Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1923 год.
Лев Регельсон
1923
Начало года
Широкое развертывание антирелигиозной пропаганды. Антирелигиозные брошюры (27 названий за январь — март 1923 г.), кощунственные процессы, нарушение богослужений, клеветнические статьи в печати, инсценировки богохульных судебных процессов.
Из брошюры Степанова (Валентинов, стр. 239): "Методы, формы, тактика антирелигиозной работы определяются всей совокупностью боевой обстановки. А она изменяется таким образом, что в свое время и слепым становится ясно, до какой степени необходима решительная борьба "против попа", называется ли он пастором, раввином, патриархом, муллой и папой; и столь же неизбежно на известной ступени эта борьба должна развернуться в борьбу "против Бога", называется ли он Иеговой, Иисусом, Буддой или Аллахом... Пусть на западе не пришло время для таких форм антирелигиозной агитации и пропаганды, как у нас. Оно не за горами. К нему надо готовиться".
1. Левитин, т. 2 2. Валентинов
17/30 янв.
Телеграмма агентства Ост-Экспресс об инсценировке суда над Богом:
"Москва. (О. Э.) В клубе Московского гарнизона в присутствии Троцкого и Луначарского состоялось собрание, на котором было инсценировано заседание политического трибунала для вынесения приговора над Богом. На заседании присутствовало до 5.000 красноармейцев. Подобные заседания устраиваются агитотделом коммунистической пропаганды".
Валентинов, стр. 248-249
14/27 февр.
Публикация в "Известиях" резолюции митинга в Баку "с требованием суда над Магометом".
Известия, 1923, 27 февр.
7/20 марта
Речь в английском парламенте министра иностранных дел, отметившего, что намечающийся процесс арх. Цепляка имеет целью "своеобразное зондирование почвы, подготовку процесса Патриарха Тихона".
Валентинов, стр. 239
8/21 марта
Начало процесса католического духовенства во главе с арх. Яном Цепляком.
Левитин, т. 2
13/26 марта
Окончание процесса в Москве по делу главы Католической Церкви в России архиепископа Цепляка и 13 католических священников по делу о церковных ценностях и контрреволюционной пропаганде.
Приговор: арх. Цепляка и прелата Буткевича — к расстрелу; остальным — разные сроки заключения.
Постановление Президиума ВЦИК о приостановке исполнения приговора до особого распоряжения.
Зарубежная печать рассматривает дело арх. Цепляка как репетицию процесса Патриарха Тихона.
Март — апрель
Волна международных протестов против приговора арх. Цепляку и прелату Буткевичу и против гонений на религию в СССР.
Некоторые телеграммы в адрес советского правительства.
Швейцария (телегр. агентства): "В Швейцарии вся печать, как католическая, так и протестантская, негодующе протестует против нового преступления советов. Большая часть газет выражает надежду, что советское правительство в последний момент не решится совершить злодеяние, которое подтвердило бы, что оно остается при своей политике зверств, выключающей советскую Россию из числа цивилизованных держав". (29 марта).
Лондон: "Архиепископ Вестминстерский, кардинал Бэрн, выразил готовность поддерживать все попытки воздействовать на советское правительство, чтобы вынудить его отменить смертный приговор. По мнению архиепископа, смертный приговор людям, которые не совершили никакого преступления, но лишь исполняли свой долг священников, охраняя святыни, не может быть даже рассматриваем как приговор суда, а является лишь насилием, вызывающим глубокое возмущение в каждом цивилизованном народе". (29 марта).
Рим: "Карьере-де-Италия" сообщает, что Папа еще в начале процесса архиеп. Цепляка обращался в Москву через местного главу американской миссии и получил заверение, что смертный приговор, если и будет вынесен, то все-таки будет отменен". (28 марта).
Английская рабочая партия: "Убедительно просим помиловать архиепископа и других священников. Местные социалисты присоединяются к этому воззванию. Я телеграфирую это с целью показать, что Великая Россия даст человечеству прекрасный пример терпимости и снисхождения. Все наши друзья присоединяются к этому обращению. Лансбюри. Палата общин".
О'Коннор, член англ. Парламента: послал ходатайство о помиловании осужденных от имени двух миллионов ирландцев, по преимуществу принадлежащих к рабочему классу, проживающих на территории Великобритании.
Германия: "Германский посол граф Броксдорф-Рантцау посетил Чичерина по делу архиеп. Цепляка. Чичерин заверил посла, что приговор не будет приведен в исполнение и что это явится предметом переговоров между советским правительством и польским".
Франция: Депутат Эррио направил телеграмму: "От имени французской демократии очень прошу не лишать жизни приговоренных к смерти польских священников".
Польша: Премьер-министр Сикорский 27 марта выступил в Сейме с очень резким заявлением.
"...Этот процесс волнует весь цивилизованный мир... Приговор лишен каких-нибудь признаков справедливости... В данном случае налицо чисто политические мотивы, второстепенные, побочные, продиктованные той, известной всему миру, тактикой, какую советское правительство применяет обыкновенно. Именно правительство, а не его безвольное орудие, революционный трибунал, несет полную ответственность за приведение в исполнение этого варварского приговора... Я заявляю во всеуслышание, что этот вопрос, привлекающий к себе внимание всех западных держав, и прежде всего Апостольской столицы, не может быть предметом каких-либо политических торгов".
Польша, "Курьер Варшавский": "Нет. Это не только борьба с Католической Церковью. Дело идет дальше. Мы имеем перед собой гонение на религию вообще, выступление против учения Христа, против основ нравственных, на которых построен современный мир".
Англия, выступление лорда Сиденгайма: "...Большевики успели награбить ценностей у Православной Церкви на сумму в 30.000.000 рублей золотом. За все же время большевики убили почти два миллиона народу, все русских, в большинстве случаев крестьян и рабочих. Всего же потеря в человеческих жизнях, причиненная применением доктрин Карла Маркса к России, выражается в цифре двадцать миллионов, считая тех, кто умер от голода и болезней. Это самое ужаснейшее преступление, которое знает история. По сравнению с Лениным и Троцким Атиллу нужно считать человеколюбцем. Это является частью грандиозного выступления против христианства во всем мире. Оно велось также и другими способами, как здесь, так и в Америке, и, нужно сказать, не без успеха".
Валентинов, стр. 178-197
17/30 марта
Помилование арх. Цепляка Президиумом ВЦИК и подтверждение приговора о. Буткевичу. (Арх. Цепляк через полгода выпущен в Польшу).
Валентинов, стр. 186-187
17/30 марта
Нота английского правительства, переданная через торгового агента Р. М. Ходжсона на имя Георгия Чичерина, наркома по иностранным делам:
"По поручению государственного Его Величества Секретаря по иностранным делам, имею честь обратиться к Вам по поводу смертного приговора, подтвержденного ныне Президиумом Центрального Комитета монсиньору Буткевичу, с серьезным и окончательным призывом приостановить исполнение приговора. Я должен указать, что исполнение этого приговора не может не вызвать во всем цивилизованном мире чувств ужаса и негодования, что едва ли может быть желательно для Российского Правительства, хотя бы с точки зрения его материальных интересов, помимо прочих соображений".
1. Левитин, т. 2. 2. Валентинов, стр. 187
18/31 марта
Ответ Чичерина через зав. подотделом стран Согласия Вайнштейна с заявлением о суверенности прав России на своей территории и с обвинением английского правительства в убийстве политзаключенных в Ирландии.
Отказ Ходжсона принять ноту Чичерина ввиду содержащихся в ней обвинений британского правительства "в хладнокровном убийстве политических заключенных" и отказа признать искренность призывов к милосердию со стороны британского правительства, отнюдь не претендующего нарушать суверенитет советского государства на его территории.
1. Левитин, т. 2 2. Валентинов, стр. 189
18/31 марта
Расстрел прелата Буткевича в ночь с 31 марта на 1 апреля (католическая Страстная Суббота).
Валентинов, стр. 195
Начало апреля
Всеобщее возмущение убийством прелата Буткевича.
Постановление Польского Сейма: "Потрясающее преступление, учиненное в Москве врагами христианства над ксендзом прелатом Буткевичем, поразило весь цивилизованный мир.
Никакие дипломатические соображения, никакой политический оппортунизм не могут заглушить голоса всеобщего возмущения и порицания этого бесчеловечного насилия, которое является издевательством над элементарными принципами человеческой совести, свободы и справедливости. В силу этого и Сейм Речи Посполитой, как представитель многомиллионного христианского населения, не может не выразить своего возмущения и потому подписавшиеся фракции предлагают Сейму принять следующее (вся Палата встает):
Сейм Речи Посполитой, объединяясь со всем цивилизованным миром в чувстве глубокого волнения и возмущения по поводу неслыханного преступления — судебного убийства, совершенного в Москве врагами христианства над прелатом Буткевичем, самоотверженно, как пастырь, отдавшим себя служению беднейшим, изнывавшим в нужде католическим массам в России, убийства совершенного только за то, что он до гроба хотел остаться верным своей вере и своему пастырскому долгу,
1) высказывает свое преклонение перед мужеством, с каким принял мученичество за веру прелат Буткевич, и убеждение, что кровь мученика, пролитая невинно, будет, как то бывало и прежде, посевом любви и самопожертвования за дело страдающего человечества и усилит, в особенности в польском народе, сыном которого был погибший, мужество и выдержку в борьбе за повышение моральных ценностей в частной и общественной жизни,
2) перед лицом всего цивилизованного мира от имени польского народа протестует самым торжественным образом против преследования христианской веры и морали в советской России, доведенного до насилия, беспримерных жестокостей и убийств,
3) выражает свое сочувствие бедным, заброшенным христианским народам в советской России, которые под властью врагов христианства так жестоко страдают и которых ожидают еще дальнейшие преследования и насилия,
4) обращается к правительству с просьбой не прекращать своих усилий в деле совместного выступления всего цивилизованного мира на защиту попранных прав и принципов свободы совести в советской России и за освобождение духовных лиц с Архиепископом Цепляком и Патриархом Тихоном во главе,
5) выражает убеждение, что своим мученичеством за веру покойный ксендз Буткевич, последователь святых мучеников, приобрел право на почитание, как новый покровитель нашего отечества..."
Речь Посполита: "Процесс Тихона, как и процесс Цепляка, — это два крупных удара в ограду христианства — в пастырей, чтобы рассеялись овцы.
Русская церковь, замкнутая в себе самой, влачит жалкое и мученическое существование с первых моментов большевистского переворота. Уже в январе 1918 года большевики убили в Киеве митрополита Владимира, а до марта 1922 года погибло в России мученическою смертью 28 православных епископов и 1.215 низших священнослужителей. Эти цифры в настоящий момент растут очень значительно...
На московском процессе католических ксендзов один из обвиняемых сказал, что безусловно всякая власть от Бога, но видимо Бог послал большевистскую власть, чтобы покарать Россию.
Если это так, то весь цивилизованный христианский мир молит Творца, чтобы эта страшная кара кончилась скорей и, обрызганная мученической кровью, Россия могла бы морально возродиться, увенчивая семью цивилизованных обществ".
Газета Поранная: "Убийство совершено накануне великого праздника всего христианского мира. Этим символическим повторением закрытия гроба Господня тяжелым крестом красные тираны хотят убить веру в Воскресение. Убийство это является вызовом всему цивилизованному миру".
Курьер Варшавский: "Карта, ставка, бита, выиграна — эти слова принадлежат к любимой терминологии московских революционных сановников... Кремль стал большим домом шулеров. Для красных рискующих игроков — все игра, да притом игра фальшивая. С размахом опьяневших игроков они швыряют на стол величайшее духовное сокровище: христианскую этику.
Кремль бросил вызов Богу. Коммунизм поставил себе целью убить в человеке благородное начало, лишив его моральности религии; этим способом старается коммунизм создать новое поколение людей без чести и веры, лишенное совести, новое поколение, в полной мере оматериализованное, бесстыдное, циничное, управляемое исключительно звериным страхом перед занесенной над ним нагайкой красных царей.
Это предвидел Мережковский, и до сих пор у меня звучат его слова: мировая война окончится новой войной, войной Креста с пентаграммой. На небосклоне виднеется новый знак: кроваво-красная звезда. Все в огне и крови... Свобода стала насилием, равенство — неволей, братство резней ближних. Революция стала реакцией, какой до сих пор не видел свет. И имя этой реакции — большевизм.
Но Крест — победит...
...Крест одержит победу над красной пентаграммой — это значит, что ум победит безумие, цивилизация — дикость, дух — материю, и прогресс — варварство.
Но для победы нужны мужественные сердца и отважные плечи. Нет победы без борьбы, нет победы без жертв..."
Морнинг Пост (Англия), статья "Антихрист за работой":
"...У московской камарильи чешутся руки затеять бой, чтобы покончить с христианством в России. Большевики умышленно выбрали день Светлого Праздника всех христиан, чтобы бросить свой вызов... Друзья Архиепископа у нас цеплялись за соломинку, искали помощи у лидеров рабочей партии, но мы очень и очень сомневаемся, чтобы слово этих лидеров имело вес в Кремле... И невольно спрашиваешь себя, что думает Ллойд-Джордж и другие покладистые души, которые пошучивали над большевистским варварством и уверяли нас, будто московских комиссаров можно перевоспитать, — об этом, бьющем в глаза, применении большевистской программы. Годы идут, но большевики не меняются. Они были подвергнуты благодетельному влиянию торговли, у них в Лондоне имеется так называемая торговая делегация, и несмотря на такие поощрения, они теперь воздвигли такое беспримерное гонение на христианство и на всех, кто еще имеет мужество открыто исповедовать его... Убежденные, что их злое учение восторжествует, они видят в колебаниях Запада лишь признаки близящегося краха христианской цивилизации и свирепствуют пуще прежнего.
И мы не верим, чтобы большевизм допустил когда-нибудь свободное исповедание христианства в России.
Одно из двух: либо большевизм, либо христианство победит в России. И как ни мрачны сейчас перспективы будущего, мы не сомневаемся в конечном результате".
Валентинов, стр. 190-194
Начало апреля
Отклики советской прессы на международное возмущение. Типичные высказывания ("Правда", Петроград):
"Международная контрреволюция может орать, сколько ей нравится, она этого решения не изменит, никакой крик не поможет".
"Известия", 30 марта, по поводу замены арх. Цепляку расстрела 10-летним заключением:
"Эта мягкость советской власти не должна никого вводить в заблуждение. Пусть все знают, что каким бы флагом ни прикрывалась активная контрреволюция, она встретит беспощадный отпор со стороны советской власти".
Валентинов, стр. 196-197
24 марта/6 апр.
Следующая страница (2/5) Дополнительно по данному разделу: «Милость Моя исцелит тебя…» Индульгенции в истории Греческой Церкви Церковное сопротивление в СССР Ватикан и Россия Ватикан и большевицкая революция Русская Церковь в Белой борьбе КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ Первое (Аскольдово) крещение Руси Движение "непоминающих" и Московская патриархия ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
|