ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ В ГРЕХЕ СЕРГИАНСТВА
Виталий Шумило, г. Чернигов
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ В ГРЕХЕ СЕРГИАНСТВА
"Не бойся ничего, что тебе надобно претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2, 10).
"Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего" (Откр. 3, 11).
Вопрос, вынесенный нами в название статьи, имеет очень важное, принципиальное значение. От церковно правильного, православного ответа на него, по нашему глубокому убежде-нию, зависит судьба (от славянского “Суд Божий”) не только каждого отдельного христианина, но и Вселенской Церкви в целом. Попытаемся дать ответ на него.
Священномученик Дамаскин (Цедрик), Епископ Черниговс-кий и Глуховский, в книге “Печать Христа и печать Антихрис-та” писал о числе зверя: «Не следует думать, что с явлением Антихриста каждый согласится с его философией. Те, которые не сделают этого, будут соблазняться желанием просто сохранить себя, свои институты, свое положение и власть. Святые отцы объясняют, что печать Антихриста не будет поставлена на чело и руку одновременно, но на чело или руку (Откр. XIII, 16). Согласно Андрею Кесарийскому, те, которые получат ее на чело, разделят мышление Антихриста, в то время как принявшие ее на правую руку, признают силу его деяний (власть), обманываясь, поверив, что это можно сделать, если “только остаться христианином в своей душе”».
Иными словами, принять «начертание на чело» (Откр. XIII, 16), то есть «разделить мышление Антихриста» – значит признать его “богом”. Это именно и сделает неправославная часть человечества и такие откровенные отступники от Православия, экуменисты, как патриарх константинопольский Афинагор, заявивший в 1968 году: «Мы должны молиться и бороться за то, чтобы Иерусалим стал местом диалога и мира. Чтобы вместе приготовить путь для возвращения Иисуса, махди ислама, Мошиаха Израиля, Господа нашего».
Однако же для большинства православных христиан это невозможно: вот тут-то и понадобится «начертание на правую руку их» (Откр. XIII, 16). Священномученик Дамаскин не случайно обращает внимание на то, что Святой Апостол не пишет: «на руку и чело», но «на правую руку их, или на чело их». Притом добавляет: не на любую руку, но именно на правую. Почему?
Откровение было написано Святым Апостолом Иоанном Богословом почти две тысячи лет назад. Эта книга очень символическая: в ней много символов прикровенных, сокрытых от нас, обычных людей, но впоследствии разъясненных нам Святыми отцами в Толкованиях. Но есть в ней символы, вполне понятные человеку того времени. Одним из таких символов и является “правая рука”. В книге пророка Захарии описан интересный случай: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах. III, 1). Следуя разъяснению Толковой Библии издания 1908 г., Иисус – Первосвященник, властью которого приносились жертвы очищения грехов ветхозаветного народа. Сатана, стоящий «по правую руку его, чтобы противодействовать ему», пытается лишить Первосвященника его власти и права ходатайствовать пред Господом за народ, «восставая против решения Господа возвратить Свою милость согрешившему народу Израиля» (Том VII, стр. 397).
На православных иконах, изображающих картины Страшного суда, праведники всегда стоят по правую руку Спасителя, имеющего власть «судить вселенную по правде, совершать суд над народами по правоте» (Пс. IX, 9). Не случайно в славянском языке слова “правый, правда, правая” обозначают “правильный, праведный”, а в конечном итоге – Православный. Правая рука у всех без исключения древних народов была символом власти.
На это именно и хотел обратить внимание Священномуче-ник Дамаскин в толковании “печати Антихриста”: «принявшие ее на правую руку признают силу его деяний», то есть власть. А это значит, что для официального сохранения, “спасения” Церкви от закрытия и уничтожения, для спасения собственной жизни, имущества и так далее вовсе не нужно будет признавать Антихриста “богом”: необходимо только признать власть Антихриста; большего от православного христианина требовать не будут. Схиархимандрит Лаврентий Черниговский в пророчествах о времени Антихриста говорил, что в то время «церкви будут, но ходить православному христианину в них нельзя будет, так как там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа». То есть институты официальной Церкви: патриаршество, епархиальные управления, открытые храмы и так далее – сохранятся, «все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда», будут совершаться все православные обряды, в том числе и Литургия, но «Безкровная Жертва приноситься не будет». Хлеб и вино не пресуществлятся в Тело и Кровь Христовы, но останутся хлебом и вином.
И вот здесь, во всей своей сложности и принципиальности, встает вопрос о власти: всякая ли власть от Бога? Сергианствующая Московская патриархия учит однозначно: да, даже если эта власть богоборческая. А значит, любую власть нужно принимать и ей покоряться… Последние 80 лет русской истории – практическое утверждение этого учения. Отсюда – лишь один шаг к признанию Антихриста: в то время – как и в годы советской богоборческой власти – тоже многие иерархи и духовенство (большинство), чтобы сохранить свою жизнь, “спасти” Цер-ковь, храмы, легальные богослужения и так далее, признают власть Антихриста законной и таким способом поклонятся ему. И в этом смысле кровавое, богоборческое, жестокое избиение православных (и попытка полностью уничтожить Православную Церковь) бесовкой советской властью было лишь предзнаменованием, подготовкой, репетицией того, что давно уже «близ есть, при дверех» (Матф. XXIV, 33).
Однако учение Святых отцов о власти иное: «самое дело (разумею власть) установлено Богом, чтобы общество не пришло в расстройство. Но, если какой злодей беззаконно восхитил эту власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему, или изблевать все свое лукавство, как фараон, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Св. Исидор Пелусиот), то есть существует власть, данная Богом, но существует и попущенная Богом за грехи людей. Отсюда вполне ясно, что православные христиане обязаны повиноваться только законной власти и подчиняться только тем законам и постановлениям, которые согласны с Божественной волей; в противном случае они должны, по примеру Святых Апостолов, слушаться больше Бога, чем людей (Деян. IV, 19); а по примеру Самого Спасителя, христиане должны быть послушны Господу, как и Он Богу Отцу, даже до смерти (Филип. II, 8).
Еще более принципиальным для христианина является ответ на вопрос: что есть Церковь, и может ли грешный человек своими немощными силами “спасать” Церковь? В этом ответе – сила нашей веры. Ответ однозначен: Церковь есть благодатное, мистическое Тело Христово (Богочеловеческий организм, по выражению А.С. Хомякова), и не мы призваны “спасать” Церковь, но все мы спасаемся в Церкви и Церковью. Церковь непобедима (Матф. XVI, 18), как и Сам Христос – Ее и наш единственный Глава, Защитник и Спаситель.
И вот здесь уместно задать вопрос: почему именно в России, Русской Церкви попущены в ХХ в. такие жестокие испытания? В чем смысл таких испытаний?
«Кого люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. III, 19), говорит Господь, и нет сомнения, что наши деды и прадеды тяжко согрешили пред Господом. Но только ли в этом причина? Такой однозначный ответ был бы слишком простым и ничего не объясняющим.
По мнению многих Святых Новомучеников и Исповедников Российских, ответ на этот вопрос нужно искать в XVII главе Откровения Святого Апостола Иоанна: «и я увидел жену, сидящую на звере багряном (в славянском переводе “червлене”, то есть красном – авт.), преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. И я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. XVII, 3-6). Многие толкования под выражением “вывилонская блудница” понимают так называемую “церковь лукавнующих”, или “церковь-блудницу”. То есть ту часть Православной Церкви, которая, ради сохранения своего официального, легального положения, проявит лояльность к власти Антихриста, признает его власть. К такому выводу, в частности, приходит Святитель Феофан Затворник в Толковании на 2-е послание к Солунянам: «Будет часть и содержащих истинную веру (помимо многочисленных еретиков и сектантов – авт.), как она передана Св. Апостолами и хранится в Православной Церкви, но и из этих немалая часть будет только по имени православными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление полное. На этой почве народится царство антихриста – и возрастет в том же духе видимости». Излишне напоминать, что под христианами Святитель Феофан подразумевал только христиан православных.
Выдающийся русский богослов, Священномученик Архиепископ Иларион (Троицкий) в одном из писем, написанных им в ноябре 1927 г. из Соловецкого концлагеря, так объясняет этот текст Откровения: «И как было не дивиться Св. Тайнозрителю, когда он узрел пред собою преображение “жены, облеченной в солнце”, “имевшей под ногами луну и на главе венец из двенадцати звезд” (Откр. XVIII, 2) в “мать блудницам и мерзостям земным”, “упоенную кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых”! Не видим ли мы нечто подобное собственными глазами? Не проходят ли перед нами события, невольно приводящие на память духовные созерцания Новозаветного Тайновидца? Сопоставьте приведенные выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших живоцерковников и обновленцев! Не приложимы ли они к ним, вплоть до мелочей?
Гораздо значительнее, в указанном апокалиптическом смысле, представляются события последних дней, связанные с именем митрополита Сергия. Значительнее, хотя бы по одному тому, что усаживается на зверя багряного с именами богохульными не самочинная раскольница, а верная жена, имущая образ подлинного благочестия, видимо не оскверненного предварительным отступничеством. В этом главная, жуткая сторона то-го, что совершается сейчас на наших глазах, что затрагивает глубочайшие духовные интересы чад Церкви Божией, что неизмеримо по своим последствиям, имеющим міровое значение, ибо таковое значение принадлежит изначала Церкви Христовой».
Почему же предательство Русской Церкви митрополитом Сергием и его Синодом так категорично рассматривалось большинством Святых Новомучеников как измена Вселенской Христовой Церкви вообще? Попытаемся вкратце осмыслить это.
По известному выражению старца Филофея, «Москва – третий Рим, а четвертому не быть». Как это нужно понимать?
Почти все без исключения Святые отцы Церкви (например, Блаженный Иероним, Святитель Иоанн Златоуст и другие) в выражении «тайна беззакония уже в действии, только не свершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь, и тогда откроется беззаконник» (2 Солун. II, 7-8) под Удерживающим міровое зло единодушно понимают царскую власть, а Святители Филарет Московский, Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) под Удерживающим понимают власть Православного Русского Царя. После кровавого богоборческого переворота в России в 1917 г. и ритуального убиения последнего Помазанника Божия, сдерживавшего тайну беззакония, Русского Царя, Удерживающий из міра («от среды») был взят. Ни Румыния, ни Болгария, ни Сербия, хотя и имели православных царей, заменить Москву не могли, так как такого духовного, политического и экономического авторитета и влияния в міре не имели. Именно в этом смысле Москва – третий Рим, а четвертому не быть. Вот почему только в России могла произойти богоборческая революция, взявшая от среды Удерживающего и распространившая свое тлетворное влияние по всему міру. И именно в России, в ограде Русской Церкви как первой по духовному авторитету хранительницы истинного Богопочитания могла и должна была, по неизреченному промыслу Божию, зародиться “церковь лукавнующих”. Как тернии на плодородной почве, она могла произрасти только на благодатном теле третьего, и последнего, Рима: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Иоан. II, 18-19).
Вот что по этому поводу писал Священномученик Иларион (Троицкий): «Послание митрополита Сергия и его Синода не бросило ли возглавляемую им церковную организацию в омерзительные, прелюбодейные объятия атеистической, богохульной и христоборной (анти-Христовой) власти и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание не от раскольников-обновленцев и им подобных отщепенцев и не от еретиков-живоцерковников, а от законной, канонической, по-видимому православной, иерархии». В этой последней строке весь смысл произошедшей трагедии: церковь лукавнующих произойдет не из среды еретиков (которые к Церкви не принадлежат), а из среды служителей и чад истинной Церкви Христовой. Как часто в жизни злая мачеха подменяет настоящую мать, так и церковь-блудница подменит собою истинную Церковь, по всем внешним признакам ничем не отличаясь от Матери («они вышли от нас, но не были наши»). Подобный прецедент уже был в истории человечества: именно Первосвященник Каиафа и возглавляемый им Синедрион, “орган управления” ветхозаветной церковью, единственной хранительницы в то время истинного Богопочитания, предали Христа на казнь, совершили страшный грех Богоубийства. Сохраняя внешние формы истинного Богопочитания (Православия), они давно отреклись от истинного Бога, потому и не приняли истинного Мессию, ожидая явления лже-мессии – Антихриста.
Размышляя о судьбах Русской и Вселенской Церкви и о церкви лукавнующих, Святитель Иларион пишет: «Можно неоднократно усматривать еще в Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сначала исполняются в малом виде, а потом имеют еще другое, высшее и окончательное исполнение». Очевидно, как пред явлением в мір Христа-Спасителя явился Предтеча Господень Иоанн Креститель, так и перед приходом последнего лже-мессии должен был явиться его “предтеча”. Не был ли таким “предтечей” богоборческий советский режим, породивший свою, советскую, сергианскую церковь? И не заключен ли в его приходе и создании его церкви главный смысл попущенной Господом “русской” революции? Не явилось ли исполнение пророчеств Святого Апостола Иоанна на России и Русской Церкви «в малом виде», за которым последует их «высшее и окончательное исполнение» уже по всему міру?
Вопросы эти задаем не мы, немощные. Вопросы эти задавали многие Новомученики и Исповедники Российские, самой своей жизнью и мученической кончиной за стояние в Правде Христовой стяжавшие у Господа «венец жизни» (Откр. II, 10). Вопросы эти задавали и многие отцы-исповедники катакомбной Церкви Христовой, не признавшие богоборческой власти и по-рожденной ею церкви лукавнующих.
«Трудность настоящего времени для православного человека состоит главным образом в том, – писал в 1927 г. Святитель Иларион, – что теперешняя жизнь Церкви требует от него высо-кодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. IV,2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На “законном” основании можно и антихриста принять…»
«Как же нам быть в эти страшные минуты новой опасности, надвинувшейся по внушению вражьему на нашу Мать, Святую Православную Церковь? Как быть, чтобы не выпасть из Ее бла-годатного, спасительного лона – и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены? Господи, скажи нам путь, воньже пойдем!.. – вопрошал Священномученик Илларион, – “После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом, говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница сделалась жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице” (Откр. XVIII, 2). “И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее” (Откр. XVIII, 4). /…/ Ни самая широкая ученость, ни самый глубокий природный ум, ни самая утонченная естественная мистика не могут дать удовлетворительного разумения таин Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в известном смысле, последней тайной земного бытия Церкви и человечества. Тайной является и вопрос, естественно возникший при чтении последнего приведенного мною стиха из Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона. Вопрос о том, когда народ Божий должен совершить свой выход?»
Размышляя о чаяниях и путях народа Божия, архипастырей и пастырей Церкви Христовой, Святитель Иларион писал: «Все это вместе взятое и многое другое, видимое и слышимое, и за-ставляет живые верующие души настораживаться и внимательно всматриваться в развертывающуюся перед нами картину усаживания жены на зверя. Эти души чувствуют новую, небывалую опасность для Церкви Христовой и, естественно, бьют тревогу. Они, в большей части своей, не спешат окончательным разрывом с церковными “прелюбодеями”, в надежде, что совесть их не сожжена до конца, а потому возможно покаяние и исправление, то есть отвержение начатого ими темного дела. Сбудется ли это чаяние?! От души говорю: подай, Господи! Но в самой глубине его вижу сомнение и, однако, пока не ставлю точки над і. Пусть поставит ее время, а точнее сказать, Владыка времен! Он же да сохранит нас, как от легкомысленной поспешности, так и от преступно равнодушной медлительности в том страшно ответственном положении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим!» Так закончил свое письмо в 1927 году Священномученик Иларион. С тех пор прошло 75 лет!..
В среде современных сергиан очень популярны пророчества старцев о возрождении православной России во главе с Царем. Дело дошло уже до того, что некоторые их “старчествующие ревнители” вкладывают в уста истинных старцев собственные вымыслы и басни. Так, например, лже-схиигумен Херувим (Дегтярь) в книге о Схиархимандрите Лаврентии Черниговском приписал отцу Лаврентию собственную ересь, которую батюшка никогда не произносил: «Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный Божий Помазанник. /…/ В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского Православного царя будет бояться даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властию антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании». Подобные глупости было бы безсмысленно опровергать, настолько они противоречат Священному Писанию и учению Святых отцов Церкви, если бы им не верили и их не распространяли бы многотысячными тиражами в “советских православных” книгах и газетах.
Напротив, все Святые отцы, как мы могли убедиться, учат совсем иному: «Но Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?» (Лук. XVIII, 8). По разъяснению Святителя Феофана Затворника, речь здесь идет не о вере во Христа вообще: мы видим, с какой силой множатся всевозможные “христианские” ереси и секты. Спаситель говорил об Истинной вере, которая невозможна вне Истинной Церкви. Господь, обращаясь к ученикам Своим, обещал нам, Православным христианам: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк. XII, 32), и мы знаем, что во времена Антихриста Истинная Церковь Христова будет малым островком посреди бушующего океана нечестия…
В подтверждение сказанного, в очередной раз сошлемся на Священномученика Архиепископа Илариона (Троицкого), одного из выдающихся богословов Русской Церкви: «На днях один епископ, отстаивая ориентацию митрополита Сергия, запугивал своего собеседника, с негодованием отвергавшего эту ориентацию, между прочим, тем, что несогласные с Сергием останутся в таком меньшинстве, что явятся одной из множества существующих у нас мелких сект. Бедный епископ, прибегающий к такому безсильному аргументу в защиту народившейся “советской Православной Церкви”! Вспомнил бы он слова Спасителя о том, найдет ли, придя, Сын Человеческий веру на земле! Вспомнил бы множество апостольских предсказаний об оскудении веры и о умножении всякого нечестия в последние времена! Вспомнил бы сказанное Тайнозрителем о Церкви Сардийской, в которой лишь “несколько человек” “не осквернили одежд своих”, и о славной Церкви Филадельфийской, “не много имевшей силы”, но сохранившей слово Господне и не отрекшейся от имени Христова (Откр. III, 4-8). “Множество” и “большинство” необходимы в парламентах и партиях, а не в Церкви Божией, являющейся столпом и утверждением Истины, независимо от этих категорий и даже вопреки им (ибо Она имеет свидетельство о себе самой)».
Конечно, мы верим и надеемся, что обетования старцев свершатся. Но они не могут свершиться сами собой, без нашего живого участия, без нашего искреннего покаяния. «Очень легко просто мечтать о будущем этого міра и о том, что может случиться в России. Воскресение России зависит от усилий каждой отдельной души, оно не может произойти без участия православных людей – нашего общего покаяния и нашего подвига, – писал в начале 1980-х гг. иеромонах Серафим (Роуз). – Оно будет в какой-то мере зависеть и от самого русского народа, так как Бог здесь действует через свободную волю человека. Также, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и пророчество Ионы о ее гибели, таким образом, не исполнилось, так и пророчества о восстановлении России могут не исполниться, если русские люди не раскаются». Но покаяние не может быть чем-то безформенным, абстрактным. Нельзя просто покаяться. Покаяние может быть только конкретным, в конкретно совершенном грехе.
Чем больше пребываешь в грехе, тем меньше возможности грех видеть и искоренить – это закон аскетической, нравственной жизни всякого человека (в особенности же православного христианина), опытным путем познанный Святыми отцами-подвижниками. Человек становится духовно слеп, сживается с грехом, постепенно его оправдывает, а вскоре желает его, стре-мится к нему и радуется ему. Он уже не способен отличать правду от лжи. Святые отцы учат, что грех, если его не изживать в себе, вырастает в страсть, а затем в порок и нераскаянность, что уже есть хула на Духа Святого. Нераскаянный человек – духовно мертвый человек, не способный к покаянию и навсегда потерянный для Царства Небесного. Но тем легче искоренить в себе грех, чем раньше увидишь и осознаешь ложь сладости греха.
Вот почему так необходимо русскому церковному народу покаяние в грехе сергианства. Но нужно ясно понимать – что такое сергианство. Сергианство – это внутренняя готовность православного христианина на компромисс с богоборчеством, а в более широком понимании – на компромисс с любым злом, со стихиями міра сего. Готовность эта неосознанная, она проистекает из сердца, из духовного состояния самого человека. Ее нельзя контролировать, она является невидимым духовным стержнем в сердце человека. При этом причины и мотивы такого компромисса могут быть разными, как и формы самого богоборчества.
Сергианство изначала есть трусость, отвержение креста Господня и отвержение упования на Господа,1 а в конечном итоге духовная ложь и прелесть. А во всякой лжи реально присутствует и отец лжи, диавол: «ибо он лжец и отец лжи… и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. VIII, 44). Как человек, исповедующий Истину, принимает Духа Истины, так и исповедующий ложь усваивает дух лжи. Это непреходящий закон духовной борьбы: невозможно сотворить добро, совершая зло или хотя бы оправдывая зло. Невозможно сохранить Правду, защищая или соглашаясь с неправдой. Поэтому каждый день пребывания в сергианстве грозит невосполнимыми духовными потерями: и для христианина, и для всей Церкви, как собрания верных, в целом. Каждый день, каждый час компромисса с неправдой и беззаконием, оправдания сергианства и его неправды и беззакония, опутывает христианина невидимой сетью духовной слепоты и прелести, из которой с годами ему уже не выбраться никогда. О таковых, не пожелавших принять правду, Господь изрек: «и тогда откроется беззаконник…», тот, чье «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою… и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие (то есть за отвержение истины – авт.) пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Солун. II, 8-12).
По словам Преподобного Нила Мvроточивого, подлинная печать Антихриста – это духовное состояние человека. Дело не столько во внешнем виде печати, сколько в ее духовном содер-жании: она знаменует состояние и расположение души человека, приводящие его к отступлению. Она знаменует уже состоявшееся отступление в сердце человека, в его міровоззрении, помыслах и поступках: человек будет готов к ее принятию задолго до пришествия Антихриста. А по объяснениям Святого Ипполита Римского, ее поставление должно происходить уже после признания Антихриста, абсолютно добровольно и без применения насилия. То есть он станет ставить начертание своим приверженцам лишь во второй половине своего царствования.
Очень важно понимать и помнить, что Антихрист внешне будет вполне приличным человеком. Он не придет и не скажет: вот, я Антихрист, приимите меня и поклонитесь мне. Напротив, он будет иметь обычное человеческое имя и ничем не будет отличаться от обычных людей. Внешне он будет благочестив и сотворит множество добрых дел в первую половину своего правления. Поэтому не следует тешить себя нелепыми мечтами, что, мол, сейчас я буду идти на любые компромиссы в вопросах веры, буду совершенно покорен советской церкви, но когда явится истинный, окончательный Антихрист, я проявлю чудеса православной стойкости. Да не обольстимся, потому что тогда уже никто из таких православных, по словам Святителя Игнатия (Брянчанинова), не способен будет распознать лже-мессию. «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом» (Лук. XVI, 10). К тому же, по единодушному учению Святых отцов, гонения начнутся только во второй половине его царствования, да и то лишь в отношении горсточки православных христиан, не пожелавших покориться лояльной к власти Антихриста официальной церкви, храмы которой «будут в величайшем благолепии, как никогда», по словам старца Лаврентия,2 и отказавшихся признавать власть Антихриста законной.
Из сказанного следует, что без смиренного осознания сергианского падения и покаяния, истинное Православие в России не возродить. А значит и не спастись. Возводя сергианство (компромисс с богоборчеством) в норму церковной жизни, его защитники, сознательно или неосознанно, уже подготовили свою паству к признанию власти Антихриста и принятию «начертания на правую руку их» (Откр. XIII, 16).
Наивно надеяться, что в роковой час испытания у сергиан, привыкших к оправданию неправды и к компромиссам со злом, вдруг откроются духовные очи. Так рассуждать – значит пренебрегать своим спасением, что уже само по себе духовное преступление. Вне Истинной Православной Церкви нет и не окажется ни средств для верного распознания Антихриста, ни, главное, Благодатных сил для стойкого противостояния ему и всем его искушениям. Церковь лукавнующих не сможет преподать чадам своим то, чего у нее не будет: ибо «бысть пуста весьма» (Иезек. XXXVIII, 8), по разъяснению Святителя Игнатия (Брян-чанинова).
В качестве иллюстрации приведем выписки из статьи “Богоданный вождь” одного очень известного патриархийного писателя: «Настало время реабилитировать Сталина. /…/ Наши патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. /…/ Да, Сталин дан нам Богом, он создал такую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить. /…/ Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый. /…/ Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину. /…/ Но самое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России…»
Весь этот ужас написан не в 1949, а в 1999 году, и не выжившим из ума коммунистом или кем-то из современных обновленцев, а священником, к слову которого прислушиваются тысячи православных христиан (так как считают его старцем), внешне вполне “православным” – отцом Дмитрием Дудко. Что это, как не ярчайший пример слепоты, духовной деградации человека достойного, в прошлом претерпевшего от богоборческой власти за исповедание Православия, но, не имея Благодатных сил для стойкого противостояния всем ее искушениям, публично пред нею покаявшегося? Как мог он забыть о жесточайших преступлениях против Церкви Христовой, совершенных “богоданным вождем”? Лишенный помощи Божией, искренний благочестивый батюшка уже в наши годы, совершенно добровольно и осознанно превратился, по его собственным словам, в “православного сталиниста”.
«И дал зверю дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. XIII, 2). Совершенно очевидно, что как зверю-Антихристу власть даст дракон-диавол, так и Сталину, как “предтече” Антихриста, власть дана была не Богом, а дьяволом.
Сумеют ли такие “старцы” оградить свою паству от Антихриста? «Оставьте их: они – слепые вожди слепых: а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. XV, 14).
Духовный сподвижник Святителя Иоанна Шанхайского Архиепископ Аверкий еще в 1975 г. писал, что в последнее время для спасения христианину будет недостаточно принадлежать к “православной церкви вообще”. Очень важно принадлежать к Истинной Церкви. А она, как мы знаем, будет слишком мала, чтобы ее можно было легко распознать. И чем дальше шествует по пути отступления мір и прелюбодействующая с ним, разрастающаяся официальная “православная церковь”, тем труднее и труднее будет христианину отыскать и войти в благодатную ограду «малого стада» – Церкви Христовой. Что для этого нужно – не знаем. Никакие личные “заслуги”-индульгенции здесь, очевидно, не помогут. Только неизреченное милосердие Божие…
«Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис. III, 12), – не к современному ли церковному народу возвысил Господь голос Свой? И не пришло ли время православным христианам прислушаться к призыву Господа, о котором вопрошал Священномученик Иларион семьдесят пять лет тому назад: «Выйди от нее народ Мой, чтобы не учавствовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. XVIII, 4)?
Будем же помнить слова замечательного духовного писателя ХХ столетия, проповедника покаяния, Архиепископа Русской Православной Церкви Заграницей Аверкия (Таушева): «Врата адовы не одолеют Церкви, но как показала Ее история, определенно, они могут одолеть и одолеют многих, кто считает себя столпами Церкви».
Будем бдительны во всем (2 Тим. IV, 5).3
Литература:
1. Аверкий (Таушев), Архиепископ. Выражают ли в наше время названия “христианский” и “православный” существо дела? // Православная Русь. – 1975. – № 5 (1054), 1/14 марта.
2. Аверкий (Таушев), Архиепископ. Истинное Православие и современный мір. – Джорданвилл, США: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1971.
3. Андреев И.М., проф. Святые Русских Катакомб. – Платина, Калифорния, США, 1982. – С. 222-223. На англ. яз.
4. Беляев А.Д., проф. О безбожии и антихристе: В 2-х тт. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898.
5. Борис Молчанов, протоиерей. Эпоха Апостасии. Джорданвилл, США: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1976. Или: Борис Молчанов, протоиерей. Эпоха Апостасии // Вера и жизнь: православный журнал. – Чернигов, 1992. – № 1.
6. Дмитрий Дудко, священник. Богоданный вождь // Русский православный патриот. – 1999. – № 3, декабрь.
7. Жизнеописания, поучения и пророчества Лаврентия Черниговского // Надежда: православный сборник. – Мюнхен, 1988. – № 14. Или: Жизнеописа-ния, поучения и пророчества Лаврентия Черниговского – К.: Изд. «Свет Печерский», 1991. – С. 116-118.
8. Клеман Оливье. Беседы с патриархом Афинагором. – Брюссель: Изд. «Жизнь с Богом», 1993. – С. 209.
9. Лев Лебедев, протоиерей. Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви. – Монреаль, Канада: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1991.
10. Мелетий Никопольский, митрополит. Печать антихриста в Православном Предании. – М.: Изд. Сестричества во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2001.
11. О последних событиях, имеющих совершиться в конце міра. Третье издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. – С. 40-46.
12. Поучения пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание / Сост. схиигумен Херувим (Дегтярь). – М.: Русский Духовный Центр, 1994. – С. 157-158 (работа неоднократно переиздавалась многотысячным тиражом, ссылки на нее делаются во многих изданиях, посвященных Схиархимандриту Лаврентию).
13. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М.: Изд. Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. – С. 236-242.
14. Серафим (Роуз), иеромонах. Будущее России и конец міра // Святое Православие. ХХ век. – М.: Донской монастырь, 1992.
15. Тихомиров Л.А. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мiра // Христианин. – 1907. –№ 9. Или: Тихомиров Л.А. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мiра // О последних судьбах нашего міра. Три взгляда из разных эпох. – М.: Изд. Отчий дом, 1997. – С. 60-69.
1 "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр. XXI, 8). Священномученик Дамаскин обращает внимание на то, что не случайно боязливые стоят впереди всех прочих страшных грешников. Боязливость - это неверие во всемогущество Божие и Его попечение о нас, она даже хуже откровенного вероотступничества (неверных), п.ч. рождает внутренних врагов Церкви, наносящих ей самые болезненные удары. Именно поэтому сергианство более опасно, чем экуменизм. Экуменизм - слишком явное зло и для православного сознания неприемлемое. Сергианство - зло более тонкое, едва уловимое, а потому страшнее по своим духовным последствиям.
2 Сопоставим это с ересью Херувима и иже с ним: "В России будет процветание веры и прежнее ликование". Ликование какой веры?
3 Труды Священномучеников Архиепископа Илариона и Епископа Дамаскина мы рассматриваем как Cвятоотеческие, т.к. они прославлены во Святых Русской Православной Церковью (Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 г. и Московской патриархией в 2000 г.). Поэтому каждое их слово для нас особенно дорого. Пусть их труды и сама жизнь послужат нам, современным христианам, благодатным, утешительным и укрепляющим уроком...Как видим, есть над чем задуматься.
Июль 2001 г.
Вера и Жизнь. Православный журнал. - № 1 (12), 2008. - Чернигов. - С. 44-60. Дополнительно по данному разделу: ИМПЕРИЯ И АНТИ-ИМПЕРИЯ Православие в современном мiре. Значение анафемы Традиция Православной Церкви в толковании Откровения Св. Ап. Иоанна Богослова АПОКАЛИПСИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СУДЬБАХ И КОНЦЕ МIРА Заметки по поводу эсхотологических размышлений Л.А. Тихомирова Чудо Русской Истории Уроки Никейского Царства Православие и его враги ДОГМАТ О ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МIРЕ (доклад Третьему Всезарубежному Собору) Апостасия и наше послушание
|