Пасхальное послание Председателя Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского
Председателя Архиерейского Синода
Русской Истинно-Православной Церкви
Дорогие о Господе собратия-архипастыри, отцы, братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Когда начинается Великий пост, почти у каждого христианина есть такое чувство, что пост этот – длинный, тяжелый, что до Пасхи еще безконечно далеко. И действительно, Великий пост – самый большой по протяженности среди всех церковных постов.
Однако проходят дни и недели, и на службах Страстной пятницы и субботы мы испытываем совсем иное чувство: пост этот удивительно короткий, и мы переживаем радостное предощущение грядущего Праздника – Воскресения Христова.
Так и жизнь человеческая: в самом начале ее кажется, что впереди – годы и годы, и нет надобности торопиться, все еще успеем сделать. Но годы мелькают, не успеешь оглянуться, как жизнь подошла к своему завершению. Что же ждет нас в конце жизни?
Долгий Великий пост заканчивается Страстной седмицей, скорбной, грустной, таящей в себе, однако, радость предощущения Пасхи. Так и жизнь наша заканчивается зачастую скорбями, болезнями и страхом Страшного суда. Но через страх христиане ощущают надежду и радость, потому для христианина смерть является переходом в другую, радостную и вечную жизнь. Так, наша смерть может превратиться для нас в Пасху, в радость Воскресения, потому что когда-то, две тысячи лет назад, умер на Кресте, а после воскрес Христос.
Спустившись в ад, Он вышел оттуда не один, но возвел с собою праведников, от века пребывавших в аду. Радость тех ветхозаветных праведников была величайшей радостью мiра – много веков они ждали этого мига, томились и воздыхали о Господе, и вот – они видят Его Самого, сияющего безконечной любовью к ним и возводящего их на небо. Много веков Адам и Ева тосковали о любимом и сладком лике Творца своего, виденном ими когда-то в Раю, и вот теперь они видят Сына, а Тот возводит их ко Отцу, к безконечному видению Божественного Лика, к безконечному общению с Ним. И нет уже у Него упрека за давние прегрешения – но безмерная любовь к человечеству.
Радость восходящих из ада праведников была так велика, что Иоанн Дамаскин в Пасхальном каноне написал об этом: «Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную». В переводе на современный русский язык это звучит так: «Те, что находились в узах ада, увидели Твое безмерное благоутробие, Христос, и вышли к свету веселыми ногами». Михаил Скабалланович, известный дореволюционный знаток литургического богословия, толкуя Пасхальное богослужение, поясняет, что «веселыми ногами» – значит, танцуя, пританцовывая от радости. Царь Давид, пророчествуя о Воскресении Христовом, играл и плясал пред Святым ковчегом, изображая собою эту радость выходящих из ада праведников. Но не только их радость предвозвещал своим ликованием Царь Давид – он предрекал и радость каждого из нас, ту, что мы испытаем после смерти, увидев лик Христов и услышав от Него желанные слова о вечной жизни и вечной Пасхе.
Сегодня нам дано предощутить эту радость, и мы наслаждаемся ею, несмотря на все наши житейские печали и заботы, на неустроенность нашей жизни, на неправедность этого мiра. Ничто не заслоняет нам сегодня пасхального ликования, потому что оно – родом с Небес, оно превыше всех человеческих скорбей, оно – не временно, но вечно.
Отблеск этого ликования виден в пасхальную ночь и во всю Светлую седмицу в сияющих глазах верующих, в их радостном и милостивом отношении к окружающим людям, в их благодарении Богу. Да будет так, братья и сестры! Пусть это утешение, дарованное нам Господом в Пасхальную ночь, светится в нашей душе, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного. Это особенно важно в наши дни. Мы видим, что сейчас люди, видя неправду Московской патриархии, корыстность ее иерархов, их ложь и неискренность, отвращаются от Бога и от Церкви. Злое дело делает патриархия, отталкивая людей от веры. Но человек думающий всегда может сделать выбор, ищущий – всегда найдет Истинную Церковь. Сейчас наша с вами миссия – помочь людям разобраться, где настоящая вера, а где – театральная игра в православие. Именно в эти дни важна наша проповедь православия.
Ведь проповедь – это сложнейшее и ответственейшее дело, ибо можно проповедью не только привлечь человека к вере, но и оттолкнуть от нее. Потому будем крайне внимательны к себе, к своим словам и поступкам. Проповедь наша да не будет заключаться в голословном и навязчивом переубеждении и обличении патриархии, но в том, о чем говорил на Тайной вечери Христос Своим ученикам.
Он сказал им, что по тому будут узнавать нас люди, что мы ученики Его, если будем иметь любовь между собою. Любовь и единство заповедал тогда Христос своим последователям. Такую любовь, которою Отец возлюбил Сына, и такое единство, которым неразрывно связаны лица Пресвятой Троицы.
Сегодня мы ощущаем эту любовь и это единство. Потому мы и целуем другу друга на Пасху, потому и собираемся в эту ночь все вместе, отложив житейские попечения, потому и радостно нам, что сегодня мы, хотя бы немного, приобщаемся к заповедной нам любви и радости вечной Пасхи. Несмотря на то, что мы живем во времена апокалипсиса, это не омрачает нашу радость о Воскресении Христовом, и такой она пребудет до Его второго и славного пришествия.
Пусть же эта любовь, эта радость, это единение во Христе светятся в нас, как лампада, и указывают ищущим путь к Богу, ибо
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Пасха Христова 2012 г.
Дополнительно по данному разделу: Великопостное Послание Председателя Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского Рождественское Послание Высокопреосвященного Тихона, Архиепископа Омского и Сибирского, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Послание Митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей УКАЗ Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Митрополита Виталия Заявление Епископа Черноморского и Кубанского Вениамина о снятии подписи с неправославных решений Собора РПЦЗ 2000 г. Заявление Епископа Агафангела о снятии подписи с неправославных решений Собора 2000 г. Открытое письмо Епископа Варнавы о снятии подписи с неправославных решений собора 2000 г. Обращение Епископа Вениамина и духовенства Черноморско-Кубанской Епархии к Митрополиту Виталию по поводу решений Собора 2000 г. Обращение Клириков Западно-Европейской Епархии Заявление Архиепископа Лазаря о снятии подписи с неправославных решений Собора 2000 г.
|