Ограждение христианской семьи от людей мiра
Н. Е. Пестов
ОГРАЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ ОТ ЛЮДЕЙ МIРА
«..выходите из среды его»
Ис. 52. 11.
Закон взаимного влияния одинаково приложим и для доброго, и для злого. «Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится», - было сказано еще около трех тысячелетий назад Соломоном - мудрейшим из людей (Притч. 13,21).
Душевная болезнь так же заразительна и опасна для окружающих, как и физическая, в особенности для слабых, неокрепших духовно организмов.
Может быть, некоторые думают, что душевному организму нужна, как и телесному, закалка. Но если телесная закалка при недостаточной осторожности может кончиться заболеванием, то душевная совершенно недопустима, как связанная с опасностью погубить душу от соблазна. И хотя соблазны и попускаются людям, так как, по словам Господа, «надобно прийти соблазнам», но, вместе с тем, Господь запрещает самим людям соблазнять - искушать друг друга, говоря: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18,7).
О сбережении себя от людей языческих воззрений наставляли первых христиан св. Апостолы. Так ап. Павел в послании к коринфянам пишет: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15,33). И далее: «...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго...» (2 Кор. 6, 14-17).
И если двери христианской семьи должны быть широко открыты для боголюбцев, то они должны быть закрыты для людей, живущих философией безбожия. Должны быть закрыты и для тех, кто, называя себя христианами, на деле распинают Христа, не гнушаясь смертными грехами. Про это так пишет ап. Павел: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 11-13).
При этом ап. Павел допускает поверхностное общение с окружающим нехристианским мiром, «иначе, - пишет он там же, - надлежало бы вам выйти из мiра сего» (5, 10). Очевидно, что здесь надо проводить резкую границу между вынужденными деловыми отношениями с людьми и добровольным тесным общением. Поэтому надо проявлять осторожность при приглашении в семью знакомых, при подборе для детей товарищей по играм и при приеме в семью домашних работниц.
Оправданием общения с беззаконниками и атеистами не может служить и родственная связь: мы знаем, что Господь родство считает не по плоти, а по духу: «Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра и матерь» (Мк. 3, 35). Поэтому принятие, например, в семью для совместного жительства стариков, в том числе бабушек и дедушек или сирот из близких родных, можно делать лишь с благословения духовных отцов. И случается, что последние отказывают в благословении из-за опасности нарушения благочестивого и мирного уклада семьи близкими по плоти, но далекими по духу людьми.
И единственным оправданием нашего общения с близкими нам по плоти и не хотящими знать Бога может быть лишь исполнение заповедей любви и милосердия, выполнение которых обязательно по отношению ко всем без исключения, по заповедям Спасителя (Мф. 5,42-48; Лк. 10,36-37). Но в этом случае мы не должны приближать к себе таких родных, и общение с ними следует ограничить необходимостью.
Однако опасно прилепиться сердцем к людям, хотя и родным по крови, но неверующим и обладаемым страстями. Разделяя их переживания при жизни тела, мы будем близки к ним и после смерти и тогда не найдем покоя и мира души, видя их посмертные страдания. Очевидно, что таким людям надо служить и помогать по заповедям Господним, но сердца к ним не прилагать.
Об осторожности в этом отношении так пишет в одном письме старец Амвросий Оптинский (“Письма к мiрянам”): «В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить и себе. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанинские, т.е. пагубные вражия возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?»
Итак, осмотрительность в выборе тесных знакомств и связей необходима, как ради нас самих, так еще в большей мере ради наших детей. Она была обязательна еще для евреев Ветхого Завета. И за воздержание в этом отношении уже тогда была обещана высокая награда: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас (Ис. 52, 11). И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (Иер: 3, 19; Ос. 1, 10; 2 Кор. 6, 17-18).
Дополнительно по данному разделу: Христианский брак и феминистское движение Православная педагогика как Общественное и Духовное явление О здоровье и добродетели. Книга для школьников 5-6 класса Пособие по Православной Аскетике для современного юношества Природоведение Как воспитать и сохранить Веру в Бога у детей Православное Міровоззрение и современное Естествознание Препятствия на пути к Евангелию Православный брак Ушинский против Спока
|