Мониторинг СМИ: "Куда ж нам плыть?"
Наша Страна, № 2798 от 24 июня 2006 г.

 

КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ?

 

Итоги IV Всезарубежного Собора РПЦЗ(Л) заставляют нас честно взглянуть Правде в глаза: объединение Зарубежной Церкви с МП неизбежно и, скорее всего, совершится в ближайшем времени. Не для того всё это Кремлем и другими заинтересованными структурами затевалось, финансировалось и «пиарилось», чтобы позволить Нью-йоркскому Синоду ставить какие-то свои условия, либо попытаться отложить дело в долгий ящик. Архиепископ Марк Берлинский в качестве члена Синода РПЦЗ(Л), лично информируя Алексия II об итогах Всезарубежного и Архиерейского Соборов, проходивших в мае в Сан-Франциско, подтвердил неизменность принятого их Синодом курса на полное объединение с МП. Наивны те, кто полагают, что пока евхаристическое общение с МП официально не установлено, надежда еще есть. Надежды нет, как, собственно, нет уже и прежней Зарубежной Церкви.

Не будем себя обманывать. Большинство прихожан РПЦЗ (Л), даже громко выражающих сейчас недовольство, скорее всего, покорно склонят шею под уготовленное им ярмо. Нынешняя временная передышка – от прошедших Соборов РПЦЗ до очередного заседания Синода – как раз и задумана для того, чтобы дать «тихим бунтарям» время свыкнуться с мыслью о неизбежном, и придумать себе разного рода оправдания, чтобы остаться там, где они находятся сейчас.

Нет ничего нового под луной. Такое уже было в 30-х годах, когда верующие стояли перед выбором, принимать или не принимать Декларацию митрополита Сергия. Только тогда этот выбор был сродни выбору между смертью и жизнью… Сейчас же речь идет лишь о привычке и удобстве. Тем не менее, оставим это решение на совести каждого. Эта статья задумана для тех, кто не намерен изменять 80-летней традиции Зарубежной Церкви и в нынешнюю Патриархию не пойдет. Предлагаю таким открыть полемику на тему: «Что же нам конкретно делать»?  Сначала давайте разберемся в ситуации.

Во-первых, дела наши не так ужи плохи. У нас в зарубежье  есть возглавляемое Г.М. Солдатовым Общество Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и газета «Наша Страна», то есть организация и печатный орган, готовый ее поддержать. Провалившаяся попытка развалить Общество изнутри и злобные нападки, которым, как слева так и справа, подвергается «Наша Страна», лишь свидетельствуют о том, что мы – кость в горле тем, кто имеет по отношению к нашей Зарубежной Церкви собственные намерения… Мы же хотим сохранить, или теперь уже возродить, историческую Зарубежную Церковь, ту, которую завещал нам блаженной памяти Владыка Антоний.

Еще до Всезарубежного Собора в иных публикациях выражалась надежда, что, может быть, найдутся два архиерея, которые не согласятся с унией, и позволят нам сохранить Церковь. Ни одного громкого голоса на Соборе против объединения мы не услышали. Посмотрим, как поведут себя противники унии владыки Даниил и Агафангел после того, как Синод РПЦЗ(Л) подпишет акт евхаристического общения с МП. Но даже если они и не примут этот акт, нужно ли нам создавать еще одну юрисдикцию? Не лучше ли сначала рассмотреть, что имеем?

К сожалению, сразу же придется отбросить так называемый «мансонвилльский» синод РПЦЗ(В). Дело даже не в сомнениях по поводу каноничности его образования – этот вопрос можно было бы решить на всеобщем каноничном Соборе. Люди, окружившие Митрополита, исповедуют куда более радикальную экклезиологию, чем была принята в традиционной РПЦЗ, потому-то вся их деятельность заключалась в разрыве отношений с разными Церквами и группами, начиная с Митрополита Оропосского и Филийского Киприана. Судя по их поступкам и некоторым документам, они полагают, что лишь они одни обладают всей полнотой Церкви, а все прочие лишены благодати.

Боюсь, что они уже находятся в прелести. Вспомним, что еще до Всезарубежного Собора, то есть, даже до решения об объединении с МП, епископ Виктор (Пивоваров) написал, что прихожане РПЦЗ (Л) ходят в «синагогу сатаны». Он же a priori назвал возможный Альтернативный Собор РПЦЗ «безблагодатным сборищем».

Конечно, каждый волен иметь собственные мнения, но совершенно очевидно, что большинству прихожан Зарубежной Церкви с этими людьми не по пути. К тому же, неизвестно, чем закончится разгоревшаяся в этом синоде внутренняя склока. Если он и сохранится, то наверняка превратится в секту. Сразу подчеркнем, что митрополит Виталий тут не при чем. Он прекрасно сознает, на каких позициях должна стоять истинная Церковь, но по чисто старческой немощи уже не в состоянии осознать нынешнее состояние церковных дел. Те же, кто в своих интересах пользуются его подписью, лукавят.

Другая ветвь прежней Зарубежной Церкви – это Русская Истинно-Православная Церковь под омофором архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника), берущая свое начало в Катакомбной Церкви. Там тоже поминают Митрополита Виталия. Мало того, что все обращения ее нынешнего главы архиепископа Тихона носят исключительно духовный характер, и в них нет следа гордыни либо осуждения других. Этот Синод страждет вместе с верными чадами РПЦЗ по поводу последних событий и готов предложить им свою помощь. К тому же РИПЦ исповедует вероучение нашей прежней РПЦЗ, то есть предлагает идти срединным, Царским путем.

Есть еще Российская Православная Автономная Церковь под омофором митр. Валентина (Русанцева). Мало того, что личность самого вл. Валентина у многих вызывает спорное к себе отношение, эта юрисдикция давно уже пустилась в собственное плавание и далеко ушла от Зарубежной Церкви, к тому же в последнее время там наблюдаются большие нестроения и канонические нарушения, частично связанные с тем, что в РПАЦ достаточно сильно влияние радикальных групп. Кто знает, может быть в будущем с этой Церковью и возможен диалог, но сейчас – не время.

Вот и выходит, что наиболее близка нам РИПЦ Архиепископа Тихона. К тому же ее глава в своем послании верным чадам РПЦЗ написал: «…прошу Вас, знайте – мы не оставим Вас в беде. Вы не одиноки, потому что помощью и трудами Зарубежной Церкви, в России сохранилась Истинная Церковь, архиереи которой восполнили апостольскую преемственность от РПЦЗ, и теперь вы можете обратиться к нам. Совместными усилиями, милостью Божией мы сохраним Русскую Зарубежную Церковь в Ее истинном остатке». Да будет!

Архиепископ Тихон, как в свое время и председатель Общества Памяти Митрополита Антония Г.М. Солдатов, предложил нам провести свой, настоящий Православный Собор. Это и нужно сделать.

Одно совершенно необходимое условие: собор должен быть открыт для всех православных христиан, как клириков, так и мiрян, исповедующих традиционное учение РПЦЗ, вне зависимости от того, в каких юрисдикциях они формально находятся в данный момент. Мне также кажется, что на Собор нужно официально пригласить Митрополита Виталия, хотя мы понимаем, что его прибытие на него по целому ряду причин маловероятно. Попытку сделать нужно. О месте, времени и порядке проведения Собора надо будет говорить отдельно.

Давайте попробуем. Не получится Собора – проведем Совещание, не получится Совещания - проведем Встречу.

Есть и другое, частное соображение. Не пришла ли пора встретиться тем из нас, кто друг друга лично пока не знает? Приятно будет познакомиться с соратниками по борьбе, ведь мы сейчас даем последний бой Белой Русской Эмиграции…

Кирилл Крастелев

Наша Страна, № 2798 от 24 июня 2006 г.

http://nashastrana.info/upload/2798.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua