Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


Краткое жизнеописание приснопамятной игумении Екатерины (Ефимовской, 1850-1925), основательницы Леснинского монастыря



 

Краткое жизнеописание

приснопамятной игумении Екатерины (Ефимовской, 1850-1925),

основательницы Леснинского монастыря

 

Матушка Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская, (1850-1925), осно­вательница Леонинской обители, выросла в крепкой и благочестивой православной московской семье. Её отец, граф Борис Андреевич Ефимовский, женатый на княжне Хилковой, двадцать три года был Предводи­телем дворянства Гжатского уезда Смолен­ской губернии и жил попеременно в своём имении Климентьево и в Москве. Он был не только глубоко верующим православным человеком, но и очень любил Церковь и церковный быт и был большим знатоком богослужения и церковного устава. По большим праздни­кам дом Ефимовских был полон московского духовенства. Всю свою жизнь Евгения Борисовна не отходила от традиции своей семьи, за исключением очень краткого периода увлечения статьями Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) в ранней молодости. Первоначальное образование графиня получила от англичанки, много лет прожившей в доме Ефимовских, а потом это образование было дополнено приезжавшими на дом профессорами Московского универ­ситета, где Евгения Борисовна в 1869 году сдала экзамен для получения университетского диплома по русскому языку и литературе. Она писала стихи и повести для литературных журналов, но вскоре стала изучать святоотеческие труды и писать на богословские темы. В течение жизни Матушка Екатерина создала несколько богословских работ, среди которых наиболее известен труд «О диакониссах первых веков христианства», впервые опубликованный в журнале «Христианин» в 1908 и 1909 годах.

В 1870-е годы семью Ефимовских постигло несчастье - разорение и тяжёлая болезнь отца в провинции, где он нашёл себе службу. Мать уехала к нему, а Евгения Борисовна осталась в Москве с младшей сестрой и поступила учительницей французского языка в Николаевский институт. После кончины отца графиня Ефимовская открыла собственную школу-пансион, где старалась применить педагогические идеи славяно­филов, с которыми она в это время близко сошлась, особенно с семьёй Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886). Впоследствии, в одном из леснин­ских храмов на стене в алтаре были помешены с соответствующей надписью иконы святых покровителей Алексея Степановича Хомякова (1801-1860), Ивана Васильевича Киреевского (1806-1856), Ивана и Константина Сергеевича (1817-1860) Аксаковых.

В 1877 году графиня Ефимовская сильно обожгла ногу и была вынуждена закрыть пансион. Она долго болела, а затем уехала в Европу - сначала во Францию, где посетила Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), а потом в Англию. Вернувшись из-за границы в Россию в 1880-е годы, Евгения Борисовна служила в Екатерининском Институте в Петербурге, работала в женском епархиальном училище при Великобудищском монастыре в Полтавской губернии и преподавала в православной народной школе Сергея Александровича Рачинского (1833-1902), извест­ного славянофила - педагога и общественного деятеля. До того, как создать свою образцовую сельскую школу, Рачинский заведовал кафедрой ботаники в Московском университете и был неофициальным редактором «Русского Вестника». Выйдя в отставку в 1872 году, он поселился в своём имении Татево, где занялся православной педагогической и публи­цистической деятельностью, пропагандируя народное образование в церковном духе. Опыт, полученный графиней Ефимовской в Татево, позднее нашёл широкое применение в леснинских школах.

Девятнадцатого октября 1885 года, по приглашению Высокопреосвященнейшего Леонтия, архиепископа Холмского и Варшавского (Иван Алексеевич Лебединский, 1822-1893, с 1891 митрополит Московский), Евгения Борисовна прибыла в село Лесна Яновского уезда Седлецкой губернии, где стала настоятельницей созданной ею православной женской общины. Прежде, чем согласиться на приглашение Владыки Леонтия, графиня Ефимовская посетила оптинского иеромонаха, старца Амвросия (Александр Михайлович Гренков, 1812-1891), потому что не решалась без благословения браться за исполнение смелого замысла - создать «деятельный монастырь», то есть такой, который вёл бы широкую про­светительскую деятельность, строил бы школы, больницы, приюты, где работали бы сестры. Старец благословение дал: «Новый монастырь по-новому и устрой». Благословение на создание общины в Лесне дал и кронштадтский протоиерей Иоанн (Иван Ильич Сергиев, 1829-1908). Роль св. прав. Иоанна Кронштадского и прп. Амвросия Оптинского в истории обители не ограничивается благословением на её создание.

Прп. Амвросий Оптинский, опытный руководитель женским монашеским подвигом, составил для леснинских сестёр келейное правило. Св. прав. Иоанн Кронштадский с первых дней существования обители постоянно оказывал помощь в становлении монастыря - и духовную, и финансовую. Особенно тронула сестёр забота Батюшки, провидчески создавшего возможность приютить их в Свято-Иоанновском монастыре во время Первой мировой войны своими настойчивыми просьбами «прибавить построечек» для «лесняночек», высказанными ещё в 1902 году, задолго до войны и революции. Кроме того, Батюшка Иоанн благословил одну из своих духовных дочерей, почётную гражданку Петербурга Пелагию Ивановну Поршневу, пожертвовать землю для Леснинского подворья на набережной Чёрной речки, у Новой деревни.

В 1889 году община была официально признана первоклассным женским монастырём, получившим название Леснинского Богородицкого, а графиня Ефимовская, принявшая монашеский постриг с именем Екатерина, была назначена его игуменией. Помимо управления «деятельным монастырём», что включало руководство духовной жизнью сестёр и приют­ских детей, строительство храмов, школ и жилых помещений, сельскохо­зяйственное и промышленное производство при монастыре, а также благотворительность, образование и медицинскую помощь населению, Матушка Игумения способствовала созданию новых монастырей и писала богословские труды. В эти годы епархиальный Вестник часто писал о монастыре: «Благодаря неутомимой энергии и особой заботливости игуме­нии Екатерины, центром распространения православия в Подляшье, Полесье, Холмской н Забужской Руси сделался Леснинский монастырь, куда дважды в год стекаются десятки тысяч русских людей, чтобы слиться под покровом Божией Матери в единую великую молитвенно настроенную русскую семью». Обитель часто посещали архиереи, а также представи­тели местных светских властей, ежегодно на престольный праздник приезжал Владимир Карлович Саблер (1847-1929), член Государственного совета и обер-прокурор Святейшего Синода. Свят. Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси (Василий Иванович Белавин, 1865-І925), в свою бытность ректором Холмской семинарии, по приглашению Матушки Игумении, участвовал в богослужении в леснинских храмах, а также совершал постриг сестер в рясофор и малую схиму. В 1899 году мо­настырь посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Обитель пользовалась исключительным вниманием и покровительством Государя и Государыни, которые дважды посетили монастырь. В память о паломничестве Царст­венной Семьи в Лесну в 1900 году Матушка Екатерина построила часовню в городе Бела Седлецкой губернии.

В 1907 году, по ходатайству Матушки Екатерины, которая пере­несла ампутацию ноги и желала уйти па покой, игуменией была назначена казначея Нина (дочь председателя Виленского окружного суда Наталия Григорьевна Коссаковская, +1949), но обстоятельства сложились так, что монастырём пришлось управлять вдвоём. Во время Первой мировой и Гражданской войн монастырь пережил несколько спешных эвакуаций: сначала в Петербург в 1915 г., затем в Бессарабию в 1917 г., оттуда - в Сербию в 1921 г.: на барже по Дунаю в Белград, а затем в Хопово. где Матушка Екатерина руководила духовной жизнью сестёр, писала на богословские темы и выступала с докладами на съездах православной молодёжи. В 1923 году обитель в Хопово неожиданно посетил король Александр I Карагеоргиевич (1888-1934), покровитель Белой русской эмиграции в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (Окончивший в 1904 году Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, Александр был верхов­ным главнокомандующим сербской армии во время Первой мировой войны и был награждён российским императорским орденом Святого Георгия. Убийство Александра в Марселе в 1934 году болгарским терро­ристом послужило толчком к началу Второй мировой войны). Под коло­кольный звон он был торжественно встречен сестрами во главе с Матуш­кой Екатериной и духовенством. В сентябре 1925 года в Хоповском монастыре проходил Общеевропейский съезд и конференция русской студенческой молодёжи, и участники съезда надолго запомнили любовь и смирение Матушки, а также её горячее участие и живой интерес ко всему происходящему на съезде. По воспоминаниям архиепископа Чикаг­ского и Дейтройтского Серафима (Леонид Георгиевич Иванов, 1897-1987), «у многих участников конференции именно в Хопово созрело окончательно решение посвятить свою жизнь служению Церкви». Вскоре после этого съезда, 18/31 октября 1925 года, Матушка скончалась и была похоронена в Хопово.

Леснинские сестры оставались в Хопово до 1943 года, когда в ночь на Благовещение сербские партизаны-коммунисты ограбили монастырь, а в среду на Страстной - подожгли. Сгорели все монастырские здания, кроме храма, и сестры некоторое время жили в православных семьях в соседнем селе, потом эвакуировались в Белград, а в 1950 году покинули Югославию.

В 1984 году ахимандрит Досифей (Мильков) из монастыря Гргетег, давний почитатель Матушки Екатерины, добился разрешения восстановить надгробие на её могиле, но Хоповский монастырь со времени поджога был в запустении, и могилу Матушки пришлось искать. В поисках помогала настоятельница Хоповского монастыря с 1968 но 1987 год, игумения Мария, которая в 1923-1925 годах была хоповской послуш­ницей, и местные жители, знавшие монастырь до разорения. Могилу нашли, обрели гроб и в нём - нетленное тело Матушки Екатерины, которое погребли заново, потому что не имели благословения на открытие мощей. В 1985 году архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Андрей Юрьевич Бартошевич, +1993) посетил Хопово, где он часто бывал в детстве и где похоронены его мать и сестра, и за свой счёт установил мраморное надгробие над могилой первой игумении Леснинского монастыря.

 

Литература:

Александр I Каригеоргиевич. Материал из Википедии - свободной энциклопедии, http://ru.wikipedia.org/wiki

Епископ Серафим (Иванов). Одигитрия Русского Зарубежья. Mahopac. N.Y.: The Hermitage of Our Lady of Kursk. Новая Коренная Пустынь. 1955

Н.K. «Светлой памяти игумении Екатерины». Путь, № 4 (Июнь-июль) 1926: 166-172

Рачинский Сергей Александрович. Большая энциклопедия русского народа. Институт русской цивилизации.

Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид. 1973

Холмско-Варшавский епархиальный вестник за 1887-1904 годы

 

 

Источник: Православный календарь РИПЦ на 2010 год. С указанием положенных на каждый день Апостольских и Евангельских чтений. – Омск, 2009. – С. 107-111.

 

 

 

Дополнительно см.:

1. 9-10 октября 2010 г. состоится прославление основательницы Леснинского монастыря Игумении Екатерины (+1925)

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1679

 

2. Паломничество в Леснинский монастырь на прославление основательницы обители, приснопамятной игумении Екатерины и празднование 125-летия монастыря (7-15 октября 2010 г.)

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1683

 

3. Мониторинг СМИ: Помощник начальника миссии при Леснинском монастыре во Франции (РИПЦ) монахиня ЕВФРОСИНИЯ (Молчанова) о миссионерской работе монастыря и монашеской жизни

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1682

 

4. «Милость Моя исцелит тебя…»
Из истории Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1203 

 

5. Леснинская Чудотворная икона Божией Матери

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1175

 

6. Православная духовно-просветительская миссия при Свято-Богородицком Леснинском монастыре
М. Евфросиния (Молчанова), помощник начальника миссии

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1650

 

7. Празднование Пасхи Христовой в Леснинском монастыре во Франции

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1579

 

8. В Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы (Франция) прошли торжества по случаю престольного праздника
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1413

 

9. Архипастырская поездка Председателя Синода РИПЦ по Западно-Европейской Епархии РПЦЗ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1329

 

10. Редкий юбилей. К 50-летию поступления в Леснинский женский монастырь Пресвятой Богородицы игумении Макрины.

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1261

 

11. Архив: Прошение Леснинского Свято-Богородицкого монастыря о предоставлении обители ставропигиального статуса
14/27 апреля 2007 г.

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1249

 

12. Заявление сестер Леснинского Свято-Богородицкого монастыря РПЦЗ о переходе монастыря под омофор РИПЦ

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1170

 

13. Кому принадлежит Леснинский монастырь?

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1204

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
Катакомбный исповедник иерей Григорий Сокрута (+1993 г.)
Святоотеческая мудрость отца Серафима (Роуза)
ПАТРИАРХ ТИХОН
О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.)
Тайна личности Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) и его значение для Православного Славянства
Жизненный путь Блаженнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого)
Канон Святителю Антонию Киевскому, Первоначальнику Русския Зарубежныя Церкве
Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского)
Краткое жизнеописание Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви
Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru