4/17 мая в Болгарской Старостильной Православной Церкви состоится прославление Новомучеников Батакских, убиенных за православную веру в 1876 г.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
христиан из Батака, мученически пострадавших
за св. православную веру в 1876 году
в кафедральном храме Болгарской Старостильной Православной Церкви, “Успение Пресвятой Богородицы”, София, ул. “Българска легия” №41
Программа прославления:
Вторник, 16 мая (3 мая по ст. ст.) 2006 г.
16.30 Встреча архиерея
16.45 Панихида об убиенных в Батаке православных христианах в 1876 г.
17.30 Малое повечерие
18.00 Всенощное бдение
Среда, 17 мая (4 мая, ст. ст.)
8.30 Встреча архиерея
8.45 Начало богослужебных часов
9.15 Начало святой божественной Литургии
12.00 Молебен к новопрославленным батакским мученикам с литийный ходом вокруг храма
Новомученики из Батака:
их прославление Церковью
Батакская церковь “Света Неделя” и кости новомучеников
У христианского мученичества нет истории: оно само является историей Христовой веры. Новомучениками мы называем православных христиан, пострадавших за свою веру с 14 столетия до наших дней. По существу их мученический подвиг не отличается от подвига древних святых мучеников. Однако все-таки мы можем говорить о некоторых различиях, которые не касаются сущности кровного свидетельства о вере Христовой. Если древние Христовые мученики страдали в большинстве случаев на глазах у многих, всенародно, то в более новые времена подвиг мученичества оказывается скрытым, его значение умаляется и искажается многими средствами. Скрыть христианский подвиг и славу мучеников пытались еще некоторые из древних гонителей, ибо знали, как сильна проповедь веры через страдания за нее; мусульмане же часто уничтожали святые мощи новомучеников, чтобы остановить их всенародное прославление, которое начиналось с мгновения их мученичества – так они поступили с мощами св. преподобномученика Онуфрия Габровского. В новейшее время гонители Церкви придумали еще более утонченные средства, чтобы сломить ее исповедников и мучеников: их преследование якобы “не за веру”, искажение обстоятельств и мотивов их страданий, фальсификация их жития и попытки представить их как врагов государства и общества – вот некоторые черты недавнего атеистического гонения на Церковь и ее верных чад. Во всем этом, наверное, кроются и некоторые из причин того факта, что до сих пор перед болгарской общественностью не был поставлен вопрос о церковном прославлении мучеников Батака, пострадавших именно как православные христиане в 1876 г.
Мы часто не понимаем глубинную сущность событий, которые мы привыкли воспринимать лишь своей привычкой мыслить в рамках ведущих идеологий нашей собственной эпохи. Но если православный болгарин постарается углубиться в “другие измерения” родной истории, если расширит свой кругозор за рамки вынесенных исторических оценок и приговоров того или иного лица или события, его сердце может достичь познания сокровищ, которые на самом деле были перед его глазами, однако оставались сокрытыми от его взгляда.
Более двух лет продолжались поиски и исследование всех доступных свидетельств, касающихся убиения христианского населения Батака в начале мая 1876 года. Эти свидетельства доходили до нас как бы сами, некоторые из них неожиданно для нас самих. Буквально в последние мгновения перед сдачей в печать книги о батакских мучениках, мы узнали из записанного устного рассказа о мученичестве второго батакского священника о. Петра, о котором до тех пор мы не успевали найти ни одного воспоминания – вот это краткое и ясное свидетельство:
“- Три слова мы, поп, скажем тебе. Если ты, поп, их исполнишь, мы тебя не зарежем. Потурчишься (от глаг. «потурчить», обратить в турка, в мусульманство /В. Даль/, насильственное обращение в мусульманство — для обыкновенных болгар тогда ислам был верой турков – Прим. пер.) ли ты, поп?
Отец Петр смело ответил:
- Голову свою отдаю, но веру свою не отдам!
Турки отрезали ему голову”.
Это предельно краткое мученическое дееписание, нам кажется, объемлет в себе все пространное житие батакских новомучеников. Оно так же сильно и категорично, как сильна и категорична выраженная уцелевшими жительницами Батака еще в 1877 г. оценка событий как христианское мученичество: «Оставим то, что невозможно вернуть с того света, дабы не искали мы своих мужей, которые, чтобы не стать турками и погубить свои души, как хотели кровопийцы, предпочли предать себя им, чтобы их посекли на плахе как святых мучеников»
* * *
Первая икона батакских новомучеников была написана православными монахинями из США. Идея ее написания, однако, родилась в Болгарии в 2004 г. после паломнической поездки американских православных христиан - епископов, монахов и мирян – в батакскую историческую церковь “Святая Неделя (Кириакия)”. Вместе с этой идеей родилась и молитва к батакским мученикам, которая с тех пор неизменно сопутствует нам заодно с их осязаемой помощью и покровительством этому святому начинанию. Почин иконографического отображения мученичества в Батаке в 1876 г. принадлежит архимандриту Акакию – соотечественнику по своему происхождению пламенного житиеписца батакских мучеников Дж. Ал. Макгахана. Церковное почитание новомучеников, пострадавших в последние годы азиатского османского владычества у нас, началось с православного Запада и это показало нам, как глубоко утверждение сербского Златоуста – святителя Николая (Велимировича): Православные Балканы стоят и должны стоять над Востоком и Западом. Горячее сердце ирландца, чада народа многострадального в не меньшей степени, чем болгарский, сумел почувствовать во всей ее глубине духовную красоту подвига, венчающего мученическим венцом Батак в 1876 г. – красоту, которая дает первый толчок, чтобы иконописец взялся за это святое дело. Но если 130 лет назад Макгахан отразил батакское мученичество в кровавых и трагических красках, то ныне, после нашего опыта, полученного в новомученическом 20 веке, у нас есть все основания отразить в иконе и в богослужебном прославлении также и духовное торжество болгарских новомучеников 1876 года, среди которых ярко сияет созвездие мучеников Батака. Церковно-богослужебное прославление святых батакских новомучеников и является созревшим плодом пройденного пути. Святая икона является и изумительным свидетельством глубины, на которой православный человек Запада - необремененный запакованным в “православии” национализмом – мог ощутить духовную красоту болгарских мучеников за веру и народ. Красоту, которую наши собственные мелкие националистические и политические оценки событий 1876 г. уже больше одного столетия держат “под спудом” (срв. Матф. 5;15). Икона является свидетельством и того, что Православие есть богатство вселенной – в церковно-богословском смысле этого понятия, а не только достоянием отдельных народов; эта икона также красноречиво говорит, что слава этого богатства не может остаться помраченной даже в самые мрачные времена.
Историческая церковь в Батаке, где в 1876 г. мусульманами было замучено несколько тысяч православных болгар. Фотография октября 2004 г.
Изучая страдания нашего народа, вместе с многоликой болью в нас рождается и всходит и другое чувство, более сильное и целеустремленное: любовь к небесной Болгарии! И эта любовь к новомученикам – преглубокий источник духовного утешения: над тонущей в духовном мраке, грехах и мерзости нашей земной родиной, над нами самими сияет наша небесная Болгария бесчисленными огненными звездами! Любовь к новомученикам является той силой, независящей от времени и пространства, силой крепкой и несокрушимой, которая верой и молитвенным устремлением соединяет наши души и сердца с душами и сердцами живших прежде нас православных болгар, получивших Божие благословение стать сообщниками древних Христовых мучеников.
* * *
Молитвенно надеемся, чтобы церковным прославлением этих “забытых” мучеников нашего многострадального народа Бог излил Свою несказанную милость и свет на все болгарские души, ищущие свои духовные корни и стремящиеся больше всего на свете к возвращению к духовной матери нашего народа – Святой Православной Церкви, в нашу духовную Родину – Царство Христово.
Смиренно просим и ваши теплые молитвы, дабы вопреки нашего недостоинства Бог даровал нам Свою благодать и Свою щедрую помощь продолжить святое дело поиска и обнародования утонувших в забвении житийных свидетельств о болгарских новомучениках, следуя преданно и до конца их голгофскому пути.
Перепечатано:
http://slovo.domainbg.com/bataknm/
Дополнительно о Св. Новомучениках Болгарских см.:
Новомученики 1876 года. Батакские новомученики.
Тропарь и кондак святым Батакским новомученикам
Новомученики и исповедники земли Болгарской
Неизвестные новомученики болгарского народа
Плод заступления святых болгарских новомучеников, пострадавших за св. Православие во время турецкого рабства
Значение новых мучеников в жизни Православной Церкви
Смысл богослужебного прославления новомучеников Святой Православной Церковью
Искры во мраке (краткое житие Батакских новомучеников)
Родопские предания о страдальцах за Веру и род. Книга содержит рассказы о сопротивлении Родопских болгар насильственной исламизации
Лазарь и богач в болгарской истории ХІV–ХІХ веков (из книги "По следам болгарских новомучеников", т.1)
Дополнительно по данному разделу: Крестный путь Митрополита Виталия Зимняя сессия Епархиального пастырского училища Летняя учебная сессия Епархиального Пастырского Училища Великий пост в Леснинском монастыре Пресвятой Богородицы Объединение зарубежной церкви Матрополита Лавра с Московской сергианской патриархией Скончался архиепископ Серафим Брюссельский и Западно-Европейский, не одобрявший слияния РПЦЗ с МП. Визит господина Ле Пена в Омско-Сибирскую Епархию Русской Истинно-Православной Церкви Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви Позиция и безпринципность иерархов РПЦЗ(Л), или как прошлое обличает настоящее Отчет об официальной встрече делегации Синода РПЦЗ(л) с руководством сергианской МП и переговорах об унии
|