Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1925 год.
Лев Регельсон
1925
31 дек./13 янв.
Решение больного Патриарха Тихона переехать из Донского монастыря в клинику Бакунина.
Левитин и Шавров:
"Врачи настойчиво советовали Патриарху лечь в клинику для исследования. При этом они ссылались на то, что в Донском монастыре — в атмосфере вечной суматохи, среди несметных толп народа, от которых трудно было изолировать Патриарха, — невозможен ни полный отдых пациента, ни тщательное исследование его здоровья.
Раздавались, однако, и другие голоса. Так, известный специалист по болезням сердца, проф. Плетнев, категорически настаивал, чтобы Патриарх не ехал в больницу. В связи с этим разыгрался драматический эпизод: когда 13 января 1925 года Патриарх, утомленный и издерганный непрерывной суетой, все же решил переехать в клинику доктора Бакунина на Остоженке — профессор упал на колени перед кроватью Патриарха: "Ваше Святейшество! Не соглашайтесь на больницу, — со слезами на глазах воскликнул профессор, — неизвестно, в чьи руки вы попадете!" "Да, но вы же там будете, профессор". "И все мы будем около Святейшего", — сказал митрополит Петр. Святейший молча кивнул головой. В тот же вечер он переехал в прекрасно оборудованное помещение в клинике Бакунина (Остоженка, 19). Это было одно из первоклассных медицинских учреждений Москвы и одна из немногих частных больниц, еще оставшихся в годы НЭПа".
15/28 февр.?
Обращение Патриарха Тихона в НКВД с ходатайством о регистрации Патриаршего Св. Синода.
"В целях благоустроения церковной жизни и для управления Русской Православной Церковью Я неоднократно входил с ходатайством в подлежащие Гражданские Учреждения о регистрации при мне Священного Синода.
И ныне, в тех же целях, Я намерен организовать, как исполнительный при мне орган, Священный Синод, в состав которого временно, впредь до созыва, на что будет испрошено разрешение Советской власти, Всероссийского Собора и до избрания последним как исполнительного органа, так и членов оного, имеют войти следующие лица: Я, как Патриарх и Председатель; 2) Нижегородский митрополит Сергий (Страгородский); 3) Уральский митрополит Тихон (Оболенский); 4) Тверской митрополит Серафим (Александров); 5) Крутицкий митрополит Петр (Полянский); 6) Херсонский епископ Прокопий (Титов); 7) временно управляющий Самарской епархией епископ Мелитопольский Сергий (Зверев).
Прилагая, по установленной форме, в 3-х экземплярах список указанных членов имеющего быть Священного Синода, на основании инструкции ВЦИК от 28.7(10.8) 1922 г. (С.У. 1922 г., № 4, стр. 623) и согласно § 9 инструкции НКЮ и НКВД от 14(27) апреля 1923 г., прошу зарегистрировать Священный при мне Синод, в качестве исполнительного органа, и членов оного, выдав должную о сем бумагу".
(Примеч. составителя: в указанных установлениях советской власти имеется в виду регистрация исполнит, органа религиозного общества или съездов таких обществ. Временная регистрация исполнит, органа до съезда (Собора) инструкциями не предусмотрена).
ЧС-1
23 февр./8 марта
Публикации в обновленческом "Вестнике Св. Синода".
1. Заявление архим. Василия Димопуло обновленческому Синоду о высылке Всел. Патр. Константина IV из Константинополя "по проискам карловчан" в связи с готовящимся Вселенским Собором. Просьба к обновленцам ходатайствовать перед Советской властью о защите Всел. Патриарха, "который ясно показал своими действиями свое расположение к Советской власти".
2. Решение обновленческого Синода обратиться с прошением к Советской власти о представлении Турции по поводу возвращения Всел. Патриарха в Константинополь.
3. Телеграмма обновленческого Синода Константину IV с приглашением прибыть в Москву до улаживания дела.
ВСС, 1925, № 1
31 янв./13 февр.
Избрание Всероссийским совещанием клира и мирян (обновленческим) Предсоборной Комиссии для подготовки к Вселенскому Собору.
ВСС, 1925, № 1
23 февр./8 марта
Публикация обновленческого Синода по поводу назначенного на день Св. Пятидесятницы 1925 г. Вселенского Собора в Иерусалиме.
ВСС, 1925, № 1
23 февр./8 марта
Публикация принятой Константинопольским Патриархом и его Синодом программы работ Вселенского Собора (с подтверждающей подписью архим. Василия Димопуло).
ВВС, 1925 ,№ 1
23 февр./8 марта
Заметка митр. Александра Введенского по поводу объявленного Папой Пием XI "Святого года" (1925) с утверждением о "капиталистическом характере современного католицизма и его лжесвященства".
ВСС, 1925, № 1
9/22 марта
Слово Святейшего Патриарха Тихона при вручении архиерейского жезла новохиротонисанному епископу Гомельскому Тихону (Шарапову).
"Возлюбленный во Христе Собрат, Преосвященный епископ Тихон!
Приветствую тебя с благодатью Архиерейства. Промышлением Божиим твоя хиротония совпала с поклонением Кресту Господню и с памятью сорока мучеников и совершено в их св. храме, в день их страданий.
Все это как бы предуказывает, что предстоящий тебе путь Святительского служения в исключительно трудных условиях есть путь Крестный и Мученический.
И, может быть, твое сердце трепещет и смущается. Мужайся!
Благодать Святого Духа и сила крестная укрепят тебя. Взирай на твердость мучеников Христовых и их примером воодушевляйся на предстоящий тебе подвиг.
Приими из рук Моего недостоинства сей архипастырский жезл и да послужит он тебе опорою в предстоящих трудах. Взыди на сию священную высоту и преподай свое святительское благословение людям Божиим".
ЧС-1
26 марта/8 апр.
Из сообщения доктора Бакунина:
"Врачом Виноградовым была произведена у Тихона экстракция нескольких гнилых корешков из нижней челюсти. После удаления корней у больного появилось довольно обычное незначительное воспаление десны, распространившееся на соответствующую сторону глотки до миндалевидной железы. Был вызван специалист, доктор Генкин, который, хотя и не нашел ничего серьезного, все же, не желая брать на себя ответственность, настоял на консультации, состоявшейся накануне смерти в 10 часов вечера 7 апреля".
"Веч. Москва", 1925, 23 апр.
23 марта/5 апр.
Слово Святейшего Патриарха Тихона при вручении архиерейского жезла новохиротонисанному епископу Сергию (Никольскому).
"...Архиерейство — великая честь, но с ним связаны и великие страдания. Через страдания же — к небесной славе!.."
Сб. док.
24 марта/6 апр.
Послание Святейшего Патриарха Тихона о пределах канонической юрисдикции Варшавского митрополита.
Докл. о полъск. автокеф. Рук. 1919-1926
25 марта/7 апр.
Послание Патриарха Тихона к Церкви (т. н. предсмертное "Завещание").
Версия Левитина и Шаврова о происхождении послания:
"...Митрополит Петр имел несколько встреч с Тучковым. Беседы касались юридического положения "тихоновской церкви". Каждого из собеседников тревожило свое. В это время одной из главных забот Советского правительства было налаживание дипломатических и торговых связей с Англией — лейбористская партия, в 1924 году пробывшая в течение нескольких месяцев у власти, и английские тред-юнионы были главной опорой СССР в его надеждах... М. П. Томский, приехавший в Англию в качестве гостя профсоюзных деятелей и много раз выступавший на рабочих митингах, стал, однако, объектом очень неприятных демонстраций. Представителю советских профсоюзов пришлось выслушать много неприятных вопросов относительно положения Церкви в СССР, немало вопросов касалось Патриарха Тихона.
"Оздоровление атмосферы" — было главной заботой Е. А. Тучкова. Митр. Петр говорил об открытии Духовной Академии, о преподавании Закона Божия детям, о нормализации положения духовенства. В конце концов был выработан проект патриаршего воззвания, в котором глава Русской Церкви должен был в самой категорической форме отмежеваться от всех антисоветских происков и осудить эмигрантское духовенство. В то же время, в воззвании должны быть сформулированы основные требования Церкви. Митр. Петр, которому предстояло выработать документ, очутился перед трудной задачей: "просоветская" часть документа вызывала возражения Патриарха, а Патриарх Тихон, мягкий по характеру, больной и слабый, умел в известных случаях становиться непреклонным. С другой стороны, "требования Церкви" вызывали бурный протест со стороны Е. А. Тучкова. Предстояло соединить несоединимое — сблизить точку зрения Патриарха Тихона с точкой зрения Тучкова.
К концу марта 1925 года документ был выработан. Однако Патриарх Тихон все время откладывал его подписание.
Наконец, в праздник Благовещения митрополит Петр после литургии (Патриарх Тихон в этот день служить не мог) настойчиво потребовал от Патриарха подписания воззвания. Колебания Патриарха продолжались... Однако железная воля митрополита Крутицкого одержала верх: митрополит заявил, что это воззвание является единственной приемлемой платформой для взаимоотношений Церкви и государства, что отказ Патриарха от подписи будет воспринят как враждебная демонстрация, что он, митрополит Петр, вынужден в таком случае снять с себя всякую ответственность за последствия и просить уволить его на покой. Лишь под вечер Патриарх дрожащей рукой поставил неровную подпись под Воззванием (автограф был впоследствии опубликован в "Правде" и "Известиях")".
Оценка Р. Реслером результатов анализа вопроса о подлинности или подложности "Завещания":
"Мы считаем, что вопрос о подлинности можно решить лишь оценивая всё Завещание в целом. Мы полагаем, что привели достаточно доказательств тому, что в нем нет ни одного момента, который не присутствовал бы в прежних воззваниях Тихона и который на деле представлял бы собою конфликт с религиозными и церковными принципами. Высказанные в литературе подозрения, будто Завещание "противоречит всей предшествовавшей деятельности Патриарха", представляется нам, после анализа патриарших посланий за 1923 год, лишенным всякого основания. Лишь немногие авторы уделили до сих пор этим документам должное внимание; к сожалению, и Кертис в своем богатом материалами сборнике забыл поставить их в последовательный ряд от заявления о покаянии и лояльности до Завещания.
...Мы не отрицаем, что Завещание — в соответствии с условиями жизни в Советском Союзе — является до известной степени документом вынужденным. При менее сильном давлении ГПУ Тихон несомненно смягчил бы некоторые формулировки. Но если сравнить Завещание по форме и содержанию с восхваляющими советскую власть постановлениями раскольников, то даже взятые под подозрение места кажутся весьма умеренными — и потому подлинными. В отличие от обновленцев всех мастей, Патриарх Тихон не пошел на столь же поверхностную, сколь и соглашательскую идентификацию целей советской власти и идеалов Православной Церкви..."
Примечание составителя.
Содержание послания было неприемлемо для православного сознания большинства верующих, и в народе утвердилось устойчивое мнение о подложности послания. Хотя это мнение формально является, по-видимому, ошибочным, однако мы полагаем, что православный народ таким образом выразил свой отказ сказать "Аминь" принятой из лучших побуждений, но ошибочной политической установке Патриарха Тихона и его ближайшего окружения после выхода из заключения. Патриарх Тихон, всегда чутко откликавшийся на соборный голос Церкви, на этот раз не успел исправить свою ошибку, как он это делал прежде (напр., в случаях с "новым стилем" и соглашением с Красницким). Реакция православного народа на действия Патриарха Тихона после его освобождения показывает, что, при всей безграничной любви и доверии к Святейшему, значительному числу верующих была ближе более последовательная позиция, близкая к позиции арх. Феодора (Поздеевского) и митр. Кирилла (Смирнова).
Это особенно убедительно выразилось в категорическом отказе церковного народа признать подлинность "Завещания", чем оказалась обесцененной вся тактика ГПУ — достаточно указать, что митр. Сергий ни разу не ссылается на этот, отвергнутый Церковью, документ в подтверждение своей политической установки при всей острой потребности для него в этой ссылке. Лишь с 1944 г. "Завещание" начинают цитировать — и оно уже не вызывает протеста в народном религиозном сознании, отравленном десятилетиями политической проповеди с церковного амвона.
Напомним, что Собор 1917-18 гг. отменил общеобязательную церковную политику и поэтому все политические высказывания Патриарха Тихона и других иерархов могут рассматриваться лишь как их частное мнение, хотя и высокоавторитетное, разделяемое многими верующими, но не общецерковное, не опознаваемое церковным сознанием как голос самой Церкви.
Текст Воззвания.
В редакцию газеты "Известия".
Гр. Редактор!
Просим не отказать поместить в газете "Известия" при сем прилагаемое воззвание Патриарха Тихона, подписанное им 25 марта (7 апреля) 1925 г.
Петр (Полянский), митрополит Крутицкий Тихон (Оболенский), митрополит Уральский
1/14 апреля 1925 г.
"Божиею милостию, Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея Церкви Российския.
Благодать вам и мир от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
В годы великой гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность — устранение жутких последствии кровопролитной войны и страшного голода.
Вступая в управление Русским государством, представители Советской власти еще в январе 1918 г. издали декрет о полной свободе граждан веровать во что угодно и по этой вере жить. Таким образом, принцип свободы совести, провозглашенный конституцией СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу, и в том числе и нашей Православной Церкви, права и возможность жить и вести свои религиозные дела согласно требованиям своей веры, поскольку это не нарушает общественного порядка и прав других граждан. А поэтому мы в свое время в посланиях к архипастырям, к пастырям и пасомым всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую власть народов, правительство коей искренне, приветствовали. Следующая страница (2/2) Дополнительно по данному разделу: «Милость Моя исцелит тебя…» Индульгенции в истории Греческой Церкви Церковное сопротивление в СССР Ватикан и Россия Ватикан и большевицкая революция Русская Церковь в Белой борьбе КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ Первое (Аскольдово) крещение Руси Движение "непоминающих" и Московская патриархия ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
|