Уния РПЦЗ-Л с “советской церковью” de facto состоялась. Об итогах т.н. “IV Всезарубежного Собора” и Архиерейского Собора РПЦЗ-Л, состоявшихся в Сан-Францисско (США) с 7 по 19 мая 2006 г.
Комментарий от Канцелярии Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви

 

 

Уния РПЦЗ-Л с “советской церковью” de facto состоялась

 

Об итогах т.н. “IV Всезарубежного Собора” и Архиерейского Собора РПЦЗ-Л,

 состоявшихся в Сан-Францисско (США) с 7 по 19 мая 2006 г.

 

Комментарий от Канцелярии Председателя Архиерейского Синода

Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископа Омского и Сибирского Тихона

 

Т.н. “IV Всезарубежный Собор”, прошедший в Сан-Францисско с 7 по 14 мая 2006 г., завершился принятием Резолюции, в которой недвусмысленно высказывается решимость епископата, духовенства и паствы РПЦЗ-Л (делегатов Собора) установить евхаристическое общение РПЦЗ и МП: «служить вместе и причащаться от единой Чаши». По своей духовной сути – это главный документ, ибо принят от лица всей Зарубежной Церкви, а не только от имени ее епископов-униатов, уже более пяти лет открыто ведущих Русскую Церковь Заграницей к унии с сергианско-экуменической московской патриархией. Последовавшее затем решение Архиерейского Собора РПЦЗ лишь формально утвердило Резолюцию Всезарубежного Собора.

 "Четвертый Всезарубежный Собор РПЦЗ"

 На фото: митр. Лавр открывает Собор, слева митрополит сербской патриархии Амфилохий, справа - архиеп. Марк Берлинский

Известно, что делегаты Собора далеко не единодушно приняли идею о евхаристическом общении РПЦЗ с МП, были предприняты попытки высказаться против объединения. Сама Резолюция “IV Всезарубежного Собора” от 11 мая 2006 г. носит явно компромиссный и расплывчатый характер. Все это, к глубокому сожалению, свидетельствует лишь о показном характере т.н. “IV Всезарубежного Собора”, который, по замыслу его организаторов, именно такое решение и должен был принять. Подлинная цель его проведения заключалась в том, чтобы «оппозиционному меньшинству позволено было высказаться, чтобы “спустить пар”, успокоить, и, в конце концов, подавляющим большинством голосов утвердить заготовленные в Москве решения», – как точно охарактеризовал саму идею проведения этого собора в Обращении к Зарубежной Церкви Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископ Тихон.

И хотя проект Резолюции изначально был более радикальным, чем тот, который принят в итоге на Соборе, вычеркнуть из нее тему унии с МП так и не удалось. Собор принципиально одобрил установление евхаристического единства РПЦЗ-Л с МП.

Более того, на этом же Соборе было постановлено, что проводимый сразу же по его завершении Архиерейский Собор РПЦЗ-Л должен рассмотреть и утвердить Акт о каноническом общении с МП. По этому поводу в Резолюции недвусмысленно сказано: «Как верные чада Святой Церкви, будем преклоняться воле Божией и подчиняться решениям предстоящего Архиерейского Собора…» В чем «подчиняться решениям предстоящего Архиерейского Собора» обязывает Резолюция “Всезарубежного Собора”, догадаться не трудно: решению об объединении с советской церковью и установлении с нею евхаристического общения.

Принципиальнейший документ – Акт о каноническом общении с МП не был отвергнут т.н. “IV Всезарубежным Собором”, не была отвергнута и уния… И это – свидетельство окончательного, соборного отступления РПЦЗ-Л от Истинного Православия.

С 15 по 19 мая, сразу же после “Всезарубежного Собора”, состоялся и запланированный Архиерейский Собор РПЦЗ-Л, на котором уже был одобрен и сам проект Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Московской патриархией. Как сказано в официальном сообщении Пресс-службы РПЦЗ-Л: «Этот проект был в принципиальном плане принят и одобрен при необходимости завершения разработки некоторых его пунктов. Окончательное же утверждение текста “Акта”, как и детали проведения его торжественного подписания, поручается Архиерейскому Синоду».

 Архиерейский Собор РПЦЗ-Л

 Архиерейский Собор РПЦЗ-Л, май 2006 г.

То, что Архиерейский Собор утвердил Резолюцию “IV Всезарубежного Собора” РПЦЗ и Акт о каноническом общении с МП, свидетельствует об одном: уния РПЦЗ с советской церковью de facto уже состоялась, осталось лишь обсудить незначительные детали для его «торжественного подписания» и реализовать de jure. Эти вопросы, согласно решению Собора, будут разрешены на уровне синодальных канцелярий и комиссий. Т.е., дело осталось за малым.

 

Как прокомментировал происшедшее событие секретарь униоальной Комиссии РПЦЗ-Л прот. Александр Лебедев: «Встречные комиссии РПЦ МП и РПЦЗ вновь соберутся в течение одного-двух месяцев, чтобы внести последние коррективы в “Акт”, а Архиерейский Синод разработает предложения относительно торжественного церемониала его подписания». Комментарии, как говорится, излишни.

Что же представляет собою сей злосчастный Акт?

В совместном, согласованном обеими сторонами документе “О Совместной Работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви”, о проекте “Акта о каноническом общении” говорится, в частности, следующее: «Проект Акта о каноническом общении определяет канонический статус исторически сложившейся совокупности епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви Московского Патриархата».

Согласно этому Акту, РПЦЗ сохраняет самостоятельность в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах РПЦЗ будет осуществлять ее Архиерейский Собор. Решения, выходящие за пределы компетенции Собора РПЦЗ, будут приниматься по согласованию с московским патриархом и Синодом Московской патриархии. Высшей церковной властью для РПЦЗ является Поместный и Архиерейский Собор Московского патриархата – органы, членами которого станут архиереи РПЦЗ.

 

Секретарь униоальной Комиссии РПЦЗ-Л по переговорам с МП прот. Александр Лебедев по этому поводу пояснил: «Каноническое общение означает признание того, что мы – Русская Зарубежная Церковь – являемся неотъемлемой частью Русской Церкви», – т.е. созданной Сталиным в 1943 г. “Московской патриархии”, которая, начиная с Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г. епископатом Зарубежной Церкви официально признана “матерью-церковью” для РПЦЗ. Здесь налицо явная подмена: Зарубежная Церковь всегда признавала себя «неотъемлемой частью Русской Церкви», пребывая в духовном, а позже в евхаристическом и каноническом общении с Катакомбной Церковью на Родине, но никогда не признавала полнотой Российской Церкви советскую московскую патриархию и, соответственно, ее бюрократический аппарат – Высшей Церковной Властью в Русской Церкви. Это отражено и в “Положении о Русской Православной Церкви Заграницей” – Уставе, которым руководствуется в своей жизни РПЦЗ, и который является для нее главным церковно-каноническим документом после Постановлений Вселенских Соборов и Поместного Собора Российской Церкви 1917-18 гг. 

Возникает, в связи с выше сказанным, и закономерный вопрос: «признание того, что мы – Русская Зарубежная Церковь – являемся неотъемлемой частью Русской Церкви» – со стороны кого? Нераскаянной советской церкви? Ответ и в данном случае очевиден.

Итогом работы майского Архиереского Собора РПЦЗ-Л стало “Послание к боголюбивой пастве”, недвусмысленно утверждающее унию с МП: «Дело единения Церкви Русской мы намерены совершать неотлагательно… Каноническое и, открываемое им, евхаристическое единение Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно необходимо, как единственная возможность осуществить созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви… Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом — отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание восстановления единства Русской Церкви».

Как видно, это соборное постановление открывает путь к завершающей фазе заключения унии.

 

Хватаясь за соломинку, некоторые члены РПЦЗ-Л пытаются оправдываться, что, мол, и это еще ничего не значит, что в документах Архиерейского Собора РПЦЗ-Л речь идет о необходимости урегулирования неких «проблемных вопросов», и что это подает надежду на возможность оттянуть еще на какое-то время утверждение Синодом Акта об объединении.

Однако как в синодальных канцеляриях РПЦЗ-Л, так и МП, единодушно считают, что решение оставшихся вопросов перед установлением канонического единства с МП не займет «чрезмерно много времени». Секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП прот. Николай Балашов, отвечая на вопрос об «остающихся проблемах», пояснил, что, как было указано в ранее опубликованном документе о совместной работе «встречных комиссий», одним из условий восстановления евхаристического общения и канонического единства является решение вопроса о епархиях и приходах РПЦЗ-Л на “канонической территории” Московского патриархата. «В этом же документе говорится, что до осуществления Акта о каноническом общении ожидается также окончательное урегулирование вопроса о взаимоотношениях Русской Зарубежной Церкви с так называемым “Синодом противостоящих” в Греции, а также с румынскими и болгарскими группами, которые находятся с ним в общении», – добавил прот. Балашов. Кроме того, по его словам, продолжается рассмотрение вопроса о статусе клириков, которые «перешли из одной юрисдикции в другую».

В каком ключе МП собирается решать эти «остающиеся проблемы», судя по тому, что ни на один компромисс в отношении к РПЦЗ Московская патриархия не пошла – догадаться не сложно. Поэтому последние попытки ухватиться хотя бы за них – лишь наивный и неоправданный самообман.

 

Что же обозначают, на самом деле, для Русской Православной Церкви, принятые двумя, прошедшими в мае н.г. соборами РПЦЗ, документы?

Главное, чего добивалась советская церковь – сергианство – ни в Резолюции Всезарубежного Собора, ни в Акте о каноническом общении с МП не упомянуто, и как препятствие для объединения РПЦЗ с МП на практике, во всей своей глубинной полноте уже не рассматривается.

Советский патриарх Алексий Симанский и Сталин

Воистину, это самая главная победа, достигнутая богоборческой советской властью над Белой эмиграцией и Зарубежной Церковью: плоть от плоти красной большевицкой власти, созданная этой властью «церковь лукавнующих» признана белой Зарубежной Церковью “матерью”, с которой РПЦЗ вступает в общение без покаяния МП в грехе сергианства. Вместо этого главного, принципиального вопроса, разделившего Русскую Церковь с 1927 г., все внимание уделено вопросам второстепенным – административного подчинения, т.н. “автономии” РПЦЗ в составе сергианской МП и т.п.

Под конец “Всезарубежного Собора” в интервью “РИА Новости” глава РПЦЗ-Л митр. Лавр назвал Резолюцию важнейшим историческим документом. По его словам, в ней выражается «решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви — между ее частями во Отечестве и за рубежом» и достигнуть евхаристического единства, которое откроет «возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши». Принятие такой Резолюции Всезарубежным Собором, подчеркнул митр. Лавр, имеет «очень большое значение для восстановления церковного единства и общего единства народа». Глава РПЦЗ-Л тогда же отметил, что за восстановление единства с МП высказалось подавляющее большинство делегатов Собора, хотя «были и такие, которые говорили, что надо подождать». «Я лично доволен, что дело сдвинулось с места. И надеемся, что будет двигаться и дальше и что евхаристическое общение будет восстановлено», – заявил митр. Лавр. А архиеп. Марк, отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС по окончанию майского Архиерейского Собора РПЦЗ-Л, прямо заявил: «Мы действительно завершили дело, которое требовало разрешения, дело, которое поставило этот Архиерейский Собор и предшествовавший ему Всезарубежный Собор на исключительное место в истории нашей Церкви и всей Русской Церкви в полноте своей». По его мнению, окончательное “воссоединение” произойдет до следующего Архиерейского Собора, который должен пройти предположительно осенью н.г.

То, что Акт о евхаристическом общении с МП не введен в действие сразу на майском Архиерейском Соборе РПЦЗ-Л, говорит о том, что в РПЦЗ-Л немало духовенства и мiрян, не согласных с желанием архиереев вступить в унию с «советской церковью». Некоторые представители этого здорового православного оппозиционного крыла принимали участие и в “IV Всезарубежном Соборе”. Поэтому, дабы не допустить противодействия с их стороны, но успокоить и по возможности разобщить их ряды, в советском стиле были приняты “размытые формулировки”, а самые главные решения перенесены на кулуарное рассмотрение Архиерейским Собором с дальнейшим утверждением Архиерейским Синодом в узком кругу одних лишь архиереев, целиком занимающих проуниатские позиции. Характерно, что даже еп. Евтихий (Курочкин) и еп. Агафангел (Пашковский), которые в присутствии своего духовенства в России пытались успокаивать всех, что они будто бы против унии, на Архиерейском Соборе заняли диаметрально противоположную позицию, и их подписи стоят под всеми “соборными” документами. Не сложно предположить, что синодальные канцелярии данные документы воплотят в жизнь незамедлительно.

Здесь следует добавить и другой штрих. Как и предполагалось, на т.н. “Всезарубежном Соборе” по сути, был разыгран спектакль, дабы успокоить большинство несогласных и снизить риск раскола в РПЦЗ-Л. Само мероприятие проходило в помпезной обстановке, в традициях скорее советских съездов, чем церковных соборов. По свидетельству одного из очевидцев, все на “соборе” говорило о том, что его сценарий и программа разрабатывались специалистами из Москвы. И это существенно отличало данное мероприятие от трех предыдущих истинных Всезарубежных Соборов РПЦЗ. Однако именно такой подход сыграл свою основополагающую роль. Как и было продумано, все это успокоило часть оппозиции, и даже дало повод некоторым из них преждевременно заявить, что оппозицией будто бы «одержана победа», что «унии не будет» и что «планы Кремля повержены». Однако такая “победа” оказалась пирровою, а надежда на то, что “Всезарубежный Собор” якобы не принял «окончательного решения» об объединении с МП – наивна. “Всезарубежный Собор”, повторимся, и не должен был принимать такого “окончательного” решения. Как сказано в Резолюции “собора” от 11 мая 2006 г.: ««Во всецелом доверии и любви пастырей и мирян ко своему Первоиерарху, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору, свидетельствуем, что, как верные чада Святой Церкви, будем преклоняться воле Божией и подчиняться решениям предстоящего Архиерейского Собора… Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IV Всезарубежного Собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви — между ее частями во Отечестве и за рубежом», выразив при этом «великую надежду», что будет восстановлено «единство в Русской Церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши». Т.е. такое “окончательное” решение должен был принять именно Архиерейский Собор, а вся РПЦЗ-Л, согласно Резолюции ее представителей на “Всезарубежном Соборе”, должна лишь «подчиняться решениям предстоящего Архиерейского Собора». И то, что Акт о евхаристическом единстве с МП Архиерейским Собором принципиально одобрен, это подтверждает в очередной раз.

Административного слияния РПЦЗ-Л и МП, судя по всему, по завершении Всезарубежного Собора не планировалось, т.к. для унии этого и не нужно. Нужно лишь единство у Чаши, т.е. молитвенно-евхаристическое общение. Вот это главное! Именно на таком принципе зиждется каноническое единство в Церкви. И непонимание этого лишь свидетельствует о “материализации” сознания многих в РПЦЗ, их духовной деградации. Само же заключение унии (начиная с Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г.), проводится в несколько этапов с одной единственной целью – именно для того, чтобы постепенно, от компромисса к компромиссу, от одного “не окончательного” решения к другому приучить оппозицию к самой идее компромисса и «неизбежности объединения». В последний, заключительный, самый решительный момент провозглашения унии, у оппозиции (у ее значительного большинства) уже не останется духовных и душевных сил воспротивиться и покинуть теперь уже не РПЦЗ-Л, а МП, составной частью которой они станут. Это закон нравственной духовной жизни, закон православной аскетики, которым пренебрегать нельзя, но который хорошо знают и используют в своих целях организаторы унии.

Митрополит Амфилохий Черногоский

Митрополит сербской экуменической патриархии Амфилохий на т.н. "IV Всезарубежном Соборе"

Что это именно так, и что РПЦЗ-Л фактически стала уже частью апостасийного официозного православия, свидетельствует и тот факт, что свои приветствия “IV-му Всезарубежному Собору” прислали патриархи московский, болгарский, сербский и др. предстоятели официальных экуменических церквей, а на самом Соборе в качестве почетного гостя учавствовал, сослужил и выступал митрополит сербской экуменической патриархии Амфилохий, притом в полном архиерейском облачении.

В своем Обращении-Призыве к духовенству и пастве РПЦЗ-Л Председатель Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископ Тихон еще до созыва т.н. «Всезарубежного Собора» предостерегал:

«Не обманитесь этим “спектаклем”, не позвольте усыпить Вашу христианскую совесть ложными посулами “автономии”, и прочими обещаниями. Ведь дело совсем не в автономии, не в административной и имущественной независимости РПЦЗ, к чему пытаются свести дело униаты.  Главное – у РПЦЗ и МП разное мiровоззрение. Мы исповедуем истинное, неповрежденное, святоотеческое Православие, а в МП исповедуют сергианство и экуменизм, компромисс с безбожием, приспособленчество, и многие другие искажения и отступления от Истины. Здесь простого, формального воссоединения не может быть: либо МП находится в расколе и исповедует ереси – и тогда она должна принести покаяние и быть присоединена к Русской Церкви, либо РПЦЗ находится в расколе, и каяться перед “матерью-церковью”. Другого церковно-канонического решения нет. Но мы с Вами видим, что МП каяться не собирается, и по-прежнему решительно отстаивает истинность сергианства, считая расколом РПЦЗ. Не МП пошла на уступки Зарубежной Церкви, а РПЦЗ признала “путь митр. Сергия” достойным и правильным, и в лице митр. Лавра и арх. Марка принесла покаяние перед МП за “грех раскола”». 

В конце мая 2004 года, ровно два года назад, когда Москву впервые посетил глава РПЦЗ-Л митр. Лавр, во время сослужения с советским экуменическим патриархом Алексием Ридигером было объявлено о восстановлении молитвенного общения Русской Зарубежной Церкви с «Церковью-Матерью в Отечестве». «Молитвенное общение мы уже восстановили, на очереди – восстановление евхаристического общения», – сказал тогда еретичествующий московский патриарх.

Экуменический патр. Алексий и митр. Лавр во время совместного служения освящают закладку нового храма МП

Из всего вышесказанного становится ясно, что, к глубокому сожалению, уния РПЦЗ-Л и МП состоялась, но не в открытом виде, не в форме административного сращивания, но молитвенно-духовного (а по сути евхаристического) единства, что с канонической точки зрения отныне определяет РПЦЗ-Л под Анафему Собора РПЦЗ 1983 г. на  ересь экуменизма и всех соучавствующих в ней. Таким образом, РПЦЗ-Л и без административного подчинения – мистически, через совместное молитвенное общение и единение становится соучастницей и соисповедницей ересей МП. Ведь по свв. канонам, кто с еретиком или отлученным помолится, да будет сам отлучен…

Председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер и официальная делегация РКЦ на литургии в Успенском соборе, совершаемой экуменическим патриархом Алексием Ридигером, Москва, 28 августа 2004 года, праздник Успения Пресвятой Богородицы

В тексте анафематствования ереси экуменизма, принятом Архиерейским Собором РПЦЗ 1983 года провозглашается:

"Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мнящею братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема!"

«Имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3, 22). 

 

 

 

Дополнительно см.:

Обращение - Призыв Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископа Тихона к духовенству и верным чадам Русской Зарубежной Церкви
5 / 18 апреля 2006 г., Свят. Иова, патриарха всея Руси

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=880

 

 

 

 

 


© Catacomb.org.ua