К истории возникновения самосвятских групп (т.н. "РосИПЦ") Александра Михальченкова, Стефана Линицкого, Рафаила Прокопьева, Арсения Киселева и др.
От редакции: В связи с участившейся в последнее время в сети Интернет дезинформацией (в т.ч. на провокационных сайтах, где от имени РПЦЗ(в) пропагандируются оккультные ересиархи А.Сиверс, Р.Прокопьев и др.), редакция «Церковных ведомостей» уточняет:
Возглавляемый Высокопреосвященнейшим Архиепископом Лазарем (Журбенко) Одесским и Тамбовским, с благословения законного Первоиерарха РПЗЦ Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия (Распоряжение от 11 марта 2002 г.), Архиерейский Синод относится к Русской Истинно-Православной Церкви и ничего общего с искусственно созданными при участии УАПЦ маргинально-самосвятскими ответвлениями, самозванно именующими себя т.н. «российской истинно-православной церковью» (РосИПЦ), не имеет. В данном случае термины «российский» и «русский» имеют совершенно разное принципиальное значение и отличие.
Название «Русская Истинно-Православная Церковь» исторически принадлежит Катакомбной Церкви, остаток которой Промыслом Божиим с 1982 г. было суждено духовно возглавить Вл. Лазарю, пребывавшему в общении с Архиерейским Собором РПЗЦ.
В 1993 г., когда самосвятской (т.н. михальченковской) «РосИПЦ» еще не существовало в проекте (и которая была создана позже, очевидно с целью дискредитировать подлинную РИПЦ), Архиеп. Лазарем было официально зарегистрировано Одесское Епархиальное Управление Русской Истинно- Православной Церкви, что позже было утверждено Архиерейским Собором РПЗЦ.
Более того, название «Русская Истинно-Православная Церковь» официально утверждено решением Архиерейского Собора РПЗЦ от 25 апреля / 8 мая 1998 г., где в частности сказано: «Постановили: Благословить российским епархиям РПЦЗ зарегистрироваться под названием: Русская Истинно-Православная Церковь (РИПЦ) – о чем дать указ».
На основании этого Постановления Архиерейского Собора законный Первоиерарх РПЦЗ Вл. Митрополит Виталий 5 / 18 июня 1998 г. издал Указ № 13/51-11/35-6/90-082, которым официально благословил российским епархиям носить название не РПЦЗ, но «Русская Истинно-Православная Церковь – как это употребляется в Украине».
Таким образом, Архиерейский Синод РИПЦ, будучи каноническим правопреемником Архиерейского Совещания Российских Преосвященных РИПЦ (созданого в ноябре 1994 г. решением Архиерейского Собора РПЗЦ), как единственной законной церковной власти на Родине, канонически воспринял и название «Русская Истинно-Православная Церковь», что также является одним из подтверждений преемственности и законности Архиерейского Синода РИПЦ от исторической Русской Церкви. А потому Русская Истинно-Православная Церковь по праву является правопреемницей и духовной наследницей традиций Катакомбной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви на Родине.
Создание Синода РИПЦ осуществлено по благословению законного Первоиерарха РПЗЦ Митр. Виталия (Распоряжение от 11 марта 2002). В своей деяльности Синод РИПЦ руководствуется Указом Св. Патр. Тихона за № 362 от 1920 г. "О самоуправлении епархий". На данный момент Председателем Архиерейского Синода является старейший в Русской Церкви иерарх Архиепископ Лазарь (Журбенко) Одесский, тайно рукоположенный во епископа Катакомбной Церкви еще в 1982 году.
Более подробно см.: Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви: 1927-2007 гг.
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1366
_______________________________________________________________________
Сектантские группы «михальченковцев», самозванно именующие себя «РосИПЦ»
"Михальченковцы", "михалки" и даже «тараканники» – бытующие в простонародье названия маргинальной группы, искусственно созданной в 1996 г. в России и присвоившей себе имя «Российская истинно-православная церковь» (РосИПЦ). К подлинной катакомбной Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ), как и филаретовцы, ни канонически, ни исторически, ни даже экклезиологически никогда никакого отношения не имели. Свою преемственность они ведут от известного в Украине авантюриста, лидера одной из многочисленных неосергианских групп УАПЦ (их на Украине шесть), ведущих, в свою очередь, собственную преемственность от самосвята Викентия Чекалина, - «митрополита» Мефодия Кудрякова. «РосИПЦ» часто называют «группой Михальченкова» - по имени ее основателя, бывш. иподиакона прихода на Митинском кладбище в Москве Александра Михальченкова (сменившего фамилию на Сергеев, он же Зарнадзе). «Тараканниками» же их прозвали по причине фантастически быстрого размножения у них «епископата» и его «неуловимого бегства по разным углам», т.е. расколам.
При первом поверхностном взгляде на количество расплодившего «епископата» (в общей сумме оно ныне составляет более 50-ти) может сложиться впечатление, что у секты «тараканников» (т.н. «РосИПЦ») имеется огромная паства, для окормления которой понадобилось столько «епископов». Однако такое поверхностное представление при ближайшем же знакомстве проходит, поскольку у этой секты, на самом деле, количество «епископов» уже давно превысило количество паствы, коей у него и вовсе нет. Более того, «тараканники» "рукополагают" всех, кто обращается к ним и изъявляет желание называться «епископом», в т.ч. женатых, содомитов, оккультистов, «народных целителей» и т.п. Таким образом, мы имеем дело с «генералами без армии», которые, удовлетворяя свои психически и душевно нездоровые амбиции, наряжаются в архиерейские наряды и эпатируют перед публикой, привлекая к себе внимание непредсказуемыми действиями и скандалами. На лицо все признаки сектантства. Одним словом, свора всевозможных проходимцев и сумасшедших (если не одержимых). Однако в действительности это не просто не нашедшие себя в жизни люди, не просто сумасшедшие или авантюристы. Все это очень напоминает экспериментальные проекты спецслужб. Причем, проекты «топорной работы». И не было бы необходимости о них упоминать вовсе, если бы они самозванно не присвоили себе не принадлежащее и не соответствующее им имя «Российская истинно-православная церковь», тем самым дискредитируя подлинную историческую катакомбную Русскую Истинно-Православную Церковь, только к нач.-сер. 1990-х начавшую выходить из подполья и становиться на ноги.
О том, что это была диверсия спецслужб, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что у истоков создания данной секты стояли два известных провокатора: связанный с криминальным миром А.Михальченков-Сергеев и «митрополит» неосергианской УАПЦ Мефодий Кудряков – как оказалось, член и один из руководителей масонского Ордена Св. Станислава (Орден SS, вокруг которого в последнее время в Украине разразился политический скандал), в «российский приорат» которого входит высшее руководство путинской ФСБ РФ и подведомственного ему правительства, а в «украинский приорат» - от высшего руководящего звена в Украине (в т.ч. СБУ) до «митрополита» Мефодия, за несколько лет расколовшего собственную УАПЦ (не говоря о ее «российском экзархате) на шесть разрозненных групп: УАПЦ Петра Петруся, УАПЦ Михаила Дуткевича, УАПЦ Захарии Чернова, УАПЦ Моисея Кулика, УАПЦ Игоря Исиченко и УАПЦ Мефодия Кудрякова.
Отцы-основатели «РосИПЦ»: Мефодий Кудряков и Роман Блащук (у Мефодия на груди наградной знак масонского ордена "SS")
Биографическая справка:
Мефодий Кудряков - "предстоятель" одной из шести групп УАПЦ, родился в 1949 г. В 70-е – 80-е гг. служил в Тернопольской и Львовской епархиях Украинского экзархата Московской патриархии. Был осужден судом по ст. 206 УК УССР (злостное хулиганство). В 1987 г. запрещен в служении митрополитом Львовским Никодимом (МП). В 1989 г. с помощью уполномоченного Совета по делам религий в Тернопольской области получил приход в этой области. В 1990 г. перешел в неосергианскую УАПЦ и с помощью боевиков захватил кафедральный собор Тернопольской епархии МП. Синодом УПЦ (МП) сначала запрещен в служении, а затем лишен сана. В 1995 году "рукоположен" в "епископы" Владимиром (Романюком), который сам был "хиротонисан" бывшим сергианским епископом Житомирским МП Иоанном (Боднарчуком) и известным церковным аферистом и самосвятом Викентием (Виктором Чекалиным), самозванно выдававшим себя за «епископа» Катакомбной Церкви. 1995-98 гг. М.Кудряков - "епископ" Хмельницкий и Каменец-Подольский «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (созданной в 1992 г. лишенным в МП сана бывш. сергианским митр. Филаретом Денисенко), управляющий делами УПЦ-КП. В 1998 г. снова переходит в УАПЦ, основанную уже упоминавшимися Иоанном (Боднарчуком) и Викентием Чекалиным. С 1998 г. – «епископ», «архиепископ», «митрополит» Тернопольский и Подольский УАПЦ. На Соборе УАПЦ 14-15.09.2000 г. избран "предстоятелем" УАПЦ вместо умершего "патриарха" Димитрия Яремы. Известен своими связями в криминальном мире и аморальным образом жизни. В 2001 г. в пьяном состоянии ворвался в одно из тернопольских кафе и устроил перестрелку. Член и один из руководителей масонского «Украинского приоратства международного ордена SS» (Орден «СС»: www.ststanislas.org.ua), вместе с «Великим Приором» Ордена «SS» шевалье П.И.Вяловым в кафедральной Андреевской церкви г. Киева совершил посвящение в масонство высшего руководства Украины (в их числе жена Президента Украины Л.Кучма, экс-президент Л.Кравчук, премьер-министр В.Янукович, вице-премьер Н.Азаров, руководящий состав СБУ, МВД, Министерства обороны, налоговой администрации и т.д.).
Участники 28-й украинской инвеституры масонского ордена "SS".
Фото 1: По средине митрополит УАПЦ Мефодий Кудряков и "Великий Приор Ордена" Павел Вялов.
Фото 2: В Тернопольском кафедральном соборе УАПЦ "Великий Приор Ордена" Павел Вялов и "духовник ордена" Мефодий Кудряков посвящают в «Командоры Тернопольского Командорства Ордена» шевалье С.А.Лукасевича
Российское Представительство УАПЦ.
Генеалогия маргинальной секты «тараканников» следующая: 8 января 1996 г. для новообразованного московского прихода неосергианской УАПЦ (созданного А.Михальченковым) «патриарх чекалинской преемственности» (от Викентия Чекалина) Димитрий Ярема рукоположил известного в московских церковных кругах авантюриста, 26-ти летнего Яна Модзалевского (род. 07.01.1970 г.) во священника. Однако уже через пять месяцев, 17 июня 1996 г. по благословению Д.Яремы епископы УАПЦ Мефодий Кудряков и Роман Блащук рукополагают его во «епископа» Московского и Коломенского (с именем Иоанн) – для приходов УАПЦ в России. Вернувшись в Москву, И.Модзалевский рукоположил в сан «священника» и возвел в «протопресвитера» главного инициатора создания приходов УАПЦ в России, известного провокатора и авантюриста Александра Михальченкова, сменившего свою фамилию на Сергеев. Спустя полгода после этих событий, 17 декабря 1996 года, «епископы» Иоанн Модзалевский и Мефодий Кудряков в кафедральном соборе УАПЦ в Тернополе (Украина) «рукоположили» бывшего священника «параклитческой» оккультно- тоталитарной секты «Богородичный центр» Стефана Линицкого во «епископа» Санкт-Петербургского и Старорусского. А 22 декабря 1996 г. по благословению «патриарха» УАПЦ И.Модзалевский и С.Линицкий возвели в сан «епископа» Псковского и Порховского о. Серафима Кучинского.
Лжеархиепископ Стефан Линицкий
Все три новопоставленных «епископа» числились как неотъемлемая часть УАПЦ во главе с «патриархом» Д.Яремой. Однако зарегистрировать в России представительство или экзархат УАПЦ, центр которой находился за границей, по действующему российскому законодательству оказалось невозможным, в связи с чем для этой новоявленной структуры было придумано условное название – т.н. «Российская Истинно-Православная Церковь» (РосИПЦ), центр которой находился будто бы в Москве. Уже в конце 1996 года в Министерство юстиции РФ были поданы учредительные документы т.н. «РосИПЦ», в том числе Устав, в котором утверждалось, что эта структура существует в России с 988 года, то есть с момента Крещения Руси. Кроме того, Устав предусматривал создание на базе «РосИПЦ» Московского Патриархата. Усмотрев слишком много параллелей с уже зарегистрированным Уставом РПЦ МП, Минюст вернул учредительные документы, отказав т.н. «РосИПЦ» в регистрации. Это решение Министерства было оспорено в Таганском межмуниципальном суде, который в мае 1997 года обязал Министерство юстиции зарегистрировать новообразовавшуюся структуру.
По имеющейся информации, основным источником финансирования новоявленной РосИПЦ-УАПЦ были коммерческие структуры, созданные и возглавляемые «протопресвитером» Александром Сергеевым-Михальченковым, являвшимся ее фактическим руководителем. Еще будучи главой Братства Иова Почаевского, он активно практиковал т.н. "отмывание денег", используя Церковь. В качестве меценатов т.н. РосИПЦ-УАПЦ выступали даже грузинские преступные группировки, занимающиеся «бизнесом» в Москве.
Александр Сергеев-Михальченков
В 1997 году продолжилось дальнейшее размножение «епископата» т.н. РосИПЦ-УАПЦ, взявшей курс на максимально быстрый количественный рост собственной «иерархии», у которой при этом в «епархии» насчитывалось по одной-двум фиктивным общинам. 28 марта к этой группе присоединился бывший епископ Амвросий (Катамадзе), занимавший до 1991 года Никорцминдскую и Рача- Ткибульскую кафедру официальной Грузинской Православной Церкви (лишен сана решением Собора Грузинского патриархата). Будучи одним из духовных лидеров "звиадистов", епископ Амвросий эмигрировал из Грузии после свержения президента Гамсахурдиа. Некоторое время он сопровождал Звиада Гамсахурдиа сначала в Армении, а затем в Чечне, где тот скрывался от грузинских спецслужб. После гибели Гамсахурдиа А.Катамадзе переехал в Москву, где расположен центр грузинской диаспоры, и стал искать контактов с РПЦЗ. Дело о его приеме в Русскую Зарубежную Церковь рассматривалось на ее Архиерейском Соборе 1996 года. Однако решение по этому вопросу было отложено до выяснения всех обстоятельств дела. Не дождавшись окончательного решения Зарубежного Синода, бывший епископ Амвросий присоединился к т.н. РосИПЦ-УАПЦ. При этом последние не стали уже запрашивать «благословения» из Киева, что свидетельствует о попытке отделиться от УАПЦ.
30 марта 1997 года состоялась и первая самостоятельная «епископская хиротония» в РосИПЦ-УАПЦ: А.Катамадзе, И.Модзалевский и С.Линицкий, не согласовав со своим «патриархом» на Украине, «рукоположили» грузинского священника-звиадиста Моисея Ходжаву во «епископа» Гайнатского и Имеретинского (Грузия), провозгласив о создании т.н. «Грузинской ИПЦ» под «омофором патриарха Киевского и всея Украины» Димитрия Яремы.
Раскол в РосИПЦ-УАПЦ.
Узнав о вмешательстве т.н. «российского экзархата» УАПЦ во внутренние дела Грузинского патриархата и учинении раскола, что могло повредить переговорам УАПЦ с экуменическим Константинопольским патриархатом, «патриарх» Д.Ярема не признал самовольного присоединения А.Катамадзе и «хиротонию» М.Ходжавы. В результате возник конфликт, в ходе которого «первоиерарх» РосИПЦ-УАПЦ «архиепископ московский» И.Модзалевский стал на сторону Д.Яремы и, отстранив инициатора присоединения грузин А.Михальченкова-Сергеева (он же Зорнадзе) от управления «экзархатом», попытался отменить ранее принятые решения о принятии А.Катамадзе и «хиротонии» М.Ходжавы. Однако такой шаг «экзарха» был воспринят как попытка «узурпировать власть». 26 мая 1997 г. на заседании Синода т.н. РосИПЦ-УАПЦ по инициативе А.Михальченкова-Сергеева и А.Катамадзе большинством голосов было принято решение возложить управление Московской епархией на т.н. «Совет преосвященных московских викариев», т.е. фактически лишить И.Модзалевского его полномочий. Последний тут же обвинил Синод в ереси, прервал заседание, которое проходило на его квартире, и потребовал всем покинуть помещение. 12 июня И.Модзалевский организовал в Москве «Епархиальный Собор», на котором отменил постановления «Синода». Однако через два дня оппозиционная И.Модзалевскому «группа Михальченкова-Катамадзе» созвала собственный «архиерейский собор», на котором было объявлено о разрыве общения с УАПЦ, а новым первоиерархом теперь уже «автокефальной» т.н. «РосИПЦ» избран А.Катамадзе, которому присвоили титул «архиепископа Крутицкого», а позже - «местоблюстителя патриаршего престола».
Как реакция на раскол в УАПЦ, по требованию Димитрия Яремы 18 июня 1997 года Иоанн Модзалевский созывает "Поместный Собор РосИПЦ-УАПЦ", на котором запретил в служении "за самочиние и раскол" всех остальных «епископов». Однако «звиадистская оппозиция» во главе с Михальченковым-Сергеевым уже через восемь дней проводит свой т.н. «архиерейский собор», на котором И.Модзалевского извергают из сана, а неосергианско-экуменическую УАПЦ предают анафеме. "Управление Московской епархии, - как говорится в изданной ими "Справке", - перешло к Совету Преосвященных Викариев РосИПЦ, в который вошли архиепископ Амвросий (Катамадзе) с титулом Крутицкий (впоследствии возведенный в митрополиты) и епископ Стефан (Линицкий) с титулом Дмитровский (впоследствии возведенный в архиепископы)".
Группа И.Модзалевского.
Группа низверженного Яна-Иоанна Модзалевского Московского по началу пыталась тоже выступать как «РосИПЦ», провела ряд «поместных соборов» и т.п. пиар-акций. Более того, они подали на перерегистрацию Устав РосИПЦ. Однако их авантюра оказалась менее «профессиональной», в результате чего И.Модзалевский вернулся туда, откуда пришел – в УАПЦ Мефодия Кудрякова Тернопольского, где получил сначала назначение на Кременецкую кафедру (с титулом «архиепископа Кременецкого, викария Тернопольской епархии»), а позже – «архиепископа» Херсонесского и Крымского, председателя московского подворья УАПЦ.
Ян Модзалевский
Уход Серафима Псковского.
Одновременно с этим, разочаровавшись в самозванной, буквально бурлящей от расколов и интриг т.н. «РосИПЦ», от нее отошел один из первых ее «епископов» Серафим Кучинский, возглавлявший женский монастырь в отдаленном селе Вышегород Псковской области и слывший в среде сектантов как «старец». Он снял с себя «сан» и обратился с покаянием в РПЦЗ. Рассмотрев его дело, Третье Архиерейское Совещание Российских Преосвященных (июнь 1997 г.) удовлетворило прошение игумена Серафима, но при этом наложило на него эпитимию с запрещением в священнослужении. По последней информации Серафим Кучинский присоединился к Московской патриархии в сане архимандрита.
Группа «катамадзитов».
После раскола И.Модзалевского и ухода С.Кучинского автокефальная «группа Михальченкова» поредела: в ее составе осталось всего два «епископа» - виновник раскола А.Катамадзе и бывший «параклитчик» С.Линицкий. Однако этот недостаток был вскоре наверстан.
Лжемитрополит А.Катамадзе
«Рафаилиты».
К осени 1997 г. в среде еще одного «российского экзархата» УПЦ-КП (его еще иногда ошибочно называют «ИПЦ-КП») произошел крупный раскол: группа «епископов» в составе Рафаила Прокопьева (Красноярск), Сергия Моисеенко (С.Петербург) и Тихона Филиппова (Коломенск) со скандалом порвала с «филаретовцами». Произошло это после того, как данные «епископы» с другими «иерархами» «Российского Экзархата» УПЦ-КП Иоасафом Шибаевым, Адрианом Стариной и Варухом Тищенковым в Ногинске (Подмосковье) 19 декабря 1996 года совершили кощунственную «коронацию на царский престол Российской империи самодержца Великой, Малой и Белой Руси» самозванца Николая ІІІ (Дальского) и «государыни-императрицы» Наталии. Такое событие вызвало бурю гнева в России, в результате чего «патриарха» УПЦ-КП Филарета Денисенко в феврале 1997 г. Поместный Собор МП предал анафеме. В свою очередь, не ожидавший подобного Филарет попытался поправить свой имидж и навести порядок в т.н. «Российском Экзархате», изгнав из него группу известного авантюриста и экстрасенса-оккультиста Рафаила-Леонида Прокопьева, провозглашавшего себя «Митрополитом Красноярским и всея Сибири».
Полковник ГРУ Л.Прокопьев
Лидер данной оккультно-сектантской группы Рафаил (Прокопьев Леонид Семенович) родился в 1947 г. в семье коммунистов (дед – красный комдив, активный участник гражданской войны). Утверждает, будто бы является потомком рода Мотовиловых. В 1969 г. окончил офицерское училище, вступил в КПСС, служил в Северной группе войск – в Польше, потом в Забайкалье. После окончания Военной академии им. Фрунзе два года командовал мотострелковым полком сокращенного состава и еще два года – развернутым полком Закавказского военного округа. По собственному признанию звания старшего лейтенанта, капитана и подполковника получил досрочно. Из Закавказья был переведен в Главное разведывательное управление (ГРУ), курируемое непосредственно КГБ, где в составе тайной советской миссии отправлен в Ливан для участия в военных действиях. Выполнял функции «военного советника». В 1984 г. под Бейрутом подорвался на минах, потерял правую ногу и повредил левую. Операцию делали французские хирурги, после чего Президент Сирии Хафез Асад выделил свой личный самолет, дабы доставить советского подполковника ГРУ в Москву. В Москве Л.Прокопьев проходил лечение в военном госпитале им. Бурденко и Институте хирургии им. Вишневского. Получил первую группу инвалидности, однако приказом министра обороны СССР Д.Язова (один из лидеров ГКЧП в 1991 г.) был оставлен в рядах ВС СССР и повышен до звания полковника. Преподавал разведывательную тактику в Военном институте, где под воздействием А.Кашпировского начал практиковать «целительские» опыты над курсантами. В 1990 г. вышел в отставку и организовал собственный «Целительский центр». По собственному признанию – «дар целительства» перенял от своей бабушки, занимавшейся ворожбой и колдовством. Как он сам пишет: «Вместе с ней (бабушкой – ред.) бывал на богослужениях в храме города Миасса. В церковь то ходили, но за ее стенами у бабушки был особый круг общения… Она занималась целительством. И меня приобщила к нему» (Труд, 6 ноября 1997 г.).
Создав в 1990 г. «Целительский центр», полковник Л.Прокопьев обратился в Московскою патриархию, чтобы та официально приняла его организацию под «духовное окормление». Не получив ответа от МП, обратился к Лазарю Васильеву, Иоанну Береславскому и Тихону Филиппову, от которых принял «рукоположение» сначала в «диаконы», затем «священники», а позже – «епископы». Фиктивно развелся с женой, присвоив себе имя «Рафаила Целителя». При Центре народного целительства создал «Общину Архангела Рафаила», подворья которой во главе с «рукоположенными» им во «епископов» и «священников» наместниками-экстрасенсами были открыты в Санкт- Петербурге, Красноярске, Астрахани, Новгороде, Саранске и т.д, а также за пределами России – в Анкаре, Стамбуле, Минске, Чернигове. В 1994 г., порвав с Л.Васильевым, Прокопьев вместе со своими «викариями» и т.н. «епископом» Тихоном Филипповым Коломенским вступил в общение с неосергианской УПЦ-КП Филарета Денисенко, откуда, как выше говорилось, в 1997 г. они были со скандалом изгнаны. При этом один из «епископов» этой оккультно-сектантской группы Варух Тищенков, ранее судимый за гомосексуализм, так и остался в УПЦ-КП в качестве «епископа» Тобольского и Енисейского.
Катамадзе и Линицкий совершают «хиротесию» Р.Прокопьева
Подробнее об обстановке, царящей в этой оккультно-тоталитарной секте можно узнать из книги иеромонаха Анатолия (Берестова) и Алевтины Печерской "Православные колдуны"- кто они?" (М.1998. стр. 88-95). В своем учении о Боге они придерживаются пантеизма. Например, в "положении о сибирской академии духовной медицины" утверждается, что источником болезней является то, что "человек забывает, что он является Душой, а не телом, теряет связь со своей Божественной Сущностью". Таким образом, отвергается сама суть христианства - учение об отличии твари от Творца и Воплощении, совершенным ради нашего спасения, и показавшим, что человек вовсе не только душа, но союз души и тела. Читая дальше этот документ, мы видим прелестнейший образчик оккультного экуменизма. - Задачей отделения духовной медицины является "исследование воздействия на организм человека различных экстрасенсов, целителей и других психологических факторов. Разработка эталона Духовной зрелости, готовности быть Духовным Целителем, составление тестов на право заниматься Духовным Целительством и дача рекомендаций в лицензионные отделы. Научить страждущих любить свою душу, Бога и все окружающее, не взирая на способы поклонения, детали обрядов и религиозные доктрины"! Этот текст настолько ярок, что не нуждается в комментариях. После него не удивляешься, когда видишь призывы к вегетарианству, "овладению Знаниями, идущими от Высших Цивилизаций", получению всеобщего иммунитета против Зла, самоспасению и подобные призывы, привычные по рекламе оккультистов всех мастей.
Рафаил Прокопьев
Надо сказать, что деятели этой секты, самозвано прикрываясь именем ИПЦ, внедряются в военные городки (например, в Красноярске, в Канске - 5 военгородок), систему здравоохранения, образования. В Москве представители этой секты работают в моргах, выдавая себя за православных священников. Такая активность сектантов привела к тому, что письмом № 549/28-16 от 12.07.2000 г. Министерство образования РФ за подписью зам. министра Е.Е. Чепурных, не различая – где правда, а где имитация ее, внесло Истинно-Православную Церковь в число иностранных тоталитарных сект, таких как «Свидетели Иеговы», «Аум Синрике» и прочие. Видимо, именно для этого всевозможные авантюристы и шарлатаны в последнее время активно присваивают себе имя ИПЦ, не имея на то ни исторических, ни канонических, ни экклезиологических оснований.
Официально, как и «параклитчики» И.Береславского, «рафаилиты» выводят себя от Серафима Поздеева. Однако в разное время бывш. полковник ГРУ и экстрасенс- чернокнижник Л.Прокопьев заявлял, что он будто бы имеет «епископское преемство» то от некоего «архиепископа московского» Никона Ламекина, то от «архиепископа-пророка» Иоанна Береславского (секта «Богородичный центр»), то от «патриарха – агнца откровения» Лазаря-Константина Васильева (секта «Истинная церковь Откровения»), ведущих свое преемство от «чекалинской» УАПЦ, а то и вовсе от УПЦ-КП. Выяснить, кто же на самом деле имеет прямое отношение к созданию этой группы, так и не удалось. Единственное, что известно – «епископы» т.н. «Российского Экзархата УПЦ-КП», как и в случае с А.Катамадзе в «Экзархате» УАПЦ, самочинно, без согласования с Киевом приняли их в общение и даже совершили «коронацию императора», что и послужило поводом к международному скандалу. В общем, изгнанные из УПЦ-КП «рафаилиты» вскоре оказываются под «крышей» т.н. «РосИПЦ» А.Катамадзе.
Присоединение «рафаилитов» к «катамадзитам».
21 сентября 1997 г. А.Катамадзе, С.Линицкий и специально приехавший из Грузии М.Ходжава приняли «митрополита-экстрасенса» Рафаила и его экзотических «архиереев» в состав поредевшей «РосИПЦ», совершив над ними, во избежание кривотолков, дополнительную «хиротесию». При этом самому «митрополиту» Р.Прокопьеву был дан титул всего-навсего «епископа» Волоколамского, викария Московской епархии. Из этой же группы А.Катамадзе и Р.Прокопьевым 19 октября была дополнена «хиротесия» другому «епископу» - Сергею Моисеенко, назначенному в Санкт-Петербург вместо отошедшего Серафима Кучинского.
Сергий Моисеенко
Присоединение к «катамадзитско-рафаилитской» секте епископов РПАЦ
В начале 1998 г. к этой искусственной группе, во многом благодаря разрекламированному при помощи спецслужб «имиджу» А.Катамадзе, присоединились также епископы РПАЦ (группа епископа Валентина Русанцова) – Арсений Киселев и Александр Миронов, а также «благочинный протопресвитер» УПЦ-КП в Москве Глеб Якунин, также, как и Филарет, преданный анафеме МП. Таким образом, эта маргинальная секта, самозванно именующая себя ИПЦ, представляла из себя объединенный конгломерат всевозможных авантюристов, харизматов-параклитчиков, обновленцев-экуменистов, экстрасенсов-целителей и даже представителей криминального мира.
Но и на этом расплодившиеся «тараканники» не останавливаются. До конца 1998 г. они совершают еще две «епископские хиротонии»: Дидима Нестерова и Вячеслава Лисового.
Низвержение А.Катамадзе.
Раскол на «рафаилитов» и «катамадзитов».
Однако именно в это, казалось бы благополучное, время в т.н. «РосИПЦ» происходит новый раскол. В результате дележа власти и денег печать и финансовые потоки полукриминальной «РосИПЦ» захватил недавно примкнувший к ней Рафаил Прокопьев, снова провозгласивший себя «митрополитом». А.Катамадзе был свергнут, лишен кафедры, запрещен в священнослужении и извергнут из сана, а позже – предан анафеме (решение от 22 января 1999г. и 13 марта 1999 г.).
На какое то время анафематствованный Амвросий вовсе отошел от дел, начав подрабатывать простым архимандритом в московских храмах МП. Однако позже к нему примкнули бывшие епископы РПАЦ Арсений Киселев и Александр Миронов, их «рукоположенные братья и сыновья («епископы Тихон Киселев и Назарий), «филаретовец» Тихон Филиппов, а также двое грузинских «епископов-звиаддистов» - Николай Модебадзе Потийско-Мегрельский и Моисей Ходжава Гайнатско-Имеретинский, рукоположенные А.Катамадзе. Таким образом, естественным путем прекратившая свое существование группа «катамадзитов» вновь была реанимирована, начав повсеместно выступать как «РосИПЦ». Они рукоположили себе «епископа» Хельсинского и Прибалтийского Назария и ряд других, однако вскоре реанимированная группа раскололась на более мелкие, проследить процессы отколов которых уже практически невозможно.
Раскол у «рафаилитов».
У Рафаила Прокопьева первоначально дела пошли более успешно. Однако вскоре в этой маргинальной группе произошел очередной раскол. Возглавил его бывший «параклитчик» - «архиепископ» Тверской и Дмитровский Стефан Линицкий и неутомимый расколотворец А.Михальченков-Сергеев, за которыми последовали т.н. «епископы» Крутицкий Вячеслав Лисовой и Выборгский Дидим Нестеров. 13 марта 1999 г. они лишают Рафаила Прокопьева кафедры и отправляют на покой, а 27 ноября 1999 г. вовсе извергают из сана.
Бывш. полковник ГРУ, глава масонского Мальтийского Ордена, директор оккультно-целительского цента и лжемитрополит Р.Прокопьев
Однако группа бывш. полковника ГРУ Рафаила (Леонида Прокопьева), известного более в качестве директора московского «Целительского центра ПРОИС», при котором была создана «Община Св. Архангела Рафаила», не смотря на такой сильный раскол все же выжила. Правда, благодаря финансовым вливаниям московского криминалитета. Более того, по некоторым данным, ему удалось отобрать у т.н. «патриарха» и «агнца откровения» Лазаря-Константина (Васильева) Каширского все его юридические реквизиты, а также возглавить фальшивый масонский Мальтийский Орден, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ под названием «Миссия Св. Иоанна Иерусалимского». В состав его группы вошли также «митрополит» Сергий Моисеенко (С.Петербург) и «епископ» Филипп (Нижний Новгород). Новое формирование они назвали «Русской соборной православной церковью», а Рафаила – «Митрополитом Московским, Местоблюстителем патриаршего престола». Для этой группы были «рукоположены» новые «епископы» Бронницкий Евгений Старостин и Красноярский Георгий Коковин. Имеется один единственный храм – при московском офисе АО «ПРОИС». По некоторым данным, Рафаил продолжает поддерживать тесные связи со своим «духовником» - филаретовским «Митрополитом всея Сибири» Варухом Тищенковым, с которым они вместе начинали заниматься «целительством» еще под «омофором» Лазаря- Константина (Васильева) Каширского, а позже – в УПЦ-КП.
Примечательно, что 26 мая 2001 г. т.н. «наместник» Красноярского Подворья Общины "Архангела Рафаила" (зарегистрировано Управлением юстиции Администрации Красноярского края 25.09.96г, перерегистрировано 8.02.2000г.) рафаилитский «епископ- экстрасенс» Георгий Коковин от имени ИПЦ обратился к сергианскому патриарху Алексею Ридегеру: «Ваше Святейшество, простите нас недостойных и грешных за осуждение Вас лично и Ваше священство, простите и будем надеяться, что и Бог нас простит. Самое главное для Бога, чтобы мы поняли, что никто и ничто не может быть на земле истинным, ибо истина только Господь. Мы Ему хотим служить через тот труд, на который Он нас определил, но служить уже в Вашей Церкви. Неважно в каком качестве Вы нас оставите, мы монахи и должны думать не об ублажении своего тщеславия, а об угождении Господу, ибо Господь принимает любое дело, даже самое черное, лишь бы оно делалось во славу Его. Мы хотим молитвенно общаться, обмениваться опытом, учиться, а не быть в оторванности от всех».
Самоликвидация т.н. «РосИПЦ».
От УАПЦ к обновленчеству.
Избавившись от конкуренции «рафаилитов», в сведенной всего до нескольких человек секте началась новая конкуренция между А.Михальченковым-Сергеевым и С.Линицким, причем конкуренция и противоречия на почве «реформации» и возрождения обновленчества.
На своем заседании 27 ноября 1999 г. «отец-основатель» РосИПЦ, «всероссийский протопресвитер» Александр Михальченков-Сергеев выступил перед новосформированным Синодом с ультиматумом, что или оставшиеся «епископы», т.е. С.Линицкий, Д.Нестеров и В.Лисовой, примут его программу реформ (в частности, перевод служб на русский язык и их радикальное сокращение, официальная отмена обязательного монашества епископов и в перспективе самого монашества, введение принципа «соборноправности» и ограничение прав архиереев, сведение их до функций требоисполнительства и т.п.), или он и поддерживающее его «духовенство» выходит за штат. При этом Михальченков подчеркнул, что их выход «за штат» отнюдь не означает «отход от дел». Как следствие, Синод РосИПЦ, перенеся рассмотрение поступившего предложения на месяц, 11 декабря 1999 г. единодушно принял постановление о самоликвидации искусственно созданной самосвятской т.н. «РосИПЦ» и переходе каждого «архиерея» на автономное самоуправление. При этом «группа Михальченкова» отказалась подчиняться кому бы то ни было из «архиереев», организовав самостоятельную «пресвитерианскую церковь» и забрав себе «на память» все юридические реквизиты им же искусственно созданной т.н. «РосИПЦ» (по некоторым сведениям, «сергеевцы», подобно «липковцам» в 1920-гг. на Украине, самостоятельно, т.н. «пресвитерским чином» возвели А.Михальченкова- Сергеева в «епископы»).
Так безславно, просуществовав всего два с половиной года, прекратил свое функционирование созданный при содействии российских спецслужб и «чекалинской» УАПЦ экспериментальный проект. Созданная как бы «альтернатива» МП, эта искусственная маргинальная структура на самом деле была направлена на окончательную дискредитацию и разложение исторической ИПЦ, только начавшую выходить из катакомб. Таким образом, большевицкие планы по уничтожению Русской Истинно-Православной Церкви теперь реализовывались руками русских же псевдопатриотов и лжекатакомбников.
Реанимация «тараканников».
Оставшиеся без юридических реквизитов и официального статуса С. Линицкий, Д. Нестеров и В. Лисовой берутся за формирование новой структуры. С этой целью они «рукополагают» новых «епископов» Михаила Вишневского (28 декабря 1999г.) и Кириака Темирциди (7 января 2000г.). К этой же группе примкнул известный своими навязчивыми идеями возрождения обновленчества Глеб Якунин.
Лжемитрополит Кириак Тимирциди
Не успев сформироваться, эта группа вновь распалась. 10 января 2000 г. В.Лисовой и М.Вишневский провозгласили о создании новоявленной структуры, назвав ее «Истинно-православной церковью Московской митрополии» (ИПЦ-ММ). Данная структура состоит из нескольких фиктивных «общин», среди которых «община латинского обряда» им. Св. Григория Двоеслова («наставник» Андрей Езерский). Сама т.н. «ИПЦ-ММ» состоит из «Митрополита Московского» Вячеслава Лисового и «епископа» Бронницкого и Велинского Михаила Вишневского, в составе которых сформирован т.н. «синод». Они предали анафеме группу «сергеевцев» (А.Михальченкова-Сергеева), группу С.Линицкого и других.
Наследники А.Введенского:
возрождение обновленчества.
По другому пути пошли С.Линицкий, К.Темирциди и Д.Нестеров. Объединившись с Г.Якуниным, они провозгласили о создании т.н. «Апостольской православной церкви Возрождения», которая официально считает себя правопреемницей советского обновленчества. 13 марта они «рукоположили» себе «епископа» (в последствии «митрополит») Венедикта Молчанова Царицынского (Украина). 16 марта 2000 г. на т.н. «поместном соборе» С.Линицкий наконец-то осуществил свою заветную мечту – провозгласил себя «Митрополитом Московским и всея Руси». Этим же «собором» были «рукоположены» новые «епископы»: Валентин Астафьев Зеленоградский, Сергей Саркисов Царскосельский, Виталий Кужеватов Орехово-Зуевский, Ростислав Мельников Волжский и др.
В сентябре 2000 г. эта группа канонизировала прот. Александра Меня, поставив ему в заслугу все то, что Православная Церковь ставит ему в вину. Более того, эта структура вступила в общение с «Богородичным центром» И.Береславского, также получившего «епископство» в «чекалинской» УАПЦ, с т.н. «Вселенской православной харизматической церквью» во главе с «патриархом» Симеоном Иоанном и др. подобными маргинальными группами.
Однако позже и эти маргинальные самосвятские группы раздробились на более мелкие, так что их точное количество уже невозможно подсчитать.
Известно, что в июле 2003 г. часть из них вновь примкнула к «рафаилитам», также известным своими антиправославными, оккультно- экстрасенсорными экспериментами. 13 июля 2003 г. в своей «народно-целительской» клинике в Москве «митрополит» Рафаил Прокопьев инсцинировал т.н. «Объединительный архиерейский собор ИПЦ в России», который широко освещался в СМИ. В нем, в частности, помимо самого Р.Прокопьева и оставшегося единственного его приверженца – «викарного епископа» Бронницкого Евгения Старостина (все другие ушли от Р.Прокопьева), приняли участие пятеро обновленческих «епископов» АПЦВ: «митрополиты» Кириак Темирциди, Виталий Кужеватов и Венедикт Молчанов, а также «архиепископы» Сергий Саркисов и Дамиан Акимов. В «соборе» также приняли участие трое бывших «катамадзитов»: Александр Миронов Татарстанский и Марийский, Тихон Киселев Пензенский и Симбирский и Николай Модебадзе Потинский (Грузия). Но наиболее экзотическим участником «собора» оказался один из лидеров лжекатакомбной группы «секачевцев» - т.н. «Митрополит Минский и Светлогорский» Епифаний Каминский, практикующий оккультизм и отлученный ранее Синодом «секачевцев» во главе с схимитр. Феодосием Гуменниковым.
Е. Каминский приносит присягу «рафаилитам»
Изюминкой «собора» оказалось представленное на всеобщее обозрение СМИ и гостей данного мероприятия беснование в эпилептическом припадке (с изрыганием пены) секретаря вышеупомянутого «секачевца» Епифания Каминского – «игумена» Александра из Минска, объявленное «особым харизматическим даром духа».
Е. Каминский в домовом храме в Светлогорске
Среди постановлений данного «собора» - подписание «Акта об объединении», а также объявление об отмене Указа Св. Патриарха Тихона № 362, поскольку, по мысли участников, «высшая церковная власть» в Поместной Российской Церкви «отныне восстановлена».
Антоний Кобрак - бывший член "Богородичного центра" и "Коптской церкви»
При этом уже во время самого т.н. «собора» между его участниками возникли серьезные разномыслия относительно экуменизма, реформации и других вопросов, что свидетельствует об искусственности данного мероприятия, его «пиаровской» сути и недолговременности, как это уже неоднократно случалось со всеми подобными экспериментальными проектами. Так что, нет сомнений, прогремев в СМИ, это новоявленное маргинальное ответвление-проект секты «тараканников», претенциозно самопровозглашенное «Русской соборной православной церковью», не просуществует и года, в очередной череде «тараканьих размножений» вновь распавшись на множество предающих друг друга анафемам мелких группировок, - то вновь собирающихся в кучу, то вновь разбегающихся в разные углы, подобно тараканам.
Украинские ответвления обновленчества.
Не довольствуясь ограничением территорией лишь России и Грузии московские сектанты-обновленцы «десантировали» своих представителей на Украину – в догонку за собственными «святителями» Мефодием Кудряковым (УАПЦ) и низверженным Иоанном Модзалевским, получившим прибежище в УАПЦ. Таким образом «отцам-основателям» секты «тараканников» (т.н. РосИПЦ-УАПЦ) теперь самим пришлось иметь немало хлопот со своими же питомцами (эффект «бумеранга»), которые, не сумев привлечь сторонников в России, занялись активным прозелитизмом в среде породившей их УАПЦ.
16 января 2000 г. Стефаном Линицким (рукоположенным в УАПЦ) и Кириаком Темирциди для представительства АПЦ «Возрождение» в Украине во «епископа» Царицинского и Верхнеднепровского был «рукоположен» 23-х летний Венедикт Молчанов. Он вошел в контакт с симпатизировавшими идеям обновленчества и харизматизма представителями УАПЦ, «Богородичного центра», секты Сандея Аделаджи и других групп.
Лжемитрополит Венедикт Молчанов
26 августа 2000 г. в Киеве ими был проведен т.н. «Первый Реформаторский православный собор–конференция «Живая церковь живого бога». По словам ее организаторов: «Это была первая подобная конференция после почти восьмидесятилетнего перерыва».
Уже 7 января 2002 г. С.Линицкий для своего «экзархата» в Украине «рукополагает» еще одного женатого «епископа» - Андрея Трегуба, с титулом «Вышгородского и Галицкого». А 14 января 2002 г. С.Линицкий возводит известного проходимца-харизматика Сергея Журавлева (1969 г.р., женат, имеет пятеро детей) во «Архиепископа Киевского». После этого т.н. «апостолы- реформаторы» организовывают «Архиерейское Совещание» обновленческих церквей Украины и уже самостоятельно 12 июля 2002 г. «рукополагают» некоего Антония Власова во «епископа» Николаевского и Таврического. А в сентябре 2002 г. они провозглашают «автокефалию» своей новообразованной секты, объявив ее правопреемницей обновленческой т.н. «Украинской православной автокефальной церкви» (УПАЦ), существовавшей в Украине в 1920-е – 30-е гг.
Лжесинод новообновленцев на Украине: А.Трегуб, Д.Акимов, В.Молчанов, А.Власов
Получая финансирование от международных харизматических организаций, вышеупомянутые «апостолы-реформаторы» на протяжении 2002 г. регулярно появляются в эфире киевского канала ТV «Табачук» в компании «афроукраинского» проповедника Сандея Аделаджи и других харизматиков.
С.Журавлев с женой и пятью детьми
Однако, как только «апостолы-реформаторы» провозгласили «автокефалию», в их среде сразу же разразилась борьба за власть и доступ к финансам. В результате уже через месяц, 2 октября 2002 г. в г. Верхнеднепровск Николаевской области А.Власов, А.Трегуб и В.Молчанов провели «тайный собор», на котором низвергли С.Журавлева с «киевской кафедры», а себя провозгласили «митрополитами», причем Антония Власова – «Блаженнейшим митрополитом Сурожским, с присвоением титула Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины (до принятия в состав поместной Украинской Церкви)», - как сказано в определении. Не имея реальной канонической почвы под ногами, а также из-за непопулярности идей обновленчества в Украине свое маргинальное сектантское новообразование «власовцы» (от А.Власова) провозгласили «Украинской ортодоксально- православной церковью» (иногда они себя еще самозванно называли «Украинской истинно-православной церковью»).
В.Молчанов и А.Власов
Низверженный же С.Журавлев, нисколько не смутившись действиями недавних своих подопечных, провозгласил о создании т.н. «Украинской реформаторской православной церкви» (УРПЦ) и вступил в общение с «патриархом» т.н. «Вселенской православной харизматической церкви» Симеоном Иоанном. По некоторым данным, при поддержке УПЦ-КП С.Журавлев зарегистрировал в Кировоградской области ряд своих «реформаторских» общин, которые официально числятся как приходы УПЦ-КП, однако подчиняются именно ему и исповедуют протестантско-харизматические учения.
С.Журавлев во время «харизматического радения»
«Власовцы» же продолжали свой удар по четырем разрозненным группам УАПЦ и другим юрисдикциям. Состав их группы на кон. 2002 – нач. 2003 гг. пополнился еще несколькими «епископами»: Дамиан Акимов Херсонесский и Готский, Лука Николаенко Одесский и Измаильский, Дионисий Грищенко Ровенский, «викарий Волынской епархии», Ростислав Мельников Волжский, «викарий Царицынской епархии», Гедеон Новиков Покровский (Россия, Саратов), «викарий Царицынской епархии».
Лжеепископ Дамиан Акимов
Однако борьба за власть и доступ к финансовым потокам после низвержения С.Журавлева приобрела еще более интенсивный характер. В результате все три «митрополита» настолько перессорились между собою, что начали предавать друг друга анафемам. Произошел очередной раскол. 13 июля 2003 г. Венедикт Молчанов с группой своих «викариев» (Дамиан Акимов Готский, Лука Николаенко Одесский, Ростислав Мельников Волжский и Гедеон Новиков Покровский) перешли к другому лидеру маргинальных ответвлений секты «тараканников» - известному экстрасенсу (директору Московского целительского центра ПРОИС), бывш. подполковнику ГРУ и одновременно «Митрополиту Московскому, местоблюстителю патриаршего престола» т.н. «Русской соборной православной церкви» Рафаилу-Леониду Прокопьеву, также получившему «епископство» от т.н. РосИПЦ-УАПЦ. Новообразованная группа ныне называется громким именем – «Украинский Экзархат РСПЦ».
В свою очередь т.н. «митрополит» Вышгородский и Галицкий Андрей Трегуб вошел в общение с «митрополитом» Захарией Черновым т.н. «Украинской апостольской православной церкви» (УАПЦ М.Дуткевича), а также обратился к «митрополиту» неосергианско-экуменической УАПЦ Мефодию Кудрякову с предложением об объединении и создании «украинской поместной церкви». Более того, как стало известно, по благословению М.Кудрякова «митрополит» А.Трегуб отправлял панихиду на могиле «патриарха» УПЦ-КП Владимира Романюка в день его смерти, что невольно наталкивает на мысль о прямом отношении этой скандальной личности (М.Кудрякова) к провоцированию всех вышеупомянутых расколов и дискредитации исторической Истинно-Православной (катакомбной) Церкви.
Как уже отмечалось, все эти маргинальные группы «тараканников» настолько быстро делятся и размножаются, что отслеживать постоянные процессы отколов и новообразований уже практически невозможно. Поэтому не исключено, что на данный момент уже появились новые фантастические направления и течения этой секты одержимых, самозванно примеряющих на себя незапятнанное имя «Истинно- Православной Церкви», к которой они ни исторически, ни канонически, ни экклезиологически не имели и не имеют никакого отношения.
О лжекатакомбниках также смотрите:
Виртуально-оккультная секта Амвросия Сиверса, самозванно именовавшая себя "ИПХ", объявила о самороспуске
Редакция обращается к читателям с просьбой, если у кого есть материалы, воспоминания, документы по истории как подлинной Катакомбной Церкви, так и лжекатакомбных групп, присылать их по эл-адресу: catacomb@catacomb.org.ua . В ближайшее время на сайте «ЦВ» будут опубликованы материалы о других лжекатакомбных группах в России, самозванно выступающих от имени «ИПЦ».
Дополнительно по данному разделу: Виртуально-оккультная секта Амвросия Сиверса, самозванно именовавшая себя "ИПХ", объявила о самороспуске Апостасия Католической церкви. Ватикан на грани морального банкротства В УГКЦ произошел раскол: группа униатских священников-традиционалистов признала римского папу еретиком Прием в Церковь из схизматических и еретических сообществ Учрежден т.н. «Московский благочинный округ» новостильно-экуменической Румынской патриархии Очередной раскол в оккультно-виртуальной секте Амвросия Сиверса Операция "ТРЕСТ" Понятие о ереси и расколе Где Истинная Церковь? Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство. Сравнительное богословие.
|