Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


О пастырском служении

Святитель Филарет Нью-Йоркский, новый Исповедник (память 8/21 ноября)

 

О ПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ

БЕСЕДА В СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Я хочу вам сказать несколько слов на темы, которые, вероятно, вы слышали – не только от меня, а слышали от ваших почтенных профессоров и преподавателей. Но мне и со своей стороны хотелось тоже эти слова вам сказать, потому что давно мне не приходилось беседовать с вами. У меня есть надежда, между прочим, теперь, что мне придется гораздо (если не гораздо, то – много чаще) бывать здесь, чем раньше. И, может быть, удастся тогда беседовать с вами больше и подробнее. И вообще проводить больше времени в обители, чем приходилось до сих пор.

Мне хочется вам сказать то, что говорили вам неоднократно (в особенности, вероятно, на выпускных актах ваших), о том, что Церковь от вас, изучающих богословские науки, ожидает прямого служения Ей в пастырском сане.

Когда-то Блаженнейший Митрополит Антоний, обращаясь, правда, к студентам Академии, говорил о том, что попасть тогда в Академию было не так легко, в его время: кандидатов было много, а мест было не много, потому что немного было и самих академий... И вот, владыка Антоний, обращаясь к студентам-академикам, говорил: «Помни: на то место, которое ты занимаешь в академической аудитории, много было кандидатов и много просят. Ты занял его, и пред Богом ответишь, если, получивши на этом месте богословское знание, ты не пойдешь на служение Церкви».

А, к сожалению, некоторые уходят! Потому что, если бы ты пошел прямо на какую-то светскую работу, службу, получил бы светское высшее образование, то на месте, которое ты занимаешь, мог бы быть кто-то другой, кто отдал бы себя именно Церкви.

Есть французское слово “noblesse oblige”, которое говорит о том, что “положение обязывает”. Так вот, повторяю, не забудьте, друзья, что Церковь от вас ждет служения ей. Особенно в настоящее время. Из всех тревожных дум, которые сейчас приходят постоянно, теснятся в голове и у меня, и у других архипастырей – это особенно тревожная дума о том, что старое поколение пастырей уходит, а смены слишком мало.

В нашей Зарубежной Церкви есть более четырехсот обителей, приходов, храмов, престолов освященных, часовен и так далее, – более четырехсот! А священнослужителей уже сейчас около двухсот, и при этом значительное большинство их уже в преклонном возрасте. Все мы скоро уже окончим наши дни.

Вот недавно ведь, в течение месяца, наша Церковь потеряла сразу нескольких священнослужителей: скончался Преосвященный епископ Савва (правда, бывший на покое, но все еще трудившийся для Церкви), скончался протоиерей отец Иосиф Гринкевич, скончался отец протоиерей Илия Качевский, скончался в Калифорнии заслуженнейший протопресвитер отец Петр Триодин – это большая потеря для Калифорнийской епархии. Скончался, наконец, еще в Германии священник, как мне об этом сообщил владыка Павел Штутгарский... Вот какая убыль сразу, а пополнения нет! Уже и в нашей епархии, самой большой, Восточно-Американской, несколько приходов пустуют. Настоятельское место оказывается только вакансией, которую нужно кем-то занимать.

Когда пред юношей, перед молодым человеком стоит вопрос о принятии пастырства, то, как вы, вероятно, и читали, и слышали, многие часто идут на пастырское служение или отказываются от него. Первые потому, что, как говорят, «чувствуют призвание» к нему, а вторые – призвания не чувствуют. Они говорят: «У меня призвания нет, ну вот, я изучил богословские науки, но к пастырскому служению у меня нет призвания».

Вот против этого самым категорическим тоном и образом восставал владыка Антоний Блаженнейший. Он не признавал этих аргументов совсем, он говорил, что одно есть призвание, действительно – когда Церковь тебя призывает! А что такое – у тебя нет, в тебе самом, внутреннего призвания? Что, ты сам себя призываешь, что ли?

Как часто бывали случаи, что человеку кажется, что он “призван” пастырствовать! Берет на себя это служение, и его служение оканчивается полной неудачей – в некоторых случаях даже до снятия сана. И обратно: бывали случаи, когда под некоторым принуждением, как будто бы не имея именно того, что называют “призванием”, молодой человек все-таки надевал на себя рясу, а потом – захватывала его высота пастырского служения, и постепенно он оказывался в рядах лучших пастырей Церкви. И таких случаев было немало! А объективное призвание, как говорил владыка Антоний, – одно, когда Церковь тебя зовет.

Вот почему, когда мне приходилось беседовать с людьми, которые, объективно говоря, могли бы быть служителями Церкви, но не хотели принимать на себя это служение, когда я с ними говорю об этом, я им всегда говорю: «Помните: когда Мать-Церковь призывает, отказываться опасно. Если вы друг с другом беседуете – это одно, а если кто-нибудь из нас, архиереев, вас призывает, то помните, что архиерей – служитель Церкви в высшем сане. Его призыв есть именно призыв Церкви, и если ты не хочешь согласиться, не внемлешь его призыву, то ты не внемлешь призыву самой Церкви».

Разные бывают пастырские пути, по их внешнему, так сказать, “оформлению”, по внешним условиям, особенно теперь, потому что и жизнь наша очень разнообразна сейчас. Но, конечно, основные тут две линии: или пастырский сан, соединенный с монашеским званием, или служение пастырское, как говорят, в “белом духовенстве”, когда пастырь имеет не только свою духовную семью, но и обычную свою личную семью, и личную жизнь в этой семье.

И то, и другое благословенно. Конечно, сам по себе монашеский путь есть прямой путь в Царство Небесное – так сказать, в своем назначении, в своем идеале. Не все монахи соответствуют этому в личной своей жизни. Но по этому, как раз, поводу еще святитель Григорий Богослов, полушутя, но и серьезно когда-то говорил, что когда речь идет о монашестве, то нужно иметь в виду настоящих монахов, хороших, «а дурных, – как он говорил, – никчемных – бросим воронам»...

Так или иначе, монашество как путь всецелого посвящения себя Богу есть исключительный и особенный путь в жизни. И, вместе с тем, путь, на котором человек, если он и пастырское звание носит, то может себя, действительно, этой работе духовной отдать всецело, не обремененный никакими личными попечениями о личной своей семье.

Пастырь “белого духовенства”, имеющий семью, волей-неволей, по условиям жизни, конечно, не должен о семье забывать – эта ответственность у него также на плечах. Но, однако же, если он сумеет создать настоящую христианскую семью, то это оказывается ему не помехою, а, наоборот, в каком-то смысле помощью в его пастырских трудах. Это опять-таки, конечно, как говорят, в идеале. Но никогда не нужно думать, что семья, если она, именно, строится на христианских началах, что она будет пастырю мешать в осуществлении его пастырского служения.

Владыка Антоний указывал на то, что у нас среди духовенства много было очень высоко духовно стоящих представителей пастырского звания, как раз семейных, но только сумевших свою жизнь построить на светлых, глубоких христианских началах, так, что их семья была тем, что так любил называть святой Апостол Павел: «домашняя церковь».

Разнообразны будут, вероятно, и ваши пути, когда вы примете пастырское служение. В монашестве человек предстоит весь пред Богом. Как говорил святитель Феофан Затворник, «настоящий монах тот, пред кем только Бог да он сам, исчезающий в Боге».

Но и если пастырь совершает свое служение, повторяю, не в монашеском звании, а в звании “белого” священника, то и здесь ему есть полная возможность себя Богу посвятить и служить Ему не только в деле проповеди, в деле служения и наставления, а и примером в личной жизни своей.

Вообще помните: если пред вами откроется, наметите вы себе путь именно такого пастырства, связанного с семьей, с существованием семьи, то помните: когда будете себе избирать ту, которая будет вашей подругой и спутницей жизни в вашем пастырском служении, то помните, конечно, что нужно в этом отношении быть осторожным, в выборе будущей спутницы жизни. Не позволять себе увлекаться какими-то наносными романтическими увлечениями и так далее, а серьезно смотреть на это дело, прежде всего отдавая себе отчет: удастся ли устроить такую настоящую нашу русскую христианскую семью, которая действительно была бы такой «домашней церковью»?

Мне приходилось бывать в таких семьях – они есть и теперь. При всей той распущенности, которая наложила свою печать на теперешнюю жизнь, при всем том, что таких настоящих семей не так уж и много теперь, при теперешних легкомысленно-преступных взглядах на брак и на обязанности, которые брак налагает, – при всем этом, однако же, есть хорошие христианские семьи! Мне, повторяю, приходилось быть в таких. В них особый духовный уют.

В такой семье (помните, прежде всего, если будете такую семью создавать), то нужно, чтобы и отец, и мать, будущий пастырь и его будущая матушка, чтобы они, прежде всего, строили свою жизнь на преданности Богу и на молитве. И чтобы, если Господь им пошлет детей, и семья будет, таким образом, полна, чтобы дети не только слышали от родителей о том, что такое Бог, наставления их о молитве и о прочем, а самое главное, чтобы дети в своем еще нежном младенческом и отроческом возрасте не только слышали наставления своих родителей о том, что нужно молиться Богу и любить Бога, а видели бы своих родителей постоянно и благоговейно молящимися Богу. Это важнее всяких назиданий!

Недаром говорилось у нас в русской поговорке, что слова назидают, а примеры увлекают. И пример благоговейно молящихся родителей – он в этом отношении всегда будет светлым примером, которому детская чистая душа сейчас же потянется подражать. И дитя научится молиться Богу в самые эти драгоценные, многоценные годы своего детства, когда душа молодая как воск – мягкая, на ней можно написать что угодно, а потом она делается твердой как железо, как говорили святые Отцы.

Еще мне об одном хочется сказать два слова. Это вот о чем: ради всего святого избегайте того, что так часто совершается теперь – вступать в брак с лицом не православного вероисповедания. Ради Бога избегайте! Это вот сейчас считается почти нормальным явлением в жизни, а никогда настоящим браком такой брак не будет. Никогда! Если вступающие в брак муж и жена, жених и невеста веруют по-разному, то какое же может быть у них настоящее духовное единение? Брак ведь не связь людей телом – брак есть, прежде всего, единение духовное, а как оно может быть, когда самые предметы-то верования мыслятся не одинаково мужем и женой? Я уж не говорю о несчастных детях! В таких семьях дети вырастают почти всегда или неверующими, или маловерующими, и тут их обвинять невозможно! Потому что, действительно, что ребенок, что дитя? Что подрастающий мальчик или девочка могут подумать, когда они видят, что мама верует так, а папа верует так?.. Значит, все это относительно: можно верить так, а можно верить эдак? А может быть, можно и совсем не верить ни во что? Очевидно, что для каждого человека только то является его предметом верования, что он сам считает правильным. А другой считает не так... И вот, таким образом, скептицизм сразу уже заселяется в молодой душе, и никогда она настоящей, глубоко верующей, православной душой уже не будет. Или потом, может быть, жизнь научит через какие-то перемены по Промыслу Божию, а семья такая никогда не даст молодой душе настоящего православного воспитания и убеждений.

Еще вот что: сейчас мы с вами живем в эпоху всяких “модернизмов” и экуменизма. Все это вам уже знакомо. Об этом я распространяться сейчас не буду. Но только вот еще о чем хочу вам сказать: почему так легко теперь люди поддаются на все эти духовные приманки? Почему они эту фальшь принимают за истину? Почему они так легко расстаются со своими православными верованиями, принимают что-то другое? Потому что, как говорил святой Апостол Павел, они «любви истины не прияли» в душу свою.

Вот я помню, как мне приходилось в последние годы бывать в Европе, в Париже, во Франции – где так называемый бывший наш экзархат Парижский – то есть, другими словами, застарелый и упорный евлогианский раскол. Вот там смотришь – большинство православных русских людей совершенно одинаково идут и в храмы Зарубежной Церкви, идут и в храмы этих евлогиан... Одинаково и там и там причащаются и говеют... И когда их спрашивают, а почему это так, они говорят: «А разве не все равно? И там, и там одинаковая служба – служба почти что одинакова, почему не пойти туда, а непременно – вот сюда, в нашу церковь?»

Вот я и хочу вам прочитать одно место из послания Апостола Павла. Апостол Павел, когда во втором послании к Солунянам указывал в нем на признаки пришествия Антихриста, то он говорил: «пришествие его, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих, за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду».

Я лично считаю это совершенно точным ответом на вопрос, почему так легко теперь люди сходят с православного пути на пути какие-то другие? – Значит, им истина не дорога!

Если бы они ее любили, они бы были преданы ей, они бы ею дорожили и они бы не выносили самой мысли о том, что здесь может оказаться какая-то подделка или фальшь. И поэтому они всячески исследовали и искали бы истину, пока не нашли бы ее

А когда они с таким безразличием идут куда угодно – это значит, что настоящая-то истина для них или не существует, или, во всяком случае, если она и есть, то – где-то... есть...

Спросил же Пилат когда-то Спасителя: «Что есть истина?», и хотя Истина стояла перед ним, а он в Истине Ея истинности и единственности не увидал. Так вот, и теперь люди постоянно, из-за того, что не дорога им истина, легко заменяют ее подделками ея.

Как будущие пастыри, это помните. Нужно это всегда подчеркивать, всегда ставить все точки над i, как говорят.

А там как раз, в той части Европы, о которой я вам говорил, там как раз почему-то всегда это мало разъяснялось. Недостаточно было разъяснений. Этого не объясняли, и люди, так сказать, не были воспитаны в настоящих понятиях о том, что – истина и что – не истина, и поэтому, так как любви-то к истине у них не оказалось, то они легко от нее отходили.

В «Апокалипсисе», как, вероятно, вы читали (а может быть и изучали)там, когда Господь обращается к Ангелу Лаодикийской, последней Церкви, то как раз грозно его упрекает именно за такое равнодушие. Может быть вы помните, как там сказано: «знаю тебя, – говорит Господь, – ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был холоден или горяч!» Под “горячим” всегда понимали святые Отцы тех, кто горячо защищает истину, а кто “холоден” – тот идет против нея. Но вот в этих словах Спасителя мы и видим, что лучше быть даже “холодным”, то есть противником истины, чем быть теми, о которых Он дальше говорит: «О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты не холоден и не горяч, а тепл, (ни то, ни другое), то извергну тебя из уст Моих» А по-славянски сказано еще резче: «изблевати тя из уст Моих имам», – то есть, выброшу тебя так, как организм из себя со страданием и с мукою выбрасывает то что противно ему, ядовито, вредно для него. Так вот, Господь и предупреждает: «изблевати тя из уст Моих имам», – то есть, в таком твоем настроении ты будешь противным для Меня.

Вот как опасно равнодушие к истине! А вот это-то и был характерный признак этих лаодикийцев. «Ты говоришь, – говорит Господь, – что я богат, обогатился и ничего не требую, а не видишь того, что ты окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг...» Вот этими-то словами, выпукло и рельефно, характеризуется нынешнее человечество, которое думает, что оно находит новые истины в виде этого экуменизма и подобных ему ложных учений, а в действительности, как раз, человечество и не видит того, что оно окаянно и бедно и нище – обнищало и ослеплено, и в духовном отношении – обнажено.

Помните это, будущие пастыри. На борьбу с этим равнодушием человеческих душ к Истине придется вам выступить. И в этом отношении всегда уповайте на благодать, когда будете ея носителями. Когда будете служителями Церкви, помните: если вообще поговорка говорит: «без Бога – ни до порога», то пастырь Церкви должен своей верой и упованием быть неотрывно связан с Господом, Пастыреначальником своим.

Вы, наверно, знакомы с чудесным дневником отца Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Как в нем отец Иоанн чуть ли не на каждой странице указывает на то, что пастырь Церкви от себя ничего доброго не должен ожидать, а только сознавать, что он тоже нищ и слеп и наг сам по себе... Но, в тоже самое время, как говорил отец Иоанн, от себя не ожидая ничего, кроме грехов и ошибок, – от Бога ожидать всякой помощи.

Потому что служителей Церкви поставляет Дух Святый, Который сообщается ему в таинстве хиротонии, и благодать, прежде всего, молитвы и учения и назидания человеческих душ в обилии дается служителям Церкви. И когда будешь выступать на это служение, и когда пойдешь по пути пастырского служения, помни, что благодать Господня – с тобой. Внимательный к себе, верующий, сосредоточенный, благоговейный новый служитель Церкви с момента хиротонии явно ощущает в себе какое-то новое начало, которое все время его понуждает, так сказать, к тому, чтобы он трудился во славу Божию.

Как говорил когда-то один из великих пророков, что «хотел я удержать слово, но оно было как огонь в костях моих, и я не мог удержать его в себе». Так и тут: благодатный дар живет в пастыре Церкви с момента его получения. Он только должен, по выражению того же Апостола Павла, «возгревать» этот дар, как бы раздувать, как нужно раздувать иногда пламя чтобы оно не погасало. Так и пастырь должен этот дар возгревать, но, повторяю еще раз: на себя совсем не опираясь никак, зная свою немощь, темноту и невежество, однако от Господа – всего ожидая

Когда-то, после того как отец Иоанн Кронштадтский совершил одно из своих поразительных чудес, кто-то, потрясенный до глубины души, говорит ему: «Кто же ты, творящий такие дела?» Посмотрел удивленно отец Иоанн на вопрошавшего, и смиренно ответил: «Кто я?.. – темный и грешный человек, но только прилагающий все усилия к тому, чтобы послужить Богу в добре и в истине»

Вот эта-то задача – послужить во время своего служения Богу в добре и истине, и является основной задачей того, кто принимает на себя пастырское служение.

Господь да поможет и вам, молодые друзья, в свое время, принявши это благое иго, легкое бремя на свои пастырские плечи, пронести иго этого служения во славу Божию, на благо ближних и - на спасение своей души.

Аминь. Спаси вас Господи!

 Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Издание Комитета Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. Т. I., 1981 г.

 


Дополнительно по данному разделу:
Цели и задачи Пастырского училища (дистанционная форма обучения)
Общие замечания к курсу Катехизиса. Учебный план
ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, проводимые на основании собственного духовного опыта катихумена
Учебный план по предмету Нравственное богословие
Учебный план по предмету История Христианской Церкви
Общие указания к курсу апологетики. Учебный план
ПРАВОСЛАВНОЕ МIРОВОЗЗРЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Учебный план по предмету Основы церковного искусства
Учебный план по предмету Священное Писание Нового Завета
Учебный план по предмету Введение в патрологию


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru