Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Письма протоиерея Льва Лебедева

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Светлой памяти
Отца Протоиерея Льва Лебедева

Одним из самых ярких явлений в истории Русской Зарубежной Церкви в последний период ея бытия, начавшегося в 1990 году с открытием в России приходов под омофором ея Блаженнейшего Первоиерарха Митрополита Виталия, можно несомненно считать появление в наших рядах такой незаурядной личности, каковой был покойный, преждевременно от нас отнятый, Курский протоиерей Лев Лебедев.

Имя отца Льва встречалось неоднократно и раньше, когда служил он еще в Московской Патриархии, в разных журналах академического уровня, в частности в сборнике Богословские Труды, но уже тогда его научные статьи резко отличались от трудов его тогдашних собратьев тем, что в них совершенно отсутствовала та черствая, безжизненная академичность, присущая такому виду изданий. Возьмем, например, его совершенно уникальную работу - « Москва Патриаршая ». Каким духом, какой жизнью, какой любовью к старинной православной Руси дышит эта, не имеющая себе подобной книга для раскрытия всей глубины и красоты, многим ныне осмеянной симфонии власти, этого Богом данного двуглавого правления царством и народом Божьими.

« Москва Патриаршая » появилась в свет в середине девяностых годов, но некоторые ея главы писались значительно раньше и уже тогда чувствовалось, какой тягой к Истине и совершенствованию был движим ея автор. В 1990 году, несколько месяцев спустя обнародования его открытого письма-ответа, обращенного Синоду МП, в котором он решительно и авторитетно защищал Зарубежную Церковь, отец Лев решается на один из самых ответственных шагов в своей жизни: порывает с Патриархией и, в то же время смиренно и торжественно, переходит в РПЦЗ. Этот шаг он запечатлел в ставшей знаменитой брошюре, своего рода исповеди, - « Почему я перешел в Зарубежную часть Русской Церкви ». Отец Лев сам свидетельствовал нам в одном из своих писем, что в его сознательной жизни особо выделяются два крупных события : это, с одной стороны, встреча с РПЦЗ и переход в истинную Церковь, а с другой стороны – встреча и знакомство с греческой старостильной Церковью под председательством Митрополита Киприана.

С этих пор имя отца Льва Лебедева стало широко известным и почитаемым среди всех сознательных членов Зарубежной Церкви. Статьи его, на самые разные темы, охотно и обильно печатались во многих зарубежных журналах и газетах. Отец Лев успел, будучи уже у нас, написать две различные по размеру, но столь же важные по содержанию книги : « Границы Церкви » и, увы, посмертно изданную, « Великороссия – Жизненный путь ». В этих двух своих последних трудах он вложил как бы последнюю точку своей богословской, исторической и монархической мысли. Он сам писал нам с большим тактом о том, как он горюет, что сии книги не нашли сразу у нас своего издателя, но тут же охотно сознавал, что смелость некоторых выдвинутых им мыслей была тому причиной. Теперь, что книги эти стали доступными, каждый мыслящий христианин может и должен с пользой прибегать к ним, как к своего рода «кормчим книгам», чтобы ориентироваться в сложной, переживаемой ныне обстановке.

Ни для кого не секрет, что «золотой век» Зарубежной Церкви позади нас ... Таких плодов, каковых нашей Русской Белой Эмиграции дано было предъявить всему христианскому мiру, никому из нас теперь не под силу возобновить. Залог истины, сохраненный и взращенный отцами нашими, несмотря на беженские и порою нищенские условия – неоценим. Тут вполне уместно перефразировать приснопамятного архимандрита Константина и говорить о «Чуде Русской Эмиграции». Но таких духовных богатырей, каковых в прошлом было несметное количество, и среди которых мы сами удостоились вырасти, теперь не отыскать. На кого и на что возлагать надежды, кроме как на Самого Господа Бога, в ожидании нового чуда? Отец Лев сам, убедительнейшими доводами говорит, что «русского народа» как такового, то-есть «народа-Церкви», больше нет: он окончательно исчез 28 лет спустя сатанинской большевицкой революции. Итак, кому же передать этот, с любовью сохраненный и умноженный талант? Если России больше нет, если русского народа нет, зато несомненно остались, разбросанные по всей России русские люди, словно чужеземные островки в собственной стране. Отец Лев стал таким маяком, к которому стекалось все лучшее, оставшееся от былой России. Кто, как не он, усвоил не только все богатство, но и всю полноту зарубежного учения и накопленного опыта. Без всякого преувеличения можно сказать, что стал он в один ряд с самыми выдающимися зарубежными учителями. Это уже само по себе говорит, какую непоправимую утрату мы все понесли с его внезапной и загадочной смертью. Но Бог милостив: мы знаем, что из недр необъятной России выйдет еще не один истинный последователь и новый учитель Зарубежной Идеи. Таковыми, со временем, несомненно будут признаны братья Алферовы - иерей Тимофей и иеромонах Дионисий - чьих каждая статья вселяет радость, утешение и даже изумление у всех верных зарубежных сынов: как это удается, с такой предельной точностью, усвоив все зарубежное наследство, излагать чисто зарубежное мышление на переживаемые сегодня церковные вопросы?

Помимо книг и статей, духовное наследство отца Льва состоит в его пастырском попечении над разбросанными по всей России, как врученными ему, так и пришедшими к нему, ныне осиротевшими овцами. Мы-то не удостоились радости личного, физического знакокомства с отцом Львом. Такая встреча намечалась и должна была состояться на обратном пути из Америки после Архиерейского Собора 1998 г., на который он был приглашен глубоко ценившим его Владыкой Митрополитом Виталием, чтобы выступить в защиту Церкви после очередных нашумевших самочинных мероприятий, предпринятых архиепископом Марком. Выступить не удалось, и вернулся отец Лев в гробу прямо в свой родной город Курск. Неудавшаяся по воле Божией встреча навсегда останется неутешным горем, зато нам было дано неизмеримое счастье быть в переписке с курским Батюшкой в последние полтора года его жизни, и этими письмами хотелось бы со всеми поделиться.

В истории Церкви письма всегда занимали особое место, начиная с апостольских посланий и продолжая письмами учителей Церкви, святителей и духоносных отцов. Не каждому дано осилить чтение какого нибудь догматического трактата, зато каждый без труда извлечет пользу, утешение и духовную радость от чтения писем св. Киприана Карфагенского, св. Василия Великого или, ближе к нам, св. Оптинского старца Макария. Такие письма ничто иное, как практическое применение учения Церкви на затронутую в переписке тему. Через переписку таких духоносных отцов раскрывается и передается церковное мiровоззрение – что и как учит Церковь по отношению к самым различным вопросам. Читая письма святых отцов, сам научаешься церковно мыслить.

Не ставим мы, конечно, письма отца Льва на один уровень с письмами вышеуказанных святых отцов, тем не менее в них каждый может почерпать крупицы православного мiровоззрения современного нам великого пастыря и человека. Просим читателей не обращать внимания на незаслуженную нами похвалу, встречающуюся в этих письмах и надеемся, что эта новая рубрика кое-кого наведет на мысль также поделиться своими письмами, полученными от отца Льва. В таком случае, просьба высылать их на адрес « Церковных ведомостей ».

Личность покойного отца Льва вновь связывает нас с этим чисто русским, пропитанным духовной историей, славным городом Курском, родиной св. преподобного Серафима Саровского. В самом начале прошлого столетия в Курске родился великий столп Православия – Блаженнейший Митрополит Филарет, третий Первоиерарх Зарубежной Церкви. В 1920 году, с остатками разбитой, но доблестной Белой Армии, Курским епископом Феофаном была вывезена святая чудотворная Курско-Коренная Икона, ставшая Одигитрией всей нашей Белой Эмиграции. И вот, в конце прошлого тысячелетия, с отцом Львом восходит новая звезда в зарубежном небосводе, столько нам принесшая, что было бы несправедливым и не по-христиански не поделиться со всеми, кому имя и память его останутся в род и род.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Лион, 10/23 февраля 2002 г.
Память священномученика Харалампия


Письма Протоиерея Льва Лебедева

Письмо первое – 25/ХII/1996

Досточтимый и дорогой о. Герман !

Получил неожиданно от Вас пакет с книжкой « Русская Церковь на перепутье ». Спаси Вас Господи ! Для меня это большая радость. Я очень благодарен Вам и за внимание ко мне, к моим работам, и за несколько хороших ссылок на меня в Вашей книге, но особенно драгоценным для меня является то, что мы с Вами мыслим одинаково, во всяком случае, - как бы в одном направлении ! Это не так уж часто теперь встречается ...

Книжку Вашу прочитал залпом, «на одном дыхании». Много очень точных, верных наблюдений ! Отлично – о З. Крахмальниковой. Но впредь не тратьте сил на неё ; / ... / Мне доводилось с ней встречаться / ... / И по натуре и по взглядам – совершенная экуменистка. Но самомнения !.. Говорят, наш Владыка Митрополит о ней заметил : «Нет ничего хуже недомученного мученика» ...

О моих трудах. Не знаю, доводилось ли Вам встречать такие мои книги, как : « Крещение Руси » МП 1987 г., « Колумбы Росские » Монреаль 1991 г., а также « Православный храм – Богослужебная утварь и облачения духовенства » (без авторской подписи) в « Настольной книге священнослужителя » т. 4 (МП). Кроме того, тиражом всего 30 экземпляров мне удалось за свой счёт напечатать сборник моих статей по экологии « Экология, или как покататься на драконе », Курск, 1994 г. Из номера в номер о. Пётр Перекрестов публикует в Русском пастыре мои « Заметки по пастырскому богословию », которые затем хочет издать отдельной книжкой. В начале прошлого года закончил очень большую книгу « Великороссия. Жизненный путь ». Это – 1300 машинописных страниц. Но публиковать ее боятся : слишком много горькой правды об иудействе, масонстве, коммунистах и о нынешнем состоянии «русскоязычного населения» Р.Ф. Кое-какими мыслями из этой книги я поделился в статье « Черно-белый крест (размышления после Лиенца) », напечатанной в газете Наша Страна N 2349 от 19 августа 1995 г. и в статье « Российская катастрофа : наказание или испытание на верность? », опубликованной в газете Возрождение (СПб) NN 2 и 3 за 1996 г. Последняя имеется у Вл. Серафима и в Лесненском м-ре у игуменьи Афанасии. Недавно закончил и отослал в Синод и Вл. Лавру брошюру (чуть поменьше Вашей « Церкви на перепутье ») под названием « Границы Церкви ». Это о состоянии МП и церковного народа в России. Пришлось рассматривать дело с догматической, канонической и исторической точек зрения, т.к. по линии отношения к МП очень возможен раскол в РПЦЗ. Однако публиковать её придется здесь, в России, т.к. там боятся из «дипломатических» соображений, хотя полностью согласны с содержанием.

А содержание сводится к тому, что Русского Народа в России больше не существует : он физически уничтожен с 1917 по 1945 гг. После этого в России живёт новый, искусственно выращенный «советский» народ, который в сущности даже и не народ, а несчастный русскоязычный сброд, что относится и к верующим-прихожанам МП. Хотя они хотят быть православными, не приемлют никаких еретических (экуменических) учений, но упорно верят лжи, что МП – это и есть настоящая Русская Церковь. Почему ? Общее, среднее настроение примерно таково : пусть там, заграницей в РПЦЗ, - тоже русские и тоже православные люди, но это не наши люди, не такие как мы. Поэтому будем со своими архиереями уж как они есть, т.к. они наши. А Зарубежных мы не знаем и знать не хотим ! Нетрудно видеть, что в подобном рассуждении главным является не чувствование единства в вере и Церкви, а чувствование единства по рождению, воспитанию и жизни в СССР, в «советском» режиме ... Всё это одна из причин (не единственная!), которая позволяет утверждать, что если до 1937 г., когда ещё были живы, хотя и в тюрьмах и ссылках, многие законные епископы Русской Церкви и жива была значительная часть подлинного (недобитого) Русского Народа, - полностью верным являлось положение о том, что РПЦЗ – есть часть Российской Церкви ; если такое представление отчасти могло быть верным даже до середины 1970-ых годов, то после этого, а наипаче – после 1990 г., такое положение уже неверно. Теперь РПЦЗ – не часть, а она и есть единственная, законная Поместная Русская Православная Церковь. А мы, в России к ней присоединившиеся, суть часть её. Ибо Поместная Церковь не есть Церковь географической территории, но Церковь народа. Поэтому Церковью Русского Народа должна быть признана та, которая неизменно хранит в единстве тот вероучительный, канонический, литургический строй церковной жизни, который искони и был у Русского Народа до 1917 и даже до 1927 года, то-есть Русская Зарубежная Церковь. Вот, что нужно хорошо осознать нашим иерархам, да и всем нам, православным.

Если Вы заинтересуетесь книжицей, где всё это последовательно показано, то напишите и я Вам пришлю ксерокопию, но пока – для «личного пользования». Ладно ? Впрочем, Вы можете давать читать это, кому сочтёте нужным, но пока (до опубликования здесь) широко не распространять.

Не пропустите Православный Путь за 1996 г. Там одна моя богословская работа, о которой очень хотелось бы знать Ваше мнение.

Конечно же, дорогой о. Герман, я знаю Ваш « Ватикан и Россия », как и некоторые другие Ваши статьи, и всегда восхищался и радовался тому, что Вы есть ! То-есть – имеются еще у нас писатели, способные глубоко и верно мысли излагать. Помоги Вам Бог ! Сохрани Вас Матерь Божия ! Был бы очень рад, если бы смог получить « Русскую Церковь лицом к Западу ».

Мой старший сын Вячеслав, действительно, стал иереем в дни 700-летия Курской иконы в прошлом году. Сейчас он – в США, на приходе о. Николая Неклюдова в Buena, младший Алексей учится в Мюнхенской Семинарии, уже на последнем 5-м курсе. Тоже начинает пописывать ...

А в Курске, к моему недостоинству, непременно (!) приезжайте ! Нам есть о чём поговорить. Покажем Вам Коренную Пустынь, помолимся вместе. Здесь у нас намечаются многие важные и интересные дела. От Москвы это всего 8 часов езды на поезде. Вечером легли спать, а утром – уже в Курске ...

Будьте здравы и хранимы Господом, дорогой о. Герман ! С Рождеством и Вас !

С любовью о Христе,

Ваш Прот. Лев Лебедев
25/XII-96
г. Курск


Письмо второе – 14/III/1997

Досточтимый и дорогой о. Герман !

С большой благодарностью получил Ваше долгожданное письмо и подарочек - « Третий Рим » ! Дай Вам Бог здоровья ! Внимательно прочитал Вашу работу. Написана блестяще. И хорошо переведена. Особенно порадовали точно сделанные в конце формулы о значении убийства Царя- Мученика и Его Семьи, об отъятии т. о. «удерживающего» от среды мiра ! Эта мысль как будто у многих встречается, и я её повторял, но так глубоко, точно, правильно её удалось выразить только Вам.

Есть у меня, если позволите, несколько замечаний, совершенно не касающихся существа дела, но только – побочных, второстепенных деталей.

1. Подчёркнуто писать о том, что Иван IV впервые венчался на Царство, не совсем правильно. Впервые торжественное венчание на Царство было совершено над внуком Ивана III Димитрием. Тогда в подобающей обстановке сам дед – Царь одел на него бармы и «шапку Мономаха». Иван IV получил всё это уже от Митроп. Макария, от лица Церкви (т. е. чин развивался, совершенствовался). В документах XVI века нет упоминания ни о помазании мvром, ни о причащении Ивана Грозного. Повидимому, помазания тогда ещё не было. Оно появляется при венчании Феодора Иоанновича.

2. Почему Вы называете (дважды) архид. Павла Алеппского племянником Антиохийского патриарха Макария ? Ведь даже у Вас в примеч. 26 дано верное полное название его труда - « Путешествие ...описанное его сыном, архидиаконом ... ». В предисловии переводчика Г. Муркоса к этому сочинению также говорится, что Павел был сыном Макария, в прошлом овдовевшего священника. Или Вы располагаете иными данными ?

3. Из Вашего текста можно заключить, что впервые Судебник (как свод законов) был составлен при Иване IV. Но это не так. Впервые Судебник составляется Иваном III. А у Ивана IV – это уже второй, новый.

Пишу всё это по памяти, без ссылок. Но если Вам понадобятся уточнения, ссылки, я готов буду их доставить.

Но по существу, по всему основному содержанию, идее, направленности Ваша работа « Третий Рим » отлична и, как Вы верно думаете, пригодится не только французам, но и нам, русским ! Мне это особенно интересно, т. к. я посвятил этой теме, равно как и теме «симфонии», многое в очерке « Патриарх Никон », опубликованном в Богословских Трудах МП в 1982 и 1983 гг. А восприятие Русской Церкви и русской жизни середины XVII века Павлом Алеппским нашло отражение в моём очерке, публиковавшемся в ЖМП за 1985 г. NN 3-11. Оба очерка вошли в « Москву Патриаршую », и я рад, что она Вам нравится ! Обратите особое внимание на последнюю часть « Богословие Земли Русской ». Там продолжено то, что начато в « Патриархе Никоне », а именно – сравнение двух идей тесно связанных, - «Россия (Москва) – Третий Рим» и «Россия – Новый Иерусалим». Суть дела в том, что русские искони, с XI века, стали воспринимать своё Отечество, Землю, как образ (икону) обетованной «новой земли» и «Иерусалима нового» Царства Небесного. И соответственно оформляли свою землю, города, монастыри ... В этом, с особой определённостью выявилась историческая цель (и направленность) бытия настоящего, т. е. Православного, Русского Народа, - в условиях Царства земного всем мiром, сообща, помогая друг другу, двигаться, восходить к Царству Небесному, из сильной, чистой, безкорыстной любви ко Христу ! Ни один другой народ мiра не имел такой исторической цели. Ибо все более суетились об устройстве именно земного бытия, как главного. Так что Русский Народ, наконец, получил то, к чему стремился : в историческое одночасье (всего за 28 лет !) он был в целом взят из земного бытия (через огненное испытание, через Распятие) в бытие Небесное ! Но уходя из земной истории, Русь Святая оставила безценное сокровище – Русскую Зарубежную Церковь, в оценке которой Вы, о. Герман, совершенно правы ! Не печальтесь, что современное русскоязычное население РФ, этот не народ, а сброд, не могут и не хотят понимать Зарубежную Церковь. Эта подлинная, настоящая Церковь Русского Народа в общем выполнила (и ещё продолжает выполнять, хотя бы, к примеру, в Вашем лице) свою особую всемiрную миссию, о которой наша Эмиграция даже и не думала ! Промыслом Божиим рассеявшись на всех континентах планеты, русские изгнанники показали народам мiра лик Русского Православия, невольно огласили мiр Православным исповеданием Евангелия. Согласитесь, что католическое и протестантское, а также сектантское миссионерство нельзя считать «проповеданием сего Евангелия Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам», о чём говорит Христос, как о последнем важнейшем событии, предшествующем Его Второму Пришествию. Такое проповедание должно было быть Православным. И оно совершилось посредством Русской Зарубежной Церкви !


Следующая страница (2/2) Следующая страница

Дополнительно по данному разделу:
О загробной жизни и вечных мучениях
Мысли о богословии
Вкус Истинного Православия
Десять аргументов против существования чистилищного огня
Симфония Страстной Седмицы
Богословие Пасхи
Догмат о Церкви в современном мiре (Доклад Третьему Всезарубежному Собору)
Соборность и церковное сотрудничество
Богословие Земли Русской. Размышления у стен Нового Иерусалима
Царство Божие и тайна беззакония


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru