«Милость Моя исцелит тебя…» Из истории Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы
«Милость Моя исцелит тебя…» Такue слова произнесла Божия Матерь, в конце XVII века во сне явившаяся некоему Павлу Почайскому в том образе, как изображена Она на Леснинской иконе, после чего приблизившаяся смерть юноши отступила и вскоре пришло совершенное выздоровление... И милости не иссякают поднесь от этого необыкновенного Чудотворного Образа - одной из немногих древних русских святынь, бережно хранимой все эти годы в Зарубежной Руси. Внешний облик и художественное исполнение Леснинской Иконы весьма необычны. Это едва ли не единственный русский Чудотворный Образ, представляющий собою барельеф на овальном темно-красном камне, по очертаниям фигур Богоматери и Младенца Иисуса выполненный в восточной традиции, но по технике и манере исполнения явственно несущий в себе изящество западной скульптурной школы. Но именно к такому Образу представляются наиболее приложимыми слова: «Камень нерукосечный, от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся Тя, Богородице, величаем» (ирмос 9-й песни канона 4-го гласа). Самое явление этой Иконы было таинственным. В центре Подляхии, на востоке Польши, среди густых бугских лесов, на берегу реки Белки издревле стояло большое село Лесна. Знаменито оно было разве что оставшимися в окрестностях развалинами земляной крепости времен борьбы поляков и литовцев с Тевтонским орденом. Остатки этих укреплений назывались местными жителями «окопами». В 1683 году праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня приходился на воскресенье. В этот день, как обычно, леснинские пастухи выгнали стадо на «окопы», частично поросшие лесом. Один из пастухов по имени Александр Стельмащук в поисках заблудившихся коров зашел в чащу леса и неожиданно увидел на ветвях грушевого дерева образ Божией Матери, от которого исходило сияние. С благоговением остановившись помолиться на этот образ, пастух вдруг почувствовал необъяснимый трепет и побежал к своему товарищу - другому пастуху Мирону Макаруку с рассказом о необычайной находке. Как некогда вифлеемским пастухам было первым открыто Чудо Рождества Христова, так спустя почти семнадцать веков леснинским пастухам был явлен образ Богомладенца, «на руку носимаго» Рождшею Его... Поспешив в село, пастухи Александр и Мирон рассказали о явлении им Иконы Божией Матери леснинским жителям и местному православному священнику, который во главе многих односельчан и отправился на «окопы» для перенесения Иконы на новое достойное место. Сперва решено было поставить Образ в доме благочестивого леснинского крестьянина Семена Макарука - отца одного из пастухов. Однако вскоре один из окрестных польских помещиков (католик по вероисповеданию), прослышав о новоявленной Иконе, потребовал перенести ее в свой дом, что и пришлось исполнить. Но следствием такого оскорбительного присвоения святыни явились лишь несчастья, обрушившиеся на панскую семью, и, таким образом, по вразумлению Божией Матерью, помещик поспешил передать Ее Образ в старинную православную церковь села Буковичи, отстоящую на две версты от Лесны. Паломничество окрестных жителей к Иконе было столь многочисленным, что скромная буковицкая церковь, приписанная к леснинскому приходу, с тех пор стала самостоятельною. Первым священником, назначенным к ней, был о. Василий, тщательно собравший и сохранивший под престолом храма свидетельства об обретении и первых чудесах от Леснинской Иконы. Хотя православная традиция в Польше восходит еще к проповеди Св. Равноапостольного Мефодия, Архиепископа Моравского (+885; память 6/19 апреля) в IX веке, однако, после окончательного отпадения Рима от Православной Церкви, два столетия спустя, православные западные славяне стали подвергаться ограничениям, переходящим в откровенное гонение. В конце XVII века наступление униатов и римо-католиков на православных в Речи Посполитой приобрело особенно острый характер, включая даже гонения и прочие насильственные меры против «схизматиков». Не избежал разорения и буковицкий православный приход: уже в 1686 году Леснинская Икона была силою отобрана католиками. Не могли, вероятно, паписты смириться с совершенно непонятным им положением: как явленный в Лесне Образ Богоматери не только не привел подляшских православных в покорность Риму, но, наоборот, вызвал духовный подъем в их среде!.. По своеобразному иезуитскому пониманию латинян, следовало «поправить» волю Божией Матери и человеческим тщанием установить то, что, по их мнению, должно было произойти, но отчего-то не состоялось. В Лесне, на «окопах» строится величественный костел, где помещается украденная Чудотворная Икона. В начале XVIII века вокруг него вырастает монастырь ордена паулинов, объединяющего монахов многочисленных мелких католических конгрегаций. На месте засохшей дикой груши, в ветвях которой была обретена Икона, искапывается кладезь с каплицею над ним. Православие в Подляхии в результате жесточайших гонений и репрессий было загнано в подполье... Однако искоренить веру в простом народе целиком так и не удалось. Вскоре, после первого раздела Польши в 1772 года Подляхия отошла к Священной Римской (Германской) империи, а несколько позже, в 1815 году в составе Царства Польского отошла под скипетр российских православных государей. В 1863 году монахи леснинского католического монастыря приняли участие в вооруженном антигосударственном восстании, после чего он был закрыт. На его месте был восстановлен православный приход, существовавший здесь в древности. Тогда же Православной Церкви была возвращена и Леснинская Чудотворная икона Божией Матери. Вместо леснинского костела в 1875 году был учрежден православный храм, освященный в память Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в 1881 году. А спустя четыре года, в 1885 году, по инициативе Архиепископа Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского) в Лесне образовалась женская монашеская община, которая в 1889 году была преобразована в общежительный монастырь и имела подворья в Петербурге, Холме, Варшаве и Ялте. Сестры монастыря занимались обучением детей и обитель стала центром православия в Забужьи. Царская семья дважды посещала обитель. Покровительствовали обители преподобный Амвросий Оптинский и св. праведный Иоанн Кронштадтский. Чудотворная Икона в обители помещалась в храме в качестве запрестольного образа и лишь в день празднования - 15 сентября - выносилась на середину храма для всеобщего поклонения. * Источаемый от нее по молитвам верных поток чудес, фиксируемый в особых книгах монастырским духовенством, зримо опровергал распускаемые католиками слухи о подмене Образа, подлинник которого якобы был увезен паулинами в Ченстохов. В истории Святыни наступил продолжительный период благодатного затишья. Великая война 1914 года прежде всего угрожала германской оккупацией Привислянским губерниям, на территории одной из которых - Седлецкой находилась Леснинская обитель. В августе 1915 года монастырь - все 500 монашествующих и более 600 учащихся - был эвакуирован, а Чудотворная Икона отправлена в Петербург, на Леснинское подворье, устроенное в столице, на Черной речке, по благословению Св. Праведного Иоанна Кронштадтского (+1908; память 20 декабря / 2 января) еще в 1902 году. Революционная смута 1917 года в Петрограде заставила продолжить странствие Леснинского сестричества и его священного Палладиума. В августе 1917 года по приглашению Епископа Холмского и Люблинского Анастасия (Грибановского) (будущего Первоиерарха РПЦЗ; + 1965) насельницы Леснинской обители вместе с Чудотворною Иконою переселились в Вознесенский Жабский монастырь Кишиневской епархии. Но уже в 1918 году Бессарабия отошла к Румынии, где не слишком жаловали русских. Начались бесчинства и грабежи монастыря. В 1920 году сестры-леснянки принимают решение переселиться в дружественнуе к русским православную Сербию, где их приняли с большим почетом, сначала поселили в Куведжинском монастыре, а через несколько месяцев перевели в Хоповскую обитель. Здесь Леснинской Чудотворной Иконе предстояло безмятежно пробыть более двадцати лет, вплоть до оккупации Югославии германской армией в 1941 году. После двух лет испытаний военного времени, в 1943 году, монахини были изгнаны в Белград (Сербия), где вместе со Святыней были помещены в старческом приюте на окраине сербской столицы - Сеньяке. Из этого здания, почти полностью разрушенного бомбардировками, монастырь перебрался в центр Белграда, где занял пустующее общежитие. Там обитель встретила приход коммунистов. Именно в это тяжкое во всех отношениях время ежедневно после Божественной литургии в монастыре стали совершать молебен перед Иконою Леснинской Божией Матери. А каждую субботу к Иконе молитвенно припадали родственники арестованных советами белых русских, направлявшиеся в тюрьму с передачами. Вскоре пребывание монастыря в Югославии сделалось совершенно невозможным. В 1950 году с большими трудностями были выправлены документы на выезд обители во Францию. Но для переправки икон за границу требовалось особенное разрешение от властей, отнюдь не сочувствовавших вывозу из страны древних произведений искусства. Если бы специальная художественная комиссия не пропустила бы к вывозу Чудотворную Икону, однозначно - сестрам обители пришлось бы остаться в коммунистической Югославии, невзирая на все тяжкие последствия отказа от желанного выезда в свободную Европу. Вот почему во время осмотра Иконы чиновниками настоятельница монастыря, игуменья Феодора (кн. Львова) (+1976) призвала всех сестер к сугубой молитве Божией Матери. И - о преславнаго чудесе! - к древней святыне небрежно был прилеплен пропускной ярлык... По прибытии во Францию в 1950 году монастырь, а с ним вместе и Чудотворная Икона еще несколько раз меняют свое местопребывание. (Сначала дом католической общины в Сен-Клу, затем - бывшая семинария католического ордена в Фурке под Парижем.) Но когда оказалось, что ни дальнейшая аренда, ни выкуп последнего здания никак не представляются возможными, стало ясно, что Божия Матерь благословляет иное пребывание Своего Чудотворного Образа. Довольно долго происходили поиски нового места для обители, но все время не устраивали то условия расположения, то запрашиваемая продавцами цена... И вот однажды с целью обозрения предлагаемого на продажу имения леснинские монахини забрались в довольно глухой уголок уже северо-восточной Нормандии, в удалении более чем ста километров от Парижа. Свернув на автомобиле с большой автострады, на развилке проселочных дорог, они увидали воздвигнутую по католической традиции статую Мадонны, посчитав это своеобразным благословенным знамением Царицы Небесной. Так в 1967 году Свято-Богородицкий Леснинский монастырь водворился в деревне Провемон, в имении времен Imperia Premiere, помимо старинного шале имеющего парк, хозяйственные службы и католический храм, обращенный в православную монастырскую церковь. Именно там и была помещена Чудотворная Икона. Как некогда в благополучное время под державою Православных Государей Императоров Мученика Александра II (+ 1881), Александра III (+ 1894) и Св. Мученика Николая II (+ 1918; память 4/17 июля) Леснинская Икона хранилась в бывшем костеле далекого польского села; так и ныне Леснинская Икона пребывает в бывшем костеле отдаленного провинциального селения... во Франции. И, несмотря на то, что эта прошедшая через все тяжкие испытания женская обитель оказалась светильником Святой Руси, возженным далеко за территориальными пределами исторической России, никогда не прерывалась связь монастыря с Русской Церковью, никогда не оскудевала молитва «о страждущей стране нашей Российстей и о православных людех ея, во Отечестве и разсеянии сущих, и о избавлении их от тяжкого мучительства безбожныя власти».
* Следует отметить некоторую неточность, допускаемую даже зарубежными церковными календарями, указывающими день празднования Чудотворной Иконе Божией Матери «Леснинской» - 14/27 сентября. Икона действительно была явлена в 1683 году 14 сентября - в день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Однако по причине того, что на этот день приходится двунадесятый праздник, особенное празднование Леснинской Иконе изначально переносилось на 15 сентября. Начиная с 1960-х годов, уже во Франции, по распоряжению Архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича,+ 1993), следуя зарубежной богослужебной традиции, празднование Леснинской Иконе стало совершаться в Неделю по Воздвижении.
По материалам журнала “Возвращение”, № 12-13, 1999
COUVENT DE LESNA
Дополнительно см.:
1. Заявление сестер Леснинского Свято-Богородицкого монастыря РПЦЗ о переходе монастыря под омофор РИПЦ http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1170
2. Леснинская Чудотворная икона Божией Матери http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1175
|
© Catacomb.org.ua |