В этом есть последняя милость Божия
Митрополит Виталий, Первоиерарх РПЦЗ
Предисловие редакции «Церковных ведомостей»:
Каждый год, в первое воскресенье Великого поста Вселенская Православная Церковь торжественно возглашает чин Торжества Православия (Чин Анафемы), символизируя духовное торжество Православия над силами Тьмы по всей вселенной.
Предлагаем благочестивому читателю проповедь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Митрополита Виталия, сказанную им в Неделю Торжества Православия в 1990 г., в кафедральном соборе в Нью-Йорке по окончании Божественной литургии. Проповедь Владыки была впервые напечатана в православном журнале «Вера и жизнь» (№1, 1994 г., г. Чернигов) по магнитофонной записи, хранимой в архиве редакции. Редакция постаралась, по возможности, сохранить особенности устной речи Владыки Митрополита.
---------------------------------------------------------------------------------------------
В ЭТОМ ЕСТЬ ПОСЛЕДНЯЯ МИЛОСТЬ БОЖИЯ
Слово в Неделю Торжества Православия
Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа.
Первая неделя Великого поста называется: Торжество Православия, потому что в конце этой службы вы будете присутствовать на Чине Торжества Православия, на Чине Анафемы.
Не придавайте этому слову эмоциональное чувство, что это какое-то проклятие. – Нет! Это отлучение от Церкви, очень простое отлучение от Церкви ересей. То есть не ересей, ересь сама по себе – это книжное учение, а еретиков – тех, которые проповедуют и своей жизнью осуществляют эту ересь. Вот это будет Чин...
Один из древних отцов первых веков христианства (Тертуллиан – прим. ред.) изрек такую прекрасную мысль, что душа человеческая по природе своей – христианка. Это значит, что она по природе своей льнет к христианству, ожидает его, радуется, когда его встречает, и тем более когда его принимает и крестится. Но также душе человеческой по природе своей не свойственна никакая ересь. Если она принимает ее по заблуждению, по невежеству, то она ее постепенно изживает.
И вот мы, возлюбленные братья и сестры, сейчас присутствуем при изживании ереси. Всех ересей. Главных, конечно. Главных, больших, которые даже называют себя “церквями” – вроде католической, протестантской, безконечных сект, которые все называют себя “церквями”.
А Господь создал и основал только одну Свою Церковь. И когда мы говорим, что мы веруем «Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь», мы говорим этим: мы веруем в единственную святую, соборную и апостольскую Церковь.
И вот многие ереси облеклись именем Церкви, и теперь себя изживают. Мы видим, как западное христианство изжило свою ересь.
Но пустоты не бывает. И вот тут идет гонка – дьявол хочет перегнать Церковь Христову и заполнить своим духом пустоту, которая образовалась в западном христианстве. Это безусловно так. Если посмотреть что творится в мiре, мы видим, что все эти великие когда-то, большие т.н. “церкви” опустошены совершенно. Они больше не верят ни в какие свои догматы.
Но перед нами стоит грозная туча, надвигающаяся на нас! Ибо сатана не дремлет. Он хочет эту пустоту заполнить своим духом. И мы что видим? – Мы видим на горизонте мрачные тучи сатанизма! Под всяким видом. Уже есть даже общества колдунов, общества ведьм есть. Существует это. Ведь это же реальность. Есть “священники” сатаны, есть “церкви” сатаны. Совершенно официально “священник” сатаны, который совершает какие-то свои службы сомнительные... И это то, что надвигается теперь как гроза на всех нас, возлюбленные братья и сестры.
И потому мы должны вооружиться чем? – Постом и молитвою. Господь говорит: «сей дух изгоняется постом и молитвою».
Не будем мечтать, что это нас не касается совсем. Нет! Мы живем в этом мiре. Мы общаемся со всеми людьми. И часто мы сообщаемся даже с людьми, которые верят в сатану и поклоняются ему, кланяются ему и это каким-то образом мистически и на нас действует. Это страшная вещь, и поэтому мы особенно должны прилежать к посту и молитве – мы это постоянно повторяем. Среда и пятница должны быть постные дни. Иначе мы соскользнем, уйдем с пути православного.
Вот, возлюбленные братья и сестры – это и есть актуальное состояние всего нашего современного мiра теперь.
Мы будем сейчас совершать этот Чин – Чин Анафемы...
Не придавайте этому значения проклятия. Это литература сделала, это беллетристика сделала, это не церковная мысль совсем. В этом есть милость Божия. Когда кого-то отлучают от Церкви официально – это последняя милость Божия к нему.
Потому что если он проповедует ложь, неправду, восстает против Церкви, против Матери Божией, против икон, против всего, а остается еще Православным, он как бы еще имеет общение с теплотой Православия, он чувствует теплоту Православия, ему еще хорошо. И вот Церковь говорит ему: «Нет! Ты больше не Православный». Другими словами, лишает его благодати Божией. И он тогда почувствует в себе холод.
Пример лучший всего? Лучший пример – Толстой. Когда его отлучили от Церкви, что он сделал? – В Оптину поехал. Он почувствовал холод в своей душе, и потянуло его куда? – К Православию! Но он не нашел в себе силы... Дьявол не дал ему возможность покаяться, потому что, видимо, он очень далеко зашел в своих оскорблениях и Матери Божией, и Церкви Христовой, и всех... Но все-таки пошел. Значит, почувствовал холод.
Вот это и есть милость Божия – он почувствовал холод, от него отняли благодать. А то он думал, что Божия благодать – это что-то абстрактное. Нет!!! Когда Церковь отлучает кого-нибудь от Себя, Она сразу дает почувствовать человеку, что он больше без благодати, отнимает у него благодать крещения. Это серьезная вещь, возлюбленные братья и сестры.
И он тогда чувствует себя голодным, холодным, несчастным. Хоть он умом своим и гордится, но быть может еще в этот момент, когда он почувствует такую разницу, что вот он был Православный, а теперь он больше не Православный – от этой разницы тепла и холода, в которой он находится, он потянется, быть может, и покается...
Так что это последний шаг, последняя возможность для всякого еретика покаяться и придти в разум истинный.
Вот, возлюбленные братья и сестры, как надо понимать этот Чин, а совсем не какое-то проклятие.
Конечно, это сделали столетия нашего “просвещенного века”, которые так возвысили ум человеческий, развили страшную литературу, беллетристику и придали этому слову “проклятие”. А тут никакого проклятия нет. Проклятие – это страшная вещь и Церковь никого не проклинает. Она просто от Себя отлучает.
Вот это делает Церковь, возлюбленные братья и сестры.
Итак будем молиться Господу, понимая в каком веке мы живем, какие опасности надвигаются на нашу душу, каждого из нас. И будем стараться вооружиться постом и молитвою в особенности в этот лукавый век.
Постом и молитвою, возлюбленные братья и сестры. Другого рецепта Церковь не дает.
И тогда мы пройдем этот страшный век безболезненно, безбедно – и наследуем Царствие Божие. Аминь.
Православный журнал «Вера и Жизнь»,
№1, 1994 г., г. Чернигов,
издание прихода Свв. Номучеников Василия и Пахомия, Архиепископов Черниговских
Дополнительно по данному разделу: О загробной жизни и вечных мучениях Мысли о богословии Вкус Истинного Православия Десять аргументов против существования чистилищного огня Симфония Страстной Седмицы Богословие Пасхи Догмат о Церкви в современном мiре (Доклад Третьему Всезарубежному Собору) Соборность и церковное сотрудничество Письма протоиерея Льва Лебедева Богословие Земли Русской. Размышления у стен Нового Иерусалима
|