Великопостное Послание Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Дорогие отцы, братия и сестры!
Подошел Великий Пост – время, выделенное из всего года, для особого служения Богу, для очищения себя от грехов и страстей. Конечная цель Великого Поста – достойная встреча Пасхи Господней – определяет собою прохождение нами всего постного поприща. Для неосужденной встречи Светлого Христова Воскресения нам необходимо очиститься от плотских и душевных страстей, от гордости и пристрастия к мiру сему, от вражды к братьям. Необходимо, в подражании Христу, стяжать добродетели – смирение, любовь к Богу и ближним. Только уподобившиеся хотя бы в какой-то степени Христовым добродетелям могут полной мерой восприять радость Воскресения Христова и все благодатные дары, которые оно приносит людям. Пасха Воскресения предваряется Тайной Вечерей и Пасхой Страданий, которые мы также должны разделить со Спасителем и спострадать страждущему за нас Господу. На Тайной Вечере Спаситель являет пример величайшего Божественного смирения, умыв ноги ученикам, и пример Божественной любви, даровав таинственно Тело и Кровь Свою. На Голгофе смирение Спасителя и Его послушание Божественной воле Отца Небесного простерлось до крестных страданий. По слову Апостола, Христос «смирил Себя даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил.2,8). Христово смирение и послушание воле Отца, Христова любовь к людям являются источником духовного возрождения человечества. Христос, как Новый Адам, как новый родоначальник человечества, обновляет тех, кто принимает Его верою и по любви к Нему при содействии Божественной благодати совлекается греховной ветхости и усваивает себе новые Христоподражательные свойства. Именно Христовы добродетели являются нашими, христианскими добродетелями, и стремление к ним определяет все христианское подвижничество.
Особенное внимание хотелось бы обратить на столь редко ныне встречающуюся добродетель смирения, путь к которой закрыт и явной гордостью, и ложным смирением, прикрывающим самомнение. Увы! В наше время сбываются слова Апостола о том, что «в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3,1-5). Как видно, в этом списке греховных страстей более половины занимает гордость и ее проявления. В наше время и отдельные люди, и общины, и вся церковная жизнь в целом ни от чего так не страдают, как от гордости и порождаемых ею расколов и разделений. Церковные (по внешности) люди часто не только не признают никаких авторитетов, но даже не считают обязательным соблюдать элементарные правила приличия и уважения к старшим, принятые в человеческом обществе. Дерзость, наглость и хамство стали обычным явлением и воспринимаются большинством как норма поведения. С гордостью тесно связаны упоминаемые Апостолом жестокость, злоречие и клевета. Нет никакого сострадания к старости и болезни других, нет уважения к чужим трудам в священнослужении и страданиям за Церковь. Свое злое дело гордые люди всегда прикрывают и оправдывают клеветой, изощряясь, как бы побольнее уязвить предмет своей ненависти, как бы погрязнее опорочить непохожего на них человека перед другими людьми. Жертвой такой злобы гордых людей, ушедших в парижский раскол, стал в последние годы председатель нашего Синода Архиепископ Лазарь. Некоторые беглые клирики вместе с явными врагами Церкви обрушили на него в течение последних двух лет целую лавину клеветы и оскорблений, которые Владыка мужественно претерпевает, говоря: «ничего, пусть клевещут, зато потом мне на мытарствах воздушных легче будет». Для самих клеветников-раскольников подобная разрушительная деятельность не прошла безнаказанной. Постоянное пребывание в атмосфере гордости, злобы и лжи не может не повредить человека. Писания этих людей в средствах информации (Интернет) явно показывают, какого они духа. По слову Апостола, «плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22). Противоположные плоды являет дух тьмы, с которым вступает в общение дух человеческий, стремясь как подобный к подобному. Кроме духовного погружения во тьму у таких людей явно обнаруживаются плоды душевного расстройства: мания величия и мания преследования, навязчивые бредовые идеи и неадекватная агрессивная реакция на окружающих. Находясь в полном ослеплении и безумии, эти люди свою ругательную и клеветническую писанину против братий всерьез считают борьбой за Православие, а свою разрушительную раскольническую деятельность против Истинной Церкви в России объявили «шествием на Голгофу» («мы идем не в рай, а на Голгофу» – заявили они недавно на своем собрании). Можно согласиться с этими людьми, что в настоящее время в душе у них действительно нет «рая», т.е. мира в совести, мира с Богом и ближними, и не его они ищут, а есть кипение адских страстей, церковная анархия и самоутверждение (и именно последнего они для себя и ищут). – И с таким душевным устроением в рай действительно не попадают, а попадают, если и на Голгофу, – только уже распинателями, хулителями и левым разбойником. Церковью ублажаются не все бывшие на Голгофе, а только сострадавшие Христу, верующие в Него и кающиеся перед Ним. Но гордому человеку, довольному собой, Христос-Искупитель, по сути, и не нужен. Такой человек тщетно будет выкрикивать, как заклинания, истерические безумные глаголы самохвальства для заглушения голоса своей совести, которая все равно свидетельствует ему, что он идет путем погибели. Как видно, гордость явилась исходной главной причиной ухода в раскол этих клириков, в их попытке «духовного убийства» своего правящего архиерея, а закоснение в расколе привело к предельному преумножению в них гордости и приобретению многими из них, по словам преп. Иоанна Лествичника, «бесовского нрава». По гордости они начали с разрыва евхаристического общения и канонического подчинения со своими правящими российскими архиереями, по гордости громоздили одно на другое канонические и нравственные преступления, пока, наконец, не похулили и отвергли и того зарубежного архиерея, к которому первоначально сбежали.
По учению свв. Отцев, гордость является также причиной падения в «страсти безчестия», прежде всего, в плотские блудные грехи, а также в пьянство. Такие падения попускаются Богом гордому человеку, чтобы он смирился. Те же, кто не смиряются и падениями, предаются бесам или блюдутся на день Суда.
Вот сколько зла приносит гордость! И скорбя о душевной погибели этих ушедших в раскол людей, которых, скажем вслед за свт. Филаретом Московским: «не знаем как и назвать, братьями ли, как хотели бы мы, или врагами, как объявляют себя в отношении нас они сами», – мы должны учиться и на чужих грехах, чтобы самим не повторять их и не усвоить себе подобного погибельного душевного устроения.
К сожалению, самомнение широко распространено среди современных церковных людей. Человек, исполненный самомнения, стремится к власти или ищет чести в церковной жизни. Высоко ценя свои внешние труды на благо Церкви или свои способности и достоинства, истинные или мнимые, он свысока поглядывает на других, демонстрирует к ним пренебрежение и неуважение, злословит тех, кого почитает ниже себя. «Тщеславие, тех, кого предпочитают, делает надменными, а тех, кого обходят, делает завистливыми и памятозлобными», – учит преп. Иоанн Лествичник. Почитающие себя обойденными и униженными исполняются ревности и зависти к своим чаще воображаемым соперникам и конкурентам, завидуют им, злословят их, часто заводят интриги и начинают борьбу, прикрываемую видимостью «борьбы за правду». В менее ярко выраженных формах самомнение проявляется в неспособности выслушивать даже доброжелательную критику, в повышенной обидчивости на братий и даже на духовника. Современному духовнику приходится обращаться с пасомыми, как минеру с взрывоопасными предметами, – едва задень человека за больное место (самолюбие), – может последовать взрыв. Человек или бурно протестует, не принимает никаких критических замечаний в свой адрес, или тихо обижается, отходит от Церкви, перестает выполнять свои обязанности, пытаясь таким образом «наказать Церковь» – «пусть попробуют обойтись без меня». На самом деле, этим человек наказывает только себя самого, себя отлучает от таинств церковных, от благодати. В таком «самоотлучении» от Церкви, из-за обиды на духовника и гордого сознания своей правоты, некоторые могут пребывать довольно долго, не желая смириться. Конечно, такие добровольные «епитимьи», наложенные на себя опять-таки по гордости, служат человеку не во спасение, а в осуждение.
Современный человек очень высоко ценит свою свободу и независимость, не желая никому подчиняться. Духовная свобода – великое благо, дарованное Богом человеку. Но эту свободу человек должен был закрепить за собою через свободное и сознательное послушание воле Божией, через свободное служение Богу. Выбрав путь непослушания воле Божией, служение самому себе, человек утратил полноту своей свободы. По слову Апостола, оказавшись «рабом греха», он стал «свободен от праведности». Возвращение же свободы от греха у падшего человека происходит во Христе: по примеру Христа, Который «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» и силою Христовою. И человек обретает подлинную свободу – свободу от греха, от мiра сего и диавола, – сознательно став рабом Божиим, определив самого себя на служение Богу. Почему в Христианской Церкви всегда прославлялся чин монашеский, те люди, которые ради Христа отверглись себя и подчинили себя Церкви. Многие современные христиане, даже из тех, кто приносит Церкви определенную пользу, все же очень далеки по своему внутреннему настроению от такого всецелого самоотверженного посвящения себя на служение Богу. Почему при первых серьезных искушениях такие люди ропщут на жизнь, соблазняются и даже отпадают от Церкви. А причиной таких печальных историй является опять-таки повышенное самолюбие, оставшееся неудовлетворенным. Нехватка в современной Церкви самоотверженных, непритязательных служителей, при избытке людей, ищущих своих выгод, показывает, сколь прискорбным является в наше время недостаток истинного христианского смирения и послушания.
Еще одним уклонением от истинного смирения является лже-смирение, т.е. одна внешняя видимость этой добродетели при ее отсутствии по существу. Человек может научиться говорить смиренные слова и совершить отдельные самоуничижительные поступки, но внутри себя будет иметь самомнение. Смиреннословие и подобострастие перед старшими часто могут лишь прикрывать искание человеком личных выгод, а не его смирение. Искушения, которым подвергается человек по Промыслу Божию, показывают искренность его намерения и твердость его добродетели. Ложная добродетель не может устоять в искушениях.
Подлинное христианское смирение является благодатным даром Божиим, действием Божиим в человеке. Преп. Иоанн Лествичник так объясняет слова Христовы (Мф.11,29): «возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, – не от ангела, не от человека, не от книги, а от Моего в вас вселения, действия и осияния, – яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящите покой душам Вашим». Подлинное смирение имеет явные благодатные признаки: мир в совести с Богом, примирение с ближними, отсутствие обид и памятозлобия, примирение с жизненными обстоятельствами, отсутствие уныния, расслабления и греховной печали, ясное сознание своей греховности и недостоинства при надежде на помилование Богом, желание подвизаться для своего спасения и исправляться, служить Церкви в том чине, в каком человек призван, слезы умиления, очищающие душевные скверны, утешение душе, посылаемое от Бога в самых трудных обстоятельствах. Этих даров тщетно жаждет современный гордый человек, закрывший себя от благодати Божией своей гордостью, как щитом. Обуреваемый волнами самомнения, он то нисходит в глубину страхов и подозрений, то воспаляется гневом на ближних, то тонет в отчаянии и печали от жизненных неудач. Только Господь, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», силен спасти человека от волн житейского моря и от бури духов злобы, возмущающих человеческое сердце.
Да поможет всем нам Господь очиститься в этот пост от греховной гордости и в смиренной радости встретить Великий Праздник Светлого Христова Воскресения!
+ Архиепископ Лазарь + Архиепископ Вениамин + Епископ Дионисий + Епископ Ириней + Епископ Гермоген + Епископ Тихон Дополнительно по данному разделу: Крестный путь Митрополита Виталия Зимняя сессия Епархиального пастырского училища Летняя учебная сессия Епархиального Пастырского Училища Великий пост в Леснинском монастыре Пресвятой Богородицы Объединение зарубежной церкви Матрополита Лавра с Московской сергианской патриархией Скончался архиепископ Серафим Брюссельский и Западно-Европейский, не одобрявший слияния РПЦЗ с МП. Визит господина Ле Пена в Омско-Сибирскую Епархию Русской Истинно-Православной Церкви Празднование Успения Пресвятой Богородицы в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви Позиция и безпринципность иерархов РПЦЗ(Л), или как прошлое обличает настоящее Отчет об официальной встрече делегации Синода РПЦЗ(л) с руководством сергианской МП и переговорах об унии
|