Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1927 год.

Лев Регельсон

1927

19 дек. 1926/1 янв. 1927

Митр. Петр в Пермской тюрьме узнает подлинные факты о церковных событиях истекшего года.

1. ЧС-2
2. Дейбнер

19 дек. 1926/1 янв. 1927

Послание митр. Петра из Перми с изложением основных событий, связанных с ВВЦС и митр. Агафангелом, с подтверждением своего местоблюстительства.

/. ЧС-1
2.
УС-2
3. Сб. док.

20 дек. 1926/2 янв. 1927

Арест еп. Ковровского Афанасия (Сахарова) "по делу группы архиереев, возглавляемой митр. Сергием" (имеется в виду, несомненно, дело о тайном избрании митр. Кирилла — Л. Р.).

"Даты и этапы..."

8/21 янв.

Свидание и беседа в Свердловской тюрьме митр. Петра с арх. Григорием (Яцковским). Митр. Петр сообщает о своем разрыве с ВВЦС и просит подчиниться его и митр. Сергия решению.

Письмо митр. Петра
от 1 января 1927
(приписка митр. Петра)

После 8/21 января

Митр. Петр передает на волю свое послание от 1 января 1927 г.

1. ЧС-2
2. Дейбнер

13/26 янв.

Архиерейский Собор (Синод) в Карловцах.

Запрещение митр. Евлогия в священнослужении и разрыв с ним молитвенного общения.

Оценка митр. Евлогия: "Этим актом "карловчане" углубили наше разобщение до крайнего предела. Намерение было ясно — они хотели своим запрещением сокрушить меня, рассчитывая на смутность церковного сознания, на неустойчивость моей паствы, на старую дореволюционную привычку видеть в Синоде высшую церковную инстанцию и считать его постановления для себя обязательными. Но расчет оказался неверный. Моя паства каким-то безошибочным чутьем правды разобралась в сложном церковном положении..."

1. митр. Евлогий, стр. 615
2. Китеж, 1927,
8-12, стр. 56

Январь

"Обращение к духовенству и приходам" митр. Евлогия по поводу его запрещения "карловчанами".

"...Собравшиеся в Карловцах Преосвященные не вняли многократным моим просьбам не изменять существовавшего положения и тем сохранить мир церковный, не пожалели они душ русских людей, которые в тяжком изгнании страждут от нашего разделения, не пощадили они и церковного достояния, облегчив своим заявлением о моем устранении домогательства врагов церкви на наши храмы как раз тогда, когда я веду с ними решительную борьбу.

Пред лицом этих печальных обстоятельств призываю к твердости и спокойствию духа вверенное мне духовенство и паству — в сознании правильности избранного нами направления церковной жизни, в полном согласии со священными канонами и с волей в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона.

Исходящие же от заграничного Архиерейского Синода запрещения и другие меры по отношению ко мне, к моему духовенству и пастве не имеют никакой канонической силы, ибо Собор и заграничный Архиерейский Синод в нынешнем их составе не являются моею канонической властью и посему не могут вмешиваться в дела моей епархии и не могут вязать и решать духовную совесть вверенной мне паствы.

Отныне наша Западно-Европейская Митрополия становится на путь самостоятельного, независимого от заграничного Архиерейского Синода, существования, — так же, как независимо от него живут Американская Русская Православная Церковь с митрополитом Платоном во главе и со всеми его епископами, Латвийская Церковь с Архиепископом Иоанном, Литовская с Архиепископом Елевферием и другие..."

митр. Евлогий, стр. 616

1927

Обмен посланиями между митр. Евлогием и Вселенским Патриархом Василием III, высказавшим неодобрение действий Карловацкого Синода:

"...Мы отнюдь не затрудняемся решительно объявить, что, как всякая другая деятельность, так и вынесенное против Вас запрещение со стороны так называемого Архиерейского Синода за границей — являются деяниями канонически беззаконными и никакой посему церковной силы не имеющими, ибо и самое существо этого самозванного собрания в качестве органа управления канонически несообразно и о необходимости роспуска его и прекращения суетливой и вредной деятельности его не раз уже были даны от власти указания и распоряжения..."

Митр. Евлогий отмечает, что к Вселенскому Патриарху присоединились Патриарх Александрийский, Глава Элладской Церкви, Архиепископы Литовский, Латвийский и Финляндский.

митр. Евлогий, стр. 617

1/17 февр.

Вариант датировки письма митр. Петра от 1 января 1927 (возможно, день передачи письма на свободу) с указанием места "Тобольск".

Сб. док.

Февраль

Прибытие митр. Петра в Тобольскую тюрьму.

Дейбнер

Начало марта

Митр. Петр направлен из Тобольской тюрьмы на поселение в село Абалацкое на берегу Иртыша в 50 верстах выше Тобольска.

/. ЧС-2
2. Дейбнер

Март

Вызов арх. Серафима (Самойловича) Угличского в Москву и трехдневное задержание его в ГПУ. Предложение Тучкова принять условия легализации, на что арх. Серафим ответил отказом ввиду отсутствия права решать принципиальные вопросы без находящихся в заключении старших иерархов.

/. ЧС-2
2. Дейбнер

Без даты

Предложение Тучкова митр. Кириллу принять возглавление Церкви.

"...Перед тем, как митр. Сергий стал заместителем Местоблюстителя, его роль Тучков предлагал... митрополитам Агафангелу и Кириллу... Когда Тучков вызвал митр. Кирилла, последний давал согласие на занятие этой должности, но не принял предложенных условий. "Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, — сказал Тучков, — вы должны будете нам помочь". "Если он будет виновен в каком-либо церковном преступлении, да. В противном случае я скажу: брат, я ничего не имею против тебя, но власти требуют тебя удалить и я вынужден это сделать". "Нет, не так. Вы должны сделать вид, что делаете это сами и найти соответствующее обвинение!" Владыка Кирилл, конечно, отказался. Говорят, он ответил: "Евгений Алекс., Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь!"

"Крестный Путь...",
Вестник РСХД,
1973, № 107, стр. 180

19 дек. — 17 апр./2 янв. — 30 апр.

Пребывание еп. Афанасия (Сахарова) во внутренней тюрьме ГПУ. Пять дней в одиночке с митр. Сергием (23-28 апреля). Три года Соловецких лагерей за принадлежность к группе архиереев, "возглавляемых митр. Сергием" (арх. Корнилий, арх. Григорий, арх. Афанасий). "Одновременно разъехались в разные ссылки еще 40 архиереев".

1. "Даты и этапы",
Вестник РСХД, 1966,
№ 81, стр. 15
"Крестный путь...",
Вестник РСХД, 1973,
№ 107, стр. 184

7/20 марта

Освобождение из заключения митр. Сергия.

Дейбнер

17/30 марта

Вариант даты освобождения митр. Сергия.

Шишкин, стр. 302

19 марта/ 1 апр.

Данные о местах заключения 117 епископов Русской Церкви на 1 апреля 1927 г. Опубликованы в заметке Русского Национального Комитета в Париже 29 июля 1927 г. за подписями: Карташова, Бурцева, Федорова, Ковалевского и Струве. (В нашем распоряжении этого списка нет — Л. Р.).

"Китеж", 1929,
№ 1-3, стр. 17

28-30 апр./11-13 мая

Передача митр. Сергию дел по временному управлению Церковью арх. Серафимом.

Шишкин, стр. 302

29 марта/ 11 апр.

Пасхальное приветствие Патриарха Иерусалимского Дамиана обновленческому Синоду.

Тульск. Еп. Вед.,
1927, № 6

9/22 апр.

Освобождение из заключения еп. Павлина (Крошечкина). Тревога среди епископата по этому поводу.

Дейбнер

27 апр./ 10 мая

Ходатайство митр. Сергия о разрешении ему на управление церковью.

Шишкин, стр. 302

28 — 30 апр./11 — 13 мая

Послание 14 епископов ВВС (в т. ч. по поводу митр. Петра: "его нет и не было у кормила церковного").

Снычев

5/18 мая

Совещание митр. Сергия с выбранными им епископами. Участники совещания:

митр. Тверской Серафим (Александров)

арх. Вологодский Сильвестр (Братановский)

арх. Хутынский Алексий (Симанский)

арх. Костромской Севастиан (Вести)

арх. Звенигородский Филипп (Гумилевский)

арх. Сумский Константин (Дьяков)

"участие которых в работах Синода мне (т. е. митр. Сергию — Л. Р.) представлялось возможным и полезным".

Образование из них Синода при зам. Патр. Местоблюстителя, полномочия которого "проистекают из моих (митр. Сергия — Л. Р.) и вместе с ними падают".

В члены Синода приглашен митр. Сергием также митр. Арсений Новгородский, хотя ответа на предложение он еще не прислал.

О реакции церковных кругов Дейбнер пишет:

"...Факт освобождения митр. Сергия (Страгородского) в тот момент, когда репрессии против Церкви по всей России всё возрастали, когда участие его в деле о выборах митр. Кирилла (Смирнова), за каковое целый ряд епископов поплатились ссылкою, было несомненно, сразу же возбудил тревогу, которая усилилась, когда 9/22 апреля 1927 г. был освобожден и еп. Павлин (Крошечкин) и когда 25 апр./8 мая в Москве неожиданно созван был Синод. Стало несомненным, что между митр. Сергием (Страгородским), во время его тюремного заключения, и советским правительством, т. е. ГПУ, состоялось какое-то соглашение, которое поставило и его самого, и близких ему епископов в совершенно исключительное положение по сравнению с другими. Митр. Сергий (Страгородский) получил право жить в Москве, каковым правом он не пользовался даже до ареста.

Когда же стали известны имена епископов, призванных в Синод, то в капитуляции митр. Сергия (Страгородского) перед советской властью не осталось больше никаких сомнений. В Синод вошли: арх. Сильвестр (Братановский) — бывший обновленец, арх. Алексий (Симанский) — бывший обновленец, назначенный на Петроградскую кафедру от Живой Церкви после казни митр. Вениамина (Казанского), арх. Филипп (Гумилевский) — бывший беглопоповец, т. е. переходивший из Православной Церкви в секту беглопоповцев, митр. Серафим (Александров) Тверской, человек, о связях которого с ГПУ знала вся Россия и которому никто не верил".

Примечание составителя: Митр. Новгородский Арсений (Стадницкий) ответа на приглашение не прислал, хотя и был упомянут в справке НКВД первым среди членов Синода, и в сергианском синоде не участвовал.

Однако в редакционной статье А. С. Воскресенского в ЖМП, № 11-12, 1932, посвященной пятилетнему юбилею Синода, митр. Арсений упоминается как первый из членов Синода. И поныне бытует мнение, что митр. Арсений был активным деятелем сергианства.

В мемуарах Н. Ф. Фиолетовой ("История одной жизни", Самиздат) приводятся следующие сведения: "Митр. Арсений был сослан в Ташкент за оппозицию митр. Сергию. По этому вопросу, главным образом, и шла у него беседа с Н. Н. (Фиолетовым — Л. Р.), встречавшимся с ним еще в бытность свою на Соборе... В бытность свою в Ташкенте он был в упадочном настроении, считал положение Церкви крайне тяжелым, и когда, кажется, В. М. (Комаровский — Л. Р.) в разговоре заметил, что "врата адовы не одолеют Ей", он с горечью ответил: "Уже одолели". Во время встречи двух владык в нашем доме — опального митр. Арсения и правящего митр. Никандра разговор также все время вертелся о положении Церкви, об отношении к митр. Сергию и его точке зрения на текущий момент и церковную политику. Видимо, эта встреча дала повод к обвинению Н. Н. в том, что он, якобы, являлся негласным консультантом по церковным делам при правящем митрополите. На следствии ему пришлось выяснить различие между официальной точкой зрения, защищавшейся митр. Никандром, и оппозицией, в которой был владыка Арсений. По возвращении из тюрьмы он довел до сведения обоих митрополитов о своем показании у следователя. Митр. Арсений был несколько недоволен, но уже после нашего отъезда он написал примирительное письмо к митр. Сергию, был принят последним в общение и после смерти митр. Никандра назначен им на Ташкентскую кафедру".

1. ЧС-1, указ 14/27 мая
2. Шишкин, стр. 303
3. ЖМП, 1932, № 11-12
4. ЧС-2

7/20 мая


Следующая страница (2/5) Следующая страница

Дополнительно по данному разделу:
«Милость Моя исцелит тебя…»
Индульгенции в истории Греческой Церкви
Церковное сопротивление в СССР
Ватикан и Россия
Ватикан и большевицкая революция
Русская Церковь в Белой борьбе
КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ
Первое (Аскольдово) крещение Руси
Движение "непоминающих" и Московская патриархия
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru