Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1927 год.
Лев Регельсон
1927
19 дек. 1926/1 янв. 1927
Митр. Петр в Пермской тюрьме узнает подлинные факты о церковных событиях истекшего года.
1. ЧС-2 2. Дейбнер
19 дек. 1926/1 янв. 1927
Послание митр. Петра из Перми с изложением основных событий, связанных с ВВЦС и митр. Агафангелом, с подтверждением своего местоблюстительства.
/. ЧС-1 2. УС-2 3. Сб. док.
20 дек. 1926/2 янв. 1927
Арест еп. Ковровского Афанасия (Сахарова) "по делу группы архиереев, возглавляемой митр. Сергием" (имеется в виду, несомненно, дело о тайном избрании митр. Кирилла — Л. Р.).
"Даты и этапы..."
8/21 янв.
Свидание и беседа в Свердловской тюрьме митр. Петра с арх. Григорием (Яцковским). Митр. Петр сообщает о своем разрыве с ВВЦС и просит подчиниться его и митр. Сергия решению.
Письмо митр. Петра от 1 января 1927 (приписка митр. Петра)
После 8/21 января
Митр. Петр передает на волю свое послание от 1 января 1927 г.
1. ЧС-2 2. Дейбнер
13/26 янв.
Архиерейский Собор (Синод) в Карловцах.
Запрещение митр. Евлогия в священнослужении и разрыв с ним молитвенного общения.
Оценка митр. Евлогия: "Этим актом "карловчане" углубили наше разобщение до крайнего предела. Намерение было ясно — они хотели своим запрещением сокрушить меня, рассчитывая на смутность церковного сознания, на неустойчивость моей паствы, на старую дореволюционную привычку видеть в Синоде высшую церковную инстанцию и считать его постановления для себя обязательными. Но расчет оказался неверный. Моя паства каким-то безошибочным чутьем правды разобралась в сложном церковном положении..."
1. митр. Евлогий, стр. 615 2. Китеж, 1927, № 8-12, стр. 56
Январь
"Обращение к духовенству и приходам" митр. Евлогия по поводу его запрещения "карловчанами".
"...Собравшиеся в Карловцах Преосвященные не вняли многократным моим просьбам не изменять существовавшего положения и тем сохранить мир церковный, не пожалели они душ русских людей, которые в тяжком изгнании страждут от нашего разделения, не пощадили они и церковного достояния, облегчив своим заявлением о моем устранении домогательства врагов церкви на наши храмы как раз тогда, когда я веду с ними решительную борьбу.
Пред лицом этих печальных обстоятельств призываю к твердости и спокойствию духа вверенное мне духовенство и паству — в сознании правильности избранного нами направления церковной жизни, в полном согласии со священными канонами и с волей в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона.
Исходящие же от заграничного Архиерейского Синода запрещения и другие меры по отношению ко мне, к моему духовенству и пастве не имеют никакой канонической силы, ибо Собор и заграничный Архиерейский Синод в нынешнем их составе не являются моею канонической властью и посему не могут вмешиваться в дела моей епархии и не могут вязать и решать духовную совесть вверенной мне паствы.
Отныне наша Западно-Европейская Митрополия становится на путь самостоятельного, независимого от заграничного Архиерейского Синода, существования, — так же, как независимо от него живут Американская Русская Православная Церковь с митрополитом Платоном во главе и со всеми его епископами, Латвийская Церковь с Архиепископом Иоанном, Литовская с Архиепископом Елевферием и другие..."
митр. Евлогий, стр. 616
1927
Обмен посланиями между митр. Евлогием и Вселенским Патриархом Василием III, высказавшим неодобрение действий Карловацкого Синода:
"...Мы отнюдь не затрудняемся решительно объявить, что, как всякая другая деятельность, так и вынесенное против Вас запрещение со стороны так называемого Архиерейского Синода за границей — являются деяниями канонически беззаконными и никакой посему церковной силы не имеющими, ибо и самое существо этого самозванного собрания в качестве органа управления канонически несообразно и о необходимости роспуска его и прекращения суетливой и вредной деятельности его не раз уже были даны от власти указания и распоряжения..."
Митр. Евлогий отмечает, что к Вселенскому Патриарху присоединились Патриарх Александрийский, Глава Элладской Церкви, Архиепископы Литовский, Латвийский и Финляндский.
митр. Евлогий, стр. 617
1/17 февр.
Вариант датировки письма митр. Петра от 1 января 1927 (возможно, день передачи письма на свободу) с указанием места "Тобольск".
Сб. док.
Февраль
Прибытие митр. Петра в Тобольскую тюрьму.
Дейбнер
Начало марта
Митр. Петр направлен из Тобольской тюрьмы на поселение в село Абалацкое на берегу Иртыша в 50 верстах выше Тобольска.
/. ЧС-2 2. Дейбнер
Март
Вызов арх. Серафима (Самойловича) Угличского в Москву и трехдневное задержание его в ГПУ. Предложение Тучкова принять условия легализации, на что арх. Серафим ответил отказом ввиду отсутствия права решать принципиальные вопросы без находящихся в заключении старших иерархов.
/. ЧС-2 2. Дейбнер
Без даты
Предложение Тучкова митр. Кириллу принять возглавление Церкви.
"...Перед тем, как митр. Сергий стал заместителем Местоблюстителя, его роль Тучков предлагал... митрополитам Агафангелу и Кириллу... Когда Тучков вызвал митр. Кирилла, последний давал согласие на занятие этой должности, но не принял предложенных условий. "Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, — сказал Тучков, — вы должны будете нам помочь". "Если он будет виновен в каком-либо церковном преступлении, да. В противном случае я скажу: брат, я ничего не имею против тебя, но власти требуют тебя удалить и я вынужден это сделать". "Нет, не так. Вы должны сделать вид, что делаете это сами и найти соответствующее обвинение!" Владыка Кирилл, конечно, отказался. Говорят, он ответил: "Евгений Алекс., Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь!"
"Крестный Путь...", Вестник РСХД, 1973, № 107, стр. 180
19 дек. — 17 апр./2 янв. — 30 апр.
Пребывание еп. Афанасия (Сахарова) во внутренней тюрьме ГПУ. Пять дней в одиночке с митр. Сергием (23-28 апреля). Три года Соловецких лагерей за принадлежность к группе архиереев, "возглавляемых митр. Сергием" (арх. Корнилий, арх. Григорий, арх. Афанасий). "Одновременно разъехались в разные ссылки еще 40 архиереев".
1. "Даты и этапы", Вестник РСХД, 1966, № 81, стр. 15 "Крестный путь...", Вестник РСХД, 1973, № 107, стр. 184
7/20 марта
Освобождение из заключения митр. Сергия.
Дейбнер
17/30 марта
Вариант даты освобождения митр. Сергия.
Шишкин, стр. 302
19 марта/ 1 апр.
Данные о местах заключения 117 епископов Русской Церкви на 1 апреля 1927 г. Опубликованы в заметке Русского Национального Комитета в Париже 29 июля 1927 г. за подписями: Карташова, Бурцева, Федорова, Ковалевского и Струве. (В нашем распоряжении этого списка нет — Л. Р.).
"Китеж", 1929, № 1-3, стр. 17
28-30 апр./11-13 мая
Передача митр. Сергию дел по временному управлению Церковью арх. Серафимом.
Шишкин, стр. 302
29 марта/ 11 апр.
Пасхальное приветствие Патриарха Иерусалимского Дамиана обновленческому Синоду.
Тульск. Еп. Вед., 1927, № 6
9/22 апр.
Освобождение из заключения еп. Павлина (Крошечкина). Тревога среди епископата по этому поводу.
Дейбнер
27 апр./ 10 мая
Ходатайство митр. Сергия о разрешении ему на управление церковью.
Шишкин, стр. 302
28 — 30 апр./11 — 13 мая
Послание 14 епископов ВВС (в т. ч. по поводу митр. Петра: "его нет и не было у кормила церковного").
Снычев
5/18 мая
Совещание митр. Сергия с выбранными им епископами. Участники совещания:
митр. Тверской Серафим (Александров)
арх. Вологодский Сильвестр (Братановский)
арх. Хутынский Алексий (Симанский)
арх. Костромской Севастиан (Вести)
арх. Звенигородский Филипп (Гумилевский)
арх. Сумский Константин (Дьяков)
"участие которых в работах Синода мне (т. е. митр. Сергию — Л. Р.) представлялось возможным и полезным".
Образование из них Синода при зам. Патр. Местоблюстителя, полномочия которого "проистекают из моих (митр. Сергия — Л. Р.) и вместе с ними падают".
В члены Синода приглашен митр. Сергием также митр. Арсений Новгородский, хотя ответа на предложение он еще не прислал.
О реакции церковных кругов Дейбнер пишет:
"...Факт освобождения митр. Сергия (Страгородского) в тот момент, когда репрессии против Церкви по всей России всё возрастали, когда участие его в деле о выборах митр. Кирилла (Смирнова), за каковое целый ряд епископов поплатились ссылкою, было несомненно, сразу же возбудил тревогу, которая усилилась, когда 9/22 апреля 1927 г. был освобожден и еп. Павлин (Крошечкин) и когда 25 апр./8 мая в Москве неожиданно созван был Синод. Стало несомненным, что между митр. Сергием (Страгородским), во время его тюремного заключения, и советским правительством, т. е. ГПУ, состоялось какое-то соглашение, которое поставило и его самого, и близких ему епископов в совершенно исключительное положение по сравнению с другими. Митр. Сергий (Страгородский) получил право жить в Москве, каковым правом он не пользовался даже до ареста.
Когда же стали известны имена епископов, призванных в Синод, то в капитуляции митр. Сергия (Страгородского) перед советской властью не осталось больше никаких сомнений. В Синод вошли: арх. Сильвестр (Братановский) — бывший обновленец, арх. Алексий (Симанский) — бывший обновленец, назначенный на Петроградскую кафедру от Живой Церкви после казни митр. Вениамина (Казанского), арх. Филипп (Гумилевский) — бывший беглопоповец, т. е. переходивший из Православной Церкви в секту беглопоповцев, митр. Серафим (Александров) Тверской, человек, о связях которого с ГПУ знала вся Россия и которому никто не верил".
Примечание составителя: Митр. Новгородский Арсений (Стадницкий) ответа на приглашение не прислал, хотя и был упомянут в справке НКВД первым среди членов Синода, и в сергианском синоде не участвовал.
Однако в редакционной статье А. С. Воскресенского в ЖМП, № 11-12, 1932, посвященной пятилетнему юбилею Синода, митр. Арсений упоминается как первый из членов Синода. И поныне бытует мнение, что митр. Арсений был активным деятелем сергианства.
В мемуарах Н. Ф. Фиолетовой ("История одной жизни", Самиздат) приводятся следующие сведения: "Митр. Арсений был сослан в Ташкент за оппозицию митр. Сергию. По этому вопросу, главным образом, и шла у него беседа с Н. Н. (Фиолетовым — Л. Р.), встречавшимся с ним еще в бытность свою на Соборе... В бытность свою в Ташкенте он был в упадочном настроении, считал положение Церкви крайне тяжелым, и когда, кажется, В. М. (Комаровский — Л. Р.) в разговоре заметил, что "врата адовы не одолеют Ей", он с горечью ответил: "Уже одолели". Во время встречи двух владык в нашем доме — опального митр. Арсения и правящего митр. Никандра разговор также все время вертелся о положении Церкви, об отношении к митр. Сергию и его точке зрения на текущий момент и церковную политику. Видимо, эта встреча дала повод к обвинению Н. Н. в том, что он, якобы, являлся негласным консультантом по церковным делам при правящем митрополите. На следствии ему пришлось выяснить различие между официальной точкой зрения, защищавшейся митр. Никандром, и оппозицией, в которой был владыка Арсений. По возвращении из тюрьмы он довел до сведения обоих митрополитов о своем показании у следователя. Митр. Арсений был несколько недоволен, но уже после нашего отъезда он написал примирительное письмо к митр. Сергию, был принят последним в общение и после смерти митр. Никандра назначен им на Ташкентскую кафедру".
1. ЧС-1, указ 14/27 мая 2. Шишкин, стр. 303 3. ЖМП, 1932, № 11-12 4. ЧС-2
7/20 мая
Следующая страница (2/5) Дополнительно по данному разделу: «Милость Моя исцелит тебя…» Индульгенции в истории Греческой Церкви Церковное сопротивление в СССР Ватикан и Россия Ватикан и большевицкая революция Русская Церковь в Белой борьбе КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ Первое (Аскольдово) крещение Руси Движение "непоминающих" и Московская патриархия ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
|