Меню
Главная страница
О задачах издания
Хроника церковной жизни
Проповеди, статьи
История Церкви
О Катакомбной Церкви
Православное богословие
Православное богослужение
Православная педагогика
Православие и наука
Православная культура, литература
Истинное Православие и апостасия
Истинное Православие и сергианство
Истинное Православие и экуменизм
Апостасия РПЦЗ
Расколы, секты
Жития подвижников благочестия
Православная миссия
Пастырское училище
Фотогалерея
Проповеди-аудио

Поиск


Подписка

Подписаться
Отписаться

Наш баннер

Получить код

Ссылки
Леснинский монастырь

Свято-Успенский приход

Severo-amerikanskaya eparhiya

Pravoslavnoe bogosluzhenie

Serbskaya IPC

Manastir Noviy Steynik


«Лидеры «мiрового православия» ускорили созыв Всеправославного Собора. Патриарх Кирилл исполнит на нем давнюю мечту своего аввы – митрополита Никодима (Ротова)»

Мониторинг СМИ

      

Спокойное, казалось бы, течение Великого поста в православном мире взорвало поистине сенсационное сообщение из Константинополя, сиречь турецкого Стамбула. Вселенский Патриарх Варфоломей разослал главам официальных поместных православных Церквей, большинство из которых являются сателлитами Константинопольского патриархата, приглашение прибыть в июне и декабре этого года на встречи, посвященные подготовке будущего Всеправославного Собора.

С 60-х гг. прошлого века, когда началось движение за созыв такого Собора, его протагонисты избегают традиционного наименования "Вселенский", указывая на то, что так в истории Церкви назывались общие Соборы восточной и западной частей единой еще Вселенской Церкви. Получается, что самим названием Собора его организаторы задают определенную экуменическую перспективу, причем сосредоточенную на ключевой точке Западной Церкви, на традиционном центре, как они выражаются, "древнего неразделенного христианства" - Риме.

Именно там, на руках у Римского первосвященника Иоанна Павла I таинственным образом скончался 5 сентября 1978 г. один из отцов-основателей современного "предсоборного движения" в экуменическом "мировом православии" Ленинградский митрополит Никодим (Ротов). Одним из ближайших и любимых учеников Никодима был тогда архиепископ Выборгский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Обстоятельства смерти митрополита Никодима оказались глубоко символичными – он был большим почитателем католической Церкви, посвятил Папе Иоанну XXIII свою докторскую диссертацию, а каждую поездку в Рим воспринимал как "паломничество к Апостольскому престолу". По своим религиозным взглядам Никодим постепенно стал вполне искренним и аутентичным католиком, что породило уверенность консервативной церковной общественности того времени в том, что он был тайным кардиналом. Так это или нет, проверить теперь затруднительно, но в последние годы опубликовано немало личных свидетельств служения Никодимом "приватных месс" по латинскому обряду. По его почину было принято и скандальное решение Священного Синода РПЦ МП 1969 г. о допустимости причащения православных у католиков и наоборот. Лишь после смерти Никодима это решение было незаметно отменено.

В интенции "латинофильства" развивал митрополит Никодим и свою экуменическую деятельность, главным направлением которой для РПЦ МП его времени было участие в работе Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), по преимуществу протестантского. Первой серьезной зарубежной должностью совсем еще юного воспитанника Никодима, архимандрита Кирилла (Гундяева), была именно должность представителя РПЦ МП при ВСЦ в Женеве. Направление церковной карьеры и образ мышления нынешнего Патриарха Кирилла были заданы митрополитом Никодимом, его типом религиозности, его идеалами и мечтами, главной из которых было "воссоединение с Великой Церковью Запада" через проведение Вселенского Собора. Не должно ли нам казаться естественным и логичным, что в патриаршество Кирилла эти цели начнут воплощаться в жизнь, ведь первый ученик Никодима стал Патриархом как бы "вместо" своего учителя, которому, по причине чрезвычайных яркости и неординарности, не дали занять высший пост в РПЦ МП в 1971 г. ее поработители-коммунисты? Люди из близкого окружения Кирилла могут подтвердить, что он никогда не скрывал своих патриарших амбиций, но объяснял их не властолюбием, а неким долгом перед покойным учителем, обязанностью довести до конца его великое вселенское дело.

По аналогии с Никодимом, современная консервативная церковная общественность воспринимает Кирилла тоже чуть ли ни как "тайного кардинала". Но нынешний Патриарх учитывает ошибки своего учителя и не склонен действовать столь стремительно и прямолинейно. Первые недели своего патриаршество он посвятил утверждению в сознании церковных масс своего "консервативного" образа, нарочито (а потому не очень естественно) подчеркивая верность традиции и даже (впервые в жизни!) прочитав Великий покаянный канон преп. Андрея Критского на церковнославянском языке. Некое снижение публичной активности Кирилла сразу после его избрания и поставления Патриархом, а также и особенно в начале Великого поста, призваны, как кажется, "приучить" церковную общественность к столь неординарной и, скажем честно, скандальной фигуре на патриаршем престоле, помочь этой общественности преодолеть первоначальные страх и недовольство. Массовость движения "непоминающих" нового Патриарха (особенно в УПЦ МП) свидетельствует о том, что любое резкое движение или революционное высказывание Кирилла способно поставить Московскую патриархию на грань раскола. Впрочем, совсем избежать таких высказываний ему не удалось, что привело к масштабным церковным дискуссиям вокруг размышлений Кирилла о "плотской любви" как "полноте жизни" и заявления в Неделю торжества Православия о том, что раскол страшнее ереси.

Теперь Патриарх Кирилл открывает новую и поистине историческую страницу своего "первосвятительского служения" - он становится одним из Отцов созываемого Всеправославного Собора, известного в православном предании под апокалиптическим именем "Восьмого Вселенского". Нацеленность этого Собора на "преодоление трагического разделения Церкви на Восточную и Западную" прямым текстом задана Вселенским Патриархом Варфоломеем, который называет главной целью Собора "общие итоги диалога Православной и Католической Церквей". Иными словами, сам грядущий Собор можно понимать как "итог" этого диалога, как преддверие Собора более широкого, который с чистой совестью Вселенский Патриарх сможет назвать "Вселенским", поскольку ныне это название он считает неуместным для Собора "только лишь Восточной части" Вселенской Церкви.

В "мировом православии" создалась уникальная ситуация, когда оба ключевых Патриарха – Константинопольский и Московский – ориентированы на сближение и даже "воссоединение" с Римом. Но если паства Вселенского Патриарха в массе своей подготовлена к такому акту и мыслит вполне "вселенскими" категориями, то перед Московским стоит нелегкая задача соединить изоляционистские настроения русского православного народа, подогреваемые антизападной риторикой Кремля, с принятием католиков в качестве "братьев", в качестве "равноправных христиан другой традиции", с которыми мы мирно делим "канонические территории". При всех квазиконсервативных высказываниях Кирилла он никогда не отказывал католической Церкви в ее каноническом достоинстве, не отрицал "благодатность" ее таинств, всячески демонстрировал лояльность ее священноначалию. Последний пример – освящение храма РПЦ МП в Испании, на которое тогда еще митрополит Кирилл пригласил местного епископа Римско-Католической Церкви, подчеркивая, что его присутствие обязательно, поскольку священнодействие происходит на его "канонической территории".

Простейшим способом "совместить несовместимое" на первое время станет тактика "двойных стандартов", всегда успешно применявшаяся и митрополитом Никодимом, и Патриархом Кириллом. Это когда на Западе делаются вполне экуменические заявления, а в России, "для внутреннего пользования", - антизападные и изоляционистские. Эта тактика позволит на время "усыпить бдительность" православной общественности в "предсоборный период". Потом, очевидно, будет задействован другой прием – подавление авторитетом Вселенского Собора. В конце концов, многие в РПЦ МП по совести не могли принять избрание столь пререкаемой фигуры как Кирилл Патриархом всея Руси, но вынуждены были склонить свои выи перед авторитетом Поместного Собора. Освоив это простое движение, выям ничто не помешает склониться еще ниже перед гораздо более высоким авторитетом Вселенского Собора…

Алексей Головинский

Источник: Портал-кредо

 

 

 

 


Дополнительно по данному разделу:
ИМПЕРИЯ И АНТИ-ИМПЕРИЯ
Православие в современном мiре. Значение анафемы
Традиция Православной Церкви в толковании Откровения Св. Ап. Иоанна Богослова
АПОКАЛИПСИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СУДЬБАХ И КОНЦЕ МIРА
Заметки по поводу эсхотологических размышлений Л.А. Тихомирова
Чудо Русской Истории
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОКАЯНИЕ В ГРЕХЕ СЕРГИАНСТВА
Уроки Никейского Царства
Православие и его враги
ДОГМАТ О ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МIРЕ (доклад Третьему Всезарубежному Собору)


Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ | Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Фотогалерея | Проповеди-аудио

Хроника церковной жизни 
СЕРГИАНСТВО В ДЕЙСТВИИ: В РПСЦ установили литургическое прошение о воинстве неосоветской РФ, «о еже на враги победы и одолении»

К 70-летию провозглашения Сталиным митр. Сергия (Страгородского) первым советским патриархом в МП пытаются «догматизировать» сергианство

Официальное заявление Сербской ИПЦ по поводу нападения на храм СИПЦ под Белградом и избиения иеромонаха Максима

Нападение на храм Сербской Истинно-Православной Церкви и избиение священника СИПЦ

Детский Рождественский спектакль в Леснинском монастыре

Редакция журнала «Вѣра и Жизнь» провела международную конференцию «Исихазм в истории и культуре Православного Востока: к 290-летию старца Паисия Величковского»

ВИДЕО: Проповеди Преосвященного Епископа Стефана Трентонского и Северо-Американского

Все сообщения >>>

О Катакомбной Церкви 
Богоборництво і гоніння на Істинно-Православну (катакомбну) Церкву на Чернігівщині

Памяти катакомбного исповедника Георгия Степановича Чеснокова (1928-2012 гг.)

Катакомбная инокиня Ксения Л.

Церковь Катакомбная на земле Российской

«ТРЕТЬЯ СИЛА» В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОСЛАВИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ. Современная наука начинает замечать ИПЦ, хотя и не выработала общепринятой классификации этой Церкви

Катакомбные Отцы-исповедники об отношении к власти и к советским паспортам

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ В КИЕВЕ в 1930-х годах

Все сообщения >>>


Адрес редакции: E-mail: catacomb@catacomb.org.ua
«Церковные Ведомости» - вне-юрисдикционное православное духовно-просветительское издание, являющееся авторским интернет-проектом. Мнения авторов публикаций могут не совпадать с точкой зрения редакции. Одной из задач издания является освещение различных мнений о современной церковной жизни, существующих среди духовенства и паствы Истинно-Православной Христиан. Редакция оставляет за собой право редактировать или сокращать публикуемые материалы. При перепечатке ссылка на «Церковные Ведомости» обязательна. 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Рейтинг@Mail.ru Каталог BigMax.ru