Сербские сестры прилетели 25 сентября и пробыли у нас неделю - улетели после Литургии в понедельник, 5 октября. Всё это даты, связанные с драматическими событиями конца сентября-начала октября 2003 года, послужившими причиной создания монастыря Новый Стеник.
События, благодаря которым возник Новый Стеник, произошли в ответ на письмо всех восьми сестер сербского Свято-Иоанновского монастыря Стеник к своему бывшему епархиальному архиерею, епископу Сербской патриархии, отправленное ему в сентябре 2003 года, в праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. В письме сестры, во главе с игуменией, сообщали о своём переходе в Истинно-Православную Церковь Сербии. Ответом на письмо были гонения, невероятные по своей несправедливости и жестокости: седьмого октября сестры были выброшены на улицу из своего монастыря разъярённой толпой священников и мирян, угрожавших «раскольницам» дубинками. Прибывшие полицейские спасли сестер от расправы, но остановить изгнание из обители не смогли. Монастырь Стеник был немедленно захвачен представителями официального «православия». Несколько дней и ночей изгнанницы провели под открытым небом - под дождём и снегом, потом в нетопленом фургоне, - пока их не приютила одна православная семья. Позже им удалось найти себе пристанище на горе Елица, где со временем и был создан монастырь Новый Стеник.
Вся история монастыря Стеник, основанного в XIV веке, связана с подвигом исповедничества. Помимо прославленных исповедников, прпмчч. Иоанна Стеничского и Паисия, мч. Аввакума, множество монахов этого монастыря пострадало за исповедание православной веры. Магометане сжигали исповедников заживо, забивали до смерти или рубили саблями. Монастырь разоряли и монахов убивали не только мусульмане, но и немецкие нацисты, а затем сербские коммунисты. Перед Второй мировой войной монастырь был восстановлен святителем Николаем Жичским (Велимировичем), который стал духовным руководителем послушницы Иулиании, будущей схиигумении и настоятельницы Стеника. Свят. Николай утвердил её в православной вере и наставил никогда не идти на компромисс с безбожниками. Матушка Иулиания передала эти уроки своей послушнице, нынешней настоятельнице Нового Стеника схиигумении Евфросинии.
Перед тем, как обратиться к представителям Сербской патриархии со своим письмом, сестры прошли некоторый период поиска Истинно-Православной Церкви. В ситуации «российской смуты», то есть распада Русской Зарубежной Церкви, большая часть которой влилась в Московскую Патриархию, стеничанки пытались установить контакт с Русской Катакомбной Церковью, но не преуспели в этом, и обратились за помощью на сербское подворье афонского монастыря Эсфигмену. Там они узнали об Истинно-Православной Церкви Сербии. Архимандрит (в то время иеромонах) Акакий, представитель ИПЦС, которая пребывает под омофором греческих старостильников-хризостомовцев, крестил сестер истинно-православным крещением (путём троекратного погружения) и посоветовал им прервать молитвенное общение с Сербской патриархией. (Более подробное изложение истории Нового Стеника можно найти на сайте Стенjичанка http://stjenichanka.blogspot.com ) .
Мы с нетерпением ждали приезда сербских истинно-православных монахинь. М. Магдалина и м. Амвросия приготовили для них две большие кельи на нашем "главном," втором этаже, где расположены канцелярия, библиотека, швейная и где живут Матушка, м. Евфросиния и три девяностолетние монахини. В сентябре на этом этаже было две свободных кельи. В одной из них, в той, что мы по традиции называем "игуменской", потому что раньше в ней жили игумении, долгое время лежала м. Ольга, так что традиция прервалась, и эту келью предназначили не для схиигумении Евфросинии, или "Мати", как её называют сестры, а для четырех схимонахинь: Нины, Исихии, Елисаветы и Алипии. Для "Мати" приготовили другую келью - ту, в которой раньше жила м. Александра, и в которой мы какое-то время хранили святыни и читали полунощницу. Обе эти кельи огромные, с потолками и окнами такой высоты, о которой уже не помнит современный строитель, с натуральной лепниной, мраморными каминами, старинной мебелью. Перед самым приездом сербских сестер наша Матушка зашла в обе кельи и кое-что поправила: добавила икон, кое-что попросила перевесить или подвинуть для большего удобства гостий.
Сестры приехали почти перед вечерней и сразу пошли в храм - выбрали себе места, как и полагается настоящим монахиням, в самом конце монашеского ряда. Мати стала чуть впереди. Так и простояли всю службу, не двигаясь. В конце службы пошли прикладываться к иконам парами, быстро и слаженно. Тоже непривычно для нас. Мы, конечно, исподтишка рассматривали их необычные для нашего глаза мягкие глубокие наметки, без клобуков или куколей, зато с маленькими шапочками (или платками?) закрывающими лоб под апостольниками. На каждом капюшоне маленький красный восьмиугольный крест. Те из нас, кто знаком с греческим монашеством, позже объясняли, что это форма схимонахинь. "Как, такие молодые и уже схимницы?" - "Да у греков монахиня и есть схимница!"
Лица сестер нам показались до того похожими (все в очках!), что мы и не надеялись научиться различать их. Но, разумеется, научились - при бесспорном сходстве лиц характеры всё же оказались разными. Действительно, отличить энергичную, вездесущую, речистую м. Нину от тихой, задумчивой м. Алипии совсем нетрудно. М. Елисавета оказалась не такой уж молодой. Позже нам сказали, что это родная мать игумении Евфросинии. М. Исихия сразу всем запомнилась своей неизменной приветливостью и горячим стремлением услужить.
Находясь у нас в гостях, сестры посетили православные святыни Амьена и Парижа, беседовали с архиереями РИПЦ, прибывшими на наш престольный праздник, и очень активно участвовали в жизни нашего монастыря - и в богослужениях, и в быту, помогая нам подготовиться к празднику. Все сербские гости посетили Амьенский кафедральный собор, где хранится лицевая часть честной главы св. пророка Иоанна Предтечи. Позже о. Акакий и м. Алипия, оба иконописцы, побывали в Париже, где купили нужное для иконописи и посетили православные святыни: приложились к мощам преп. Геновефы и св. равноап. Елены.
Сестры с горячим интересом расспрашивали нас об истории нашего монастыря и иерархах РПЦЗ её славного исповеднического периода: Митрополитах Антонии, Анастасии, Виталии и особенно о свят. Филарете. Много спрашивали о свят. Иоанне Шанхайском и брате Иосифе. Мы с радостью рассказали и показали всё, что могли, - и в главном храме, и в домовой церкви, и в иконной лавке. Стараясь познакомиться со всем, что связано с пребыванием свят. Филарета в 1970-е годы нашем монастыре, стеничанки предприняли лодочную экспедицию по нашему «озеру», на котором Владыка Филарет любил рыбачить.
Трудились сестры с удивительнойготовностью сделать всё, о чём бы их ни попросили: вымыли почти все окна в «официальной» части главного здания и в лавке, расчистили от осенних листьев большой газон и все дорожки, почти каждый день помогали на кухне и в мойке. И всегда быстро, организованно, радостно, с весёлыми счастливыми лицами. М. Нина ухитрялась при этом не выпускать из рук фотокамеру.
Перед праздником Владыки Тихон, Вениамин, Гермоген и о. Акакий провели беседу на актуальные для Истинно-Православных Церквей темы. В трапезной собрались все сестры и трудницы. Рассказ о. Акакия об «октябрьском стоянии» стеничанок задел самые глубокие струны в наших православных сердцах: мы были восхищены твёрдостью в вере и душевной стойкостью наших дорогих сестер! После рассказа о. Акакий преподнёс нашей Матушке Макрине икону преп. Саввы, написанную в иконописной мастерской Нового Стеника. Теперь эта икона лежит на центральном аналое у Матушки в келье, и мы всегда вспоминаем сестер, когда бываем у Матушки и смотрим на эту икону.
Разумеется, стеничанки приняли самое горячее участие в подготовке к празднику и в самом празднике. Особенно проникновенно они отнеслись к прибытию 3 октября Иверской Благоухающей Иконы. Мы все ждали Икону утром и готовились к торжественной встрече, но, конечно, всё случилось неожиданно. О. Поликарпа, с Иконой в голубом чехле, увидели уже на ступеньках перед храмом. Там была Матушка и другие сестры, которые украшали храм к празднику. Тут же подняли трезвон, на который быстрым шагом вошли стеничанки и прибежали наши певчие. Запели тропарь Иверской и стали прикладываться к Иконе. О. Поликарп открыл верхнюю стеклянную крышку, и все ощутили свежее, нежное благоухание. Стеничанки заплакали. Потом они стали чуть поодаль и стали славить Божию Матерь своими немного «детскими» для русского уха словами и своими немного «горькими» для русского уха напевами.
Праздник начался малым освящением воды, и нужно было немедленно разлить воду из купели по бутылкам, чтобы освободить храм для Литургии. Бросились помогать непривычные к делу паломники, и возникла небольшая суматоха. М. Исихия и м. Алипия словно выросли из-под земли: «Чем помочь?» - и быстро всё устроили. Так мы их всех и запомнили - всегда приходящих на помощь и всегда способных её оказать.
На Литургии Владыка Тихон сказал проповедь о смысле монашеского подвига, и стеничанки подходили к нам позже, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами о монашестве. Они считали, что научились у нас верности монашеским традициям, а мы со всей искренностью говорим сейчас, что и они нас многому научили: бесстрашию, благоговению перед святыней, любви к труду, любви к молитве и подвигу, и главное - любви друг к другу, по которой сразу видно, чьи они ученицы.
Уезжали сестры немедленно после праздника, в понедельник утром, сразу после Литургии. Прощались мы уже, как родные, с чувством, что в душе не расстаёмся, и с твёрдой уверенностью в следующей встрече.
Источник: сайт Леснинского монастыря
http://www.monasterelesna.org/Novosti6.htm
Дополнительно см.:
http://www.stjenichanka.blogspot.com/