Всемiрный потоп в раскопках и преданиях
Протоиерей Анатолий Трепачко,
Благочинный Восточной части Северной Америки РПЦЗ

Протоиерей Анатолий Трепачко 

 

ВСЕМIРНЫЙ  ПОТОП

в раскопках и преданиях

 

 

Всемiрный потоп, гравюра Доре 

 

            “Как во дни перед потопом, ели пили,      

  женились и  выходили замуж до  того  дня,

  как  вошел  Ной  в ковчег, и не думали,

  пока  не  пришел потоп и не истребил

  всех”.

                                                  (Матф. глава IV, 38-39).

   “И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И сказал Господь: истреблю с лица земли  человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю... Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога. И сказал Господь Ною: сделай себе ковчег... С тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя и жены сынов твоих с тобою... Введи также в ковчег из всякаго скота, и из всех гадов... Из всех птиц... Из всех скотов... Из всех пресмыкающихся... По роду их... По паре войдут к тебе, чтобы остались в живых... Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются... Будет  она для тебя и для них... И сделал Ной все: как повелел ему Господь Бог.... И разверзлись все источники великой бездны.... И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... Вода на земле покрыла все высокие горы, какие есть под всем небом... И лишилась жизни всякая плоть. По прошествии сорока дней ( Ной) выпустил голубя... Но голубь возвратился в ковчег... Помедлив еще семь дней ( Ной) выпустил голубя.... Тот возвратился имея свежий масличный лист во рту....Ной узнал, что вода сошла с земли.... И остановился ковчег в седьмом месяце, на горах Араратских”. (Книга Быт., главы VI-VIII).

       Православная Церковь всегда учила, что библейское повествованiе о потопе есть подлинно историческое сказанiе, а не миф, легенда, полная восточной красоты и прелести.

       Совсем иначе смотрят на этот вопрос эволюционисты, материалисты, деисты, и некоторые богословы, вроде последоветелей Ново-Тюбингенской школы в Германiи, прадедом которых является Фердинанд Христиан Баур, утверждавший, что всемiрный потоп есть не что иное, как “ миф” очень древний, интересный и, вместе с тем, “наивно-детский”.

       Такой взгляд, также проводит Franz Delitzch в своей книге: A New Сommentary on Genesis. В этой книге приведен ряд ученых, которые разделяют мифологическую концепцию упомянутого автора. Эта точка зрения на всемiрный потоп во многих подорвала веру в святость и богооткровенность Библии, многих смутила, толкнула на путь всевозможных сомнений и отрицаний. В противовес книге Franz Delitzch-а, антрополог John C. Whitcomb и геолог Henry M. Morris написали книгу под заглавiем: The Genesis Flood, в которой авторы приходят  к заключению, к которому давно пришла вера -- всемiрный потоп есть факт, “историческое явление”, а не легенда!

       Чем же, собственно, вызвана такая реакция в науке по затронутому нами вопросу? Теми открытиями, какие имеют место в различных пунктах земного шара.

       В настоящее время наука остановилась перед следующим неразгаданным явлением: огромными собраниями  костей животных в расселинах скал в одной пещере африканской страны Бурундiи, на одиноко стоящей возвышенности, поднимающейся более чем на 100 футов над уровнем океана. В 1970-х годах там было найдено огромное количество костей животных, залитых отвердевшим меловым раствором. Здесь нашли кости тигра, рыси, волка, лисицы, барсука, носорога, слона, зайца, кабана, лошади, оленя и быка. Эти кости найдены в безпорядочном смешении. На них не видно следов зубов хищных животных и прикосновения к ним человеческих рук. Английский археолог Henry Howorth говорит, что все эти животные явились жертвой наводнения, внезапно нахлынувшего на это место и согнавшего самых разнообразных животных с огромного пространства в одну пещеру (The Mammoth  and the Flood). А присутствовавший при извлечении костей животных геолог Richard Rossman считает, что только теория всемiрного потопа может правдоподобно объяснить это явленiе (The Rocks and Fossils ).

       Подобные собрания костей животных находят и в других местностях земного шара. Своеобразно сохраненные природою остатки животных в пластах Сибири, как это замечает Alexander Humboldt, также показывают, что эти животные стали жертвой внезапной водной катастрофы, распространившейся с юга на дальний север. Шерсть, кожа и мясо животных найденных в Сибири, иногда на значительной глубине, так свежи, что будто они были только накануне умерщвлены (Kosmos). Такого рода находки были открываемы и на Аляске, в Южной и Северной Америке, в Австралии, в Азии. Все это, конечно, говорит о том, что жизнь этих животных была прекращена насильственно, какой-то   с т р а ш н о й   с и л о й,   вырывавшей также деревья и уносившей животных. И то, что мы находим кладбища животных повсюду, доказывает, что катастрофа имела не частный, а мiровой характер.

       К таким же выводам можно придти и на основе открытий в растительном мiре. Так, проф. Carl O. Dumbar свидетельствует, что в Германии, в отложениях пород, он находил отпечатки растений из восточной Индии и Южной Америки, что, по его замечанию, “нельзя иначе объяснить, как действием великой водной катастрофы. Той же катастрофою объясняется и образование растительного ископаемого каменного угля” (Historical Geology).

       Одним из самых убедительных и неопровержимых доказательств всемiрного потопа являются отложения ила и глины, встречающиеся на очень высоких возвышенностях, даже на остроконечных вершинах гор. Hermas, знаменитый и авторитетный исследователь Сибири, говорит, что, близ Якутска встречаются пласты ила и чистого песка, и добавляет, что это – остатки вод, которые затопляли когда-то всю поверхность Сибири до Северного моря. Тот же ученый замечает о громадном количестве березы, которая лежит  засыпанная в тундрах Сибири, и о находимых здесь животных из породы слонов; “ясно, – утверждает Hermas, – что слоны и деревья были когда-то принесены потопом с юга, из середины континента, к отдаленным окраинам севера”.

       Ни один религиозный или космогонический миф не носит такого универсального характера. Отсюда с необходимостью вытекает заключение, что всемiрный потоп представляет собою воспоминание о событии действительном и страшном, которое настолько сильно поразило воображение родоначальников человечества, что память о нем не изглаживалась и у их потомства. Это предание служит переходом от истории богов к истории смертных – индоевропейский Ману, греческий Девкалион, американский Тецпи или Кохкох. Все они напоминают о патриархе Ное и о всемiрном катаклизме, закончившем род допотопных гигантов, после которого снова возрождается человечество в лице трех сыновей Ноевых.

       “В числе преданий человеческих, – говорит  скептик Boulanger, – надо избрать одно, которого истина была бы всеми признана. Я не вижу ни одного, которое бы так повсеместно было принято, как рассказ о всемiрном перевороте, изменившем вид земного шара, и после которого начинается возрождение человеческих обществ; словом, потоп кажется мне настоящею эпохою в жизни народов. Факт этот подтверждается общим голосом, ибо его находят в преданiях всех народов и всех стран” (The Deep Interior).

       У греков было два сказания о потопе: одно из них мифологическое, воспетое поэтами, другоеже – более сходное с восточными преданиями. Последнее сохранилось в сочинениях Луциана и Плутарха. По этому последнему преданию, Девкалион устроил ковчег, вошел в него с женою и детьми, взял с собою по паре животных. Таков, по словам Луциана, разсказ исторический. Плутарх в своих “нравственных и философских сочиненiях” прибавляет, что в одном из приморских городов Сирии была учреждена церемония, повторявшаяся два раза в год в воспоминание о потопе, и что на нее стекались толпы народа из Сирии, Аравии и даже из стран, лежащих за рекой Евфратом. Статую Девкалиона носили на берег моря.

       Nicholas De Damasco в своей Historia, пересказывая то же предание, прибавляет, что ковчег остановился на горах Армении, следы его долго еще сохранялись, и народ ходил туда собирать остатки смолы, которой он был покрыт. Армянское предание называет одну из вершин Арарата, Масис, на которой остановился ковчег Ноя. Масис – собственно, армянское название высочайшей из армянских гор, известной под именем Арарат. У историка Iосифа Флавия в книге “Iудейскiя древности”  глава 10) сказано: “Говорят, что до сих пор видны остатки ковчега на горах Кордиенских, в Армении: некоторые приносят отсюда куски смолы, которой ковчег был обмазан, и которую употребляют, как предохранительное средство”.

       У Моисея Хоренскаго в его “Описании путешествия по Армении”  встречается любопытное сирийское предание о потопе: “после того, как вода стала убывать, ковчег дошел до вершины горы Сохойа, называемой сирийцами Сарарадом; тогда пошла ему навстречу пила-рыба и остановила его. Селение же у этой горы получило  название Темнис, что означает: восемь душ вышли из ковчега”.

       Новейшая археология тоже принесла свою дань Моисееву описанию всемiрнаго потопа. Бронзовые медали с изображением различных императоров были найдены в городе Апамее (Турция). Оборотная сторона медали у всех одинакова: “по воде плывет ковчег, в котором находятся мужчина и женщина; у обоих руки подняты, на крыше ковчега сидит птица; другая птица, держа в лапках масличную ветвь, парит над ковчегом” (Echkel: Doctrina, том III.)      

       Alexander Humboldt нашел у американских народов многочисленные изображения различных эпизодов первобытной жизни человека так, как она описана в Ветхом Завете. Вот как изображен потоп в этих иероглифических картинах: Тецпи или Кохкох (так называют американского Ноя) изображен плывущим по воде в ковчеге; подле него находятся его жена, дети, несколько животных и различные виды растений. Тецпи послал коршуна, который, найдя себе пищу, не возвратился; после нескольких попыток колибри  принесла в своем клюве ветку (Alexander Humboldt, Las Cordilleras, том II, сс 65-66).

       Конечно, замечательнейшее предание, относящееся несомненно к библейскому потопу, есть “ Предание халдеев”, переданное Иосифом Флавием и близко напоминающее библейский рассказ, хотя и лишенное нравственного значения, которое дает ему Библия. Ксисутрус, халдейский Ной, предвидя всеобщее разрушение, скрывает в городе Зипаре скрижали, на которых начертывает сказание о сотворении мiра и религиозные законы, которые и служат основанием халдейской мудрости. Предание халдеев удержало даже рассказ о скрижалях каменных, якобы начертанных Сифом и сыном его Еносом. Библейское сказание и рассказ Иосифа  Флавия несомненно имели один общий источник, т.е. устную передачу от Ноя и его сыновей их потомкам, разошедшимся по лицу земли.

       “Замечательно, – говорит Francis Lenormant, – что мы встречаем в Америке предания о потопе, необычайно близкие к библейскому повествованию и к халдейским преданиям” (The Babylonian Flood).

       Ученые не сомневаются теперь, что материк Америки населен туранским племенем, ранее других отделившимся от рода Иафетов, шедшим преимущественно на Восток и дошедшим до берегов Кореи и Китая, откуда Курильскими, Алеутскими, и, может быть, даже островами архипелагов Тихого  океана достигло Мексики и западного берега Южной Америки. Весьма вероятно, что поселенцы, переправившиеся в Америку, были передовым отрядом общего движения туранцев и потому сохранили в большой свежести воспоминания, унесенные в странствования. Иначе трудно объяснить, почему воспоминание о потопе живее и яснее в Америке, чем в монгольских племенах, которые, кроме калмыков, не имеют другого предания об этом событии, кроме заимствованных из Индии рассказов о Ману.

       Предание ацтеков, записанное Fernand-ом De Alba, говорит, что первый век жизни человечества закончился всемiрным потопом. Ной мексиканского катаклизма есть Кохкох, называемый некоторыми племенами Тецпи. Он спасается с женою своею в лодке, или, по другим сказаниям, на плоте из кедровых деревьев. Предание перуанских инков представляет еще разительнейшее сходство с библейским рассказом: Тецпи входит в просторный корабль с женою, детьми, многими животными и семенами, сохранение которых было необходимо для человечества.

       По другому преданию краснокожих индейцев, живущих по берегам великих озер Северной Америки, отец индейских племен, живущий на восходе солнца, получил во сне предуведомление, что великий потоп грозит земле. Тогда он построил плот, на котором спасся со своею семьею и всеми животными. George Catlin нашел среди великого племени мандалов предание, совершенно сходное с библейским, а именно, рассказ о ковчеге и голубице, возвратившейся с ветвью (The Deluge Story in Stone).

       Итак, все предания, как и мифология греков, помнят о Ное; назывался ли Девкалион, Кохкох или Сатурн – везде в его потомстве возрождается погибшее человечество, и везде, во всех преданиях, что особенно замечательно, он есть родоначальник нового племени, представитель новой жизни, в которой нет уже места чудовищным титаническим героям, в которых олицетворяется таинственное допотопное прошедшее; при нем начинается эра очеловеченных полубогов и героев, которые в преданиях всех народов признаются прямыми родоначальниками того поколения, которое принялось записывать мифологические сказания.

       Обратимся теперь к сказанию, записанному в книгах Откровения. Посреди неизмеримых для глаз волн океана, поглотившего все живущее на земле, носится одинокий корабль, в котором сохранены семена новой будущей земной жизни, и та семья, которой предназначено продолжить существование рода человеческого. Целый год находится Ной со своим семейством в ковчеге, и после приказания войти в ковчег, он не получает нового откровения, представленный, по-видимому, собственным силам. В этом нравственно-опасном положении Ной силою веры своей не впадает в отчаяние, а верит и надеется!

       Как Адам был первообразом каждого из падающих людей, так и Ной есть прообраз всех верующих, которые, несмотря на тоску ожидания и неизвестности, остаются верными Богу и находят силу бороться против осаждающих их искушений и мучительных сомнений, верят, что придет избавление и радость.

       Ковчег останавливается; птица приносит Ною радостную весть (предание везде повторяет это сказание); но Ной ждет повеления, потому что он без него не смеет занять обновленную землю. И, действительно, повеление, которое он получает, снова торжественно вручает не одному Ною, а всему человечеству землю; снова повторяется благословение множиться, снова дается власть человеку над животными. Текст Библии останавливает внимание читателя следующими словами: хотя (говорит Господь после жертвоприношения Ноя) “помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал” (Быт. VIII , 21); Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И не будет более вода потопом на истребление всякой плоти” (Быт. IХ, 13-15). Эти слова относятся ко всему человечеству и, особенно, к псевдо-ученым, отрицателям истории Ноя и всемiрного потопа!      

       В заключение отметим, что прежние близкие отношения человека к животным изменяются не только потому, что грехом он удалился от райской жизни, где животные окружали его, но еще потому, что умственное развитие человека продолжается, а животные остаются на своем уровне развития. Человек начал жить умом и надеждой в сфере, для животных не доступной, в сфере мысли, в сознании идеального мiра, к которому он стремился. Он стал менее понимать животную жизнь и окружающую его природу, потому что часть мысленных своих сил он устремлял на цели нравственные, на анализ своих ощущений, наконец, на устройство своих отношений к подобному себе.

       Более чем вероятно, что допотопный мiр не знал мяса; уменьшение длительности жизни людей после потопа указывает на то, что изменились и физические условия жизни; причем, возможно, что само долголетие патриархов намекает на отсутствие белковой пищи, заключающей в себе много азота, и которая, по утверждению современной медицины, способствует быстрому старению тканей.

       В истории царствия Божия особенно резко выдается различие между двумя большими ветвями рода человеческого. Семиты были до пришествия Господа нашего Iисуса Христа единственными хранителями чистых библейских преданий; одни они, в одном из племен семитских, получили обетования, и среди них явился Мессия. Затем их назначение в истории царствия Божия изменилось, и к источнику Жизни и Истины были приглашены все племена земные, но, прежде всех, им воспользовались иафетиды: греки, римляне, галлы, франки, руссы, аллеманы, готы и, что всего замечательнее, именно эти племена в своем развитии овладели землею и “вселились в селениях Симовых”, говоря словами священной книги Библiи.

                                                       

Протоиерей Анатолий Трепачко,

Благочинный Восточной части Северной Америки РПЦЗ

 

ОДИН ИЗ ОТЗЫВОВ НА СТАТЬЮ

“ВСЕМIРНЫЙ ПОТОП В РАСКОПКАХ И ПРЕДАНIЯХ”

       В «Православной Руси» была напечатана прекрасная статья иерея Анатолия Трепачко: “Всемiрный потоп в раскопках и преданиях”. Подобная статья – которая, смею сказать является частью большого исследования автора – вызывает ответные мысли. Автор ссылается и на некоторую известную ему литературу о сем предмете, и приводит интересные данные. Спасибо вам, всечестный отче Анатолие, за подобную статью. В ответ на нее я позволю себе высказать одну мысль.

       Несомненно, что история человечества прежде потопа имеет  в себе много таинственного и, вероятно, и не могущего быть выясненным. Кто это такие –“сыны Божии”? кто это “дщери человеческия”? Кто это были такие по своему физическому облику “исполины, иже от века, человецы именитии”, которые рождались в результате смешения между “сынами Божиими” и “дщерями человеческими”, которые своей красотой вызывали к себе вожделение оных “сынов Божиих” (Быт. гл. VI).

       То, что в Библии поминаются “гиганты”, т.е. великаны, это не удивительно: в те древние времена все было огромное: огромные ящеры, огромные животные, огромные деревья. Потом же всё или вымерло или же приняло небольшие размеры, и это опять же отразилось и в мифах, и в былинах.

       Всемiрный потоп, заливший всю землю, произошел в результате ужасающего устремления воды на сушу. В виде ужасающего дождя огромные массы воды затопили всю землю, и погубили все живущее  на ней. Блаженный Августин в одном своем сочинении упомянул, что со Всемiрным потопом погибло и то небо, которое Бог создал вначале. Это небо безвозвратно погибло вместе с потопом. Итак, как предполагают некоторые толкователи, весь земной шар был окутан плотными водяными массами, испарениями, или нечто в этом роде, что защищало землю от жгучего солнца, и в то же время создавало поразительную по красоте окраску неба в виде некоей непрестанной игры цветов спектра. Человечество после грехопадения не заслуживало пользоваться этой райской красотой и, по велению Божию, эти массы испарений в виде потоков дождя спали на землю и произвели Всемiрный потоп. Действительно, в Библiи говорится о водах, “Хвалите Его небеса небес, и вода, яже превыше небес” (Пс.148,4); “Благословите воды вся, яже превыше небес” (Дан. III, 60).

       Приходила мне и иная мысль в связи с прекрасной статьей о. Анатолия, именно: откуда на земле такое изобилие вод, без которых жизнь на земле была бы невозможна. Кругом нас, в известной нам вселенной, господствует полное безводие. Почему же на земле такое обилие воды в виде океанов, морей, рек и озер. Известно, что для лабораторного создания хотя бы одной капли воды требуется большое количество газов кислорода и водорода и большое количество энергии. Какое же безмерное количество потребовалось бы и того и другого газа для создания одного лишь озера, да и взрыв при создании воды не разрушил ли бы всю землю? Нет, тут творчество Божие шло иным путем: быть может, велением Его, божественной энергией была создана вода и весь материальный мiр, земля и воздух.

       Пример спасения Ноя, как и отмечает это о. Анатолий, является для нас удостовереннием о Божием провидении и поводом для нашей веры в милостивого и человеколюбивого Бога, любящего Свой мiр и Свое творенiе.

       Слава Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему во веки!

       Архимандрит Амвросий (Погодин)

 ---------------------------------------------------------------------------------------- 

 

Свято-Успенская церковь РПЦЗ, город Стаффорд (Виржиния, США):

39 Red Hill Dr Stafford,

VA 22554-1045,

Протоиерей Анатолий Трепачко, e-mail: franatolytrep@aol.com,

Дьякон Иоанн Трепачко, e-mail: nicktrep@aol.com,

Чтец Николай Трепачко, e-mail: trepatschkoj@aol.com  

Tel.: (540) 286-1657

 

Свято-Успенский православный интернет-узел РПЦЗ:

www.dormitionchurch.homestead.com

Проповеди, статьи и публикации Прот. Анатолия Трепачко: http://www.homestead.com/assumptionarticles/articles.html

 

 


© Catacomb.org.ua