В Омске почтили 90-ю годовщину трагического убийства Свв. Царственных Мучеников Иерей Лев Степаненко, г. Омск, РИПЦ
Святые Царственные мученицы, молите Бога о нас.
День памяти Святых Царственных Мучеников в 90-ю годовщину их трагической казни 4/17 июля 2008 г. в кафедральном соборе Русской Истинно-Православной Церкви в честь Святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Церкви Русской г. Омска был почтен по-особому. Этот день является престольным храмовым праздником и потому накануне в Омск приехали гости из других городов и епархий. Особым духовным утешением для духовенства и прихожан явилось прибытие из Одессы, где расположен синодальный центр Русской Истинно-Православной Церкви, чудотворного благоухающего списка Иверской Монреальской мироточивой иконы Божией Матери, написанного братом-мучеником Иосифом Муньоз. Вечером 3/16 июля в кафедральном храме было совершено бдение. На великой вечерне прозвучали стихиры Царственным мученикам, тропарь святому Царю-мученику Николаю «Царства земнаго лишение…» На утрени, помимо тропаря Царю-мученику, прозвучал тропарь Преподобномученице княгине Елисавете, седальны святых. Затем пропели полиелей и величание: «Величаем вас, страстотерпцы святии Царственные мученицы, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте». Трогательно прозвучал седален Царю-мученику: «Егда ты, Царю-мучениче Николае, царский престол восприял еси, не просил еси у Бога богатства имений, ни славы, ниже душ, противящихся тебе, ниже дний многих, но от сердца просил еси, якоже премудрый Соломон…» Служил Архиепископ Тихон Омский и Сибирский в сослужении и протоиереев Василия (Омск) и Валерия (Шадринск), иеромонахов Евгения (Омск) и Поликарпа (Одесса), иереев Константина (Первоуральск) и Льва (Омск), а также иеродиакона Никона (Челябинск).
На следующий день 4/17 июля совершили водосвятный молебен ко Святым Царственным Мученикам, за которым последовала Божественная Литургия. Молящихся было более 120 человек.
На литургии после публичного покаяния в клир РИПЦ был принят священник из Московской патриархии, а для Челябинско-Шадринской общины Вл. Тихон рукоположил в иеродиакона о. Иоанна. За неделю до этого также через покаяние в РИПЦ был принят иеромонах Евгений (Пампура), служивший до этого в монастыре у печально известной Ганиной Ямы под Екатеринбургом. Он не только глубоко обосновал мотивы своего ухода из МП , но и издал по благословению Вл. Тихона брошюру под названием «За Христом или от Христа? Почему я ушел из МП». В ней он в частности пишет: «Я не могу спасаться внутри нынешнего Московского патриархата, где у меня связаны руки и ноги, а на сердце лежит тяжелый камень, где я, пусть даже молчанием, вынужден каждодневно участвовать в делах лицемерия и лжи… Будучи насельником монастырей, я постоянно пребывал в атмосфере равнодушия. Презрительного высокомерия, хамства, воинствующего невежества… (где) духовная жизнь приводит человека не к формированию образа и подобия Божия, но злобного, ненавидящего всех и вся, зверя или психически больного». Божественную литургию Вл. Тихон закончил «Словом в день памяти Святых Царственных мучеников», в котором отметил, что чудовищное преступление, совершенное кровавыми богоборцами на Урале, наложило трагический отпечаток не только на судьбу России, но и на всю эпоху. Исполнилось древнее пророчество Иоанна: из мира был взят Удерживающий, каким был Православный Русский Царь, правящий «не по многомятежному человеческому хотению, но по Божьему избранничеству, и честно ходя пред Богом». Вся сила международного сатанинского зла была направлена на него – Русского Царя и его Православное Царство. Владыка с горечью отметил, что реки крови, пролитые многомиллионными безвинными жертвами на Святой Руси, не имели бы места в последующие десятилетия, если бы 90 лет назад народ не изменил бы своему Государю («Кругом предательство, трусость и измена») и не пролилась его мученическая кровь. Царственные Мученики сияли изумительной кротостью, всепрощением и доброжелательством, и подвиг свой они совершили в духе глубочайшей христианской любви. Русская Зарубежная Церковь заслуженно прославила их как мучеников. И нам, исправляя ошибки отцов своих, надлежит молиться им, дабы своими крепкими молитвами у Престола Божия Господа Славы заступились за нашу страну и народ, над которым тяготеет страшный духовный и моральный гнёт, как допустившим грех клятвопреступления и цареубийства. Так закончил свое слово Владыка Тихон.
Первая Божественная Литургия в храме во имя Святителя Тихона, Патриарха Московского До 5/18 июля 2008 г., дня прп. Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца, в Омске был лишь один храм, наследовавший традиции Русской Катакомбной Церкви и Русской Зарубежной Церкви. Он назван во имя Святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, а сооружен был по инициативе протоиерея Василия (Савельева). Храм, вмещающий около 150 человек, вскоре оказался недостаточным по своей вместимости. Кроме того, находясь в восточной части города, создавалась проблема добираться до него из разных районов и округов. Потому 13 лет назад было начато строительство нового, более капитального и более вместительного храма. Благословение и первые пожертвования на закладку фундамента давал еще Митрополит Виталий. Строительство то замедлялось и приостанавливалось по причине отсутствия средств и различного рода организационных проблем, то вновь набирало темп. Наконец, он готов за исключением внутреннего устройства. В отличие от других новых храмов в округе, храм РИПЦ строился не турками, таджиками и иудеями, а православными. Прорабом был катакомбник во втором поколении – р.Б. Александр. Пятиглавый красавец храм явился самым западным храмом Омска. Если въезжать в Омск по ж/д с запада, то глазам пассажиров предстанет другой храм, построенный на правом берегу Иртыша в конце ХIX-го – нач. XX-го века на средства фонда Императора Александра III и Комитета по постройке Великого Сибирского пути. Комитет возглавлял тогда Цесаревич Николай Александрович. Ныне Омск шагнул далеко на левую сторону Иртыша севернее ж/д, и здесь-то посреди огромного поля, окаймленного берёзовыми колками, и построен храм РИПЦ. Его не видно со стороны ж/д, но Богу не нужны наши дороги. Дневное Божье светило, уходя на ночной покой, в последний момент ласкает купола и кресты именно нашего храма. Мы со всей очевидностию убедились в этом, когда в день Святых Царственных Мучеников выходили с утрени в 23 часа, и раскалённый солнечный шар как раз скрывался из виду.
Вечерняя служба началась в 19 часов. Храм великолепен внутри белизной своих стен. Иконостаса ещё пока нет, он лишь обозначен, но в центре храма яркими кострами свечей пылают золотом два новых подсвечника. А перед подсвечниками на аналоях иконы: Святителя Тихона, Патриарха-Исповедника всея Руси, егоже есть храм, преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, егоже есть день, и чудотворная благоухающая икона Иверской Божией Матери. Непривычно гулко раздаются слова молитв, возгласов священнослужителей и песнопений.
Если день Святых Царственных Мучеников есть грустный праздник, то открытие нового храма, приуроченного к этому дню, есть, безусловно, радостное событие. Не скрывает своей радости наш Предстоятель Владыка Тихон, Архиепископ Омский и Сибирский – это и его детище. Её разделяют все присутствующие православные, т.к. каждый вложил в него частицу своей души. По замыслу Вл. Тихона, при новопостроенном храме в честь Святителя Тихона будет основан православный мужской монастырь Русской Истинно-Православной Церкви. Отдаленность от города и его суеты будет только способствовать уединенному иноческому жительству в обители. Здесь нет пока случайно зашедших людей. Городские асфальтированные дороги ещё не дошли сюда. До ближайшего огромнейшего торгового города, тоже недавно здесь открытого со всеми коммуникациями, не менее полуверсты, которую надо преодолеть по проселочным дорогам. Но сегодня здесь особое торжество и большинство прибыло на транспорте.
Божественную Литургию служил Владыка Тихон. Сослужили с ним протоиереи Василий и Валерий, игумен Илья, иеромонахи Евгений и Поликарп, иереи Константин и Лев, иеродиаконы Никон, Максим и Иоанн. Служба шла своим чередом, но вдруг последование её было дополнено совершенно независимыми от духовенства обстоятельствами. Последние дни стояла аномально жаркая погода. СМИ передавали сообщения о гибельных последствиях её для посевов зерновых. Этот день ожидался ещё более жарким, т.к. уже с раннего утра было более 24 градуса, а на небе ни облачка. Ближе к полудню температура поднималась все выше. Но на «Отче наш, Иже еси на небесех…» вдали едва слышно загремел гром. На словах «Благослови, владыко, теплоту» гром раздался уже близко, а на словах владыки перед причащением духовенства «Боже, очисти нас грешных и помилуй нас» послышался сильный треск грома над самим храмом и пошёл проливной дождь. Дождь пришёл с запада и первым под его очистительные потоки попал наш храм и закончился он с окончанием Литургии. Конечно, в этот день шли Литургии и в других храмах Омска, но у нас она была назначена на 2 часа позднее обычного по организационным причинам – всё-таки первый раз – и, следовательно, в других храмах она уже была закончена. Таким образом, мы верим, что наш храм, наши молитвы, наша безкровная жертва оказались угодны Богу. Слава, Тебе, Боже, слава, Тебе! Действие не могло не потрясти. Подобное очевидное присутствие Божие не могло не тронуть сердце… В этот будничный по государственному календарю день в храме было около 60-ти прихожан. Причастилось около 20-ти человек, не считая священнического и монашеского чина.
После Божественной Литургии большинство вернулись в храм Святых Царственных Мучеников, где во дворе уже были накрыты обеденные столы и состоялась общая трапеза. Будем же надеяться, что воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, святых Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Церкви Русской помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец. Иерей Лев Степаненко, г. Омск, РИПЦ
|
© Catacomb.org.ua |