Катакомбный исповедник схииеромонах Феодосий (Жиденко) Ирпенский
Схииеромонах Феодосий (иером. Агапит Жиденко). Фото 1950 г.
Катакомбный исповедник схииеромонах Феодосий (иером. Агапит, в мiру Жиденко Антон Кириллович) родился 17 января 1881 г. в с.Слюзчина Слобода Золотоношского уезда Полтавской губернии.
С 1896-го по 1902 г. был послушником в Бизюковом монастыре. С апреля 1921 г. — певчий лаврского митрополичьего хора. С 20 мая 1922 г. клирошанин Великой лаврской церкви. Через время после принятия монашеского пострига 28 июня 1922 г. состоялось рукоположение в сан иеродиакона. По просьбе архимандрита Климента (Жеретиенко) 6 августа 1929 г. архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов) рукоположил о.Агапита в сан иеромонаха (на допросе в 1950 г. сообщил, что в том же году принял схиму с наречением имени Феодосий). С конца 1920-х гг. в Киеве, проживал по ул.Олеговской, 12.
С июня 1928 г. по август 1929 г. служил иеродиаконом в с.Гавриловке Харьковской области «Служил примерно и ревностно исполняя лежавшие на нем обязанности». В это же село о.Агапит командирован осенью 1929 г. «для исполнения пастырских обязанностей».
В связи с проводившимися арестами 20 марта 1931 г. выехал из Киева, не снявшись с учета в Админотделе. Арестован в Харьковской области 22 марта 1931 г. Позднее о.Агапит вспоминал: «При аресте имел при себе сухие Дары, я их решил не отдавать на поругание и принял их в сухом виде». Во время допроса заявил: «На советскую власть смотрю, как на попустительство Божие, хотя ее и считаю властью от Бога, как на бич Божий. В наказание народу за его грехи».
По обвинительному заключению от 10 мая 1931 г. проходил в составе группы из десяти священнослужителей и первоначально приговорен к расстрелу. Обвинен по ст.54-10 УК УССР. Пробыл в тюрьме 10 месяцев. Решением Особого совещания при коллегии ОГПУ СССР от 14 декабря 1931 г. осужден на 3 года концлагерей, отправлен в г.Мариинск (теперь Кемеровская область). В 1934 г. вернулся из заключения и переехал в Полтавскую область. Ему было отказано в прописке и получении паспорта. Находился на нелегальном положении более 15 лет. Проживал в городах Золотоноше, Ирпене, Черкассах. Оставался активным и непреклонным противником Декларации 1927 г. «Добивался привилегированного положения Церкви, какое она имела при царе». На протяжении длительного времени создавал и поддерживал связь с общинами ИПЦ в Черкассах, Смеле, Каневе, Золотоноше, Батуми, Кобулети, Майкопе и других населенных пунктах страны. Постоянно проповедовал Слово Божие, а также поучал, что «дома родители с детьми должны изучать Закон Божий», а также защищать Отечество: «Царя нет, но Отечество защищать надо». В Черкассах, в доме, где проживал он и две сестры-монашки — сестры Мария и Варвара (Папахи), в 1946 г. нелегально устроил домовую церковь. 12 апреля 1950 г. о.Агапит арестован второй раз. Первый допрос проведен в Черкассах. Затем перевезен в Киев во внутреннюю тюрьму МГБ. Постановление о предъявлении обвинения по ст.54-10, ч.II и ст.54-11 УК УССР подписано 21 апреля 1950 г. О.Агапит обвинялся в руководстве «нелегальной антисоветской церковно-монархической организацией Истинно-Православной Церкви, действовавшей на территории Киевской и Полтавской областей». Изъятые при аресте серебряные церковные вещи в количестве 25 наименований были сданы для реализации. Остальная церковная утварь, плащаница, 14 антиминсов (из них два лаврских), облачения и 300 книг были уничтожены. Одновременно с о.Агапитом арестовали 16 сторонников ИПЦ.
20 июня 1950 г. в 22 ч. 30 мин. закончилось заседание Киевского областного суда, на котором был оглашен приговор о.Агапиту и остальным заключенным. «На основании статей 54-10, ч.II и 54-11 УК УССР, по совокупности совершенных преступлений, <...> и в силу Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 мая 1947 г. о замене расстрела 25 годами лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях...» была определена мера наказания о.Агапиту (Жиденко). Одновременно на 25 лет лагерей осудили еще 4-х человек. Остальные осужденные получили также большие сроки и были отправлены в особый лагерь МГБ. Определением Верховного Суда СССР от 18 декабря 1954 г. срок заключения о.Агапиту был снижен до 10 лет. В 1955-1956 гг. были освобождены все заключенные, проходившие по этому делу, за исключением о.Агапита.
Источники: |
1. Центральный государственный исторический архив Украины в г.Киеве, ф.128, оп.3 мон., ед.хр.974.
2. Центральный государственный архив общественных объединений Украины, ф.263, оп.1, ед.хр.65744.
3. Отраслевой государственный архив Службы Безопасности Украины, дело № 70130-ФП. |
Печатается по материалам книги: Л.П.Рылкова. Биографические сведения о братии Киево-Печерской Лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 столетии. – К., 2008.
От редакции: Иеромонах Агапит (Жиденко) во время пребывания в лагерях в 1950-е гг. тайно принял постриг в схиму с именем Феодосий. В конце 50-х гг. вышел из заключения, сергианской Московской патриархии не признавал, принадлежал к Истинно-Православной Церкви. Проживал у духовных чад в пос. Ирпень под Киевом, где тайно окормлял катакомбную общину ИПЦ. Одно время у схииеромонаха Феодосия (Жиденко) окормлялся катакомбный инок Феодосий (Журбенко, впоследствии катакомбный архиепископ Лазарь, председатель Синода РИПЦ, +2005). Умер схииеромонах Феодосий (Жиденко) в кон. 60-х гг. Похоронен на местном кладбище в Ирпине. В 2008 г. на Освященном Соборе РИПЦ причислен к лику Святых Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной.
Дополнительно см.:
1. Последние наставники Киево-Печерской Лавры. Катакомбные старцы-исповедники Схиархимандрит Антоний (Жеретиенко,+1950) и архимандрит Макарий (Величко,+1940).
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1152
2. Акт о соборном прославлении во святых Отцов-Исповедников Русской Церкви Катакомбной
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1471
3. Доклад по вопросу прославления Отцов-Исповедников и Мучеников Катакомбных
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1462
4. Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви: 1927-2007 гг.
http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1366
5. Советский режим и "советская церковь" в 40-е – 50-е годы ХХ столетия (главы из книги)
http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1183
6. Богоборництво i гонiння на Iстинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернiгiвщинi
http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=704
7. Разгром Киевского епархиального управления 1923 года (Глава из книги "Отец Анатолий Жураковский и киевские иосифляне”) Билокинь С.И., доктор исторических наук, г. Киев
http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=607
8. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945 Лев Регельсон
http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=443
9. Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.). Виталий Шумило, г. Чернигов
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=606
10. Три Пасхи Исповедника. О пребывании С.А.Нилуса в Чернигове. Диакон Димитрий Михайловский, РИПЦ
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=702
11. Священноисповедница Схиигумения София Киевская и ее подвиг служения Истинно-Православной Церкви Из воспоминаний Елены Юрьевны Концевич и Сергея Александровича Нилуса
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=604
12. Истинно-Православная Церковь на Украине Доктор исторических наук М.В. Шкаровский
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=596
13. Подпольные «филиалы» ИПЦ на Украине Ирина Осипова
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=598
Дополнительно по данному разделу: Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.) Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза) ПАТРИАРХ ТИХОН О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.) Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского) Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви
|