Священноисповедник Церкви Катакомбной иерей Павел (Володин, 1870-1954) Харьковский


Священноисповедник Церкви Катакомбной иерей Павел (Володин) канонизирован РПЦЗ вместе с сонмом Святых Новомучеников и Исповедников Российских в 1981 году. При составлении этого жития использовались как воспоминания духовных чад отца Павла, так и архивные материалы, однако и оно является далеко не полным. Поэтому мы будем рады и заранее признательны всем, кто, возможно, ещё помнит отца Павла и сможет восполнить недостающие моменты.

Отец Павел Володин родился во Владимирской губернии, примерно в 1870 годах. Кто были его родители, и какого сословия, неизвестно. В Харьковскую область он приехал с семьёй примерно в 1924 году. Какова причина переезда батюшки на Украину также неизвестно.

Отца Павла по распоряжению епархиального архиерея направили служить в село Староверовка, Ново-Водолажского района, Харьковской области.[1] Это было огромное русское село, протянувшееся на 20 километров. Основано оно было русскими старообрядцами в 1737 году. Тогда это было Дикое поле, которое в ходе колонизации юга Руси заселялось военными поселениями русских служилых людей и украинских казаков для защиты южной границы от нападения крымских татар. Село находилось всего в 18 километрах от границы, которая проходила в то время по так называемой Украинской линии; строительство Украинской линии происходило в 1731-1738 годах, и протянулась она более чем на 250 километров.

Население села придерживалось старообрядчества, но примерно в ХIX веке они приняли единоверие и священство от Греко-Российской Православной Церкви. Село было разделено на четыре части 1-я, 2-я, 3-я, 4-я Староверовки, и в каждой части был свой храм. Отца Павла направили служить в храм в честь святого апостола Иоанна Богослова, который находился во 2-й Староверовке, где он и служил до самого его закрытия в 1930 году, после чего храм превратили в клуб.

Имя его матушки неизвестно. У них было четверо детей: 3 сына и дочь. Когда при закрытии храма батюшку арестовали и спросили: «Как Вы относитесь к советской власти?», то он ответил на это: «я уже стар», и власти к удивлению всех, отпустили его. За всё время батюшка не разу не был арестован.

После выхода в 1927 году Декларации митр. Сергия (Страгородского), батюшка и прихожане храма вскоре после получения точных известий о происшедших разногласиях и прениях, которые происходили по всей России, приняли решение выйти из подчинения митр.Сергию. Это решение было принято на общем приходском собрании. Ниже приводится выдержки из дел № 72 и № 77, которые хранятся в ГАХО.[2]

В деле № 72 содержится прошение, которое с некоторыми редакторскими исправлениями приводится ниже:

В Староверовский райисполком
от Иоанно-Богословской церкви
села 2-я Староверовка

Заявление

Прошу разрешить нам собрание на 20 ноября по повестке дня:

  1. О переходе из подчинения епископа Константина Харьковского, в виду его колебания, в подчинение другого епископа, истинно верующего Тихоновской церкви.
  2. О найме церковного сторожа и текущим делам.

Председатель Г. Машкин,
19 ноября 1928 год


Разрешение было дано и 20 ноября, открылось собрание.

Протокол

общего собрания 50 православно верующих Иоанно-Богословской церкви села Староверовки, Староверовского района, Харьковского округа дня 20 ноября 1928 года

На собрании присутствовало 34 человека, присутствовал представитель сельского совета Машкин Лука Николаевич, председатель собрания Травкин Иван Григорьевич, заместитель Пылев Гавриил Иванович, секретарь Зиновьев Трофим Авдеевич.

Повестка дня:

  1. О переходе из подчинения епископа Константина Харьковского.
  2. О найме церковного сторожа.
  3. О текущих делах.

Постановили:

Оставаясь в патриаршей Администрации староцерковцы, община выходит из ведения Архиепископа Харьковского Константина, и после этого подчинена тому епископу, который право правит слово Истины, который прямо ведёт по пути евангельскому. Для этого уполномочиваем священника Павла Володина и Трофима Зиновьева, чтобы они вошли в каноническое молитвенное общение с епископом, который бы возглавил нашу общину.

Как видно из этого протокола, который написан, может быть просто и неграмотно, но в нём явно можно прочитать желание православных людей, прихожан, идти за тем епископом, который будет вести их ко спасению по пути Истины, по заповедям евангельским, без хитростей и лукавства. Нельзя со всей точностью утверждать, так как никаких документальных данных нет, но, скорее всего, отец Павел вошёл в подчинение епископу Павлу (Кратирову), который на тот момент управлял непоминающими в Харьковской епархии и за её пределами, и являлся каноническим представителем Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) на Украине, имея благословение на то от митр. Иосифа (Петровых) Петроградского.

В этом же деле находится ещё один документ, протокол собрания от 14 января 1929 года, в котором слушали «Указ Окрадминотдела о том, чтобы храмом пользовались члены, и община Архангело-Михайловской церкви села Староверовка-2».

Собрание постановило по этому поводу:

  1. Мы 50 являемся полными ответственными членами храма и всего его культового имущества.
  2. Наша община, находясь под ведением епископа Харьковского, имеет своего священника, а потому в другом священнике да ещё из другой епархии Полтавской и другого течения совсем не нуждается. Просьба отменить указ.

Был ли отменён вышеуказанный указ, или нет, неизвестно. Но уже на собрании от 20 апреля 1929 года был выбран священник Кириак Алексеев, а отец Павел уже не служил.

После того как по неизвестным для нас причинам батюшка остался без места служения, его приглашали для совершения богослужений и треб в соседние сёла, как, например мы имеем данное прошение:

Священнику Павлу Володину,
от религиозной общины Успенской церкви
деревни Дъячковка

Заявление

В нашей общине в настоящее время нет священника, некому службу совершить, а мы слышали, что священник Павел Володин свободный, не находится на приходе, а потому и просим Вас приехать к нам на праздник Петра и Павла для совершения службы, а также и для отправления некоторых треб, ибо все священники по близи заняты.

Село Дьячковка было основано в 1733-1735 годах, как одна из крепостей Украинской линии, и заселено однодворцами из Орловской губернии. В дальнейшем община этого храма, которая находилась в 18 километрах от Староверовки, ещё неоднократно обращалась к батюшке, для окормления, пока в январе 1930 года храм не был закрыт.

После закрытия храмов батюшка, как верный пастыри Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), перешел на катакомбное положение и стал совершать богослужения в домах истинно-православных христиан, и на них ходили люди за десятки километров, в том числе и из села Дьячковка. Ходил катакомбный батюшка и по окрестным сёлам Медведовка, Власовка, Станичное, Парасковея, ездил на пригородные станции Покотиловка, Южный, Комаровка и в Харьков. Везде он тайно служил божественную Литургию и совершал требы.

Во время войны он ездил в Харьков на исповедь к катакомбному старцу Схииеромонаху Серафиму (Загоровскому), известному своей подвижнической жизнью столпу Истинно-Православной Церкви, который обладал даром слёз, прозорливости, утешения, имел благодать изгонять бесов, чему есть свидетельства очевидцев.

В своём селе о.Павел имел верных помощников в лице старосты храма Репринцева Авксентия Ивановича 1898 года рождения. Женат он был на Марии Евстафьевне. Они имели дочь Ирину, которая ходила с батюшкой по сёлам, помогая ему на службе, а также, чтобы меньше привлекать внимание властей — вроде как идут дедушка и внучка. Большую помощь оказывали о.Павлу председатель церковного совета и уставщик Кофанов Тимофей Карпович и монахиня Мариамна, которая подвизалась в одном из монастырей Харьковской губернии, но после закрытия обители вынуждена была вернуться жить домой. Очень часто у неё в доме батюшка тайно служил Литургию и жил. Служили всегда ночью, чтобы до утра помолиться и разойтись, не привлекая особо внимания властей.

 Отец Павел с дочерью и др.

 Во время войны, после прихода немцев, храм открыли и батюшка начал служить открыто. Поэтому, когда в 1943 году советские войска стали наступать на Украину, он вынужден был эмигрировать на Запад, так как его ждал неминуемый арест и расстрел в НКВД, проводившего зачистки на освобождённых территориях (3).

В Германии о. Павел служил в лагерях для восточных рабочих, и только после освобождения лагеря американской армией он в 1945 году тайно вернулся домой. Некоторые же из его односельчан выехали на жительство в США и стали прихожанами РПЦЗ, в том числе и Свято-Троицкой обители в Джорданвилле.

После возвращения на Родину батюшка всё время находился на нелегальном положении, нигде не регистрируясь, всё это время он переходил с места на место, тайно окормляя свою катакомбную паству.

Был он строгий, очень внимательно относился к службе, и часто проверял внимание своих прихожан, спрашивая их о том, какое Евангельское зачало сегодня читалось, или на какой глас пелись тропари. Старался, чтобы служба была понятна людям, чтобы они принимали живое участие в ней.

Отец Павел трагически погиб в 1954 году, когда шёл окормлять свою катакомбную паству недалеко от Харькова. Батюшке было уже более 80 лет, и он плохо слышал. По официальной версии, когда он переходил железнодорожный мост, то не услышал приближения поезда. Его сбило с ног, он упал с моста и разбился. Но не исключено, что под поезд его могли толкнуть насильно… Одному Господу известны ныне подлинные причины смерти о. Павла.

Так батюшка до конца своей земной жизни выполнял свой священнический долг, и погиб, когда шёл к своим прихожанам, как истинный пастырь и слуга Христов.

Никто из паствы о.Павла не знал о его гибели. И его увезли в один из харьковских моргов. После прошествия трёх дней, его должны были похоронить, так как за ним никто не обратился. Но Господь устроил так, что одна работница, верующая женщина, увидела на шее о.Павла мешочек со Святыми Дарами и не дала его хоронить, сказав, что его будут искать.

Когда по прошествии времени, батюшка не пришёл, туда, где его ждали, то люди поспешили узнать, где он? Поехали в то место, откуда он должен был идти к ним, и им сказали: что батюшк, мол, поехал к Вам. Тогда стали искать его, где он, и нигде не могли найти. И одной рабе Божией Раисе приснился сон, что батюшку нужно искать в Харькове. Она поехала в город и стала ходить по больницам, искать его, и нашла в одном из моргов. Похоронили батюшку на одном из центральных кладбищ Харькова.

К большому сожалению, те, кто ухаживал за могилкой о.Павла, так как жили далеко от города и по старости не имели возможности приехать в город, то не смогли вовремя показать более молодым членам общины, где она находится. Когда же летом 1998 года несколько человек молодёжи из общины пошли искать её местонахождение, то они не нашли её. Как это часто бывает в нынешней жизни на нашей земле, всё продается и всё покупается, а тем более место на центральном кладбище. Поэтому, из-за того, что долгое время на могилку никто не приходил, она была снесена, это место продали другим людям, и в данный момент невозможно даже приблизительно определить, где она находилась. Но, не смотря на это, мы, православные христиане, имеем возможность обращаться в своих молитвах к батюшке. И по нашей вере и нашим молитвам к нему, он услышит нас, и поспешит на помощь, как спешил в своей земной жизни к своей пастве. По вере Вашей да будет Вам!

Моли Бога о нас грешных, святый угодниче Божий Павле,
яко мы усердно к тебе прибегаем скорому помощнику и молитвеннику о душах наших!
Аминь!

 

Примечания:

  1. Административное подчинение села дано на февраль 2003 года.
  2. Городской Архив Харьковской Области (ГАХО).
    • Р-1574, ОП-3, дело № 72 «Протоколы общих собраний и именные списки членов религиозной общины села Староверовки и разрешения на проведение общих собраний членов общин (31.12.1927 — 1.12.1931)».
    • Р-1574, ОП-3, дело № 77 «Регистрационные карточки служащих в церкви, именные списки членов религиозных общин и ведомость о количестве религиозных общин по району (23.12.1927 — 16.05.1931)».
  3. Такая участь постигла многих катакомбных священников. Так, например, в Сумской области сразу после того как Красная армия заняла эту местность, 9 февраля 1943 года были расстреляны, иеромонах Мефодий и иерей Иоанн, как изменники Родины и пособники врага. Иеромонаха Иоасафа уже в 1944 году, когда война была далеко, арестовали вместе с племянницей и хотели расстрелять прямо возле стены сарая во дворе, но потом судили и отправили в ссылку на 10 лет в Казахстан. Множество других, кто не был расстрелян в первые дни, были судимы и с разными сроками были отправлены в лагеря и ссылки. На квартиру о.Серафима (Загоровского) утром в первый день освобождения Харькова, пришли сотрудники НКВД, чтобы его арестовать. Но им сказали, что батюшка вчера вечером уехал. Так стремительно действовала агентура, сдавая всех, кто проявил себя как враг соввласти.

Максим Алешин, г. Харьков

 

 

 


© Catacomb.org.ua