Дополнен список Собора святых отцев-исповедников Катакомбных
7/20 июня 2011 г. в г. Одессе (Украина) в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского состоялось очередное заседание Архиерейского Синода РИПЦ, на котором был выслушан доклад Комиссии по прославлению святых о дополнении Собора свв. Отцов-Исповедников Катакомбных новыми именами исповедников. Синод причислил к Собору Святых Катакомбной Церкви новый сонм исповедников (список прилагается). Архиерейский Синод также благословил продолжать сбор материалов о Святых Новомучениках и Исповедниках Катакомбных для дальнейшего причисления их к сонму Свв. Отцов-Исповедников Церкви Катакомбной.
Дополнение к списку Собора Святых Отцев-Исповедников Катакомбных:
1. Архимандрит Макарий (в мiру Величко Марк Онисимович) – род. в 1866 г. в с. Колесники Волынской губернии. Был послушником (с 1891 г.), затем монахом (с 1899 г.), иеродиаконом (с 1918 г.), иеромонахом (1919 г.) и архимандритом (с 1922 г.) Киево-Печерской Лавры. В 1917-1924 гг. – член Лаврского Собора, в 1923-1924 гг. – Наместник Лавры. За сопротивление обновленчеству вместе с настоятелем Лавры Архим. Климентом (Жеретиенко) арестован 28.10.1924 г. и выслан в Харьков (с 17.11.1925 г.). Декларацию м. Сергия (Страгородского) не принял. Поддерживал Митр. Иосифа (Петровых) Петроградского и принадлежал к ИПЦ. Служил тайно по домам катакомбных истинно-православных христиан. Арестован 17.01.1931 г. (16.01.1930 г.?) по делу Харьковского «филиала» ИПЦ. По постановлению КО ГПУ от 2.01.1932 г. приговорён к 5 годам лагерей. По постановлению КО ГПУ от 22.04.1933 г. освобождён досрочно с лишением права проживания в 12 населенных пунктах и прикреплением к определенному месту жительства на оставшийся срок. Вернувшись из ссылки, поселился в г. Остер Черниговской области, поддерживая тесные связи с катакомбными подвижниками ИПЦ на Черниговщине: Священномучеником Дамаскиным (Цедриком), Епископом Глуховским, игуменом Алипием (Яковенко), игум. Лаврентием (Проскурой) и др. В 1937 г. арестован за принадлежность к ИПЦ. Погиб в заключении в нач. 1940-х гг.
Более подробно см.:
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1760
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1152
2. Иерей Андрей Хрисанович Хрисанов – род. в 1890 году в д. Ап - Темяши Яльчинского района в Чувашии, с 1916 по 1917 гг. служил в Царской армии. С 1922 года служил псаломщиком в родном селе. Во время обновленческого раскола псаломщик Андрей Хрисанов был делегирован от прихода в Москву с письмом к патриарху Тихону, который и рукоположил его во иерея. Патриарх Тихон выдал о. Андрею антиминс собственноручно им освященный, на котором батюшка и служил (после смерти о. Андрея антиминс, напрестольное евангелие и крест были переданы катакомбному священнику о. Никите Лехан из Харькова). В марте 1929 года прервал общение с митр. Сергием (Страгородским) и присоединился к ссыльному уфимскому епископу Аввакуму (Боровкову), отбывавшему срок заключения в Симбирске. После ареста благочиннаго о. Сергия Орлова на его место был выбран о. Андрей Хрисанов. 7 октября 1931 года он был приговорен к одному году лишения свободы, а с 1932 года привлечен к следствию какъ «одинъ изъ инициаторовъ и руководителей контр-революционной организации Союза Православной Церкви». 28 октября 1932 года он и еще 5 единомышленных с ним священников были осуждены и помещены в Алатырскую тюрьму. 30 ноября – 1 декабря 1938 г. судебной коллегией Верховнаго Суда Чувашской АССР был вынесен новый приговор: «Хрисанова А.Х. подвергнуть лишению свободы на 10 лет с поражением прав на 5 лет с зачетом предварительного заключеноя с 11 декабря 1937 года». Освобожден лишь в декабре 1957 года. Выйдя на свободу, переходит на нелегальное служение, окормляя многочисленные катакомбные общины ИПЦ в Чувашии и других регионах. МП не признавал. Скончался 19/21.04.1978 г. После кончины о.Андрея его общины окормлял о.Никита Лехан. Ныне катакомбная община о.Андрея в Чувашии принадлежит к РИПЦ.
3. Протоиерей Иоанн Русанович - родился в 1875 году в с. Гоголев Черниговской губернии (ныне Броварской р-н Киевской области) в семье священника о. Симеона Русановича, настоятеля гоголевкой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. С 1902 г. по 1906 г. в Киеве служил почтово-телеграфным служащим. В 1906 г. принял рукоположение во священника и служил в Петропавловской церкви города Бровары. После революционных лихолетий 20-х гг. и начала гонений на Церковь о. Иоанн Русанович переехал в с. Плоское, где служил настоятелем местного приходского храма. Богоборческий коммунистический режим и Декларацию митр. Сергия (Страгородского) о. Иоанн не принял. В связи с гонениями на Церковь храм в с.Плоское был закрыт большевиками, и о.Иоанн в кон. 20-х гг. нелегально перебрался в родное село Гоголев, в отцовский дом, где жил его брат о.Александр, скончавшийся в 1933 г. от искусственно учиненного большевиками голодомора. Здесь на дому в 30-е гг. о.Иоанн организовал катакомбный домовой храм, где нелегально совершал богослужения, крестил детей, проводил собрания верующих. 25 августа 1938 г. был арестован по представлению Броварского РО НКВД по доносу председателя сельсовета. В тюрьме НКВД он вел себя мужественно, отказываясь давать показания и выдавать единомышленников. Как видно из следственного дела, на допросах он предсказал приход к власти в Герани Гитлера и его войну с СССР как расплату за гонения на Православие. Из обвинительного вывода 9 октября 1938 г.: «В Броварской РО НКВД поступили данные о том, что житель с. Гоголев Русанович Иван Семенович проводит подпольную контрреволюционную деятельность. На основе этих данных 25.08.1938 г. Русанович И.С. был арестован и привлечен к уголовной ответственности. Следствием по этому делу установлено, что Русанович является служителем культа – попом старославянской монархической ориентации, проводил контрреволюционную деятельность. Пробуждая религиозные чувства населения, вовлек в свою группу служителей культа Квятковского Василия, с. Свитильное, Платонова Феодосия, с. Русанов, Погребовского, с. Лемеши Козелецкого р-на, Полянского Гавриила, с. Гоголев, казначея потребсоюза (которые все осуждены). Каждое воскресенье под видом молебного служения собирал у себя дома верующих из окрестных сел /…/ Находясь в камере, Русанович проводил контрреволюционную религиозную пропаганду. Его антисоветская деятельность подтверждается показаниями свидетелей и очными ставками». Последние допросы о.Иоанна проводились уже в самой камере, поскольку подсудимый после многочисленных истязаний и избиений не мог ходить. Отцу Иоанну в тюрьме НКВД были искалечены ноги, он стал инвалидом, однако сломить его так и не удалось. 7 января, на Рождество Христово, состоялся последний допрос в жизни о.Иоанна. На следующий после Рождества Христова день в 6 часов утра 8 января 1939 года прот. Иоанн Русанович мученически скончался. Это засвидетельствовано такой записью в деле: «Секретно. Начальнику 1-го спецотдела УДБ КВУ НКВД. Сообщаем, что арестованный Русанович Иван Семенович, который числится за вами, умер в больнице тюрьмы г.Киева 08.01.1939 г. Труп подлежит вскрытию».
Более подробно см.: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1553
4. Протоиерей Владимiр Амбарцумов - родился 20 сентября 1892 г. в семье старинного армянского рода Амбарцумовых (Амбарцумян). В 1917 г. окончил физико-математический факультет Московского университета. В конце 1919 г. из-за голода в Москве семья переехала в Самару, где Владимир по благословению Св. Патриарха Тихона организовал около десяти христианских кружков. За активную деятельность по организации молодёжного христианского движения проповедник в 1920 г. был арестован и перевезен в Москву. В начале 1920-х он был избран председателем Центрального комитета христианских студенческих кружков. В 1924 г. деятельность христианского студенческого движения была запрещена советской властью, и он продолжил деятельность нелегально, уволился с гражданской службы и не имел постоянного места жительства. В конце 1927 г. он был рукоположен Епископом Виктором (Островидовым), ставшим вскоре одним из столпов Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), и определён на служение к Георгиевской церкви Глазова. Через две недели о.Владимир был перемещён на службу в Московскую епархию и назначен настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. В эти годы о.Владимир был близок с катакомбным исповедником о.Сергием Мечевым, расстрелянным в 1941 г. Декларации митр. Сергия (Страгородского) о.Владимир категорически не принял, оставшись верным Истинно-Православной Церкви (ИПЦ). Весной 1931 г. сергианский благочинный потребовал от духовенства следовать формуле поминовения властей, введенной митр. Сергием (Страгородским), и определить своё отношение к его отступнической Декларации 1927 г. В случае несогласия требовалось уволиться, и о.Владимиру Амбарцумову ничего другого не оставалось как уйти. В сентябре 1931 г. он поступает на службу в Научно-исследовательский институт птицеводства заведующим группой измерительных процессов, тайно продолжая служить в ИПЦ. Находясь на гражданской службе, он нелегально продолжал активную духовно-религиозную работу: руководил своими духовными детьми, тайно совершал службы в домах наиболее близких из них, где были устроены катакомбные храмы ИПЦ, исповедовал, занимался с молодёжью. 5 апреля 1932 г. о.Владимир был арестован органами ОГПУ как «активный участник Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации “Истинно Православная Церковь” (ИПЦ)». По этому делу было арестовано более ста человек духовенства и мирян ИПЦ, не поминающих митр. Сергия (Страгородского), в том числе и большая группа прихожан Соломенной Сторожки. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 7 июля 1932 г. о.Владимир был приговорён к высылке в Северный край сроком на три года, но затем было постановлено приговор считать условным и обвиняемого «из-под стражи освободить», о чём ходатайствовало руководство Академии наук, где он в то время работал. После освобождения о.Владимир продолжал работать научным сотрудником в ряде научно-исследовательских организаций, занимался разработкой и конструированием различных приборов и установок, имел авторские свидетельства на изобретения. В 1934 г. о.Владимир устроился на работу в Институт климатологии в посёлке Кучино. В августе 1937 г. начались новые массовые аресты последователей ИПЦ. В ночь с 8 на 9 сентября сотрудники НКВД явились в дом на окраине села Николо-Архангельское, неподалеку от Москвы, где в то время в двух маленьких проходных комнатках жила семья Амбарцумовых. Отец Владимир был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму. Допрашивали его 20 и 21 сентября, а также 12 октября 1937 г. Как видно из протоколов допросов, на вопросы он отказывался отвечать. 2 ноября было составлено заключение по следственному делу. Отец Владимир обвинялся в том, что он был «активным участником и организатором контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников — последователей “ИПЦ”, среди своих единомышленников проводил большую контрреволюционную работу, направленную к свержению соввласти и реставрации монархического строя в СССР, то есть в преступлении, предусмотренном ст.58, п.10 и 11 УК РСФСР». Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области, которая 3 ноября 1937 г. постановила «Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять».
Более подробно см.: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1258
5. Протоиерей Александр Гомановский (в тайном монашестве Даниил) - родился в 1886 г. Рукоположен во иерея целибатом. С 1911 г. служил в церкви Свт.Филиппа Митрополита Московского на Поварской улице в Москве. С 1919 проповедник и секретарь Братства ревнителей и проповедников Православия. В 1928-1929 гг. служил в московском храме прп.Саввы Освященного на Девичьем поле. Принадлежал к Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) и находился в оппозиции к митр. Сергию (Страгородскому). 9 октября 1926 г. тайно принял монашеский постриг с именем Даниил. Постриг совершил его духовник – старец иеромонах Серафим (прот. Владимир Богданов). В 1929 г. арестован. В заключении на Соловках. По некоторым сведениям к 1932 находился в заключении. После освобождения не имел права на жительство в Москве. Проживал в подмосковном Калязине, в других местах, а с декабря 1940 — нелегально в Москве, у своих духовных чад. Богослужения совершал тайно на дому, в катакомбных домовых храмах ИПЦ. Также тайно приобщал и больных в больницах. О.Александр имел многочисленную паству. Отличался большим смирением, самоотверженностью и, в то же время, имел жизнерадостный характер. Арестован в 1941 г. Скончался в лагере, по другим данным — на этапе.
Более подробно см.: http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1162
6. Иеромонах Антоний («Причелесский») - бывш. насельник Киево-Печерской Лавры, в качестве военно-морского священника принимал участие в Русско-Японской войне и защите Порт-Артура. Попал в японский плен и был освобожден из него усилиями японских православных христиан. Позже окормлял русское воинство в 1-й Мiровой и Гражданской войнах, выступая на стороне Белой армии. С кон. 30-х гг. скрывался в с. Причелесье (ныне Антоновка) Могилевской обл., при нем жила на послушании инокиня Антония. Служил тайно на дому при помощи уменьшенной и упрощенной церковной утвари (как правило, деревянной), переносной (раскладной) престол часто носил с собой. Пользовался большим уважением среди местного населения, покрывавшего его от властей, и по воспоминаниям катакомбников имел дар прозорливости. В последние годы был болен, видел только одним глазом. Московской патриархии не признавал, до конца дней оставался верен ИПЦ. Умер в середине 1970-х гг.
7. Иерей Елисей Петрович Назаренко –1883 г.р., арестован 01.11.1937, расстрелян 26.11.1937. Отец Елисей служил в Гомеле, принадлежал к ИПЦ, был сподвижником протоиерея Павла Левашева и о.Антипы Злотникова, которые были одновременно с ним арестованы, но расстрелян на 2 месяца раньше.
8. Священномученики Черниговские, расстрелянные в 1930-е годы за принадлежность к ИПЦ:
Архимандрит Георгий (Смильницкий),
Игумен Смарагд (Чернецкий),
Игумен Ефрем (Кислый),
Иеромонах Михаил (Корма),
Иеромонах Иннокентий (Козько),
Иерей Гавриил Павленко,
Иерей Иоанн Смоличев,
Иеродиакон Мисаил (Стишковский).
7/20 июня 2011 г.,
г. Одесса, Украина
Дополнительно по данному разделу: Архивные документы о восстановлении Архиерейским Собором РПЦЗ 1981 г. канонической иерархии и церковного управления в Катакомбной Церкви в СССР Схиигумения Макария (Чеботарева) и ее подвиг служения Катакомбной Церкви О Катакомбной Церкви Заметки о Катакомбной Церкви в СССР Катакомбные богослужения в Соловецком лагере Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М. Митрополит Иосиф (Петровых) и иосифлянское движение в Русской Православной Церкви Потаенная Россия Церковное сопротивление в СССР Воспоминания о Епископе Викторе (Островидове)
|