Несоблюдение Соборности Нью-Йоркским Синодом
Проф. Г.М. Солдатов, Председатель Общества Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) РПЦЗ
НЕСОБЛЮДЕНИЕ СОБОРНОСТИ НЬЮ-ЙОРКСКИМ СИНОДОМ
Согласно Указу Святого Патриарха Тихона, объединив русские епархии и приходы заграницей, организованный архиереями Синод оказался вынужденным заняться законодательством. Управляя и организовывая зарубежные епархии, стремясь соблюдать каноны Православной Церкви, Синод столкнулся с затруднениями, непривычными для прибывших из Российской Империи архиереев. Однако ими были выработаны для новых условий положения о Западно-Европейском Округе, о правах викариев, об управлении заграничных епархий, организации Митрополичьих Округов, которые, однако, вскоре были объединены вокруг одного Первоиерарха.
Участие мiрян в жизни Церкви стало более необходимым при возникновении многих внешних, недогматических вопросов. Участие это не ослабляло канонического положения иерархии, и в частности архиереев. Как духовенству, так и мiрянам понятно, что носителями духовной власти в Церкви, являются исключительно архиереи, преемники Святых Апостолов и только им принадлежит на Соборах окончательное решение. Однако в новых условиях для архиереев и духовенства стала ясна постоянная необходимость совещательного участия мiрян. Неосмотрительность и незнакомство архиереев с местными гражданскими законами и условиями, бывало, приводило к печальным результатам в некоторых епархиях, в особенности – и в самой резкой форме – в Северной Америке. Ввиду этого появилась необходимость наличия епархиальных советов, епархиальных собраний духовенства и мiрян, т. е. более деятельного участия всей Церкви, сиречь – соборности. Эти органы усилили авторитет и власть епархиальных архиереев, так как, в силу соборности, решения были совместными.
Участие мiрян в управлении Церкви для архиереев особенно важно еще и потому, что в глазах правительств некоторых стран церковные организации находятся на особых условиях. В США, например, согласно законам, «совет директоров», а не один архиерей распоряжается хозяйственными вопросами. В обязанности «тростистов» соборов, церквей и церковных организаций входят контроль сохранности имущества и недопущение чрезмерных финансовых обязательств.
Сам Архиерейский Синод РПЦЗ, находящийся после Второй Мiровой войны в Нью-Йорке, имеет юридические права, будучи инкорпорирован и зарегистрирован в штате как религиозная корпорация. Эта регистрация главного управления Русской Зарубежной Церкви – Синода, а также отдельно епархий в каждом штате, дало право РПЦЗ быть на особом положении в отношении налогов, получая различные льготы.
В Европе, в частности в Германии, РПЦЗ зарегистрирована как корпорация, но находится в других условиях, чем в США. Население вносило церковные налоги, из которых государством выделялись средства для архиереев и духовенства, в зависимости от количества верующих и образования духовенства. Церковные постройки, почти все без исключения, принадлежат государству, предоставляющему их в пользование верующим. Однако материальная зависимость ограничивает православное духовенство. Ограничена, например возможность духовенству высказывать, устно или в печати, несогласие с экуменической деятельностью или заявлять, что лишь Православная Церковь является истинной.
В Канаде, церкви зарегистрированы как часть соборного прихода, а во Франции церковь числится как обычное общество.
В Южной Америке, Австралии и других странах действуют другие гражданские имущественные законы и, поэтому, взаимоотношения духовенства с гражданскими властями различны.
Епархии РПЦЗ, с различными местными юридическими правами и возможностями, возглавляются Синодом, представляющем из себя как бы постоянный малый Собор. Он является постоянным Высшим Церковным Учреждением, и в нем должна при управлении соблюдаться соборность.
Различные взаимоотношения с государственными властями и зависимость от них поставила духовенство в ограничивающее его положение по отношению к древнему каноническому праву, когда часто архиерей управлял как духовными, так и имущественными делами. Обстоятельства изменились, правительства не вмешиваются в догматические вопросы, но, проведя некоторые гражданские законы, лишили духовенство права обличения некоторых грехов. В Древней Церкви архиереи обличали правителей, порицали аморальное поведение (например, приводя в пример Содом и Гоморру), но в современных условиях, в частности в США, духовенство ограничено в праве слова, и не выступает с проповедями против однополых “супружеств”, и аморальных различных явлений в обществе, так как законом страны запрещено «возбуждать верующих против меньшинств и других групп». Поэтому, духовенству приходится духовно страдать, ввиду невозможности своими наставлениями исполнять свои пастырские обязанности, когда по своему долгу оно должно бы выступать против вредных влияний в гражданских школах.
Однако, все эти различные условия для церковной работы в епархиях РПЦЗ, в разных частях мiра, не нарушают канонического положения. Всеми епархиями управляли благодатные канонические архиереи, имеющие попечение обо всех церковных вещах и при помощи мiрян всем распоряжающимися. Им были вверены верующие и их души, за которых архиереи ответственны перед Самим Богом. Догматические определения архиереев не ставятся святыми канонами на обсуждение и утверждение мiрян. Но они участвуют в церковном управлении как советники, и им поручаются различные должности, согласно 64-му Правилу 6-го Вселенского Собора, решившего со слов Апостола Павла из 1-го Послания к Коринфянам (12,27) «что в Единой Церкви разные члены сотворил Бог». В согласии с этим решением архиерей является головой, духовенство и мiряне телом и ни одна из этих частей Божьего Тела не может существовать самостоятельно.
Поэтому, поскольку Церковь Едина, и состоит из различных частей Тела, то недопустимо, чтобы Синод РПЦЗ созывал «Всезарубежный Собор» для решения не догматических вопросов, подготовив его при участии исключительно членов комиссии по переговорам с МП, и архиереев стремящихся к унии. При этом, в церковную практику вводится система советского управления, при котором правительство решает все дела, без участия народа. Такую практику управления, уже с момента своего основания по указу Сталина, приняла МП.
Несоблюдение соборности Синодом РПЦЗ является серьезным церковным нарушением. Исключение из процесса переговоров с МП мiрян превращает их в отдельную от Церкви единицу.
Всякое участие в церковном деле должно всеми приниматься как служение Господу. Поэтому важно, чтобы исполняющие свои обязанности, видели перед собой свой долг перед Церковью. Пользование своей иерархической властью для архиереев является долгом, а не правом.
В создавшейся по вине сторонников унии с МП ситуации, долг каждого – независимо от положения в Зарубежной Церкви – ответить в первую очередь самому себе: согласен ли он на признание МП, как «Матери Церкви», организованной советским правительством с назначенным Сталиным “патриархом” Сергием, и будет ли он, с чистым сердцем, принимать от патриархийного духовенства таинства?
Общество Блаженнейшего Митрополита Антония предлагало приостановить процесс «унии» до тех пор, пока в МП не произойдет исцеление от внесенных во время советского режима болезней и изъянов. Иерархия МП должна прекратить свое преклонение перед советским прошлым и сотрудничество с неокоммунистическим правительством.
А до тех пор, наши канонические архиереи, с помощью Божьей, могли бы продолжать вести верующих по пути указанному первоиерархами Церкви митрополитами Антонием, Анастасием, Филаретом и Виталием, бережно хранившими духовное наследие Православной Церкви для спасения наших душ.
Господи Боже, укрепи верных Церкви архиереев и духовенство!
http://www.metanthonymemorial.org/VernostNo47.htm
Церковно-общественный журнал «Верность» - орган Общества Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) РПЦЗ: http://metanthonymemorial.org
Председатель Общества и гл. редактор журнала «Верность» - проф. Г.М. Солдатов
Сноситься с редакцией можно по эл-почте: GeorgeSoldatow@Yahoo.com или
The Metropolitan Anthony Society, 3217-32nd Ave. NE, St. Anthony Village, MN 55418, USA
Дополнительно по данному разделу: Мониторинг СМИ: Секретарь Синода РПЦЗ-МП верит в Путина Секретарь Германской епархии РПЦЗ(Л) прот. Н. Артемов: «По поводу после-соборных перетолкований» Камо грядеши… РПЦЗ(Л)? Состоялись официальные переговоры об унии между сергианско-экуменическим патриархом А.Ридигером и главой РПЦЗ(Л) митр. Лавром В. Путин ускоряет темпы по присоединению РПЦЗ(Л) к МП Капитуляция Синода митр. Лавра Address-Appeal to the Clergy and Faithful Sons and Daughters of the Russian Orthodox Church Abroad from the First Hierarch of the Synod of the True Orthodox Church Archbishop Tikhon Обращение РИС-О и РОНС в связи с предполагаемым созывом т.н. «Четвертого Всезарубежного Собора» "Наша Страна": "Уходит в раскол митр. Лавр, а не мы!" Русская Зарубежная Церковь: Пасха накануне Голгофы
|