Пророческий Указ Святого Патриарха Тихона N362
Пророческий Указ Святого Патриарха Тихона № 362
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за № 362
По благословению Святейшего Патриарха, Святейший Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии имели суждение о необходимости, к дополнительно преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патриарха указаниям на случай прекращения деятельности епархиальных Советов, преподать епархиальным Архиереям такия же указания на случай разобщения епархии с Высшим Церковным Управлением или прекращения деятельности последнего и, на основании бывших суждений, постановили:
Циркулярным письмом от имени его Святейшества преподать епархиальным Архиереям для руководства в потребных случаях нижеследующие указания:
1) В случае, если Священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный Архиерей за руководственными по службе указаниями и за разрешением дел, по правилам, восходящим к Высшему Церковному управлению, обращается непосредственно к Святейшему Патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет Святейшим Патриархом для этого указано.
2) В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление во главе со Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе).
3) Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2 епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея.
4) В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя вою полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленныя канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанныя учреждения - самолично и под своей ответственностью.
5) В случае, если положение вещей, указанное в п. п. 2 и 4, примет характер длительный и даже постоянный, в особенности при невозможности для Архиерея пользоваться содействием органов епархиального управления наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой представляется разделение епархии на несколько местных епархий, для чего епархиальный Архиерей:
а) предоставляет Преосвященным своим викариями, пользующимся ныне, согласно Наказу, правами полусамостоятельных, все права епархиальных Архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям;
б) учреждает, по соборному суждению с прочими Архиереями епархии, по возможности, во всех значительных городах своей епархии новыя архиерейския кафедры с правами полусамостоятельных или самостоятельных.
6) Разделенная указанным в п. 5 образом епархия образует из себя во главе с Архиереем главного епархиального города церковный округ, который и вступает в управление местными церковными делами согласно канонам.
7) Если в положении указанном в п. п. 2 и 4, окажется епархия, лишенная Архиерея, то епархиальный Совет или, при его отсутствии, клир и миряне обращаются к епархиальному Архиерею ближайшей или наиболее для них доступной по удобству сообщения епархии, и означенный Архиерей или командирует для управления вдовствующей епархии своего викария или сам вступает в управление ею, действуя в случаях, указанных в п. 5 и в отношении этой епархии согласно п. п. 5 и 6, причем при соответствующих данных вдовствующая епархия может быть организована и в особый церковный округ.
8) Если по каким-либо причинам приглашения от вдовствующей епархии не последует, епархиальный Архиерей, указанный в п. 7 и по собственному почину принимает на себя о ней и ее делах попечение.
9) В случае крайней дезорганиизации церковной жизни, когда некоторыя лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний, находясь в положении, указанном в п. п. 2 и 6, не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов - благочиния и епархии, предоставляя, где нужно совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными.
10) Все принятыя на местах, согласно настоящим указаниям мероприятия, впоследствии, в случае возстановления центральной церковной власти, должны быть представляемы на утверждение последней.
Газета "Церковные ведомости", 1926г., N17-18, стр. 6-7.
* * *
Завет Святого Патриарха
Из статьи Епископа Григория (графа Граббе), православного богослова и канониста, многолетнего секретаря и управляющего делами Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви, "Завет Святого Патриарха", сентябрь 1994г.:
«В 1920 Ленин и его соумышленники могли похвастаться большими достижениями в своем гонении на Православную Церковь. Чтобы оценить его силу и значение нужно заглянуть в статьи и немногие книги, посвященные этому вопросу. Особо сильное впечатление производит сочинение Владимира Русака «История Русской Церкви со времен основания до наших дней", вышедшая в 1993 г. До того, тоже большой и точный материал содержался в изданном "YMCA-Press" в 1977 г. во Франции сочинении Льва Регельсона "Трагедия Русской Церкви 1917-1945 г.". Оно важно тем, что согласная с нами оценка церковной жизни в России была опубликована в не имеющем ничего общего с Зарубежной Церковью издательством и в те годы, когда Западный мiр старательно закрывал глаза на страдания Русской Церкви.
Вполне естественно, что меньше материала могло быть использовано Заграницей в более ранних трудах прот. о. Михаила Польского, проф. Н. Тальберга и др. церковных авторов, включая и самого автора этих строк.
Таким образом, правильное понимание политической обстановки периода, когда был издан документ, о котором речь будет ниже, является особенно важным тогда, как и в настоящее время.
Документ этот озаглавлен: "ПОСТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА, СВЯЩЕННОГО СИНОДА И ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА ОТ 7/20 НОЯБРЯ 1920 г. ЗА N 362".
Все вышеупомянутые авторы придают большое значение этому Постановлению Патpиаpха, но особенно важно то, что в свободных, не коммунистических изданиях, мы видим у всех них полное единодушие в понимании печального существования как самого Патpиаpха, так и всей Русской Церкви после 1917 года.
Тут следует больше остановиться на этом, можно сказать, пророческом и самом последнем свободном Постановлении Высшей Церковной Власти Русской Церкви.
В условиях безпрецедентных гонений на Церковь, главными заботами Патpиаpха были - сохранение Апостольской преемственноси и даже, самого существования Русской Церкви. Сперва Патpиаpх пробовал предпринять шаги к обеспечению правильного преемства и сохранения Высшей Церковной Власти путем назначения нескольких Местоблюстителей Патpиаpшего Престола. Но, к концу 1920 года он увидел, что эта мера еще не обеспечивает существования Русской Церкви и ему пришлось издать еще и Постановление за N 362.
Регельсон приводит слова Митpополита Сергия из его письма Митpополиту Агафангелу 17/30 апреля 1926 г.: "Собоp 1917-1918 г. сделал Патpиаpху поручение в изъятие из правил, назначить себе преемников, или Заместителей на случай экстренных обстоятельств. Имена же этих заместителей Патpиаpх должен был, кроме их, не объявлять, а только сообщить Собоpу, в общих чертах, что поручение исполнено" (стр. 66). Далее Регельсон пишет: "Несмотря на принятые чрезвычайные меры к сохранению в Русской Церкви первосвятительской власти, развитие событий в 1918-1920 годах показало, что необходимо принять решение о форме управления Русской Церковью на тот случай, если первосвятительская власть по тем или иным причинам прекратит свое реальное действие" (стр. 67).
"7/20 ноября 1920 г., - продолжает Регельсон, - Святейший Патpиаpх Тихон, совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом (авторитетность этих органов обусловлена соборным избранием их членов!) принимают снова беспрецедентное, исключительное по своей важности, Постановление о самоуправлении епархий в случае отсутствия канонического Высшего Церковного Управления или невозможности связи с ним" (стр. 68).
К сожалению, это Постановление, вышедшее за N 362, вследствие гражданской войны долго оставалось почти неизвестным широким кругам верующих как в России, так и у нас Заграницей.
Громадное значение самых последних директив Высшей Церковной Власти Российской Церкви явствует из первой вступительной части его:
"По благословению Святейшего Патpиаpха, священный Синод и Высший Церковный Совет в Соединенном присутствии имели суждение о необходимости дополнительно к преподанным уже в циркулярном письме Святейшего Патpиаpха указаниям на случай разобщения епархий с Высшим Церковным Управлением или прекращением деятельности последнего и на основании суждений п о с т а н о в и л и :
Циркулярным письмом от имени Его Святейшества преподать епархиалным архиерееям для руководства в подобных случаях нижеследующие указания".
Указания следуют в десяти пунктах. Там представлены разные положения, какие могли себе представить в будущем составители Постановления с указаниями, как действовать в отдельных случаях. При этом надо отметить, что оно было очень конкретно и практично.
Так, например, п. 2 гласит:
В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственных границ и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением и само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патpиаpхом почему-то прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе").
Суть Патpиаpшего Постановления заключалась в том, чтобы как-то из сохранившихся где-либо остатков церковного управления построить его наново.
По 3-му пункту "Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2-м составляет непременный долг (выделено мною - Е. Г.) старейшего в означенной группе Архиерея".
Следует упомянуть, что еще в мае 1919 года в Ставрополе состоялся Южно-Русский Церковный Собоp, который руководствовался теми же самыми принципами, что впоследствии легли в основу "Постановления N 362 - там было образовано Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России, объединившее все неподвластные большевикам епархии. По прибытии русских эмигрантов в Константинополь именно это учреждение получило новое наименование - Высшее Русское Церковное Управление Заграницей.
В России, вследствие политических обстоятельств и продолжающихся гонений на Церковь, возможность пользоваться Патpиаpшим Постановлениием N 362 была очень краткосрочной, хотя на основании его все же организовалась Катакомбная Церковь в России, начавшая свою более или менее организованную жизнь под водительством ее вдохновителя, св. новомученника Митpополита Иосифа Петроградского.
После узурпаторства церковной власти в Русской Церкви Митpополитом Сергием (Старогородским), Истинная Русская Церковь ушла в подполье, леса и тундру и, сколько было возможно, хранила светоч невидимой Церкви.
Уже с самого начала, Постановление предусматривало то катастрофическое состояние Русской Церкви, которое наступило почти сразу же после ожидавшихся разрушительных событий.
Если 1 пункт уже в 1920 г. предусматривал такое бедствие, как прекращение нормального действия Высшей Церковной Власти, то во 2-м п. идет речь уже о дальнейшем развале администрации. Ожидались не только затруднения для епархий в сношениях с Высшей Церковной Властью, но и то, что само это управление, во главе с Патpиаpхом, вообще прекратит свою деятельность.
В таком случае, каждый епархиальный Архиерей должен был постараться войти в связь с ближайшими епархиями, находящимися в одинаковых условиях, на предмет организации Высшей Церковной Власти.
Пункт 4-й дает указание, как поступить, если эта мера встретит затруднения. Последующие пункты Постановления перечисляют разные виды распада церковной администрации, вплоть до случая, когда останется один или два законных Епископа. До этого состояния Русская Церковь дошла в наши дни, когда восстановлению законной иерархии в России положила начало Зарубежная Церковь. С конца 70-х и начала 80-х годов появилась некоторая возможность связи между СССР и Западом. В таком порядке, в начале 80-х годов к Синоду обратилась группа в 14 священнослужителей Катакомбной Церкви, которые от имени о. Лазаря (Журбенко) сообщили Митpополиту Филарету, что их Епископ недавно умер, а они не смогли нигде найти ему заместителя и поэтому просят принять их в свое ведение. Связь с ними велась через покойного Аpхиепископа Антония Женевского и Западно-Европейского и одного из его клириков, часто бывавшего в СССР.
После суждения об этом на Архиерейском Собоpе, было постановлено тайно постричь в монашество и хиротонисать во Епископы клирика Западно-Европейской епархии, у которого в СССР жила сестра, благодаря чему он мог легче получить визу для проезда туда. Этому, тайно рукоположенному Епископу было поручено Собоpом тайно же хиротонисать во Епископы о. Лазаря, для возглавления им катакомбных клириков и их общин. Эта задача была благополучно исполнена. Необходимость строгого соблюдения тайны объяснялась главным образом опасностью для жизни и существования катакомбных приходов в условиях жестких гонений.
Узник сталинских лагерей, Катакомбный Архиепископ Вл. Лазарь
Из текста Патриаршего Постановления видно, что оно поощряло практическое устроение самостоятельной власти в России. К этому-то и были направлены первые шаги Зарубежного Синода после устранения коммунистической власти в форме уже открытых хиротоний Еп. Вениамина и Еп. Валенитна.
Таким образом, предусмотренные Патриаршим постановлением возможности смогли получить свое применение.
О возможности обращения к Зарубежной Церкви в Патpиаpшем Постановлении не говорится, но поскольку Зарубежная Церковь всегда исповедывала себя нераздельной частью Российской Церкви, ее роль в восстановлении законной архиерейской преемственности является допустимой и каноничной.
Теперь уже, никого не подвергая опасности, мы можем сказать, что священник Западно-Европейской епархии Владимир Прокофьев, ставший Епископом Варнавой, был тем, кто совершил хиротонию Епископа Лазаря…
Преосвященные в России, активно ведущие архипастырскую работу, нашли потребность в изменившихся обстоятельствах руководствоваться теперь Постановлением Патpиаpха Тихона на Российской территории, поскольку там образовалось уже достаточное количество приходов, нуждающихся в постоянно действующем административном аппарате.
Пункты 4, 5 и 6 Постановления гласят:
"4. В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанные учреждения - самолично и под своею ответственностью.
5. В случае, если положение, указанное в п. п. 2 и 4, примет характер длительный или постоянный, в особенности при невозможности Архиерею пользоваться содействием органов епархиального управления, наиболее целесообразной (в смысле утверждения церковного порядка) мерой представляется разделение епархии на несколько местных епархий, для чего епрахиальный Архиерей:
а) предоставляет Преосвященным своим викариям, пользующимся ныне, согласно наказу, правами полусамостоятельных, все права Епархиальных Архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям;
б) учреждает, по соборному суждению с прочими Архиереями епархий, по возможности, во всех значительных городах своей епархии новые Архиерейские кафедры с правами самостоятельных или полусамостоятельных;
6. Разделенная указанным в п. 5 образом епархия образует из себя во главе с Архиереем главного епархиального города Церковный округ, который вступает в управление местными церковными делами согласно канонам.
…К сожалению, наш Синод не учел необходимости сотрудничества с уже образовавшимся церковным строительством, а отвергнув это, вполне законное и необходимое мероприятие, начал еще одно (параллельное) совершив новую архиерейскую хиротонию своего собственного ставленника.
Проблемы российские и заграничные во многом отличаются друг от друга. Это обнаружилось уже в том, что Зарубежный Синод в течение трех лет не знал, как поставить на рельсы церковную администрацию в России, к тому же, затрудняясь в решении поставления достаточного числа иерархов для России.
Доклады наших Архиереев из России свидетельствуют о том, что все они хранят все ту же Православную Веру и те же взгляды на современное состояние других Православных Церквей, что и мы Заграницей…
Все вышесказанное должно бы побудить нас Заграницей умерить наше самомнение и перестать искать причин для уничижения и наказания тамошних архиереев, а вместо этого последовать пророческой инструкции Св. Патpиаpха Тихона и приложить все усилия к тому, чтобы Российские Архиереи получили с нашей стороны необходимую им помощь и поддержку до того момента, когда все снова станет на свои места: в России будет созван Поместный Собоp, законно и свободно будет избран Патpиаpх, а Зарубежная Церковь снова станет законной частью этого Патpиаpхата.
Только в таком случае (т. е. точном исполнении Постановления N 362) мы сможем сказать, что завещание Св. Патpиаpха-Исповедника о необходимости полного единства Российской Православной Церкви нами правильно понято и наконец-то, через 70 лет, будет исполнено, включая и 10-й пункт Патpиаpшего Постановления, который гласит:
Все принятые на местах, согласно настоящим указаниям меры, впоследствии, в случае восстановления центральной церковной власти должны быть представлены на утверждение последней" - мы должны придти к заключению, что теперь, через 70 лет, уже наступил исторический момент для исполнения завещания Св. Патpиаpха-Исповедника о необходимости возможного скорого и полного единства Российской Православной Церкви.
В данный тяжелый и смутный период истории Русской Церкви, только молитва, христианская любовь и доверчивое взаимопонимание могут вывести ее из того положения, которое удалось создать врагам нашего спасения».
Сентябрь 1994 г. от Р.Х. Дополнительно по данному разделу: Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви О Катакомбной Церкви Заметки о Катакомбной Церкви в СССР Катакомбные богослужения в Соловецком лагере Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М. Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви Потаенная Россия Церковное сопротивление в СССР Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)
|