АРХИЕРЕЙСКАЯ ХИРОТОНИЯ АРХИМАНДРИТА ВИТАЛИЯ (УСТИНОВА). Документы Выдержки из спецвыпуска журнала "Верность", посвященного памяти Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия
ПАМЯТИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ THIS ISSUE OF "FIDELITY" IS DEDICATED TO THE MEMORY OF MOST REVEREND METROPOLITAN VITALY Αίωνί α ή μνήμη * Memory Eternal * Вечная память (1910-2006) * * * НЕСКОЛЬКО СЛОВ… Почил в Бозе наш глубокочтимый Архи-авва – приснопамятный Митрополит ВИТАЛИЙ. Вечная память ему! Ниже редакция вестника «ВЕРНОСТЬ» помещает выдержки из последней главы книги с названием «МИТРОПОЛИТЪ ВИТАЛIЙ – ЮБИЛЕЙНЫЙ СБОРНИКЪ – Первоiерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви, 29 iюня / 12 iюля 2001». Книга эта была «издана Юбилейнымъ Фондомъ съ благословенiемъ Преосвященнаго Иларiона, Архiепископа Австралiйскаго и Новозеландскаго.» Большинство читателей, однако, не знакомо с этим сборником. Это совершенно понятно, если принять во внимание те роковые события, которые совершились тогда в здании Синода, но будто на наших глазах. Готовилось великое торжество. Первые строки из предисловия к Сборнику гласят: «Эта книга приурочена к знаменательной и редкой дате жизни Русской Православной Церкви Заграницей – 60-летию священства и 50-летию архиерейского служения ея Первоиерарха, Высокопреосвя-щеннейшаго Митрополита Виталия». Сборник в твердом переплете с золотым теснением содержит 174 страницы. Воспроизведены редкие цветные и черно-белые фотографии. По обычаю, Вл. Иларион великолепно исполнил свой труд, собрав важнейшие материалы для торжественного чествования святительства Экклезиарха Церкви, Митрополита Виталия. Безусловная заслуга составителя еще и в том, что он умело отобрал ценнейший материал, который дает живое представление не только о жизни досточтимого Первоиерарха, но и о священном и исповедническом пути Зарубежной Церкви в целом. Все искренно, все ясно. В те дни, как помнится, в благодарность за долгие годы верного служения Церкви, юбиляру – Митрополиту Виталию – предполагалось преподнести вторую панагию. Вместо этого «приближенные» «наградили» его другим отличием – венцом мученическим. Повторилось постыдное предательство, подобное совершенному против Помазанника Божьего в роковом 1917 году. Как было тогда, так произошло и теперь: каждый из нас, по-своему, и без исключения, повинен в предательстве нашего последнего верного «Удерживающего». Тогда «удерживающим» был Государь и вся Царственная Семья. Теперь им стал Первоиерх Зарубежной Церкви, Владыка Митрополит Виталий. Антихристовы силы дождаться не могли устранения его! Возрадовались слyги сатанинские позорному предательству «Удерживающего»! Последняя глава «Сборника» как раз и посвящена «Удерживающему». Мы – свидетели! Сбываются пророческие слова! Как долго еще? Господи – помилуй нас! Валентин Щегловский, Секретарь Общества. * * *
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ХИРОТОНIЯ АРХИМАНДРИТА ВИТАЛІЯ. 2. СЛОВО АРХИМАНДРИТА ВИТАЛИЯ ПРИ НАРЕЧЕНИИ ЕГО ВО ЕПИСКОПА МОНТЕВИДЕОССКАГО. 3. СЛОВО ЕПИСКОПА НАФАНАИЛА НОВОПОСВЯЩЕННОМУ ЕПИСКОПУ ВИТАЛIЮ МОНТЕВИДЕОССКОМУ ПРИ ВРУЧЕНІИ ЕМУ ЖЕЗЛА. 4. ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТУ ВИТАЛІЮ, СКАЗАННОЕ ПРЕОСВЯЩЕННЫМЪ АНТОНІЕМЪ, АРХІЕПИСКОПОМЪ ЖЕНЕВСКИМЪ И ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИМЪ. 5. СЛОВО ПЕРВОІЕРАРХА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ ВЪ ДЕНЬ ЕГО НАСТОЛОВАНІЯ.
* * *
ХИРОТОНIЯ АРХИМАНДРИТА ВИТАЛІЯ. "Православная Русь", 15/28 iюля 1951 г. Въ день праздника ссв. апп. Петра и Павла въ Лондоне совершилось торжество посвященія въ санъ епископа архимандрита Виталія Устинова. Новому епископу 41 годъ, онъ окончилъ французскій лицей въ г. Леманъ и богословскую школу при монастыре преп. Iова Почаевскаго въ Ладоміровой на Словакіи, где въ 1938 г, онъ принялъ монашество. Онъ блестяще знаетъ французскій и англійскій языки. Въ последнюю войну онъ настоятельствовалъ въ глуши Карпатъ. Въ составе монастырскаго братства онъ прибылъ въ Берлинъ, где въ перiодъ последнихъ месяцевъ войны развилъ широкую работу среди русскихъ "остъ арбейтеровъ". Бежавъ 23 апреля 1945 г. совместно съ архимандритомъ, ныне епископомъ, Нафанаиломъ изъ почти захваченнаго красными Берлина, добрался до Гамбурга, где развилъ деятельность среди ДиПи, спасая ихъ отъ принудительной репатріаціи и налаживая церковную жизнь въ новоорганизованныхъ лагеряхъ. Въ теченiи 1945-47 г.г. былъ настоятелемъ лагеря Фишбекъ, поставивъ церковную жизнь на исключительную высоту. Прибывъ въ Англію съ основной волной переселенцевъ изъ Британской зоны, сталъ настоятелемъ въ Лондоне, где также развилъ церковную работу сосредоточивъ около себя небольшое братство юныхъ монаховъ и послушниковъ. Соборъ 1950 г. постановилъ посвятить о. Виталія въ санъ епископа, назначивъ его викаріемъ Бразильской епархіи, въ помощь архіепископу Феодосію. Прихожане и сестричество поднесли о. Виталію ко дню хиротоніи прекрасное облаченіе и мантію, а друзья изъ Франціи панагію, дикирій съ трикиріемъ и чиновник. Совершать хиротонію должны были епископъ Нафанаилъ Престонскій, возглавляющій епархію въ Англiи, и епископъ Леонтій, прибывшій въ Англію аэропланомъ въ канунъ хиротоніи, въ самый день нареченія. По совершеніи чина нареченія архимандритъ Виталій произнесъ слово:
Слово архiмандрита Виталія при нареченiи его во епископа Монтевидеосскаго. Преосвященнейшіе Владыки ! Съ чувствомъ страха, трепета и благоговенія приступаю я къ таинству епископской хиротоніи. Когда мысленно взираю я на сонмъ архипастырей отошедшихъ въ вечность и еще здравствующихъ, украшенныхъ ученостью, мудростью и благочестіемъ и ве-личайшей церковной культурой, которую могла дать только въ зените своей славы Россійская имперія; когда подумаю я, что долженъ вступить въ ихъ ряды и принять ихъ апостольскую милоть, то страхъ поражаетъ мою душу, страхъ, что самымъ своимъ вступленіемъ въ этотъ освященный соборъ я понижаю уровень епископскаго званія. Страхъ проникаетъ во все мое существо еще и потому, что сія сугубая благодать не можетъ вместиться въ нечистомъ сосуде, а я, кроме естественной унаследованной порчи человеческаго естества, проявилъ еще и греховную озабоченность, прибавить къ ней своей личной волей мною прiобретенные грехи и страсти. Делаются для меня более понятными слова св. пророка Давида: "отъ лица Твоего камо бегу". Мыслится мне, что такъ будетъ и при кончине века сего, когда Самъ Господь приблизится къ земле, и все грешное и страстное отъ Его приближенія взволнуется, заметется и выявится съ такой силой, что каждый человекъ воистинну будетъ искать щель въ земле, чтобы укрыться въ ней, аще возможно, отъ Всевидящаго Ока. Господь призываетъ меня служитъ въ апостольскомъ чине Его Святой Церкви. Но въ какихъ условіяхъ живетъ Она! Въ древней ли Римской имперіи, съумевшей железной рукой сковать въ одно целое все народы міра, которые съ простотой детской души прини-мали радостную весть о христіанскомъ ученіи и не противились Божіей благодати? Нетъ. Міръ, въ которомъ такъ сиротливо живетъ теперь Православная Церковь, утратилъ свою духовную девственность. Лжеучители и лжехристы обтекли всю подсолнечную и каждому народу разсказали о Христе по своимъ лжеученіямъ, такъ что осталось только одно имя Спасителя, которымъ прикрываютъ вымышленнаго Христа, и въ нашей ревности мы почти въ праве воскликнуть: лучше было бы имъ совершенно не знать о Христе, ибо научить легче, чемъ переучивать. Призываетъ ли меня Господь архипастырствовать въ міре, который управляется благочестивейшимъ Помазанникомъ Божіимъ? Нетъ. Больше нетъ держащаго скипетръ, нетъ удерживающаго, и после него почти не осталось на земле правителей, которые почитали бы зломъ то, что почитаетъ зломъ Православная Церковь. Лишенному столь могущественной поддержки светской власти, архіерею съ болью въ сердце приходится часто быть безсильнымъ свидетелемъ, какъ чародеи и волшебники расхищаютъ стадо Христово, губятъ малыхъ сихъ, ибо нетъ надъ ними карающей руки помазаника Божіяго. Хотя міръ весь разделился на два стана, однако въ нихъ въ обоихъ съ одинаковой силой действуетъ одно и тоже стремленіе къ космополитизму. Границы между народами стираются, гибнутъ національные ценности, превращая народы въ одну безформенную массу. Странный парадоксъ передъ нами: въ мiре, когда онъ былъ разделенъ на мелкiе народы воюющіе между собой, было гораздо больше любви, чемъ теперь, когда во внешнее единеніе вошло такъ много злобы. Многіе поспешные умы хотятъ и Церкви Православныя подчинить этому опасному теченію, подчиняясь которому некоторые церковные массивы оставляютъ свою родину Матерь-Церковь, и какъ метеоры бросаются въ бездну, исчезая совсемъ съ православнаго небеснаго свода. Вседушевно исповедую, что нельзя оставлять свою родную Церковь, иначе какъ только выросши изъ нея въ святости, какъ выросъ святитель Николай, напримеръ, котораго нашъ русскiй народъ всегда чтилъ и любилъ какъ своего русскаго святого. Впрочемъ, можно ли вообще вырасти изъ своей родной Церкви, не выйдя сначала изъ своей земной оболочки ? Вотъ передъ какими трудностями стоитъ наше епископство Православной Русской Зарубежной Церкви. И на этотъ крестный путь архіерейства вступаю и я. Много мне нужно помощи, а наипаче нужна сугубая благодать Божія, благодать премудрости и разума, которые помогли бы мне раскрыть въ моей душе широкій діапазонъ отъ предельной снисходительности до непреклонности мученичества. Помолитесь обо мне, преосвященнейшіе владыки, и ты, православный христолюбивый народъ, чтобы Господь исполнилъ меня этими духовными богатствами. Это общее дело. Аминь. Божественную литургію совершали: епископъ Нафанаилъ, епископъ Леонтій; настоятель Лондонской греческой церкви о. архимандритъ Іаковъ Вирвосъ; настоятель Брюссельской Воскресенія Христова церкви протоіерей Викторъ Иліенко; настоятель церкви Покрова Богородицы въ гор. Манчестере о. протоіерей Николай Поповъ; на-стоятель Лондонской румынской церкви протоіерей Флоріанъ Гальдау; настоятель Эстонской православной общины въ Англіи протоірей о. Николай Хиндо; настоятель св. Николаевскаго прихода въ Братфорде священникъ о. Сергей Щукинъ; священникъ о. Георгій Моисеевскій, при протодіаконе о. Іоанне Логвиненко, іеродіаконахъ Павле и Феодоре. Несмотря на рабочій день, обширнейшая свято-Филлипповская церковь была переполнена. Очень многіе пришли къ богослуженію пропуская рабочій день и подвергаясь вследствіе этого штрафу. Среди почетныхъ гостей, были: англиканскій епископъ Кенсингтонскій, представитель епископа Лондонскаго; сербскій благочинный протоіерей М. Николичъ; председатель комитета беженцевъ князь Голицынъ и др. Настроеніе у молящихся было возвышенно-радостное. Передавая свои впечатленія, многіе говорили, что они ощущали Пасхальиую радость. Къ слезамъ умиленія, однако, присоединились и слезы скорби отъ разлуки съ любимымъ духовнымъ отцомъ. При врученіи жезла епископъ Нафанаилъ произнесъ приветствіе :
СЛОВО ЕПИСКОПА НАФАНАИЛА НОВОПОСВЯЩЕННОМУ ЕПИСКОПУ ВИТАЛIЮ МОНТЕВИДЕОССКОМУ ПРИ ВРУЧЕНІИ ЕМУ ЖЕЗЛА, 29/VІ-12/VІІ 1951 г. Лондонъ. На ступень высочайшую, какая только возможна во вселенной, возвела Тебя сегодня святая Церковь. Въ день свв. апостоловъ Петра и Павла Она сделала Тебя апостоломъ √ епископомъ √ воплотителемъ Церкви, Ея верховнымъ представителемъ, Ея княземъ, Ея носителемъ, темъ о комъ говоритъ святый Священномученикъ Кипріанъ Карфагенскій: "где епископъ, тамъ и Церковь". Это √ страшная ответственность: никогда и нигде, где бы ты ни былъ, чтобы ты ни делалъ отъ сего часа съ Тебя не снимется ответственная обязанность: быть образомъ Христовымъ на земле, быть представителемъ и воплотителемъ Церкви √ Тела Христова. Всюду где Ты √ тамъ Церковь. Когда то еще недавно на памяти многихъ изъ здесь стоящихъ, съ благоговеніемъ и любовію преклонявшееся предъ пачеестественной высоты жребія архіерейскаго, человечество, недавно бывшее христіанскимъ, приносило епископу Церкви Христовой все знаки любви, вниманія и почитанія, на какіе только было оно способно. Самыя царства христіанскiя считали высокой для себя почестью служить архипастырямъ христіанскимъ. Санъ епископскій многихъ пленялъ тогда и внешнимъ своимъ блескомъ. Теперь все это миновало. Въ міре, который подъ разными формами возсталъ на Бога и на Христа Его, уже почти никакимъ внешнимъ блескомъ не окружается высочайшее въ мiре званіе. Вотъ-вотъ еще немного, и мы будемъ иметь возможность повторять слова одного изъ величайшихъ нашихъ предшественниковъ въ этомъ святейшемъ званіи, слова апостола Павла: "Терпимъ голодъ и жажду и наготу и побои, и скитаемся. И трудимся, работая своими руками. Злословятъ насъ, мы благословляемъ; гонятъ насъ √ мы терпимъ. Хулятъ насъ √ мы молимъ. Мы какъ соръ для мiра, какъ прахъ всеми попираемый доныне". (1 Кор. 4, 12). Уменьшается ли отъ этого въ какой либо мере высота и блескъ званія архіерейскаго? Конечно, ни мало. Ведь сверхчеловеческую высоту нашему званію дали не долгія столетія пурпура и золота, дворцевъ и каретъ. Званіе епископское возвышено выше небесъ словами Пастыреначальника Христа, сказанными предшественникамъ епископовъ √ апостоламъ: ""Я сказалъ вамъ все, что слышалъ отъ Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я васъ избралъ и поставилъ васъ, чтобы вы приносили плодъ". (Iн. 15, 15). Эти слова были сказаны Господомъ въ ту самую ночь, когда Онъ былъ взятъ на Распятіе, и они были обращены къ темъ, кто все безъ исключенія прошли черезъ мученичество и почти все окончили свою жизнь страдальческимъ подвигомъ. Великіе древніе носители сана архіерейскаго и провозвестники его высоты, свв. Игнатій Богоносецъ, Кипріанъ Карфагенскій и многіе другіе вытерпели все уничиженія, все знаки презренія и ненависти къ нимъ, какіе только способно выказать жестокое грехолюбивое человеческое сердце. И слава архипастырства не омрачилась въ нихъ, но тысячекратно просіяла отъ этихъ мукъ и внешняго униженія. И насилія, и вражды міра безсильны передъ высотой архипастырскаго званія. Значитъ ли это, что вообще никто и ничто не можетъ нанести удара носителю священнаго званія, и что облеченный имъ недоступенъ уже никакимъ нападеніямъ никакимъ ударамъ? Увы, нетъ. Есть въ міре одинъ человекъ, который можетъ и носителю Христоподобнаго чина святительскаго нанести удары, сбросить его съ высоты, сделать его несчастнейшимъ и презреннейшимъ созданіемъ, солью обуявшею √ прахомъ и пылью. Это самъ носитель святого званія. Только онъ можетъ себя унизить, низвергнуть съ высоты. Никто и ничто другое въ міре не можетъ этого сделать. Но самъ онъ можетъ. Сотворенный по образу и подобію Божію, самодержавный надъ областью духа и сердца своего, человекъ, всегда и во всехъ обстоятельствахъ, во всехъ званіяхъ, сохраняетъ это свое страшное и великое свойство внутренней свободы, и превысочайшій санъ архіерейскій ни мало этой свободы не ограничиваетъ. И въ званіи архіерейскомъ, какъ и во всякомъ званіи, человекъ остается человекомъ √ хозяиномъ своей судьбы, вершителемъ своего сердца, могущимъ пойти направо или налево, ко добру или ко злу. Благо ему, если онъ пойдетъ къ добру. Ангелы будутъ сопровождать его на этомъ пути. И онъ √ архипастырь, полновластный наследникъ апостоловъ, поведетъ съ собой по пути спасенія тысячи душъ своихъ пасомыхъ. Станетъ онъ путеводной звездой, къ которой, особенно въ наши исполненные мрака времена, будутъ съ силой тянуться тысячи, сотни тысячъ, можетъ быть милліоны жаждущихъ света душъ. Мы въ малой мере знаемъ это на опыте. Но горе ему, если онъ поскользнется, если, подражая тому, кто тоже былъ въ лике апостольскомъ, и сталъ предателемъ, изменитъ онъ своему высочайшему призванію. Воистину лучше ему было бы не родиться. Владыко, святитель Божій Виталій! Мы живемъ въ страшныя времена. Весь міръ возсталь на Бога, на Церковь Божію. Мы со всехъ сторонъ окружены ненавистью исконнаго врага и его человеческихъ слугъ. Со всей силой съ какой они ненавидятъ Христа, ненавидятъ Церковь, они ополчатся и на Тебя, поскольку Ты съ этой минуты сталъ полностью и совершенно носителемъ Церкви. Они будутъ использовать каждую Твою слабость, каждый Твой неверный шагъ, каждое поскользновеніе. Но если такъ страшно, такъ исполненно опастностей это великое служеніе, то можетъ быть лучше было бы не принимать его, бежать отъ него, какъ отъ страшной пропасти! Многіе и сильные духомъ бежали. Но они убегали отъ епископства тогда, когда, не только духовно вознесенное на величайшую высоту, но и окруженное внешнимъ блескомъ, оно привлекало тысячи достойнейшихъ кандидатовъ, и когда значительнейшая часть многомиліонной массы человечества ждала только знака отъ Церкви Христовой, чтобы повиноваться Ей. А можно ли бежать сейчасъ, когда у Церкви осталось верныхъ только горсточка человекъ, когда у Нея такъ мало слугъ, такъ мало делателей, когда такъ устрашающе много изменившихъ Ей и изменяющихъ. И вместе съ темъ, когда нивы душъ человеческихъ побелели, какъ никогда, и поспели къ самой ответственной, быть можетъ, жатве, къ последней ! Какъ бы ни трепетало Твое сердце, какъ бы ни устрашалось этого страшнаго и высокаго жребія, Ты правильно сделалъ, именемъ Господнимъ свидетельствую Тебе это, Ты правильно сделалъ, что не бежалъ, а покорно склонился подъ иго омофора √ символа Христоподобнаго служенія. Если Ты не изменишь Христу, Христосъ никогда не изменитъ Тебе. Больше того, и въ минуты паденій, и въ часы слабости, преодолевая ихъ, Ты можешь съ дерзновеніемъ говорить Ему: "оставихъ Тебе, не остави мене. Изыди на взысканіе мое, возведи мене къ пажити Твоей и сопричти мя овцамъ Твоего избраннаго стада". А со Христомъ √ сила непобедимая, которой боятся и трепещутъ все враги Его. Какъ символъ этой Его силы, Тебе дается сей архипастырскій жезлъ. Пріими его, вооружись имъ въ великой борьбе за нашего возлюбленнаго Господа, ненавидимаго и гонимаго мі-ромъ, паси овецъ Его Тебе порученныхъ, и все враги Божіи отъ ногъ Твоихъ да отразятся. Въ теченіи почти часа после того новый епископъ подавалъ благословеніе богомольцамъ. Трогательно было преподаніе имъ благословенiя матери, прибывшей на торжество изъ Гамбурга. Усердіемъ приходскаго совета после окончанія литургіи была устроена многолюдная трапеза. Приветственныя речи новому владыке были сказаны епископомъ Леонтіемъ, англійскимъ епископомъ Кенсингтонскимъ, греческимъ архимандритомъ I. Вирвосомъ и представителями местной общественности. * * * ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТУ ВИТАЛІЮ, СКАЗАННОЕ ПРЕОСВЯЩЕННЫМЪ АНТОНІЕМЪ, АРХІЕПИСКОПОМЪ ЖЕНЕВСКИМЪ И ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИМЪ Церковная жизнь - 1986 Ваше Высокопреосвященство, дорогой нашъ Первосвятитель, Богомъ намъ данный, жребіемъ указанный и молитвами Матери Божіей избранный. Мой долгъ приветствовать Тебя отъ имени нашего епископата. Ты самъ, Владыко святый, долженъ былъ заметить, какъ после смерти блаженнопочившаго святителя нашего Митрополита Филарета, епископатъ какъ бы возродился, почувствовалъ новыя силы, уверенность въ своихъ действіяхъ и объединился вокругъ Тебя. Ты сразу заслужилъ полное доверіе наше и не только доверіе, но и любовь, и молитвы. Отныне мы будемъ следовать за Тобой на путяхъ Твоего труднаго служенія Церкви. Христосъ Спаситель просилъ Отца Своего: "да будутъ все едино!" √ и это единство нашего епископата есть та сила, Зарубежной Церкви, которую никто и ничто не можетъ сломить. Много разъ враги пытались разделить насъ, чтобы уничтожить, но единство наше не слабело и усилилось Твоимъ избраніемъ. Возлюбленный нашъ Архипастырь! Тебя Господь поставилъ на престолъ апостольства въ трудное время и въ ответственный моментъ жизни нашей Церкви. Тебе предстоитъ черезъ два года провести торжественный юбилей 1000-летія Крещенія нашей родины. 1000 летъ мы живемъ христіанами, что должны показать не на словахъ, а на деле. Этотъ юбилей мы должны провести здесь такъ, чтобы онъ былъ юбилеемъ и тамъ, на родине. Тамъ запретятъ празднованіе или позволятъ, сведя его на нетъ, и то подъ издевательства и угрозы советской прессы. Только отсюда услышатъ наши порабощенные братья голосъ Русской Церкви, Твой голосъ, Владыко, какъ святителя Божія. Помни, Владыко, что Ты единственный и особенный въ наше лукавое время первосвятитель Церкви, свободно избранный, свободно поставленный, свободно учащій, свободно действующій, свободно правоправящій слово Христовой истины. Да поможетъ Тебе Господь нести трудный крестъ святительства, святительства не Зарубежной только, но и всей Россійской Церкви, крестъ русскаго народа, его мучениковъ, исповедниковъ, и быть ихъ надеждою и радостью! Тако да просветится светъ Твой предъ человеки, яко да видятъ добрыя дела Твои и прославятъ Отца нашего, Иже на небеси! * * * СЛОВО ПЕРВОІЕРАРХА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ ВЪ ДЕНЬ ЕГО НАСТОЛОВАНІЯ 13/26 января 1986 г. Возлюбленные Архипастыри, пастыри, братія и сестры Русской Зарубежной Церкви! Я благодарю Преосвященнаго Антонія, устами котораго выразился весь нашъ Епископатъ, все наше духовенство и все верныя чада нашей Церкви. Я сознаю глубоко, великую ответственность, которую возложилъ на меня Господь, но я надеюсь на молитвы Пречистой Матери нашей Богородицы и на Ваши молитвы, Арxипастыри. А вамъ, чада, мне хочется сказать слово, которое я готовилъ, слово о молитве. Молитва это то, въ чемъ мы нуждаемся больше всего на свете √ въ истинной горячей настоящей молитве. И это √ въ чемъ мы больше всего согрешаемъ. Часто молитва наша делается или устами (это уже крайнее паденіе) или даже мыслію: мы ограничиваемся пониманіемъ молитвы, этимъ мы и заканчиваемъ нашъ молитвенный подвигъ. Мы забываемъ, что последній великій молитвенникъ Земли Русской о. Іоаннъ Кронштадтскій оставилъ намъ свою книгу "Моя Жизнь во Христе". Эта книга не просто описаніе какихъ-то духовныхъ состояній, это есть ученіе, которое онъ намъ оставилъ о молитве сердечной. Но когда мы молимся безъ сердца, мы фактически по настоящему еще не молимся. А молитва сердечная √ это не въ нашей власти. Мы можемъ поднять руку, пойти, встать, сесть, можемъ даже подумать о чемъ хотимъ, мы можемъ даже въ секунду мысленно перенестись въ любой пунктъ земного шара, это все въ нашей власти, но мы не способны, когда хотимъ, молиться сердечно. Значитъ мы должны обрести эту сердечную молитву, ибо безъ нея (есть такая мысль великаго старца), Россiя начала склоняться на свое паденіе когда она почувствовала тяжесть внешней молитвы и не вносила своего сердца ни въ земные поклоны, ни въ свечи, которыя она ставила, ни во что внешнее и это внешнее сделалось для нея великимъ бременемъ и она сбросила это бремя, и истину сбросила, и Церковь сбросила. Настоящая причина, внутренняя глубокая причина, паденія всякаго отдельнаго человека, всякой семьи, всякаго народа, всякой отдельной Церкви, когда люди этой Церкви, чада этой Церкви больше не участвуютъ своимъ сердцемъ ни въ молитвахъ ни въ поклонахъ, а несутъ просто внешнее бремя. И вотъ мы, теперь, русскіе люди въ разсъяніи сущіи, которые пользуемся полной свободой, великимъ даромъ Божіимъ должны всеми силами обрести эту сердечную молитву, а обрести ее можно только испросивъ у Бога, просить Бога о сердечной молитвъ, помня, что когда мы стали на молитву, когда мы произносимъ молитву, когда мы понимаемъ молитву - это есть еще только стукъ √ это мы стучимъ въ двери сердца. Господь увидитъ этотъ подвигъ нашъ и Онъ Самъ коснется десницей нашего сердца, и входитъ въ молитву. Когда войдетъ въ сердце наше молитва, вотъ тогда Господь насъ услышитъ, потому что мы полностью, безъ остатка молимся, ничего не остается, что не молится. Умъ молчитъ, онъ не паритъ никуда, все молчитъ, все чувства молчатъ, но молится сердце человъческое Богу, молится тело, все молится въ немъ, такъ разве такого человека молящагося Господь не услышитъ? Слышитъ Господь такого человека и отомститъ ему, какъ говоритъ Священное Писанiе. Защититъ его, заступится за него, зряще такого человека. Итакъ, передъ нами задача, великая задача, простая казалось бы, но очень великая √ обрести сердечную молитву. Всеми силами просить Господа, просить великихъ нашихъ молитвенниковъ, преп. Серафима Саровскаго, преп. Сергія Радонежскаго, св. прав. Іоанна Кронштадтскаго, всехъ кого мы знаемъ, Ангела своего Хранителя, чтобы онъ насъ поднималъ на молитву, чтобы онъ насъ будилъ на молитву, это можно сказать, его обязанность. Можно такое дерзновеніе иметь передъ Богомъ и просить Ангела Хранителя, чтобы онъ насъ будилъ, чтобы далъ намъ бодрость въ молитве, чтобы приводилъ на память все Священное Писаніе и великихъ угодниковъ и молитвенниковъ, св. Илію пророка, который низвелъ огонь и сжегъ поленья, покрытыя водою, всехъ кого мы помнимъ, къ кому имеемъ сердечное влеченіе, всехъ просить, чтобы Господь далъ намъ сердечную молитву и тогда, если такъ будемъ молиться, небеса откроются, Господь исполнитъ нашу молитву и спасетъ нашу Родину. Въ этомъ весь ключь тайны молитвы. Братія и сестры! Это величайшая школа изъ всехъ школъ. Молитва это есть наука изъ всехъ наукъ. Но молитва не имеетъ своей опредъленной школы, Церковь есть школа молитвы. Кто-то спросилъ у старца: какъ молиться, какъ научиться молиться. Онъ сказалъ ему: молись и ты научишься молиться. Итакъ, возлюбленные братія и сестры, въ первый день своеіго первосвятительства я васъ приглашаю, прошу, умоляю и буду все время это повторять: нужно обрести молитву сердечную. Въ ней вы обрящете все, и свое счастье личное, и свою безкорыстность, и все качества: безграмотный сделается ученымъ, беднъйшій становится богатейшимъ человекомъ, каждый человекъ преобразится и каж-дый по своему. Передъ молитвой все равные и каждый можетъ пріобрести отъ Бога, въ зависимости отъ данныхъ духа. Я желаю, вамъ, этого отъ всего сердца въ первый день своего первосвятительства. И я самъ, немощный человекъ, прошу и вашихъ молитвъ, чтобы Господь меня исполнилъ этой молитвы сердечной. Тогда мы будемъ воистину крепки какъ адаманты, ничто насъ не разрушитъ, никто насъ не разделитъ и мы будемъ воистину рабами Божіими. Вспомнимъ двухъ разбойниковъ у распятаго Христа: это весь человеческій родъ, все страдаютъ, одесную или ошуюю Спасителя √ все страдаютъ. Но не одни страданія, и дай Богъ, чтобы мы были въ страданіи благоразумнаго разбойника. Онъ обратился съ сердечной молитвой къ Спасителю; сначала исповедовалъ Спасителя и осудилъ того, неправеднаго распятаго. Когда онъ исповедовалъ свою истинную веру, тогда онъ обрелъ сердечную молитву и сказалъ Господу: "помяни мя, Господи, во Царствіи Твоемъ". И Господь ему ответилъ, и дай Богъ, чтобы каждому Господь такъ ответилъ кающимся рабамъ, чтобы каждая душа кающаяся услышала: "ей, глаголю, тебе, днесь со Мною будеши въ раи". Аминь.
http://metanthonymemorial.org/VernostNo66.htm
----------------------------------------------------------------------
|
© Catacomb.org.ua |