Православное мiровозрение
Иеромонах Серафим (Роуз)

ПРАВОСЛАВНОЕ МIРОВОЗРЕНИЕ

 

Перед началом моего доклада - два слова о том, почему важно иметь  православное  мiровоззрение, и почему в наше время приоб­рести его труднее, чем в прошедшие времена.

В прошедшие века - например, в России XIX в. - православное мiровоззрение было частью православной жизни и поддержива­лось окружающей действительностью. Даже не было нужды и гово­рить о нем, как о чем-то отдельном - все жили по православному в согласии с окружающим православным обществом. Во многих стра­нах само правительство исповедовало Православие: оно было цен­тром общественной деятельности, и сам Царь или правитель исто­рически был первым православным мiрянином, обязанностью которого было подавать своим подданным пример христианской жизни. В каждом городе были православные церкви, и во многих из них службы совершались ежедневно утром и вечером. Монастыри были во всех больших городах, во многих меньших городах, за их пределами, в деревнях, в удаленных и пустынных местах. В России было более тысячи официально зарегистрированных монастырей, не считая других общин. Монашество было общепризнанной час­тью жизни. Действительно, в большинстве семей кто-нибудь - сес­тра или брат, дядя, дедушка, родственник - были монахом или мо­нахиней, не говоря уже о других примерах православной жизни, странниках и Христа ради юродивых. Весь образ жизни был прони­зан Православием, центром которого, конечно, было монашество. Православные обычаи были частью повседневной жизни. Большин­ство повсеместно читаемых книг были православные. Сама повсед­невная жизнь для большинства людей была трудной; им приходи­лось много работать, чтобы прожить, надежды на жизнь были невысоки, смерть не была редкостью - все это подкрепляло учение Христа о реальности и близости другого мiра. В таких обстоятель­ствах жить по-православному означало то же, что и иметь право­славное мiровоззрение, и мало было необходимости говорить об этом.

Сейчас все изменилось. Наше Православие - это островок сре­ди мiра, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все бо­лее отчуждают нас от него. Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мiрскими друзьями, в мiрских делах, и Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время. Но если взглянуть пристальнее, мiровоз­зрение такого человека часто представляет собой странную комби­нацию христианских и мiрских ценностей, которые на самом деле не смешиваются. Цель этого доклада - показать, как живущие сего­дня могут начать делать свое мiровоззрение более ценным, делать его всецело православным.

Православие - это жизнь. Если мы не живем по-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим.

Жизнь в нашем современном мiре стала очень искусственной, очень неопределенной, очень путанной. Православие, действительно, имеет свою жизнь, но оно также не столь уж далеко от жизни окру­жающего мiра, и поэтому жизнь православного христианина, даже когда он действительно православный, не может не отражать ее так или иначе. Какая-то неопределенность и путаница проникли те­перь даже и в православную жизнь. В этом докладе мы попытаемся взглянуть на нашу современную жизнь, чтобы посмотреть, как луч­ше могли бы мы выполнить наши христианские обязанности, вести жизнь не от мiра сего, даже в эти ужасные времена и иметь право­славный взгляд на свою сегодняшнюю жизнь, который позволит нам в эти времена духовно выжить и сохранить в целости нашу веру.

  

1. Жизнь сегодня стала ненормальной. 

Всякого, кто взглянет на нашу современную жизнь в перспекти­ве той нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена - например, в России или Америке, или любой западноевропейс­кой стране, - не может не поразить то, насколько ненормальной стала сейчас жизнь. Самое понятие авторитета и послушания, при­личия и вежливости, поведения в обществе и частной жизни - все резко изменилось, стало с ног на голову, исключая несколько от­дельных групп - обычно христиан того или иного исповедания, которые пытаются сохранить так называемый “старомодный” ук­лад жизни.

Нашу ненормальную жизнь сегодня можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребен­ком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетво­ряются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечени­ями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания; обычно ему достаточно сказать: "Я хочу" или "Я не хочу", чтобы услужливые роди­тели склонились перед ним и позволили поступать по-своему. Воз­можно, это не случается "во всех семьях" и "все время", но это случается достаточно часто для того, чтобы стать правилом совре­менного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые бла­гие намерения, не могут целиком избежать этого влияния. Даже если родители и стараются растить ребенка в строгости, соседи пыта­ются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Когда такой человек вырастет, он, естественно, окружает себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушка­ми для взрослых. Эта жизнь становится постоянным поиском "раз­влечений", и это слово, кстати сказать, было совершенно неслы­ханным в любом другом словаре; в России XIX века или в любой серьезной цивилизации просто не поняли бы, что же означает это слово.  Жизнь - это непрестанный поиск "развлечений", которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из любой другой страны XIX века, глядя на наши популярные теле­программы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку - почти на любой аспект нашей современной культуры, - подумал бы, что он попал в страну каких-то безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью. Мы часто этого не учитываем, потому что живем в этом обществе и принимаем его как данное.

Некоторые из недавних исследователей нашей современной жизни назвали молодежь сегодняшнего дня поколением "мне", а наше время "веком нарциссизма", характеризуемым поклонением себе и обожанием самого себя, что мешает развиваться нормальной чело­веческой жизни. Другие говорят о "пластмассовой" вселенной или фантастическом мiре, где сегодня живет такое огромное количе­ство народа, неспособного стать лицом к реальности окружающего мiра или приспосабливаться к ней, или обратиться к своим внутренним проблемам. 

Когда поколение "мне" обращается к религии , что очень часто встречается за последние десятилетия, то это обычно бывает какая-то "пластмассовая" или фантастическая форма религии "самораз­вития" (где объектом поклонения остается "Я"), промывания моз­гов и контроля мыслей, обожествленных гуру или свами, поиска НЛО и "неземных" существ, ненормальных духовных состояний и ощущений. 3десь мы не будем рассматривать все эти явления, кото­рые большинству из нас, вероятно, хорошо знакомы, но лишь кос­немся того, как они воздействуют на православную христианскую духовную жизнь наших дней.

Нам важно осознать, когда мы пытаемся вести сегодня христи­анскую жизнь, что мiр, который создал наше избалованное время, предъявляет душе требования - в религии ли, мiрской ли жизни, - которые надо признать тоталитарными. Это легко разглядеть в получивших за последние годы столь широкую известность уродую­щих душу культах, которые требуют подчинения самозваному "свя­тому"; но это столь же очевидно и в мiрской жизни , когда человек сталкивается не с отдельным искушением здесь или там, а с посто­янным состоянием искушения в виде ли фоновой музыки, которая слышится везде - в универмагах, в учреждениях, в виде ли указате­лей и досок объявлений на городских улицах, рок--музыки, которая достигает также лесных тропинок и палаточных городков, или дома, где телевидение часто становится  тайным домоправителем , диктующим современные ценности, мнения, вкусы.  Если у вас есть малень­кие дети, вы знаете, насколько это верно; если они видели что-либо по телевизору, очень трудно бывает потом бороться с этим новым мнением, которое дано телевидением как авторитетное.

Смысл этого все-охватывающего искушения, нападающего сегод­ня на людей (вполне открыто в его мiрской форме, а в религиозных формах обычно более скрыто) заключается в следующем: живи се­годняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо! За этим смыслом слышен другой, более мрачный обертон, который открыто звучит только в официально атеистических странах, на один шаг опередивших в этом отношении свободный мiр. Действитель­но, мы должны осознать, что происходящее сегодня с мiром очень сходно - будь то за железным занавесом или в свободном мiре. Существуют различные его варианты, но атаки с целью завоевания наших душ очень сходны. В коммунистических странах, которые имеют официальную доктрину атеизма, вполне открыто говорят: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони  из души всякий страх Божий и почитание святынь, смотри на тех, кто еще верит в Бога в "старомодном стиле", как на врагов, которых надо уничтожать В качестве символа нашего беззаботного, гоняю­щегося за развлечениями, самообманывающегося времени можно было бы взять наш американский “Disпеу1аnd”, мы не должны про­глядеть за ним более зловещий символ, который показывает, куда в действительности движется поколение "мне": в советский ГУЛАГ, цепь концлагерей, уже управляющих жизнью почти половины мi­рового населения! (эта проповедь была сказана в 1982 г., когда еще была сильна коммунистическая система на огромных пространствах земного шара, но и сегодня, после крушения СССР и соц-лагеря, наблюдения о. Серафима не потеряли своей актуальности, а скорее стали более реальными и даже пророческими, т.к. незаметно выcтраивается новый лагерь, т.н. “нового мiрового порядка”, не менее опасный для человечества, п.ч. подлинная цель его строительства – воцарение антихриста – прим. ред. ЦВ).

  

2. Два ложных подхода к духовной жизни 

Но можно спросить, какое все это имеет отношение к нам, стара­ющимся вести, насколько мы можем, трезвую православную хрис­тианскую жизнь? Большое!

Мы должны осознать, что жизнь вокруг нас, как бы ненормальна она ни была, является тем местом, где мы начинаем нашу собственную христианскую жизнь. Какой бы мы ни сделали свою жизнь, каким бы подлинно христианским содержани­ем не наполняли ее, она все же несет на себе какой-то отпечаток “мне”-поколения, и мы должны быть достаточно скромны, чтобы признать это.

С этого и начнем.

Существуют два ложных подхода к жизни вокруг нас, которые многие принимают, думая, что это и есть образец, как должны по­ступать православные христиане. Один, наиболее распространенный подход - просто идти в ногу со временем: приспосабливаться к рок-музыке, современным модам и вкусам и всему ритму нашей джазовой современной жизни. Часто более старомодные родители мало соприкасаются с этой жизнью и живут более или менее от­дельно своей собственной жизнью, но они будут улыбаться, видя, как их дети следуют за новейшим безумством, и думать, что это нечто безвредное. Этот путь - полное несчастье для христианской жизни, эта смерть души. Некоторые могут все еще вести внешне пристойную жизнь без борьбы с духом времени, но внутренне они мертвы и умирают, и что печальнее всего, их дети заплатят за это различными психическими и духовными расстройствами и болез­нями, которые все более и более распространяются. Одним из лиде­ров у культа самоубийц, который столь эффектно закончил свое существование в Джоунстауне (1976 г. - прим. ред.) была юная дочь греческого православного священника; сатаническая рок-группа "Кiss" (буквально "поцелуй", но здесь сокращение от  Kids  In  Satans  Service, т.е. "ребята на службе сатаны" - прим. ред.) состоит из бывших русских православных юношей. Это лишь некоторые яркие примеры, большинство православных молодых людей не заходит так далеко, они лишь склоняются вместе с окружающими, с окружающим их антихристианским мiром и перестают быть примером хоть какого-то христианства для  окружающих.

Так нельзя! Христианин должен отличаться от мiра, и это должно быть одной  из основных вещей которые ему следует усвоить как часть своего Христианского воспитания. Иначе нет смысла называть себя христианином, особенно православным христианином. 

Ложный подход другой крайности - это то, что можно было бы назвать ложной духовностью. Поскольку переводы православных книг о духовной жизни становятся все более и более доступными, а православная терминология по духовной брани все более носится в воздухе, все большее и большее число людей толкует об исихазме, Иисусовой молитве, аскетической жизни, возвышенных молитвен­ных состояниях и о самых возвышенных из святых Отцов, вроде свв. Симеона Нового Богослова, Григория Паламы или Григория Синаита. Очень хорошо знать об этой действительно возвышенной сто­роне православной духовной жизни и почитать великих святых, которые на самом деле вели ее; но если  мы не будем иметь очень реалистического и очень смиренного сознания того, насколько все мы далеки от жизни исихастов и как мы мало подготовлены к тому, чтобы хотя бы приблизиться к ней, наш интерес к ней будет лишь еще одним из выражений нашего эгоцентрического пластмассово­го  мiра.

Сейчас есть очень популярные книги на эту тему. Действительно, римо-католики сами активно занимаются этими вопросами под православным влиянием, и оказывают влияние на других право­славных. Например, иезуитский священник о. Джордж Мэлони пи­шет книги на эти темы, и переводит свв.  Макария Великого и Симеона Нового Богослова и пытается сделать людей исихастами в их повседневной жизни. Они практикуют всевозможные виды "уединений", обычно "харизматических"; люди вдохновляются Св. Духом (якобы) и пробуют все виды аскезы, о которых мы знаем от святых Отцов и которые стоят намного выше того уровня, на кото­ром мы сегодня находимся. Есть одна  дама, Кэтрин де Хет Доэрти (на самом деле родилась она в России, а потом уже стала римо-католичкой), которая написала книги "Пустыня", "Молчание", - и пишет обо всем, что ей хотелось бы ввести в жизнь, таким образом, языком, будто она рекламирует новые конфеты. Это, конечно, очень несерьезно  и  несет на себе трагическое знамение нашего времени. Возвышенные вещи используются людьми, которые понятия не имеют о том, о чем они гово­рят. Для некоторых это лишь привычка или времяпровождение; для других, которые принимают это всерьез, дело может обернуться боль­шой трагедией. Они думают, что ведут возвышенную жизнь, а на самом деле они не смогли решить свои личные внутренние  проблемы. 

Позвольте мне подчеркнуть вновь, что следует избегать обеих этих крайностей - обмiрщения и сверх-духовности, но это не озна­чает, что мы не должны иметь реалистического представления о тех законных требованиях, которые предъявляет нам мiр, или что мы должны перестать почитать великих Отцов исихазма и пользовать­ся их разумными поучениями, или самим прибегать к Иисусовой молитве в соответствии с нашими обстоятельствами и возможнос­тями. Это лишь должно быть на нашем уровне, ближе к земле. Дело заключается в том  (и это сегодня абсолютно необходимо для наше­го понимания как православных христиан), что мы должны глубоко понять, в какие времена живем, как на самом деле мы мало знаем и чувствуем наше Православие, как мы далеки не только от святых древности, но даже от простых православных христиан, живших сто лет тому назад или даже одно поколение назад, и как сильно нам надо стремиться, чтобы сегодня просто выжить как православным христианам.

  

3. Что мы можем сделать 

Более конкретно: что мы можем сделать, чтобы приобрести это осознание, это понимание, и как мы можем сделать его плодотвор­ным в нашей жизни?

Я попытаюсь дать ответ на этот вопрос в двух частях: первая касается осознания окружающего мiра, который как никогда ранее в истории христианства стал нашим сознательным врагом, а вторая - нашего осознания Православия, которое, боюсь, большинство из нас знает намного меньше, чем следует, намного меньше, чем нам надо знать, если мы хотим сохранить его.

Во-первых, поскольку, хотим мы этого или нет, мы находимся в мiру (и его влияние сильно ощущается даже в таком отдаленном месте, как наш монастырь), мы должны смотреть на него и его ис­кушения твердо и реалистически, но не поддаваться ему; в част­ности, мы должны подготовить нашу молодежь к стоящим перед ней искушениям и как бы сделать ей прививки против этих иску­шений. Мы каждый день должны быть готовы ответить на влияние мiра принципами здорового христианского воспитания. Это означает, что все, что ребенок узнает в школе, дома должно прове­ряться и исправляться. Мы не должны думать, что то, что он узна­ет в школе, есть просто полезное или нечто мiрское, не имеющее никакого отношения к его православному воспитанию. Его можно научить полезным ремеслам и фактам (хотя многие школы в се­годняшней Америке позорно проваливаются и в этом; многие учи­теля рассказывают нам, что все, что им удается - это поддержи­вать порядок в классе, а об обучении и речи нет), но даже если он и приобретает это, его научат многим неправильным точкам зре­ния и идеям. Основное отношение и оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки, и конечно жизни и религии - должны, в первую очередь, идти не от школы, ибо все это в школе вы получите в смеси с современной философией; это в первую очередь должно идти от дома и Церкви, иначе он полу­чит неверное образование в сегодняшнем мiре, где общественное образование в лучшем случае носит характер агностический, а в худшем - атеистический или антирелигиозный. Конечно, в Советском Союзе ребенку все это навязывается силой без какой бы то ни было религии, но при активной программе воспитания атеиста.

Родители должны точно знать, чему учат их детей на разных об­щеобразовательных курсах, получивших в сегодняшних школах почти повсеместное распространение, и исправлять это дома, не только придерживаясь откровенной позиции по этому вопросу (особенно между отцами и сыновьями, что очень редко в современном обществе), но также четко выделяя его моральный аспект, чего совер­шенно нет в общественном образовании.

Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необ­ходимо), какой язык они слышат и каким языком пользуются сами, и давать всему этому христианскую оценку.

В тех домах, где не достает мужества выбросить телевизор из окна, его надо строго контролировать, и следить за тем, чтобы избе­жать отравляющего воздействия этой машины, которая стала глав­ным учителем антихристианских оценок и идей в самом доме, осо­бенно для молодых.

Я говорю о воспитании детей потому, что именно здесь мiр на­носит в первую очередь удары по православным христианам и воспитывает их по своему образцу; как только у ребенка сформировалось неправильное отношение, задача его христианско­го воспитания становится вдвойне трудной.

Но не только дети, но и все мы стоим перед лицом мiра, кото­рый пытается сделать нас антихристами посредством школы, теле­видения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на нас, особенно в больших городах. Мы должны понимать, что то, что вдалбливается в нас, исходит из одно­го источника - оно имеет определенный ритм, определенное идей­ное содержание: это идея самопоклонения, расслабления, наплева­тельства, наслаждения, отказа от малейшей мысли о другом мiре, которая навязывается нам в различных формах, фактически это обучение безбожию. Мы должны активно защищаться, зная, что имен­но мiр пытается сделать с нами, защищаться и таким средством, как формулируя и предавая гласности наш православный и христиан­ский ответ на это.

Откровенно говоря, наблюдая за тем, как православные семьи живут в сегодняшнем мiре и передают свое право­славие, может показаться, что эту битву чаще проигрывают, чем выигрывают. Число православных христиан, которые сохраняют в целости свое лицо, и не изменяются по образцу современного мiра, на самом деле очень невелико.

_Все же не следует рассматривать окружающий нас мiр как все­цело плохой. На самом деле, чтобы нам сохраниться как православ­ным христианам, мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в наших целях все, что есть в этом мiре поло­жительного. Здесь я рассмотрю несколько моментов, которые мы можем использовать в интересах нашего православного мiровоззрения, хотя непосредственно они ничего общего с Православием не имеют. 

Ребенок, который с детства приучен к хорошей классической музыке, душа которого развивалась под ее влиянием, не подвергает­ся искушениям грубого ритма, "рока" и других форм современной псевдо-музыки в той мере, в какой подвергается им выросший без музыкального воспитания. Такое музыкальное воспитание, по сло­вам некоторых оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме и поэзии и ощутивший ее воздействие на душу, т.е. получивший истинное на­слаждение, не станет легко приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее с хрис­тианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живо­писи и скульптуры, не вовлечется легко в извращения современно­го искусства и не будет тянуться к безвкусным  изделиям современной рекламы и порнографии.

Ребенок, который знает кое-что о мiровой истории, особенно времен христиан,  о том, как люди жили и мыслили, в какие ошибки и западни попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую  достойную славы жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет судить о жизни и философии  нашего времени, и  не станет слепо следовать за первой же философией или образом жизни, с которым столкнется.

Одна из проблем стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это означает, что ребенка лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как  люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая яркий пример детям. Чувство истории очень важно, и его надо прививать.

В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светс­кой культуры, - которая на Западе почти всегда имеет определен­ное религиозное и христианское звучание, получает намного боль­ше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой. Тот, кто обратился в православие сразу от "рок" культуры, и вообще всякий, кто думает, что он сможет сочетать Православие с культурой такого рода, должен будет пройти через многие страдания прежде, чем сможет стать действительно серьезным православным христианином, который способен передать свою веру другим. Без страдания, без понимания православные родители вырастят детей, которых пожрет современный мiр. Лучшая, мiровая культура, усвоенная соответст­вующим образом, очищает и развивает душу; популярная сегодняшняя культура уродует и деформирует души  и мешает им пра­вильно реагировать на зов Православия.

Поэтому в нашей битве против духа мiра сего мы можем использовать лучшее, что может предложить мiр, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мiре, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие, а мы уж должны этим воспользоваться.

 

4. Православное мiровоззрение 

Занимая такую позицию - видя в мiру как хорошее, так и плохое  мы можем иметь православное мiровоззрение, то есть жить с православным взглядом на всю жизнь, а не только на узкоцерков­ные вопросы.

Существует неверное мнение, которое, к сожалению, слишком уж распространено ныне, что достаточно иметь правосла­вие, ограниченное церковным зданием и нормальной "православ­ной" деятельностью типа молитвы в определенное время или кре­стного знамения; в остальном же, согласно этому мнению, можно жить как все, участвуя в жизни и культуре нашего времени без вся­ких проблем постольку, поскольку мы “не совершаем греха”.

Всякий, кто понял, насколько глубоко Православие и насколько глубоки обязанности серьезного православного христианина, а также какие обязанности накладывает на нас, какие тоталитарные требования предъявляет нам современный мiр, легко увидеть, как ошибочно это мнение. Или ты православный в любое время каждого дня, в любой жизненной ситуации, или же ты на самом деле вовсе не православный. Наше Православие открывается не только в наших строго религиозных взглядах, но во всем, что мы делаем и говорим. Большинство из нас почти не осознает христианской ответственности за мiрскую сторону нашей жизни. Человек с подлинно православным мiровоззрением любую часть своей жизни живет как православный.

Спросим здесь поэтому: как можем мы в нашей повседневной жизни питать и поддерживать православное мiровоззрение?

Первый и наиболее очевидный путь - быть в постоянном со­прикосновении с источником христианского питания, со всем, что Церковь дает нам для нашего просвещения и спасения: церковны­ми службами и святыми таинствами, Св. Писанием, житиями святых, писаниями свв. Отцов. Следует, конечно, читать книги, которые на­ходятся на твоем уровне понимания, и применять церковное уче­ние к своим собственным жизненным ситуациям и обстоятельствам, тогда они окажутся плодотворными, направляя и изменяя нас по-христиански. 

Hо часто эти основные христианские источники не оказывают на нас полного воздействия, или же вообще не воздействуют на нас, потому что мы не занимаем правильной христианской позиции по отношению к ним и к христианской жизни, которую они должны вдохновлять. Позвольте мне сейчас сказать слово о том, какой дол­жна быть наша позиция, если мы хотим получить от них подлинную пользу, и если они должны стать для нас началом подлинного пра­вославного мiровоззрения. 

Прежде всего, христианская духовная пища по самой природе есть нечто живое и питающее; если же наше отношение к ней но­сит чисто теоретический и книжный характер, то мы не получим от нее тех благ, которые она может дать. Поэтому, если мы читаем православные книги или интересуемся Православием для того только, чтобы получить информацию или чтобы хвастнуть своим знанием перед другими, мы не видим сути; если мы учим заповеди Божии и законы Его Церкви только для того, чтобы "правильно" поступать и судить о "неправильности" других, мы не видим сути. Они не просто должны оказывать влияние на наши идеи, но должны непосредственно касаться нашей жизни и менять ее. Во время любого великого кризиса человеческих дел те, кто полагается на поверхностное знание законов, канонов и правил, не могут выстоять. Сильными окажутся те, кому православное образование дало чувство того, что есть подлинное христианство, те, чье православие находится в сердце и способно затронуть другие сердца.

Нет ничего трагичнее, чем видеть человека, выросшего в Право­славии, имеющего понятие о катехизисе, читавшего жития святых, имеющего представление об общих целях Православия, понимаю­щего некоторые службы — и при этом не осознающего, что же про­исходит вокруг него! И он преподносит своим детям эту жизнь в двух категориях: одна — это как живет большинство, а вторая — как православные живут по воскресеньям и когда читают какой-ни­будь православный текст. Когда ребенка воспитывают таким обра­зом, он скорее всего не выберет Православия; оно станет очень малой частью его жизни, потому что современная жизнь очень со­блазнительная, слишком многие стремятся к ней, она подменяет действительность — если только человек не был научен тому, как защищаться от его вредного воздействия и как воспользоваться преимуществами того доброго, что есть в мiре .

В этом смысле наша позиция должна быть приемлемой и нор­мальной, т.е. она должна прилагаться к реальным обстоятельствам, а не быть плодом фантазии, ухода от жизни и отказа смотреть в лицо неприятным явлениям окружающего мiра. Слишком возвы­шенное и витающее в облаках тепличное Православие неспособ­но помочь людям в повседневной жизни, наш мiр достаточно же­сток, и своей грубостью ранит души; мы должны в первую очередь ответить трезвой христианской любовью и пониманием, оставляя Исихазм и высшие формы молитвы тем, кто способен их воспри­нять.]

Наша позиция не должна быть и эгоцентричной, а обращаться к ищущим Бога и духовной жизни. Сейчас везде, где есть сложившая­ся христианская община, есть искушение превратить ее в общество для взаимных поздравлений и восторгов от наших добродетелей и достижений, красоты наших церковных зданий и утвари, великоле­пия наших служб, даже чистоты нашего учения. Но истинная хрис­тианская жизнь, начиная с апостольских времен, была всегда неот­делима от того, чтобы делиться ею с другими. Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим. Но этот огонь подлинного Православия есть лишь нечто, что мы храним для себя и чем мы похваляемся, в то время как мы мертвые, погребающие мертвых, а именно в таком состоянии и находятся сейчас многие из наших православных приходов, даже те, где много молодежи, если они не вживаются глубоко в свою веру. Недостаточно сказать, что молодежь ходит в церковь. Нам надо спро­сить, что несут они туда, что выносят они из церкви, и если они не воспринимают Православие сердцем, смыслом своей жизни, тогда напрасно го­ворить, что они ходят в церковь.

В то же время наше отношение к людям должно быть отноше­нием любви и прощения. Сейчас в православную жизнь вкралась некоторая жестокость: "Это еретик, не общайся с ним", "этот, воз­можно, православный, но с уверенностью утверждать нельзя", "а вот тот явно шпион". Никто не станет отрицать, что Церковь сейчас окружена врагами, и что есть некоторые, кто не прочь воспользо­ваться нашим доверием. Но так было с апостольских времен, и в этом практическом отношении христианская жизнь всегда была чем-то рискованным. Но даже если иногда нами и пользуются, и мы должны проявлять осторожность, все же мы не можем отказаться от нашей основной позиции любви и доверия, без нее мы потеряем основу основ нашей христианской жизни. Мiр без Христа недовер­чив и холоден, но христиане, напротив, должны быть любящими и открытыми, а иначе мы потеряем соль Христову в себе и станем подобными мiру, годными лишь  для того, чтобы нас выбросили и попи­рали ногами.

Немного смирения при взгляде на себя помогло бы нам быть более великодушными и прощающими ошибки других. Мы любим осуждать других за странность их поведения; мы называем их "cuckoos" или "тронутыми новообращенными". Действительно, мы должны беречься по-настоящему неуравновешенных людей, кото­рые могут принести большой вред Церкви. Но какой православный серьезный христианин сегодня немного не "тронутый"? Мы не со­ответствуем обычаям мiра сего, а если и соответствуем им в сегод­няшнем мiре, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в мiру, и не может не казаться себе и другим немного «тронутым» В Совет­ском Союзе и многих других странах достаточно придерживаться идеала христианства не от мiра сего или креститься взрослым, что­бы попасть в сумасшедший дом, а эти страны торят дорогу всему мiру.

Поэтому не будем бояться, что в мiру к нам станут относиться как к несколько "тронутым" и будем продолжать хранить христи­анскую любовь и прощение, которое мiр никогда не сможет понять, но в которых в глубине сердца он нуждается и которых даже жаж­дет.

Наконец, наша христианская позиция должна быть - назову по недостатку лучшего слова - невинной. Ныне мiр придает большое значение сложности, житейскому опыту, "профессионализму". Пра­вославие не придает этим качествам никакой цены, они убивают христианскую душу. И все же эти свойства непрестанно проникают в Церковь и в нашу жизнь. Как часто приходится слышать, особенно от восторженных новообращенных, о желании доехать в боль­шие центры Православия, в соборы и монастыри, где собираются тысячи верующих и разговор повсюду идет на церковные темы, и можно почувствовать, как все же важно Православие. Это Право­славие есть лишь маленькая капля в ведре, если взглянуть на все общество в целом, но в этих больших соборах и монастырях столь­ко народа, что кажется, что Православие действительно преобладает. И как часто видишь этих людей в жалком состоянии после того, как они удовлетворили свое желание и возвратились из "великих цен­тров Православия" угрюмые и разочарованные, наслушавшиеся мiрских церковных сплетен, полные осуждения и озабоченные лишь тем, чтобы быть "православными", "соответствующими" и мiрски-опытными в вопросах церковной политики. Одним словом, они по­теряли свою невинность, свою неотмiрскость, были сбиты с толку из-за своей завороженности мiрской стороной церковной жизни. В разных формах это искушение встает перед нами всеми, и мы должны бороться с ним, не позволяя себе переоценивать в Церкви внешнее, но всегда возвращаясь к "единому на потребу" Христу и спасению наших душ от этого рода лукавого. Мы не должны закрывать глаза на происходящее в мiре и в Церкви - нам нужно знать это ради самих себя, но наше знание должно быть трезвым, простым и прямодушным, а не усложненным и мiрским.!

 

5.Заключение

Любому православному христианину, отдающему себе отчет в том, что происходит вокруг, ясно, что мiр приближается к своему концу! Знамения времени столь очевидны, что можно было бы сказать, что мiр стремительно рушится. Что же это за знамения?

1. Ненормальность мiра. Никогда подобные странные и неесте­ственные проявления и поступки не принимались как нечто само собой разумеющееся, как это происходит в наши дни. Лишь взгляните на окружаю­щий нас мiр: что пишут в газетах, какие фильмы демонстрируются, что идет по телевидению, что люди считают интересным и развле­кательным, над чем смеются - это просто ужасно. И есть люди, которые намеренно способствуют этому всему, конечно для своей собственной выгоды и потому, что это модно, потому что есть из­вращенное стремление к подобным вещам.

2. Войны и военные слухи, один более леденящий и безжалост­ный, чем другой, а все затмевается угрозой немыслимой ядерной войны, которую можно развязать нажатием на кнопку.

3. Повсеместные природные бедствия: землетрясения и появле­ние новых вулканов - новейший из них формируется недалеко отсюда, в Иосемитском заповеднике в центральной Калифорнии, которые уже меняют характер мiровой погоды.

4. Возрастающая централизация информации и власти над от­дельными людьми, в частности, представляемая установленным в Люксембурге гигантским новым компьютером, который способен хранить досье на каждого из живущих на земле; его кодовый номер "666", а те, кто с ним работают, прозвали его "зверь". Чтобы облег­чить работу таких компьютеров, американское правительство предполагает начать в 1984 году выдачу лицам чеков социального обезпечения с номером (включающим кодовое число 666), от­тискиваемым на правой руке или на лбу - именно это требование будет главным, согласно Апокалипсису (гл. 13), во время царствова­ния Антихриста. Конечно, это не значит, что первый, на ком оттис­нут 666, есть Антихрист или его слуга, но если это станет повсемес­тным, то кто сможет устоять? Сначала вы будете привыкать, а потом вас заставят поклоняться ему.

5.  Умножение лже-христов и лже-антихристов. Последний из кан­дидатов как раз этим летом (1982 - прим. ред.) потратил, вероятно, миллионы долларов, рекламируя по мiровому телевидению свое неминуемое явление, обещая дать в этот момент всем обитателям земли "телепатическое сообщение". Помимо всяких оккультных сил, которые могли быть вовлечены в это событие, нам уже достаточно известно о возможности подачи безсознательных сигналов по ра­дио и особенно по телевидению, а также о том, что по силам любо­му, обладающему техническими возможностями, врезаться в нор­мальные радио- и телесигналы, несмотря ни на какие законы против подобных действий.

6. Воистину зловещая реакция на новый фильм, о котором в Америке все говорят и который все смотрят - заставив­ший буквально миллионы внешне нормальных людей выразить свою преданность и любовь к герою, "спасителю из космоса", ко­торый, вполне очевидно, является демоном - явное приготовле­ние к поклонению грядущему Антихристу. (И, кстати сказать, ре­дактор по вопросам кино официальной газеты Греческой архиепископии в Америке, православный священник, от всей души рекомендовал этот фильм православным людям, говоря, что это за­мечательный фильм, который может научить нас любви, и все долж­ны посмотреть его. Есть четкое различие между людьми, пытаю­щимися понять, что происходит, и теми, кто просто увлекается общим настроением.)

Я мог бы и еще привести примеры и подробности вроде этой, но моя цель не запугать вас, а побудить осознать, что же происходит вокруг. Воистину, сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис совер­шается уже сейчас. И как печально видеть христиан, а еще больше - молодых людей, православную молодежь, над головами которых нависает эта немыслимая трагедия и которые думают, что они мо­гут в эти ужасные времена продолжать то, что называется "нормальной жизнью",  полностью участвуя в прихотях безумного, само­обольщающегося поколения, совершенно не подозревающего, что "рай дураков" в котором мы живем, должен вот-вот рухнуть, совершенно неподготовленного к тем отчаянным временам, которые нас ожидают. Сейчас уже вопрос состоит не в том, чтобы быть "хоро­шим" или "плохим" православным христианином, вопрос сейчас стоит так: сохранится ли наша вера вообще? У многих она не со­хранится; грядущий Антихрист будет слишком привлекательным, слишком соответствующим тому духу времени, тому мiрскому духу, к которому мы стремимся, чтобы большинство людей даже не узнало, что они потеряли свое христианство, поклонившись ему.

Но призыв Христа все еще идет к нам; давайте же начнем прислушиваться к нему. Самое ясное выражение этого призыва исхо­дит сегодня от порабощенного безбожного мiра, где есть реальные страдания за Христа и серьезность жизни, которую мы быстро теря­ем или уже потеряли. Один православный священник в Румынии, о. Георгий Кальччу, сейчас умирает в коммунистической тюрьме за то, что он осмелился призвать семинаристов и студентов отбросить слепую приверженность духу времени и выйти на работу Христову. Высказавшись о пустоте атеизма, он говорит современной молоде­жи::

«Я призываю вас к куда более высокому взлету, к полной само­отверженности, к акту отваги, бросающему вызов здравому смыслу. Я зову вас к Богу, к Тому, Кто превосходит мiр, чтобы вы смогли познать безконечный рай духовной радости, который вы ищете ощупью в вашем личном аду и который вы ищете даже в состоянии ненамеренного бунта... Иисус всегда любил вас, а теперь у вас есть выбор, чтобы ответить на Его призыв. Ответив, вы приуготовляетесь на то, чтобы пойти и принести плод, который сохранится. Чтобы быть пророком Христа в мiре, где вы живете. Чтобы любить ближ­него как самого себя и сделать всех людей своими друзьями. Чтобы каждым поступком возвещать ту единственную и безграничную любовь, которая возвышает человека от раба до друга Божия. Чтобы быть пророком этой освобождающей любви, которая избавляет от всяких уз, возвещая вам вашу чистоту, как только вы приносите себя Богу».

Отец Георгий, обращаясь к молодым людям, которые мало вдох­новлялись желанием служить Церкви Христовой, потому что при­няли мiрское мнение (обычное также и среди нас в свободном мiре), что Церковь есть лишь совокупность зданий или мiрская организации, - призывает их и нас к тому, чтобы более глубоко осоз­нать, что такое Церковь Христова, и что "формальное членство" недостаточно, чтобы спасти нас:

«Церковь Христова жива и свободна. В ней мы движемся и су­ществуем через Христа, Который есть ее Глава. В Нем мы имеем полную свободу. В Церкви мы познаем Истину, и Истина сделает нас свободными (Ин. 8, 32). Вы в Церкви Хистовой всегда, когда поднимаете кого-то, или подаете милостыню бедному, или посеща­ете больного. Вы в Церкви Христовой, когда вы милостивы и терпеливы, когда вы отказываетесь прогневаться на брата своего, даже если он и ранил ваши чувства. Вы в Церкви Христовой, когда вы молитесь: "Господи, прости его". Когда вы честно трудитесь на работе, возвращаясь домой усталым, но улыбающимся, когда вы воз­даете за зло любовью - вы в Церкви Христовой. Разве ты не ви­дишь, юный друг, как близко Царствие Христово? Ты Петр, и Бог созидает Свою Церковь на тебе. Ты камень Его Церкви, который ничто не может одолеть... Построим же Церковь нашею верою, Цер­ковь, которую не сможет разрушить никакая человеческая сила, Церковь, основа которой Христос... Чувствуй брата своего рядом! Никогда не спрашивай: “Кто это?” - Лучше говори: “Это не чу­жой, это мой брат. Он - Церковь Христова, так же, как и я”».

Имея в наших сердцах такой призыв, станем же по-настоящему принадлежать Церкви Христовой, Церкви Православной. Внешнего членства недостаточно, внутри нас должен произойти сдвиг, кото­рый сделает нас отличными от внешнего мiра, даже если этот мiр и называет себя христианским и даже "Православным". Будем же хранить и питать эти качества истинного православного мiровоз­зрения, о которых я говорил выше: живое, нормальное отношение, любящее и прощающее, не эгоцентрическое, сохраняющее нашу невинность и неотмiрскость даже при полном и смиренном созна­нии нашей греховности и силы окружающих нас мiрских соблаз­нов. Если мы воистину живем с этим православным мiровоззрени­ем, наша вера выдержит ожидающие нас удары и послужит источником вдохновения и спасения для тех, кто еще только будет искать Христа даже среди начавшегося уже крушения человечества.

Иеромонах Серафим (Роуз)

 

 


© Catacomb.org.ua