Мониторинг СМИ: "Епископ Агафангел употребил для хиротоний сторонника МП. Сергианско-экуменическая экклезиология епископа Георгия (Пухатэ)". Газета "Наша Страна", № 2838 от 23 февраля 2008 года Иеромонах Михаил (Хаматов), чтец Иоанн Цховребов, послушник Сергий Кодоев, г. Владикавказ, Осетия
Сергианско-экуменическая экклезиология епископа Георгия (Пухатэ) 7-8 декабря 2007 г. епископы греческого Синода Противостоящих Георгий (Пухатэ) Аланский и Амвросий Мефонский, вмешавшись во внутреннюю жизнь Поместной Русской Церкви, совершили две епископские хиротонии для новообразовавшейся в мае 2007 года группы епископа Агафангела (Пашковского), положив начало новому расколу в Русской Церкви.
Слева направо: еп. Агафангел (Пашковский), еп. Георгий (Пухатэ) и еп. Андроник (Котляров)
Неканоническое решение Синода Противостоящих было принято после того, как с поста Председателя этого Синода ушел на покой митр. Киприан (Куцумбас) Оропосский и Филийский. Претерпел существенные кадровые изменения и сам состав этого Синода, куда вошли два новорукоположенных епископа Киприан Орейский и Климент Гардикийский, занявшие, соответственно, должности и.о. Председателя и Секретаря Синода. Также в новый состав Синода Противостоящих вошел беглый клирик Черноморско-Кубанской Епархии РИПЦ Георгий (Пухатэ) из Южной Осетии, который после отказа в архиерейской хиротонии в РИПЦ ушел в Синод Противостоящих, где и получил епископство.
Помимо смены руководящего состава Синода Противостоящих и решения о хиротониях для группы еп. Агафангела, произошла и смена курса этого Синода. Как заявил архиепископ Хризостом Этнийский в своем официальном пояснении в октябре 2007 г.: «...теперь наш Синод, в соответствии с его открытым духом, снова проголосовал за сближение с государственной (новостильной – прим. авт.) Церковью».
Как оказалось, Синод Противостоящих, подобно Синоду митр. Лавра, давно ведет консультации и диалог с новостильной экуменической Элладской Церковью. Тот же архиеп. Хризостом Этнийский сообщает: «Зная наш Синод как представляющий наиболее серьезный и единственный умеренный голос в старостильном движении, некоторые деятели организовали неформальную встречу между нашими епископами и несколькими новостильными митрополитами, с одобрения главы Элладской Церкви». О существовании диалога между Синодом Противостоящих и новостильной Элладской Церковью сообщает и еп. Георгий (Пухатэ) в своем обращении к «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию» от 22 сентября 2005 года. В этом обращении, в частности, сказано: «В греческой среде усиливаются факторы, благоприятствующие делу восстановления изначального единения Греческой Православной Старостильной Церкви Противостоящих с имеющей полное литургическое общение с Московским Патриархатом, новостильной Элладской Православной Церковью». Более того, в обращении к главе сергианско-экуменической МП Георгий (Пухатэ) пишет: «Церковные юрисдикции Южной и Северной частей Алании пока что рассматриваются со стороны Московского Патриархата как препятствие для полного литургического общения аланской нации. При этом, как известно, юрисдикция нашей Церкви (Греческая Православная Старостильная Церковь Противостоящих) не видит в этом абсолютно никакой преграды, и мы надеемся, что Божьим промыслом в обозримом будущем эта преграда будет снята и со стороны Московского Патриархата. Тем более, что Греческая Православная Церковь Противостоящих, в чей юрисдикции находится Южная часть Алании, имеет полное литургическое общение с Русской Православной Церковью за Рубежом, с которой Русская Православная Церковь Московского Патриархата, как общеизвестно, недавно начала уверенные совместные действия по полному воссоединению. Очевидно, что это обстоятельство является одним из непереоценимо благоприятных». Сергианствующий член Синода Противостоящих еп. Георгий (Пухатэ) В контексте открывшихся фактов теперь объяснимо, почему этот Синод в одностороннем порядке принял неканоническое решение о поддержке «лоялистской» группы еп. Агафангела (Пашковского). Еп. Агафангел до конца оставался верным Синоду митр. Лавра и только лишь высказывался о том, что объединение РПЦЗ(Л) с МП до созыва Поместного Собора РПЦ-МП преждевременно, при этом самой возможности такого “объединения” он ни разу не осудил. Какой будет экклезиология группы еп. Агафангела, по-видимому, предугадать несложно, достаточно ознакомиться с “экклезиологией” еп. Георгия (Пухатэ), рукоположившего для этой группы епископов и фактически являющегося, таким образом, “отцом-основателем” ее иерархии. Еп. Георгий (Пухатэ) и еп. Агафангел (Пашковский) возводят архим. Андроника (Котлярова) во епископа Еп. Георгий (Пухатэ) и еп. Агафангел (Пашковский) возводят иером. Софрония (Мусиенко) во епископа Говоря о пропатриархийности еп. Георгия (Пухатэ), следует заметить, что, еще находясь под омофором РПЦЗ, в своих откровенных беседах с нами и близкими прихожанами, он нередко выражал свои симпатии по отношению к МП. Сейчас, по прошествии времени, мы можем утверждать, что он изначально не был идейным пастырем Истинной Церкви. Уже давно его прихожан смущали такие факты, как разрешение совершать крестины священнику-осетину из МП в нашем храме, позволение брать у него благословение; нередко были встречи с делегациями священников МП из Северной Осетии, Пухатэ всегда любезно общался с этими клириками и не препятствовал своим прихожанам брать у них благословение; будучи священником РПЦЗ, Пухатэ мог зайти в храм МП г. Сочи и отстоять всю литургию. Пару раз он даже получал от каких-то патриархийных обществ награды. Смущало нас и то, что он постоянно выражал нам свое недовольство правящим архиереем (Вл. Вениамин отказывался выдвигать его кандидатуру для архиерейской хиротонии) и часто заявлял, что «если так будет продолжаться, я с покаянием уйду в МП». Однажды этот “исповедник истины”, коим он любил себя выставлять перед народом, ничтоже сумняшеся во время венчания зашел в армянский храм, перекрестившись слева направо двумя перстами, чему я был свидетелем и что также меня очень смутило. Сомнительным казалось нам и его общение с властями: выставляя себя пламенным патриотом Южной Осетии, он вошел в доверие к президенту и правительству, тем самым получив полную свободу действий (еп. Г.Пухатэ заключил Конкордат с правительством республики, закреплённый также и в республиканской Конституции - прим. ред.). Несмотря на то, что многие недостатки и нарушения о. Георгия (Пухатэ) были нам известны, мы учитывали непростую послевоенную обстановку в Южной Осетии, его молодость и т.п., мы закрывали на это глаза, надеясь на его исправление, и не сообщали архиерею о наших смущениях. Но, к сожалению, болезнь в нем лишь прогрессировала. Вскоре в нашем храме появилось еще два “пастыря”, отцы Яков Хетагуров и Алексей Аристинов, у которых все планы и амбиции Пухатэ нашли полную поддержку. С этих пор неугодные люди ложью и клеветой стали выживаться из храма, некоторым грозили даже милицией, а кому-то просто недвусмысленно дали понять, что не желают его здесь видеть. Таким образом, приходом завладели люди сомнительной нравственности и церковности, но угодные Пухатэ. Поняв, что все его деяния стали известны правящему архиерею, Пухатэ заявил о своем переходе в юрисдикцию митрополита Киприана (однако, антиминс отдать он отказался, объявив его «достоянием республики»). Вскоре при помощи местных “компетентных” органов начались гонения на всех несогласных с Пухатэ, вплоть до обысков в домах и арестов на несколько суток, оказывалось психологическое давление. Мы были изгнаны из храма, на нас с его стороны лились потоки лжи и клеветы. Пухатэ не раз писал на нас заявления в милицию и спецслужбы, обвиняя во всех смертных грехах, так что вызывал удивление даже у работников органов, когда те убеждались в нашей невиновности. С амвона Пухатэ призывал своих прихожан не иметь с нами никакого общения, грозясь анафемой. Он настроил против нас президента, правительство, выставив нас «врагами осетинского народа», а однажды даже пытался меня, своего бывшего клирика, перетянуть на свою сторону (для создания своей “Аланской Митрополии” ему требовалось духовенство) при помощи криминальных авторитетов... С помощью своих связей Пухатэ добился того, что нам всюду отказывали в регистрации общины, в результате чего наши люди в Цхинвали вот уже пять лет не имеют нормальной церковно-приходской жизни. Жалобы же и доносы в милицию и прокуратуру не прекращались долгое время. Заслуживает внимания и такой “странный” факт, что Пухатэ, будучи в 1992 г. простым мiрянином, надевал священнические облачения и совершал крестины и “богослужения”, о чем нам, к сожалению, стало известно гораздо позже... Чтобы было более понятно, какую “экклезиологию” исповедует еп. Георгий (Пухатэ), предлагаем ознакомиться с его официальным Обращением к «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию» от 22 сентября 2005 года, которое размещено на официальном сайте «Аланской епархии», редактируемом еп. Георгием (Пухатэ). Иеромонах Михаил (Хаматов), чтец Иоанн Цховребов, послушник Сергий Кодоев, г. Владикавказ, Осетия
Газета "Наша Страна", № 2838 от 23 февраля 2008 года http://nashastrana.info/index.php?module=pages&act=page&pid=352
ПРИЛОЖЕНИЕ: ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУСВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИАЛЕКСИЮВаше Святейшество! Позвольте с надеждой на Ваше христианское человеколюбие и миротворческое расположение души обратиться к Вам с тревогой и возмущением в связи с крайне неадекватным и оскорбительным поведением иерарха Московского Патриархата – Феофана (Ашуркова) епископа Ставропольского и Владикавказского – 20 сентября 2005г. в 15-ю, юбилейную, годовщину празднования Дня Независимости Республики Южная Осетия, где епископ Феофан (Ашурков) присутствовал в качестве личного гоотя Президента Республики Южная Осетия Эдуарда Джабеевича Кокойтэ. Православная Церковь Южной Алании (Республики Южная Осетия), обладающая статусом Аланской Епархии, по Божьей милости, имеет Конкордат с государством, закреплённый также и в государственной Конституции. Это обстоятельство вдвойне обязывает меня как руководителя Аланской Епархии проявлять радушное гостеприимство в отношении людей, посещающих нашу землю. Однако, гостивший у нас иерарх РПЦ епископ Феофан оказался не из числа тех добрых гостей о которых могли бы радоваться хозяева. К нашему всеобщему изумлению, в ответ на моё добродушное, гостеприимное приветствие и желание познакомиться, епископ Феофан в крайне непристойной и оскорбительной форме, унижающей моё гражданское, священническое и национальное достоинство, обрушился на меня с угрозами и возмущениями о том как, вообще, я посмел к нему приблизиться и дерзнуть с ним, даже, поздороваться… Я был вынужден от него удалиться, воздержавшись от каких-либо жёстких слов и действий. Через некоторое время, находясь на правительственной трибуне, к епископу Феофану с христианским смирением и добросердечием подошёл, прибывший из Греции на наши праздничные торжества также по официальному приглашению Президента нашей Республики один из иерархов нашей Церкви Владыка Амвросий Епископ Мефонский, глава Отдела Внешних Церковных Сношений Греческой Православной Старостильной Церкви Противостоящих. Владыка Амвросий вежливо и тактично пригласил епископа Феофана, вопреки его крайне оскорбительному поведению, посетить наш соборный храм Рождества Богородицы. На что епископ Феофан среагировал ещё более чем прежде буйным, оскорбительным и непристойным образом – епископ Феофан, вдруг, хамски, хулигански, издевательски стал рукой похлопывать Епископа Амвросия по плечу, произнося, кроме прочего, следующее: «Вы слышите меня? Это всё кругом моё! Я, русский архиерей, здесь хозяин! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые временное явление! Я, я здесь хозяин!..» И далее всё в таком же, неслыханном для христианского архипастыря, духе самодурства, диктаторства, экстремизма. Наш Владыка Амвросий, будучи одним из достойнейших образцов благочестия, смирения, мудрости и воздержания (за что он и пользуется в нашем народе большой любовью и уважением), также был вынужден тихо удалиться от более чем странного распоясавшегося «гостя» /…/ Ваше Святейшество, мы – духовенство, монашествующие и причт – представляющие собой Православную Церковь Южной Осетии (Аланскую Епархию в юрисдикции Греческой Православной Старостильной Церкви Противостоящих) , оскорблены поведением и речами иерарха Московского Патриархата, епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (Ашуркова), находившегося 20 сентября 2005г. в юбилейный, 15-й год празднования Дня Независимости Республики Южная Осетия на нашей канонической территории по приглашению Президента нашей Республики. Ваше Святейшество, позвольте нам выяснить у Вас – являются ли слова и поведение епископа Феофана соответствующими официальной позиции руководства Московского Патриархата? Если нет, то мы надеемся услышать от Московской Патриархии официальные извинения по случаю описываемого инцидента. Надеемся также на применение Московской Патриархией самых строгих адекватных санкций в отношении епископа Феофана, поведение которого по нашему однозначному убеждению совершенно не соответствует не только епископскому сану, но и званию рядового христианина. Тем не менее, вопреки всему описываемому негативу, мы не теряем надежды на совместное с РПЦ достойное, подлинно христианское преодоление преград, воздвигаемых падшими силами на пути праведного христианского единства, братолюбия и душеспасительного евангельского миссионерства. Аланский народ, разделённый по живому против своей воли внешними агрессивно-хищническими силами, является жертвой множества кровавых политических спекуляций, этнических чисток, репрессий, геноцидов, государственных предательств, информационных и экономических блокад, вероломных авантюр, тотальной лжи. По этой же причине имеются у аланского народа и проблемы разделённости в церковно-каноническом плане, созданные и поддерживаемые, опять-таки, разными внешними не- аланскими силами с постоянным злоупотреблением так же и фактором Русской Православной Церкви, интенсивно и непрестанно лоббируемой, в частности, грузинскими деструктивными кругами. Непосредственно же Грузинская Церковь, цинично, нагло и бессовестно претендующая на своё верховенство по всей территории Южной Осетии, стала против нас одним из идеологических орудий, вдохновлявших убийства, насилия, пытки, грабежи, фашизм, геноцид. Именно по этой причине о каком-либо церковно-юрисдикционном единстве алан с Грузинской Патриархией не может быть речи уже никогда, даже если Грузинский Патриархат стократно покается, ибо покаяние нужно им, для их же спасения, а нам нужны независимо от их духовно-нравственного состояния максимально гарантированные степени безопасности нашей нации навсегда, что в единении с грузинским обществом абсолютно невозможно. Это непрестанно доказывает история. Хватит нам экспериментов, несущих нам лишь горе и смерть. Полная независимость от Грузии, в т.ч., и от Грузинской Церкви – вот одно из абсолютно необходимых условий нашей реальной безопасности и реального мира. Если не поможет это, тогда не поможет и ничто другое… Некоторые внешние не-аланские стороны, как этно-государственные, так и этно-церковные, рассматривают аланскую нацию просто как «разменную монету» в своих бесконечных межкорпоративно-клановых противоречиях. Мы убеждены, что со временем, с Божьей помощью данный негатив будет преодолён, в частности, путём укрепления и совершенствования достижений национально-государственного суверенитета Южной Алании, что в интересах как Алании, так и России, а, по сути, и враждебной к ним обоим, Грузии. Бόльшая часть аланской нации ныне находится в церковно-канонической юрисдикции Московского Патриархата, и от этого наше сожаление и изумление ещё более сильны по причине той ситуации, что до сих пор Русская Православная Церковь не сыграла практически никакой положительной роли в судьбе по живому разделённого одного, единого аланского народа. А отдельные представители духовенства Московского Патриархата, движимые христианской совестью и по своей инициативе пытающиеся посильным образом благотворно влиять на положение, подвергаются клевете и притеснениям, в первую очередь, со стороны собратьев по церковной юрисдикции и, в т.ч., со стороны своего священноначалия. Однако, мы, в любом случае благодарны Вашему Святейшеству за Ваше известное публичное обращение к Патриарху Грузии Илие II и к его церковной пастве с обличением и осуждением смертоносного зла, исходящего от хронически болеющего нацизмом грузинского общества – от тех, кто считается христианами, да ещё и православными, и при этом, по всей видимости, даже и не задумываются об абсолютной несовместимости христианства с хищничеством, насилием, грабежами, нацизмом, этническими чистками, геноцидами. Мы благодарны Вашему Святейшеству за это обращение, несмотря на то, что оно без комплекса иных адекватных действий, конечно же, не принесло и не могло принести сколь-нибудь, даже, самой малой реально ощутимой пользы для нашей нации, бόльшая часть которой, повторимся, находится в Вашей церковно-канонической юрисдикции, куда и мы, верующие Южной части Алании многократно, но абсолютно тщетно, просились до недавнего времени. Однако, касательно того что Московский Патриархат не нашёл в себе сил и мужества принять нас в своё лоно, нам с течением времени всё больше приходиться убеждаться в абсолютной справедливости в данной ситуации народной мудрости – «нет худа без добра». Ибо, уйдя от церковно-грузинского фашизма, мы попали бы фактически в их же ловушку только в другой, изощрённо лоббируемой ими, русской среде. У нас есть веские основания не исключать того, что провокационное поведение епископа Феофана – это тбилисский заказ, осуществлённый через посредство самой Московской Патриархии. Мы не имеем в виду, конечно же, лично Вас, Ваше Святейшество. Тем не менее, наша состоявшаяся ныне реакция, по нашему глубокому убеждению необходима и обязательна при любом раскладе. Мы надеемся, что в среде Русской Православной Церкви возобладают наиболее здоровые силы, могущие оказать адекватное сопротивление всем, описываемым в данном письме и в его приложении, деструктивным тенденциям. В том числе, мы особо надеемся, что эти силы сумеют с Божьей помощью исключить в среде РПЦ злоупотребления тем, достойным великого сожаления, положением, что разные церковные юрисдикции Южной и Северной частей Алании пока что рассматриваются со стороны Московского Патриархата как препятствие для полного литургического общения аланской нации. При этом, как известно юрисдикция нашей Церкви (Греческая Православная Старостильная Церковь Противостоящих) не видит в этом абсолютно никакой преграды, и мы надеемся, что Божьим промыслом в обозримом будущем эта преграда будет снята и со стороны Московского Патриархата. Тем более, что Греческая Православная Церковь Противостоящих, в чей юрисдикции находится Южная часть Алании, имеет полное литургическое общение с Русской Православной Церковью за Рубежом, с которой Русская Православная Церковь Московского Патриархата, как общеизвестно, недавно начала уверенные совместные действия по полному воссоединению. Очевидно, что это обстоятельство является одним из непереоценимо благоприятных и созидательных факторов, которые способствуют наиболее легкой нейтрализации любого, даже самого мощного деструктивно-преступного грузинского лобби в государственной и церковной среде России. Нам очень хотелось бы видеть в Московском Патриархате конструктивную созидательную силу, способную преодолевать любое деструктивное лоббирование, и способствующую не стравливанию внутри себя аланской нации, по живому разрезанной внешними силами на Юг и Север, а, напротив, единению любых частей аланской нации, независимо от их разной или единой государственности, разной или единой православной церковной юрисдикции . Мы не сомневаемся в абсолютной неоправданности и недопустимости препятствий, чинимых руководством ставропольско-владикавказской епархии РПЦ молитвенно-литургическому единению северной и южной частей аланского народа. Со стороны Греческой Православной Церкви Противостоящих, ввиду исключительности ситуации, несмотря на Её церковно-канонические разногласия с РПЦ, этих преград нет. Тем более, этих преград нет и со стороны всего аланского народа и, конечно же, в том числе, со стороны Аланской Епархии. Мы убеждены, что эта проблема достаточно легко решаема без противоречия Истине, если руководство Московского Патриархата проявит подлинно христианское, пастырское попечение о нашем народе. Тем более, что, в добавок к вышесказанному, есть и другие позитивные, благоприятствующие этому делу обстоятельства, в частности, то, что в греческой среде усиливаются факторы, благоприятствующие делу восстановления изначального единения Греческой Православной Старостильной Церкви Противостоящих с имеющей полное литургическое общение с Московским Патриархатом, новостильной Элладской Православной Церковью, в которой всё более набирает силу ориентация на возврат к старому календарному стилю и отказу от экуменизма. Ваше Святейшество, к данному письму мы посчитали целесообразным приложить « О Б Р А Щ Е Н И Е Православной Церкви Южной Осетии (Аланской Епархии ГПСЦП) к Народу и Правительству Южной Алании (Республики Южная Осетия), к духовенству и причту всех православных церковных юрисдикций, к государственным, политическим, общественным и культурным деятелям Республики Северная Осетия-Алания и Российской Федерациии и ко всем благожелателям и друзьям Алании» , которое было зачитано принародно 21 сентября 2005 года в соборном храме Рождества Богородицы г.Цхинвал после возглавлявшейся Его Преосвященством Епископом Амвросием Мефонским праздничной Божественной Литургии в присутствии Президента Республики Южная Осетия Эдуарда Джабеевича Кокойтэ и других представителй гос. власти, после чего экземпляр №1 названного ОБРАЩЕНИЯ был там же вручён непосредственно Президенту Кокойтэ. Ваше Святейшество, просим прощения за жёсткие критические оценки деятельности РПЦ и в частности её Ставропольско-Владиквавказской Епархии, однако, в сложившихся обстоятельствах это является нашей священной обязанностью и вынужденной необходимостью, ибо описываемый негатив, исходящий от Русской Православной Церкви, интенсивно и изощрённо лоббируемой тбилисскими крайне деструктивными и провокационными кругами, является не меньшей угрозой жизненным интересам всей нашей аланской нации, чем открытый грузинский фашизм. Без всякого преувеличения такое положение дел угрожает и жизненным интересам Российской Федерации, над развалом которой, как известно, интенсивно и методично работают определённые мировые силы, во всей полноте используя, в частности, и тбилисский государственный и извращённо-церковный провокационно-разрушительный потенциал . Наместник Аланской Епархии ГПСЦП Архимандрит Георгий (Пухатэ)
Приложение: О Б Р А Щ Е Н И Е
Ныне мы чествуем 15-летие нового юго-аланского суверенного государства – Республики Южная Осетия. Весь наш народ радуется национально-государственным торжествам, радуется множеству достойных и уважаемых гостей, съехавшихся к нам из разных стран /…/ Пятнадцать лет как существует в Южной Алании (Республике Южная Осетия) возрождающаяся после неоднократных гонений и уничтожений наша национальная поместная Православная Церковь, священнослужители которой, как пастыри Христовы и как граждане своей многострадальной Родины во всей полноте делили и делят вместе со своим народом и скорби и радости. В эти трудные годы, верующие Южной Осетии, в т.ч. её нынешнее духовенство, в надежде на сочувствие и понимание многократно обращались к высшей иерархии, соседствующего с нами, Московского Патриархата с просьбами о посильной помощи в духовно-иерархическом окормлении нашей нации, очередной раз, в результате серии исторических катастроф полностью лишённой на то время своего духовенства. Однако, все петиции, делегации, письма, в том числе, исходящие от государственных властей, оставались неуслышанными. Те, к кому мы обращались с надеждой на братское христианское понимание, в лучшем случае занимали беспринципную бездейственную позицию, фактически, в угоду грузино-фашистским властям и нацистствующей Грузинской Патриархии, открыто и официально подстрекавшей и вдохновлявшей грузинский народ на геноцид не- грузинского населения. Мытарства наши были тяжки и долги. Но если Грузинская Церковь стала против нас одним из идеологических орудий, вдохновлявших, в частности, в лице своего Патриарха Илии II убийства, насилия, пытки, грабежи, фашизм, геноцид, а иерархия Русской Церкви оставалась при этом к воплям разделённого и уничтожаемого внешней силой осетинского народа глухой (несмотря даже на то, что осетинский народ с момента своего добровольного вхождения в состав России сам никогда добровольно и не отделялся ни от России ни от Русской Церкви) , то Сам Бог, будучи неизменным, благим и верным, не был глух и безучастен к тяготам, скорбям и мольбам нашей маленькой, но стойкой духом Родины. В Писании не зря сказано Христом, что Бог и из камней может воздвигнуть детей Аврааму, если существующие дети (в данном случае вышеназванные иерархи) отказываются от своего ответственного призвания. Однако, камни не понадобились. К нашим проблемам, слава Богу, с христианским пониманием и бескорыстием обратила свой взор Греческая Православная Старостильная Церковь Противостоящих (Священный Синод Митрополита Киприана), Которая с деятельным сочувствием отнеслась к нам, искренне приняв нашу боль к своему сердцу /…/ В наш национально-государственный юбилей, празднуемый в эти дни, мы, как и весь народ Южной Осетии, были рады приезду многочисленных гостей, и, в том числе, личному гостю нашего Президента епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану (Ашуркову) – официальному представителю Московского Патриархата. Увы, радость в отношении епископа Феофана оказалась краткой и неоправданной. Не пожелав даже познакомиться с местным духовенством и в т.ч. с уважаемым и любимым в аланском народе добрым посланцем Греции – представителем высшей иерархии нашей Церкви Епископом Амвросием Мефонским – E пископ Феофан (Ашурков) стал вести себя как хозяин-самодур, открыто, по-хамски, крайне оскорбительным и унизительным образом выказывая своё презрение к нашему доброму архипастырю старцу Амвросию, ко всему аланскому духовенству и, по сути, в контексте происходящего, вообще ко всей нашей нации. В ответ же на наше по-христиански доброе радушное предложение, сделанное нами, вопреки всем неслыханным оскорблениям, исходившим от гостя, посетить наш городской соборный храм Рождества Богородицы, епископ Феофан заявил в такой же непристойной агрессивно-оскорбительной форме, в частности, следующее – «Вы слышите меня? Это всё кругом моё! Я, русский архиерей, здесь хозяин! Эти храмы все мои! А вы здесь все никто! Вы тут все вместе взятые временное явление! Я, я здесь хозяин!..» /…/ Если на епископа Феофана была возложена руководством РПЦ миссия налаживания добрососедских отношений между православно верующими жителями России и Южной Осетии (Алании), то эта миссия епископом Феофаном полностью провалена, причём крайне провокационным образом. Высокомерием, глупостью, жестокосердием и хамством гасится любая надежда на понимание и на братское общение. К сожалению, ещё раз подтвердилось, далеко не пастырское, не христианское отношение части иерархов Русской Православной Церкви к народу Южной Осетии, к представителям наследников древней Аланской Митрополии, некогда принимавшей братское благотворное участие в судьбе самой Русской Церкви! Просим нас правильно понять – вынужденно говоря о деструктивных тенденциях, исходящих от РПЦ, мы говорим о негативной и довольно влиятельной части Её администрации, но, конечно же , не о Её святых и не о Её добросовестных членах, не влияющих существенно на церковную политику. Диктатом ли решается вопрос желаемой дружбы и единения (тем более в отношении тех, кто сам является инициатором этой самой дружбы и единения) , или путём доброго, человечного, благонравного, христианского диалога и взаимного согласия? Однозначно, что подобным беззаконным диктатом в отношении других действуют только тогда, когда намереваются хищнически захватить, ограбить, учинить насилие, лишить людей своего родного духовного и материального национального достояния, ассимилировать, обезличить, уничтожить. Впрочем, происшедшее не может являться абсолютной неожиданностью, ибо Ставропольско-Владикавказская Епархия и, особенно, её Северо-Осетинское Благочиние , лоббируемые определёнными, в первую очередь, тбилисскими кругами, традиционно, ещё, даже, с докоммунистических времён, исполнены духа плохо скрываемого крайнего шовинизма, причём именно анти-осетинского, что с течением времени пока что только усиливается. Делается всё, чтобы максимально воспрепятствовать возрождению достойного аланского национального духовенства, воспрепятствовать возрождению полноценного Богослужения на аланском языке, воспрепятствовать подлинному новому воцерковлению древнего аланского православного народа (в чём немало преуспел, в частности, нынешний глава Церковного Благочиния Республики Северная Осетия-Алания Ставропольско-Владикавказской Епархии – протоиерей Владимир Самойленко) . Это сейчас, несомненно, делается в первую очередь, теми силами, которые, используя, в частности, тбилисский деструктивный потенциал, работают на вахабизацию Алании с целью ускоренного развала Российской Федерации /…/ Поведение нынешнего ставропольско-владикавказского владыки Феофана, кроме прочего негатива, может означать и то, что в отношении народа Южной Осетии без всякого учёта насущных реалий, без всякого учёта воли и чаяний её народа, всё, как и в некоторые периоды прошлого, беспардонно, аморально и безответственно уже решено между Грузинским и Московским Патриархатами, за спиной народа нашей Республики, что может являться только разрушительным, дестабилизирующим вредным для Осетии, а значит и для России, фактором. Этот негатив следует решительно преодолевать /…/ Как мы знаем, нет открытого заявления со стороны Грузинского Патриархата о передаче ими в ведение Московской Патриархии территории Республики Южная Осетия, на которую Грузинская Патриархия цинично претендует, и к которой она не имеет и, да поможет нам Бог, никогда не будет иметь никакого отношения. Тогда, тем более, не ясно на чём основаны и чем подпитаны эти феофановские хамские, экстремистские намёки и угрозы /…/ Ранее православно верующие Южной Осетии, не восстановившие пока ещё своего национально-территориального епископата и поэтому не имевшие ещё возможности сколь-нибудь самостоятельного благодатного функционирования, многократно просились в юрисдикцию Московского Патриархата, как исторически близкого единоверного церковного сообщества, однако, непрестанно получали сухой безучастный отказ или малодушное молчание. Мы христиане и поэтому наш добрый конструктивный настрой, вопреки всему этому вопиющему негативу, не исчезает. Однако, тем не менее, вместо того чтобы конструктивно пользоваться этим в решении многочисленных вопросов межцерковного и межэтнического благоустроения и вместо благочестивого, доброго, христианского отношения к нам, иерархия Московского Патриархата, в лице своего официального представителя поставила нас сейчас перед фактом уже бандитских угроз силового упразднения Юго-Осетинской Православной Церкви (Аланской Епархии). Мы оскорблены и огорчены, хотя, конечно же, нисколько не растеряны /…/ Аланская Епархия осознанно и уверенно избрала свой путь, в чём принимал участие и Президент нашей Республики, закрепив своей подписью в государственно-церковном Конкордате духовные прерогативы нашего народа, отражённые и в Конституции государства. Диктаторские антинародно-шовинистические намерения в среде Московского Патриархата, озвученные епископом Феофаном самым грубым, оскорбительным и унизительным для граждан суверенной Республики Южная Осетия и для всей аланской нации образом, представляют собой, кроме прочего негатива, преступное вмешательство в дела Аланской Епархии на её законной, канонической территории. Любые хищнические поползновения против Аланской Епархии ГПСЦП являются и нарушением Конституции Республики Южная Осетия, что подлежит также государственной законной каре. Провокационные, деструктивные, вредительские, хищнические поползновения определённых влиятельных кругов Московского Патриархата вынуждают нас обратиться к представителям духовенства и причта всех православных церковных юрисдикций с тревогой, призывом и просьбой оказать адекватное благотворное воздействие на складывающееся положение /…/ Мы надеемся услышать от Московской Патриархии официальные извинения. Надеемся также на применение Московской Патриархией самых строгих адекватных санкций в отношении епископа Феофана, поведение которого по нашему однозначному убеждению совершенно не соответствует не только епископскому сану, но и званию рядового христианина /…/ Обращаемся также и ко всем государственным, политическим, общественным и культурным деятелям Северной и Южной частей Алании и Российской Федерации и ко всем людям доброй воли с просьбой обратить самое пристальное внимание на крайне неконструктивную, разрушительную, провокационную позицию в отношении кавказских проблем представителей иерархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, потому как такое положение дел грубейшим и деструктивнейшим образом затрагивает не только церковные, но и общехристианские, общечеловеческие, межэтнические, геополитические и международно-правовые проблемы. Наместник Аланской Епархии Архимандрит Георгий (Пухатэ)
Источник: Информационный лист Аланской епархии ГПСЦ Противостоящих http://www.allonston.info/content/view/66/31/
Печатается по: Газета "Наша Страна", № 2838 от 23 февраля 2008 года http://nashastrana.info/index.php?module=pages&act=page&pid=352
Дополнительно см.: 1. Об отношении Русской Истинно-Православной Церкви к созданию Еп. Агафангелом (Пашковским) “ВВЦУ” http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1275
2. Православные Южной Осетии, побывавшие в юрисдикциях РПЦЗ и ИПЦ Греции, хотят присоединиться к РПЦ МП http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=40786&type=view
|
© Catacomb.org.ua |