiром "экстрасенсов" и "эзотериков" (эзотерик – по-гречески то же самое с латинским корнем – оккультист). На <…> интернетовском форуме диакона А. Кураева людям предлагается сообщать информацию о себе (прежде всего, о своей религиозной ориентации). Так вот, Алексей Ипатов сам о себе написал так: "Участник с двойной регистрацией под номерами 2745 и 3850. Вызвано это тем, что я одновременно эзотерик и православный в общении с Патриархом Алексием II. Тема кандидатской диссертации – приборы для регистрации энергоинформационных воздействий". <…> Эзотерика - не просто его хобби. Его оккультные убеждения мотивируют его профессиональную деятельность. Еще раз вспомним его основное место работы: "заведующий лабораторией Центра энергоинформационных технологий". "Мозгом" этой лаборатории и руководителем Ипатова является некий Геннадий Дульнев. <…> Газета эзотериков "Аномалия" сообщает о работе лаборатории Дульнева и Ипатова с "целительными волшебными куклами". Их создатель доктор Брунк, президент Общества Системоориентированной Медицины Германии, "решением Ученого Совета Института точной механики и оптики назначен на должность профессора в Центр Энерго-Информационных Технологий". Так что Ипатов – не православный ученый, исследующий паранормальные явления, а в самом деле "эзотерик" А потому Ипатов: а) не может быть надлежащим экспертом с точки зрения юридической (ибо как преподаватель приходской школы зависим от истца – прихода, инициировавшего иск); б) не может быть таковым с точки зрения церковной; в) не может быть признан компетентным исследователем и с точки зрения научной: ибо оккультизм и наука – "две вещи несовместные". <…> Экспертизы штрих-кода Ипатов на самом деле не производил. Он просто пересказал один из аргументов, высказанных прежними экспертами, – при этом, даже не сославшись на них. <…> Многие даже церковные издания поверили ему и не смутились тем, что он вполне открыто был представлен как специалист в области "энергоинформатики". Неужели настолько уже утрачен у нас дар различения духов, что мнение колдуна стало для Церкви авторитетным? Неужели забыли, как апостолы отказались принимать даже истинное свидетельство от языческой прорицательницы (Деян. 16,17-18)? [13] Буклет «Петля глобализации» после ссылки на Сандерсена пророчит: «В обычном концлагере человек имеет возможность духовной жизни, <...> в электронном — ничего этого не может быть. Все, что бы он ни делал, какие бы ему ни приходили в голову мысли – все это не его, а внушение чужой воли. Это уже что-то человекообразное, но не Человек – образ Божий». Учение об утрате через грех образа Божия было бы естественно для псевдопротестанта Сандерсена, Православие же учит об искажении образа Божия. Но ДПК не останавливается на протестантской окраине и утверждает совсем как собратья по движению, нью-эйджевское «Белое братство: «ИНН зомбирует человека». Православное ДПК протест поддерживает: «не желаем стать заклейменными зомби»! Алексей Добычин – человек, представляющийся физиком, в статье «Психоэкологическая угроза как часть апостасии» пишет: «Психотехнологии оказались более совершенными в воздействии на подсознание человека, чем возможности бесов.<…> Находясь в постоянном контакте со средствами массовой информации (телевидением, радио, интернетом) и в окружении большого числа электроприборов, подсознание людей будет находиться под непрестанным воздействием методов аудио- и видео-психокоррекции». Небывалое «открытие»: оказывается, мозг ученых смог создать технологии, которые умнее, чем бесы. Оказывается, что эти технологии будут влиять на нас при помощи электроприборов. Выходит, что мы должны бояться обычных бытовых вещей больше, чем козней дьявола. О Боге же он упоминает только в контексте полемики. Эта статья – классический пример переключения внимания человека с реальной опасности на мифическую. Как было бы легко и просто: выкинуть все электроприборы и спастись. Один из главных, наихитрейших ходов диавола заключается в том, что он убеждает людей, что будто бы его не существует. Нет диавола, не надо с ним и бороться. Господин же Добычин утверждает, что наши бытовые вещи опаснее бесов, а потому напрашивается вывод–надо бороться с мiром вещей, а про мiр духов можно и не вспоминать. Православный человек должен понимать, что активнее и организованнее всего нам противоборствуют бесы. Информации о каждом из нас они имеют предостаточно, добывают ее лучше электродатчиков, передают быстрее интернета и проникают в наши помыслы без всяких проводов. Более злоумышленной слежки и контроля, чем всегдашние бесовские нападки, никакие компьютеры не устроят. Но, помимо бесовской слежки, есть Божий Промысел. Бог, в отличие от бесов, располагает полнотой информации и возможностью вмешаться. Антихрист будет опираться на диавола, а не на технологии и электротехнику. Мы должны верить в Бога и ненавидеть грех в себе, а не в других. Ведь христианское отношение к мiру сочетает два действия: мiр принимается как создание Божие (мiр как добро) и отвергается в его отступлении от Бога (мiр как зло). Православный отрекается от мiра злых деяний, а не от мiра злых вещей. Осуждение мiра в православии проявляется как борьба со страстями: «Брат <...> хвалил одного брата за то, что он ненавидит зло <...> Старец (Пимен Великий – прим. сост.) отвечал: вот ненависть ко злу – если кто возненавидел свои грехи, а ближнего своего почитает праведным». В ДПК же культивируют осуждение греха: «Принятие ИНН – богоотступничество». Эта фраза из газеты «Канон» обличает чужой грех. ДПК отвергает мир внешне – компьютеризацию. Харизматы призывают: «Мiр [вещей] гибнет, из него надо бежать». [14] Как?! Да никак. Надо бежать от грехов и страстей и тем самым идти к Богу. Если же человек не идет к Богу, то он идет к диаволу, а мiр греха проникнет с ним даже в пустыню. Сегодня человечество находится на пороге конца, но вместо того, что бы внимать своим грехам и молиться об их прощении, нас призывают бороться с ветряными мельницами. Православных заманивают харизматической лже-духовностью и запугивают лживыми пророчествами. Харизматизм проникает все глубже и глубже в тело Церкви, разъедает сознание неокрепших духовно и выводит их за церковную ограду. Бог есть любовь, но движение харизматов несет ненависть и разделения. Отделяясь от православия, человек становится сторонником диавола и со-работником экуменического интернационала харизматистов. Печать антихриста – это добровольное участие в его делах и единомыслие с ним, именно к этому и идет все разнородное харизматическое движение. Надо бежать не от вещей, а от греха. Причем, наше отношение к вещам во многом определяет наши грехи. Мы должны понимать, что ИНН, чипизация и штрих-коды, компьютеры и пр. – порождения человеческого ума. Господь может уничтожить это мгновенно, но пока он попускает их на земле, наша же задача не увлекаться этим и, уж тем более, не культивировать в себе страсти, борясь «ЗА» или «ПРОТИВ» этих вещей. Мы должны знать о кодификации и по возможности не соприкасаться с ней. Но, увы, все наоборот. Люди готовы драться друг с другом в припадке эсхатологического страха, порожденного бесовскими пророчествами, жить страхом перед вещами, а с молитвой не соприкасаться. Думаю, в дальнейшем будет проведено более грамотное и тщательное рассмотрение данного вопроса, я же сказал свое слово православного христианина. Иеродиакон Никон (Смирнов), Челябинская община РИПЦ Св. Архистратига Божия Михаила Примечания: [1] Сборник, «Царю Небесному и земному Верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий - ”Невский”)1835-1926», Паломник, 1996. [2] Харизматическое движение (от греч. χαρισμα; дар (благодати), дарование, англ. Charismatic movement —) Энциклопедия Википедия. [3] Флагелланты, или бичующиеся - представители движения, довольно распространенного в Западной Европе в XIII, XIV и отчасти XV вв. Эта идея жила в западной церкви с первых же веков христианства. Первым Ф., которого знает церковная история, был св. Парадульф, живший во франкском королевстве около 737 г.: он, по сказаниям, проводил целые дни в том, что его бичевали и он сам себя бичевал. В 1349 г., в разгар опустошавшей Европу эпидемии "Черной смерти", искупительные флагеллантские процессии захватили (особенно в Германии, Франции и Фландрии) огромнейшие массы народа. Начались (первая - в Страсбурге) крестоносные флагеллантские процессии: впереди шел человек с распятием в руках, за ним участники процессии с хоругвями и красными крестами на одежде и шляпах. Эти процессии переходили с пением и плачем из города в город, заходя во все церкви и монастыри. Дважды в сутки процессии останавливались (обыкновенно за городом, в открытом поле) и либо совсем раздевались, либо обнажали верхнюю часть тела и бичевали себя, а иногда ложились на землю и только некоторые ходили по рядам и наносили направо и налево удары кнутом или хлыстом; получившие удар тотчас вставали. Когда все были на ногах, Ф. становились в круг, хором запевали религиозный гимн и с пением и стонами попарно двигались по кругу, бичуя себя ремнями, узловатыми плетками с металлическими наконечниками и т.д. Текст флагеллантских гимнов довольно однообразен и по большей части представляет пересказ популярного в средние века мотива о гневе Христа на людей, о просьбах Богородицы за человечество, о намерении Христа уничтожить весь мiр за грехи, наконец, о согласии его отложить эту всеобщую казнь, чтобы дать людям покаяться и искупить свои прегрешения. Эти молитвословия, сопровождаемые бичеваниями, производили очень сильное впечатление на зрителей: тут же собиралась милостыня в пользу Ф. и присоединялись к ним новые участники. После окончания бичеваний один из Ф. читал вслух письмо ко всем людям, якобы положенное ангелом на алтарь иерусалимского храма. В письме снова, с небольшими вариациями (кроме Богородицы, выступали еще херувимы и серафимы), рассказывалось о том же гневе Христа и т. д. Прибавлялось, что Бог с тем условием помиловал землю, чтобы каждый грешник на тридцать четыре дня удалился из своего родного города и бичевал себя. В последние четыре века, когда секта Ф. в собственном смысле гибла и исчезала, бичевание с целью отпущения грехов необыкновенно усилилось в католической церкви под влиянием сначала францисканцев и доминиканцев, а потом иезуитов. [4] Джон Уэ́сли (англ. John Wesley, 17 июня 1703 Epworth — 2 марта 1791 Лондон) — английский протестантский проповедник, один из основателей (вместе с Джорджем Уайтфильдом) методизма. Cын английского писателя и богослова, учился в Оксфорде. Под влиянием сочинений Фомы Кемпийского и Тейлора он уже в 1729 г. основал в Оксфордском университете вместе со своим братом Чарльзом (1708—1788) и другими 15 студентами «Общество для чтения Библии, молитвы и добрых дел». За свой спокойный, правильный, методический образ жизни они были прозваны в насмешку «методистами». Уэсли в 1735 г. отправился в Америку; там он отказался от всех радостей жизни, не пил вина, не ел мяса, спал на голой земле. Своим фанатизмом и нетерпимостью он нажил себе много врагов и в 1738 г. вернулся в Англию. В Англии, действуя сначала в союзе с гернгутерами, он основал по образцу братских общин самостоятельные религиозные общества. Он ежегодно посещал все общины методистов, называвшиеся «веслеянскими»; очень часто говорил проповеди, которых произнёс всего около 50000. В деревне Кингсвуд под Бристолем Уэсли устроил семинарию для методистских проповедников. В 1749 г. он женился, хотя раньше проповедовал безбрачие; но женитьба его была неудачна, и он скоро разошёлся с женой. [5] Ревивализм – (от англ. Revival – возрождение) – религ. движение в протестантизме за духовное «возрождение» посредством усиления религиозности. Специфич. явление религ. жизни протест. церквей и сект, начиная с 18 в., прежде всего в США, а также в нек-рых странах. [6] Давид Уилкерсон (David Wilkerson) родился в Хаманде, штат Индиана, 19 мая 1931 года, является основателем Мирового Христианского Служения "Teen Challenge" - реабилитационных центров для наркоманов и алкоголиков. Он является автором книг: "Крест и Нож", "Видение", "Приложи трубу к устам твоим" и других. Давид и его жена Гвен живут в городе Нью-Йорке, где он является пастором церкви Times Square Church и президентом Служения World Challenge. [7] Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») — общее название совокупности различных оккультных течений. Также называется «Новая Эра», «Эра Водолея», «Новый Век». Зародилось после Второй мировой войны. Достигло наибольшего расцвета в 70-е годы XX века. [1] [2] Нью Эйдж движение, достигшее публичной известности на Западе в 1970-1980х, это движение за возрождение духовности, эзотерической традиции, пересмотр устоявшихся взглядов.Название движения произошло от его ориентации на приход Новой Эры, Эры Водолея, которая начнёт зарождаться в человечестве с наступлением двадцать первого века. Нью Эйдж среди других религиозных движений является исключением в плане того, что оно не представлено какой-то одной конкретной религиозной структурой (сектой, общиной или чем-то подобным). Хотя существует множество организаций, которые могут быть причислены к Нью Эйдж, собственно направление не представлено в какой-либо из них в наиболее завершённом виде. [8] Пауэр-ивэнджелисм — от англ. power ‘сила, мощь, власть’ и evangelism ‘евангелизация, изложение Евангелия’. [9] Мелетий митр. Никопольский, «Печать антихриста в Православном Предании» [10] М.Поздняев, Раскольники XXI века, «Новые Известия» 18 декабря 2007 г. [11] По статье: диакон Павел Сержантов, «Православие и харизматизм». [12] Эдуард Кругляков, «Ученые» с большой дороги». [13] По статье: «Есть ли `число зверя` в штрих-коде? Послесловие к суду в Приозерске» ( http://www.shtrih-center.ru/state/strashno_gut.html ) [14] По статье: диакон Павел Сержантов, «Православие и харизматизм». |
© Catacomb.org.ua |