Пособие по Православной Аскетике для современного юношества
ПОСОБИЕ ПО ПРАВОСЛАВНОЙ АСКЕТИКЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА
Протоиерей Тимофей Алферов
Замысел данной книги претерпел серьезное изменение по ходуработы над нею. Первоначально автор желал обратиться к юношам, получившимправославное воспитание в детстве, с тем, чтобы помочь им перейти страшныйбарьер юности, подобный минному полю: с виду обычному, но на самом делесмертоносному.
По ходу выяснилось, что придется высказать такие вещи, которые непонять человеку, не имевшему соответствующего духовного опыта. Обойти этивопросы невозможно, передать их всем понятным языком - не удалось. И делотут не в возрасте читателя. Есть лица, которые постоянно ходят в храм, ноникогда не переживали и никогда не поймут главного идейного стержня этойкниги, потому что они никогда не переживали его своим существом.
Эта цетральная тема - обращение человека ко Христу, как особыйсверхчувственный опыт, как поворот духа, как решительная перемена в произволении.
Примерами таких обращений полны Жития Святых. О факте такого великого переворота в человеке говорят и св. Отцы, из которых нам ближе всего ипонятнее выразился свт. Феофан Затворник. Необходимость сознательного обращения ко Христу Отцы понимают и исповедуют, но поскольку писали они вблагочестивые времена, то не всегда воспринимают обращение, как духовныйпереворот, происходящий зачастую через глубокую внутреннюю катастрофу, подобную Павлову переживанию на Дамасской дороге.
Во времена христианского благочестия православные дети возрастали совсемв иной атмосфере, чем теперь, даже в нынешних верующих семьях и в православныхшколах. Мiр все-таки был другим, не настолько глубоко, как теперь, погрязшимво зле. Человек Пушкинского или даже Шмелевского быта произволением своимповорачивался ко Христу как бы плавно и незаметно для самого себя; ведь емуне нужно было выходить из своего жизненного уклада. Поэтому-то обращение человека ко Христу, превращение его из номинального христианина в духовного исознательного воина Небесного Воеводы далеко не всегда попадало в рассмотрениецерковных писателей, и во всяком случае не оговаривалось как нечто обязательное.
И лишь свт. Феофан в своем труде "Путь ко спасению", и свт. Игнатийв словах о таинстве крещения заговорили об обращении, как центральном моментевсей духовной жизни. Со своей стороны мы желаем присоединиться к их традиции.
Для нашего времени, когда весь уклад жизни сознательно создан в жестком антихристианском ключе, обращение особо важно и оно практически всегдадраматично. Наряду с этим господствующее в современном мiровом православиипримиренчество и стремление к симбиозу с мiром привело к тому, что об обращении как-то забыли. Люди этого направления воображают себя членами большогоправославного народа, развивающегося достаточно гармонично и спокойно. Означает ли такая установка возвращение к традиционному православному укладу, илиэто какой-то розовый самообман? Наш ответ из книги ясен, но каков он у вас самих?
Вокруг этой главной темы построилось в книге и все прочее. Эта теманевольно затребовала соответствующего читателя. Попытки православного нравоучения для юношества, предпринятые современными церковными авторами, нам знакомы, но мы не пытаемся идти проторенным путем.
Что получилось - судить читателю. Если его собственный духовный опытдаст возможность ему узнать здесь нечто близкое,- верим, что какую-то пользудля себя он извлечет.
Остается последний и главный вопрос: кому же адресовать свою работу,если далеко не всем взрослым, не говоря о юношестве, она подойдет? Скажемтак: книга для чтения в кругу православной семьи. В чем-то приходится рассчитывать на помощь старших, которые могут скорее понять, узнать и передатьподросткам сказанное на этих страницах.
Священник Т.Сельский Дополнительно по данному разделу: Христианский брак и феминистское движение Православная педагогика как Общественное и Духовное явление О здоровье и добродетели. Книга для школьников 5-6 класса Природоведение Как воспитать и сохранить Веру в Бога у детей Православное Міровоззрение и современное Естествознание Препятствия на пути к Евангелию Православный брак Ушинский против Спока Семья как основание Государства Чести
|