Трагедия Русской Церкви. Часть II. Даты и документы. Хронология. 1918 год.
Лев Регельсон
1918
1/14 янв.
Слово Патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя перед новогодним молебном. "...Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?.. ...И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3,17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, пожирающее в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь "Плач Иеремии", невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину...
...И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы. Желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были слову Его (Пл. Иерем., 1,18). Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, - и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит - прилежати же о душе - вещи бессмертней - совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании "храмин и житниц" постигает неудача. Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге..." Церк. Вед., 1918, № 1
5/18
Расстрел демонстрации в поддержку Учредительного Собрания в Петрограде. Известия ВЦИК, 1918, 7 янв.
5/18 янв.
Открытие Учредительного Собрания. Количество депутатов по результатам выборов: русских с.-р. 338; с.-р. других национальностей 99; большевиков 168; меньшевиков 18; других социалистов 16; "буржуазных" и националистических партий 64. Собралось около 400 депутатов, из них за избрание председателем Чернова - 244; против - 153 (большевики и левые эсеры). Депутатов "буржуазных" партий (в том числе к.-д.) были единицы. Из речи Бухарина: "...Вопрос о власти партии революционного пролетариата есть коренной вопрос текущей действительности, который будет решен гражданской войной". Из речи Церетели: "...С того момента, как вы вступили на путь диктатуры меньшинства, линия гражданской войны прошла через сердце демократии, и единства в рядах этой демократии нет". Разгон Учредительного Собрания в ночь с 5 на 6 января. 1. Известия ВЦИК, 1918, 6 янв. 2. Милюков, т. 2, стр. 12-14
9/22 янв.
Похороны жертв расстрела 5 янв. в Петрограде. Расстрел демонстрации в Москве ("по предварительному подсчету" число "случайных жертв" - убитых более 50, раненых - более 200). Известия ВЦИК, 1918, 11 янв.
12/25 янв.
Статья М. Рейснера в "Известиях" о разделении Церкви и государства в связи с готовящимся декретом. Известия ВЦИК, 1918, 12 янв.
14/27
"Россия в проказе..." Слово Патриарха Тихона, сказанное им при служении в Николо-Воробьинском храме г. Москвы (на Воронцовом поле). "...Где же выход из современного печального положения нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что "только чудо может спасти Россию". Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Св. Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверствие жителей (Матф. 13,58), и, с другой стороны, Господь, предуказуя ученикам Своим грядущие бедствия - войны, глады, моры, землетрясения - изрек, что избранных ради прекратятся эти тяжелые дни (Матф. 24,22). Есть ли среди нас, братие, хотя бы немногие праведные мужи, ради коих Господь милует народы? То ведает один Бог! А мы, подобно Евангельским прокаженным, ставши издалеча, вознесем глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны (Лук. 17,12-13). Да не взыщеши дел, оправдывающих нас. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистого помилуеши, ничтоже дивно: достойны бо суть милости Твоея, но на нас грешных удиви милость Твою (из вечерн. молитвы) и спаси ны, прежде даже до конца не погибнем". Церк. Вед., 1918. № 11-12
19 янв./1 февр.
Послание Патриарха Тихона с анафематствованием участников расправы над невинными людьми и гонителей Церкви. "...Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на Нее врагов неистовых? Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей. Враги Церкви захватывают власть над Нею и Ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Святого Апостола: "Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч". (Рим. 8,35). А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в нашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и Мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ей". Церк. Вед., 1918, № 2
19 янв./1 февр.
Попытка красногвардейцев проникнуть в Александро-Невскую лавру. Убийство о. Петра Скипетрова. Церк. Вед., 1918, № 2, стр. 82-83
Февраль
Выступления инославного и иноверного духовенства в печати в защиту Русской Православной Церкви (по поводу событий в Александро-Невской лавре). Евангельский пастор Вальтер:
"Нельзя не высказаться против тех фактов, которыми сопровождается отделение церкви от государства. Религиозные чувства людей, привыкших с особым трепетом входить в храм, не могли не быть глубоко оскорблены в тяжелые недавние дни... Каковы бы ни были теоретические решения, положение Православной Церкви в настоящую минуту является очень трагичным, и в этом наши глубокие симпатии всецело на ее стороне".
Священник армяно-григорианской Церкви Тер-Грегориан:
"В переживаемый нами вообще и Православной Церковью в частности момент... нельзя останавливаться на разрешении теоретических вопросов: слишком трагическая яркая картина развертывается перед нами в церковной жизни, чтобы не привлечь к себе всю силу нашего внимания своими тяжелыми подробностями. Не останавливаясь на фактах последних дней, нельзя не высказаться определенно и прямо против всего того, что глубоко оскорбляет религиозное чувство верующих, ибо есть вещи, к которым нельзя прикасаться так жестоко, как ко всему остальному".
Петроградский раввин Каценелеибоген:
"С чувством особого волнения может говорить еврей о том, чему подвергается в настоящее время Православная Церковь. Только сам носивший кандалы, носивший их долго и бесконечно тяжело, может понять переживания того, кому хотят эти кандалы надеть. Мы знаем одно: религиозное чувство, в течение ряда веков бывшее единственным прибежищем миллиона людей, задето... Мы, только несколько месяцев тому назад освободившиеся от кошмара религиозного гнета, не можем не высказать Православной Церкви и всем ее сынам нашего глубокого сочувствия, не можем отделаться от великой и искренней печали. Однако такое пассивное сочувствие недостаточно. Нужно заявить о нем громко и прямо. Поэтому я считаю необходимым, чтобы евреи, своими долгими страданиями купившие себе право быть первыми в ответе на угнетения, выступили с решительным протестом против фактов, подобных имевшим место в Александро-Невской лавре".
Магометанский имам Давлеканов:
"Мы, мусульмане, так бережно охраняющие заветы своей религии, относимся с громадным уважением к религиозному чувству инаковерующих, и потому с особою грустью мы следим за терниями, выпавшими на долю Православной Церкви и ее прихожан". Самарские Еп. Вед., 1918, № 6, стр. 262-263
20 янв./2 февр.
Оповещение ЧК по охране Петрограда о предстоящем 21 января крестном ходе и запрещение препятствовать ему. Известия, 1918, 21 янв., № 16
20 янв./2 февр.
Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Известия, 1918, 21 янв., № 16
20 янв./2 февр.
Открытие 2-ой сессии Собора. Деян. Соб., 20 янв.
21 янв./З февр.
Крестный ход в Петрограде. Церк. Вед., 1918, № 2, стр. 85-87
22 янв./4 февр.
Постановление Собора об одобрении послания Патриарха Тихона от 19 янв./1 февр. 1918 г. Деян. Соб., 22 янв.
22 янв./4 февр.
Воззвание большевиков к населению Москвы по поводу Декрета.
"...Церковь владела не только человеческими душами, но и большими капиталами. Церковные власти и монахи наживали свои богатства не на небе, а на земле; огромные народные богатства отнимали у бедных и нуждающихся, чтобы создать удобную и сытую жизнь духовным властям, церковным служащим и многочисленным тунеядцам... Народные комиссары все это отныне отняли у церковников и возвратили народу. Пусть церковное имущество принадлежит тем, кто его создал... Что народ дал, то он же теперь и взял". Реслер
24 янв./6 февр.
Передовая статья в газ. "Известия" по поводу Декрета об "отделении" Церкви от государства. Известия, 1918, 24 янв., № 18
25 янв./7 февр.
Убийство в Киеве митрополита Владимира. Польский, т. 1, стр. 20-24
25 янв./7 февр.
Статья в "Известиях" В. Славского: "Последняя ставка". По поводу Патриаршей анафемы. Известия, 1918, 25 янв., № 19
25 янв./7 февр.
Постановление Собора "на случай болезни, смерти и других печальных для Патриарха возможностей, предложить ему избрать нескольких блюстителей патриаршего престола, которые в порядке старшинства и будут блюсти власть Патриарха и преемствовать ему".
3/16 февр. при обсуждении вопроса о порядке местоблюстительства кн. Трубецкой упоминает о "закрытом заседании Собора", на котором "было постановлено, что вся полнота прав Патриарха переходит к местоблюстителю", и о том, что "неудобно в открытом заседании говорить о всех мотивах принятого решения".
В 1926 г., в одном из своих писем митр. Агафангелу, митр. Сергий сообщал об этом факте:
"...Собор 1917-18 гг. сделал Св. Патриарху поручение, в изъятие из правил, единолично назначить себе преемников или заместителей на случай экстренных обстоятельств. Имена же этих заместителей Патриарх должен был, кроме их, не объявлять, а только сообщить Собору в общих чертах, что поручение исполнено. Я знал о таком поручении Собора Патриарху, но на заседании том не был. Преосвященный же Прилукский Василий (Зеленцов) подтверждает, что он был и на первом (закрытом) заседании, когда Патриарху было дано поручение, и на втором, когда Патриарх доложил Собору, что поручение исполнено".
1. Церк. Вед., 1918, № 3-4, стр. 160 2. Деян. Соб. 76-е, кн. 6, стр. 249 3. Письмо митр. Сергия митр. Агафангелу от 17/30 апр. 1926 г.
26 янв./8 февр.
Расстрел крестных ходов в г. Воронеже и г. Шацке Тамбовской губернии. Церк. Вед., 1918, № 9-10
27 янв./9 февр.
Публичные доклады в Петрограде помощника наркома образования Л. Шпицберга с призывами "отвергнуть Царя Небесного", с сообщением, что готовятся декреты о запрещении причащения как "колдовского акта", об изъятии священных сосудов, закрытии церквей и объявлении духовенства "контрреволюционным". Прозрачные намеки: "Патриарх еще жив..." (Л. Шпицберг - член одной из комиссий Синода по приглашению обер-прокурора В. Н. Львова). Церк. Вед., 1918, № 5, стр. 205 2. Реслер
29 янв./11 февр.
Прекращение деятельности Святейшего Синода в Петрограде ввиду отобрания властями его помещений. Церк. Вед., 1918, № 3-4
30 янв./12 февр.
Статья на 1-й стр. "Известий": "Воинствующая Церковь". Известия, 1918, 30 янв., № 23
30 янв./12 февр.
Открытое письмо Патр. Тихона свящ. Томской епархии Николаю Троицкому. Церк. Вед., 1918, № 5
1/14 февр.
Статья "Известии" "В Александро-Невской лавре" - о предложении нескольких служащих лавры поставить на голосование вопрос о передаче помещений лавры Комиссариату Призрения. Известия, 1918, 14(1) февр., № 25
2/15 февр.
Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т. ч. 2 рабочих оружейного завода. Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с "Декретом" и гонениями на Церковь. Церк. Вед.,1918, № 5, стр. 209
2/15 февр.
Статья В. Славского в "Известиях": "Мобилизация Церкви". Известия, 1918, 15(2) февр.
Следующая страница (2/4) Дополнительно по данному разделу: «Милость Моя исцелит тебя…» Индульгенции в истории Греческой Церкви Церковное сопротивление в СССР Ватикан и Россия Ватикан и большевицкая революция Русская Церковь в Белой борьбе КРЕЩЕНИЕ РУССОВ ПРИ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ Первое (Аскольдово) крещение Руси Движение "непоминающих" и Московская патриархия ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
|